Пояснительная записка Целью уроков музыки в 8 классе является расширение представлений о вечных темах классической музыки и их претворении в произведениях различных жанров, о взаимопроникновении серьезной и легкой музыки



Скачать 285.02 Kb.
Дата09.05.2016
Размер285.02 Kb.
Пояснительная записка

Целью уроков музыки в 8 классе является расширение представлений о вечных темах классической музыки и их претворении в произведениях различных жанров, о взаимопроникновении серьезной и легкой музыки. Вопросы о соотношении двух сфер музыки серьезной и легкой, о предназначении музыки в выражении общечеловеческих ценностей – это те важные проблемы, которые решаются учителем и учащимися в процессе уроков. Современность музыки, сила ее воздействия на духовный мир поколений слушателей будет проверяться от урока к уроку, формируя личностную позицию учащихся и влияя на слушательский опыт школьников.

В 8 классе для реализации содержания государственного образовательного стандарта и сохранения преемственности в выборе программ рекомендуется в 2014/2015 учебном году в 8 классе закончить программу Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. 3-е издание. – Москва: Просвещение, 2006год) в уплотненном варианте – в объеме 17 часов.

Содержание раскрывается в следующих учебных темах: «Взаимопроникновение серьезной и легкой музыки» и «Великие наши современники». Тема первой четверти «Современность в музыке» включает в себя музыкальный материал тем «Что значит современность в музыке» и «Наши великие современники». Изучение тем строится на основе жанрового (соната, симфония, опера, камерные жанры), интонационно-стилевого (русская классическая школа, западная музыка, духовная музыка), эмоционально-образного подходов к изучению музыкального искусства. Важно, чтобы школьники почувствовали своеобразие творческого стиля композитора, неповторимость его музыкального подчерка, проявили свое отношение к художественно-образному и духовно-ценностному строю музыкальных произведений, написанных композиторами разных эпох и национальностей. В рамках этой четверти обобщается учебный материал всех лет обучения музыке. Творчество Баха, Бетховена, Мусорского, Прокофьева изучается с точки зрения нравственно-ценностного подхода: как размышление о вечных вопросах бытия, рождающее глубокие чувства и способствующие нравственному росту слушателей. Песенный материал этой четверти основан на бардовских песнях и песнях отечественных композиторов-песенников.

Тема второй четверти «Взаимопроникновение серьезной и легкой музыки» включает в себя материал темы «Музыка серьезная и музыка легкая». Во второй четверти учащиеся изучают взаимодействие легкой и серьезной музыки на основе их взаимопроникновения и взаимовлияния. Необходимо, чтобы учащиеся поняли различие между значениями термина «легкая музыка»: музыка легкая по содержанию и музыка легкая для восприятия. Танцевальная и песенная музыка изучается с точки зрения критического и нравственно-ценностного подходов.

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:



  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089; 3-е издание авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2006год);

  • утвержденный приказом Министерства образования и науки России федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  • требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Данная рабочая программа разработана на основе 3-го издания авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка». (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2006 год). При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации. В связи с отсутствием учебников частично используются учебно-методические комплекты других авторов (Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. «Музыка» 6-7 класс; Алеев В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н. «Музыка» 7 класс) и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, методический журнал «Музыка в школе», дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке). В связи с тем, что в базисном учебном плане 2004 г. на изучение предмета отведено 17 часов вместо 35 часов, учебный материал по программе Кабалевского Д.Б. «Музыка» изучается в уплотненном варианте.

Содержание уроков в 8 классе направлено на реализацию следующих содержательных единиц государственного образовательного стандарта:



  • по предмету «Музыка» - «Стилевое многообразие музыки»; «Джаз (Амстронг Л., Утесов Л.): спиричуэл, блюз. Симфоджаз (Гершвин Д.)»; «Творчество композиторов-песенников (Дунаевский И.О., Александров А.В.)»; «Многообразие современной популярной музыки: основные жанры, стили, направления»; «Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве Мусоргского М.П., Чайковского П.И., Прокофьева С.С.»;

  • по предмету «Искусство» - «Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности»; «Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в музыке»; «Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Запада и Востока».

В связи с поэтапным переходом с 01.09.2006 года всех общеобразовательных учреждений на новый учебный план и федеральный компонент государственного образовательного стандарта 2004 года и в связи с освоением новых содержательных тем в программе 8 класса обновлен и добавлен следующий музыкальный материал:

  • творчество отечественных композиторов-песенников, ставшее «музыкальным символом эпохи» (М. Дунаевский, А. Петров, Б. Окуджава, по выбору учителя);

  • многообразие современной популярной музыки: основные жанры, стили, направления (бардовская песня, эстрадная песня, рок-музыка, джаз, рок-опера и т.д.).

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования, разработанные Д.Б. Кабалевским, Л.В. Горюновой, А.А. Пиличаускасом, Э.Б. Абдуллиным, Г.П. Сергеевой:

  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

  • метод эмоциональной драматургии;

  • метод интонационно-стилевого постижения музыки;

  • метод художественного контекста;

  • метод создания «композиций»;

  • метод перспективы и ретроспективы;

  • метод проектов.

В 8 классе продолжается работа учащихся над исследовательской проектной деятельностью. Современный проект учащихся – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Для исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы: «Зачем сегодня классическая музыка?»; «Музыка на века – миф или реальность?», «Мои великие современники», «Может ли музыка говорить о Вечном?» и др.

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.




Учебно-тематический план программы для 8 класса


п/п

Тема урока

Кол. час.

Формы контроля




«Современность в музыке»

10 ч.




1

Отражение вечных, общечеловеческих ценностей в музыке

1ч.




2

Автобиографическая соната Л. Бетховена

1ч.

Проектные задания

3

Взаимопроникно-вение серьезной и легкой музыки в симфонии П.И. Чайковского

1ч.

Викторина по творчеству П.И. Чайковского

4

Взаимопроникновение музыкальных культур

1 ч.




5-6

Урок-монография по творчеству М.П. Мусоргского

2ч.

Викторина по творчеству М.П. Мусоргского

7

Связь времен в музыке

1ч.

Викторина по творчеству С.С.Прокофьева

8

Урок – путешествие «Прогулка по Москве – прошлое и настоящее рядом»

1ч.

Викторина по стилям музыки

9-10.

Урок-диспут «Музыка будущего и настоящего»

2ч.

Защита проектов




II четверть «Взаимопроникновение серьезной и легкой музыки»

7ч.




1

Танцевальная музыка – легкая или серьезная?

1ч.




2

Серьезная и легкая

рок-музыка



1ч.

Защита проектов

3

Истоки и современность джазовой музыки

1ч.

Защите проектов

4

Контрастные противопоставления в оперном жанре

1ч.




5

Слияние двух стилей в музыке симфоджаза

1ч.




6

Взаимодополнение легкой и серьезной музыки

1ч.




7

Взаимовлияние серьезной и легкой музыки

1ч.

Обобщающий урок-диспут




ИТОГО

17 ч.






Календарно-тематический план программы для 8 класса




Дата

Тема урока

Основное содержание урока

Музыкальный материал урока

I четверть «Современность в музыке»

1




Отражение вечных, общечеловеческих ценностей в музыке

Фуга - высшая форма полифонии. Музыка Баха как выражение огромной жизненной силы и энергии.

Характерные черты эпохи барокко и творчества И.С. Баха



1. И.С. Бах «Токката и фуга» ре минор

2. Б. Окуджава «Музыкант»

3. М. Дунаевский «Карусель-земля» или «Песенка о непогоде»


2




Автобиографическая соната Л. Бетховена

Автобиографичность «Сонаты №14» Л. Бетховена. Постижение жизненного содержания музыки через моделирование проблемной ситуации.

Характерные черты творчества Л. Бетховена. Особенности сонаты как жанра камерной музыки. Сонатная форма.



1. Л. Бетховен «Соната №14»

2. Песни о любви по выбору учителя

3. М. Дунаевский «Карусель-земля» или «Песенка о непогоде»


3




Взаимопроникно-вение серьезной и легкой музыки в симфонии П.И. Чайковского

Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве П.И. Чайковского. Взаимопроникновение образов серьезной и легкой музыки в симфонии П.И. Чайковского.

1.Викторина по творчеству П.И. Чайковского,

2. П.И. Чайковский «Симфония №4», 3 часть

3. А. Петров, сл. Шпаликова «Я шагаю по Москве»


4




Взаимопроникновение музыкальных культур

Воплощение баховского стиля в музыке бразильского композитора XX века Э. Вила-Лобоса.. Взаимопроникновение музыкальных культур. В чем современность музыки И.С. Баха? Песенное творчество отечественных композиторов.

1.Э. Вила-Лобос «Ария» из «Бразильской бахианы №5»

2.И.С. Бах «Ария» из «Мессы» си минор

3. А. Петров, сл. Шпаликова «Я шагаю по Москве»


5-6




Урок-монография по творчеству М.П. Мусоргского

Проблема взаимодействия личности и общества, власти и совести в опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов». Психологизм образа Бориса Годунова в опере. Особенности оперного жанра. Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве Мусоргского М.П. Роль и место русской народной песни в опере. Воплощение образа народа средствами музыки.

1.Викторина по творчеству М.П. Мусоргского. 2.М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов»: «Ариозо Бориса», «Сцена смерти Бориса», «Сцена под Кромами»

3.М.П. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»

4.Р.н.п. «Исходила младешенька»

3. А. Петров, сл. Шпаликова «Я шагаю по Москве»



7




Связь времен в музыке

Отличительные черты творчества Прокофьева С.С. Особенности жанра симфонии. Воплощение жанра симфонии в творчестве Прокофьева С.С.

1.Викторина по творчеству

С.С. Прокофьева

2.С.С. Прокофьев «Классическая симфония»

3.В. Митяев «Весеннее танго»



8




Урок – путешествие «Прогулка по Москве – прошлое и настоящее рядом»

Многообразие музыкальных жанров и направлений в русской музыке. Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки.

Определение характерных черт разных направлений и жанров вокальной музыки: светской и духовной, фольклора, бардовской песни, творчество отечественных композиторов-песенников



1.Духовная музыка:

А. Бортнянский «Херувимская»,

С. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся»

2. Русская народная песня по выбору

3. Романсы по выбору

4. А. Петров, сл. Шпаликова «Я шагаю по Москве»

5. Бардовская песня: С. Никитин

«Александра»



9-10




Урок-диспут «Музыка будущего и настоящего»

Защита проектов по темам: «Зачем сегодня классическая музыка?»; «Музыка на века – миф или реальность?», «Мои великие современники», «Может ли музыка говорить о Вечном?»

Музыкальные произведения по выбору учащихся

II четверть «Взаимопроникновение серьезной и легкой музыки»

1.




Танцевальная музыка – легкая или серьезная?

Возможность сосуществования легкой и серьезной музыки. Вальс как жанр камерной музыки. Музыкальное оформление спектакля как способ передачи художественной идеи автора.

1.М. Глинка «Вальс-фантазия»

2.А. Хачатурян «Вальс»

из музыки к драме Лермонтова «Маскарад»

3.И. Штраус «Вальс» по выбору

4.Рок-опера А. Рыбникова «Юнона и Авось»: «Песня о шиповнике», «Я тебя никогда не забуду»


2.




Серьезная и легкая

рок-музыка



Многообразие современной популярной музыки: основные жанры, направления, стилевые характеристики.

1.Рок-музыка: творчество «Битлз»

2.Эстрадная песня: Деланоэ-Паллавиччини «Чао, бомбино»

3.Рок-опера А. Рыбникова «Юнона и Авось»: «Песня о шиповнике», «Я тебя никогда не забуду»


3.




Истоки и современность джазовой музыки

Взаимодействие легкой и серьезной музыки. Определение джаза. Истоки джаза (спиричуэл, блюз). Импровизационность джазовой музыки. Джазовые обработки.

1.Спиричуэлс «Молитва»

2.Л. Армстронг «Блюз Западной окраины»

3.Рок-н-ролл «Роллем Пит»

4.И. Миллс-Д.Эллингтон «Караван» в исп.джаз-оркестра п/у Л.Утёсова

5. Д. Гершвин «Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс»

6.М. Минков, сл. Иванова «Спасибо, музыка» из к/ф «Мы из джаза»



4.




Контрастные противопоставления в оперном жанре

Контраст в опере, способы его моделирования средствами музыки. Жанр оперы. Роль легкой музыки в воплощении трагических контрастов оперы Верди и в изображении музыкальной характеристики героя

1.Д.Верди. Песенка Герцога, финальная сцена из оперы «Риголетто»

2.М. Минков, сл. Иванова «Спасибо, музыка» из к/ф «Мы из джаза»



5.




Слияние двух стилей в музыке симфоджаза

Симфоджаз как стиль музыки, вобравший в себя черты негритянской народной музыки и приемы европейского симфонизма. Характерные черты творчества Д. Гершвина

1.Д. Гершвин «Концерт» для фортепиано с оркестром

2.Д. Гершвин «Голубая рапсодия»

3.В. Берковский «Каждый выбирает по себе»


6.




Взаимодополнение легкой и серьезной музыки

Интерпретация музыки. Современное прочтение драматургии оперы Ж.Бизе через усиление танцевальности и трагических контрастов. Сравнительный анализ фрагментов из «Кармен-сюиты» и оперы Бизе на основе жанрового и стилевого подходов

1.Ж. Бизе «Хабанера», «Сцена гадания», «Увертюра» из оперы «Кармен»

2.Р. Щедрин «Кармен - сюита»: «Вступление», «Хабанера», «Сцена гадания»

3.В. Берковский «Каждый выбирает по себе»


7.




Взаимовлияние серьезной и легкой музыки

Исполнение музыки как искусство интерпретации. Современные обработки классических произведений и фольклора.

1.Классические произведения в обработке современных исполнителей

2.И.С. Бах «Шутка» в исполнении ансамбля «Свингл Сингерс»

3.Ф. Шуберт «Аве Мария» в исполнении оркестра П. Мориа

4.Творчество В. Мэй

5.Творчество ансамбля «Русская песня»




Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Знать/понимать:

  • понимать высокохудожественное, нравственное и духовное начало лучших образцов классической музыки;

  • иметь представление о жанровых, эмоционально-образных, стилевых особенностях легкой и серьезной музыки;

  • иметь представление о приемах взаимодействия и взаимовлияния легкой и серьезной музыки, как в отдельном произведении, так и на уровне жанра;

  • знать направления современной музыки

  • знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений (Баха И.С., Моцарта В.А, Бетховена Л., Шопена Ф., Глинки М.И., Чайковского П.И., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В.).


Уметь:

  • определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, духовная, современная;

  • владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных произведений;

  • анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

  • раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;

  • развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;

  • проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.


Пояснительная записка

Изучение музыкальной культуры родного края является важной составляющей частью школьного музыкального образования, на изучение регионального содержания выделяется 10-15% учебного времени, что создает условия для творчества учителя, свободного выбора форм и методов обучения, дифференциации образовательного процесса.



Введение регионального содержания в изучение предмета «Музыка» имеет целью изучение историко-культурного единства региона и направлено на воспитание интереса и бережного отношения к музыкальной культуре родного края, приобщение к национальной культуре русского народа. Осмысление идей, заложенных в памятниках живописи, музыки и литературы рождает чувство причастности к русской истории, дает ощущение единения с национальной культурой, позволяет понять процесс развития отечественного искусства как части мирового художественного процесса. Восприятие высоких ценностей, созданных композиторами и музыкантами на всем протяжении развития русского искусства, ведет к познанию самобытности русского искусства, к проблеме национального художественного наследия, что ведет к формированию гражданского самосознания, духовности и культуры у учащихся.

Музыкальная культура Ярославского края имеет многовековую историю: это культурное наследие, запечатленное в фольклоре народных мастеров, в народных традициях и обрядах; на Ярославской земле прошли детство и юность великого русского поэта Н.А. Некрасова, на чьи стихи написаны прекрасные песни и романсы; здесь родина певца-«золотого тенора» Л.В. Собинова и священника-композитора В. Зиновьева, видного деятеля культуры Н.Н. Алмазова. Современная музыкальная жизнь Ярославля достаточно насыщена и разнообразна: в области существует большое количество музыкальных коллективов, таких как симфонический оркестр филармонии под руководством М. Аннамамедова, оркестр русских народных инструментов «Струны России» под руководством Е. Агеева, камерный ансамбль «Барокко» под руководством И. Попкова, ансамбли русских народных инструментов «Серпантин», «Скоморошина», профессиональная хоровая капелла «Ярославия», хор камерной музыки «Глас». В Ярославской области ежегодно проводятся фестивали: международный фестиваль хоровой и колокольной музыки «Преображение», Собиновский фестиваль оперной музыки, международный фестиваль «Джаз над Волгой», международный фестиваль органной музыки им. Л.И. Ройзмана, международный фестиваль «Искусство движения», фестиваль духовной музыки имени В. Зиновьева.

Целью изучения регионального содержания в изучении предмета «Музыка» является воспитание интереса и бережного отношения к музыкальной культуре родного края, приобщение к национальной культуре русского народа.

Основными задачами, решаемыми в процессе изучения регионального содержания при изучении предмета «Музыка», являются следующие:

  • расширить знания учащихся о музыкальной культуре родного края, культурных традициях и обычаях местных жителей;

  • способствовать формированию познавательной и нравственной культуры учащихся;

  • способствовать формированию национального самосознания, воспитанию любви и интереса к музыкальной культуре родного края;

  • способствовать развитию навыков исследовательской деятельности;

  • способствовать активному участию школьников в культурной жизни региона.

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;

  • федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 № 1089;

  • примерная программа основного общего образования по предмету «Музыка».

Данная рабочая программа разработана на основе государственного образовательного стандарта и реализует следующие содержательные единицы стандарта: «панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре; конкурсы и фестивали юных музыкантов как формы творческого самовыражения учащихся и демонстрации их достижений в области музыкального искусства как возможность открытия новых дарований; знакомство с творчеством региональных музыкальных коллективов и солистов – исполнителей народной, академической и эстрадной музыки; раскрытие панорамы современной музыкальной жизни страны и мира на примере ознакомления с исполнительским искусством наиболее признанных участников центров отечественной (в том числе региональной) музыкальной культуры и музыкального образования».

Данная рабочая программа рассчитана на 17 часов.

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:


  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

  • метод эмоциональной драматургии;

  • метод интонационно-стилевого постижения музыки;

  • метод художественного контекста;

  • метод перспективы и ретроспективы;

  • метод проектов.

В качестве песенного материала, используемого на уроке, предлагаются песни ярославских композиторов, которые были признаны лучшими в конкурсе на создание песен о Ярославле «Песня моя Ярославлю», проводимом в рамках подготовки к 1000-летию Ярославля.

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.


Учебно-тематический план краеведческого модуля

«Музыкальные традиции Ярославского края»

для 8 класса основного общего образования



Тема урока

Кол-во часов

Формы контроля

1.

Путешествие по музыкальному Ярославлю – прошлое и настоящее

1ч.

Викторина «Знаете ли вы музыкальные традиции Ярославля?»

2.

Фольклорные традиции Ярославля

1ч.




3.

Творческий проект «Ярославская частушка»

1ч.

Защита проектных заданий

4.

Традиции ярославских и ростовских колокольных звонов

1ч.

Музыкальная викторина на определение видов колокольных звонов

5.

Творчество В. Зиновьева

1ч.




6-7.

Л.В. Собинов – «золотой тенор России».


2ч.

Подготовка «Музыкальной гостиной» на тему: «Творческий портрет Л.В. Собинова»

8.

Знаменитые музыканты Ярославской земли

1ч.




9-10.

Обобщающий урок

2ч.

Защита проектных заданий

11.

Ярославский симфонический оркестр и знаменитые ярославские дирижеры

1ч.




12.

Ярославский орган и творчество Л. Шишхановой

1ч.




13.

Музыкальные коллективы Ярославля

1ч.

Сообщения о творческой деятельности музыкальных коллективов Ярославля

14.

Уникальный музей Джона Мостославского «Музыка и время».

1ч.

Эссе на тему «Удивительный мир старинных инструментов»

15-16.

Обзор современной культурной жизни Ярославля

2ч.

Составление афиши «Культурная жизнь современного Ярославля».

Рецензия или эссе на посещение концерта и т.д.



17.

«Всему начало здесь…».

2ч.

Защита проектных заданий




Итого:

17 ч.






Поурочное планирование краеведческого модуля

«Музыкальные традиции Ярославского края»

для 8 класса основного общего образования



Дата

Тема урока

Основное содержание урока

Материал урока

1.




Путешествие по музыкальному Ярославлю – прошлое и настоящее

Культура и искусство Ярославского края 12-16 в.в. Ярославские музыканты-самородки 19 в. (И.Е. Молчанов, А.О. Бантышев). Музыкальная жизнь Ярославля: общество любителей музыкального и драматического искусства; организация Ярославского хорового общества; открытие музыкальных классов; создание симфонического оркестра. Знаменитые музыканты и исполнительские коллективы, прославившие своим искусством Ярославскую землю.

Викторина «Знаете ли вы музыкальные традиции Ярославля?»



1. И.Е. Молчанов "Было дело под Полтавой".

2. Просмотр видеофильма об истории Ярославля.

3. Песня об Ярославле по выбору учителя.

4. Распределение тем проектов, формирование рабочих групп по проектам.


2.




Фольклорные традиции Ярославля

Музыкальный фольклор Ярославля - драгоценное наследие нашего прошлого. Отражение жизни Ярославля и образов ярославцев в народных песнях. Музыкальное воплощение в фольклоре творчества великих ярославских поэтов Л.Н. Трефолева, И.3. Сурикова, Н.А. Некрасова («Песня о камаринском мужике», «Коробейники»). Собиратели ярославского музыкального фольклора.

1. Песни на стихи Н.А. Некрасова («Коробейники», «Огородник», «Меж высоких хлебов затерялося»), И.3. Сурикова («Уродилась я, как былинка в поле»), Л.Н. Трефолева («Песня о камаринском мужике»).

2. Произведения в исполнении современных ансамблей «Седьмая вода», «Серпантин», «Скоморошина» и т.д.



3.




Проект «Ярославская частушка»

Характерные особенности русской частушки: шуточный или сатирический характер, простота и повторение музыкальных фраз; использование зачинов и припевов; применение параллелизмов, образов-символов, интересных рифм и.т.д. Всенародная любовь к жанру частушки. Особенности современной ярославской частушки.

Творческий проект «Сочини ярославскую частушку».



1.Частушки в исполнении ярославского ансамбля «Веселые ребята».

2. Конкурс частушек собственного сочинения

3. Песня об Ярославле по выбору учителя.


4.




Традиции ярославских и ростовских колокольных звонов

История развития колокольных звонов на Руси. Производство и литье колоколов (на примере деятельности Тутаевского колокольного завода). «Золотой век» культуры Ярославского края: ярославское храмовое зодчество 17 века и его характерные особенности. Колокольные звонницы Ярославля и Ростова Великого. Виды колокольных звонов (набат, благовест, перезвон, трезвон) и их метроритмические особенности. Колокольные звоны – главная и неповторимая особенность фестиваля “Преображение”. Ярославская школа колокольного искусства.

1.Музыкальная викторина на определение видов колокольных звонов.

2.«Ростовские звоны» (Георгиевский, Иоакимовский, Ионин, Арсениевский звоны и т.д.).

3.Русская народная песня «Вечерний звон».

4. Песня об Ярославле по выбору учителя.





5.




Творчество В. Зиновьева.

Музыкальный талант В. Зиновьева. Духовная деятельность В. Зиновьева в Ярославле: регент архиерейского хора, создатель и руководитель капеллы Сретенской церкви, настоятель Троицкой церкви Николаевского детского приюта. Педагогическая и музыкальная деятельность В. Зиновьева. Авторство музыки в песне «Вечерний звон». Мировое признание творчества В. Зиновьева. Ярославский ежегодный фестиваль хоровой музыки имени священника Василия Зиновьева.

1. В. Зиновьев «Херувимская».

2. В. Зиновьев «Верую» (молитва перед причащением).





6-7.




Л.В. Собинов – «золотой тенор России»

Экскурсия в доме-музее Собинова Л.В.



Основные этапы творческого пути Собинова Л.В. Прекрасные музыкальные способности и необычайная одаренность Собинова Л.В., его любовь к музыке, театру и пению. Блестящая карьера в Большом и Мариинском императорских театрах. Концертные сезоны в миланском театре «Ла Скала». Многогранность таланта Собинова Л.В. Творческий стиль певца.

Знакомство с жизнью Собинова Л.В. на основе исследований, дневников, писем Собинова Л.В., воспоминаний о нем.



Произведения в исполнении Собинова Л.В.:

1.Ариозо Ленского из оперы Чайковского П.И. «Евгений Онегин».

2.Каватина Берендея из оперы Римского-Корсакова Н.А. «Снегурочка».

3.Романсы Глинки М.И., Рахманинова С.В., Чайковского П.И.

4. Песня об Ярославле по выбору учителя.



8.




Знаменитые музыканты Ярославской земли

Музыкальные таланты ярославской земли (И.В. Попков, А.И. Колбешин, В.А. Челноков, А.А. Савельев, Н.И. Аязян, Я.Л. Казьянский, А. Хрипкова и т.д.): этапы творческой деятельности, мастерство исполнителей и композиторов, творческие достижения.

1.Музыкальные произведения в исполнении И.В. Попкова, А.И. Колбешина, Н.И. Аязян, А. Хрипковой.

2. Музыкальные произведения В.А. Челнокова, А.А. Савельева, Я.Л. Казьянского.

3. Песня об Ярославле по выбору учителя.


9-10.




Обобщающий урок

«Музыкальная гостиная» на тему: «Творческие портреты современных музыкантов Ярославской земли».

Музыка по выбору учащихся

11.




Ярославский симфонический оркестр и знаменитые ярославские дирижеры

Создание оркестра в 1944 году, основные этапы становления оркестра. Интересные проекты и музыкальные программы коллектива. Дирижеры, руководившие симфоническим оркестром в разные годы (А.Е. Уманский, Ю. Аранович, В. Барсов, И. Головчин, В. Вайс и другие). М. Аннамамедов, Народный артист РФ, лауреат премий им. Л. Собинова и Фонда И.  Архиповой, - художественный руководитель и главный дирижер оркестра. Видные музыканты современности о творчестве М. Аннамамедова.

1. Музыкальные произведения в исполнении ярославского симфонического оркестра

2. Песня об Ярославле по выбору учителя.




12.




Ярославский орган и творчество Л.Б. Шишха-новой

История появления органа на Руси. Установление органа в Ярославской филармонии в 1975 году. Специфика игры на органе. Педагогическая и музыкальная деятельность Л.Б. Шишхановой. Творческие достижения Л.Б. Шишхановой.

1. Музыкальные произведения в исполнении Л.Б. Шишхановой

2. Песня об Ярославле по выбору учителя.




13.




Музыкальные коллективы Ярославля

Творческая жизнь музыкальных коллективов Ярославля: оркестр русских народных инструментов «Струны России» под руководством Е. Агеева, камерный ансамбль «Барокко» под руководством И. Попкова, ансамбли русских народных инструментов «Серпантин», «Скоморошина», профессиональная хоровая капелла «Ярославия», хор камерной музыки «Глас».

Детские музыкальные коллективы: хоровая студия "Аллегро" (рук. А. Герберг); творческое объединение детских и юношеских хоров "Соколята" (худ. рук. С. Шестериков); хоровая школа "Канцона" (рук. В. Минаков); хор "Глория" (рук. М. Безухова) и.т.д.



1. Произведения в исполнении музыкальных коллективов Ярославля

2. Песня об Ярославле по выбору учителя.




14.




Практическое занятие. Экскурсия по музею Джона Мостославского «Музыка и время».

Уникальные музыкальные инструменты 17-19 веков: предназначение, устройство и особенности звучания. Выставка колокольчиков «Серебристый голос России». Подготовка к эссе на тему «Удивительный мир старинных инструментов».

1.Музыка по выбору учителя

15-16.




Обзор современной культурной жизни Ярославля

Культурное наследие Ярославской земли на современном этапе: фестивали (международный фестиваль хоровой и колокольной музыки «Преображение», Собиновский фестиваль оперной музыки, международный фестиваль «Джаз над Волгой», международный фестиваль органной музыки им. Л.И. Ройзмана, международный фестиваль «Искусство движения», фестиваль духовной музыки имени В. Зиновьева), концерты, конкурсы, детская Академия музыки «Новое передвижничество». Составление афиши «Культурная жизнь современного Ярославля». Посещение концертных залов Ярославля, джазового центра и т.д.

1. Музыка по выбору учителя

17




«Всему начало здесь…».

Представление и защита проектов.



Музыка по выбору учащихся


В результате изучения данного курса учащиеся должны

знать/понимать:

  • понимать высокохудожественное, нравственное и духовное начало лучших образцов музыки;

  • знать направления современной музыкальной жизни Ярославля;

  • иметь представление о культурных традициях Ярославского края прошлого и современности;

  • знать творчество музыкальных коллективов и знаменитых музыкантов, прославивших своим искусством Ярославскую землю;

уметь:

  • эмоционально-образно воспринимать и переживать эмоционально-смысловое содержание музыки;

  • анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

  • выражать свои личные музыкальные впечатления в форме устных выступлений и высказываний;

  • использовать приобретенные знания и умения для осознанного формирования собственной культурной среды;

  • развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;

  • проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница