Последний месяц лета. Июль – Август) Знак месяца – лев Буква месяца – ט (тет) Колено месяца – שמעון (Шимон) Влияние месяца – слух Комбинация букв Имени месяца – ה-ו-י-ה



Скачать 265.8 Kb.
Дата12.11.2016
Размер265.8 Kb.
Месяц «Ав»

(Последний месяц лета. Июль – Август)

Знак месяца – лев

Буква месяца – ט (тет)

Колено месяца – שמעון (Шимон)

Влияние месяца – слух

Комбинация букв Имени месяца – ה-ו-י-ה (гей-вав -йуд-гей)

אב (ав) пятый месяц еврейского года, которому соответствует созвездие אריה (арье – лев). В этом месяце нашему народу пришлось пережить немало трагедий.

 

Нам известно, что знак и события месяца неразрывно связаны между собой. В месяце ав на небе появляется созвездие, очертания которого напоминают льва. Лев восходит на небе, набирает силу, и от него не уйти.

 

Цеда ле дерех (1:28) говорит о власти этого знака над человеком, животными, металлами и всеми землями:

Это огненный, мужской, дневной знак, который причиняет боль. Знак золота, серебра, драгоценных камней, алмазов и кузнецов. Рожденные под этим знаком господствуют над всеми, у них избыток сил, они легко гневаются, страстны, экспансивны, верны своему слову и любят изысканные узоры из золота, серебра и драгоценных камней.

 

В Мишне написано: «Пять трагедий случилось девятого ава:



     Было постановлено, что поколение пустыни не войдет в Страну Израиля.

Когда Моисей послал разведчиков, чтобы разведали, какова Земля Обетованная, они вернулись из своего похода девятого числа месяца ав. Они рассказали, как ужасна Страна Израиля, и народ поверил им: «И плакал народ всю ту ночь, и говорил: Зачем Господь ведет нас в эту страну?» На это Всевышний ответил им: «Вы плакали понапрасну, и Я установлю вам плач на все поколения ваши» (трактат Таанит, 29). С тех пор день девятого ава стал днем траура и печали. Во время путешествия по пустыне каждый год Девятого ава умирали те, кто должен был умереть в пустыне, пока не умерло все то поколение.

Девятого ава суточный пост в память о разрушении Иерусалимского Храма. Иерусалимский Храм был разрушен дважды. Оба раза Храм был разрушен девятого числа месяца ав.

     Первый храм был разрушен войсками Вавилонской империи в 3338 году от Сотворения мира.

     Второй храм войсками Рима в 3828 году.

     Девятого ава пал Бейтар, укрепление восставших во время восстания Бар-Кохбы.

     Девятого ава был разрушен Иерусалим, после чего римляне перепахали город и посыпали место солью, чтобы там уже ничего не выросло.

Пять траурных событий приходятся на 9 ава, а там, где мы видим цифру 5, мы вспоминаем об имени Элоhим, состоящем (в иврите) из пяти букв и выражающем проявления גבורה (гвура – суровости, строгости Б-га).

 

Девятого ава произошло много других трагедий в истории народа Израиля. В этот день началась Первая мировая война, повлекшая за собой  Вторую и массовое уничтожение европейского еврейства. Первый эшелон в лагеря уничтожения вышел 9 ава.



 

15 ава малый праздник. В этот день устраивали народные гулянья, во время которых молодые люди знакомились друг с другом. Этот день отмечает конец траурного периода.

 

Месяц ав имеет двойную природу, с одной стороны, это месяц беды и траура, а с другой стороны это месяц веселья и радости. Эту двойственность мы увидим и в букве, соответствующей названию месяца, и в ее гематрии, а так же в характере месяца и комбинации букв четырехбуквенного Имени Всевышнего, соответствующей этому месяцу.



 

Буква месяца

В прошлый раз мы говорили о том, что буквы месяцев тамуз и ав хет и тет образуют слово חטא (хэт – грех), показывая, что эти месяцы особо способствуют грехам и преступлениям. Сказанное подтверждается историей народа Израиля. (Интересно отметить, что в названиях колен народа Израиля отсутствуют буквы хет и тет, что показывает на чистоту их духовных корней.. Понятно, что врожденная чистота души еще не означает, что человек не грешен, потому как еще следует прожить жизнь и преодолеть соблазны …).

 

 «Сефер Иецира» связывает месяц ав с буквой ט (тет). Как и сам месяц, эта буква имеет двойственное значение. С одной стороны, согласно Талмуду (трактат Бава Кама, 55а), буква тет является буквой уничтожения и разрушения: ותטטיא במטאטא השמד )ветататиа бематате hашемед – и вымету ее метлой уничтожения). В этом стихе буква тет повторяется четыре раза, хотя частота появления буквы тет в иврите одна из самых низких. Эта буква также первая в слове טומאה (тума – ритуальная нечистота). Это свойство буквы тет максимально проявилось в событиях Девятого ава. С другой стороны, буква тет символизирует благополучие и слово «хорошо». В Талмуде (трактат Бава Кама, 55а) говорится: «Если увидел во сне букву тет, то это добрый знак, потому как первый раз буква тет появляется в Писании в слове טוב (тов – хорошо) в стихе: «И увидел Б-г, что свет хорош» (Быт., 1:4).



 

Упомянутую двойственность мы обнаруживаем и в числовом значении буквы. Гематрия буквы тет – девять (девятое ава)! Однако если мы вычислим гематрию названия буквы тет, то получим: тет (9) + йуд (10) + тет (9) = 28 – гематрия слова כוח (коах – сила).

 

Удвоение буквы тет приводит нас к слову טיט (тит – глина, материал). Числовое значение двух букв тет равно восемнадцати числовому значению слова חטא (хэт – грех). Именно грехи являются причинами бед и страданий народа Израиля. С другой стороны, Девятого ава, согласно Талмуду, родился Машиах, будущий спаситель народа Израиля. Удвоенное числовое значение буквы хет равно восемнадцати, числовому значению слова חי (хай – живой) число жизни и счастья. (Число 18 считается счастливым для евреев числом.)



 

Вернемся еще раз к системе рабби Ицхака Лурии (известному в еврейской литературе под аббревиатурой АРИ), согласно которой, если заменить буквы Имени Всевышнего א-דני (А-донай) их названиями, то образуется двенадцатибуквенная комбинация: алеф превратится в א-ל-פ )алеф-ламед-пэй(, далет станет ד-ל-ת )далет-ламед-тав(, нун נ-ו-ן )нун-вав-нун (, а йуд заменится комбинацией י-ו-ד ) йуд-вав-далет(. Каждому месяцу года соответствует одна из букв приведенной комбинации. При этой системе буквы месяцев тамуз и ав далет и ламед образуют слово דל (даль – бедный). Первые буквы названий колен месяцев ав (Шимон) и тамуз (Реувен) образуют слово רש (раш – бедный, несчастный). Значения образуемых слов хорошо согласуются с характером этих месяцев несчастий и бед.

 

Слово דל (даль – бедный) близко по написанию к глаголу  דלה(дала – вытаскивать, поднимать), что связано с тем, что в будущем эти месяцы «возвысятся» и из месяца бед и несчастий превратятся в месяцы радости и веселья.



 

Забегая вперед хочется сказать, что буква следующего за авом месяца элул ת )тав( дополняет названия трех месяцев до слова דלת (делет – дверь). Месяц элул предназначен для раскаяния, для возвращения на пути Всевышнего. Слово «дверь», полученное из букв, соответствующих трем этим месяцам, говорит, что выход из бед и несчастий раскаяние и отказ от грехов открыт для всех.

 

Колено месяца

Колено месяца ав Шимон. Имя שמעון (Шимон) образовано от глагола שמע (шама – слушать). В Моавской степи перед самым входом в Землю Израиля глава колена Шимона Зимри дал убедить себя речам принцессы мидьянской. И, будучи обуян гордыней и самоуверенностью, совершил преступление против Бога Израиля и поднял открытый бунт против Моше. В результате погибли многие из колена Шимона.

 

Влияние месяца

Влияние месяца ав слух. Именно слух оказался причиной того, что месяц ав стал месяцем бед и несчастий. В Торе рассказывается, что сыны Израиля поверили рассказу разведчиков, посланных Моисеем для того, чтобы посмотреть, какова Страна Израиля. Услышав все ужасы, которые разведчики рассказали про Землю Обетованную, народ плакал и вопрошал «Зачем Ты, Господь, ведешь нас в эту страну?» На это Творец сказал им: «Вы плакали сегодня понапрасну, за это установлю вам плач на все поколения».

 

Знак месяца

Знак месяца ав Лев является символом трагических событий месяца ав. Подобно тому,  как лев убивает свои жертвы, так в ав были разрушены первый и второй Храмы. Первый Храм был разрушен Вавилоном בבל (бавель – Вавилон), а второй Римом אדום (эдом – Рим). Первые буквы названий этих народов образуют слово авназвание месяца.

 

Характер месяца

Астрологи говорят, что под знаком Льва родилось наибольшее количество великих вождей и царей. На это указывают и знак месяца царственный лев, и планета месяца король-Солнце и стихия месяца Огонь. Все символы месяца ав солнце, огонь и лев сильные знаки, связанные с уничтожением. Среди прочего ученые Талмуда указали на то, что Солнце является планетой-символом христианских народов. Не случайно в Европе выходной день воскресенье, день, посвященный солнцу. (Название этого дня недели на многих языках, например на английском, связано со словом «солнце».) Точно так же не случайно европейские народы выбрали себе чисто солнечный календарь (в отличие от иудаизма, где принят, в соответствии с законом Торы, лунно-солнечный).

 

Источник трагедий месяца ав клевета разведчиков на Землю Израиля их стремление к неограниченной власти.. Стремление к власти, гордыня, связаны со стихией Огня. Кроме того, для Львов, согласно мнению астрологов, так же характерно стремление к власти и гордыня (Лев – царь зверей, традиционный символ царской власти). Разведчиками Земли Обетованной были назначены князья колен Израиля. Они подсознательно желали, чтобы все оставалось по-прежнему и сыны Израиля продолжили путешествие по пустыне. Потому как, после завоевания страны Израиля все израильтяне расселились бы по своим наделам, и князья потеряли бы большую часть своей власти. Сочетание полной уверенности князей в своей правоте, когда они докладывали народу результаты разведки, и сила, которую имеет слух, присущая месяцу ав, оказалось достаточным, чтобы сыны Израиля поверили им. В результате месяц ав стал месяцем печали и траура.



 

Но не все так однозначно: несмотря на то, что с одной стороны, месяц ав связан со стихией огня, который символизирует גבורה (гвура – суровость, суд), с другой стороны Солнце – планета месяца, излучающее свет, символизирует חסד (хесед – милость Б-га). Здесь мы снова наблюдаем двойственную природу месяца, который имеет и тяжелый пост 9 ава, и праздник 15 ава.

 

Когда говорят о приходе Машиаха, то всегда вспоминают пророчество о том, что в тот день Всевышний освободит Солнце и оно засияет ясным огнем, который сожжет всех нечестивцев и принесет излечение праведникам. С одной стороны солнце сжигает, а с другой стороны излечивает. В этом предании мы вновь видим двойную природу месяца ав.



 

Комбинация букв Имени месяца

На это же указывает и комбинация букв четырехбуквенного Имени Всевышнего. Комбинация букв Имени месяца ав: ה-ו-י-ה (гей-вав-йуд-гей). Первые две буквы этой комбинации гей-вав, соответствующие первым двум неделям месяца, являются последней парой букв четырехбуквенного Имени и символизируют Суд и тяжкий приговор. Следующие же две буквы комбинации йуд-гей являются буквами Милосердия, и они соответствуют последним двум неделям месяца ав.

 

В Талмуде, в трактате Кидушин, говорится, что слово гей-вав-йуд-гей – комбинация букв месяца ав – связано с церемонией обручения и женитьбы. Рав Цадок hа-Коген объясняет, что это свидетельствует о том, что в будущем месяц ав обратится из месяца печали и траура в месяц веселья и радости, в месяц свадьбы между Всевышним, Благословен Он, и народом Израиля (При Цадик, Бемидбар).


9 ава в нашей истории случилось множество несчастий. «Это день, избранный для возмездия», говорят наши мудрецы. Перечисленные пять событий показывают трагический итог безудержных попыток народов уничтожить нас.

 

Следствиями этих событий были гибели сотен тысяч евреев и изгнания, народу приходилось покидать свою землю. Однако вместе с болью пришло понимание, что народ сохранится, несмотря ни на что. Гнев Всевышнего поразил камень и дерево, но пощадил грешников. Лев превзошел нас силой (это были страшные разрушения), но при этом раскрылась и способность народа к выживанию.



 

О мощи Льва говорит высказывание мудрецов (Пиркей авот, 4:1): «Будь силен, как лев, выполняя волю твоего Отца в Небесах». Речь идет о способности человека отказываться от немедленного удовлетворения своих желаний, о внутренней победе над необузданными страстями и влечениями. Человек не должен сразу удо­влетворять свои желания, ему необходимо сохранять терпение и анализировать ситуацию в максимально широком контексте. Обычно эта способность человека к самоконтролю рассматривается как одна из сильных сторон Льва: не контроль над другими, а контроль над собой.

 

Идея мощи символизирует Б-жественное управление миром. Отсутствие наказания свыше, следующего сразу за грехом, подтверждает необходимость терпения. Всемогущий дает человеку возможность изменить направление жизни, Он не судит грех сразу, а дает время грешнику исправиться.



 

В этом сила еврейского народа, который благодаря Б-гу продолжает чудесным образом расцветать, несмотря на преследования в каждом поколении: не зря мы уподоблены «овце среди семидесяти волков». И так же, демонстрируя  Свою силу, сдерживается Творец и не наказывает до времени тех, кто обижает Его детей. А когда придет конец страданиям, Сыны Израиля воспоют песнь об освобождении, приветствуя вечный мир.




Грех разведчиков – Относительность против Абсолюта

Мы уже неоднократно говорили о том, что источник трагедий месяца ав клевета (грех) разведчиков. В чем же причина этого греха?

 

Вспомним вкратце события, о которых рассказывает Тора (Бамидбар, 13-14). На второй год пребывания в пустыне сыны Израиля предложили Моше направить разведчиков, чтобы те осмотрели страну Кнаан, куда их вел Моше. Моше спросил Всевышнего, выполнять ли ему желание народа, и Творец ответил: «שְׁלַח-לְךָ אֲנָשִׁים, וְיָתֻרוּ אֶת-אֶרֶץ כְּנַעַן»  (шлах леха анашим ве-йятуру эт эрец кнаан Пошли себе людей и исследуют Страну). Согласно разъяснению мудрецов, «себе» означало: «По твоему усмотрению, ибо Я уже сказал, что это хорошая земля». Достаточно было того, что Он похвалил страну, но запрета посылать разведчиков не последовало. Глагол לתור (лятур – исследовать, означает увидеть в исследуемой стране красивое). Но сыны Израиля сказали: «נִשְׁלְחָה אֲנָשִׁים לְפָנֵינוּ, וְיַחְפְּרוּ» (нишлеха анашим лефанейну ве-йяхперу – Мы пошлем людей и раскопают) (Дварим,1:22). Глагол לחפור (ляхпор – раскапывать, означает откопать минусы этой страны). Т.е. они изначально с предубеждением отнеслись к вожделенной стране.



 

Моше послал на разведку лучших и самых способных людей. Они получили детальные наставления: определить, хороша ли эта страна, есть ли в ней деревья, живут ли ее обитатели в открытых станах (это признак силы) или в крепостях (это равнозначно слабости). Кроме того, они должны были принести образцы плодов этой земли.

 

Разведчики были в пути сорок дней (с 29 сивана по 9 ава). Мидраш подробно рассказывает о чудесах, которые произошли в стране и предотвратили пленение разведчиков. Одно из них – смерть многих вождей Кнаана. По этой причине местные жители были так заняты оплакиванием мертвых и похоронами, что не обращали внимания на незваных гостей. Как символы плодородия земли, разведчики взяли с собой из Кнаана самые большие плоды: огромную гроздь винограда, гранаты и финики.



 

Возвратившись, они рассказали Моше о том, что видели: земля течет молоком и медом, а обитатели ее очень сильны. Но к фактам добавили свой комментарий, утверждая, что страну невозможно завоевать. Жители ее очень сильны, города отлично укреплены, но люди все время хоронят мертвых, потому что земля пожирает живущих на ней, а плоды земли чудовищно велики. Лишь двое из разведчиков выразили несогласие с общим мнением: Йеhошуа и Калев утверждали, что земля хороша, и если Бог обещал, значит, евреи будут жить в ней, и не следует бояться войны, даже если завоевание Страны выше человеческих сил.

 

О споре узнал не только Моше: мнение разведчиков стало известно широким массам, и народ встал на сторону большинства: эту землю невозможно завоевать. Тора рассказывает, что люди были в таком отчаянии от услышанного, что «возвысили голоса, зарыдали и плакали всю ночь» (Бамидбар, 14:1). Это была ночь Девятого ава.



 

Еврейское слово בכי (бехи – плач) сходно со словом נבוך (навох – растерянный). Этот плач был не только знаком печали, но и выражением растерянности. Представление людей о будущем оставалось смутным. Даже факты, представленные Моше, казались им спорными. Растерянность проявилась и в том, что разведчики с трудом воспринимали план Моше, он казался им совершенно нереальным. Эта слабость воли, которую проявил народ, слушая рассказ разведчиков, стала в дальнейшем постоянным лейтмотивом и привела к тяжелым последствиям. Мы получили урок: тот, кто не принимает пророчество, недостоин посланий пророков. Подводя итог, наши мудрецы сделали вывод: «Сказал Творец: вы плакали этой ночью без причины, потом в эту ночь будут причины плакать у мно­гих поколений» (Сота, 35а).

 

В пустыне у них не было причин плакать. Бог велел народу войти в эту землю. Даже если обстоятельства, как будто, опровергали пророческое обетование, это не давало основания в нем усомниться, ибо видимость не должна влиять на восприятие истины. Если бы Израиль выполнил повеление Творца и вошел тогда в страну Кнаан, народ снова бы обрел возможность жить в совершенной реальности, как это уже было у горы Синай.



 

Так могло бы произойти, несмотря на грех Золотого Тельца. Никто не имел права ставить под сомнение истинность известного и ясного пророчества. Народ должен был войти в указанную ему Землю и достичь прежней духовной высоты. Совершенство Откровения было бы обретено навеки, проживание в Святой Земле не сопровождалось бы разрушениями и изгнаниями.

 

Как и события, изложенные в главе о Раке, грех разведчиков привел к тому, что в мире возобладала относительность восприятия. Основой практических решений и восприятия событий стали личное суждение и рациональный анализ, а не Абсолютная Истина.



 

В длинной цепи последствий этого события грех разведчиков стал первым звеном. Такова реальность в мире свободного выбора. Все возможно!

 

Народ воспринял искру Абсолютного Знания, но после греха Золотого Тельца люди опустились на более низкий уровень и стали смотреть на мир с точки зрения относительности. Манифестация Божественной истины – пророчество – должна восприниматься с полной верой. Пророк поднимается на абсолютный уровень восприятия и говорит с людьми с высоты Абсолюта. Но, чем важнее становится индивидуальная перспектива, тем сильнее потребность подвергнуть пророчество сомнению, что является вполне рациональной стратегией поведения в относительном мире. Отсюда – требование большинства народа послать разведчиков в землю Кнаан, хотя в их задачу входила только проверка уже известного – того, что сказано пророком, и должно приниматься на веру.



 

Мидраш говорит, что обстоятельства не позволили разведчикам составить о земле Кнаан верное представление. Смерть вождей этой страны именно в то время, когда туда пришли разведчики, – лишь один из многих фактов, свидетельствовавших о том, что она находится под полным управлением Создателя. Они не должны были относиться к ней так, как к другим странам мира. Поверхностный взгляд ввел их в заблуждение.

 

После греха Золотого Тельца народу приходилось постоянно находиться в ситуации выбора. Разведчики должны были догадаться, что многочисленные похороны – благо для них, потому что среди массы людей, стекающихся с разных сторон, легко оставаться незамеченными, не привлекать внимания. Но субъективная, неправильная, интерпретация событий помешала им адекватно воспринять происходящее. Они увидели в похоронах доказательство того, что страна убивает своих жителей! Такой взгляд лишил их правильного понимания сути события: Владыка вселенной освобождает для них эту землю. Еще труднее им было осознать, что Всевышний дает ее еврейскому народу, вышедшему из Египта.



 

В пустыне народ слышал Бога, но когда субъективный взгляд помешал объективному восприятию реальности, люди впали в отчаяние. Особое, «относительное» видение событий, приобретенное после греха Золотого Тельца, затмило их зрение. Они не давали себе возможности увидеть, казалось бы, очевидные факты.

 

Десять избранных лидеров народа восприняли объективную реальность, как противоречащую пророческой истине. Сила Льва имеет материальное воплощение, вот почему разведчики согласились с невозможностью овладения Кнааном. Возвышенный духовный уровень, к которому они могли вернуться, оказался недостижим, а откровение Абсолюта было утрачено вновь.



 

Их наказание заключалось в том, что поколение пустыни, которое отказалось поверить пророчеству, умерло в пустыне, а вошли в Землю Израиля только их дети, второе поколение. Они получили Откровение в юности или слышали о нем от предыдущего поколения. Теперь в Обетованную Землю евреи входили в контексте не Абсолюта, но относительности, и этот новый контекст допускал и возможность изгнания, и взрывы насилия, весьма свойственные Льву, царствующему в материальном мире.

 

Вот почему неудивительно, что изгнания и разрушения Храмов пришлись на один день, хотя и в разные века.



 

Для наших мудрецов Лев – символ триумфа. Мир Абсолюта не разрушен, он ограничен тонкой линией, к нему ведет узкий мост, который еще можно перейти. Йеhошуа, ученик Моше, который вел Народ Израиля в Землю Израиля, не участвовал в создании Золотого Тельца. Когда толпа (эрев рав) делала идола, Йеhошуа был с Моше у горы Синай, а после разведки местности он занял позицию, отличную от позиции большинства разведчиков. Йеhошуа находился в мире «абсолютного потенциала» и поэтому был избран, чтобы ввести Сынов Израиля в их землю.

 

Этот маленький островок надежды (корень еврейского слова תקווה (тиква – надежда), קו (кав – линия)) лежит в основе вечной еврейской мечты о том, что после рассеяния Сыны Израиля смогут снова вернуться в свою Страну и поселиться здесь на вечные времена: она проистекает из мира Абсолюта, и потому нерушима. Путь к Абсолюту не утерян. Даже если Божественную связь народа со Всевышним не сопровождает, как прежде, Откровение, сама связь сохраняется в этой тонкой «линии», обнаруживает себя в чудесном выживании еврейского народа.



 

Лев, как мы уже видели, нередко побеждает. Слабый краб разросся, принял форму Золотого Тельца, но пришла очередь Льва – и благодаря своей материальной мощи, он смог понизить уровень восприятия народа от абсолютного пророческого знания до релятивистского ощущения реальности. Десять разведчиков представили то, что видели, со своей точки зрения. Начался плач, и утвердилось новое «материальное» восприятие жизни. Поколение, видевшее Откровение, умерло, а последующие уже не находились на уровне абсолютной Божественной связи. Много столетий борьба шла в мире относительности, разрушения (и последующие изгнания) происходили в один и тот же день – девятого ава. Но преодоление страдания и несчастий – тоже победа, и выживание евреев, несмотря на все трудности, – подтверждение этого триумфа.

 

Разрушение Первого Храма



В 422 году до н. э. после долгой битвы Навухаднецар (Навуходоносор), царь Вавилонии, вошел в Храм. Девятого ава он предал его огню, а потом увел в плен весь народ Израиля. Так началось вавилонское изгнание, которое продолжалось семьдесят лет, пока Кир, царь Персии, не дал разрешение на строительство Второго Храма.

 

Не случайно разрушение Храма произошло в день возвращения разведчиков, повергших весь народ в глубокое отчаяние. В этот день под сомнением оказалось обретение Обетованной Земли: события стали восприниматься с точки зрения относительного знания, и так были созданы предпосылки для будущего изгнания. Разрушение Храма – выражение силы Льва, когда он покидает свое логово.



 

Трагедия этого дня не сводится к разрушению стен, которое не заняло много времени. Прежде чем были разрушены стены, нарушился установленный прежде порядок жертвоприношений, которые искупали грехи и вели к миру между Израилем и Творцом. (Ежедневное приношение прекратилось непосредственно перед разрушением Храмовых стен.) Принесение жертв давали человеку возможность приблизиться к Создателю. Разрушение Храма уничтожило гармонию между Небом и землей. Былая близость перестала существовать, был положен конец постоянному еврейскому проживанию на Земле Израиля.

 

Кроме того, разрушение ознаменовало фундаментальное изменение способа раскрытия Божественной связи. Храм был не только местом, где приносили жертвы, но также свидетельством Божественного Откровения на земле. Например, пространство Храма было совершенно особенным: как сказано (Пиркей авот, 5:5), когда молящиеся стояли во дворе Храма, им было тесно, а когда в Йом Киппур они простирались в поклоне на земле, для всех находилось достаточно места. Несмотря на кровь и мясо бесчисленных жертв, во дворе никогда не было мух. И ветер там не дул, так что дым с жертвенника восходил вертикальным столбом, и дождь никогда не гасил огонь. Эти и другие свидетельства Божественного Присутствия подтверждали существование духовного мира и препятствовали распространению материалистической мысли.



 

Не было сомнения в истине иудаизма. Иногда народ поддавался соблазнам языческих ритуалов и астрологии, однако все это приходило извне и, хотя приводимо иногда к серьезным ошибкам в ритуале, не порождало принципиальных сомнений в легитимности Торы и ее даровании на Синае.

 

Но с исчезновением Храма теряется ясное физическое доказательство власти Творца, происходит подъем греческой философии Платона и Аристотеля и развитие буддизма и даосизма в Индии и Китае.



 

Итак, девятого ава еврейский народ потерял прямую связь с Создателем. И это причина ежегодного поста. Не удивительно, что разрушение произошло как раз во время восхода созвездия Льва, наделенного способностью к контролю и доминированию. Однако проявление «львиных» способностей зависит от того, как мы себя ведем. Если наше поведение не соответствует Абсолюту, «львиный потенциал»оборачивается против нас.

 

Этот принцип «мера за меру» прослеживается в Торе в описании потопа (Берешит, 6) и уничтожения Сдома (там же, 19). Грех ведет к наказанию. Проступки не совершаются безнаказанно. Разрушение Храма было обусловлено греховными побуждениями и действиями. Когда берет верх материализм, духовность уходит.



 

Разрушение Второго Храма

Когда царь Персии  Кир, дал разрешение евреям отстроить Храм (о чем сообщается в последней строке Танаха, в книге Диврей hа-Ямим), из евреев Вавилона вернулась на родину только малая часть. И вернулись они не сразу, шли группами, в разное время, было несколько алиет (подъемов, возвращений в Израиль). В итоге большинство евреев осталось в Вавилоне, но качественное, духовное превосходство отныне принадлежало Земле Израиля.

 

Строительство Храма тоже происходило не сразу, не без препятствий. Но строители продолжали свое дело и отстроили Храм. Возобновились жертвоприношениия и снова Храм стал символом существования духовного мира. Но хотя жертвы и приносили, знаки Божественного «одобрения» не возвращались: с неба перестал сходить огонь, поедающий жертвы, как это было в Первом Храме. Возвышенные намерения и уровень искупления оставалиись, но свидетельства Божественного Присутствия не были очевидны, как прежде.



 

Талмуд (Йома, 216) перечисляет реалии Первого Храма, которые отсутствовали во Втором: Ковчег, Шехина (Божественное Присутствие)  и  Руах hа-Кодеш (дух пророчества). Для нас это обозначает молчание Всевышнего, отсутствие в эпоху Второго Храма Божественного ответа. Один из образов, которые приводят мудрецы: в эпоху Первого Храма пламя на жертвеннике имело форму льва, символа мощи, а во втором Храме – только собаки (там же).

 

Хотя внешне Второй Храм был красивее Первого, последствия разрушения были очевидны. Храм перестал быть зримым образом высшего мира. Пророчество прекратилось, первосвященник Эзра hа-софер был последним из пророков в еврейской истории. (Согласно трактату Сангедрин, 21а).



 

Талмуд перечисляет восемнадцать первосвященников, которые служили за четыреста десять лет существования Первого Храма. А во Втором Храме их сменилось больше трехсот. Более того, за первые сто сорок лет их было только четверо. Шимон Праведный наследовал Эзре и прослужил сорок лет. Йоханан был первосвященником восемьдесят лет. Эзра бен Паби служил десять лет, Элиазар бен Харсом – двенадцать лет. Частые перемены в последующие годы объясняются тем, что многие из занимавших этот пост, выполняли свои обязанности,  из-за духовного несоответствия не так, как следует.

 

Высшим моментом служения первосвященника в Храме был Йом Киппур. В этот святой день он входил в Святая Святых Храма, чтобы воскурить там благовония. Для этого он должен был вначале исполнить многие церемонии, чтобы достичь высшего уровня личной святости. Если он входил в Святая Святых в необходимой чистоте, он мог «искупить» народ, а если нет – умирал на месте.



 

Талмуд (Йома, 96) свидетельствует, что основной причиной разрушения Второго Храма была беспричинная ненависть. Добро и милосердие между людьми вызывают поток Божественной любви к человечеству. Эта любовь являла себя в Храме и поддерживала его: Храм Был подобен хупе – свадебному балдахину. Но ненависть разорвала его, и покров любви исчез. Храм стоял, будто лишенный внутреннего содержания. Физическое разрушение наступило только после духовного падения, воплощением которого стала беспричинная ненависть. Как сказали мудрецы, римский император Тит (разрушитель Храма) смолол прежде смолотую муку.

 

И снова мы видим силу Льва. Мудрецы Второго Храма установили порядок принесения жертв и проведения заседаний Сангедрина. Но семнадцатого тамуза внешняя стена, физическая оболочка Иерусалима, была проломлена, а девятого ава был разрушен весь Храм. Лев поднялся со своего ложа, готовый без жалости терзать свою добычу. Девятого ава, в день, «выделенный» для плача народа, мы по-прежнему продолжаем плакать. Лев победил слабую общину, утратившую прочную связь со своим Творцом.



 

Распашка Храмовой горы

Талмуд (Таанит, 266) рассказывает о другой трагедии, происшедшей Девятого ава. Римский военачальник Турнус Руфус распахал Храмовую гору и превратил ее в поле. Наши мудрецы указывают, что так исполнилось пророчество Ирмеяhу (26:18): «И распашут Сион, как поле». Это событие явилось завершающей стадией в уничтожении следов Храма. Римляне хотели стереть любые воспоминания о духовном значении Храмовой горы.

 

Все это являет власть Эсава над Яаковом. Эсав (близнец Яакова), предок Рима (царства Эдома), хорошо знал, как властвовать и убивать. Ицхак предупредил Эсава:



Будешь жить твоим мечом. И будешь служить твоему брату, но когда возмутишься, сбросишь его ярмо со своей шеи (Берешит, 27:40).

 

Теперь пришло это время. Эсав увидел, что отошли сыновья Яакова от его пути, и исполнил пророчество своего отца: «сбросишь его ярмо со своей шеи». В таких случаях победа на стороне Эсава, это он привел к разрушению Храма (Римская империя считается духовным наследником Эсава-Эдома). В Теhилим (137:8) мы читаем:



Вспомни, Бог... сынов Эдома... что сказали: Разрушь, разрушь его до основания!

 

Римляне испытали удовлетворение, лишь когда были уничтожены последние остатки Храма. Лев завладел добычей и не оставил от нее камня на камне, только распаханное поле.



 

Турнус Руфус, прокуратор Иудеи в это время, воспринимал превращение высшего духовного центра в распаханное поле как величайшую победу. Но он не предполагал, что уничтожение Храма приведет к открытию новых духовных источников и их влияние превзойдет все, о чем он мог подумать. Наши мудрецы учат, что способность Льва контролировать события была сдержана способностью еврейского народа к восстановлению своих духовных сил.

 

Святость места, на котором был построен Храм, восходит к началу времен. Мы знаем, что на этом месте Авраам сделал жертвенник, чтобы на нем принести в жертву Ицхака, а потом здесь молился Ицхак. Тора рассказывает, что наши праотцы давали этому месту разные имена. Авраам назвал его горой: «На горе Б-г Его будет |виден» (Берешит, 22:14). Ицхак назвал его полем: «И вышел Ицхак в поле молиться перед вечером (там же, 24:63). А Яаков назвал домом: Это не что иное, как Дом Б-га, и это врата Небес» (там же, 28: 17; см. Раши к этому месту). Эти названия раскрывают сущность святого места в Торе.



 

Ицхак назвал Храмовую Гору полем, потому что так увидел его. Поле – открытое, незамкнутое пространство, его особые качества скрыты от глаз. Духовность Ицхака не требовала для молитвы особой постройки. Его близость к Богу была абсолютной, как его молитва и жизнь.

 

Яаков назвал эту гору домом, указывая на упорядоченную жизнь в доме. Он имел в виду, что Божественное откровение найдет свое место в физическом пространстве дома.



 

Эсав мог разрушить проявление Откровения, связанное с Храмом. Физически разрушив его, он мог уничтожить источник Божественной связи, каким являлся Храм для всего мира. Но Ицхак, назвав это место «полем», раскрыл другое значение Храма. Он предвидел, что формы связи, через которые раскрывает себя Божественная истина, могут не зависеть от общепринятых стандартных форм выражения. Поле – выражение всей идеи Храма, потому что, по модели молитвы Ицхака, достаточно даже открытого поля, чтобы создать живую связь с Богом. Этот образ невоздвигнутого Храма можно сравнить с эмбоионом на ранних стадиях беременности: он уже существует, хотя и не виден.

 

Таким было поле Ицхака, семя сверхъестественного мира, имплантированное в материальный мир. Поле стало связующим звеном, и на этом месте впоследствии воздвигли Храм: здесь будет стол, а вокруг будут сидеть сыновья, общаясь с Отцом в Его собственном доме. Когда Турнус Руфус распахал Храмовую Гору, Сион снова стал полем, не осталось и следов от прежнего откровения. Римлянин считал, что с Храмом покончено. Но, в согласии с прозрением Ицхака, злодей Руфус был посланником Провидения – и в этом завершающая ирония истории!



 

Храм начал иную жизнь, подобно плоду беременной женщины. Возникла идея ожидания Освобождения. Эта идея приносила утешение и радость еврейскому народу, несмотря на многочисленные преследования и несчастья. Храма нет, нет больше жертвоприношений и откровений. Но разрушение Храма не привело к окончательной гибели народа. Это, скорее, был отход к прежнему состоянию «беременности».

 

Жажда прихода Машиаха и восстановления Храма воплощает нашу веру в ее успешное завершение. Когда будет построен Третий Храм, мы осознаем, что, хотя Лев рычит и нападает, но мужество и сила народа определяются внутренним самоконтролем, его судьба не подвластна нормам этого мира. Маршировать можно под разные инструменты: барабанный бой может менять ритм, сбиваться, но движение продолжается, и песня слетает с губ, и поется она на сотни мелодий каждую Субботу и каждый праздник всеми евреями, всем народом:



Когда Бог возвратил нас в Сион, мы были как спящие. И уста наши наполнились смехом, и язык – пением. И сказали тогда среди народов: «Бог величие с вами явил – мы были счастливы.

 

Падение Бейтара (подавление восстания Бар Кохбы)

Пятое из главных событий Девятого ава завершило цикл повторяющихся кар. Подавление восстания Бар Кохбы произошло через шестьдесят с лишним лет после разрушения Храма.

 

Еврейская жизнь на Земле Израиля прекратилась не сразу после Разрушения. Оставалось еще несколько важных духовных центров. Там продолжали жить сотни тысяч евреев, поддерживая высокий, истинно еврейский духовный уровень, сохраняя верность своей традиции. Но римляне пытались уничтожить и это.



Рабби Йоханан бен Заккай (глава Сангедрина в это время) издал много указов (см. трактат Рош hа-Шана, 316), чтобы сохранить духовную жизнь, прежде связанную с Храмом. Общий смысл его указов – продолжение, поддержание традиции до времени, когда будет отстроен Третий Храм.

 

Сангедрин продолжал быть высшим галахическим авторитетом, после разрушения Храма, он обосновался в городке Явнэ. Римляне убедились, что еврейский дух не уничтожен, несмотря на оккупацию страны. Поэтому они приняли решение – разорить центры Торы, сохранившиеся до тех пор. Убийство десяти великих мудрецов, известное, как казнь Десяти великомучеников (рабби Акива и его сподвижники и ученики), можно рассматривать как часть этого стратегического плана. Римляне обвинили их в публичном преподавании Торы (и это было правдой), что было запрещено под страхом смерти.



 

Тяжесть разрушения и ожидание освобождения, предсказанного пророками, вызвали смятение среди евреев. На этом фоне выдвинулся Бар Кохба. В 136 г. Бар Кохбу убили. Подавление восстания Бар Кохбы и уничтожение Бейтара описывает Рамбам (Таанийот, 5,3):

Римляне захватили большой город Бейтар, в котором жили десятки тысяч евреев. У них был великий царь, и весь Израиль и величайшие из мудрецов воображали, что он Машиах. Он попал в руки римлян, а всех евреев этого города убили. Эта трагедия была воспринята народом еще тяжелее, чем разрушение Храма.

 

Итак, Лев вновь одержал победу. Падение Бейтара было последним этапом разрушения того, что осталось от Израиля. Это событие положило конец откровениям, происходившим, пока еврейский народ жил на своей земле.



 

После падения Бейтара Иудея стала пустыней. Не осталось в ней ни одного еврейского поселения. Уцелевшие евреи переселились на север, в Галилею и на Голаны – периферию страны, где продолжалась еврейская духовная жизнь. Но в последующие столетия население страны убывало. Изгнанный, блуждающий, наш народ стоял перед началом долгого и болезненного пути, который еще не закончился.

 

Жестокость римлян не знала пределов. Они не только были кровожадными убийцами, но хотели сокрушить человеческое достоинство евреев. Мидраш (Эйха раба, 2:4) содержит жуткий отчет о том, что произошло в этот тяжелый месяц. Подавив восстание, римляне запретили хоронить мертвых. Из трупов они сложили ограду для гигантского виноградника. Не только следы Огкровения они стерли с лица земли, не только убили людей, но и последнее проявление человечности – похороны – презрели. Тела евреев были оставлены на растерзание птицам.



 

В течение долгого времени сохранялся этот забор вокруг виноградника. В это время в Риме взошел на царство новый император, которого раббан Гамлиэль, глава Сангедрина, убедил разрешить евреям похоронить мертвых. И когда им позволили приблизиться к винограднику, евреи неожиданно увидели, что тела людей в этой ограде остались не тронуты тлением. Это был день пятнадцатого ава (апогей созвездия Льва, когда он достигает максимума свой силы). И тогда мудрецы поняли, что несмотря на все трагедии, несмотря на то, что очевидная Божественная связь умалилась и скрылась, – душа народа осталась неприкосновенной.

 

Перестановки в еврейских словах несут важный урок: חומר (хомер – материя), из которой создан человек, несет в себе намек на מחר (махар – завтра), будущее. Умирая, люди сходят в קבר (кевер – могила), где тела их подвергаются רקב (рекев – разложению), но тогда наступает בוקר (бокер – утро). В будущем для еврейского народа наступит утро Освобождения, хотя прежде ему пришлось пережить разрушения, преследования и тяготы изгнания и разложения.



 

Такова сила Льва. Он рычал, нападал и властвовал, как было в пяти описанных случаях этого месяца. Но этот месяц показывает и иное, истинное, внутреннее мужество. Храмовая гора была распахана. На мгновение показалось, что это конец, наступила полная победа Льва. Но дух еврейского народа невозможно уничтожить, и в этом наше утешение. Надежда не оставляет наши сердца. Дым разрушения не вечен. Надежда – предвестие рассвета, который постепенно приведет к Освобождению.

 

Материал подготовила Ирина Бард

 по материалам книг



Рава Матитьягу Глазерсона
«Астрология и каббала»

и Рабби Гад Эрлангера

«Знаки времен. Зодиак в еврейской традиции».





База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница