Понятие о литературном направлении



Скачать 91.32 Kb.
Дата04.05.2016
Размер91.32 Kb.




Понятие о литературном направлении.
В различные эпохи у творцов вырабатывается общий подход к таким понятиям как роль человека в обществе, важность того или иного материала из жизни, который становится предметом изображения, задачи художественного творчества.

Общность взглядов авторов эпохи на роль человека, задачи искусства и отбор жизненного материала и называют направлением в искусстве.

Первым направлением в искусстве стало барокко, до этого направлений не существовало, а были античный взгляд на мир, средневековая картина мира и великие творцы Возрождения, которых невозможно поместить ни в какие рамки. Барокко в литературе возникло в 17 веке. Но в литературе его влияние не столь значительно как, например, в архитектуре.

Классицизм

Классицизм возник в середине 18 века во Франции при Людовике 14. Происходит от слова классикус – по-латыни - образцовый. Не путайте слово «классицистический» со словом «классический» - относящийся к эпохе античности, то есть эпохе классической древности. Исторические условия возникновения – абсолютистское государство. Задача искусства в таком государстве – служить государственным интересам, воспитывать граждан. Образец – античный мир, облагороженная природа. Человек в произведениях классицистов всегда часть государства, его поступки либо благородны, образцовы, правильны, либо – смешны, нелепы, глупы. Для классицизма характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение правил.

Исходя из того, какую часть действительности изображает автор, он обращается к одному из жанров, на которые строго делилась литература классицизма.

Высокие жанры – трагедия, ода, эпопея. Их герои – короли, полководцы, наследники престола, придворные. События – войны, династические браки, борьба за Отечество, борьба с деспотией, рождение наследника, восхождение на престол. Таковы оды Ломоносова и Державина.

Низкие жанры – басня, сатира, бытовая прозаическая комедия. Герои – слуги, ленивцы, обжоры, трусливые офицеры, доктора-шарлатаны, лгуны и т.д. Задача автора – показать, как не надо себя вести.

Средние жанры – песня, драма, повесть.

Главный конфликт в произведениях классицистов – конфликт между долгом гражданина и его чувствами, страстями, желаниями.
Эпоха Просвещения

Литература Просвещения вырастает из классицизма XVII века, наследуя его рационализм, представление о воспитательной функции литературы, внимание к взаимодействию человека и общества. По сравнению с литературой предшествующего столетия, в просветительской литературе происходит существенная демократизация героя, что соответствует общему направлению просветительской мысли. Герой литературного произведения в XVIII веке перестает быть “героем” в смысле обладания исключительными свойствами и перестает занимать высшие ступени на социальной лестнице. Он остается “героем” только в другом значении слова — центральным действующим лицом произведения.

Англия XVIII века стала родиной просветительского романа. С эпохой Просвещения связано творчество великого английского писателя Даниэля Дефо (1660–1731 гг.) – создателя просветительского романа.

Крупнейший сатирик XVIII в. Джонатан Свифт (1667 — 19 октября 1745) поднимал проблемы государства, науки, человека в романе «Путешествия Лемюэля Гулливера». Литература Просвещения вырастает из классицизма XVII века, наследуя его рационализм, представление о воспитательной функции литературы, внимание к взаимодействию человека и общества. По сравнению с литературой предшествующего столетия, в просветительской литературе происходит существенная демократизация героя, что соответствует общему направлению просветительской мысли. Герой литературного произведения в XVIII веке перестает быть “героем” в смысле обладания исключительными свойствами и перестает занимать высшие ступени в социальной иерархии. Он остается “героем” только в другом значении слова — центральным действующим лицом произведения.

Общеевропейское значение в XVIII в. получила французская просветительная литература в лице Вольтера, Монтескьё, Руссо, Дидро и др. писателей. Вольтер (1694–1778 гг.) - французский философ, романист, историк, драматург и поэт, оказавший влияние на всю европейскую мысль своего века. Литературная слава главы французских просветителей покоилась на его философских сочинениях, классицистических трагедиях, эпических поэмах, исторических сочинениях, но секрет его авторитета заключался в том, что Вольтер первым понял роль и возможности общественного мнения и научился им управлять. Вольтер был по складу дарования прежде всего публицистом, обладал талантом идти в ногу со временем, всегда на шаг впереди времени. Его цель — пробудить общественное сознание, быть руководителем общественного мнения во Франции и в Европе, и эта цель была им достигнута. Это первый литератор, общавшийся с королями на равных; состоять с ним в переписке считали для себя честью Фридрих Великий и Екатерина II.

Во второй половине 18 в. писал свои комедии выдающийся французский драматург Бомарше (1732– 1799). Успех "Севильского цирюльника" сделал Бомарше лидером национального театра. Выдающееся значение она приобрела не только благодаря искрометному юмору и блестящим диалогам, но потому что в ней выведен настоящие герой третьего сословия - Фигаро - хитроумный, неистощимый на выдумки, проницательный слуга. На основе комедии написано либретто оперы Дж. Россини «Севильский цирюльник» (1816).

Эта эпоха в Западной Европе характеризуется верой во всесильность человеческого разума. Исторический прогресс - одна из идей века Просвещения. Вольтер возлагал надежды на «просвещенного монарха»; Монтескье пропагандировал конституционную монархию с обязательным осуществлением принципа разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную. Просветители верили в то, что каждый человек рождается свободным, что первобытное общество было наиболее правильным. Их идеалом было царство Разума. Характерен Общественный договор Руссо, в котором он говорит, что, избавившись от сословности, люди создадут общество, в котором каждый ограничит свою свободу ради общественного согласия. Государство станет носителем общей воли.

В германии в эту эпоху творил Иоганн Вольфганг Гете (1749–1832 гг.) - величайший немецкий поэт, ученый, мыслитель. Гете считал, что истинная поэзия должна идти от сердца и быть плодом собственного жизненного опыта поэта, а не переписывать давние образцы. Эта убежденность стала на всю жизнь его главным творческим принципом. По разносторонности дарований Гете стоит рядом с титанами Возрождения. Гете завершает европейское Просвещение.

В России предпосылки для развития идей Просвещения были заложены в эпоху Петра Первого. Получили дальнейшее развитие при Елизавете Петровне. Именно тогда творил М. В. Ломоносов (1711- 1865) – великий русский ученый, преобразователь науки, выдающийся поэт. С эпохой просвещения в России прежде всего связывают правление Екатерины Второй. Ко времени вступления на российский престол Екатерина была хорошо знакома с новейшими достижениями европейской философской, политической и экономической мысли, на основе которых у нее сложилось определенное представление о том, что необходимо делать для процветания государства.
Романтизм

Романтизм – важнейшее литературное направление, влияние которого слышится до сегодняшнего дня. Существовал с конца 18 до конца 19 века.

Началом новой эпохи в жизни Европы стала Великая французская революция 1789 – 1794 гг., которая попыталась воплотить идеи эпохи Просвещения в жизнь. Но главной заслугой революции стало разрушение феодального строя.

Разрушение основ феодализма вело к полному освобождению человека от прежних оков, к обоснованию идеи личности, свободы, прав человека. Романтики видели задачу искусства в полном раскрепощении человеческих возможностей. Отсюда – огромный интерес к внутреннему миру человека. Поэтому такое развитие получила лирика – лирическая поэзия. Главный герой романтического стихотворения – чаще всего сам автор, его переживания, его любовь, его страдания, его душа. В поэзию романтиков активно вошла их собственная жизнь. Стихи стали похожи на лирический дневник. Такова поэзия Байрона, Гете, Шиллера, Мицкевича, Пушкина, особенно до 1830 г. лирика Лермонтова, Боратынского. Интерес к истории души человеческой составляет основу романа «Герой нашего времени».

Интерес к внутреннему миру человека – важнейшая черта романтической литературы.

Но мир, увиденный людьми той эпохи, предстал перед ними гораздо более сложным, чем это казалось до событий революции. Эпоха Просвещения верила, что стоит только изменить форму правления, и разумный человек устроит жизнь по законам разума и гармонии. Вместо этого Французская революция привела к кровавым событиям, к террору 1794 года, к поражению революционеров и двадцатилетней войне во всей Европе. Загадочной казалась фигура Наполеона. Мир стал в глазах романтиков загадкой, разгадать которую никто не в силах. Это привело к тому, что картина мира в произведениях романтиков двойственная. Есть видимый всем мир, мир обычный, мир простых людей. Но есть и невидимый, ночной, таинственный и загадочный мир, который открывается только поэтам, музыкантам и художникам. То есть тем, кто посвящен в секрет двойственности мира. Посмотрите стихотворение Тютчева «День и ночь».

Отказ от прежней разумной картины мира привел к тому, что романтики стали искать в истории и в самой действительности некие фигуры, которые таинственно правят миром. Это называется персонификация исторического процесса. Наполеон и стал такой знаковой фигурой, посланцем судьбы, загадкой рока. А сама жизнь предстала, как игра неуправляемых стихийных сил., которые часто губят человека. Таковы «Вечер накануне Ивана Купала» и «Вий» Гоголя. Его же «Портрет», «Записки сумасшедшего». Эта стихия слышится в «Медном всаднике» Пушкина, в «Пиковой даме». Губят человека таинственный силы в стихотворении Гете «Лесной царь», в балладе Лермонтова «Тамара».

Двойственность мира – важнейшая черта мировоззрения романтиков.

В произведениях романтиков золото становится самодовлеющей силой, приводящей к сумасшествию, гибели. Романтики чувствовали, что деньги, капитал стали играть огромную роль в мире, но не могли понять, почему. Именно это и привело их к созданию таких персонажей, у которых карманы полны золота, но за это золото приходится отдавать душу. Эти персонажи – модификации (разновидности) дьявола. Мефистофель у Гете в «Фаусте, Басаврюк у Гоголя в «Вечере накануне…», Михель –Голландец в «Холодном сердце» Гауфа, Люцифер, Вельзевул, просто черт и т.д.

Важнейшим свойством мировоззрения романтиков стало неприятие ими современного буржуазного, коммерческого мира за его неэстетизм, мелочность и корыстолюбие. В поисках идеала другой, небуржуазной жизни романтики устремляли свой взгляд в прошлое, в страны, еще не пришедшие к капиталистической действительности, к неизвестному будущему.

Вспомните строчки Лермонтова «Богатыри – не вы!», «Печально я гляжу на наше поколенье». Романтики обратили особенно пристальный взгляд на прошлое. Они идеализировали его, но попутно открыли своеобразие разных народов. Выяснилось, что у каждого народа в прошлом была своя история, что есть тьма привычек, суеверий, представлений, особенностей, отличающих один народ от другого. Народы могут быть не похожи друг на друга, человек в прошлом – не то же самое, что сегодняшний человек. Предшествующая эпоха этого не знала. Романтики открыли науку историю, то есть науку о своеобразии развития человечества. Они открыли своеобразие национального характера и создали блестящие образцы такого характера. Это Пугачев в «Капитанской дочке», купец Калашников у Лермонтова, это Тарас Бульба в повести Гоголя. В зарубежной литературе это герои Вальтера Скотта, Гюго, Дюма, Мицкевича, Фенимора Купера.



Романтическая эпоха открыла понятие историзм.

Историзм – это понимание того, что всякое явление в истории когда-то зародилось, прошло определенные этапы и к моменту его осознания уже дало плоды и, возможно, прекратило существовать. Блестящие образцы исторического мышления дал Пушкин в «Борисе Годунове» и «Капитанской дочке».

Романтикам был свойствен интерес и в истории к эпохам загадочным и темным. Они впервые заинтересовались средневековьем. Гюго написал произведение, одним из главных персонажей которого стал Собор Парижской Богоматери. После этого возник в Европе интерес к давно забытой и разрушающейся готической архитектуре. Романтики видели в великих творцах Возрождения своих предшественников. Они создали целый культ Шекспира и Сервантеса, открыли для себя поразительный мир «Божественной комедии» Данте и мир Рабле.

Для воплощения своих замыслов романтическая эпоха создала свою систему жанров. Это исторический роман, литературная баллада, литературная фантастическая сказка.

Создание исторического романа связано с именем Вальтера Скотта, который впервые показал, что история может быть захватывающим воображение материалом для создания произведения. Что прошлое совсем не похоже на настоящее. Отсюда в исторических романах описания старинных городов и замков, народных обычаев, праздников, одежды, еды, оружия и т.д.

Так как романтики открыли своеобразие различных народов, они не могли не заинтересоваться народным искусством – фольклором. Именно в эту эпоху начинается сбор и изучение народных песен, сказок, пословиц и т. д. В творчестве писателей этой эпохи важную роль играют обработанные легенды, предания, поверья. Вспомните сказку старой калмычки в «Капитанской дочке», легенды в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Гоголя. Почти все авторы той эпохи писали литературные сказки: Пушкин и Жуковский, Лермонтов и Ершов, братья Гримм и Гауф, Гофман и Андерсен.

Бурная эпоха революций и войн заставила романтиков с пристальным интересом обращаться к фигурам руководителей народных движений, войн и мятежей. Таковы образы Пугачева и Степана Разина у Пушкина, Тараса Бульбы у Гоголя, Робин Гуда у Вальтера Скотта, мятежников в романах Гюго и Дюма. Эта же бурная эпоха продиктовала и особенность изображения героя в произведениях романтиков. Герой чаще всего предстает в неравной борьбе со стихией, с историческими обстоятельствами. Он бежит от этого мира в мир дикий, еще не открытый для цивилизации, он гибнет в борьбе. Таковы герои крупнейшего поэта эпохи Джорджа Байрона. Такой герой получил наименование байронический герой. На него похожи персонажи «Южных поэм» Пушкина Пленник, Алеко, братья–разбойники. Вечно в борении находится герой Лермонтова, кажется, что он борется с целым миром. Отсюда в произведениях этих авторов, особенно Байрона и Лермонтова, изображение подвига, поединка.



Главный конфликт в произведениях романтиков – конфликт между недостижимой мечтой и действительностью.






База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница