Пояснительная записка Актуальность олимпиады



страница1/7
Дата12.11.2016
Размер0.8 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Костромы
«Средняя общеобразовательная школа № 30»

Федотова Наталия Константиновна, учитель географии

Авторская методическая разработка





Кострома, 2013 год



Пояснительная записка

  1. Актуальность олимпиады

Одна из актуальных проблем современного общества – формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. На первый план выходят определенные требования к такой личности – творческой, активной, социально ответственной, обладающей хорошо развитым интеллектом, высокообразованной, профессионально грамотной.

Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой потребность общества в людях, способных нестандартно решать новые проблемы, а также вносить новое содержание возможно только путем сохранения и преумножения интеллектуального потенциала во все сферы жизнедеятельности.

Особое место в формировании такой личности занимает работа с одаренными и мотивированными детьми.

Одаренные дети – это уникальная составляющая каждого поколения, величайшее богатство общества и государства. Отношение к выявлению и сбережению одаренностей, к их воспитанию и жизненному становлению, является одним из важнейших критериев мудрости и ответственности общества и государства перед прошлым, настоящим и будущим.

О необходимости «вовлечения детей в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности» подчеркивается в положениях национальной образовательной инициативы «НАША НОВАЯ ШКОЛА»

Важной задачей современного образования в России является сохранение и развитие творческого потенциала человека. Важно выявить, поддержать и сопроводить талантливого ребенка, помочь выстроить путь дальнейшего развития.

Творческая деятельность, претендующая на успех, всегда носит конкурентный характер. Успех в науке зависит не только от способностей и достижений, но и волевых качеств человека, от его умения убедить напарника по команде или оппонента, доказать свою правоту и довести борьбу до конца. Требуемые качества зависят не только от врожденных психологических качеств, но и от полученных им соответствующих знаний, навыков и умений, приобретающихся в результате различных соревнований.

Одной из форм работы, способствующей формированию интеллектуально – развитой и социально – адаптированной личности школьника является участие школьников в различных предметных олимпиадах и конкурсах.

Проанализировав итоги участия учащихся школы в различных этапах Всероссийской олимпиады школьников по географии, я пришла к выводу, что начинать работу со школьниками необходимо с 6 класса. Оптимальная модель подготовки школьников к участию в олимпиаде – многоуровневая, по принципу пирамиды. То есть, нижние ступени конкурсного и олимпийского движения должны быть массовыми и направлены на выявления одаренности детей.

К сожалению, дистанционные олимпиады, которых сейчас проводится огромное множество, не дают реальной картины знаний учащихся, так как невозможно проконтролировать самостоятельность выполнения заданий олимпиады, а также использование при решении справочной литературы. В Костромской области долгое время в очной форме проводились только школьный, муниципальный и региональный этапы Всероссийской олимпиады школьников и на этом выбор региональных географических олимпиад для школьников заканчивался.

Исходя из своего опыта работы с мотивированными учащимися, я считаю, что основным фактором успеха является целенаправленная подготовка школьников к участию в олимпиаде по географии и возможность проявить свои знания и умения в очной борьбе с учащимися из других школ города или даже населенных пунктов области, не только раз в год, а систематически и в своем регионе, так как поездки на Московскую открытую олимпиаду школьников по географии, олимпиаду МГУ «Ломоносов», очный этап Пермской олимпиады «Юные таланты» являются для большинства учащихся финансово затратными.

Таким образом, в 2011 году появилась идея региональной олимпиады по географии «Компас», автором которой я являюсь. Проводится олимпиада один раз в год при поддержке ОГКОУ ДОД КО ЦДОД «Одаренные школьники». Первая олимпиада проводилась в устном формате, вторая, проведенная в 2012 году, в письменном. В следующем году я планирую попробовать провести олимпиаду с сочетанием устных и письменных заданий.

За 2 года в олимпиаде «Компас» приняли участие 137 учащихся 8-11 классов из школ города Костромы, Нерехты, Судиславского и Буйского районов. Победителями олимпиады стали 8 учащихся, призерами 32 учащихся школ города Костромы.

Банк заданий региональной олимпиады по географии «Компас» может быть использован учителями географии для подготовки к различным географическим олимпиадам и конкурсам, а также при составлении школьных викторин и конкурсов в рамках предметной недели.



2. Цели и задачи Олимпиады

Цель Олимпиады – создание условий для:

  • выявления и поддержки мотивированных учащихся общеобразовательных учреждений Костромской области,

  • развития творческих способностей и интереса к географии,

  • распространения и популяризации научных географических знаний среди школьников.

Задачи Олимпиады:

  • повышение интереса школьников к занятиям географией;

  • создание необходимых условий для поддержки мотивированных детей, пропаганда научных знаний;

  • привлечение мотивированных учащихся, интересующихся географией к систематическим внешкольным занятиям на адекватном их способностям уровне;

  • стимулирование дополнительных форм работы с мотивированными детьми.

3. Участники Олимпиады

Участники Олимпиады учащиеся 8 - 11 классов общеобразовательных учреждений Костромской области.



4. Порядок проведения Олимпиады

Олимпиада включает в себя задания по 4 разделам:

- землеведение;

- физическая география;

- экономическая и социальная география;

- краеведение.

Задания ранжированы по уровню сложности и соответствуют уровню сложности заданий муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников по географии. Участник Олимпиады самостоятельно определяет раздел, а также уровень сложности, по которому будет выполнять задания.

Устный формат: Олимпиада проводится в один этап в течении 2 астрономических часов. Перед началом олимпиады каждому участнику выдается оценочный лист. Все участники получают первое задание одновременно. При подготовке ответа нельзя пользоваться атласами, справочной литературой и мобильными телефонами. По мере готовности участник подходит к эксперту с оценочным листом и устно дает ответ на задание. Регламент ответа участника эксперту составляет 3 минуты. Эксперт, согласно критериям оценивания ответов участников Олимпиады и повышающего коэффициента сложности, в зависимости от трудности выбранного задания, выставляет участнику баллы в оценочный лист. Затем участник выбирает себе новое задание. По истечению 2 астрономических часов оценочные листы участников Олимпиады собираются, суммируются набранные баллы, формируется рейтинг участников по параллелям. При несогласии с выставленными баллами участник Олимпиады имеет право подать аппеляцию. Аппеляционная комиссия состоит из 2-х экспертов и председателя жюри. Аппеляции принимаются в течение 30 минут после окончания олимпиады.

Письменный формат: Олимпиада проводится в один этап в течение 2-х астрономических часов. Перед началом олимпиады каждому участнику выдается лист для выполнения заданий. Все участники получают задания одновременно. При подготовке ответа нельзя пользоваться атласами, справочной литературой и мобильными телефонами. По истечению 2-х астрономических часов листы для выполнения заданий у участников Олимпиады собираются и предаются экспертам на проверку. Эксперты формируют рейтинг участников по параллелям. Рейтинг участников публикуется на сайте центра в течение 2-х дней после проведения олимпиады. При несогласии с выставленными баллами участник Олимпиады имеет право подать аппеляцию. Аппеляционная комиссия состоит из 2-х экспертов и председателя жюри. Аппеляции принимаются в течение суток после публикации рейтинга на сайте центра.

6. Критерии Олимпиады

Основными критериями оценивания являются:

- полнота и оригинальность ответа;

- эрудиция, кругозор, коммуникабельность, креативность участника;

- умение самостоятельно принимать решения;

- умение выдержать регламент ответа на задания олимпиады;

- коэффициент сложности задания.

7. Подведение итогов и награждение победителей

Победителем Олимпиады является участник набравший максимально возможное количество баллов. Призерами являются учащиеся, набравшие максимальное количество баллов, следующие в рейтинговом списке за победителем. Количество призеров определяется по квоте 25% от общего числа участников в параллели.

Все участники Олимпиады получают сертификат.

По итогам Олимпиады учителя, подготовившие победителей и призеров, награждаются благодарственными письмами.




I региональная устная олимпиада по географии «Компас»

Вопросы и ответы

БЛОК 1. Землеведение и ВГО

  • В 1450 году родился мореплаватель……………………, который по приказу своего короля возглавил экспедицию из 3 кораблей, совершив принципиальный шаг к открытию морского пути из Европы. Назови основные пункты этой экспедиции. В 1500 г. (год его смерти) был членом экспедиции П. Кабрала.

Ответ: 3 балла

Бартоломеу Диаш (1 балл), Лиссабон – Канарские о-ва – мыс Зеленый - Гвинейский залив – юг Африки – мыс Доброй Надежды – Лиссабон (2 балла)

  • В 1540 году родился мореплаватель, который стал первым англичанином, совершившим кругосветное плавание, но приобрел он славу нападением на испанские суда и колонии. Кто он? Что вы о нем знаете? Что названо его именем?

Ответ: 3 балла

Дрейк, сэр Фрэнсис (1 балл), пират, посвящен был в рыцари, назначен мэром г. Плимут, внес весомый вклад в разгром Великой Армады, погиб в море во время неудачной экспедиции против испанских поселений в Карибском море (1 балл), пролив его имени (1 балл).

  • 455 лет назад родился исследователь полярных стран, трижды пересекавший море, названное его именем в попытке отыскать выход в соседнюю акваторию. Третья попытка, неудачная, как и обе первые, окончилась трагически: он умер во время зимовки на острове, о берег которого плещутся волны названного в его честь моря. Кто он? Назовите его открытия и название моря.

Ответ: 3 балла

Виллем Баренц – голландский мореплаватель (1 балл). Открыл Шпицберген, обогнув Новую Землю (1 балл). Баренцово море (1 балл). 3 балла.

  • В 1605 году родился русский исследователь, который совершил открытие за 100 лет до В. Беринга. Его путешествие не было оценено по заслугам до ХIХ века. Кто он? Что вы о нем знаете? Что названо его именем?

Ответ: 4 балла

Семен Дежнев (1 балл), прошел через Берингов пролив, участвовал в походах на реки бассейна Лены, на Колыму, открыл Чукотку и Анадырский залив, открыл и первый пересек Корякское нагорье, обследовал Анадырь-реку и Анадырскую низменность и др (2 балла). Мыс Дежнева (1 балл).

  • Величайший исследователь………………………………, чьи путешествия между 1870 и 1885 г.г охватили огромный регион. Он был военным, чьи экспедиции субсидировались российским правительством. Заядлый охотник, прекрасный натуралист он был человеком настойчивым, которого нельзя было отклонить от избранных целей. Кто он? Что вы о нем знаете?

Ответ: 3 балла

Н. М. Пржевальский (1 балл). За рассказ о Пржевальском (2 балла).

  • Распределите по возрастающей единицы измерения расстояний: верста, миля (международная), километр. Укажите их значение в метрах.

Ответ: 3 балла

Верста (старая русская мера длины) – 1 067 метров.

Миля – 1 609 метров. 1 балл за правильную расстановку, по 1 баллу за правильное определение значений в метрах у мили и версты.

  • «Сначала было слово печали и тоски,
    Рождалась в муках творчества планета –
    Рвались от суши в никуда огромные куски
    И островами становились где – то».

Эти строчки В. Высоцкого как нельзя лучше передают суть научной гипотезы, впервые сформулированной немецким геофизиком, метеорологом, исследователем Гренландии. Назовите этого учёного. Расскажите, что вы знаете об этой гипотезе.

Ответ: 3 балла

Альфред Вегенер (1 балл). 2 балла за изложение сути гипотезы Вегенера.

  • Прочтите отрывки из литературных произведений и ответьте на вопросы.

«Вся страна - это только река,

Окаймлённая рамкой зелёной,

И другой, золотой, из песка»

Н. Гумилёв

Определите реку и назовите страны, по территории которых она протекает. Ответ обоснуйте.

Ответ: 3 балла

Нил (1 балл). Египет, Судан (2 балла) (истоки – Белый Нил – в Уганде).


  • Прочтите отрывки из литературных произведений и ответьте на вопросы.

«Корабль идёт меж берегов высоких,

Две части света смотрят с двух сторон.

Там - пышный край красавиц чернооких,

Здесь - чёрного (лишь края) нищий склон.

Там - левый берег мягко освещен,

Видны холмы, под ними лес зубчатый,

А тот - гигантской тенью в небосклон

Вонзил свои береговые скаты...»

Байрон

Определите курс корабля и назовите страны, которые можно увидеть с его борта. Ответ обоснуйте.



Ответ: 3 балла

Корабль идет через Гибралтарский пролив на восток (1 балл). Видны Испания, Марокко и английская колония Гибралтар (2 балла).

  • На одной из городских площадей Рима – площади Навона – есть красивый фонтан, построенный еще в XVII веке (автор Дж. Бернини). Композиция этого фонтана включает символические фигуры четырех великих рек мира – Дуная, Нила, Ганга и Ла-Платы. Как Вы думаете, что символизируют эти скульптуры? Что еще в настоящее время можно было бы добавить в композицию фонтана?

Количество баллов – 3 балла

Части света Европу, Азию, Африку и Америку (2 балла). Добавить Антарктиду и Австралию (1 балл)

  • На окнах кафедрального собора в Малави сохранилось изображение Давида Ливингстона. Что Вы знаете об этой стране, и почему до сих пор в ней и соседних странах с уважением относятся к выдающемуся шотландскому исследователю XIX века.

Количество баллов – 3 балла

Республика Малави, государство на юго-востоке Африки, член Содружества, возглавляемого Великобританией. До провозглашения независимости в 1964 - британский протекторат Ньясаленд. Малави не имеет выхода к морю. Граничит на севере с Танзанией, на западе - с Замбией, на юге и востоке с Мозамбиком. Граница с Мозамбиком и Танзанией на значительном протяжении проходит по крупному озеру Ньяса. Протяженность страны с севера на юг - ок. 840 км, а ширина колеблется от 80 до 180 км. Столица - город Лилонгве (2 балла). Исследования Давида Ливингстона, побывавшего в 1859 на озерах Ньяса и Чилва, привлекли внимание европейских политических деятелей, предпринимателей и духовенства к этому району Африки. В 1873 два шотландских пресвитерианских миссионерских общества направили своих представителей в окрестности оз. Малави. Со временем шотландские миссионеры приобщили многих африканцев к христианской религии, создали первые больницы и школы (1 балл).

  • - Эта точка расположена на материке?

- Да.

- На этом материке расположены две части света?

- Нет.

- Этот материк расположен в северном полушарии?



- Нет.

- Этот материк пересекает экватор? Нет.

- О нем можно сказать, что он лежит в двух полушариях?

- Нет.


-Эта точка отличается особенностью, позволяющей выделить ее из числа остальных точек этого материка?

- Да.


Вы догадались, какая это точка? Что вы о ней знаете.

Количество баллов – 3 балла

За ответ Южный полюс – 2 балла, за рассказ о нем – 1 балл

  • В «Венецианском купце» В. Шекспира Саланио жалуется друзьям: «...я бы постоянно срывал траву, чтобы знать откуда ветер». Каким же образом он с помощью травы определял его направление?

Количество баллов – 3 балла

Побрасывая вверх.

  • Зима 1709 г. в Германии выдалась чрезвычайно холодной. Лишь Фаренгейту удалось извлечь максимальную пользу для себя из этого события. Каким образом?

Количество баллов – 3 балла

Он использовал самую низшую точку температуры этого года для 0° своей шкалы температур (-17,7°С)

  • В Закарпатье, неподалеку от села Деловое, стоит каменный столб с полустершейся надписью по латыни: «Вечное место, старейшим образом определенное по приборам измерением градусов меридиана и параллели». Чем замечательно это столь тщательно выверенное место и в какой стране оно находится?

Количество баллов – 3 балла

Это центр Европы (2 балла). Украина (1 балл)

  • Читая книгу В. Каверина «Два капитана», вы, наверное, не раз готовы были взяться за карту и даже порыться в справочниках, чтобы точнее узнать об открытиях капитана Татаринова...

Капитана Татаринова, как и его шхуны «Св. Мария», никогда не было. И вместе с тем В. Каверин, рассказывая о его приключениях, довольно точно использовал реальные факты, вплоть до подлинных писем и дневников, не говоря уже о почти совпадающих многих событий.

Какие же подлинные события в истории исследования Арктики легли в основу повествования об экспедиции капитана Татаринова?



Количество баллов – 4 балла

Основана на реальных событиях, разыгравшихся на шхуне "Св. Анна" лейтенанта Брусилова. Лейтенант Георгий Львович Брусилов организовал в 1912 г. на частные средства экспедицию для прохода Северным морским путем с запада на восток. Судьба его экспедиции также была трагической. В романе штурман Климов с тринадцатью моряками покидает судно, затертое полярными льдами, и, совершив тяжелейшее путешествие, добирается до земли. Это же произошло и на самом деле, только фамилия невыдуманного штурмана была другая — Альбанов.

  • Некоторые города имеют распространенные названия. Назовите (с обоснованием) современное название и страну, в которой он находится:

А) «гранитный город»,

Б) «жемчужина пустыни»,

В) «город лилии»,

Г) «город золотого рога»,



Количество баллов – 4 баллов

А) «гранитный город» - Абердин Великобритания (Шотландия),

Б) «жемчужина пустыни» - Дамаск, Сирия

В) «город лилии» - Париж, Франция

Г) «город золотого рога» - Стамбул, Турция

(по 0,5 балла за страну и город)

БЛОК 2. Физическая география и страноведение

  • Знаменитая Мэри Поппинс в своей песенке исполнила: «Это было прошлым летом, в середине января, в тридесятом королевстве, там, где нет в помине короля». Назовите государство, которое соответствует этим условиям, если известно, что его столица – не является портом? Приведите необходимые объяснения.

Ответ:3 балла

1. Королевство без короля - это государство в составе британского Содружества (1 балл).


2. Январь - летний месяц в Южном полушарии (0,5 балла).
3. К ним относятся страны Океании и Австралия (0,5 балла).
4. И только в Австралии столица - Канберра - не порт (1 балл).


  • Помогите заблудившемуся путешественнику определить, где он находится.
    Известно, что судно, на котором он приплыл, бросило якорь в устье реки, названной в честь человека, память которого почитают представители одной из религий. Эта река большей частью протекает в пределах государства, которое является членом Содружества. Путешественник поднялся вверх по реке до ее истока, где сошел на берег. Преодолев некоторое расстояние пешком, он подошел к столице государства, на гербе которого был изображен некий Джо Бивер, а на современном гербе помещена лента с надписью на латыни «A MARI USQVE AD MARE». Название столицы переводится с одного из местных языков как «деревня». В одном из последних сообщений путешественник, видимо, не утративший несмотря на бедственное положение чувство юмора, сообщил, что до ледостава несколько раз встречался на реке с самим Джо Бивером.

Кто такой этот Джо?

Для получения ответа на поставленный вопрос, Вам необходимо выяснить:



  • название реки, на которой высадился путешественник;

  • название государства;

  • столицу этого государства;

  • надпись на современном гербе;

  • А в Калининградской области возможно встретиться с «Джо Бивером»? Если, да, то где именно? В каких условиях он живет и какой урон человеку наносит?

Ответ: 5 баллов

Река Святого Лаврентия

1 балл

Государство – Канада

0,5 балла

Столица – Оттава

0,5 балла

Надпись на гербе: «От моря до моря»

1 балл

На гербе был изображен  некий Джо Бивер – бобр

1 балл

В области есть бобры. Проживают в основном на территории Полесского, Славского, Неманского районов, в районе Виштынецкого озера. Они строят жилища – норы и плотины. Основной корм – деревья.  Плотины часто разрушают мелиоративные системы региона и нарушают гидрологический режим территории. (в зависимости от полноты ответа)

  1. балл

  • На востоке материка Северная Америка в умеренном, субтропическом и тропическом поясах существует взаимное проникновение некоторых видов растений и животных на север или на юг. Т.е. южные (неотропические виды флоры и фауны) проникают далеко на север, в пределах вышеуказанных поясов, а северные (голарктические), далеко на юг. Например, некоторые виды сосен. Укажите не менее двух причин этого явления.

Ответ: 4 балла

а) Южные Аппалачи являлись убежищем для теплолюбивой (неотропической) флоры и фауны во время последних четвертичных оледенений. Теплолюбивые виды после оледенений расселились на равнинах и в горах дальше к северу. - 2 балла.

б) Аппалачи получают достаточно тепла и влаги для южных (неотропических) видов, а северные (голарктические) виды поселились на высотах более 1000 метров, т.е. в более привычных, подходящих для северных видов условиях. – 2 балла.

  • Какие районы Земли называют конскими широтами? Какие географические закономерности способствовали появлению такого названия?
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница