Понятие и признаки статуса бездомного 5 Общая характеристика статуса бездомного 5



Скачать 264.21 Kb.
Дата11.11.2016
Размер264.21 Kb.




Оглавление

Введение 3

Глава 1. Понятие и признаки статуса бездомного 5

1.1. Общая характеристика статуса бездомного 5

1.2. Основные группы бездомных, их характеристика 9

Глава 2. Проблемы бездомных и пути их решения 14

2.1. Законодательное регулирование статуса бездомных 14

2.2. Пути и методы решения проблем бездомных 19

Заключение 23

Список литературы 24



Введение


Правовой статус личности с давних времен являлся предметом исследований многих ученых, мыслителей в области права, философии и социологии. В античной науке данной проблеме много внимания уделяли Платон, Аристотель, Цицерон и другие.

Общество в процессе своего развития не может обойтись без установления прав, свобод и обязанностей своих граждан, т. к данные институты являются основополагающими условиями его успешного развития.

Вместе с тем права и обязанности не могут устанавливаться произвольно, т.к они обусловлены достигнутым уровнем материальных, культурных и духовных возможностей данного общества.

Основные права и свободы, существующие в России на современном этапе, закреплены Конституцией РФ. В перечень этих прав включаются социально-экономические права личности, в том числе право на жилище: «Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства» (ст. 27 Конституции).

Но этим правом воспользоваться могут далеко не все граждане, как и правом, указанным в статье 25 Конституции, которая гарантирует неприкосновенность жилища. Эта статья гласит: «Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных законом».

В результате несоблюдения социально-экономических прав людей со стороны государства или отдельных личностей возникает такое явление как бездомность. Бездомным считается человек, не имеющий постоянного жилища или не ведущий оседлого образа жизни.

В данной работе будут рассмотрены вопросы, посвященные выяснению прияин бездомности, а также законодательное регулирование статуса бездомных.

Основными задачами данной работы являются



  1. Выявление основных групп бездомных и их характеристика;

  2. Права и статус бездомных в Российской Федерации;

  3. Анализ законодательных актов, регулирующих правовой статус бездомных;

  4. Предложения по усовершенствованию законодательства в области регулирования статуса бездомных.


Глава 1. Понятие и признаки статуса бездомного




1.1. Общая характеристика статуса бездомного


Рассматривая данное социальное явление с исторических позиций, следует отметить, что бездомность — это явление, присущее человечеству на всем протяжении его существования.

Бродяги на Руси всегда воспринимались как особая категория. В конце прошлого века Е.Максимов впервые выделил причины возникновения бродяжничества. Такими признаками он считал:



  • индивидуальные (физические, психические недостатки, разные моральные факторы);

  • семейные (в результате исследования, проведенного им, было выявлено следующее: слабая работоспособность семьи —20 %, старость — 20 %, но большая часть бродяг не захотела обзаводиться жильем как обузой из-за одиночества);

  • экономические, бытовые причины.

Кроме названных признаков, бездомность широко распространяется особенно в периоды социальных потрясений и стихийных бедствий, войн, голода, наводнений, кризисных процессов.

Эти процессы бездомности происходят в основном по объективным причинам, не зависящим от человека, сильно усугубляют проблему бездомности «чисто цивилизационные» факторы, к которым можно отнести:



  • Недостаточное количество жилищ, нехватка дешевого жилья. При модернизации городских районов старые, более дешевые дома сносятся и замещаются значительно меньшим числом более дорогих помещений. Люди, которые выживаются из своих домов, по существу, являются жертвами проектов по обновлению и экономическому развитию жилого фонда, а также роста стоимости жилья. В то же время множество дешевого жилья теряется из-за ветхости, поджогов и разрушения.

  • Безработица, обусловливающая отсутствие средств для оплаты жилья. Социальное и психологическое воздействие безработицы оказывает разрушающее воздействие, т.к она является причиной внутреннего напряжения и приводит к социальному хаосу. Особенно сильно оказывает влияние спада производства на людей, которые вынуждены просто бороться за выживание. Эти люди лишились не только работы, но и медицинского страхования, а также средств для оплаты жилья.

  • Малодоходность многих семей и отдельных граждан приводит к недостаточности средств для оплаты за квартиру.

  • Социальное здоровье общества (наличие большого количества наркоманов, алкоголиков, существование больных, страдающих хроническими психическими заболеваниями, само по себе не является причиной появления бездомных. Они являются жертвами, которые в дополнение к своей болезни еще и не имеют дома.

- Слабые возможности реализации социальных программ для малообеспеченных граждан.

Если первые группы причин можно было предотвратить, принимая профилактические меры, то при отсутствии финансов реализовать социальные программы при помощи превентивных действий практически невозможно.

Нельзя не обращать внимания на такую проблему, как вынужденное переселение. В пример можно привести Крайний Север, ведь сегодня население Севера можно считать самым благополучным. С ликвидацией предприятий люди не только лишаются своих рабочих мест, но и своих обжитых мест. Прежде чем решить жилищные проблемы, государству необходимо вывезти оттуда людей. Но чтобы вывезти людей с Севера, нужно оплатить им проезд, предоставить контейнеры для багажа и, собственно, дать жилье в другом месте. Все это выливается в суммы, которые государство не в силах обеспечить. Например, чтобы переселить только один поселок Полярный требуется 18 млрд. руб. Конечно, таких денег в бюджете нет, это не финансируется и, как правило, некоторым переселенцам оплачивается лишь дорога. Так что на новом месте люди оказываются без жилья и зачастую без денег. В результате этого многие так и не находят жилья, в основном, это пенсионеры и «бюджетники», т. к. всевозможные постановления и другие документы о льготах и компенсациях северянам, которые издавались и дол­жны были бы облегчить людям всю тяжесть переездов, дей­ствуют очень не эффективно1.

В результате получается, что люди, десять и более лет проработавшие в тяжелых условиях Севера, становятся людьми «без определенного места жительства» в городах России. Да и те, кто приехал хоть с какими-то деньгами, не всегда могут купить квартиру, ведь во многих городах минимальная цена квадратного метра оценивается в 70—100 долларов, а в квартирах улучшенной планировки — 500—700 долларов. Естественно, такое жилье не всем по карману.

Кроме внутренних факторов в стране можно выделить не маловажные внешние факторы. К ним относятся:

- развал СССР;



  • нестабильность во взаимоотношениях между бывшими республиками;

  • межнациональные конфликты;

  • разгул рыночной стихии.

Совершенно понятно, что бездомный — это человек, не имеющий дома, но существуют еще определения, которые характеризуют бездомного как человека, лишенного прав, как личных, так и экономических. В этом случае бездомность трактуется и как проживание в убежищах без права на владение ими и под угрозой немедленного выселения, и как проживание в общежитиях, ночлежках, в домах на снос, т. е. помещениях, которые нельзя ни снять для проживания, ни приобрести в собственность.

Оставшиеся без крыши над головой в силу различных обстоятельств или личных пристрастий, бомжи представляют собой реальную и потенциальную угрозу обществу, окружающим людям. Нередко и само общество толкает эти категории к этому жизненному поступку. Невозможность осуществить свои законные права побуждает этих людей на преступления. Ситуация особо усугубляется в кризисных условиях развития общества. Из общего числа бомжей в столице, выявленных в качестве участников преступлений, 27,6 % причастны к тяжким видам уголовных преступлений.

Одной из важнейших задач существующей системы социальной защиты населения является адаптация лиц, потерявших определенный социальный статус, в том числе беженцев, мигрантов, бомжей

Любой вид социальной адаптации личности (бытовая, производственная) требует не только определенных способностей индивида, но и хорошо организованной профессиональной работы со стороны органов социальной работы различного профиля, призванных помочь человеку в тяжелых ситуациях.

Социальные службы должны оказывать помощь бездомным в осуществлении своих имущественных прав, т.е складывающихся по поводу принадлежности, использования, распределения предметов материальных благ, в том числе и жилья (участвовать в судебной процедуре возврата незаконно изъятого жилья) и личных неимущественных прав: на жизнь, здоровье, помощь в лечении, помещении в стационары.

Большое место занимает помощь в реализации дополнительных прав, предоставляемых законодательством отдельным категориям граждан, или льгот. Эти льготы могут быть средством достижения социального равенства в обществе (получение пособий, возможность быстро устроить бездомных пожи­лых людей в дом престарелых).

Но для более эффективной помощи бездомным нужно не только знать причины их несчастья, но и точно определить, к какой группе они относятся, т. к. для каждой группы существуют свои индивидуальные методы работы.

1.2. Основные группы бездомных, их характеристика


С давних пор лица без определенного места жительства не представляли собой однородную серую массу. По своему социальному составу это довольно разнообразный контингент.

Проблемами бездомных ученые занимались давно. Еще в начале прошлого века были первые попытки научных классификаций бездомных. Исследуя бродяг в Сибири, ученый Семилужинский в своем изучении пришел к выводу, что существуют следующие группы бездомных2:



  1. Бродяги-работники. Эти люди зарабатывали себе напропитание тем, что устраивались пастухами, работали на приисках. Но расплачивались с ними плохо, иногда по окончании работы даже убивали, т. к. укрывательство бродяг преследовалось.

  2. Бродяги-нищие как категория бездомных в силу разных обстоятельств были мало склонны к труду. К ним крестьяне всегда относились с сочувствием и активно давали им милостыню.

  3. Бродягами-ворами отдельные бездомные становились поневоле, если иные способы добычи средств существования не помогали. Эти люди занимались воровством.

  4. Бродяги-обманщики. Эта категория бродяг сочиняла трогательные истории о своей жизни и тем самым выпрашивали пропитание.

  5. Бродяги-монетчики. Эти люди занимались подделкой денег, затем сбывая их на ярмарках, обеспечивали себе пропитание.

Как мы видим, Семилужинский классифицировал бездомных по одному признаку — способу добычи средств существования, не учитывая половые, возрастные и иные признаки. Эту классификацию, естественно, можно применять и сейчас, но в настоящее время описываются подразделения бездомных на более широкие группы. Это связано с тем, что ряды бездомных пополняют бывшие заключенные, убегающие от родителей дети, инвалиды, наркоманы и алкоголики, беженцы, военнослужащие и алкоголики.

Для бездомных имеются четыре типа учреждений: специальные дома-интернаты для освободившихся из мест заключения (в РФ их 32), дома ночного пребывания, центры социальной адаптации (всего 2 — в Санкт-Петербурге и Омске), социальные гостиницы и приюты (в Липецке и Махачкале).

Количество бездомных по стране увеличивается с каждым го­дом. Одна Ростовская область насчитывает около 50 тысяч бомжей, 4 тысячи из которых находятся в приемниках-распределителях.

Большинство бездомных — это одинокие мужчины. Они составляют наибольший процент от общего числа. Женщины составляют около 10 %. Это в основном больные алкоголизмом, вернувшиеся из мест заключения (последняя группа составляет около 1/5 от всей численности бездомных женщин).

Наибольший процент бездомных мужчин объясняется многими причинами. Одной из причин являются низкие профессиональные навыки мужчин и они слабо располагают поддерживающими их связями с семьями, родственниками. Немногие из них были женаты. Бездомные мужчины, как правило, молоды и либо совсем не имеют средств к существованию, либо находятся в постоянной зависимости от общественной благотворительности. Нужно отметить, что около трети обследованных мужчин проходили курс лечения в психиатрических больницах, около половины — наркоманы и токсикоманы.

В отличие от мужчин, большинство женщин попадает в категорию бездомных по причинам, связанным с «личным кризисом» в жизни.

В России из 40 млн детей бездомные составляют немногим более 1 %. В основном это дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей.

Положение детей-бездомных особенно тяжелое. В частности, тяжелое положение детей-бомжей, нередко выброшенных на улицу своими родителями-алкоголиками, душевнобольными. Многие дети покидают прежде всего конфликтные семьи. Уход из такой семьи — не импульсивная реакция на специфическую семейную проблему. Обычно в таком случае имеют место патологические семейные отношения и вся семья находится в кризисной ситуации.

Следует отметить и такое важное событие, как открытие приюта для бездомных детей при Российском благотворительном фонде «Нет алкоголизму и наркомании». Дети приходят сюда сами и могут уйти, когда захотят.

Часть брошенных детей, находящихся в детприемниках, усыновляют желающие граждане. Но несмотря на всю доброту и чуткость приемных родителей, ребенок знает: его бросила мать. Психическая травма в детском возрасте может сказаться на отношении этого малыша — будущего родителя — к своим детям.

Многие из детей были лишены родительского внимания, с ними жестоко обращались или выгнали из семьи. Случаи применения физической силы со стороны родителей довольно часты: с подобным обращением сталкивалось 84 % бездомных подростков. Существует немаловажная связь между алкоголизмом и отсутствием родительского внимания и жестоким обращением с детьми.

Бездомные семьи в настоящее время являются наиболее быстро растущей частью не имеющего жилья населения. В большинстве своем бездомные семьи не относятся к среднему классу, а стоят за чертой бедности, т. е. члены таких семей и ранее не имели постоянной работы и не владели жильем.

Пожилые бездомные находятся в наиболее «невыгодном» положении, т. к. даже при желании они не могут полноценно трудиться и даже словесно отстаивать свои права.

Большую группу бездомных составляют бездомные душевнобольные. Характеристика этой категории бездомных по многим аспектам идентична характеристике всего бездомного населения. В основном это молодые люди, преимущественно мужчины, многие из которых в тот или иной период своей жизни проходили курс лечения в психиатрической больнице. Они склонны отвергать попытки со стороны лечебных учреждений решить их проблемы. Дополнительную сложность этой категории создают те обстоятельства, что многие из них являются алкоголиками, наркоманами или токсикоманами и что значительная их часть подвергалась тюремному заключению. Около 20 % бездомных взрослых людей нуждаются в том или ином психиатрическом лечении, 3 % — в помещении их в психиатрические лечебные учреждения. К людям, живущим на вокзалах, в подвалах, на улице, трудно подступиться. В силу своего психического состояния они неохотно идут на контакт, поэтому эта категория людей не пользуется приютами. Подсчитано, что 50 % обитающих на улице людей нуждается в определенном медицинском уходе3.

В особую группу людей, не имеющих жилья, нужно отнести беженцев, которые Конвенцией ООН 1951 г. определяются как «лица, которые в силу обоснованных опасений могут стать жертвой преследования по признаку расы, религии, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, находятся вне страны своей гражданской принадлежности и не могут пользоваться защитой этой страны, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего места жительства в результате подобных событий, и не могут и не желают вернуться в нее вследствие таких опасений».

Граждане, потерявшие жилье по различным основаниям, как правило, "переселяются" в теплотрассы, уличные переходы, метро и ведут антисоциальный образ жизни. Такие граждане не имеют регистрации по месту пребывания, поскольку их местом проживания является место общественного пользования, и в целом фактически лишены конституционных прав, предоставленных человеку главой 2 Конституции Российской Федерации "Права и свободы человека и гражданина". При этом законодатель не предпринимает никаких мер, чтобы эти граждане могли легализовать свое положение и защитить свои права. Между тем бездомные и бомжи в России есть и, к сожалению, их становится все больше. Законодателю все-таки придется не только признать наличие таких категорий граждан, но и определить их правовой статус.

Итак, сама этимология слова "бездомный" дает нам понять, что это лицо, у которого отсутствует какой-либо дом или жилье. Данное лицо не имеет жилого помещения на праве собственности, аренды, договора жилищного найма (поднайма), не владеет и (или) не пользуется жильем на других законных основаниях. Можно сделать вывод, что под "бездомными" с юридической точки зрения должны пониматься все те люди, которые проживают вне помещений, виды которых указаны в ст. 2 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения...". Что же касается определения "без определенного места жительства", то с юридической точки зрения его следует применять в отношении лиц, не имеющих регистрации по месту пребывания или по месту жительства.


Глава 2. Проблемы бездомных и пути их решения

2.1. Законодательное регулирование статуса бездомных


Статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или временно проживает. Можно предположить, что местом жительства гражданина может быть жилое помещение, нежилое помещение или какое-либо иное место, в котором гражданин постоянно или временно проживает (чердак, подвал, склад, школа, уличный переход и т.п.). В статье 2 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения..." указан перечень мест, в которых гражданин может постоянно или временно проживать. Из анализа этой статьи можно сделать вывод, что временным местом жительства гражданина является место временного пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина. Никакие другие места, в которых может проживать гражданин, в данном Законе не указаны.

При том что определения термина "без определенного места жительства" в российском законодательстве вовсе нет, отсутствует и определение термина "бездомный". Однако есть люди, которые по социальному статусу могут быть отнесены к бездомным и бомжам. Существуют и серьезные проблемы, которые у них возникают из-за несовершенства российского законодательства, правовых пробелов и коллизий, создающих условия для постоянного пополнения рядов бомжей и бездомных. Такие пробелы и коллизии общеизвестны, о них уже достаточно давно говорят и пишут в литературе. Это несовершенство норм о приватизации жилья, длительное отсутствие норм о защите прав собственности лиц пенсионного возраста и престарелых, правовой нигилизм граждан, недобросовестность отдельных предпринимателей, осуществляющих коммерческую деятельность на рынке жилья, и т.д.

Сама этимология слова "бездомный" дает нам понять, что это лицо, у которого отсутствует какой-либо дом или жилье. Данное лицо не имеет жилого помещения на праве собственности, аренды, договора жилищного найма (поднайма), не владеет и (или) не пользуется жильем на других законных основаниях. Можно сделать вывод, что под "бездомными" с юридической точки зрения должны пониматься все те люди, которые проживают вне помещений, виды которых указаны в ст. 2 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения...". Что же касается определения "без определенного места жительства", то с юридической точки зрения его следует применять в отношении лиц, не имеющих регистрации по месту пребывания или по месту жительства.

В обыденном и официальном понимании, как уже упоминалось, под местом жительства понимается только жилое помещение, но человек может проживать и в нежилом помещении. В связи с этим он не будет иметь регистрации по месту жительства или пребывания, поскольку не сможет предоставить указанные в ст. 6 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения..." документы, необходимые для регистрации. Кроме того, и сама регистрация граждан в нежилых помещениях не предусмотрена упомянутым Законом. Местом жительства гражданина в таком случае будет являться место, где он постоянно или временно проживает, указанное в ст. 20 ГК РФ. Однако подобный факт не будет признан и официально зафиксирован органами, проводящими регистрацию граждан по месту их жительства или пребывания4.

Определения "бездомный" и "без определенного места жительства" должны быть законодательно закреплены, и для этих лиц должна быть введена отдельная регистрация. В связи с этим целесообразно внести соответствующие дополнения прежде всего в Закон РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения...", а также в Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713. Путем правовой регламентации термина "бездомный" можно ликвидировать пробел в российском законодательстве, не позволяющий некоторым категориям граждан реализовывать свои конституционные права.

Однако путаницу в толковании и правоприменении термина "лицо без определенного места жительства", создаваемую правовой коллизией между ст. 20 ГК РФ и ст. 2 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения...", без серьезного научного анализа устранить не удастся.

В России существуют две группы лиц, которых можно отнести к бомжам. Одну составляют антисоциальные личности, становящиеся бомжами, как правило, добровольно или в силу каких-то субъективных обстоятельств; другую образуют граждане, ведущие нормальный образ жизни, не нарушающий общественных интересов, но становящиеся бомжами "по воле" законодателя (федерального и (или) регионального).

Антисоциальные личности могут иметь жилье, быть в нем зарегистрированными, иметь доходы в виде различного рода пособий и других социальных выплат, но в силу своих личностных проблем вести антисоциальный образ жизни, создающий проблемы для окружающих их людей. Такие личности, как правило, являются переносчиками инфекционных и венерических заболеваний, больны алкоголизмом или наркоманией, совершают административные проступки и уголовные преступления, живут в подъездах (подвалах, лифтовых кабинах, на чердаках) жилых домов, уличных переходах и других не приспособленных для проживания местах. Иными словами, эти люди антисоциальны и их правильно относят к категории бомжей.

Но в нашем обществе есть и другие граждане, которых совсем неправильно относят к категории бомжей. Граждане, которые, напротив, ведут себя достойно, учатся или работают, как правило, имеют собственность, содержат семью, детей, родителей, направляют свои усилия на повышение благосостояния, то есть ведут социальный образ жизни, но из-за формальностей, а порой из-за неверного применения государственных регуляторов отдельных общественных процессов их причисляют к бомжам. К таким лицам применяется административно-правовой режим в виде регистрации по месту временного пребывания, а вернее сказать, временному месту жительства, установленный федеральными и региональными Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации.

Так, часть 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. А Закон РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения..." определил порядок реализации гражданами такого права. Кроме того, Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечнем должностных лиц, ответственных за регистрацию, определен порядок регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства.

Поскольку статья 72 Конституции Российской Федерации относит административное законодательство к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, то органы государственной власти субъектов Российской Федерации также получили право регулировать вопросы регистрации граждан по месту их пребывания и жительства. Общеизвестно, что такой вид административно-правовых режимов, как регистрация граждан по месту их пребывания, вводится для учета граждан, мигрирующих внутри одного государства, так называемых внутренних мигрантов.

Отмечу, что за последние несколько лет многие субъекты Российской Федерации оказались буквально под гнетом вынужденной миграции. Прежде всего эта проблема коснулась центральных областей, Дальневосточного региона и юга России. Поэтому региональный законодатель вынужден чаще всего принимать нормы, ограничивающие приток населения в свой регион. Эти нормы вводят ограничения при регистрации граждан по месту пребывания и месту жительства, которых не предусматривает федеральное законодательство, придавая регистрации разрешительный характер (вместо уведомительного, установленного на федеральном уровне).

Отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства или по месту пребывания порождает массу негативных последствий. Во-первых, гражданина, не имеющего регистрации по месту временного пребывания или месту жительства, штрафуют на каждом шагу, так как отсутствие регистрации является административным правонарушением, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривается наложение взыскания в виде предупреждения или штрафа (ст. 19.15). Кроме того, без регистрации гражданин не может реализовать в полной мере свои конституционные права: устроиться на работу, использовать право на бесплатную медицинскую помощь, осуществить свои избирательные права и т.д.

С сожалением приходится констатировать, что механизм правоприменения административно-правового режима регистрации граждан по месту пребывания и жительства, а именно те ограничения, которые вводятся правовыми актами, в том числе субъектов Российской Федерации, с благими намерениями (сдерживание миграционных потоков, пресечение незаконной миграции, недопущение переселения из своего региона, недопущение перенагрузки на социально-экономическую инфраструктуру региона, сдерживание межнациональных конфликтов и т.п.), превращает мигрирующего россиянина в лицо без определенного места жительства - в бомжа. Такое несовершенство законодательства требует серьезного, принципиально нового подхода в правовой регламентации рассматриваемого вопроса.


2.2. Пути и методы решения проблем бездомных


Процедуры получения временной регистрации граждан по месту их пребывания можно существенно упростить. Например, для граждан удобнее, если регистрацию по месту пребывания будут производить одновременно с проверкой документов и установлением личности при пересечении людьми границ субъектов Российской Федерации в портах, на железнодорожных станциях, вокзалах, контрольно-пропускных пунктах ГИБДД и т.д. А для обездоленных и бомжей будут созданы условия для их регистрации по месту их фактического проживания5.

Целесообразным, на мой взгляд, является также внесение ряда норм в Закон РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения...", которые вводили бы регистрацию бомжей и бездомных и регламентировали порядок осуществления такой регистрации. Осуществление особой регистрации в отношении этих лиц даст возможность компетентным органам располагать информацией о численности бомжей, их поле, возрасте, месте жительства, квалификации, занятости и на основании таких данных решать острые проблемы их расселения, занятости, обучения и переобучения и т.д.

В том числе это позволит:

1) избежать лицам без определенного места жительства боязни подавать заявления в административные органы о своем бедственном и нелегальном положении;

2) создать реально действующий правовой механизм реализации гражданами, являющимися лицами без определенного места жительства, права на свободу и личную неприкосновенность, достойную жизнь, социальное обеспечение, образование, медицинскую помощь, избирать и быть избранными;

3) исключить условия привлечения к административной ответственности внутренних мигрантов и лишит милицию условий "мздоимствовать";

4) распространить на бомжей действие федеральных и региональных программ социально-экономической направленности.

Закрепление в законодательстве терминов "бездомный" и "бомж", принятие ряда нормативно-правовых актов позволит решить проблему определения и формирования правового статуса этих категорий граждан.

По данным социологических опросов, из 25 млн русских, живущих за пределами России, около 3 млн намерены перебраться в Российскую Федерацию. По мнению иностранных наблюдателей, число потенциальных мигрантов из республик бывшего Союза составляет 25—30 млн человек русскоязычного населения.

В 1993 г. в России находилось более 320 тыс. беженцев и вынужденных переселенцев, по другим данным, это количество составляет около 3 млнчеловек. Среди сегодняшних беженцев — 80 % русских.

До недавнего времени преобладал репрессивный характер правовой политики по отношению к изгоям общества. Ведущим средством борьбы была их изоляция. Однако законода­тельство об ответственности за занятия бродяжничеством было нестабильным.

Сейчас положение сложилось вообще парадоксальное. Отделы внутренних дел уже не обязаны брать бомжей (хотя большинство имеют тяжелые заболевания), служба миграции также не считает их «своими». В результате сложилось мнение, что это контингент системы социальной защиты населения, с чем нельзя не согласиться, — требуется участие не одного, а целого ряда ведомств.

На качественно новой основе планируется формировать систему профилактики этих негативных явлений в обществе. Это видно из преамбулы указа, где определены цели реформирования системы работы с бездомными. Здесь и оказание социальной, медицинской и иной помощи лицам без определенного места жительства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и укрепление общественного порядка.

Кроме этого, по России создается разветвленная сеть столовых для бомжей, хотя расходы не оправдываются в финансовом плане, но оправдываются в нравственном6.

В Москве финансовые проблемы взяла на себя баптистская церковь. Каждый день, кроме выходных, представители церкви, они же представители Российско-Британской христианской миссии «Братство, милосердие Евровангелизм», начиная с 10 часов утра выдают нуждающимся талоны на бесплатный обед. Ежедневно столовая бесплатно кормит до 200 человек, а начинала в 1994 г. с 10. А сейчас заглох и этот (не первый!) очаг благотворительности — нет средств, хотя продолжают успешно действовать международные организации «Врачи без границ» и «Армия спасения»: первые финансируют ряд столовых, вторые выдают продовольственные наборы.

Еще один важный вопрос, нуждающийся в решении. В законодательстве РФ нет определений «бродяжничества» и «попрошайничества», а следовательно — нет правовой основы для задержания лиц, этим занимающихся, а ведь необходимо ввести административную ответственность за занятие бродяжничеством и попрошайничеством и тем самым решить вопрос о правовой базе для оказания всесторонней социальной помощи этим категориям граждан.

Многое зависит от решения жилищной проблемы. Для решения жилищной проблемы российские экономисты считают возможным привлекать денежные средства населения. Здесь три пути:


  1. Введение новой системы оплаты квартир, повышение квартплаты в целом и тесная ее увязка с размером и качеством занимаемой площади жилья.

  2. Расширение жилищно-строительной кооперации.

  3. Содействие индивидуальному жилищному строительству.

Нельзя забывать и о такой категории бездомных людей, как беженцы. Для решения проблемы беженцев необходимо принимать меры глобального, стратегического характера. Их реализация зависит от уровня развития общества, морали, социальной сферы. Одной из таких ключевых мер является стабилизация ситуации на территории бывшего СССР, прекращение национальных конфликтов.

Кроме этого, требуется разработка кодекса миграционных законов, регламентирующих все аспекты территориальных перемещений населения в новых, еще не оформленных усло­виях государственности.

В настоящее время разрабатывается долговременная программа «Миграция», в соответствии с которой беженцы расселяются по заблаговременно отобранным регионам, где заранее продумана система их обустройства, создана инфраструктура социальной защиты. Учитывая особое положение беженцев-бездомных, государственная политика занятости РФ предусматривает создание для них дополнительных рабочих мест.

В решении данной проблемы большую роль играют социальные работники, особенно те, кто трудится в соответствующих учреждениях: приютах, центрах социальной реабилитации.

Самое же главное — это преодолеть системный кризис в стране, проводить такую социальную политику, которая была бы нацелена на обеспечение нормальных условий жизни большинства населения, особенно, так называемых слабозащищенных слоев.


Заключение


Итак, на основании изложенного материала в данной работе были сделаны следующие выводы:

Существуют следующие группы бездомных: бродяги-работники, бродяги-нищие, бродяги-воры, бродяги-обманщики, бродяги-монетчики. Кроме того, бездомных пожилых людей и детей гораздо больше, чем остальных социальных слоев общества.

Законодательством не определен сам статус бездомного, бродаги, бомжа, и в связи с этим достаточно много возникает проблем, связанных с оказанием помощи бездомным.

Внесение изменений в законодательные акты РФ позволит:

1) избежать лицам без определенного места жительства боязни подавать заявления в административные органы о своем бедственном и нелегальном положении;

2) создать реально действующий правовой механизм реализации гражданами, являющимися лицами без определенного места жительства, права на свободу и личную неприкосновенность, достойную жизнь, социальное обеспечение, образование, медицинскую помощь, избирать и быть избранными;

3) исключить условия привлечения к административной ответственности внутренних мигрантов;

4) распространить на бездомных действие федеральных и региональных программ социально-экономической направленности.




Список литературы





  1. Конституция РФ, М., Юрайт, 2004

  2. Алексеева Л.С. Бездомные как объект социальной дискредитации // Социс - социологические исследования (Москва). 23.09.2003

  3. Андриенко Ю.В., Аренд Р. Преступность - проклятие свободы? (Как развивалась преступность в России в переходный период) // "Экономическая теория преступлений и наказаний". №4-2/2002.

  4. Социально-демографическая ситуация. Х ежегодный доклад. Под ред. Академика РАЕН Римашевской Н.М. М. Издательство ИСЭПН. 2001.

  5. Соловьёва З. Обитатели "Ночлежки" и других благотворительных организаций в перспективе социологии повседневности // Невидимые грани реальности. Сборник статей. СПб. Центр независимых социологических исследований. 2001.

  6. Юликова Е.П., Новикова М.А., Маршак А.Л. Проблемы лиц без определённого места жительства (БОМЖ) и пути их решения // Социально бытовое обслуживание пенсионеров и инвалидов. М. ЦБНТИ Минтруда России. 2002. Вып. 2.

  7. Павленок П.Д. О понятийно-категориальном аппарате социологии // Социологические исследования. 2003.  № 4.

  8. Павленок П.Д. Социальная работа как научная и учебная дисциплина // Социологические исследования. 2000, № 5

  9. Основы социальной работы. Учебник. 3-е изд., испр. и доп., Павленок П.Д., Инфра-М, 2006

  10. Основы социолдогии и политологии. Учебное пособие., Павленок П.Д. , Куканова Е.В.; Инфра-М, 2007

  11. Теория, история и методика социальной работы. 6-е изд., Павленок П.Д., Издательский дом "Дашков и К", 2007

  12. Социальная работа с дезадаптированными детьми. Учебное пособие 2- е издание., Холостова Е.И. ; Издательский дом "Дашков и К", 2007

  13. Антология социальной работы: В 5 т. Т. 3. Феноменология социального отклонения. М.,2006 .

  14. Алмазов Б.Н. Психическая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск, 2007.

  15. Антонян Ю.М. Преступность и психические аномалии, 2005

  16. Братусь Б. С. Аномалии личности. М.: Мысль, 2004.

  17. Занесоцкий А. С. Эта непонятная молодежь. М.: Юриз, 2000.

  18. Иващенко Т. Т. и др. Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специальных учреждениях. М, 2006.

  19. Ковалев В.В. Психология юношеского возраста. М., 2004.

  20. Криминальная мотивация. М.: Наука, 2006.

  21. Основы социальной работы: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2007.

  22. Психология развивающейся личности /Под ред. А.В. Петровского. М.: Педагогика, 2007.

  23. Смелзер Н. Социология: Учебник. М., 2004.

  24. СологубТ.П. Пробуждение личности. М.: Просвещение, 2003.

  25. Лазутова М.Н. Права человека: история и современность. М., 1992

  26. Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. М., 2002

  27. Социальное положение и уровень жизни населения России // Сборник Госкомстата России. 2002

  28. Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 2001

  29. Варул П.А. Методологические проблемы исследования гражданско-правовой ответственности. Таллин: Ээсти рамат, 2006.

  30. Васильев А.М. Правовые категории. Методологические аспекты разработки системы категорий теории права. М.: Юридическая литература, 2006




1 Юликова Е.П., Новикова М.А., Маршак А.Л. Проблемы лиц без определённого места жительства (БОМЖ) и пути их решения // Социально бытовое обслуживание пенсионеров и инвалидов. М. ЦБНТИ Минтруда России. 2002. Вып. 2, с. 18

2 Юликова Е.П., Новикова М.А., Маршак А.Л. Проблемы лиц без определённого места жительства (БОМЖ) и пути их решения // Социально бытовое обслуживание пенсионеров и инвалидов. М. ЦБНТИ Минтруда России. 2002. Вып. 2, с. 76

3 Юликова Е.П., Новикова М.А., Маршак А.Л. Проблемы лиц без определённого места жительства (БОМЖ) и пути их решения // Социально бытовое обслуживание пенсионеров и инвалидов. М. ЦБНТИ Минтруда России. 2002. Вып. 2, с. 74

4 Юликова Е.П., Новикова М.А., Маршак А.Л. Проблемы лиц без определённого места жительства (БОМЖ) и пути их решения // Социально бытовое обслуживание пенсионеров и инвалидов. М. ЦБНТИ Минтруда России. 2002. Вып. 2, с. 47

5 Юликова Е.П., Новикова М.А., Маршак А.Л. Проблемы лиц без определённого места жительства (БОМЖ) и пути их решения // Социально бытовое обслуживание пенсионеров и инвалидов. М. ЦБНТИ Минтруда России. 2002. Вып. 2, с. 45

6 Юликова Е.П., Новикова М.А., Маршак А.Л. Проблемы лиц без определённого места жительства (БОМЖ) и пути их решения // Социально бытовое обслуживание пенсионеров и инвалидов. М. ЦБНТИ Минтруда России. 2002. Вып. 2, с. 15


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница