Пояснительная записка 3-6 Глава Методические основы организации и проведения народного праздника



Скачать 267.49 Kb.
Дата14.11.2016
Размер267.49 Kb.




Каверина

Наталья Николаевна,
методист отдела краеведения

МУДО «Центр детского и юношеского туризма»

г. Валуйки и Валуйского района

Белгородской области

309991, Белгородская область,

г. Валуйки, ул. Никольская, д. 1,

8-472-363-07-30, 3-04-50,



valcdutur@mail.ru



Оглавление


  1. Пояснительная записка

3-6

  1. Глава 1. Методические основы организации и проведения народного праздника

7-9


  1. Глава 2. Содержание сценария народного фольклорного праздника «Осенние посиделки»

10-15

  1. Заключение

16

  1. Библиографический список

17

  1. Приложения





Пояснительная записка


Актуальность. В настоящее время обозначена тенденция к переосмыслению традиционной культуры, её ценностного содержания, роли и места в духовно-нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения, в формировании нравственно здорового общества. На сегодняшний день велика опасность утраты русской традиционной культурой своей прежней ценности и актуальности.

Несомненно, интерес подрастающего поколения к народному художественному творчеству постоянно возрастает, хотя этот процесс еще нельзя назвать массовым. В образовательных учреждениях народное творчество органично входит не только во внеурочную работу, но и в учебный процесс. Педагогические коллективы рассматривают народную культуру как неотъемлемую часть воспитательной работы и стараются воздействовать на формирование национального самосознания обучающихся. Приобщению к истокам народной культуры, в данном контексте, может способствовать проведение народных фольклорных праздников, способствующих формированию, сохранению и возрождению духовных традиций народа, знакомят с обрядами и ритуалами, народным мастерством и национальным искусством. Таким образом, проведение народного фольклорного праздника – это «возрождение традиции праздника как одного из форм бытования культурного наследия».

Народный праздник – это синтез различных видов народного творчества, которые играют большую социально-психологическую роль: они усиливают коллективные эмоции, переживаемые участником торжеств, выражают в наглядной эмоциональной форме определенные социально значимые идеи и представления, способствуют воплощению их в жизнь. [5;40]

Потребность подрастающего поколения в приобщении к традициям этнической культуры, к её игровым, драматическим, зрелищным и сюжетно-образным особенностям послужила основанием для составления настоящих методических рекомендаций.

Безусловно, подобного типа фольклорные мероприятия должны представлять собой определенную систему, теоретически и практически обоснованный, логически выстроенный цикл, способствующий целостному ознакомлению подрастающего поколения с традициями и ценностями отечественной народной художественной культуры и приобщению к ним. На наш взгляд, было бы целесообразным разработать и внедрить методологическую систему с применением комплексного подхода, на основе которой можно было бы актуализировать роль и место русской традиционной народной художественной культуры в современном гуманитарном образовательном пространстве.

Новизна. Народная художественная культура Белгородского региона (в том числе Валуйского района), по-прежнему, остается малоизученной. Родники народной мудрости остаются неизведанными, более того, они всё стремительней уходят от нас, порой даже, не оставляя следов. С каждым днем все труднее и труднее отыскать их следы, которые именно сейчас нам жизненно необходимы.

Предлагаемые методические рекомендации составлены на основе местного этнографического материала Валуйского района (с. Шелаево, с. Пристень, с. Рождествено), в частности, народные игры, загадки, а также в рамках реализации авторской программы «Народное творчество родного края».



Область применения методического материала. Предлагаемый в рекомендациях материал предназначен для вожатых общеобразовательных учреждений, педагогов учреждений дополнительного образования, методистов культурно-досуговых учреждений соответствующей направленности. Представленный материал на теоретическом уровне раскрывает специфику организации, подготовки и проведения фольклорных праздников по разделу программы «Народное творчество родного края» «Народные праздники и обряды», «Фольклорный театр».

Формы и методы реализации.

Процесс подготовки народного фольклорного праздника предполагает следующие компоненты:

1. Ознакомление обучающихся со сценарием, распределение ролей и обязанностей, чтение сценария по ролям. Необходимо определить ответственных за подбор декораций и художественное оформление сцены, сценические костюмы, ответственных за подбор музыкального материала и музыкальное оформление спектакля, информационно-массовую работу (разработка программы творческого показа в виде буклета, афиши, приглашение зрителей).

2. Проведение цикла репетиционных занятий, предполагающего как групповые, так и индивидуальные занятия. В ходе репетиционных занятий необходимо на практическом уровне детально смоделировать композиционный план спектакля, который представляет собой органичную взаимосвязь следующих элементов: экспозицию – исходное событие; завязку – основное событие; кульминацию – центральное событие; развязку – финальное событие; авторское послесловие – главное событие. В связи с этим, сценарий распределяется на эпизоды, каждый из которых соответствует определённому композиционному элементу. Исходя из этого, необходимо провести работу над установкой характеров и типажей действующих лиц; посвятить несколько репетиций для проработки сценария по мизансценам; свести мизансцены в единую сценическую композицию, провести генеральную репетицию.

3. Осуществление публичного творческого показа.

4. Подведение итогов и анализ с обучающимися результатов проведения народного фольклорного праздника.



Тематическое содержание. В контексте народного фольклорного праздника по народному творчеству родного края, посвящённому народным праздникам и обрядам речь идет о ценностной значимости того или иного народного праздника как неотъемлемого элемента русской традиционной культуры. Таким образом, знакомясь с содержанием сценария, обучающиеся осваивают особенности собственной этнической культуры. Более того, сценарий и, соответственно, сам мини-спектакль включает в себя определённые сведения о традиционных элементах культуры народа: жилище, одежде, народном песенном, хореографическом, устном творчестве родного края, в частности Белгородчины и Валуйского района. Это позволяет как участникам народного фольклорного праздника, так и зрителям соприкоснуться с культурными традициями и ценностями, проникнуться атмосферой, энергией народной художественной культуры, обладающей богатым духовно-нравственным, художественно-эстетическим и педагогическим потенциалом.

Основные знания, умения и навыки, характеризующие результативность усвоения материала. Процесс организации, подготовки и проведения фольклорного праздника предполагает ряд репетиционных занятий, подготовку и оформление сцены, изготовление сценических костюмов и реквизита, подборку музыкального оформления. Свидетельством результативности проделанной работы является непосредственно проведение народного фольклорного праздника в актовом зале образовательного учреждения.

Сценарий народного фольклорного праздника представляет собой сценическое действо с частичным использованием специфики народной драматургии (фольклорный театр), включая обряды, народные игры, песни Валуйского края.

Знакомство с основами фольклорного театра в контексте программы предполагает стимулирование творческой активности обучающихся, непосредственное включение их в игровую, сценическую, зрелищную деятельность. Таким образом, в результате подготовки к фольклорному празднику у обучающихся должны сформироваться знания:

а) об особенности народной драматургии, основных направлениях фольклорного театра;

б) об основных элементах фольклорного сценического мастерства.

Умения:

а) взаимодействовать в творческом коллективе;

б)свободно работать со сценарием праздника, отбирать и использовать сценические костюмы, реквизит, декорации, музыкальное сопровождение;

в) выполнять информационно-массовую работу.

Обучающиеся должны выполнять:

а) сценические роли и иные обязанности, связанные со сценическим представлением;

б) участвовать в проведении фольклорного праздника.

В связи с тем, что непосредственно в празднике одновременно может быть задействовано небольшое количество участников объединения (кружка, студии), представляется возможным осуществлять постановку в два или более состава, либо один основной состав и один – дублирующий, либо оба состава могут быть основными. Обучающихся по тем или иным причинам не получивших роль в празднике, следует назначить ответственными за оформление сцены, подбор костюмов и реквизита, подбор и осуществление музыкального оформления. В последствии целесообразно заменить уже участвовавших в празднике на тех, кто еще в нем не участвовал.

Говоря о результативности проделанной работы, необходимо оценивать результат деятельности каждого обучающегося, учитывая его индивидуальные особенности и творческие способности. Обучающийся должен знать, за что и почему получил ту или иную оценку своей работы.

Методическое обеспечение. В научной, научно-популярной и художественной литературе существует достаточное количество изданий, которые могли бы способствовать наиболее эффективной реализации предлагаемого методического материала. В приведённом ниже списке источников можно подобрать и использовать в ходе работы как методическую информацию (педагогическая, этнографическая, искусствоведческая литература), так и вспомогательный материал для постановки спектакля-миниатюры (иллюстративный материал, песенный, хореографический репертуар, фольклорный материал: пословицы, поговорки и т.п.).

Для данных рекомендаций был использован материал учебно-методического пособия Исаева И.Ф. «Региональный музей и школа: форма совместной деятельности», достаточно интересны в данном контексте такие издания как:

Басаргина А.А. Уроки о вечном / А.А. Басаргина; Белгородский государственный музей народной культуры. – Белгород: Издательство «КОНСТАНТА», 2006;

Терещенко А.В. История культуры русского народа / А.В. Терещенко. – М.: Эксмо, 2007;

Жиров М.С. Народная художественная культура Белгородчины. – Белгород: 2000.

Здесь можно найти разнообразный этнографический материал о ритуально-обрядовой и праздничной деятельности русского этноса.

Вместе с этим, способствовать работе могут следующие издания:

Фрумнин Г.М. Сценарное мастерство: учебное пособие / Г.М. Фрумнин. – Изд. 2-е. – М.: Академический Проект, 2007;

Шубина И.Б. Драматургия и режиссура зрелища: игра, сопровождающая жизнь: Учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Глава 1. Методические основы организации и

проведения народного праздника
Говоря сегодня о гуманитарном образовательном пространстве, в частности о сфере дополнительного образования, о роли и месте в нём русской традиционной культуры, необходимо учитывать, прежде всего, следующие обстоятельства: наличие некоей целостности, слитности различных видов народного художественного творчества в структуре этно- художественного образования.

Не секрет, что народная художественная культура зарождалась и развивалась как целостное, синкретичное явление, (синкретизм – (греч. – соединение, объединение) первоначальная исконная слитность элементов целого, которые не могут быть разъединены и рассматриваться отдельно) в котором слово, музыка, танец, игра, костюм представляли собой единое целое, некий ансамбль, развивающийся по законам большого пространства, в котором не было ничего лишнего, и ничего случайного. Каждый предмет, каждое действие обладало особой смысловой нагрузкой, выполняло определённые функции.

Таким образом, возникает необходимость формировать воспитательный процесс в целом и отдельно взятое массовое мероприятие в частности, посредством которого личность обучающегося могла бы приобщаться к истинным образцам, ценностям культурного наследия, осознавая их место в структуре самой культуры как отечественной, так и мировой; ощущая свою причастность к своей же культуре. В данном случае речь идёт о комплексном, целостном подходе к построению самого фольклорного праздника.

На наш взгляд, народный фольклорный праздник способствует формированию целостного представления о жизни, быте, верованиях, обычаях, традициях, творчестве своего народа. Обучающийся должен получить общую картину мира, более того, – должен понять, зачем ему все это нужно и где его место в этом самом мире. Безусловно, этнохудожественное образование и этнокультурное воспитание как один из компонентов дополнительного образования даёт только лишь направление, указывает путь, закладывает основу, на которой строится сама личность обучающегося.

В таком случае, необходимо подробно охарактеризовать педагогические методы, которые способствуют более эффективной организации и осуществлению воспитательно-образовательного процесса, обеспечивают благоприятную атмосферу творчества, в которой обучающийся сможет получить знания, умения и навыки, предполагаемые данным мероприятием.

В ходе подготовки фольклорного праздника необходимо применять следующие методы обучения:

- репродуктивный (педагог сам объясняет материал);

- объяснительно-иллюстративный;

- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);

- эвристический (изложение материала педагогом и творческий поиск учащихся).

Также педагог может опираться на методы воспитания:

1. Общие методы воспитания:

- рассказ на этическую тему;

- диспут;

- беседа.

2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения:

- поручение;

- игра;


- упражнение;

- коллективная творческая деятельность.

3. Методы стимулирования:

- поощрение;

- предоставление прав;

- одобрение;

- награждение.

Теоретическая часть (подготовка к фольклорному празднику) дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала, прослушивания музыкальных композиций. С целью усвоения некоторых терминов и понятий, а также в качестве психологической разгрузки возможно проведение игр, предлагаются малые жанры устного народного творчества. Постоянный поиск новых форм и методов организации и проведения учебно-воспитательного процесса позволяет делать работу с обучающимися более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.

Распределив роли и обязанности, необходимо приступать к репетиционным занятиям. Репетиционные занятия предполагают ряд мероприятий, направленных на практическое усвоение обучающимися предлагаемого материала (в данном случае сценария народного праздника).

На начальном этапе подготовки праздника представляется необходимым проработать текст сценария фольклорного праздника, обучающиеся должны несколько раз прочесть его по ролям. Педагог акцентирует внимание обучающихся на смысловых ударениях, паузах, характерах действующих лиц, особенностях фольклорной речи со свойственной ей плавностью, протяжностью, игривостью.

После того как обучающиеся освоят текст, следует приступать к разработке спектакля по мизансценам. Необходимо детально проработать каждое действие, каждый эпизод. Сначала без декораций, музыки, костюмов и реквизита. Затем необходимо свести все элементы в единое сценическое действо. Здесь уже необходимо подбирать и использовать на репетициях декорации, сценические костюмы, музыку, реквизит. Необходимо иметь в виду, что на репетиционные занятия в целях безопасности и в целях обеспечения более эффективного творческого процесса должны приходить в спортивной одежде и обуви, не препятствующей свободным движениям во время репетиции. Помимо этого, непосредственно перед каждой репетицией необходимо проводить небольшую разминку. Здесь представляется возможным использовать как несложные гимнастические упражнения, так и некоторые подвижные народные игры.

Когда обучающиеся перейдут на новый качественный уровень готовности к участию в спектакле, целесообразно провести генеральную репетицию, которая должна представлять собой модель или образец самого народного фольклорного праздника. Здесь в полном объеме необходимо использовать сценические декорации, костюмы и реквизит, музыкальное оформление. Генеральная репетиция может проводиться публично, что могло бы способствовать психологической адаптации юных актёров ещё не в полной мере знакомых со сценой и сценической деятельностью.

Итогом же данной работы будет проведение фольклорного праздника на базе образовательного учреждения в актовом зале.

Заранее разрабатывается программа фольклорного праздника, где указываются действующие лица и актёры, исполняющие роли, место и время проведения, автор сценария, режиссёр, ответственные за оформление сцены, сценические костюмы, реквизит, музыкальное оформление, информационно-массовую работу. (Приложение 2) В качестве зрителей можно пригласить обучающихся начальной школы, а также родителей обучающихся краеведческого объединения, классного руководителя, учителей, администрацию учебного заведения.

Как уже было обозначено в пояснительной записке, оценивая результативность проделанной работы, необходимо охарактеризовать деятельность каждого отдельно взятого обучающегося, задействованного в подготовке, организации и проведении фольклорного праздника. Необходимо при анализе проведения фольклорного мероприятия обучающийся должен быть удостоен той или иной оценки. В качестве поощрения проводится чаепитие, в ходе которого коллективно обсуждаются итоги проведения фольклорного праздника. Особое место уделяется рефлексии обучающихся по отношению к их выступлению на сцене, также необходимо тактично указывать на ошибки (если таковые будут) и дать рекомендации по устранению той или иной ошибки.

Глава 2. Содержание сценария народного фольклорного праздника «Осенние посиделки»
В данной главе хотелось бы непосредственно рассмотреть содержание сценария народного праздника «Осенние посиделки». При его подготовке необходимо руководствоваться принципом сезонности. Данное мероприятие обычно мы проводим в конце сентября – начале октября в честь праздника сбора урожая.

С нашей точки зрения, представляется необходимым теоретически проанализировать некоторые аспекты, предполагаемые в сценарии праздника. Среди них необходимо остановиться на описании сцены, где происходит действо; на характеристике персонажей и их костюмов, и, безусловно, на образно-сюжетном содержании праздника.

Итак, «Осенние посиделки» - народный праздник, который состоит из двух частей. Первая часть - небольшой по временным рамкам и по количеству действующих лиц спектакль с элементами фольклорного театра. Вторая часть – проведение народных игр, загадок, хороводов. (Приложение 2)

Описание сцены

Действие происходит в русской избе, справа от зрителей стол, накрытый скатертью, на столе самовар и каравай, возле стола скамейки, в левом углу – макет русской печи. Говоря о художественном оформлении сцены, о декорациях, равно, как и обо всем остальном, нужно иметь в виду, что специфической чертой фольклорного театра является условность, если угодно, некая примитивность. То есть, декорации, костюмы, образы действующих лиц условны, их не стоит воспринимать буквально. Если мы говорим о фольклорном театре, важно учитывать то обстоятельство, что в отличие от классического театра здесь нет ощутимой грани между сценой и аудиторией (зрительным залом). Тем не менее, зритель, глядя на сцену должен хорошо понимать, о чем идет речь в спектакле, герои должны быть узнаваемы. В данном фольклорном спектакле зритель должен попасть в атмосферу русской крестьянской избы, прочувствовать, проникнуться ею.



Действующие лица: Хозяин, Хозяйка, Веснушка, Хлеб, Домовой.

Поскольку само действие происходит в избе, логично предположить, что основными действующими лицами будет семья в лице Хозяйки и Хозяина, вспомогательным персонажем будет выступать вымышленный герой Веснушка – возмутитель спокойствия, источник драматического конфликта. Главным героем выступает Хлеб в образе Солнца. Помимо указанных героев в спектакле задействован эпизодический персонаж – Домовой.



Характеристика персонажей и костюмов

Хозяин: Русский мужик, простой, немного грубоватый, открытый, доброжелательный. Костюм: традиционная мужская рубаха, брюки чёрного цвета, пояс.

Хозяйка: Типичная русская женщина – хранительница очага, мягкая, открытая, но с небольшой «хитринкой». Костюм: традиционная женская рубаха, сарафан или юбка (в зависимости от наличия), пояс, платок, украшения.

Веснушка: Девушка-подросток. Слегка неуравновешенная, капризная, в тоже время, любознательная, задумчивая. Костюм: одежда относительно произвольный.

Хлеб: Величественный, но не гордый. Речь возвышенная, глубокомысленная, вдумчивая. Костюм: Головной убор (бутафорская шапка) в виде каравая, накидка (наподобие плаща) желтого или оранжевого (рыжего) цвета.

Домовой: Озорной, шутливый, хитрый, но не злой старичок. Костюм: старая жилетка, штаны, возможно, шляпа или кепка.

Далее рассмотрим сюжетно-образное содержание спектакля и прокомментируем практически каждое действие, попытаемся выяснить, что скрывается за этими действиями.



Сценарий 1-й части мини-спектакль

Действие 1

Эпизод 1

Комментарии: Действие традиционно начинается с приветствия гостей – зрителей. Как было отмечено выше, между сценой и зрительным залом не существует границы.

Хозяин, Хозяйка, Веснушка

Хозяин: (эмоционально, в фольклорном стиле) Здравствуйте, гости дорогие,

гости званные да желанные!



Хозяйка: (мягко, протяжно) Ждёт вас угощение знатное. По старинному русскому обычаю дорогих гостей мы встречаем хлебом-солью.

Хозяин: Рыба – вода, ягода – трава, а хлеб – всему голова!
Комментарии: Происходит экспозиция сюжета, обозначается тема спектакля.

Стук в дверь, в избу входит Веснушка

Веснушка: (напевает) Каравай, каравай…(пауза) Здравствуй, хозяйка! Здоров, хозяин! Слышала, у вас тут праздник какой-то и вот…решила зайти.

Хозяин: Здравствуй, Веснушка! Проходи, располагайся. Ты как раз вовремя.

Веснушка: Вы вот мне что скажите. Недавно слово такое интересное услышала, (проговаривая по слогам) ка-ра-вай… Что это такое?

Хозяйка: Эх, ты, Веснушка! На Руси хлеб так называют!

Веснушка: (удивленно) Хлеб?!? (с любопытством) А почему хлеб?!

Хозяин: Ну, так принято.

Комментарии: Хозяин сам не знает, почему так называли хлеб, просто констатирует факт, указывая на преемственность традиций. Веснушка же своим вопросом закладывает основу конфликта.

Хозяйка:

Есть у повести начало –

Это первая строка.

Начинается с причала

Путь по морю моряка.

Хозяин:

У кручины есть причина,

У стихов завязка слов.

Начинается с зачина

Сказка, песня… и любовь.

Хозяйка:

Собрались все вместе коли,

Как там бают «чином чин»,

Начинаем с хлеба-соли,



С доброй песни наш зачин!

Хозяйка выносит хлеб-соль, под аккомпанемент русской народной песни, хозяйка угощает хлебом гостей

Комментарии: Хозяйка берёт каравай со стола, хлеб кладется на рушник. При возможности, песню может исполнять ансамбль. Если такой возможности нет, целесообразно использовать фонограмму. Подбор песни можно осуществлять на основе местного фольклорного материала или в сборниках, хрестоматиях по фольклору или народному песенному творчеству. Возможно использование известных песен, например: «Хлеб всему голова». Исполнение песни и угощение гостей караваем не должно перегружать временные рамки спектакля. Песня должна длиться не более трех минут, не обязательно песню допевать до конца. Концовка первого эпизода должна плавно перетекать в начало второго. После исполнения песни хозяйка и ансамбль (если он есть) уходят за кулисы. Начинается завязка сюжета. С использованием изобразительно-выразительных средств происходит раскрытие духовной сущности хлеба.
Эпизод 2

На сцене остается Веснушка, появляется Хлеб

Хлеб: (величественно, торжественно) Ржаное Солнце над Землёй всходило, и высветленный им первый древнейший человек шагнул в степные травы, чтобы найти невзначай и остановиться в раздумье…над колосом…

Веснушка: Ой, кто это к нам в гости пожаловал? Не уж то Солнышко Красное?! Кто же ты??! (обходит вокруг, осматривает) Так ты и есть тот самый каравай, то есть…хлеб?

Комментарии: В диалоге Хлеба с Веснушкой, Веснушка как образ (модель в конкретном лице) подрастающего поколения приобщается к культуре предков, познает традиции и ценности. Хлеб выступает здесь как элемент единого культурного пространства или одним словом – культуры с преобладающим духовным началом. Это своеобразный диалог прошлого в лице Хлеба и будущего – в лице Веснушки. Таким образом, происходит слияние двух эпох, поколений.

Хлеб: (на фоне лирической музыки) Рассвет над хлебным полем – эту вечную песнь природы, её малиновые колокола, её ритуальный час пробуждения, похожий на улыбку младенца под тёплым одеялом утреннего неба – вот что я пожелал бы увидеть каждому. Хотя бы раз…

Веснушка: Ты живешь в поле?

Хлеб: …Лежит предо мною хлебное поле. И сам я – маленькое зёрнышко – готов стать и колосом в поле, и жаворонком над этим покосом, раствориться в своих чувствах, в своём растительном существе, прорасти, зазеленеть, зажелтеть…

Комментарии: Диалог происходит на фоне лирической инструментальной музыки (народной или эстрадной). Музыка не должна мешать диалогу, звучать как фон, подчеркивающий значимость и таинственность диалога двух поколений.

Эпизод 3

Комментарии: В этом эпизоде происходит конфликтная ситуация. Хозяин, приглашая Веснушку к столу, не видит Хлеб, с которым беседует Веснушка, не замечет «диалога», «преемственности», соответственно, не видит в Хлебе, как и во всей культуре, духовной сущности в противоположность Веснушке.

Хозяин, Хозяйка, Веснушка, Домовой

На сцену выходит Хозяин, не замечая Хлеб

Хозяин: Прошу к столу! От хлеба-соли не отказываются… Веснушка, с кем ты тут болтаешь?

Веснушка: (обиженно) Веснушка… Веснушка… Надоели! Впрочем, (пауза) все это – эмоции, а жизнь – есть жизнь. Наше повседневное восприятие солнца – привычное и такое естественное – можно сравнить с собственным сердцем: его чувствуешь, когда оно болит; или с воздухом, который начинаешь ценить, когда его не хватает… В своих земных трудах и заботах мы часто бываем слепы к Солнцу, Земле, ко всему, что кажется нам в избытке, что есть и будет всегда и в чем мы как бы растворены всем своим существом.

Комментарии: Монолог Веснушки является кульминацией сюжета. Эффект кульминации усиливается сквозной сценой, где параллельно с данным монологом Домовой крадёт Хлеб и прячет его за печкой.

В момент монолога Веснушки Домовой крадёт Хлеб и прячет его за печку

Веснушка: (оглядывается назад, тревожно) Ой, а где каравай?

Хозяин: Какой каравай?! А! Да почти готов. Вон хозяйка из печки вынимает. (Требовательно) Хозяйка, подавай на стол скорей!

Хозяйка: Да вот что-то не получается у меня каравай.

Веснушека: Нет у вас никакого каравая, вы его потеряли! Всё (пауза), я есть не буду! Худ обед, когда хлеба нет.

Хозяйка: Его, наверное, украли!!

Домовой: (торжественно, с ухмылкой) Да, украли!

Хором: Кто украл?

Домовой: (восторженно) Я!!

Хозяин: (строго) Немедленно верни хлеб!!

Домовой: Щасс! …Нет, я верну вам хлеб, только после того как справитесь с моим заданием!

Веснушка: С каким ещё заданием?!

Домовой: А вот расскажите, как хлеб на стол приходит?

Веснушка: А что, он еще ходить умеет?

Домовой: Ещё как! Сам видел…

Комментарии: Концовка третьего эпизода окрашена легкими сатирическими красками, игрой слов.

Домовой даёт задание, посредством которого происходит некое прозрение. Герои, в том числе Хозяин, приходят к осознанию ценностной значимости Хлеба. В конце (переход от 3-го эпизода к 4-му) исполняется народный танец, иллюстрирующий уборку урожая или что-либо связанное с хлебом.



Исполняется небольшой народный танец
Эпизод 4

Комментарии: В четвёртом эпизоде мы используем романтически окрашенные рассуждения о Хлебе, о его ценности. Таким образом, мы как бы освобождаем его из «плена» невежественного, обывательского отношения к Хлебу. В конце эпизода Хлеб вновь возвращается на сцену, иллюстрируя проникновение образцов (объектов) традиционной культуры в современное культурное пространство – в настоящее и будущее.

Веснушка, Хозяйка, Хозяин

Веснушка: Наш огромный мир соткан из радужного семицветья солнечных лучей и завернут в атмосферу звуков и запахов… Мы живем ими…

Хозяйка: Но ни с чем не сравнимый запах хлеба тысячелетиями стоит над Землёй!

Хозяин: Примерно 17 тысяч лет назад человеку впервые пришло в голову перетереть зерно дикой пшеницы в муку и смешать её с водой. Из этой смеси люди научились выпекать пресные лепешки на раскаленных камнях своих неугасающих костров…

Хозяйка: И вот он лежит перед нами… Будто одушевлённый людской верой в его животворную силу.

Веснушка: Вот оно – Солнце – приподнялось над хлебами над всем неоглядным простором Русского поля…

Из-за печки выходит Хлеб

Хозяйка: И, осмотревшись, начало спокойно подниматься по голубой лестнице неба – все выше и выше; красное…оранжевое…сияющее…ослепляющее Солнце…
Эпизод 5

(Финал)

Комментарии: В финальной сцене отражена авторская позиция относительно обозначенной проблемы. Здесь в заключительной фразе обозначена основная идея спектакля. Идея представляется таковой – русский народ жив, пока жива русская культура…и наоборот.

Хлеб, Хозяйка, Хозяин, Веснушка

Хлеб: Ржаная, высветленная степь, словно вытекающая из белоствольного разлива берез. Ржаное солнце – в полнеба… Лица людей цвета спелой ржи, с глазами василькового цвета… И вся природа вокруг, будто русским орнаментом расписанная, и сама Россия распахнулась вечностью на Земле.

Хозяйка: В каждом из нас с материнской колыбели – бескорыстное чувство Родины, родной земли. Мы восхищаемся делами предков, и они уводят нас в невообразимо далёкие годы…

Хозяин: Из каких-то невообразимых глубин история донесла до нас много вопросов:

Хлеб, Веснушка: (полушепотом) «Зачем мы пришли на эту Землю?»

Хозяин, Хозяйка: (полушепотом) «Чтобы жить…»

Хлеб, Веснушка: (полушепотом) «Что для нас бесценно?»

Хозяин, Хозяйка: (полушепотом) «Дети…»

Хлеб, Веснушка: (полушепотом) «Что боимся потерять?»

Хозяин, Хозяйка: (полушепотом) «Память…»

Веснушка: У нас одна, общая на всех история!

Хозяин: Одни зерна истины!

Хозяйка: Один помол времени!

Хлеб: Меня уничтожат только, если народ русский кончится, но он не кончается, а, может быть, только начинается…

Вторая часть фольклорного праздника представляет собой проведение викторины «Богатство земли родной», народной игры «Каравай», хоровода «Кто с нами пашеньку пахати»



Заключение
Подводя итоги работы, представляется необходимым отметить следующее. Данный народный праздник один из многочисленных сезонных фольклорных мероприятий, которые проводятся в рамках раздела программы «Народное творчество родного края» - «Народные праздники и обряды».

Стоит заметить, что в ходе подготовки и проведения народного праздника реализуется комплексный подход к изложению учебного материала, который предполагает интеграцию видов и жанров народного художественного творчества, которые не могут существовать и, следовательно, рассматриваться отдельно. Так здесь в ходе сценического действа мы можем наблюдать интеграцию таких видов народного художественного творчества как: устное народное творчество, народное песенное творчество, народная хореография, народная музыка, народный костюм, народные игры, фольклорный театр.

Для наиболее эффективного усвоения предлагаемого материала и для более качественного творческого процесса необходимо использовать различные педагогические методы, такие как рассказ, диспут, беседа, поручение, игра, упражнение, коллективная творческая деятельность, поощрение, награждение.

В ходе работы проанализированы отдельные аспекты проведения фольклорного праздника, показана специфика репетиционных занятий и непосредственно особенностей подготовки, организации и проведения публичного творческого показа. А также подробно рассмотрено сюжетно-образное содержание спектакля-миниатюры. Была предпринята попытка проанализировать особенности оформления сцены, музыкального оформления спектакля, особенности сценических костюмов и реквизита. Познакомились с образами действующих лиц и их значением, с подтекстом, который лежит в основе данных персонажей. Была рассмотрена сюжетная линия и авторская позиция, идея спектакля.

Данные методические рекомендации могут быть использованы педагогами для проведения уроков краеведения, мировой художественной культуры, музейных уроков, массовых мероприятий, классных часов.

Библиографический список
1. Басаргина А.А. Народный праздник в школе. (Методическое пособие). – Белгород, 2005.

2. Басаргина А.А. Уроки о вечном. / А.А. Басаргина; Белгородский государственный музей народной культуры. – Белгород: Издательство «КОНСТАНТА», 2006. – 114 с.

3. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов. – 2-е изд. стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 240 с.

4. Жиров М.С. Народная художественная культура Белгородчины. Учебное пособие./ М.С. Жиров. – Белгород, 2000. – 265с.

5. Исаев И.Ф. Региональный музей и школа: формы совместной деятельности: учеб.-метод. Пособие / И.Ф. Исаев, С.И. Тарасова. – Белгород: Изд-во БелГУ,2006 – 188с.

6. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Детство-Пресс, 2002. 304 с.

7. Терещенко А.В. История культуры русского народа / А.В. Терещенко. – М.: Эксмо, 2007. – 736 с.

9. Фрумнин Г.М. Сценарное мастерство: учебное пособие / Г.М. Фрумнин. – Изд. 2-е. – М.: Академический Проект, 2007. – 224 с.

10. Шубина И.Б. Драматургия и режиссура зрелища: игра, сопровождающая жизнь: Учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 288 с.

11. Фольклористика. http:// wikipedia.com/

12. Творческий народный коллектив / http:// нашакультура. рф/


Приложение 1
Вторая часть народного праздника «Осенние посиделки».
Игра 1 «Загадки об урожае»

г. Валуйки, середина 20 века, материал собран в селе Шелаево Валуйского района.


  1. Матушкой весной – в платьице цветном, матушкой зимой – в саване одном. (Поле)

  2. Пирог с молитвой, то есть без начинки. (Хлеб)

  3. Всем нужен, а не всякий сделает? (Каравай)

  4. Посмотри на колобок,

Он румян и краснобок.

Но не рви его до срока –

Из него не будет прока.

А когда наступит срок.

Раскуси - и брызнет сок.

Видно очень далеко

Наливное... (яблоко)


  1. На деревьях меж листами

Висит птица вверх ногами. (груши)

  1. В поле росла,

Под жерновом была,

Из печки на стол

Караваем пришла. (пшеница)


  1. Как на поле, на кургане

Стоит курочка с серьгами (овес)

  1. Встали в ряд богатыри,

Верно службу служат.

Голова у них –

Внутри.

Борода – снаружи! (кукуруза)



  1. Хотя я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла.

Крупна, кругла,

Сладка на вкус.

Узнали вы? Я... (свекла)



  1. Хороши малыши!

Как один, кругляши,

В темном домике сидят,

Друг на друга не глядят.

А как лопнет их дом –

Все на улицу бегом! (горох)


  1. Повернулось к солнцу

Золотое донце.

В донце оконце,

В оконцах щелкунчики,

Щелкунчики-грызунчики. (подсолнух)



  1. Нарядилася Алена

В сарафанчик свой зеленый,

Завила оборки густо

Узнаешь её? (капуста)


  1. А на крайней грядке –

Длинные загадки.

В этой длинной грядке Дед Мороз

Прячет летом красный нос. (морковь)


  1. Кругла, рассыпчата, бела,

На стол она с полей пришла.

Ты посоли её немножко.

Ведь, правда, вкусная... (картошка)


  1. Растет на грядке

Зеленая ветка,

А на ней – красные детки. (Помидор)



2. Хоровод «Кто с нами пашеньку пахати»

Дети делятся на две группы, выстраиваются друг напротив друга двумя рядами, держась за руки. Под пение каждая группа поочередно то наступает, то отступает.

- Кто с нами, кто с нами пашеньку пахати,

Кто с нами?

- Мы с вами!

Первая группа:

- Кто с нами, кто с нами жито рассевати?

Кто с нами?

Вторая группа:

- Мы с вами, мы с вами жито рассевати,

Мы с вами!

Первая группа:

- Кто с нами, кто с нами жито жати,

Кто с нами?

Вторая группа:

- Мы с вами, мы с вами жито жати!

Мы с вами!

Первая группа:

- Кто с нами, кто с нами жито молотити,

Кто с нами?

Вторая группа:

- Мы с вами, мы с вами жито молотити,

Мы с вами!

Первая группа:

- Кто с нами, кто с нами тесто месити,

Кто с нами?

Вторая группа:

- Мы с вами, мы с вами тесто месити,

Мы с вами!

Первая группа:

- Кто с нами, кто с нами каравай печити,

Кто с нами?

Вторая группа:

- Кто с нами сына женити,

Кто с нами?

Первая группа:

- Кто с нами, кто с нами девуцу отдавати,

Кто с нами?

Вторая группа:

- Мы с вами, мы с вами девицу отдавати,

Мы с вами!

3. Народная игра «Каравай»

Начало 20 века, материал собран в селе Пристень Валуйского района.

Девочки и мальчики становятся в круг, берутся за руки и медленно, плавной поступью двигаются и поют:

Шел павлин горою,

Все люди за мною,

Одного нет у нас (называют по имени одного из играющих).

У его маменьки печка истопленная,

Блины испеченные,

Каравай стряпанный:

Этакой широкой, высокой,

Этакой низенькой,

Этакой узенькой.

Играющие поднимают руки вверх, вытягивают их по ширине, опускают к полу, встают и сжимают круг, показывая ширину, вышину, низину, ужину каравая.



Приложение 2




МУДО «Центр детского и юношеского туризма»

г. Валуйки и Валуйского района Белгородской области
представляет
10.10.2014 года

Актовый зал МОУ «СОШ № 5» г. Валуйки

Начало 14:00
Осенние посиделки
Народный праздник

с элементами фольклорного театра


Руководитель:

Каверина Н.Н. – педагог дополнительного образования МУДО « ЦДЮТур»

г. Валуйки Валуйского района Белгородской области

Сценарий: Каверина Н.Н.

Оформление сцены: Куркина Полина, Каврева Елизавета

Музыкальное оформление: Заверский Дмитрий, Павлов Иван

Костюмы: Казакова Анастасия, Потий Елизавета

Песня для спектакля

«И говорило аржаное жито»

И говорило

Аржаное жито,

В чистом поле стоя,

В чистом поле стоя:

- Не хочу я,

Аржаное жито,

Да в поле стояти,

Да в поле стояти.

Не хочу я,

Аржаное жито,

Да в поле стояти.

Колосом махати.

А хочу я,

Аржаное жито,

Во пучок взвязаться,

В засенку ложиться.

А чтоб меня,

Аржаное жито,

Во пучок взвязали,

З меня рожь выбирали.

Модель традиционной крестьянской избы.

Может быть взята за основу при художественном оформлении сцены для

народного праздника «Осенние посиделки»





База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница