«посадка баяниста, как важный элемент игрового аппарата»



Скачать 327.65 Kb.
Дата03.05.2016
Размер327.65 Kb.


Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр эстетического воспитания детей «Радуга»

ОПЫТ РАБОТЫ по теме
«ПОСАДКА БАЯНИСТА, КАК ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ

ИГРОВОГО АППАРАТА»


Автор-составитель:

Разепина Василиса Сергеевна,

педагог дополнительного образования

МАОУ ДОД ЦЭВД «Радуга»

Березники, 2013г.



СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………….2

Глава 1. Исполнительский аппарат баяниста, как важный элемент исполнительского процесса …………………………………………….....4

1.1. Исполнительский аппарат баяниста………………………….....4

1.2.Анализ подхода к формированию посадки в методической литературе баяниста…………………………………………………...............6

Глава 2. Посадка, как важный элемент игрового аппарата баяниста..21 2.1.Основные требования к формированию посадки………………21

2.2. Влияние посадки на формирование исполнительского аппарата баяниста……………………………………………………………….23

2.3. Основные критерии посадки баяниста…………………………29

Заключение……………………………………………………………...31

Список использованной литературы……………………………......32

Введение

Популярность баяна в современном мире постепенно снизилась. Потому необходимо искать новые подходы в обучении игры на баяне, по-новому преподавать инструмент детям.

Баян очень сложный инструмент. Во-первых, у двух клавиатур разное строение, к тому же левая клавиатура одновременно включает в себя как готовый, так и выборный вариант. Во-вторых, при игре на инструменте, правая рука движется вертикально, а левая как вертикально, так и горизонтально, при движении меха. И наконец, в-третьих, отсутствует зрительный контроль клавиатур.

По причине вышесказанного, начинающий преподаватель-баянист сталкивается с множеством проблем. Одной из которых, непременно становится проблема формирования правильной посадки начинающего баяниста. Инструмент для детей кажется тяжёлым и неудобным. И если вовремя не предотвратить эти неудобства, то желание ребёнка играть на инструменте может быстро пропасть.

Если при формировании исполнительского аппарата, какой-либо из элементов сформирован неверно, то профессиональный рост учащегося существенно замедляется, занятия становятся мучительными и безрезультатными.

Правильная посадка, является основой формирования исполнительского аппарата баяниста, это связано с конструктивными особенностями инструмента.

Анализируя выступления баянистов-школьников, практика показывает, что посадке уделяется недостаточно внимания. Инструмент стоит не устойчиво, из-за чего случаются срывы при выступлении.

Цель работы: Разработка основных критериев посадки баяниста.

Для достижения цели, поставлены следующие задачи:


  1. Изучить литературу по выбранной теме;

  2. Рассмотреть структуру исполнительского аппарата баяниста;

  3. Изучить особенности функционирования исполнительского аппарата;

  4. Проанализировать подходы к формированию посадки в методической литературе баяниста;

  5. Выявить основные требования к формированию посадки;

  6. Рассмотреть современный подход к определению посадки баяниста;

  7. Определить влияние неправильной посадки на результат исполнительского процесса баяниста;

  8. Сформировать основные критерии посадки баяниста;

При выполнении работы использовались следующие методы:

    • Обобщение и систематизация материалов по теме исследования;

    • Анализирование методической литературы;

    • Метод личного наблюдения;


Глава 1. Исполнительский аппарат баяниста, как важный элемент исполнительского процесса.

По своему назначению и функциональным задачам исполнительский аппарат баяниста идентичен работе исполнительского аппарата любого музыкального инструмента. Однако, исполнительский аппарат баяниста – это сложная система, состоящая из различных элементов, свойственных исполнительству именно на баяне. Выявление структурных элементов данной системы и определение их влияния на исполнительский процесс является обязательным требованием при разработке критериев и методических рекомендаций.



1.1 Исполнительский аппарат баяниста.

Работа с учащимися начинается с важных моментов для любого музыканта: правильной посадки, постановки рук, положения инструмента. В отличие от скрипачей, вокалистов, которые тратят много лет на постановку рук, голосового аппарата, баянисты занимаются этим вопросом очень мало. А ведь правильная постановка игрового аппарата на начальном этапе обучения очень важна, от нее зависит возможность выражения в исполнении художественных замыслов.

Конечно же, наиболее активным в процессе исполнительства на бая­не является плечевой пояс, состоящий из плеча, предплечья, запястья и пальцев, но не следует игнорировать и другие части исполнительского ап­парата. О. С. Паньков считал, что: «Под игровым аппаратом музыканта- исполнителя часто понимают пальцы, кисть, предплечье, непосредственно участвующие в звукоизвлечении. Между тем их нельзя рассматривать изолированно. Речь, думается, должна идти о двигательных реакциях всего организма человека» [15: С.16].

Его утверждение основано на достижени­ях педагогов и исполнителей в области рационализации исполнительских движений, а также введения новых красочных элементов в исполнитель­ское искусство баянистов.

Нельзя в качестве исполнительского аппарата рассматривать только руки и плечевой пояс. Характерной особенностью исполнитеьства на бая­не, является то, что для извлечения звука необходимо не только нажимать клавиши, но и вести мех. Так как именно ведение меха во многом определяет качество извлекаемого на баяне звука, следует более внимательно рассматривать работу мышц спины. Мы можем уверенно ут­верждать, что спина, также как и плечевой пояс, является важной частью исполнительского аппарата баяниста.

Еще одной особенностью баяна является то, что инструмент во вре­мя игры находится на коленях исполнителя. Способы удержания баяна, принято называть посадкой баяниста. Так же как и меховедение, измене­ния в посадке влияют на характеристики извлекаемого из баяна звука. Анализируя современный репертуар композиторов-баянистов таких как: Вечеслав Семёнов, Владимир Зубицкий, Александр Мордухович, Александр Летунов, можно с уверенностью сказать, что в процессе игры участвуют даже колени и стопы. Это, без сомнения, существенно расширяет поня­тие об исполнительском аппарате баяниста. Мы не можем исключить из рассмотрения вопроса тазобедренную часть и ноги исполнителя. Все вышеизложенное позволяет утверждать, что в исполнении на баяне актив­но участвует вся опорно-двигательная система человека.

Тем не менее, научный подход не позволяет в качестве исполнитель­ского аппарата рассматривать только костно-мышечную структуру челове­ка. При любых движениях, исполнительская деятельность не исключение, двигательная система человека управляется, регулируется и координиру­ется центральной нервной системой.

С учетом вышеизложенного под исполнительским аппаратом баяниста следует рассматривать всю опорно-двигательную систему человека, регулируемую и координируемую нервной системой.

Постановка исполнительского аппарата баяниста, аккордеониста обусловлена главным образом характером конкретно исполняемой музыки, конструктивными особенностями инструмента, а также психологическими и анатомо-физиологическими особенностями самого исполнителя. Вопросы постановки включают в себя три компонента: посадку, установку инструмента, положение рук.

В нашей работе мы будем рассматривать только один из компонентов исполнительского аппарата баяниста – ПОСАДКУ.


1.2. Анализ подхода к формированию посадки

в методической литературе баяниста.

На начальном этапе обучения баяниста педагог часто сталкивается с такой проблемой, как правильное формирование посадки учащегося. Чаще в такой ситуации за помощью обращаются к разнообразным «Школам» и «Самоучителям».

Мы, в свою очередь, постараемся рассмотреть подходы к формированию посадки в наиболее часто используемой литературе. В качестве такой литературы мы будем использовать: четыре «самоучителя игры на баяне» (авторы: О. Агафонов, В. Алёхин, Р. Бажилин, А. Басурманов), четыре «школы игры на баяне» (авторы: Ю. Акимов, П. Говорушко, А. Онегин, В. Семёнов), а также книгу А.Иванова «Начальный курс игры на баяне» и пособие «Система начального обучение игре на баяне», автор Н. Якимец.

О.Агафонов, такой теме как «посадка», практически совсем не отводит места, сказано буквально три предложения:



«Прежде чем начинать играть, необходимо подогнать плечевые ремни так, чтобы инструмент не был прижат к корпусу и устойчиво стоял на коленях играющего. Правая нога создаёт упор при сжиме меха. Это необходимо для обеспечения свободы движений правой руки».[1: С.14]

В книге так же присутствует изображение (рис.1):




На данном изображении гриф правого корпуса не упирается в бедро, ноги стоят близко. При такой посадке инструмент очень неустойчив, возникает проблема игры на сжим, т.к. инструмент начинает «уезжать» в правую сторону.

Следующий пример, это «Самоучитель игры на баяне» В. Алёхина. Вот как автор описывает посадку баяниста:



«При игре на инструменте необходимо соблюдать основные правила:

  1. Сидеть следует на половине сидения стула.

  2. Ноги должны быть в таком положении, чтобы колени были на уровне сиденья.

  3. Корпус надо слегка наклонить вперёд, левую ногу – несколько выдвинуть вперёд.

  4. Инструмент ставится на левую ногу, при этом гриф опирается на правую ногу

  5. Правый ремень надевается на плечо. Левый ремень служит опорой для левой руки при растяжении меха. Между корпусом инструмента и грудью должно оставаться небольшое свободное пространство.

  6. Если баянист играет сидя, то инструмент должен иметь три опорные точки: правая и левая нога и плечо, на которое надевается ремень». [3: С.5]


Интересными в данном описании являются 5 и 6 пункты. «Правый ремень надевается на плечо. Левый ремень служит опорой для левой руки…». Выходит, что плечевой ремень используется только один. Это же вы наблюдаем в 6 пункте. «…Три точки опоры: Правая и левая нога и ПЛЕЧО, на которое надевается РЕМЕНЬ.». Подтверждением данного текста служит рисунок 2, взятый из вышеуказанного самоучителя. Действительно, в «старой» баянной школе использовался один плечевой ремень, но обратим внимание, что год выпуска сборника 1977, а в это время уже все играли с двумя плечевыми ремнями. Можно сделать вывод, что тему посадки автор скорее взял из самоучителей старого образца, отсюда следует, что данный вопрос не особо важен для автора.

Роман Бажилин в своём «Самоучителе игре на баяне (аккордеоне)» очень подробно описывает посадку и установку инструмента:



«Удобная для игры посадка, прежде всего должна быть устойчивой. Для занятий необходимо подобрать удобный стул. Сиденье стула должно быть немного выше уровня коленей ученика. Сидеть следует достаточно глубоко, примерно на половине сиденья. Ноги, стоящие на полной ступне, немного расставлены и слегка выдвинуты вперёд. Вес туловища вместе с весом инструмента должен приходиться на три точки опоры – на сиденье стула и ступни ног».[5: С.14]

Следует обратить внимание на «удобный стул», какой именно не конкретизировано, а так же, что «сидеть следует достаточно глубоко».

Если сидеть на стуле слишком глубоко, то теряется опора на стопы.

В данном описании не указано как при такой посадке должен стоять инструмент. Можно прийти к выводу, что в данном пособии посадке опять не уделено должного внимания.

Последний предложенный самоучитель А. Басурманова. Посадка в нем описывается следующим образом:

«Играть на баяне следует сидя на стуле с небольшим наклоном вперёд и неглубоко. Во время игры мех баяна должен находиться на левой ноге, а нижняя часть правой стороны корпуса баяна упираться в правую ногу. Ноги должны опираться на всю ступню. Левую ногу следует несколько выдвинуть вперёд».[7: С.5]

В данном определении не указана только жёсткость стула, а всё остальное описано подробно, кроме того автор далее рассказывает о правильном положении ремней, о верном меховедении, и других вещах, напрямую зависящих от посадки за инструментом. Всё сказанное конечно проиллюстрировано (рис. 3). Но рисунок немного противоречит описанию посадки, т.к. на нем баянист сидит очень глубоко на стуле, из-за чего опять же отсутствует опора на стопы.

Рассмотрим конкретно, «школы» игры на инструменте. Ю. Акимов говорит о посадке следующее:

«В работе над посадкой необходимо учитывать физические данные ученика. Принятая поза должна придать устойчивость корпусу тела и не стеснять движения рук, обусловить собранность исполнителя и создать эмоциональную настроенность перед игрой. В начальный период обучения можно считать правильной такую исходную посадку, которая удобна и обеспечивает свободу действий исполнителя, устойчивость инструмента. Баянист играет сидя на стуле с жёстким или полужёстким сидением, которое должно находиться приблизительно на уровне его колен. Детям маленького роста следует подставлять скамеечки, или сажать на стул с укороченными ножками».[2: С.16]

Мнение автора по поводу посадки в начальный период обучения не совсем верно изложено. Ребёнку, взявшему инструмент впервые в жизни, сидеть за ним будет в любом случае неудобно, организм человека специально не приспособлен для баяна. К верной посадке нужно приучать с самого начала.

Вот как автор конкретизирует посадку и положение инструмента:

«Сидеть нужно на половине сиденья, не касаясь спинки стула. Ноги слегка расставлены и стоят на полу (или скамеечке), опираясь на полную ступню. Корпус исполнителя должен быть слегка наклонён вперёд, к инструменту, для сохранения постоянного контакта тела ученика и баяна. Инструмент с собранным (сжатым) мехом ставится на бёдра. Нижняя часть грифа находится на правой ноге». [2: С.16]

Снова говориться, что «на половине стула», это опять может привести к неполной опоре на ступни ног. О нижней части грифа автор говорит, что она просто должна находиться на ноге, а не упираться в нее, это может привести к неустойчивости инструмента при игре на сжим. Пример на рисунке 4. Вывод: автора интересует вопрос посадки, но некоторые элементы остаются спорными.

П. Говорушко в своей «Школе» не только описывает посадку, но и объясняет, почему так сидеть более целесообразно:

«Сидеть на стуле нужно неглубоко. Такая посадка обеспечивает должную опору в ногах. Правая нога ставится на линии правого плеча, левая – немного далее левой плечевой линии, и несколько впереди правой ноги. Отведение левой ноги в сторону и вперёд, необходимо потому, что именно влево невольно устремляется корпус исполнителя при разжиме меха. Выдвинутая левая нога предотвращает потерю равновесия.

Основное положение корпуса – слегка наклонённое вперёд. Плечи свободно опущены, находятся на одном уровне. В области поясницы позвоночник естественно вогнут. Инструмент ставится на левое бедро всем основанием меха, а не его внутренним или наружным углом. Нижняя правая часть корпуса упирается в правое бедро.

Правильное положение инструмента зависит от высоты сидения. Стул должен быть такой высоты, при которой линия бёдер будет только слегка понижаться к коленям. От этого и инструмент будет немного наклонён вперёд. Такое положение инструмента является необходимым условием для применения мизинца внизу левой клавиатуры. Для ещё большего удобства его применения низ инструмента следует приблизить к себе, в это же время верх будет находиться на некотором расстоянии от груди, что способствует свободному дыханию.

Для обеспечения устойчивости инструмента во время игры применяются плечевые (длинные) ремни, которые надеваются на верхнюю часть плеч».[8: С.4]

Объясняется, почему ноги должны стоять именно так, для чего инструмент должен быть слегка наклонен. И даже приводится пример, в каких случаях посадка помогает в вопросе аппликатуры. Изображение посадки из данной «Школы» на рисунке 5.

Я думаю, что применяя материал из данной «Школы», ученику нужно обязательно объяснить, почему нужно сидеть именно так, только тогда он поймёт и оценит огромную пользу правильной посадки.

В «Школе игры на баяне» А. Онегина, посадке уделена огромная глава, и как в предыдущей «Школе» некоторые моменты подробно поясняются, т.е. не только как, но и для чего нужно сидеть именно таким образом:



«С первых же уроков нужно усвоить правильную, естественную посадку. Сидеть на стуле нужно не очень глубоко, ближе к краю с некоторым наклоном вперёд. Ноги должны стоять плотно на полу. Ученикам маленького роста необходимо ставить под ноги скамеечку (подставку) или давать стул соответствующей высоты, чтобы опора ног придавала корпусу устойчивость.

Колени не следует держать слишком широко и при этом нужно следить, чтобы левая нога не участвовала в ведении меха. Учащийся должен сидеть свободно и удобно, но не расхлябанно, а собрано.

Голову нужно держать прямо, во время игры не следует смотреть на клавиатуру».[14: С.7]

Бесспорно, посадка в данной школе описана безупречно, но в дальнейшем повествовании автора, мы наблюдаем опять один плечевой ремень (рис 6). А.Онегин говорит об этом так: «…два ремня создают более устойчивое положение инструмента. Но наряду с этим, прикрепление инструмента к груди двумя ремнями чрезмерно приближает его, и вызывает скованность играющего, стесняет свободу движения его рук и ограничивает подвижность инструмента в руках. Поэтому учащимся ДМШ не рекомендуется применять два плечевых ремня. Это допустимо лишь для зрелых исполнителей». [14: С.8]

Дети очень активны по природе, и если их что-то сковывает, они непременно сами меняют положение, а ведь баян инструмент не из лёгких, и если держаться он будет только на коленях, то при неаккуратном движении ребёнка инструмент может упасть. В данном вопросе с автором можно не согласиться.

Одна из самых молодых «Школ», это «Школа» В. Семёнова. В ней очень подробно описана не только правильная посадка, но так же автор поддерживает и изменение посадки во время игры, для более удобного положения рук, кистей или пальцев. Автор пишет так:

«Сначала педагог ставит баян на левое бедро ученика таким образом, чтобы создать условия для свободных, естественных движений правой руки и регулирует длину правого плечевого ремня, затем левого, который должен быть короче правого. Это создаёт устойчивость верхней части инструмента во время игры».[17: С.6]

В этом определении описан базис для правильного положения инструмента, по мнению В. Семёнова. А вот как он описывает изменения в посадке:



«Во время игры некоторые элементы посадки могут меняться, например: наклон инструмента к себе делает более удобным применение первого пальца, а так же позволяет более рационально использовать вес правой руки при исполнении аккордов. Ровное положение инструмента идеально для исполнения сложных приёмов тремолирования мехом. Некоторый наклон вперёд удобен для традиционного трёхпальцевого движения на выборной клавиатуре». [17: С.7]


Безусловно это полезная и нужная информация для педагога-баяниста, но на начальном этапе обучения, не стоит запутывать учащегося. По мере усложнения программы и появлением возможности для использования данных методов, они будут очень уместны. Очень важно при использовании данной «Школы» помнить, что она написана для пятирядного баяна (рис. 7) .

Рассмотрим ещё два пособия, предназначенные так же для начального обучения игре на баяне. В «Начальном курсе игры на баяне» А.Иванова вопрос посадки описан очень подробно. Вот опорное определение:

«Сидеть следует не на всём стуле, но достаточно глубоко, чтобы тело было устойчивым и положение достаточно удобным. Корпус слегка наклоняется вперёд. Не следует откидываться на спинку стула, так же как и сидеть слишком прямо; сидящий прямо затрачивает больше энергии и поэтому скорее устает. Плечи должны быть опущены. Поднимание плеч, создаёт излишнее напряжение. Руки не должны быть прижаты к туловищу, иначе невозможна свобода движений. Высота сиденья не должна нарушать устойчивости тела и удобства общей посадки. Ноги должны быть поставлены естественно, с должной опорой». [11: С.5]

Немного непонятной является фраза: «…не следует сидеть слишком прямо: сидящий прямо, затрачивает больше энергии и поэтому скорее устаёт». Таким образом, положение спины в вопросе посадки за инструментом у А.Иванова остаётся загадкой. Что же автор говорит о ногах:



«Колени не должны быть высоко подняты; высота колен должна находиться примерно на уровне сидения. Ноги не следует держать прижатыми одна к другой или разводить их и помогать движению меха. В процессе игры ноги должны оставаться неподвижными».[11: С.6]

Опять же нет точности и конкретизации, которую мы встречали в некоторых самоучителях и «Школах».

Данное пособие снова предлагает баян с одним плечевым ремнём, и только детям можно иногда использовать второй:

«…будет так же целесообразным применение для детей второго ремня – на левое плечо». [11: С.6]

Данное утверждение абсолютно противоречит «Школе» А. Онегина.

О наличии скамеечки или подставки под ноги автор пишет так:

«…Никаких скамеечек для ног не надо применять, как бы коротки не были ноги; Лучше подыскать стул соответствующей высоты».[11: С.6]

Это утверждение не сходится со многими самоучителями и «Школами».

Так же в данном пособии есть интересное замечание:

«Исполнитель должен сидеть с некоторым поворотом (наискось) к слушателю, как бы с целью лучшего показа правой клавиатуры». [11: С.6]

Такое правило можно считать не целесообразным, т.к. левая рука тоже должна быть видна зрителям в полном объёме.

Таким образом, в книге А. Иванова много спорных вопросов, которые не отвечают современным требованиям.

Последняя книга, которую предлагаю рассмотреть, это «Система начального обучения игре на баяне», автор Н. Якимец.

Автор данного пособия очень интересно говорит о первоначальной посадке за инструментом. Он считает что:

«…освоение правой клавиатуры, связано с развитием её умозрительного представления…, а для этого нужно установить баян с некоторым наклоном верхней части корпуса к груди…».[21: С.4]

По мере взросления ученика, автор предлагает перенести наклон вперёд. Автор считает удобным такой метод, т.к. в классе ту или иную ноту преподаватель может подсказать, а дома учащийся всё равно сам подглядывает.

В данной книге это, пожалуй, самое большое отличие от предыдущих пособий.

Делая выводы, можно в очередной раз убедиться в том, что посадка, это такой вопрос, на который нельзя дать однозначный ответ. Посадка зависит от инструмента, от стула, от возраста учащегося и т.д., да ещё и может изменяться в процессе игры. Не каждый баянист уделяет посадке должное внимание, что не всегда благополучно складывается на его дальнейшей профессиональной деятельности.

В качестве итога проведённого выше анализа предлагаю таблицу основных элементов посадки и их отражение у разных авторов.



Ф.И.О. Автора

Название книги

Год

издания

Стул

(высота,

глубина,

жёсткость, наличие подставки)

Количество ремней

Расстояние между

корпусом и инструментом

Положение ног

Точки опоры

1

Иванов Азарий Иванович

Начальный курс игры на баяне

1963

Сидеть следует не на всём стуле, но достаточно глубоко. Колени не должны быть высоко подняты; высота колен должна находиться примерно на уровне сидения. Никаких подставок.

2 шт. 3-ий только детям

Корпус слегка наклоняется вперёд.

Ноги должны быть поставлены естественно, с должной опорой. В процессе игры ноги должны оставаться неподвижными

___

2

Онегин Алексей Евсеевич

Школа игры на баяне

1964

Сидеть на стуле нужно не очень глубоко, ближе к краю с некоторым наклоном вперёд. Ученикам маленького роста необходимо ставить под ноги скамеечку.

2 шт. 3-ий только профессионалам.

Между корпусом и инстрцментом должно быть расстояние.

Ноги должны стоять плотно на полу, чтобы опора ног придавала корпусу устойчивость.


___

3

Говорушко Пётр

Иванович


Школа игры на баяне

1971

Сидеть на стуле нужно неглубоко. Стул должен быть такой высоты, при которой линия бёдер будет только слегка понижаться к коленям.

3 шт.

Основное положение корпуса – слегка наклонённое вперёд.

Правая нога ставится на линии правого плеча, левая – немного далее левой плечевой линии, и несколько впереди правой ноги.

Инструмент ставится на левое бедро всем основанием меха, а не его внутренним или наружным углом. Нижняя правая часть корпуса упирается в правое бедро.



___

4

Алёхин Василий Васильевич

Самоучитель игры на баяне

1977

Сидеть следует на половине сидения стула.

2 шт.

Между корпусом инструмента и грудью должно оставаться небольшое пространство.


Ноги должны быть в таком положении, чтобы колени были на уровне сиденья. Левую ногу – несколько выдвинуть вперёд.

Инструмент ставится на левую ногу, при этом гриф опирается на правую ногу.



Три опорные точки: правая и левая нога и плечо, на которое надевается ремень.


5

Акимов

Юрий Тимофеевич



Школа игры на баяне

1980

Стуле должен быть с жёстким или полужёстким сидением, которое должно находиться приблизительно на уровне колен учащегося. Детям маленького роста следует подставлять скамеечки.

Сидеть нужно на половине сиденья, не касаясь спинки стула.



3 шт.

Корпус исполнителя должен быть слегка наклонён вперёд, к инструменту, для сохранения постоянного контакта тела ученика и баяна.

Ноги слегка расставлены и стоят на полу, опираясь на полную ступню. Инструмент с собранным мехом ставится на бёдра. Нижняя часть грифа находится на правой ноге.

___

6

Басурманов

Аркадий Павлович



Самоучитель игры на баяне

1989

Сидеть на стуле с небольшим наклоном вперёд и неглубоко.

3 шт.

___

Ноги должны опираться на всю ступню. Левую ногу следует несколько выдвинуть вперёд. Во время игры мех баяна должен находиться на левой ноге, а нижняя часть правой стороны корпуса баяна упираться в правую ногу.

___

7

Якимец Николай Трофимович

Система начального обучения игре на баяне

1990

___

3 шт.

Установить баян с некоторым наклоном верхней части корпуса к груди. Перенести наклон по мере взросления ученика.

___

___

8

Агафонов Олег Филиппович

Самоучитель игры на баяне

1998

___

3 шт.

Инструмент не прижат к корпусу

Правая нога создаёт упор при сжиме меха

___

9

Семёнов Вечеслав Анатольевич

Современная школа игры на баяне

2003

___

3 шт. 4-ый на лопатках.

Инструмент плотно прижат к телу.

___

___

10

Бажилин Роман Николаевич

Самоучитель игры на баяне

2004

Сиденье стула должно быть немного выше уровня коленей ученика. Сидеть следует достаточно глубоко, примерно на половине сиденья.

3 шт.

___

Ноги, стоящие на полной ступне, немного расставлены и слегка выдвинуты вперёд.

Три точки опоры – на сиденье стула и ступни ног.



  1. Посадка, как важный элемент игрового аппарата баяниста.

Основываясь на материале предыдущей главы, описательный подход, свойственный методической литературе не соответствует повышению эффективности занятий с начинающими баянистами. Рассмотренный подход должен быть дополнен требованиями к результату посадки и критериям оценки различных её элементов.



2.1. Основные требования к формированию посадки.

Безусловно, посадка за инструментом должна быть устойчивой, для этого нужно подобрать стул, отвечающий следующим требованиям:



  1. Стул должен быть устойчивым, крепким.

  2. Сиденье должно быть полужёсткое, так как мягкое сиденье, не даёт чувства устойчивости, а жёсткое при многочасовых занятиях утомляет играющего.

  3. Высота стула подбирается в соответствии с физическими данными играющего. Сиденье стула должно быть немного выше уровня коленей ученика. (Можно использовать подставку для ног.)

Сидеть следует примерно на половине сидения. Ноги, стоящие на полной ступне, немного расставлены и слегка выдвинуты вперёд. Вес туловища вместе с весом инструмента должен приходиться на три точки опоры: на сиденье стула и ступни ног. Однако если почти полностью ощущать свой вес на стуле, то можно обрести грузную, «ленивую» посадку. Необходимо ощущать ещё одну точку опоры – в пояснице. Корпус при этом следует распрямить, грудь подать вперёд. Именно ощущение опоры в пояснице придаёт лёгкость и свободу движениям рук и туловища.

Посадка баяниста – понятие динамичное. О том, как правильно сидеть за инструментом и держать его, баянист узнает на первых уроках. Тем не менее, со временем, учащиеся начинают испытывать дискомфорт при игре на инструменте, появляются зажатость, скованность движений и несуразная посадка.

Основная из причин подобной ситуации, это элементы посадки, сформированные на начальном этапе обучения, которые не соответствуют возросшим художественным и техническим задачам музыканта.

В связи с физическим и профессиональным развитием учащегося усложняются технические и художественные задачи, поставленные перед формирующимся исполнителем. Всё это требует и частичного изменения посадки.

Одной из особенностей современного исполнительства на баяне является возрастающая роль актёрского мастерства музыканта. Для более яркого раскрытия идеи произведения баянисты всё чаще прибегают к различным театральным приёмам: жесты, мимика, элементы танцев и т.д. В такой ситуации посадка является одним из элементов раскрытия художественного образа. Идеального варианта посадки на все случаи жизни не бывает.

Посадка делится на 3 вида:



  1. Исходная посадка (базовая)

  2. Посадка в процессе игры

  3. Посадка, как элемент раскрытия художественного образа

Исходная посадка предшествует началу исполнения. Одной из конструктивных особенностей баяна является очень маленькая площадь клавиш и небольшое расстояние между ними, поэтому от исполнителя требуется большая скоординированность игровых движений. Слабая зафиксированность, неустойчивость инструмента во время игры, приводит к обилию технических ошибок.

Для уверенного «чистого» исполнения необходим своеобразный ориентир. В его качестве используют базовую посадку. Базовая посадка используется при разучивании и исполнении наиболее сложных в техническом отношении разделов произведения.

Посадка должна быть активной, а основным критерием ее целесообразности является устойчивость инструмента при максимальной свободе исполнительского аппарата.

Во врем исполнения произведений посадка может изменяться, но все изменения должны быть осознанны и направлены на решение какой-либо конкретной задачи. Например, чтобы сделать удобным включение подбородочных регистров при игре на сжим, достаточно приподнять гриф правым бедром и подвести нужный регистр на подбородок. Если возникла необходимость игры на широком мехе, то возможно скольжение левого полукорпуса на бедре, для этого нога заранее отводится в лево, а колено наклоняется к полу. В таком случае не тратятся силы на удержание веса левого полукорпуса и исполнитель получает возможность более качественно исполнять меховые приемы. Но необходимо помнить, что такая посадка выглядит неэстетично и пригодна для использования крайне редко.

Иногда для более полного раскрытия образа приходится прибегать к театральным жестам, элементам танца или пантомимы. В этом случае посадка становится средством художественной выразительности и может затруднять игровые движения. Такие изменения в посадке должны тщательно обдумываться и отрабатываться, чтобы их применение, не разрушило метроритмическую и динамическую структуру произведения. [19: С.88-89]


    1. Влияние посадки на формирование исполнительского

аппарата баяниста.

Начальный этап обучения игры это наиболее важный и ответственный период в воспитании исполнителя, здесь закладывается фундамент знаний и навыков, от которого зависит дальнейшее их развитие, весь творческий путь исполнителя. Отправной точкой этого пути, является выработка постановочных навыков. Допущенные здесь просчёты и ошибки в последствии могут ограничить технические возможности исполнителя, привести к возникновению неоправданных трудностей в работе и даже к нарушению физического здоровья. Постановка игрового аппарата – это прежде всего естественные и целесообразные движения рук, соответствующая посадка и контакт с инструментом. С первых моментов обучения педагог должен ясно и доходчиво объяснить и показать то, что является основой основ игры: положение корпуса (посадка), постановка рук, положение пальцев, аппликатурную систему, приёмы звукоизвлечения, технику ведения меха, положение инструмента.

Необходимо учесть, что «правильная» постановка – это не «мёртвая», статичная картинка положения инструмента, корпуса, рук, а динамический процесс, на который влияют многие объективные и субъективные факторы. Индивидуальные физиологические особенности учащегося, конструктивные особенности инструмента и, наконец, главный фактор – сама музыка. Говоря о выработке постановочных навыков необходимо указать на недостатки и ошибки, встречающиеся на этом этапе обучения. Важно вовремя их заметить и устранить.

Рассмотрим самые распространённые ошибки в посадке баянистов.

Учащийся выдвигает вперёд ступню правой ноги вместо левой (рис. 8). Это лишает правую корпусную коробку точки опоры при сжиме меха, нарушается правильность положения корпуса, искривляется позвоночник, зажимается правая рука, образуется шейный зажим. Всё это может привести к некачественному звучанию музыки, а так же неудобству игры на сжим, т.к. баян будет «проваливаться».

Следующая распространённая ошибка выражается в том, что учащийся подгибает в колене левую ногу и «прячет» её под стул (рис. 9).

При такой посадке левая нога быстро утомляется, затрудняется управление мехом, инструмент начинает «захлёбываться» при смене меха. К тому же большая часть веса инструмента приходится на левое плечо, что может привести к искривлению, позвоночника и грудной клетки. Происходит перенапряжение спинных мышц.

Если ребёнок зажат от природы, то может проявиться такой вид посадки: ступни ног придвинуты одна к другой, колени плотно сжаты (рис. 10).



При такой посадке абсолютно отсутствует устойчивость инструмента, как правого его корпуса, так и левого. Затрудняется ведение меха в обе стороны. Большое напряжение приходиться на плечи, предплечья и кисти рук. Инструмент во время такой посадки сильно приближен к телу, что затрудняет полноценное дыхание музыканта. Это может привести к неправильной фразировке в произведении. А так же может начаться головокружение. Такая посадка может появиться у девушки-баянистки, если она в узкой юбке, без бархотки.

Когда ученик находится в расслабленном состоянии, у него непроизвольно выдвигаются вперёд ноги (рис. 11). При такой посадке исключается возможность опоры на ноги во время игры. При этом осуществляется огромная нагрузка на плечи и позвоночник, зажимается грудная клетка, таким образом, сбивается дыхание. Если злоупотреблять таким положением при занятиях на инструменте, может развиться сутулость и искривление позвоночника.

Когда ученик сидит на маленьком стуле, он пытается для удобства опустить колени, для этого он прячет ноги под стул. Если учащийся от природы не уверенный в себе человек, то он тоже может прятать ноги под стул в положении крест-накрест (рис. 12). Такая посадка может сопровождаться неустойчивостью инструмента, отсутствует опора на обе стопы, вес тела играющего направлен на инструмент, из-за чего ухудшается звуковедение, затрудняется смена меха, Сильно нагружены плечи и позвоночник, инструмент висит на них.

Часто для того, чтобы посмотреть на клавиатуру баянисту приходиться приподнимать правую ногу или обе ноги на носок, чтобы приблизить к себе нужный участок клавиатуры (рис. 13). Так же такое положение возможно при внутренней зажатости, или страхе (например, выступление на сцене). Такое положение возможно если маленький стул или туго затянуты ремни. Во время такой посадки теряется опора на стопы, Инструмент частично теряет устойчивость. Отсутствует возможность игры на широком мехе. Инструмент наклоняется на грудную клетку, затрудняет дыхание.

Когда баянист ощущает недостаточную опору на стопы, не произвольно стараясь улучшить своё положение, он ставит ноги на пятки, приобретая тем самым мнимую опору (рис. 14). Мнимая опора заключается в том, что при такой посадке инструмент отодвигается от тела баяниста, которому в свою очередь приходится налегать на баян всем телом. Таким образом, на пятки приходится вес тела и инструмента. Возможно, такая посадка будет удобна для беременных девушек и полных людей, так как расстояние между телом и корпусом баяна значительно увеличивается.

При разборе произведения баянисты как правило часто смотрят на клавиатуру, при этом баян держится на коленях в наклонном положении, голова опущена вниз (рис. 15). При такой посадке происходит давление инструментом на грудь, что затрудняет дыхание, вызывает сутулость, нарушается правильное положение рук, у баяниста не воспитывается осязательное ощущение, необходимое для профессионального роста. Кроме того, про такой посадке идёт неправильная смена меха, из-за чего портится инструмент. Уместно посмотреть на клавиатуру при больших скачках или при взятии сложного аккорда.

При неверной посадке часто «страдает» постановка руки, самое распространённое, это излишнее давление кисти на гриф (рис.16).

Ещё от неверной посадки неправильное положение приобретает мех, часто используется гармошечный приём – «восьмёрка» (рис. 17)


Для достижения наилучщего результата, для профессионального роста и для физического здоровья, правильная посадка является необходимым условием (рис. 18). Вовремя сформированная посадка послужит огромной предпосылкой для дальнейшего творческого и духовного развития музыканта-баяниста.




2.3. Основные критерии посадки баяниста.

Основным критерием посадки баяниста является устойчивость инструмента. Инструмент уверенно стоит на коленях без удержания ремнями и без поддержки рук. При небольшом движении ног, инструмент не падает, значит, критерий выполнен, инструмент будет стоять устойчиво без напряжённого состояния исполнительского аппарата баяниста.

Если инструмент стоит близко к коленям, то исполнитель вынужден сильно к нему наклоняться, в данном случае плечевые ремни теряют свою функциональность. Корпус исполнителя должен иметь непосредственный контакт с инструментом. Таким образом, мы подошли ко второму критерию, это – возможность игры на инструменте. Главным показателем соблюдения этого критерия является собранность посадки, а не расхлябанность.

Если исполнитель позволил себе «развалиться» на стуле, т.е. наклониться на спинку стула, открывается обзор на правую клавиатуру, но вес инструмента приходится на корпус исполнителя, теряется опора на ноги. Игра на сжим при таком положении сильно затрудняется, т.к. мех приходиться не вести, а поднимать. Третий критерий: ноги должны стоять устойчиво, создавая опору. Его можно проверить следующим образом: попробовать поднять стопы на пятки или на носочки, если у вас это не получается, значит критерий выполнен.

При глубоком сидении на стуле, опора на ноги пропадает совсем, вся нагрузка идёт на тазобедренную часть, отсюда следует четвёртый критерий: сидеть на стуле нужно ближе к краю. Проверяется данный критерий следующим образом, сидя глубоко на стуле, ноги чаще всего подгибаются под стул. Если баянист может спокойно встать, значит опоры на тазобедренную часть нет, вся опора приходится на ноги.

Если в процессе игры баянист ощущает несоответствие высоты стула, то небольшое изменение в посадке может решить эту проблему: если стул высокий, то ноги ставятся на носочки, если стул низкий, левая нога подгибается внутрь, опираясь на ножку стула.

В процессе игры посадка иногда помогает баянисту в исполнении технически сложных мест, например: при игре на широком мехе левую ногу целесообразно отодвинуть в сторону. Пятый критерий: мех всегда должен быть на левом бедре.

При переключении подбородочных регистров, поможет поднятие правой ноги на носок; при необходимости посмотреть на правую клавиатуру, правую ногу нужно выдвинуть вперёд. Эти действия будут доступны при соблюдении шестого критерия: гриф инструмента должен упираться в правое бедро. Подталкивая инструмент с левой стороны, он не должен проваливаться вниз или соскальзывать в сторону.

Последний, на наш взгляд, критерий касается ремней инструмента.

Ремни должны помогать удержанию инструмента, не сковывая исполнителя. При игре на сжим левый ремень не должен напрягаться, стягивая левое плечо. Если длина правого ремня верная, то инструмент при игре на разжим не будет «уезжать» влево. Если плечи тянутся вперёд, значит ремни маленькие.

Безусловно, посадка баяниста зависит от физиологических особенностей исполнителя, место соприкосновения с корпусом исполнителя, угол наклона, длина ремней и др.




Заключение

В процессе данной работы мы дали определение игровому аппарату баяниста и выявили его составляющие. Провели анализ методической литературы баяниста по отношению авторов к формированию правильной посадки баяниста на начальном этапе обучения. Результаты были подытожены в виде хронологической таблицы, по году создания пособий.

Понятие посадки в процессе работы рассмотрено очень подробно, дано полное определение, а так же выявлены основные ее виды. В виде исследования рассмотрены наиболее частые ошибки в посадке баянистов, а так же их последствия на исполнительский процесс. На основе используемых в работе методов были сформулированы основные критерии правильной посадки баяниста.

Поставленные нами задачи решены, цель работы достигнута.

Возможно продолжение работы в исследовании изменений посадки во время игры, а так же в подробном рассмотрении посадки баяниста, как элемента раскрытия художественного образа.

Выбранная тема может быть расширена и разработана в направлении создания методических рекомендаций по формированию посадки.



Данная работа может оказать помощь начинающим педагогам баянистам, а так же баянистам-любителям. Для педагогов с многолетним педагогическим стажем, данная работа может быть полезной при обобщении своего опыта, и помочь при выявлении показателя своего педагогического мастерства.


Список использованной литературы


  1. Агафонов, О.Ф. Самоучитель игры на баяне/ О.Ф. Агафонов, П.П. Лондонов, Ю.В. Соловьёв. – М.: Музыка, 1998

  2. Акимов, Ю. Школа игры на баяне/ Ю. Акимов. – М.: Советский композитор, 1980

  3. Алёхин, В.В. Самоучитель игры на баяне/ В.В Алёхин, П.Н. Шашкин. – М.: Советский композитор, 1977

  4. Алёхин, В.Ф. Начальный курс заочного обучения игре на баяне/ В.Ф. Алёхин; Московский государственный институт культуры. – М., 1974

  5. Бажилин, Р.Н. Самоучитель игры на баяне (аккордеоне)/ Р.Н. Бажилин. – М.: Изд. В. Катанского, 2004

  6. Бажилин, Р.Н. Школа игры на аккордеоне/ Р.Н. Бажилин. – М.: Изд. В. Катанского, 2008

  7. Басурманов, А. Самоучитель игры на баяне/ А. Басурманов. – М. : Советский композитор, 1989

  8. Говорушко, П.И. Школа игры на баяне/ П.И. Говорушко. – Л.: Музыка, 1971

  9. Давыдов, Н.А. Школа исполнительского мастерства баяниста: пособие для ВУЗов/ Н.А. Давыдов. – Киев: Изд-во «Олэни тэлiги» 1998

  10. Егоров, Б. Общие основы постановки при обучении игре на баяне/ Б. Егоров// Баян и баянисты. Вып.2. – М.:Советский композитор, 1984. – С. 104-128

  11. Иванов, А.И. Начальный курс игры на баяне/ А.И. Иванов. – Л.: Музыка, 1963

  12. Липс, Ф.Р. Искусство игры на баяне/ Ф.Р. Липс. – М.: Музыка, 1985

  13. Найко, С.Ф. К вопросу о постановке баяниста/ С.Ф. Найко/ Красноярская государственная академия музыки и театра. – Красноярск, 2005

  14. Онегин, А.Е. Школа игры на баяне/ А.Е. Онегин. – М.: Музыка, 1964

  15. Паньков, О.С. О становлении игрового аппарата баяниста/ О.С. Паньков//Вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах/ сост. Л. Бендерский. – Свердловск, 1990. – С. 3-12

  16. Пуриц, И.Г. Методические статьи по обучению игре на баяне; учебное пособие/ И.Г. Пуриц. – М.: Изд. Дом Композитор, 2001

  17. Семёнов, В.А. Современная школа игры на баяне/ В.А. Семёнов. – М.: Музыка, 2003

  18. Судариков, А. Основы начального обучения игре на баяне/ А. Судариков: часть 1. – М.: Советский композитор, 1978

  19. Шульга, В.Н. Самостоятельная работа студентов вузов культуры и искусств по дисциплине «Самостоятельный инструмент (баян)»: учебное пособие. – Челябинск.: Челябинская государственная академия культуры и искусств, 2007

  20. Якимец, Н.Е. Вопросы методики обучения игре на баяне/ Н.Е. Якимец. – М.: Музыка, 1987

  21. Якимец, Н.Е. Система начального обучения игре на баяне/ Н.Е. Якимец. – М.: Музыка, 1990



База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница