Политическая система общества



страница1/9
Дата09.05.2016
Размер1.25 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

  1. Формы политических систем и типология государств

1.

Политическая система общества - это определение организованной на единой нормативно-ценностной основе совокупности взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти и управлением обществом. Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения властвующих групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчиненных, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений - государственных и иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества. Понятие политическая система обозначает характерные для определенного общества структуры политической деятельности и отношений и типы политического процесса.



Понятие политической системы носит многоаспектный характер. Тем и объясняется неоднозначность подходов в его анализе. Так, если рассматривать систему в институциональном плане, то ее можно свести к совокупности государственных и негосударственных институтов и норм, в рамках которых проходит политическая жизнь данного общества. В другом варианте подчеркивается властный аспект политической системы и ее определение связывается главным образом с узаконением государственного принуждения как средства регуляции взаимоотношений между людьми. В третьем - политическую систему рассматривают как систему авторитарного (при помощи власти) распределения ценностей в обществе. Каждый из названных подходов будет корректным при условии конкретного указания аспекта определения понятия.
Формы политических систем (режимов)
Типы политических систем по Платону:

  1. монархия – справедливая власть одного человека;

  2. тирания – несправедливая власть одного человека;

  3. аристократия – справедливая власть меньшинства;

  4. олигархия – несправедливая власть меньшинства;

  5. демократия – справедливая власть большинства;

  6. тимократия – несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии

Демократия, по Платону, обычно вырождается в тиранию, олигархию или тимократию. Самыми справедливыми системами поэтому являются аристократия и монархия.
Анархия (безвластие)– 1. отсутствие власти; 2. свобода от принуждения 3.свобода ассоциаций 4.взаимопомощь 5.разнообразие

Омниархия – форма анархии; все правят всеми; разрешена агрессия против других людей.

Автократия (диктатура, тирания, абсолютная монархия, деспотия)

Деспотия (деспот – глава семьи) - сконцентрирована в руках абсолютного правителя или узкой группы лиц, которые в праве свободно распоряжаться судьбой своих подданных.

Тирания - форма государственной власти, установленная насильственным путём и основанная на единоличном правлении.

Диктатура - не ограниченная власть) — осуществление власти в государстве не демократическими методами. Разновидности: военная диктатура; диктатура пролетариата.

Тоталитаризм — политический режим, характеризующийся крайне широким (тотальным) контролем государства над всеми сторонами жизни общества. Примеры: Сталин, Гитлер, Муссолини, Франко, Ким Ир Сен, Ниязов-туркменбаши.

Авторитаризм характеристика особых типов недемократических режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан (абсолютная монархия; власть олигархии (плутократии) в России; Аргентина при Перроне; Филиппины при Маркосе).
Демократия (имитационная, либеральная, представительная, прямая)

Прямая демократия - фoрма политической организации общества, при которой основные решения принимаются непосредственно гражданами.

Формы прямой демократии:

  • Референдум - всенародное голосование по тем или иным вопросам общественно-политической жизни, инициированное гражданами;

  • Законодательная инициатива граждан;

  • Встречное предложение - право определенного количества граждан выдвигать альтернативное предложение в контексте процедуры законодательной инициативы или референдума;

  • процедура досрочного отзыва депутатов.

Плебисцит – голосование, инициированное властными структурами – к прямой демократии отношения не имеет.

Представительная (репрезентативная) демократия — форма государственного устройства, при которой основным источником власти признается народ, но управление государством делегируется различным представительным органам (в основном выборными методами).

Имитационная демократия, или иначе управляемая демократия, манипулируемая демократия, декоративная демократия, квазидемократия, псевдодемократия— форма устройства политической системы государства, при которой, несмотря на формально демократическое законодательство и формальное соблюдение всех выборных процедур, фактическое участие гражданского общества в управлении государством и влияние общества на власть (обратная связь) мало или минимально (СССР).

Либера́льная демокра́тия (или полиа́рхия) - является формой общественно-политического устройства — правовым государством на основе представительной демократии, в котором воля большинства и способность избранных представителей осуществлять власть ограничены во имя защиты прав меньшинства и свобод отдельных граждан («равенство возможностей).

Изократия – все граждане имеют одинаковое политическое значение (древнегреческие полисы)

Демархия – гипотетическая система в которой управление осуществляется избранными по жребию («демократия без выборов»)
Прочие системы

Аристократия – власть благородных (Венеция – аристократическая республика)

Олигархия (власть немногих) - форма правления государством, при которой власть сосредоточена в руках узкого круга лиц (олигархов) и соответствует их личным интересам, а не всеобщему благу.

Охлократия (власть толпы) - вырожденная форма демократии, основанная на меняющихся прихотях толпы, постоянно попадающей под влияние демагогов.

Плутократия (власть богатых) - решения правительства определяются мнением не всего народа, а влиятельного класса богатых людей.

Теократия (или теократическая монархия) - (Иран, Саудовская Аравия, Ватикан, Афон (Греция), религиозные коммуны (госпитальеры), ламаизм (Тибет).

Технократия - социально-политическое устройство, при котором общество регулируется компетентными учёными и инженерами исходя из принципов научно-технической рациональности.

Критократия – власть судей (библейский Израиль (книга судей); средневековая Сардиния)

Клептократия (от др.-греч. κλέπτειν — воровать, κράτος — господство, власть, буквально «власть воров») — идеологическое клише, обозначающее такой политический режим, при котором основные государственные решения мотивированы, в первую очередь, непосредственной материальной заинтересованностью узкой группы лиц, эти решения принимающих. Для клептократии характерна коррупция, лоббизм и пренебрежение выполнением долгосрочных целей.

Наркоклептократия – власть, основанная на торговле наркотиками (Панама).

Корпоракратия (власть корпораций») — форма правления государством или политическая система, при которой власть осуществляется через могущественные и богатые компании.

Меритократия (букв. «власть достойных», от лат. meritus — достойный и греч. κρατος — власть, правление) — принцип управления, согласно которому руководящие посты должны занимать наиболее способные люди, независимо от их социального и экономического происхождения.

Антропологи выделяют 4 типа политических систем, два из которых децентрализованные и 2 – централизованные.
Децентрализованными являются: род и племя.

Централизованными:



  1. Вождество - Автономная политическая единица, включающая в себя несколько деревень или общин, объединенных под постоянной властью верховного вождя» (Carneiro 1981: 45). Вождество также определяется как «промежуточная форма политической структуры, в которой уже есть централизованное управление и наследственная иерархия правителей и знати, существует социальное и имущественное неравенство, но ещё нет формального и тем более легализированного аппарата принуждения и насилия

  2. Государство


Формы государственного устройства:

Унитарное государство (лат. unitas— единство)— форма государственного устройства, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования;

Федера́ция (лат. foederatio — объединение, союз) — форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определенной политической самостоятельностью и самодеятельностью.

По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют симметричные и асимметричные федерации. В первых субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Эфиопия, США), во вторых — конституционно-правовой статус субъектов различен (Индия, Бразилия, Россия).



Конфедера́ция — форма государственного устройства, при которой объединившиеся государства, сохраняя суверенитет полностью и значительную независимость, передают часть своих властных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий. Примеры: Швейцария (до 1848 г.), Конфедеративные Штаты Америки (1861-1865) – южные штаты, Европейски Союз.
Типология государств

Монархия – форма правления, при которой власть принадлежит одному лицу и обычно передается по наследству. В современном мире 33 монархии, из них 15 королевств (остальные – гецогства, княжества и т.п.)

Абсолютная монархия - вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти юридически и фактически находится в руках монарха.

Конституционная монархия — монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией. При конституционной монархии реальная законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная— правительству. Разновидности конституционной монархии – парламентская и дуалистическая монархии.

Парламентская монархия – конституционная монархия, в которой монарх выполняет свои функции чисто номинально. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства.

Дуалистическая монархия - конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширные властные полномочия.

Монархия сословно представительная - форма феодального государства, при которой наряду с относительно сильной королевской властью, существует сословно-представительное собрание, обладающее совещательными, финансовыми, а иногда и некоторыми законодательными функциями. Примеры: Генеральные Штаты (Франция и Нидерланды), Земский собор (Россия), Рейхстаг (Священная Римская империя), Генеральные Кортесы (Испания).

Диархия (двоевластие) – государство возглавляют 2 монарха; иногда термин используется и для обозначения дуумвирата (2 правителей – не монархов). Пример: Петр 1 и Иван 5 в России (1682-1996).
Республика – (лат. res publica, «общественное дело») - это форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (но не всегда) на определённый срок). В современном мире 132 республики.

Парламентская республика - характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несёт всю полноту ответственности за свою деятельность.

Президентская республика – президент обладает высокими полномочиями.

Смешанная республика – гибрид парламентской и президентской.С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право один раз распустить парламент и назначить внеочередные выборы (вновь избранный парламент не может быть распущен в течение конституционно определенного срока).

2. Глава государства и исполнительная власть
Главой государства является человек или коллективный орган, являющийся верховными представителем государства. В некоторых случаях глава является и руководителем исполнительной власти (США), в некоторых – имеет только представительские функции (Германия).

В различных системах государств может являться главой судебной и законодательной власти, а также руководит вооруженными силами (США, Канада, Россия).

Иногда за главой закреплены права:


  • помилования;

  • возведения в дворянское достоинство.

Т.о. существует 4 системы, в которых глава государства выступает в качестве:

  • Декоративной и символической фигуры (король Швеции, император Японии, президент Германии, Ирландии, Греции, Израиля);

  • Парламентская система – глава обладает исполнительной властью, но эта власть ограничена парламентом и кабинетом (Вликобритания);

  • Президентская или имперская система – глава обладает почти всей полнотой исполнительной власти (США; Белоруссия, Китай, аргентина, Бразилия);

  • Полу-президентская система – глава делит властные полномочия с премьер-министром (Франция и Германия в начале ХХ века; современная Россия).

Примеры существования коллективного органа во главе государства:

  • Дуумвират – 2 римских консула; диархия;

  • Триумвират – римская империя (1 - Цезарь, Помпей, Красс; 2 - Октавиан, Антоний, Маркус Лепидус);

  • Децемвират (10 правителей) – Рим (5 век до Р.Х.);

  • Директория (Фр. революция) – 5 правителей;

  • Кондоминимум – территория, которой управляют два или более правителя, не деля ее на национальные зоны (Андорра, два князя – президент Франции и епископ Ургеллский (Испания)).

  • Федеральный совет Швейцарии – 7 министров, явл. Главой государства.

В Британском содружестве роль главы государства официально принадлежит английской королеве, которая делегирует власть назначаемым ею генерал-губернаторам (Канада, Австралия, ямайка, Барбадос и др.).

В случае если глава, по каким либо причинам не в состоянии выполнять свои обязанности, то в монархии его заменяет регент и регентский сове; в республике – вице-президент, глава правительства или парламент.

В теократических государствах, власть главы, как правило инициируется как божественная власть: египетский фараон, верховный инка, папа римский, гроссмейстер рыцарского ордена, халиф, султан, имам, шейх, далай-лама).

Российские титулы - царь (Цезарь) и король (Карл Великий).

В городах-государствах роль главы выполняли городские магистраты: мэр, бургомистр, гонфалоньер (знаменосец, Флоренция); подеста (Италия), дож (Венеция и Генуя), штатгальтер (Нидерланды).

В уникальных случаях глава государства принимает титул лидера на национальном языке: фюрер (Германия). В КНДР Ким Ир Сен получил титул «вечный президент».


Исполнительная власть (правительство; Кабинет) - высший коллегиальный исполнительный орган, осуществляющий руководство государственным управлением.

Основная задача правительства - проводить в жизнь законы, принятые высшим законодательным органом государства (парламентом).

Правительство состоит из членов правительства (миниcтров) и возглавляется главой государства (президентом) или премьер-министром (председателем правительства, канцлером, председателем совета или кабинета министров). В федеративных государствах существует центральное (федеральное) правительство и правительства входящих в состав федерации государственных образований.

Коалиционное правительство — правительство, созданное из представителей нескольких партий, которое, как правило, функционирует на основе коалиционного договора.

Порядок формирования органов исполнительной власти в разных странах неодинаков. В странах с парламентской формой правления правительство обычно формируется из представителей победившей на выборах в парламент партии или коалиции. Если ни одна из партий не набрала большинства, то становятся необходимыми коалиционные переговоры между партиями, по итогам которых либо формируется правительство, либо (при неуспехе переговоров) проводятся новые парламентские выборы.

В рамках президентской формы правления структура федеральных органов исполнительной власти предлагается Председателем Правительства и утверждается Президентом. Конституция РФ наделяет федеральные органы исполнительной власти правом создавать (помимо центрального аппарата) свои территориальные органы в субъектах Федерации.



Премьер-министр фактически является главой государства в конституционных монархиях (Великобритания, Япония, Нидерланды и др.), а также в парламентских республиках (Германия (бундесканцлер), Франция, Турция, Финляндия).

Министерство - орган государственного управления отдельной сферой деятельности. Министерства возглавляются министрами. В разных странах существуют различные министерства, но некоторые существуют в подавляющем большинстве стран (министерства обороны, иностранных дел, финансов, здравоохранения и пр.). В США министерства именуются департаментами; в Гонконге – бюро, Мексика – секретариат. В России в разные времена именовались приказы, коллегии, наркоматы.

Министр без портфеля - должностные лица - члены правительства, не руководящие министерствами, но выполняющие отдельные поручения премьер-министра и имеющие право решающего голоса на заседаниях правительства. В настоящее время существуют во многих странах (например, лорд – хранитель печати в Англии).
3. Законодательная власть и партийная система
Парламент (от. фр. парле – говорить) - общее название высшего представительного и законодательного органа (легислатуры) в демократических государствах. Парламент считается представительным органом, то есть представляющим волю населения. Это качество парламента вытекает из способа его формирования - путем всеобщих выборов. В современных государствах парламенты, как правило, наделены властью принимать законы, в той или иной мере формировать и контролировать исполнительную власть (например, выносить вотум недоверия правительству и осуществлять процедуру импичмента президенту).

Парламент может состоять из одной (уникамерализм) или двух палат (бикамерализм). Также существовали системы из 3 палат (трикамерализм), 4 (тетракамерализм). В общем случае система из нескольких палат именуется мультикамералистской.

Ранее в ЮАР было 3 палаты (палата ассамблеи (для белых); палата представителей (для цветных или мулатов); палата делегатов (для азиатского происхождения).

3-палатный парламент существовал в Венесуэле (19 век): палата трибунов, сенат и палата цензоров.

Примеры 4-х палатного парламента – Финляндия во времена когда она была частью Российской империи; Швеция - 19 век (палаты: крестьяне, горожане, духовенство, аристократы).

В советской Югославии действовало 5 палат.

В двухпалатном парламенте, как правило, одна из палат является верхней, вторая - нижней. Одна из палат избирается народом. Примеры однопалатного парламента – Верховная Рада (Украина), Риксдаг (Швеция).

Например: Великобритания – Палата лордов (верхняя) и Палата общин (нижняя); Россия – Совет Федерации и Государственная дума; Германия – Бундесрат и Бундестаг; США – Сенат и Палата представителей.

Смысл разделения парламента на две палаты в том, что в этом случае законопроекты, инициируемые и принимаемые нижней палатой, должны быть также одобрены и верхней палатой, которая, как правило, в большей степени склонна занимать позиции, близкие правительству.

В СССР действовали 2 равноправные палаты Верховного Совета: Совет Союза и Совет национальностей.

Члены парламента называются депутатами (нижняя палата) и сенаторами (верхняя). Обычно в парламент входят 300-500 депутатов, но число их может быть различным (от нескольких десятков до 2 и более тыс). Крупенейший парламент мира - Национальный народный конгресс (Китай) – более 2,8 тыс. депутатов.

В 1957 г. основан Европейский парламент; с 1979 г. выборы в него осуществляются населением.

Нижняя палата и однопалатный парламент переизбираются целиком. К верхней палате часто применяется принцип ротации: сенаторы избираются на более длительный срок и палата обновляется по частям (в США на 6 лет с обновлением на 1/3 через два года, во Франции на 9 лет с обновлением на 1/3 через три года).

К внутренним органам парламента относятся партийные фракции (парламентские партии, депутатские клубы и др.). Они объединяют депутатов, которые принадлежат к одной партии (избирательному объединению, блоку партий) или к нескольким, близким по своим программам.

Важную роль в парламенте и его палатах играют постоянные комитеты и комиссии. Создаются объединенные комитеты палат, комитеты парламента, комиссии (комитеты) палат. Число их различно и часто меняется. В однопалатном парламенте Израиля 9 комитетов, в палате общин Великобритании 15 специализированных комиссий, в нижней палате конгресса США - 22, а в сенате - 16 и т.д.
Политическая партия — имеющее устойчивую структуру и постоянный характер деятельности независимое общественное объединение, выражающее политическую волю своих членов и сторонников, ставящее своими задачами участие в определении политического курса данного государства, в формировании органов (в т.ч. представительных) государственной власти и управления.

Политические партии нередко ассоциируются с политическим спектром. В одном из них (часто упоминается при описании политических партий Испании, Италии и т. п.) «левыми» именуются сторонники радикальных перемен, а «правыми» — консерваторы и основоположники идеи сохранения традиций. Более распространена шкала, в которой «левыми» считают социал-демократов, социалистов и коммунистов (ультралевые), а «правыми» — либералов, консерваторов и фашистов (последние также иногда именуются ультраправыми). К центристским партиям относят те, которые поддерживают список правил, относящихся к разным частям политического спектра. В большинстве партий существуют фракции, поддерживающие взгляды, несколько отличающиеся от официальной политики партии.

Во всём мире политические партии ассоциируют себя с теми или иными цветами (по большей части затем, чтобы выделяться на выборах). Красный, как правило, является цветом левых партий: коммунистов, социалистов и т. п. Цвета консервативных партий — синие и чёрные. Исключение: в США цвет республиканской партии — красный, а демократической — синий.

Розовым обычно отмечаются «терпимые» социалисты, жёлтый — цвет либерализма. Зелёный ассоциируется с зелёными (выступающими за защиту окружающей среды) и исламистскими партиями. Оранжевый — цвет национализма. Пурпурный считается цветом монархии (как и белый), но редко используется современными политическими партиями. Коричневый и чёрный обычно связываются с фашистскими и неонацистскими партиями.

В разных странах существуют разные подходы к организации работы политических партий. В России и многих других странах существует фиксированное членство, в то же время в США фиксированного членства в партиях нет. В России структура партии строится по примерно одинаковой системе на трех уровнях — партия (центральный комитет) — региональные отделения — местные отделения. На уровне самой партии высшим органом является съезд, который формирует постоянно руководящие органы, на уровне региона — собрание (конференция) и руководящие органы регионального отделения.

Системы партий:


  1. Беспартийные;

  2. Однопартийные;

  3. Система с правящей партией (Россия (Единая Россия), Япония (Либерально-демократическая партия) и др.;

  4. Двухпартийные;

  5. Многопартийные.


4. Избирательная система
Избирательная система (система голосования)- порядок формирования выборных (представительных) органов государства.

Мажоритарная избирательная система - система выборов, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются. Различают мажоритарные системы абсолютного, относительного и квалифицированного большинства.

Система относительного большинства - избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов, то есть больше голосов, чем любой из его соперников. Она результативна: единственный случай, когда результата может не быть, это получение одинакового наибольшего числа голосов двумя или более кандидатами. Такие случаи достаточно редки, и законодательным разрешением ситуации обычно бывает жребий. Такую систему применяли в качестве единственной для выборов какой-либо палаты парламента (или обеих палат) 43 государства, в том числе США и ряд государств - членов британского Содружества наций.

Система абсолютного большинства - От только что рассмотренной системы она отличается тем, что требует для избрания абсолютного большинства голосов, то есть более половины общего их числа. Но это исходное общее число может быть двояким:

а) общее число зарегистрированных избирателей (это самое жесткое требование, которое практически не встречается) ;

б) общее число поданных голосов.

Если не один из кандидатов не набрал более половины голосов проводится второй (третий) и т.д. тур. – система полного бюллетеня (выбывает один худший) – применяется МОК при выборе города столицы олимпиады; президент Европейского парламента; спикер канадской палаты представителей и т.д.

Пример голосования за столицу летних олим. Игр 2000 –

2000 Summer Olympics bidding results

City

NOC Name

Round 1

Round 2

Round 3

Round 4

Sydney

 Australia

30

30

37

45

Beijing

 China

32

37

40

43

Manchester

 Great Britain

11

13

11

-

Berlin

 Germany

9

9

-

-

Istanbul

 Turkey

7

-

-

-

Иногда во второй тур проходят сразу 2 лидера (двухраундовая система) – тогда не может быть больше 2 туров.

Возможно и прохождение во второй круг кандидата набравшего определенное число голосов (например, 12,5% во фр. парламент)



Система квалифицированного большинства

При этой системе избранным считается кандидат (список кандидатов), получивший квалифицированное большинство голосов. Квалифицированное большинство устанавливается законом и, во всяком случае, превышает большинство абсолютное. Такая система чрезвычайно редка, поскольку еще менее результативна, чем система абсолютного большинства. Например, в Чили Палата депутатов (нижняя палата парламента) избирается по двухмандатным избирательным округам. Партия, собравшая в округе 2/3 от общего числа действительных голосов получает оба мандата от округа. Если же такое большинство не получено ни одной из партий, мандаты передаются двум партиям, собравшим наибольшее число голосов.



Мажоритарно-преференциальная система – при которой избиратель ранжирует кандидатов по значимости

применяется крайне редко (на общегосударственном уровне — только на выборах в нижнюю палату австралийского парламента), однако она имеет серьезные преимущества при избрании должностных лиц в органы местного самоуправления



Избиратель может быть наделен правом:

— проголосовать за одного кандидата или список (категорическое голосование);

— отдать свой голос за каждого «одобряемого» им кандидата (одобрительное голосование);

— распределить предоставленные ему голоса между разными кандидатами (кумулятивное голосование);

— ранжировать кандидатов в порядке предпочтения (ординальное, или преференциальное, голосование) – например, 5 кандидатов расставить по местам или выделить среди них три первых места
Парадокс Кондорсе

23 человека:

19 человек:

16 человек:

2 человека:
Далее, A

A

B
Система Кондорсе (мажоритарно-преференциальное голосование, или Система ранжированных пар:

C 2-0


B 1-1

A 0-2


Система относительного большинства:

Победит А – 35 голосов



Система абсолютного большинства:

Во второй тур выйдут А и В

Победит В 35>25
Очковая система (3 за первое место, 2,1)

А 69+19+16+4=108

В 23+57+32+2=114

С 46+38+54=138
1. Лига Наций и ООН
Лига наций была основана в 1919 г. на основании Версальского мирного договора.

В число стран-основателей входили 43 страны, в т.ч.

Австралия, , Боливия, Бразилия (вышла 14 июня 1926), Британская Империя, Канада, Чили (вышла 14 мая 1938 год), Республика Китай, Куба, Франция (вышла 18 апреля 1941), Греция, Гватемала (вышла 26 мая 1936), Гаити (исключена в апреле 1942), Индия (в то время под британским правлением и в том числе на территории современной Индии, Пакистана и Бангладеш), Италия (вышла 11 декабря 1937), Японская империя (вышла 27 марта 1933), Либерия, Нидерланды, Новая Зеландия, Персия (с 1935 года- Иран), Перу (вышел 8 апреля 1939), Польша, Португалия, Румыния (вышла в июле 1940), Сиам (с 1939 года- Таиланд), Испания (вышла в мае 1939), Швеция, Швейцария, Южноафриканский Союз, Великобритания, Уругвай, Венесуэла (вышла 12 июля 1938), Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929- Королевство Югославия; вышло 17 апреля 1941).

Позднее вступили:



  • Эстония, Латвия, Литва (1921);

  • Германия (1926, вышла 1933);

  • СССР (1934, исключен 1939 за агрессию против Финляндии).

Самое большое число членов (1934/35) – 58 стран.

Органы:


  • Секретариат (в Женеве; генеральный секретарь);

  • Постоянная палата международного правосудия (15 судей; Гаага, затем Женева);

  • Международная организация труда;

  • Международная комиссия интеллектуальной кооперации (предшественник ЮНЕСКО);

  • Комитет по изучению статуса женщин.

Среди успехов Лиги были попытки бороться с международной торговлей опиумом и её работа над облегчением положения беженцев, особенно в Турции в период к 1926 году. Одним из его нововведений в этой последней области было введение паспорта Нансена - первым всемирно признанным удостоверением личности для не имеющих гражданства беженцев. Этот документ был разработан в 1922 году норвежцем Фритьофом Нансеном, комиссаром Лиги Наций по делам беженцев. Было выдано около 450 000 паспортов Нансена с целью помочь беженцам без гражданства найти приют в других странах.

Мандатная территория — территория на которую Лига Наций выдала мандат на внешнее управление согласно статьи 22 «Соглашения Лиги Наций» от 28 июня 1919 года. После вхождения в силу устава ООН (Организации Объединённых Наций) в конце 1945 года, мандатные территории Лиги Наций стали именоваться подопечными территориями ООН (на основании соглашений Ялтинской конференции).

Все территории на которые был выдан мандат Лиги Наций, предварительно управлялись государствами побеждёнными в Первой Мировой войне (в основном Германская империя и Османская империя). В отличие от протектората, мандат обязывал мандатариев (страна которой выдан мандат) к соблюдению обязательств Лиги Наций к жителям территорий, а также запрещались работорговля, торговля оружием и алкоголем. На подмандатной территории запрещалось строительство военных баз и укреплений, создавать армию из коренного населения.

Основные мандаты получили:

Великобритания – Ирак, Палестина;

Франция – Сирия;

Бельгия – Руанда;

Австралия – Германская Новая Гвинея.

Лига наций была распущена в 1946 г.



ООН создана в 1945 г.

В Уставе ООН также закреплены основные принципы международного сотрудничества:



  • суверенное равенство всех членов ООН;

  • разрешение международных споров исключительно мирными средствами;

  • отказ в международных отношениях от угрозы силой или её применения каким-либо образом, несовместимым с целями ООН;

  • невмешательство ООН в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства, и др.

Главный офис расположен в Нью-Йорке; офисы в Женеве, Найроби и Вене.

В ООН в настоящее время входит 192 государства. Из международно признанных независимых государств в ООН не входит Ватикан.

К первоначальным членам ООН относятся 50 государств (в т.ч. Украинская и Белорусская ССР), подписавших Устав ООН на конференции в Сан-Франциско 26 июня 1945 года, а также отсутствовавшая там Польша. Последней (2006 г.) в ООН вступила Черногория. Швейцария член ООН с 2002 г. (до этого – наблюдатель).

Статус наблюдателей имеют Палестинская автономия, Мальтийский орден, ряд международных организаций, включая СНГ, ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе), ЛАГ (Лига арабских государств) и другие. Власти Тайваня подавали прошения о вступлении в ООН как в качестве полноправного члена, так и в качестве наблюдателя, каждый раз безуспешно.

6 Главных органов ООН: Генеральная Ассамблея; Совет Безопасности; Секретариат; Совет по опеке ; Международный Суд; Экономический и социальный совет.

Генеральная Ассамблея ООН — учреждённый в 1945 году в соответствии с Уставом ООН, главный совещательный, директивный и представительный органа Организации Объединённых Наций. Ассамблея состоит из 192 членов ООН и служит форумом для многостороннего обсуждения всего спектра международных вопросов, отражённых в Уставе. Ассамблея собирается на очередную ежегодную сессию в период с сентября по декабрь и в последующий период по мере необходимости. Помимо очередных сессий ассамблея проводит специальные и чрезвычайные сессии.

Генеральный комитет Ассамблеи состоит, состоящий из Председателя и 21 заместителя Председателя Ассамблеи и председателей шести главных комитетов.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница