Полное собрание русских летописей



Скачать 448.27 Kb.
страница1/3
Дата08.11.2016
Размер448.27 Kb.
  1   2   3
ПСРЛ

(Полное собрание русских летописей)

т. 34
Московский летописец

OCR по Полное собрание русских летописей, т. 34, М., 1978, стр. 221 - 237.



Деление на страницы сохранено. Номера страниц проставлены вверху страницы. (Как и в книге.)
-221-
|л. 239| Возведем око мысленное и посмотрим разумным видением: где Индея и Ефиопия? Где Египет и Александрия, страны великия и преславныя, иже древле ко Христу усвоеныя? Где Вавилон, начальный градом а), иже Навходоносор созда в жилище царем? В нем же трие отроцы молит­вою пламен пешный в росу приложиша, и Данил пророк львы укроти, и некогда царь хождаше по стенам з гордостию глаголя: “Не сей ли есть град великий Вавилон? Его же аз создах в жи­лище себе. К нему же и божественный глас бысть: “Тебе глаголю, Новходоносору царю, царство твое мимо идет от тебе, от человек изженутся, и траву, яко вол, яси в пустыни, дондежеб) седмь времен минет. Да уразумевши, яко вышний владеет царством человеческим, ему же хощет и дает”. Где Сирея боголюбивая? Где Палестина, земля освященная? На ней же изволи сын слово божие родитися, от нея же вси пророцы и апостолы. Где Рим превеликий, иже и владыко бысть вселенней иногда? Где Карфаген и Медиалам многонародный? В нем же бывый епископ Амбросей чюдный, не убоявыйся ярости великого царя Феодосия. Где седмохолмный в) |л. 239 об.| Царствующий град? В нем же божественная и святая содевашеся чюдесная деяние. Где святый град Иеросалим? В нем же живоносный гроб Христа, бога нашего. Где Ливея и Антиохея Великая? Из нея же изыди покаянию проповедник Иоанн Златоустый. Не вся ли сия бесерманскими мечи и латынскими оскорды разрушишася? Мы же, живуще вселенныя на севере, во едином угле, едва никими познаваеми. Благодатию же Христовою почел от великого государя и великого князя, иже нас просветившаго святым крещением, Владимера Святославича даже и до правнука его великого князя Владимера Мономаха, иже велию честь от греческих царей восприимшаго, и до храбраго госу­даря и великого князя Дмитрея Ивановича, иже за Доном надо огарены пресветлую победу показавшаго, и да мстителя г) неправдам великого князя Ивана Васильевича, всеа Русии самодержца, и сына его закосненным землям обретателя великого государя и великого князя Василья Ива­новича всеа Русии, даже и до превысочайшаго и гордояростнаго Росийские державы перваго царя и великого князя Ивана Васильевича, всеа Русии и самодержца, многих царств обладателя и государя, иже тщанием разума своего прегордыя царства разоря, у них же довольне лет в ра­боте бысть росейския народы, |л. 240| и впредь твердыя грады германский подручны себе сотвори и литоонския люди победи, и сына его великого государя святаго и праведнаго царя и великого князя Федора Ивановича всеа Русии, вь его же царствие вся благая бысть в Росейском царстве, мир и тишина, и покой, и преобилие четырнатцать лет, и от великого Владимера до преставле­ния свято почившаго блаженныя памети государя царя и великого князя Феодора Ивановича, 21-го государя всеа Росии. И в та лета со страхом прихожаху агаряне, трепетаху литаоны бояхуся, и поляне покоряхуся, германе, римляне и аравленя возмопожения прошаху, турки и персы великими честьми возпочитаху, иверъские цари и кабардинские князи дани даяху великим госу­дарем, изрядно сиятельным царем и великим князем росейским, их же имена писаны в животных книгах. Во дни бо царствия их, в православии живущих, соборныя церкви своими оброки довольни быша, святители седеша по великим властей, всяким преизобилием полны быша; церкви божия по лицу всея земли подобны частостию звезд небесных; монастыреве имехом множество, в них же премногое множество преподобных мних водворящихся; воинство же вооруженно толико по временем имехом, их же ныне словом представити не возможем; у купцов же богатство и име­ние толико безчисленное, елико ум |л. 240 об.| человеческий едва достигает; плодом же земным числа в тая времена разум человеческий представити не может.

По преставлении же царя и великого князя Федора Ивановича всеа Русии многочисленного московского народа и прочих градов без воли царевы Федора Ивановича царицы и великие княгини иноки Александры восхитиша и нарекоша царем и великим князем всеа Русии Бориса Федоровича Годунова и потом помазаша его на царство. И от того времени благодать божия и мир нача отступати, а злоба и вражда, и злодействие нача являтися за нестрашными клятвами,

_________

а) В рукописи градовом.

б) В рукописи дендеже.

в) В рукописи содмохолмный.

г) В рукописи милостителя.
-222-
воведе д) согрешити росейский род, его же не возможе понести. И сего ради наведе господь на землю глад, скорбь, усобицу. Потом не вем откуду воздвиже прелестника, и наречеся сын царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии царевичь Дмитрей, иже убьен бысть повелением Борисовым, тем бог отомъсти кровь неповинну Дмитрея царевича. По сем всем людем Борис ненавидим бысть, и отступиша от него и от сына ево и приступиша ко прелеснику, он же сына Бо­рисова царевича е) Феодора Борисовича и матерь его удавлению предаде, и дочь его остриже, и род его ото властельства |л. 241| измени, и поляки и литаоны приведе, и крови многи пролития со­твори; и сам убиен бысть от народа повелением бояр. И по нем царь бысть от боярского чина, от рода великого князя Ерослава князь Василей Ивановичь Шуйской. И воста на нь вор ин злее прежняго и возмути землею, и многие люди прельсти, и вослед себя отвлече, и грады поколеба. И восташа людие неизтови и изгнаша царя Василья от царьских полат, и остригоша и без чести, и затвориша в монастыре, и потом отдаша его и братию его королю польскому и литовскому, тамо и конец житию соверши. И в лето 7144-го году царя Василья Ивановича Шуйского тело из Литвы к Москве привезено, и положен у Архангела в соборе. А в послех был в Литве боярин князь Алексей Михайловичь Львов с таварыщи. Потом советом многомятежных человек изволиша избирати на Московское царство литовского королевича. И святейший Ермоген, патриарх мо­сковский и всеа Русии, говорил, чтоб королевича не обирати и тем веры християнския не отбыти и московских обычаев не порушити. И многомятежный род московский того святительского слова не послушали и тем Московское государство погубили: литва вошли в город и московских бояр, оплоша, волю отнели. И прежних государей собранную царьскую казну, многоценное узорочие, розвезли ё) к ё) себе в Литву. И бысть |л. 241 об.| царствующий град Москва в пожжении и разорении, и в посечении, и изгнании, оставшия же бояря князь Федор Ивановичь Мстиславской с таварыщи в ко­нечном утеснении и в невольном пребывании, дондеже возсия светолучная заря милости божия. И храбростию Росейскаго государства бояр и воевод князя Дмитрея Тимофеевича Трубецкова, споможением и крепко сердым замышлением воеводы князя Дмитрея Михайловича Пожарского с товарыщи и царствующий град Москва от преизлишних бед разрешися. Потом возсия праведнаго солнца Христа, бога нашего, луча милосердия его милости, даде нам государева племянника свято почившаго царя и великого князя Федора Ивановича всеа Русии матери царицы и великие княгини Анастасеи царевы Ивановы Васильевича всеа Русии внука царя и великого князя Михаила Федоровича. В начале царствия его просветися вера, просия благочестие, уставишася церковнии чинове и царствия синклиты, и царствующий град Москва возградися, и места уселишася, воинство охрабреся, и купцы своя промыслы возприяша, комуждо как милость божия поспешествуя.

Начало великого государя и великого князя Ивана Васильевича, |л. 242| перваго самодержца всеа Русии, иже наречен бысть мститель неправдам. Сей великий князь Иван Васильевичь Москов­ский и всеа Русии Тверским великим княжением облада и великого князя тверскаго прогна, и Резанское великое княжение покори и великого князя резанского к Москве сведе, и Новаграда Низовские земли и суздальских, и ярославских князей подручны себе сотвори, и Великим Но­вым градом и Псковым облада, и у Ругодива во свое имя Иван город поставил камен.

Его же сынове от тверские великия княжны:

1 князь великий Иван Иванович ж), за ним же бысть дщи Ивана з), воеводы малдофейского. Его же сын князь великий Дмитрей внук был на великом княжении Московском всеа Русии при деде своем едино лето и по сем преставись в заточении.

2 князь великий Василей Иванович всеа Русии.

3 князь Юрьи Ивановичь дмитровской.

4 князь Семион Ивановичь колуской.

5 князь Андрей Ивановичь старицъкой. |л. 242 об.|


3 дщери:
1 Елена, была за великим князем литовским.

2 была за царевичем Петром Обреемовичем.

3 была за Холмским.

_________

д) Так в рукописи.

е) Так в рукописи.

ё-ё) Буквы зли к написаны по счищенному.

ж) В рукописи Васильевичь.

з) Так в рукописи.
-223-
Той великий князь Иван Васильевичь всеа Русии на Москве соборной храм пречистый Бо­городицы соверши болыпи прежняго и двор государьской камен, и град Москву кремль, стены и башни, и ворота, в высоту и в ширину благолепно устрой. К сему великому князю Ивану при­ехали служити с вотчинами, з северскими городы, государевы сродичи правнучата великого князя Дмитрея Ивановича Донскова князь Василей Ивановичь Шемячич да князь Иван Ивановичь Можайскаго, вотчина его на Севере Стародуб, Брянеск, а князя Василья Ивановича Шемячича вотчина Путимль, Карачев, Рылеск; и иные с ними приехали Михайло Дашковичь и) Янов, был у него в уделе боярин, а дан ему был Ярославец Малой в кормление в путь да в вот­чину село остров в Холхле. Михайлов сын Ондрей был на кормленье на Хлепне да на Рагачеве с судом боярским после Степана Морозова. |л. 243|

И великий князь Иван Васильевичь всеа Русии посылал на Угру й) против крымских людей: в большом полку сына своего великого князя Ивана Ивановича, в правой руке третьева сына своего князя Юрья Ивановича дмитровского, в передовом полку великого князя резанскова, в сторожевом полку волоцкова, в левой руке Шемячича.

Лета 7010-го посылал князь великий Иван против литовских людей бояр и воевод князя Данила Васильевича Щеня с товарищи. А литовские люди были князь Михайло Ижеславской да з двором великого князя Александра литовского воеводы Остафей r) Дашковичь Янов. При том великом князе приехал[и] служити государю с вотчинами Бельские, Мстиславские, Трубецкие, Глинъские, Воротынские, Одоевские, Масальские, а с ними приехали многие дворянские роды.

Преставися сын великого князя Ивана Васильевича всеа Русии князь великий Младый Иван Ивановичь, рожденный от тверянки. После его остался сын князь Дмитрей Ивановичь, внук |л. 243 об.| великого князя Ивана. При себе внука своего нарек великим князем всеа Русии. И был на великом княжении з дедом год, преставися в заточении.

И учинился на великом княжении второй сын великого князя Ивана князь великий Васи­лей Ивановичь всеа Русии. Была за ним великая княгиня Соломанида, дочь Юрья Ивановича Сабурова, бездетна. И для того пострижеся. И князь великий женился вторым браком, понял великую княгиню Елену Глинских. И от тое родися два сына: царь и великий князь Иван Василье­вичь всеа Русии да князь Юрьи Васильевичь. Той великий князь Василей Ивановичь всеа Русии взял Смоленеск.

После великого князя Василья наречен бысть на великое княжение осми лет, а потом пома­зан и венчан царьским венцом и диадимою царь и великий князь Иван Васильевичь всеа Русии. Женися царь и великий князь, понял царицу и великую княгиню Анастасью Романовну, от нея же родися царевичь Иван и царевичь Феодор.| л. 244|

Царь и великий князь Иван Васильевичь всеа Русии ходил под Казань. А с ним брат ево князь Володимер Андреевичь удельной да царь Шиг-Алей касимовской. А з государем были бояря князь Иван Федоровичь Мстиславской, князь Александро Борисовичь Горбатой, князь Володимер Ивановичь Воротынской, князь Семен Ивановичь Микулинской, князь Андрей Михайловичь Курбьской. И иные бояря и окольничие были по полком.

И лета 7061-го году октября в 2 день царь и великий князь Иван Васильевичь всеа Русии царство Казанское взял и царя Едигеря казанскова и его царицы поймал. И как царя привели связана к государю в полк, а государь стоял, ополчася, и государь сшел с оргамака, и князь Воло­димер Андреевичь и все бояря пошли со государем к церкве полотняной. И молебное совершив, говорил государь на оргамаке вслух. Молчанию же бывшу глубоку.

Речь государева всем вслух:

“Божиею милостию и пречистыя богородицы и молитвами л) московских и всеа Русии чюдотворцов и всех святых и прародителей наших святых царей и великих князей споможением м) и твоим |л. 244 об.| бодрым попечением, брата нашего князя Володимера Андреевича промыслом и царя Шиг-Алея и всех наших бояр и воевод, и службою дворян наших и детей боярских и всяких слу­живых людей бог нам подал Казанское царство и царя Едигеря в руки. И нам бы всем, православным християном, то неизреченное божие милосердие помнити и прославить милость его в род и род”.

_________

и) В рукописи Дасковичь.

й) В рукописи Угры.

к) В рукописи Стати.

л) Далее написано и.

м) и исправлено из м.


-224-
Ответ:

И князь Володимер Андреевичь, и царь Шиг-Алей, и бояря, и дворяня, и все множество воинства, сшед с лошадей, государю здравствовали.

Речь говорил князь Володимер Андреевич:

“Божиим, государь, милосердием и пречистыя н) богородицы и всех святых молитвами и споможением и твоею государевою частию о) и дородством и силою и бодро опасным осмотрением бог тебе, государю, даровал царство Казанское со прочими бесерманскими языки и царя Едегиря в работу тебе, великому государю. Буди, государь, здрав и многолетен, и радостен, побив враги своя, с своею царицею, а с нашею государынею великою княгинею Анастасиею и з своими 5 чады, а с нашими государи, которых вам, государем, бог дал. | л. 245| И да покорит тебе, государю, и протчая враги, иже бранем хотящая”. И поклоняся до земли.

И государь здоровал князю Володимеру и царю Шиг-Алею, и бояром, и всем людем. И сели на лошади. И велел государь привести перед себя царя Едегеря и казанских князей, и мурз, и уланов, и всяких чиновных татар.

Речь государь велел говорити перед собою:

“Царь и казанские князи, и мурзы, и уланы! Божию милостию великий государь царь и великий князь Иван Васильевичь, всеа Русии самодержец и многих государств государь и обла­датель п), велел вам говорити: всемилостиваго в троице славимаго бога помощию и нашею царскою высокою рукою и службою наших бояр и воевод и всяких служилых людей за вашу неправду, что вы нам, великому государю, многажды по своей вере шертовали, а, шертовав, изменяли, и бог, видя перед вами нашу правду, а вашу неправду, предал и покорил ваше царство нам, вели­кому государю, в плен и в работу, в смерть”. А царь стоял и князи, и мурзы, и уланы и стоял на коленках, пали на землю и лежали долго. И государь велел их поднять. И царь учал толмачем государю бити челом: “Видим сами мы смерть свою, волен бог | л. 245 об.| да ты, государь; велишь казнити, готовы; милость покажешь, живот дашь, видят, твоя же воля”.

И государь сам толмачем царю говорити велел: “Царь Едигерь и князи, и мурзы, и уланы! Которые ныне видели наши царьские очи, по своему милостивому обычаю пожаловали вас, смерть вам отдали и разрешити вас велели. И тебе б, царю Едегерю, служити нам и прямити так же, как нам служит царь Шиг-Алей. А вам, князи и мурзы и уланы, нам служити и прямити так же, как нам служат ваша братья, которые у нас пожалованы в московских городах. А как, аже бог даст, будем на своем царьском престоле царствующаго града Москвы, и мы тебя, Едегеря царя, пожа­луем - в вотчину городы”.

И царь Едегерь пришед ко государеву аргамаку, пал под ногами и у государя приложился в стремя. И государь царь велел шатры устроить и стан огородить и велел его беречь и корм да­вать довольной. А князей и мурз и уланов велел роздати для береженья дворяном и корм давати р). | л. 246| . . .

. . .боярям подлинно стало ведомо, что царь хочет руские полки обойти прямо к Москве и над Москвою промышляти. А по смете и по языком с царем и с царевичи и с нашею турских и крымъских, и нагайских, и черкаских людей 150 000 с) и болыни; да вогненново бою было 20 000 т) янычаней. А государевых людей было во всех полкех земских и опришлиных дворян и детей боярских по смотру и с людьми 50 000, литвы, немец, черкас каневских 1000, казаков донских, волских, яицких, путимъеких 5000, стрельцов 12 000, поморских городов ратных людей, пермичь, вятчен, коряковцов и иных 5000. И как царь пошел к Москве, а бояря и воеводы со всеми людьми полки пошли за ними во днище, а шли тихо. И почали бояря и воеводы думати, чтобы как царя обходити и под Москвою с ним битися. И говорит боярин воевода князь Михайло Ивановичь Воротынской: “Так царю страшнее, что идем за ним в тыл, и он Москвы оберегаетца, а нас страшитца. А от века полки полков не уганяют; пришлет на нас царь посылку, и мы им сильны будем, что остановимся; а пойдет всеми людьми, и полки их будут истомны, вскоре нас не столк­нут, а мы станем в обозе безстрашно”. И на том и положили. | л. 246 об.|

А царь учал думати: что идем к Москве, а русские полки за нами идут не малыя. А татар­ские обычаи лакомы: пришед под Москву, станем, а люди пойдут в розгон добыватца, а те станут

_________

н) В рукописи пречестыя.

о) Так в рукописи.

п) В рукописи бладатель.

р) В рукописи пропуск с 1552 по 1572 г. - утеряна тетрадь (8 листов).

с) Далее ошибочно написано тысець.

т) Далее ошибочно написано тысячь.


-225-
приходит у) на нас. Поворотимся ныне на руские полки и, побив тех, учнем над Москвою и над городы промышляти безстрашно, не помешает нам ничто. И на том положили. И царь стал, не доходя Похры. А руские полки стали на Молодях. А три тысечи стрельцов поставили от при­ходу за речкою за Рожаею, чтобы поддержати на пищалех. И царь послал нагаи 40 000 на полки, а велел столкнути. И русские полки одернулися обозом. И столь прутко ф) прилезли х), - которые стрельцы поставлены были за речкою, ни одному не дали выстрелить, всех побили. А полки одержалися обозом, из наряду блиско не припустили. И на другой день царь пришел сам, стал за пять верст. А послал на обоз всех людей. И со все стороны учали к обозу приступати. И полки учали, выходя из обозу, битися: большей полк, правая рука и передовой и сторожевой, которой же полк по чину. А левая рука держала обоз. И в тот день немалу сражению бывшу, ото обою падоша мнози, и вода кровию смесися. И к вечеру разыдошася полъки |л. 247| во обоз, а татаровя в станы своя. В третий же день Дивей мурза с нагаи сказався царь похвально и рек: “Яз обоз руской возьму; и как ужаснутца и здрогнут, и мы их побием”. И прилазил на обоз многажды, чтоб как разорвать ц). И бог ему не попустил предати хрестиянскаго воинства. И он поехал около обозу с невеликими людьми розсматривать, которые места плоше, и на то б место всеми людьми, потоп­тав, обоз разорвати. И из обозу бояря послали сотни. И Дивей мурза своих татар стал отводити. И скачет на аргамаке, и аргамак под ним сподкнулся, и он не усидел. И тут ево взяли и с аргама­ком нарядна в доспехе. Первой руку наложил на него сын боярской суздалец Иван Шибаев сын Алалыкин и инии мнозии. И татаровя пошли от обозу прочь в станы. А Дивея мурзу привели к бояром, и он сказался простым татарином, и его отдали держать, как иных языков. И того же дня к вечеру был бой, и татарской напуск стал слабее прежнего, а руские люди поохрабрилися и, вылазя, билися и на том бою татар многих побили. Да тут же взяли Ширинбака царевича и привели к бояром. И бояря стали спрашивать: “Что царево умышление?” И он им сказал: “Яз де хотя и царевичь, а думы царевы не ведаю, дума де царева |л. 247 об.| ныне вся у вас, взяли вы Дивия мурзу, тот был всему промышленик”. И бояре велели сводить языки. И как привели Дивея мурзу, и царевичь стал перед ним на коленках и боярям указал: “То Дивей”. И сам сказался. И в полкех учала быти радость великая. А Дивей умышленье царево сказал и то говорил: “Взяли де бы вы царя, и яз бы им промыслил, а царю де мною не промыслить” А царь посылал под Москву язы­ков добывати, и привели человека благоразумна, ему жь бог вложи совет благ: “Изволи умрети и польза душе сотворити”. И начата его спрашивать: “Где государь и хто на Москве, и нет ли прибылых людей?” И он в роспросе сказал: “Государь был в Новегороде, а ныне, собрався с новогороцкою силою и с немцы, идет к Москве. А перед государем при мне пришел боярин и воевода князь Иван Федоровичь Мстиславской, а с ним 40 000 войска. И яз пошел ч), и на Москве учал быть звон великой и стрельба. И, чаю, пришел и государь. А завтра резвые люди будут в полки к бояром”. А бояря велели перед зарею из болыпево наряду стрелять и по набатам и по накрам бить, и в трубы трубить на радости, что Дивея мурзу взяли. И царь устрашился, чает, что пришли в обоз прибыльные люди, и того часа и поворотил, пошел наспех за Оку. О судеб твоих, |л. 248| владыко, и милости твоея, царю небесный! Како сильнии падоша, а немощнии препоясашася силою, не до конца на ны прогневася, но избави нас от агарянского насилия, в первый же приход оскорби, ныне же обрадова! Бояря же и воеводы и все христолюбивое воинство радосными гласы восклицающе: “Десница твоя, господи, прославися в крепости, десная ти рука, господи, сокруши враги, и истерл еси супостаты!” И сию преславную победу возвестили государю царю и великому князю Ивану Васильевичю всеа Русии, сущу в Новегороде, послали с сеунчем князя Данила Андреевича Нохтева Суздальскова да Алексея Старого. А к Москве к митрополиту Кириллу Московскому и всеа Росии и к боярину и воеводе ко князю Юрью Ивановичю Токмакову сказати велели же. И бысть на Москве и по всем градом радость неизреченная, молебная пения з зво­ном. И с радостию друг со другом ликующе.

И как государь пришел к Москве, и бояр и воевод князя Михаила Ивановича Воротынскова с таварыщи по достоянию почтил; последи же похвалы ради люцкие возненавидев Воротынъскова и измену возложив, свершити его повеле.

Потом ходил царь и великий князь Иван Васильевичь всеа Русии под Пайду. А бояря были по полком: в большем полку |л. 248 об.| князь Петр Тутаевичь Шейдяков да князь Василей Васильевичь

_________

у) Так в рукописи.

ф) Так в рукописи.

х) Написано по счищенному.

ц) В рукописи было написано зарорвать, затем первое р исправлено на з (начальное з исправить на р писец забыл).

ч) Исправлено из пришел.
-226-
Голицын, правая рука князь Иван Федоровичь Мстиславской, Михайло Яковличь Морозов, в передовом полку князь Иван Андреевичь Шуйской, в сторожевом полку князь Иван Петровичь Шуйской, левая рука князь Семен Даниловичь Пронской с таварыщи. А как государь, Пайду взяв, поворотил назад, а на немець ш) послал бояр и воевод по полком: в большем полку князь Иван Федоровичь Мстиславской да Михайло Яковлевичь Морозов, в правой руке князь Иван Андрее­вичь Шуйской, в передовом полку князь Василей Васильевичь Голицын, а сторожевой и левая рука те же, что были у государя. И с немецкими людьми был бой. И князя Ивана Федоровича Мстиславского на том бою ранили из пищали. А князя Ивана Андреевича Шуйскаго на том бою убили, а осталися у него пять сынов: князь Василей Ивановичь, что был на государстве, князь Андрей Ивановичь, преставился в заточенье, князь Дмитрей Ивановичь, князь Александро Ива­нович, князь Иван Ивановичь.

Toe же зимы в казанском походе были бояря |л. 249| и воеводы по полком: в большем полку князь Микита Романовичь Одоевской да князь Иван Костянтиновичь Курлетев, да князь Иван Охлябинин Залупа; в правой руке князь Юрьи Костентиновичь Курлетев, Иван Михайловичь Морозов; в передовом полку бояря и воеводы Иван да Федор Васильевичи Шереметевы; в сторожевом полку князь Андрей Петровичь Куракин да князь Борис Васильевичь Серебряной; в левой руке князь Андрей Петровичь Хованской да князь Андрей Дмитреевичь Палетцкой. И в том походе поста­вили Ареск.

Потом царь и великий князь Иван Васильевичь всеа Русии мнети почал на сына своего царевича Ивана Ивановича о желании царьства и восхоте поставити ему препону, нарек на ве­ликое княжение царя Семионащ) Бекбулатова. Елицы же супротив ъ) сташа, глаголюще: “Не по­добает, государь, тебе мимо своих чад иноплеменника ы) на государство ы) поставляти”. И на тех возъяряся, казнил ноугородцкого архиепископа Леонида, чюдовскаго архимандрита Еуфимия, арханъгильского протопопа Ивана посадил в воду, боярина князя Петра Андреевича Куракина, стольника Протасья Васильевича Юрьева, окольничих Ивана Андреевича Бутурлина, Никиту |л. 249 об.| Васильевича Бороздина и дворян князя Григорья Мещерского, диаков Семена Мишурина, Дру­жину Володимерова казнили на площади под колоколы. А Никиту Рамановича грабил. А Семиона взвел на большей двор и велел его писати великим князем всеа Русии, и тут его женил, дал за него князя Иванову дочь Федоровича Мстиславскаго ь) Анастасею, а перво была за царе­вичем за Михаилом Кайболовичем э). А на свадьбе государь сам был в отцово место. Царевичь Иван - тысецкой. Друшки были со княжие стороны князь Василей Васильевичь Голицын, князь Петр Ивановичь Татев. Со княинины стороны друшки Иван Васильевичь Шереметев, князь Дми­трей Ивановичь Хворостинин. А жены их свахи были. И чины все дал государьские - стольники, чашники. А сам велел писатися: “Князь Иван Васильевичь московской”. И к образом припущал прикладыватьца наперед себя Семиона и к митрополиту благословлятися также наперед. И потом велел сказати себе службу. И розрядной диак Василей Щелкалов перед Семионом и перед бояры говорил вслух: “Князь Иван Васильевичь московской! Князь Иван Ивановичь московской! Князь великий Семион Бекбула|л. 250|товичь всеа Русии велел вам быти на службе на берегу для приходу крымского царя”. А назавтрее подал челобитную, а в челобитной пишет: “Государю великому князю Семиону Бекбулатовичю всеа Русии. Бьют челом князь Иван Васильевичь московской и сын мой князь Иван Ивановичь: Сказана нам твоя государева служба на берег, и те[бе] бы нас пожаловать на подъем, как тебе бог известит”. И Семион дал честь челобитную Василью Щелкалову. И Василей чел вслух, и прочет сказал: “Князь Иван Васильевичь и князь Иван Ивановичь! Князь великий Семион пожаловал на подъем 40 000 рублев”. И они поклонилися. И пошел госу­дарь в Калугу. А бояря и воеводы были по полком: в большем полку князь Иван Федоровичь Мсти­славской да Петр Васильевичь Морозов, правая рука князь Иван Юрьевичь Голицын да Борис Васильевичь Шеин, передовой полк князь Симеон Даниловичь Пронской да Иван Васильевичь Шереметев, сторожевой полк князь Григорей Андреевичь Куракин да князь Петр Ивановичь Татев, левая рука князь Василей Васильевичь Голицын да князь Дмитрей Ивановичь Хворо­стинин.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница