«Политика США в отношении Сирии после «арабских революций» 2011 года»



Скачать 448.48 Kb.
страница1/2
Дата10.05.2016
Размер448.48 Kb.
  1   2
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»


Факультет мировой экономики и мировой политики
Кафедра мировой политики

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

На тему
«Политика США в отношении Сирии после «арабских революций» 2011 года»

Студент группы № 468
Федяков Николай Владимирович

Руководитель ВКР


и.о. заведующего кафедрой мировой политики, профессор Братерский Максим Владимирович

Москва 2013


Содержание

1. Позиция США относительно Сирии в контексте «арабских революций»……………………………………………………………………………..6


2. Основные исторические моменты в отношениях США и Сирии………………………..........................................................................................16
3. Формирование внешнеполитического курса США в отношении Сирии после 2011 года……………………………………………………………………………….26
Заключение…………………………………………………………………………….35
Список использованной литературы и источников…………………………...........38


Введение
Темой данного исследования является «Политика США в отношении Сирии после «арабских революций» 2011 года». Объектом данного исследования выступают США. В связи с тем, что США преследуют свои цели и имеют стратегические интересы в рассматриваемом нами регионе, стремясь расширить сферы своего влияния в странах Северной Африки и Ближнего Востока, представляется целесообразным рассматривать данную тему в рамках реализма. Предметом исследования является политика США в отношении Сирии, как ключевого политического игрока в регионе. Революции в Египте и Тунисе вызвали большой резонанс, за ними последовали массовые беспорядки в Ливии и Сирии, переросшие позже в вооружённые столкновения мятежников с армией. В данной работе мы установим характер и степень влияния США относительно Сирии в контексте «арабских революций», а также рассмотрим их экономическую, политическую и историческую взаимосвязи. Цель данного исследования – обозначить возможные пути дальнейшего развития отношений между США и Сирией после «арабских революций».
Актуальность данной работы обусловлена несколькими факторами. Во-первых, произошедшие события показали неоднозначность политики США, связанной с приходом к власти администрации Обамы. Роль США в регионе постепенно приходит в упадок. Так, если при президенте Буше Вашингтон активно вторгался в любые страны с применением военной силы и не считал необходимым согласовывать свои действия с СБ ООН и другими странами, то теперь ситуация кардинально изменилась. Американцы стараются согласовывать свои действия с Советом Безопасности ООН и переходят к применению военной силы только после того, как решение об этом будет одобрено и принято в СБ ООН. Более того, принятие политических решений теперь зависит от их экономической целесообразности, а именно, от того, как те или иные решения политического характера могут отразиться на бюджете страны. В результате этого в Вашингтоне всё чаще имеют место внутренние политические разногласия по разного рода вопросам. Во-вторых, произошедшие события могут послужить импульсом к возникновению новых конфликтов в регионе и дестабилизировать в большей степени политическую обстановку в целом, что напрямую подтверждается на примере Сирии. В-третьих, участие США в конфликтах в рассматриваемом нами регионе представляет собой часть политики, целью которой является восстановление имиджа и влияния страны в регионе, особенно после существенных провалов в войнах в Ираке и Афганистане. Америка намерена кардинальным образом изменить свои позиции в регионе и усилить их в долгосрочной перспективе.
В данной работе была проанализирована информация из различных российских и зарубежных источников, которые помогли выстроить общую картину произошедшего в соответствии с историческим аспектом сложившихся отношений между Сирией и США и мнениями ведущих политических аналитиков в области мировой политики и востоковедения по данной проблематике. В связи с большим количеством статей и сборников по теме исследования представилось возможным критически подойти к рассмотрению данной темы.
В первой главе работы мы рассмотрим природу «арабских революций» и обозначим позицию Вашингтона относительно конфликта в Сирии. Также мы кратко опишем реакцию мирового сообщества на произошедшие события.
Во второй главе будет представлен исторический аспект отношений между Сирией и США. Основное внимание будет сосредоточено на основополагающих событиях в развитии отношений между двумя странами.
В третьей главе мы перейдём к описанию того, как будет формироваться внешнеполитический курс США в отношении Сирии после 2011 года с учётом текущих событий в данной стране и регионе в целом.

В заключение исследования мы сделаем обобщающие выводы по результатам проведённого анализа и на его основе представим консолидированный взгляд относительно возможных путей дальнейшего развития отношений между США и Сирией.



1. Позиция США относительно Сирии в контексте «арабских революций»
С декабря 2010 года в арабском мире начались события, которые арабские политические комментаторы назвали «майданными» революциями. В Египте, Тунисе, Ливии, Марокко и других странах региона прокатились народные волнения, которые сопровождались призывами народа к свержению существующей власти и проведению социально-экономических реформ. Люди выходили на улицы и собирались на площадях с целью демонстрации своей силы власти. Власть же, в свою очередь, не могла не отреагировать на эти протесты. Сами же революции разразились в период, когда цены на продовольствие начали существенно увеличиваться, что напрямую отразилось, прежде всего, на безработных и малоимущих гражданах арабских стран. Данное событие послужило своего рода катализатором к возникновению народных протестов, которые впоследствии подхватили и другие страны региона. Демографический рост, безработица, повышение цен на продукты – всё это ведёт к социальному напряжению, которое спустя определённое время может приобрести форму открытого протеста. Во всех произошедших революциях наиболее активное участие приняла молодёжь, которая напрямую страдает от безработицы. Более того, она является наиболее радикальной и активной частью общества, поэтому она легко трансформируется в движущую силу разного рода протестов и конфликтов. На фоне конфликта между народом и властью странам Запада удалось найти повод для вмешательства во внутренние дела стран с целью осуществления своих интересов. Наибольший интерес в этом имеют США вкупе со странами Запада, такими как Великобритания и Франция. Таким образом, можно сказать, что революции возникли по социально-экономическим причинам, что впоследствии привело к смене правительств стран и негативно отразилось на позициях США в регионе1.
Изначально народные волнения начались в Тунисе и Алжире, позже в Египте и других странах региона. В Тунисе произошла так называемая «жасминовая революция», в результате которой президент страны был вынужден оставить свой пост и бежать со своей семьёй в Саудовскую Аравию. В связи с произошедшими событиями было сформировано временное правительство с целью подготовки и принятия новой конституции страны, а позже появились и новые власти2. Однако после этого беспорядки не прекратились, а приняли ещё более серьёзный характер. В результате обыска в президентском дворце были найдены алмазы и миллионы долларов и евро, что лишний раз подтвердило обоснованность выдвинутых народом обвинений правительства в коррупции3.
Позже уже бывшему президенту страны были предъявлены обвинения в двадцати статьях, он был заочно осуждён на 35 лет за хищение государственных средств и приговорён к 15 годам заключения за хранение оружия4. Произошедшие события послужили толчком к возникновению беспорядков в других странах. За революцией в Тунисе последовали беспорядки в Египте, которые начались 25 января. События в Египте были схожи с беспорядками в Тунисе. Президент страны Хосни Мубарак был обвинён и свергнут, было сформировано новое правительство. Также были внесены поправки в конституцию страны, которые были поддержаны её гражданами. В отличие от президента Туниса, Мубарак согласился передать всё своё имущество в пользу государства и народа5.
Как по цепочке беспорядки вспыхивают 15 февраля в Ливии. Требования те же, однако, лидер Джамахирии не сразу ушёл со своего поста и высказался, что он будет бороться за судьбу страны и не позволит оппозиции осуществить гражданскую революцию. В ответ страны Запада пригрозили Каддафи, что они не исключают возможность военного вмешательства в Ливию. Спустя некоторое время ситуация накалилась до предела, страны Запада и США перешли к активным боевым действиям, первый шаг к этому сделали США. Впоследствии ситуация в Ливии приобрела характер войны с участием стран Запада и США вкупе с НАТО. Развернулись международные дискуссии по поводу легитимности режима Каддафи и права НАТО на применение военной силы в Ливии. А после того, как армия по приказу Каддафи открыла огонь по гражданскому населению, СБ ООН принял резолюцию и США получили разрешение на ведение боевых действий против диктаторского режима Каддафи и чуть позже передали командование военной операции в Ливии НАТО6.
Революции в описываемых странах заставили народ поменять своё мировоззрение и утратить страх перед властью. Посредством популярных социальных сетей в Интернете стало возможным собрать десятки тысяч людей и взять политическую инициативу в свои руки. Народ поверил в себя и осознал, что он вполне может изменить обстановку в своей стране. Более того, «арабские революции» показали, что влияние исламистов на людей в данный момент идёт на спад, ибо в тех странах, где прошли революции, народ требовал провести всеобщую демократизацию, начать борьбу с коррупцией и провести реформы, необходимые для улучшения уровня жизни граждан. Определённая часть арабского народа начинает терять какой-либо интерес к идеям радикального ислама. Страны Запада заявили, что полностью их поддерживают и будут оказывать содействие в реализации действий, направленных на смену политического режима7. Тем не менее, это вовсе не означает, что идеи радикального ислама не имеют должной поддержки.
Социально-политические процессы, вызванные «арабской весной» 2011-2013 гг., находятся в постоянной динамике и настоящий этап можно определить, как переходный. Он характеризуется разрушением старых властных структур, выдвижением на авансцену общественно-политической жизни движений политического ислама и их приход к власти. В то же время в этом процессе отчетливо просматриваются два различных типа социально-политических изменений. Первый происходит в результате действия, в основном, внутренних факторов. Его примером являются Тунис и Египет. Второй характеризуется прямым вмешательством внешних сил и попыткой использования ими недовольства и протеста определенных социальных групп для достижения своих политических целей. Такого рода развитие событий произошло в Ливии и происходит в Сирии8.

Волнения в Сирии начались 18 марта в расположенном на границе с Иорданией городе Дераа. Толчком для них послужил арест группы школьников, писавших антиправительственные лозунги на стенах и заборах. Люди вышли на улицы с требованием освободить их. Позже беспорядки вспыхнули в средиземноморском порту Латакия. События в Дераа и Латакии привели к гибели нескольких десятков человек. Президент Асад почти сразу же заявил, что причиной этих беспорядков стал «большой заговор», за которым стоят как "ближние, так и дальние страны"9.


Члены Лиги Арабских государств (ЛАГ) большинством голосов приняли решение о том, чтобы приостановить членство Сирии в организации. Более того, также было решено отозвать всех послов арабских стран. Однако не все страны поступили данным образом, Ирак, например, предпочёл воздержаться, однако позже выступил против военного вторжения в Сирию10. А Иран, главный союзник Сирии, был глубоко возмущён данным решением и сильно обеспокоен относительно перспектив дальнейшего укрепления отношений с Дамаском. В целях оказания поддержки своего союзника Иран отправил 40 тонн гуманитарной помощи, включая медикаменты и медицинское оборудование11.

С одной стороны, данное консолидированное решение выглядит довольно суровым и негативная реакция сирийского правительства вполне очевидна, но, с другой стороны, члены ЛАГ были вынуждены пойти на этот шаг, ибо они давно пытались вразумить Асада провести реформы, чтобы не накалять внутриполитическую обстановку, однако Асад, видимо, не посчитал необходимым прислушаться к их советам, за что поплатился не только он, но и вся страна. Руководство ЛАГ, тем не менее, заявило, что восстановит членство Сирии, как только в стране произойдут позитивные перемены12.

Позже правительство Сирии, отреагировав на позитивные сдвиги в урегулировании конфликта со стороны стран-участниц СБ ООО, заявило, что готово выполнить план спецпредставителя ООН и ЛАГ Кофи Аннана по шести обозначенным пунктам, которые были одобрены СБ ООН. Данный план предусматривает: выработку внутрисирийского политического решения, учитывающего волнения сирийского народа; прекращение под наблюдением ООН вооруженного насилия в любых формах всеми сторонами конфликта для защиты населения. Кроме того, все стороны конфликта должны обеспечить доступ гуманитарной помощи во все охваченные вооруженными столкновениями районы страны и соблюдать ежедневную двухчасовую гуманитарную паузу. Что касается обязанностей властей Сирии, то они должны как можно быстрее выпустить задержанных за участие в акциях протеста людей, обеспечить журналистам свободное перемещение по стране, а также уважать свободу собраний и право на мирные демонстрации. В то же время интересен тот факт, что в самом плане отсутствует пункт о призыве к Асаду уйти в отставку, а ведь именно это требование активно выдвигается не только сирийской оппозицией, но и мировыми державами. Позднее Кофи Аннана сменил другой спецпредставитель ООН и ЛАГ Лахдар Брахими, миссия которого 21 февраля была продлена ещё на полгода13.

Международное сообщество совместно с СБ ООН с оптимизмом восприняло данное решение Сирии, а Китай призвал все стороны конфликта последовать примеру Дамаска по урегулированию обстановки в стране14. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, в свою очередь, призвал мировые державы объединить свои усилия в урегулировании сирийского конфликта в силу моральной и политической ответственности всего мирового сообщества15.

Ранее СБ ООН совместно с другими странами-участницами намеревались принять резолюцию по Сирии, однако она не прошла ввиду того, что Китай и РФ воспользовались правом вето и тем самым заблокировали принятие резолюции. Таким образом, РФ и Китай предотвратили повторение подобного сценария в Ливии, несмотря на то, что нынешний проект резолюции исключает применение силы против Сирии16.

Позиция НАТО в лице Андерса Фога Расмуссена заключалась в том, что Североатлантический альянс не ставит своей целью провести военное вмешательство в Дамаск. Руководство НАТО уверено в том, что в данной ситуации конфликт можно разрешить легитимным путём, без применения военной силы17. Вашингтон также заверил, что Америка не планирует интервенцию в Сирию, так как хочет помочь в урегулировании конфликта через СБ ООН, несмотря на разногласия с республиканцами, которые призывали нанести авиаудар по сирийским вооружённым силам для того, чтобы заставить Асада уйти со своего поста18. Вышеупомянутые заявления не вызывают удивления и являются вполне закономерными, так как ещё во время рассмотрения резолюции в отношении Сирии в СБ ООН Асад в ответ на заявления США, Западной Европы и Турции, предполагающие введение санкций, направленных на подавление нынешнего правительства страны, пригрозил нанести удар по Израилю совместно с дружественной его режиму террористической группировкой «Хезболлах». Более того, он добавил, что дело этим не ограничится и после удара по Израилю Иран атакует военные корабли НАТО в Персидском заливе19.

Власти Сирии уверены в том, что сложившаяся в стране ситуация выгодна, прежде всего, США и Израилю, которые, воспользовавшись возникшими внутренними противоречиями, представили народные волнения как очередную вспыхнувшую революцию, в которой ведущие политические акторы обязаны оказать поддержку народной оппозиции в её противостоянии с нынешним правительством и армией. Стремление Вашингтона и Израиля вмешаться во внутренние дела страны и их действия вполне логичны и обоснованны, ведь Сирия – это единственная стратегически важная арабская страна, которая не является союзницей США. Ее союзнические отношения с Ираном, поддержка ливанской «Хезболлах» и радикальных палестинских группировок, включая ХАМАС, делают ее фактически последним оплотом противостояния гегемонии США и Израиля в регионе. Дестабилизировав обстановку в стране, представляется возможным ослабить позиции главных партнёров Сирии в регионе, таких, как Иран и «Хезболлах», а также подорвать исторически сложившийся национальный мир, что может стать причиной дальнейших межконфессиональных конфликтов. Однако, несмотря на многие нерешённые внутренние вопросы, большинство населения страны всё ещё продолжает поддерживать Асада ввиду его успешной внешней политики, особенно в отношении Израиля. Народ страны требует скорейшего принятия экономических и политических реформ, направленных, в первую очередь, на введение демократических прав и свобод, а также на борьбу с инфляцией и массовой безработицей. Только проведение в жизнь выше обозначенных реформ позволит сохранить национальное единство страны и стабилизировать обстановку в стране в целом. Главное, что правительство страны уже отреагировало на требования митингующих граждан20.

Ряд экспертов на данный момент часто поднимают вопрос о существовании и роли так называемых сирийских «Братьев-мусульман», которые стремятся сменить нынешнюю власть, но публично об этом не заявляют, предпочитая выступать на стороне протестующих. Сами они категорически отказываются брать на себя какую-либо ответственность за беспорядки в стране. Тем не менее, опасность прихода к власти «Братьев-мусульман» всё же существует, ярким примером такой угрозы может послужить Ливия21. Именно поэтому не в силах и интересах США предпринимать какие-либо серьёзные внешнеполитические решения в отношении Сирии. Основные арабские страны-конкуренты Сирии по региону стремятся ослабить Сирию как регионального игрока, что отразится на минимизации иранского влияния. Израиль, в свою очередь, старается придерживаться нейтральной позиции, так как осознаёт, что приход к власти радикальных исламистов только усугубит и без того натянутые отношения с другими арабскими странами, которые, как известно, несмотря на многочисленные разногласия, остаются верны всеобщей арабской солидарности в отношении их главного врага – Израиля.

Стоит особо отметить, что, несмотря на союзнические отношения между Вашингтоном и Израилем, США не поддерживают своего регионального партнёра по многим спорным вопросам в конфлике с арабским миром. Во-первых, США до сих пор не признали Иерусалим столицей Государства Израиль и не перевели туда своё посольство. Во-вторых, Вашингтон ни разу не заявил о том, что у Израиля есть право не принимать на своей территории палестинских беженцев 1948 года и их потомков. Напротив, одним из пяти вариантов решения проблемы беженцев, предлагавшихся ещё Биллом Клинтоном в декабре 2000 года, было их возвращение в Израиль. В-третьих, США выступают категорически против строительства и расширения еврейских поселений на контролируемых территориях. Более того, США не признали аннексию Израилем Восточного Иерусалима и Голланских высот . Реальность такова, что более чем сорокалетняя ситуация неопределённости при отсутствии каких-либо внятных стратегических перспектив вряд ли служит израильским интересам. Израиль особо заинтересован в мирном урегулировании конфликтов с арабским миром, так как не имеющая на данный момент конца «арабская весна» способствует распространению в Палестине и в сопредельных государствах идеологии исламского фундаментализма, представляющего угрозу для безопасности Израиля22.

На данный момент главными причинами продолжающегося противостояния властей с оппозицией в Сирии являются внешние факторы. А именно, поддержка оппозиции теми внешними силами, которые пытаются использовать конфликт в Сирии для реализации своих стратегических целей. В сирийском конфликте с одной стороны действует руководство президента Башара Асада, правоохранительные структуры, армия, которых активно или пассивно поддерживает большая часть населения Сирии. С другой стороны, против сирийского руководства осуществляют террористические акции вооруженные оппозиционные группировки, в основном, представленные радикальными исламистами.

Наряду с борьбой против антиправительственных террористических группировок, сирийское руководство реализует объявленный план по демократизации страны. Так, 26 февраля 2012 г. в Сирии прошел референдум по проекту новой Конституции, за одобрение которой высказались 89,4 % проголосовавших. В ней упразднена статья о руководящей роли партии ПАСВ, присутствовавшая в старой конституции. В новой конституции имеются все элементы демократического государственно-политического устройства. 7 мая 2012 г. в Сирии прошли парламентские выборы на основе новой конституции. На основе результатов парламентских выборов часть лидеров внутренней (патриотической) оппозиции вошла в состав нового сирийского правительства, сформированного в июне 2012 г.

Необходимо отметить, что если в начале протестных выступлений в Сирии часть населения, в том числе, интеллигенция, поддерживала протесты и требования скорейшей демократизации и смены режима, то, по мере активизации террористических группировок и нарастания насилия, большинство сирийцев в настоящее время поддерживает руководство страны и предложенные им реформы.

Сирийское общество поддерживает политический курс власти на сохранение стабильности и недопущения радикальных вариантов «арабской весны», в то время, как исламистский фактор, в достаточной степени поддерживаемый извне, теряет свое влияние.

Оппозиция не имеет какой-либо конкретной программы по выходу страны из кризиса и по дальнейшему экономическому, социальному и политическому развитию. Единственный конкретный лозунг, который она выдвигает – это свержение режима Башара Асада.

Сирийский кризис приобрел глобальный характер. В нем участвуют внешние акторы, пытающиеся использовать его в своих целях. Ведущие страны НАТО и Израиль видят в Сирии союзника Ирана и, в связи с усиливающейся напряженностью и их военными угрозами в адрес Ирана, рассматривают режим Б.Асада как враждебный. США и Израиль не раз обвиняли Сирию в поддержке «международного терроризма», антиизраильских палестинских группировок и движения Хизбалла. Поэтому смена режима в Сирии и, соответственно, её политического курса, отвечают интересам данных стран. В то же время США и Израиль не могут допустить прихода радикальных исламистов к власти в Сирии по уже описанным причинам, поэтому они хотят контролировать процесс противостояния власти и оппозиционных сил и быть уверенными в том, что политические силы, которые могут захватить власть, не будут предствлять для них угрозу23.
2. Основные исторические моменты в отношениях США и Сирии
Сирия под руководством Хефиза Асада, начиная с 1970 годов и заканчивая смертью президента в 2000 году, являлась достаточно заметным игроком на Ближнем Востоке. Существование и нерешённость большого числа пограничных споров в пределах региона, проблем, связанных с распределением ресурсов, а также высокая политическая конкуренция вместе явились причиной частых трений Сирии в отношении с её соседями. В частности, территория Голанских высот, оккупированная Израилем в 1967 году, являлась неотъемлемым предметом разногласий в сирийско-израильских отношениях. Предложения, выдвигаемые Израилем, напрямую шли в разрез с сирийскими интересами, что ещё в большей степени накаляло и без того натянутые отношения между двумя странами. Однако это не помешало Сирии принимать участие в финансируемых Вашингтоном двусторонних мирных переговорах с Израилем с 1991 по 1996 годы, когда они были приостановлены. Несколько месяцев спустя после избрания лидера израильской Рабочей партии Барака на пост премьер-министра Израиля переговоры между двумя странами под покровительством США возобновились на короткое время. На протяжении долгого времени Вашингтон всячески пытался убедить Сирию пойти на компромисс с Израилем, ссылаясь на решающую роль Сирии в решении многих региональных вопросов. Таким образом, США всё время пытались сделать Сирию своим региональным союзником и доказать, что стабильность в регионе может быть достигнута только если арабские страны приложат все свои усилия и отбросят на задний план все свои обвинения и претензии. Несмотря на благие намерения американцев, их ожидания не оправдались и не оправдываются и в наши дни. Но уже в начале января 2000 года переговоры были прекращены в связи с обоюдным несогласием обеих стран по ряду наиболее обсуждавшихся ими вопросов. Стороны не желали выслушивать друг друга и постоянно обменивались взаимными обвинениями, что не могло сказать положительным образом на создание почвы для какого-либо дальнейшего продвижения в переговорах.

Отношения Сирии и Вашингтона отчасти оживились в недавние годы в результате распада СССР. Это выразилось в сирийском участии в союзнической коалиции в Ираке в 1991 году, а также в решении принять участие в Арабо-Израильских мирных переговорах. Определённые законодательные инициативы США были направлены на установление разрядки в отношениях с Сирией, в частности, данные инициативы были выражены в форме оказания помощи Сирии и снятии разного рода ограничений в её отношении, в том числе экономического характера, обусловленных дальнейшими преобразованиями в политике страны. Некоторые члены американского Сената, однако, с настороженностью продолжают относиться к Сирии и в наши дни24.

Начиная с 1997 года, отношения между Сирией и её ещё недавним врагом в лице Ирака заметно улучшились. Обе страны обменялись дипломатическими миссиями и получили своё развитие торговые отношения. А в августе 2001 года сирийский премьер-министр посетил Ирак с целью укрепления дипломатических связей и заключения торговых контрактов. Объёмы торговли между странами значительно возросли, что повлекло за собой определённые последствия, далеко не благоприятные для США и Израиля. Так, Сирия спустя пару лет выступила против применения военной силы в отношении Ирака и воззвала к отмене экономических санкций против Ирака. В то же время Сирия настойчиво рекомендовала Ираку принять вполне уместную, по мнению сирийцев, резолюцию СБ ООН.
8 ноября 2002 года Сирия стала членом СБ ООН и проголосовала за резолюцию №1441 против Ирака, как одного из основных очагов напряжённости в регионе. Ирак обвиняли в неисполнении своих обязательств, в частности, в распространении оружия, благодаря которому региональные конфликты приобретали всё более чёткие очертания полномасштабных войн. Несмотря на многочисленные прогнозы, Сирия не стала выступать против данной резолюции, она даже не воздержалась. Сирийские политики позже поведали об истинной причине подобного решения. Согласно их заявлению, если бы Сирия проголосовала «за», то это допустило бы возможность военного вмешательства в Ирак, что крайне противоречит интересам Сирии, так как Ирак является для неё в большей степени союзником, чем врагом, поэтому она не намерена принимать участие в каких-либо военных действиях против своего союзника.

В 2000 году умирает президент Сирии Хефиз Асад. На смену ему приходит его сын Башар Асад, продолживший внешнеполитическую линию своего отца. Старшего Асада, пришедшего к власти в результате кровавой революции в 1970 году, мир запомнил как сдержанного расчётливого политика, который обладал неоспоримым авторитетом во всех сферах подвластных ему структур. Сирия стала ключевым региональным игроком именно благодаря нему и его всесторонне продуманной политики, как внутренней, так и внешней. Стоит особенно отметить тот факт, что именно во время правления Хефиза Асада Ливан де-факто перешёл под сирийский контроль. Данный факт не мог не вызвать негодования со стороны Израиля и США, так как последние отдавали себе отчёт в том, что теперь роль Сирии в регионе существенно возрастёт, а страна в данной связи получит ещё больше независимости. Позже американцы заявят о том, что наличие сирийских войск в Ливане несёт в себе долгосрочный дестабилизирующий эффект относительно общей обстановки в регионе25.

С приходом к власти Башара Асада ситуация в стране изменялась в той степени, в какой это было продиктовано внешними обстоятельствами. Главным из них было то, что Сирия оказалась без прикрытия со стороны СССР в связи с распадом последнего и резко дистанцировалась от новой России, перешедшей от идеологических императивов в отношениях со своими партнерами к таковым экономического характера.

Сирия осталась одна лицом к лицу с Израилем, следуя в своём отношении к этому государству в русле обычной риторики, имеющей непримиримый характер. Ливанский трек в сирийской политике придал дополнительную напряженность конфронтационному противостоянию. Ливан стал полем борьбы с Израилем, инструментом проверки его на прочность с помощью «Хезболлах» и некоторых других структур, враждебных Израилю. В результате были созданы условия для оказания на сирийский режим мощного давления со стороны Запада, в большей степени со стороны США.



Опыт правления нового президента показывает, что ему удалось утвердиться у власти во многом ценой неизбежного следования в русле исторически устоявшихся в Сирии представлений о войне, мире и дипломатии в регионе, о роли Сирии в ближневосточном урегулировании, о ее месте в системе межарабских отношений.
Установленная и получившая своё развитие ещё при отце Асада система доказала свою состоятельность и прочность даже в период разрушительного путча «братьев-мусульман» на рубеже 70–80-х годов. Эта система бесперебойно функционировала и в последующий период. Пик расцвета она пережила в тот кризисный период, и ныне всё более утрачивает действенность по мере того, как меняется обстановка вокруг Сирии, требующая большей гибкости власти и эластичности решений.
Подобная система, обслуживавшая запросы ушедшей эпохи, явно не была рассчитана на все времена и случаи и не имеет иммунитета от потрясений. В новых условиях, когда даже мягкий авторитаризм уступает место гражданским формам правления, она уже дала сбой, поскольку деформации, которым подвергалась Сирия на протяжении последних десяти лет, способны смять устоявшуюся структуру общественных отношений и подорвать устойчивость искусственно поддерживающих их несущих конструкций. Сращивание политики и бизнеса создало мощную основу влиятельности разных сегментов местного истеблишмента. При этом в указанной сфере не существует межконфессиональных различий, давно преодоленных в процессе совместной работы над наращиванием капитала практически во многих сферах бизнеса. Весомую и в то же время довольно неоднозначную роль в экономике Сирии играл Вашингтон26.
Экономические отношения между Сирией и США заметно колебались на протяжении последних 60 лет. Экономические связи между двумя странами начали развиваться после того, как Сирия обрела независимость в 1945 году, однако позже отношения ухудшились ввиду Арабо-Израильского конфликта, датируемого 1967 годом. В результате этих событий посольство США в Дамаске прекратило свою работу, поэтому экономические отношения были значительно затруднены впредь до 1974 года, когда страны возобновили дипломатические отношения вслед за заключением обязательного соглашения между Сирией и Израилем27. Помимо этого, США также оказывали Сирии экономическую помощь, преимущественно в секторе сельского хозяйства, поставляя определённые сельскохозяйственные продукты путём заключения совместного соглашения. В 1981 году были ликвидированы последние программы американской помощи Сирии. В ответ на продолжающуюся поддержку терроризма со стороны Сирии администрация Буша решила установить дополнительные торговые санкции по закону о подотчётности Сирии и независимости Ливана. Согласно данному закону в Сирию запрещалось ввозить любые товары, в которых доля американских компонентов превышала 10%, за исключением продуктов питания и сельского хозяйства. После того, как данный закон вступил в силу, экономические отношения между двумя странами начали быстро ухудшаться: американский экспорт в Сирию снизился в несколько раз, а большинство американских компаний приняло решение о ликвидации расположенных в стране компаний и прекратили инвестировать. Несмотря на вышеописанные события, Сирия продолжает оставаться объектом интересов американского бизнеса как региональный перевалочный пункт и альтернативный «экспортный коридор» для иракской нефти и газа. Но, прежде всего, сирийское правительство должно было отреагировать на всеобъемлющие проблемы, сформулированные в вышеупомянутом законе, среди которых: оружие массового уничтожения, поддержка региональных оппозиционных групп, а также дестабилизирующая политика в Ираке и Ливане. Данный закон был продиктован израильским лобби в США, которое намеревалось осуществить свои цели через своего единственного и главного союзника по региону – США. Правительство Израиля не оказывало давления на Администрацию Буша до 2003 года, так как на тот момент оно было втянуто в войну с Ираком. Но как только Багдад пал, Израиль начал настаивать на том, чтобы Вашингтон заострил своё внимание на Дамаске, который представлял угрозу для израильтян, а соответственно и для США. Шарон уверял американцев, что Асад является пособником могущественных террористических арабских группировок и тем самым дестабилизирует обстановку в регионе в целом, именно поэтому они считали необходимым оказать давление на Сирию и сменить там режим, но не своими силами, а при помощи американцев. Однако начинать войну с Сирией Вашингтон не спешил и даже после подписания данного закона всеми своими действиями показывал, что на тот момент давить на Асада было не в интересах американцев. Несмотря на то, что последние время от времени находили всё новые причины обвинять Сирию в пособничестве террористам, распространении оружия и наркотиков и дестабилизации региона, не говоря уже о публичных заявлениях относительно неправомочности сирийского режима и самого президента страны, многие подобные заявления на самом деле не предполагали реальных действий. Нерешительность Буша в сложившейся ситуации обусловлена несколькими причинами. Во-первых, сирийское правительство предоставляло Вашингтону сведения секретного характера относительно деятельности террористический группы Аль-Каеда, начиная с того момента, когда произошёл теракт 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. Во-вторых, Сирия всегда предупреждала американцев о готовящихся террористических актах в Персидском заливе. Помимо этого, сирийское правительство активно сотрудничало с сотрудниками ЦРУ. Поэтому Вашингтону было бы крайне невыгодно разрывать свои связи с Сирией и подрывать и без того напряжённую обстановку в регионе. Во-вторых, Сирия была в хороших отношениях с США до начала войны в Ираке и не представляла для американцев никакой угрозы. Если бы США воспользовались грубыми политическими методами против Сирии, не имея на это никаких причин, то данный акт перевёл бы американцев в категорию основных катализаторов нестабильности в арабских странах региона. Наконец, если бы США начали предъявлять к Сирии претензии, не имеющие под собой реальной основы, то в ответ Дамаск мог бы поддержать Ирак, что, безусловно, подорвало бы позиции американцев. Для того чтобы заняться Сирией Америке было необходимо для начала завершить войну с Ираком. Несмотря на это, Конгресс под давлением израильского лобби всё ещё пытался ускорить процесс развязывания конфликта с Сирией, но американские политики были уверены в том, что осуществление поспешных необдуманных до конца действий и, как следствие, втягивание страны в новый военный конфликт было бы крайне неразумным и нецелесообразным. Если бы в США не было бы израильского лобби, то логично предположить, что закон о подотчётности Сирии и независимости Ливана, возможно, так и не был бы принят, по крайней мере, в краткосрочной перспективе28.
На данный момент экономическая обстановка в стране значительно ухудшилась ввиду того, что разного рода массовые народные волнения впоследствии приводят к резкому спаду экономической активности, также стремительно падает поток прямых иностранных инвестиций, что, в свою очередь, в дальнейшем тормозит экономический рост в целом. Помощи со стороны Вашингтона не наблюдается ввиду большого разнообразия законодательных постановлений и исполнительных директив, запрещающих США предоставлять Сирию какую-либо помощи и содействовать данной стране в развитии торговли. В уровне торговли между Сирией и её соседями на данный момент также наблюдается значительный спад ввиду всеобщей обеспокоенности за судьбу транспортируемого через границы товара, можно говорить об отрицательном сальдо торгового баланса страны. Помимо всего прочего, имеет место набирающая обороты безработица, также подстёгнутая народными волнениями. Денег в стране становится всё меньше, счета сирийского правительства за рубежом заморожены в силу введения санкций со стороны ЕС, поэтому возможность осуществить государственное финансирование посредством зарубежных резервных фондов отсутствует. Финансирование извне, естественно, имеет место, но деньги эти предназначены для оказания помощи сирийской оппозиции, а не для того, чтобы удержать Асада у власти всеми возможными средствами. Чем больший оборот будут набирать оппозиционные силы, тем быстрее экономика страны придёт в состояние глубочайшей стагнации29.
После вторжения США в Ирак многие политологи обратили внимание на влиятельную группу стран, которые сосредоточили своё присутствие рядом с границами Сирии. Американцы буквально просочились в Ирак, а, тем временем, Израиль и Ливан одновременно представляли собой одну большую проблему для Дамаска. На данный момент Сирия нашла своё призвание в качестве беспрецедентной военной, экономической, политической силы в отношении своих ближайших соседей, которые преследуют свои внешнеполитические цели в регионе. Осуществление данных целей напрямую зависит от уровня внешнеполитического диалога и стратегического сотрудничества между обозначенными странами. Дамаск, в свою очередь, занимает стратегическую позицию и может оказать им поддержку, либо отказаться в предоставлении помощи. Как минимум, Сирии не следует отказываться от такого рода участия, чтобы не позволить негосударственным игрокам стать источником неприятностей на границах и убедить остальных политических акторов в том, что Сирия не может справиться в одиночку с возникновением такой проблемы. Разыгрывая карты в каждой из обозначенных сфер интересов, Сирия может оказать мощное влияние на другие страны региона и тем самым претворить в жизнь свои собственные цели. В данной сфере у Сирии наблюдается огромный опыт, благодаря которому она уже давно научилась защищаться от атак со стороны своих противников, если они вдруг попробуют дестабилизировать Дамаск, используя различные политические инструменты. Дабы не быть голословными, будет логично перечислить основные способы и инструменты защиты, разработанные правительством Сирии для того, что устоять перед политическими атаками разного рода. Во-первых, страна обладает значительными запасами еды благодаря реализации концепции продовольственной безопасности. Во-вторых, чтобы защитить себя от возможных колебаний валютных курсов, которые могут быть вызваны наиболее экономически могущественными странами, чтобы «ударить» по сирийской национальной валюте, Дамаск накопил более 15 миллиардов долларов США в зарубежных резервных фондах. В-третьих, помимо того, что страна сама обеспечивает себя нефтью ввиду огромных природных её запасов, она также экспортирует её за границу в значительных объёмах. В-четвёртых, несмотря на недавно созданную в стране фондовую биржу, Сирия обладает относительно сильным экономическим потенциалом для того, чтобы быть защищённой от инвестиционных манипуляций со стороны возможных конкурентов. В-пятых, большинство банков в стране являются государственными, а 80% частных банков частично принадлежат государству, что позволяет правительству проводить эффективную экономическую политику. Выше обозначенные политические и экономические преимущества позволяют Сирии достойно реагировать на любые атаки со стороны её основных противников в регионе30.
Подводя итог вышесказанному, можно со всей уверенностью констатировать, что до сих пор остались решёнными не до конца вопросы, препятствующие американцам успешно проводить в регионе свой внешнеполитический курс. К данной категорию можно отнести следующие проблемы: арабо-израильский курс мирных переговоров, проблема распространения оружия по всей территории региона и его доставка в так называемые «горячие точки», неизменная роль и влияние Сирии в Ливане, а также многие другие.

Исходя из проведённого нами исторического анализа, представляется обоснованным утверждать, что Вашингтон готов взаимодействовать с Сирией и помогать ей по ряду ключевых проблем, но лишь на условии принятия Сирией во внимание основных американских требований, связанных с уже сформулированными объектами разногласий. Вместе с тем, ряд американских дипломатов считают, что с Сирией всё же необходимо поддерживать именно дипломатические отношения, так как данная страна играет конструктивную роль на Ближнем Востоке, а также несёт ответственность за обеспечение стабильности в регионе и происходящие там события.


3. Формирование внешнеполитического курса США в отношении Сирии после 2011 года
С марта 2011 года в Сирии продолжается конфликт между властями и оппозицией. За это время в стране, по разным данным, погибли более 70 тысяч человек. Диалог оппозиции с властью должен состояться в начале июня в рамках международной конференции по Сирии, предложенной Россией и США. О своей готовности принять участие в конференции заявили основные оппозиционные силы, в том числе Национальный координационный комитет, представляющий внутреннюю оппозицию страны31.
Несмотря на то, что Вашингтон совместно с РФ выступил с инициативой относительно проведения конференции, власти США по-прежнему не изменили своего отношения к Асаду и его режиму. В Вашингтоне уверены, что у Сирии нету будущего, если Асад останется у власти32.
Обама во время пресс-конференции заявил, что ввод американских войск в Сирию не будет осуществлён, несмотря на ранние заявления об имеющихся у Вашингтона неподтверждённых данных о применении химического оружия в Сирии. США намерены рассматривать все возможные пути мирного урегулирования ситуации в Сирии33.
Недавно президент США Барак Обама принял решение о продлении введённых в 2004 году санкций в отношении Сирии34. Таким образом он дал понять, что Вашингтон намерен бороться с режимом Асада инструментами, дипломатического и экономического характера.
Обама во время своей встречи с премьер-министром Турции Эрдоганом заявил, что Вашингтон рассматривает два пути по оказанию давления на главу Сирии Асада: дипломатический и военный. Второй путь решения сирийского конфликта нецелесообразен и нереален на данный момент. Он пояснил, что США делают всё возможное для того, чтобы урегулировать конфликт между правительством Сирии и противостоящими ему силами оппозиции именно мирным путём. Однако, добавил Обама, для скорейшего разрешения сирийского конфликта усилий США недостаточно, поэтому члены мирового сообщества должны как можно активнее включаться в работу, чтобы, наконец, привести обе противоборствующие стороны к переговорному процессу. Эрдоган, в свою очередь, требует от США незамедлительных ответных действий в отношении Сирии после недавней бомбёжки приграничной с Сирией территории Турции35.

В ходе недавней пресс-конференции Обама подкрепил свою позицию по Сирии заявлением о том, что Вашингтон не склонен действовать в одностороннем порядке и намерен попытаться достичь международного консенсуса, прежде чем рассматривать возможность военного вторжения в страну36.


Некоторые аналитики считают, что военное вмешательство в Сирию может стать решающим фактором в изменении регионального баланса сил в пользу США и их союзников. Военная интервенция в Сирию без участия США представляется маловероятной. Более того, подобный сценарий развития событий не исключает возникновения серьезных рисков для безопасности граничащих с Сирией стран и несёт в себе возможность более глубокого обострения арабо-израильского конфликта. На данный момент сторонников военного вторжения в Сирию не так много.
Вывод войск США из Ирака оставил много вопросов о будущей роли и влиянии США в регионе, особенно в контексте стратегического соперничества с Ираном. Нестабильность в Сирии представляет Вашингтону возможность подорвать региональные позиции Ирана и ослабить его ключевых союзников по региону и, возможно, снизить роль Исламской Республики в арабо-израильский конфликт посредством воздействия на Хезболлу. Тем не менее, решение американцев о начале военной интервенции несёт в себе больше рисков, чем выгод. Несмотря на участие США в военной операции в Ливии, Сирию нельзя сравнивать с Ливией.
Несмотря на то, что Ливия намного больше Сирии по территории, это главным образом страна с небольшим населением и очень ограниченным военным потенциалом. Плотность насления Сирии в три раза больше, чем в Ливии, а её военный потенциал намного выше. Все эти факторы усложняют вероятность осуществления военной интервенции в Сирии, как в плане уровня потенциального военного противостояния, так и в отношении риска увеличения числа погибших среди гражданского населения.
Оппозиционные силы в Сирии не контролируют территорию и не имеют в настоящее время достаточное количество военных ресурсов в их распоряжении. Поэтому они на данный момент способны реализовывать в основном атаки молниеносного характера.
Большинство нападений со стороны Сирийской свободной армии (ССА) недостаточно скоординированы и имеют незначительную тактическую и стратегическую ценность, поэтому не представляют серьезной угрозы для лояльной режиму Асада правительственной армии. В среде оппозиционных сил Сирии имеются серьёзные разногласия относительно выбора конкретных решений для достижения целей и роли иностранной интервенции в формировании нового правительства при условии, что Асад покинет свой пост, добровольно или вынужденно.
Оппозиционные силы внутри и за пределами Сирии делятся на два блока. Представители первого готовы поддерживать политический диалог с режимом Асада, а представители второго, соответственно, не пойдут на данный шаг ни при каких условиях. Так, Сирийский национальный совет (СНС) отклонил любой диалог с Асадом. Другие группы, включая Национальный координационный совет (НКС), настроены на конструктивный диалог с властью. Подобное разделение является преградой для реализации других возможных планов по мирному урегулированию под эгидой ООН.
Представители радикального ислама, пользуясь сложившейся ситуацией, также стремятся войти в состав возможного нового правительства. Вашингтон сильно обеспокоен намерением исламистов. Приход оппозиции к власти может не соответствовать интересам США в регионе, так как подобный исход может ознаменовать поражение, а не победу.
США и их союзники, обдумывающие свои дальнейшие действия по Сирии, должны учитывать ряд ключевых военно-политических факторов, определяющих целесообразность прямого или косвенного вмешательства во внутренние дела Дамаска.
Военные силы Сирии имеют ряд качественных ограничений, в частности, с точки зрения современного оружия, боеготовности и опыта ведения боевых действий. Тем не менее, в связи с обеспокоенностью возможной атаки Израиля в отношении Ирана правительственные войска вынуждены быть более бдительными и готовы вступить в бой. Для этого необходимо приобрести современные эффективные зенитные ракеты и обновлённые системы ПВО, предназначенные для противодействия воздушным атакам. Поддерка Хезболлы и наличие у Сирии ракет дальнего диапазона, химического и боилогического оружия представляют для Вашингтона и союзников серёзную преграду на пути к инициированию военных действий.
Сирийская свободная армия среди всех представленных оппозиционных блоков (ССА) играет важную роль в противостоянии с правительственными войсками, однако её численность, структурные ограничения, преимущественно суннитский характер и пока ещё незначительный наступательный потенциал не представляет опасности для правительственной армии. Вполне вероятно, что слабые стороны сирийской оппозиции будут использованы Асадом для последующего расчленения основных сил оппозиции на более мелкие и небоеспособные подразделения, действия которых не будут согласованы.
Внутренние разногласия в Сирии на религиозной почве были всегда, но правительство Асада за годы нахождения у власти научилось минимизировать их и не выводить данную проблему на международный уровень. Несмотря на данные разногласия, население Сирии осознаёт, что смена власти в стране может привести к неоднозначным последствиям для их жизни.
Учитывая относительно высокую плотность населения Сирии и его непосредственную близость к гражданским и военным центрам, маловероятно, что авиаудары в пределах или вблизи крупных городских центров приведут к уменьшению числа погибших, как со стороны сторонников режима Асада, так и со стороны его противников.
В целях сдерживания своих региональных и международных оппонентов Асад может прибегнуть к использованию биологического и химического оружия, а также баллистических ракет. Подобный сценарий развития событий несёт в себе катастрофические последствия не только для Сирии, но и для всего региона в целом.
В случае дальнейшего обострения сирийского конфликта нет никакой уверенности в том, что побочные эффекты могут быть локализованы. Ливан, Иордания и Ирак подвержены нестабильности так же, как Израиль и Турция. Масштабное противостояние между суннитами и шиитами, приостановление переговорного процесса по арабо-израильскому конфликту и установление нового баланса сил в регионе приведёт к всеобъемлющей дестабилизации региона.
Решение об осуществлении военной интервенции в Сирии заставит Иран и Хезболлу предпринять ответные меры и оказать совместное давление на Израиль, чтобы сдержать США и их союзников. Члены СБ ООН в лице России и Китая попытаются не допустить интервенции и будут всячески препятствовать принятию соответствующей резолюции.
Учитывая широкий круг возможных рисков, США и их союзники должны тщательно взвесить потенциальные затраты и непредвиденные последствия военного вмешательства в Сирию37.
Для Вашингтона открытая и конструктивная дипломатия является ключевым фактором по взаимодействию с Россией и Китаем по вопросам возможной смены правительства в Сирии. Координация с Саудовской Аравией, Турцией и другими дружественными США государствами позволит совместными усилиями понизить напряжённость на приграничных с Сирией территориях.
Если США будут стремиться выстроить политическое решение по Сирии в одиночку, они не только потеряют поддержку России и Китая, но и вряд ли будут в состоянии поддерживать Турцию и Саудовскую Аравию. В целях избежания неблагоприятного исхода конфликта Вашингтону необходимо иметь поддержку всех своих партнеров. Соединённые Штаты могут максимизировать вероятность мирного исхода при условии всестороннего сотрудничества с другими ведущими странами региона и мира.
В лучшем случае, на смену режиму Асада придут демократические силы, представленные суннитами. Такой исход является более благоприятным для внешней политики США и стран Персидского залива во главе с Саудовской Аравией. В то же время стратегические отношения с Ираном и Хезболлой будут подорваны. В худшем случае, гражданская война в Сирии приобретёт более обострённый характер, который, в свою очередь, может способствовать активизации военных действий между Саудовской Аравией и Ираном. Не вызывает сомнений, однако, тот факт, что при любом развитии событий, региональная роль Сирии была серьезно ослаблена. Стране потребуется много времени, чтобы стабилизировать свою экономику и сформировать новую политическую систему38.
Известный российский политолог и арабист Г.И. Мирский отмечает, что лидеру Сирии Башару Асаду придётся так или иначе покинуть свой пост ввиду того, что режим Асада уже стратегически проиграл войну. Также эксперт уверен, что чем дольше будет продолжаться война, тем более сильные позиции займут исламистские экстремисты и джихадисты, а также стронники «Аль-Каиды», «Талибана» и других террористических группировок. В случае прихода исламистов к власти алавиты, шииты, курды и христиане подвергнутся целенаправленному религиозному гнёту и дальнейшему изгнанию с террритории Сирии39. Более того, считает эксперт, на Барака Обаму обрушится шквал критики со стороны республиканской партии в случае прихода к власти в Дамаске после ухода Асада людей, которые ещё несколько лет тому назад убивали американских солдат в Ираке и следуют заветам Усамы бен Ладена, объявившего джихад Соединённым Штатам40.
Представители администрации США с осторожностью относятся к предложениям со стороны некоторых членов Конгресса о создании ограниченной бесполетной зоны на севере Сирии, где можно будет разместить зенитно-ракетные комплексы Patriot и современные зенитные орудия. Комплексы Patriot и американских военных необходимо будет перевести почти к турецко-сирийской границе, что поставит под угрозу американских и турецких солдат. Поэтому этот вариант считается более сложным и рискованным, чем некоторые другие варианты, предложенные в Конгрессе41.
Прекращение кровопролития в Сирии возможно, если Запад откажется от своей позиции по будущему Сирии без Асада. Асад уже официально заявлял о том, что никуда со своего поста уходить не собирается, однако он сознаёт, что растущее внутри страны напряжение оставляет ему мало шансов на успех, даже при поддержке Ирана и Хезболлы42.
На данный момент затруднительно предсказать дальнейшие действия Вашингтона, тем не менее ясно, что военная интервенция маловероятна, так как данное решение может привести к катастрофическим последствиям для региона, США и его союзников в лице Израиля, Катара и Саудовской Аравии.
Рано или поздно Асад будет вынужден если не окончательно покинуть свой пост, то сформировать новое правительство, в состав которого войдут представители оппозиционных сил. Пока не ясно, будет ли страна разделена на части, однако такой возможности исключать также нельзя.
Текущая позиция Вашингтона относительно Сирии будет изменяться по мере прояснения будущего политического устройства страны. Сейчас для США главное – не допустить возможности прихода к власти радикальных исламистов, которые перечеркнут все планы американцев по восстановлению своего имиджа и роли в регионе, а также подорвут позиции Израиля в его противостоянии с арабскими странами, в особенности с Ираном.


Заключение
Подводя итоги и обозначая выводы проделанной нами работы, прежде всего, следует отметить, что политика США в отношении арабского мира с приходом к власти администрации Обамы стала более мягкой, о чём говорят основные положения в заявлениях президента США к арабским странам. Стоит также отметить решения и действия американцев, которые осуществляются в согласовании с ведущими международными организациями и странами мира.

Политику Вашингтона в регионе в целом можно назвать провальной, теперь он играет второстепенную роль в регионе, но сдаваться не собирается. Именно поэтому, несмотря на публичные высказывания Обамы о применении более жёстких санкций против Сирии, американцы, используя различные ресурсы и механизмы, стараются урегулировать свои отношения с ключевыми региональными игроками и по совместительству основными врагами союзника США - Израиля. В нашем случае это Сирия и Иран, которые при возникновении конфликтов или проблем иного рода, всегда встают на защиту друг друга, и, скорее всего, будут и дальше так поступать в случае возникновения всевозможных угроз.

Что касается одной из широко распространённых версий относительно причин, вызвавших народные восстания и, как следствие, вооружённые столкновения мятежников с правительственной армией, в данном случае неразумно выдвигать поспешные выводы. Представляется обоснованным утверждать, что Вашингтон в большинстве своём не причастен к развязыванию конфликта в Сирии в силу наличия в данной стране множества внутренних проблем, за исключением тех, которые относятся к категории религиозных. Именно нерешённость большинства из них и стала одной из давно назревших причин к организации антиправительственных митингов.

Демократические реформы, к которым взывает сирийский народ, так и не получили должного развития. Ссылаясь на это, американцы получили предлог очередного вмешательства во внутренние дела страны. США одобрили бы решение Дамаска встать на путь социально-экономических преобразований как верных предвестников грядущей демократизации, и не стали бы применять меры силового воздействия на правительство страны, но на протяжении нескольких десятилетий этого, к сожалению, так и не произошло. Как следствие, претензии к Сирии пошли бы на спад, а сама страна получила бы немало преимуществ, попутно расставаясь с неотъемлемым для неё на данный момент историческим прошлым. Безусловно, нельзя не сказать о том, что американцы недовольны не только политическим устройством Сирии, но и её внешнеполитическим курсом, направленным на ослабление Израиля, усиление контроля над Ливаном и оказание помощи и поддержки Ирану. США не могут оставить без особого внимания Сирию и Иран в силу плана по восстановлению имиджа и роли в регионе, а также в силу постоянного взаимодействия с Израилем. В интересах Вашингтона ослабить Сирию и Иран, но пока это не представляется возможным по обозначенным в работе причинам. Союз двух этих стран достаточно прочный, несмотря на возможный разрыв в отношениях в случае прихода к власти представителей суннитов. Сирия и Иран вместе оказывают огромное влияние на Израиль и всячески препятствуют развитию и продвижению в регионе данной страны, поэтому американцам приходится считаться с врагами своего союзника и в то же время отстаивать его интересы. Можно с уверенностью заявить, что Израиль является для Вашингтона долгосрочным драйвером его политики, в то время как Сирия играет роль краткосрочного. Разногласий между странами региона и возрастающих угроз, таких как ядерная программа Ирана, великое множество, и со временем их становится всё больше, а, значит вести сбалансированную политику в регионе для американцев будет всё затруднительнее.

В среднесрочной перспективе имидж США в регионе будет только ухудшаться, а враждебность по отношению к ним расти.
Американское влияние в регионе идёт на спад и, скорее всего, будет ослабевать по мере трансформации гражданского конфликта в Сирии в региональный, а также по мере возрастания роли исламистов в политической жизни стран региона.
Смена приоритетов в военно-политическом курсе США может произойти уже после очередных президентских выборов.

Список использованной литературы и источников:
1) Игнатенко А. А. Арабский мир захлестнули "майданные" революции http://www.ng.ru/scenario/2011-04-27/12_revolution.html

2) Премьер-министр Туниса сформировал новое временное правительство



http://ria.ru/arab_tn/20110307/343456696.html

3) Маргарита Кислова. Алмазы и золото нашли в тайниках свергнутого президента Туниса



http://ria.ru/world/20110220/336462515.html

4) Суд Туниса приговорил экс-президента к 15 годам за хранение оружия



http://ria.ru/arab_tn/20110704/397367750.html

5) Мубарак вслед за женой отказался от имущества в пользу государства



http://ria.ru/arab_eg/20110517/375947754.html

6) Страны НАТО договорились обеспечивать бесполетную зону над Ливией



http://ria.ru/arab_war/20110325/357595774.html

7) Яковина Иван. Без бин Ладена



http://www.lenta.ru/articles/2011/03/01/qaeda1/

8) Долгов Б.В. Динамика «арабской весны»: переходный этап // М.: ЦСПИ; ИВ РАН, 2013, стр. 1-20



http://www.ivran.ru/publications/sci-works/228

9) Маргелов считает правильным стремление президента Сирии к реформам



http://ria.ru/arab_analytics/20110401/360123717.html

10) Ирак выступил против военного вторжения в Сирию



http://www.rosbalt.ru/main/2012/03/28/962670.html

11) Иран отправил в Сирию 40 тонн гуманитарной помощи



http://ria.ru/arab_sy/20120315/595762667.html

12) Сирийский конфликт развивается по ливийскому сценарию



http://ria.ru/analytics/20111113/487632341.html

13) Ключевые события гражданского конфликта в Сирии



http://ria.ru/spravka/20130314/927078231.html

14) Китай призывает все стороны конфликта в Сирии принять план Аннана



http://ria.ru/arab_sy/20120328/608109670.html

15) Генсек ООН: Мир должен объединиться, чтобы разрешить конфликт в Сирии



http://ria.ru/arab_sy/20120320/600677033.html

16) Россия и Китай наложили вето на резолюцию Совбеза ООН по Сирии http://www.ria.ru/arab_sy/20120204/556983069.html

17) НАТО не намерено вмешиваться в ситуацию в Сирии, подтвердил Расмуссен

http://ria.ru/arab_sy/20120326/606497203.html

18) США не планируют интервенцию в Сирию, подтвердили в Сенате http://ria.ru/arab_sy/20120308/589810719.html

19) Б.Асад: В случае атаки НАТО Сирия ударит по Израилю

http://top.rbc.ru/politics/05/10/2011/618682.shtml

20) Дестабилизация Сирии позволит США смягчить негатив арабских революций http://ria.ru/arab_analytics/20110402/360415054.html

21) Королевская А.И. Об эволюции подходов сирийских «Братьев-мусульман» и перспективах их закрепления у власти в свете антиасадовского протестного движения // Институт Ближнего Востока – 18 января 2012 года

http://www.iimes.ru/rus/frame_stat.html

22) Эпштейн Алек Д. США и Израиль в изменяющейся системе региональных отношений на Ближнем Востоке // Проблемы и перспективы урегулирования на Ближнем Востоке. М.: ЦСПИ; ИВ РАН, 2010, стр. 120-143 http://www.ivran.ru/publications/sci-works/228

23) Долгов Б.В. Динамика «арабской весны»: переходный этап // М.: ЦСПИ; ИВ РАН, 2013, стр. 1-20

http://www.ivran.ru/publications/sci-works/228

24) Alfred B. Prados. Syria: U.S. Relations and Bilateral Isssues // Issue Brief for Congress, 2003. http://fpc.state.gov/documents/organization/17341.pdf

25) Там же. Alfred B. Prados. Syria: U.S. Relations and Bilateral Isssues // Issue Brief for Congress, 2003. http://fpc.state.gov/documents/organization/17341.pdf

26) Филоник А.О., Исаев В.А. "Сирия: политическая эволюция и потенциальные угрозы", Сборник "Ближний Восток и современность". Выпуск 31. М., ИБВ, 2007, 326 стр., тираж 800 экз. – стр. 165-193.

27) U.S. relations with Syria // U.S. Department of the State fact sheet. – 2012

http://www.state.gov/r/pa/ei/bgn/3580.htm

28) John J. Mearsheimer And Stephen M. Walt. The Israel Lobby And U.S. Foreign Policy. – 2006, p. 35-40



http://johnmearsheimer.uchicago.edu/pdfs/A0040.pdf

29) Щегловин Ю.Б. Ситуация в Сирии. Часть 2 // Институт Ближнего Востока – 20 февраля 2012 года



http://www.iimes.ru/rus/frame_stat.html

30) Abdel Nour. Syria’s Role in The Peace Process in The Middle East. Is Syria The Center Of The World? – Проблемы и перспективы урегулирования на Ближнем Востоке, 2010, стр. 149-160



http://www.ivran.ru/attachments/122_middle_east_2010.pdf

31) Вице-премьер: силы оппозиции примут участие в конференции по Сирии http://ria.ru/arab_riot/20130514/937174775.html

32) США не меняли своей позиции и считают, что Асад должен уйти

http://ria.ru/arab_sy/20130508/936547868.html

33) Ввода американских войск в Сирию не будет, заявил Обама http://ria.ru/arab_riot/20130504/935767853.html

34) Обама продлил действие санкций в отношении Сирии http://ria.ru/arab_sy/20130507/936345563.html

35) Obama: U.S. preserves diplomatic, military options on Syria // Reuters



http://www.reuters.com/article/2013/05/17/us-usa-syria-turkey-idUSBRE94F15H20130517

36) U.S. sets hurdles to intervention in Syria // The Wall Street Journal. – 2013 http://online.wsj.com/article/SB10001424127887323982704578454940008959514.html?mod=WSJEurope_hpp_LEFTTopStories

37) Nerguizian Aram. Instability in Syria: Assessing the Risks of Military Intervention // Center for Strategic and International Studies (CSIS). - 2011, p. 1-35

http://csis.org/publication/instability-syria

38) Nerguizian Aram. The Crisis in Syria // Center for Strategic and International Studies (CSIS). – 2012



http://csis.org/publication/crisis-syria

39) Г.И. Мирский. «Арабская весна» - туман и тревога // Россия в глобальной политике. – 2013



http://www.globalaffairs.ru/number/Arabskaya-vesna--tuman-i-trevoga-15957

40) Г.И. Мирский. Сирия: конец туннеля приближается, но света не видно // Блог радио «Эхо Москвы». – 2012



http://www.echo.msk.ru/blog/georgy_mirsky/979390-echo/

41) Ignatius David. Why Obama remains cautious about Syria // The Washington Post. – 2013



http://www.washingtonpost.com/blogs/post-partisan/wp/2013/04/26/why-obama-remains-cautious-about-syria/

42) Rajan Menon. How to end the war in Syria // The National Interest. – 2013



http://nationalinterest.org/commentary/how-end-the-war-syria-8362

1 Игнатенко А. А. Арабский мир захлестнули "майданные" революции

http://www.ng.ru/scenario/2011-04-27/12_revolution.html


2 Премьер-министр Туниса сформировал новое временное правительство http://ria.ru/arab_tn/20110307/343456696.html
  1   2


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница