Поиграем – поболтаем



Скачать 94.16 Kb.
Дата09.11.2016
Размер94.16 Kb.
Поиграем – поболтаем.
При любом обучении (а в школе — в первую очередь) важно, чтобы ученик внимательно слушал учителя. И... понимал, что он говорит.

Потому-то игры с буквами и словами необходимы для старшего дошкольника! Они разовьют гибкость и быстроту мышления, творческие способности, обогатят речь, обучат грамоте, пробудят интерес к родному языку.



Игры со звуками

Подбери пару"

Ребенку нужно подобрать пары слов, отличающиеся друг от друга всего одним звуком. Вам понадобится картонный диск-часы с двойными стрелками. Сделайте его вдвоем с малышом. Диск делится на две половины. По верхнему краю наклейте картинки — кружки с изображениями предметов и животных, по нижнему — пустые кружки. На них ваш малыш разложит картинки, названия которых звучат сходно с названиями тех предметов, на которые указывает стрелка с противоположной стороны диска. На диске — изображения пар: коза — коса, мышка мишка, каска маска, кит — кот, усы — осы, рак —мак, роса роза, корка норка, ножка — ложка, дуб — зуб, том дом, соты — ноты, куль руль, кочка бочка, свечка — овечка, река —рука, шуба губа, волос колос, корона ворона. Попросите малыша также определить, какими звуками отличаются следующие слова: пень день, село дело, зверь дверь. Приготовьте рассыпную азбуку — пусть ребенок в каждой паре слов найдет букву, которая все меняет.

Рифмы"

Сначала малыш подбирает рифмы к загадкам.:

Я стою на трех ногах,

Ноги — в черных сапогах.

Зубы белые, педаль.

Как зовут меня? (рояль)
На лучинке, в бумажке,

В шоколадной рубашке,

В руки просится само.

Что же это? (эскимо)
К дальним селам, городам

Кто идет по проводам?

Светлое величество.

Это... (электричество).
Затем поиграйте в поэтов, сочиняющих стихи, подбирая рифмы к словам. Например: лук — жук, рот крот, часы весы, мальчик пальчик, свечка — печка, мишка шишка, лайка — лайка, пес вопрос, пакет — букет, подушка — лягушка, бак — колпак, кольцо лицо, листок — цветок, катушка—ракушка, нос поднос, луна волна, карандаш —гуашь, гром дом. Попробуйте вместе придумать двустишья с этими рифмами.
Путаница"

Обратите внимание малыша, как важно не путать звуки между собой. Для подтверждения прочтите ему шуточные предложения. Пусть ребенок догадается, что перепутал поэт? Выложите на стол карточки с буквами и попросите малыша, выслушав стишок, найти ту букву, которая «сбежала» из стиха или «прибежала» в него, сделав потешным и нелепым:



Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак.

Но зато ему потом

На крючок попался дом (правильно — сом).
Куклу выронив из рук.

Маша мчится к маме:

Там ползет зеленый лук (правильно — жук)

С длинными усами!
Тает снег, течет ручей.

На ветвях полно врачей (правильно — грачей).
Посмотрите-ка, ребятки:

Раки (правильно — маки) выросли на грядке.
На пожелтевшую траву

Роняет лев (правильно — лес)

свою листву.

А. Шибаев.

Множественное число"

Напомните ребенку, что бывает один предмет или явление, а бывает много. Например: дерево деревья, машина машины, книга книги. Но вот задание посложнее. Попробуйте вместе с ребенком образовать множественное число от следующих слов: ребенок — ...(дети), человек — ... (люди), день — ... (дни), ухо —.. .(уши), бобер — ... (бобры), полено — ... (поленья), друг — ... (друзья), цыпленок — ../цыплята), сын — .., (сыновья), пиани­но —... ("пианино], пальто — ... (пальто), шахматы — ... (шахматы), брюки —... (брю­ки), ножницы — ... (ножни­цы), кенгуру—... (кенгуру).

Ударение"

Ребенок уже знаком с понятием „ударение"? Ударение — это самый громкий звук в слове (всегда гласный). В некоторых словах можно поставить два ударения, и тогда одно и то же слово будет иметь два разных смысла. Предложите малышу произнести следующие слова с ударением на первый слог: замок, кружки, атлас, ирис, мука. А теперь — их же, но с ударением на второй слог.

Синонимы"

Некоторые слова в русском языке обозначают примерно одно и то же. Это синонимы. Попросите ребенка придумать такие слова.



Машина автомобиль; холод стужа; огонь пламя; метель вьюга, пурга. Грустный хмуры; веселый — счастливый; разговорчивый болтливый, говорливый; старательный — прилежный, усердный; вежливый — почтительный, воспитанный, любезный, тактичный; верный — надежный, преданный; догадливый — смышленый, сообразительный, понятливый, находчивый; чуткий — отзывчивый, участливый, сердечный; смелый храбрый, отважный, мужественный, бесстрашный; душистый ароматный, пахучий: красивый прекрасный, великолепный, восхитительный; вкусныйаппетитный, лак­омый; удивительный чудный, чудесный, волшебный, сказочный; желтый золотой, лимонный, янтарный, соломенный; зеленый изумрудный, малахитовый. Бежатьмчаться; танцевать плясать: исчезнуть испариться; блестеть сиять, сверкать, искриться; смеркаться темнеть, вечереть.

«Омонимы»

Омонимы — слова-близнецы они и звучат, и пишутся одинаково, а вот по смыслу существенно различаются: они могут обозначать несколько разных предметов, явлений. Предложите ребенку придумать такие слова. Например: Ручка — ручка, которой пишут, ручка дверная, ручка ребенка. Ключ — от замка, родник, скрипичный, гаечный. Коса — прическа, инструмент. Труба — на доме, музыкальная. Лук овощ оружие. Кран — для воды, подъемный. Перо — на шляпе, птичье. Плитка железная, шоколадная. Лист бумажный, на дереве, железный. Ножка — у стола, у гриба, у ребенка. «Антонимы»

Антонимы — слова, имеющие противоположное значение. Вы называете слово и бро­саете мяч ребенку, который, придумав антоним к заданному слову, кидает вам мяч обратно. Например: правда — ложь, радость печаль, день — ночь, грохот — тишина, добро —зло, север юг, зима лето, грязь чистота, польза — вред. Ленивый трудолюбивый, умный — глупый, близкий далекий, темный — светлый, мягкий — твердый, сухой — мокрый, быстрый — медленный, трудный — легкий, храбрый трусливый, высокий — низкий, горький сладкий, глубокий — мелкий, острый тупой, горячий — холодный, сытый — голодный, ясный — пасмурный, новыйстарый. Хвалить ругать, дружить ссориться, говорить — молчать, поднять — опустить, гасить зажигать, помогать — -мешать, ложиться вставать, мерзнуть согреваться.

«Сравнения»

Описывая предметы, мы часто сравниваем их свойства с другими предметами. Попросите ребенка подобрать следующие сравнения. А может, он придумает что-то сам:

Белый как... (мел); медленный как... (черепаха); трудолюбивый как.. .(пчелка); хитрый как... (лиса); храбрый как... (лев); преданный как... (собака); желтый как... (лимон); колючий как... (еж); голодный как... (волк); неуклюжий как... (медведь); хмурый как... (туча); прозрачный как... (стекло); холодный как... (лед); стройный как... (лань); легкий как... (пушинка); трусливый как... (заяц).


«Устойчивые выражения»

Вместе с ребенком угадывайте смысл необычных словосочетаний, выражая их каким-либо одним словом.



Намотать на ус — запомнить; повесить голову — опечалиться; след простыл — исчезнуть; задирать нос — зазнаваться; как снег на голову —внезапно; капля в море — очень мало; витать в облаках — фантазировать; золотые руки — умелые; после дождичка в четверг — никогда; выйти из себя —разозлиться; задать головомойку — отругать.
Игры с буквами

Путаница"

Положите перед ребенком картинки с изображениями книги, груши, жирафа, чашки. А под ними разложите неправильные варианты этих слов, собранные из букв рассыпной азбуки, например: гинка. рашуг, фижар. шачак. Скажите ребенку, что буквы в словах расшалились и перепутались, пусть он расставит их на место и прочитает правильные слова. Затем усложните задание. На листе бумаги напишите крупными буквами несколько слов, перепутав порядок букв в каждом.

Ниже под каждой буквой в слове напишите цифру. Например, дарашкан. Задача ребенка — расставить буквы в слове в правильном порядке в соответствии с цифрами по схеме:

62378145

Получится — карандаш.

Замени букву"

Предложите ребенку составлять из рассыпной азбуки цепочки слов, изменяя каждый раз одну букву. Например: коза — кора — корж — морж морс море; липа лупа — луна — лужа ложа — кожа — кора — пора порт — корт —торт тост рост мост.

Цепочка"

Выложите из объемных букв или рассыпной азбуки цепочку букв. Задача ребенка — внимательно всматриваясь в буквы, найти все спрятавшиеся слова в цепочке. Например, дымакитиротомирисыносад, дым, мак. кит, тир, рот, том. мир, рис, сын, нос, сад.

Тавтограмма"

Тавтограмма — это стихотворение (скороговорка, прибаутка, считалка, словесная игра), все слова которого (или почти все) начинаются с одной и той же буквы (предлоги не в счет). Попробуйте найти в детской литературе несколько таких стихотворений и прочитайте их вместе с ребенком. Например:



Петр Петрович

пошел погулять.

Поймал попугая

понес продавать.

Просил полтину

получил половину.

«Лесенка»

Выберите любую букву. Задача игроков — с помощью рассыпной азбуки выложить друг под другом слова, начинающиеся на эту букву, каждый раз увеличивая новое слово на одну букву. Получится лесенка из слов (от 2-3 до 10 букв). Например:



До Ха Фа

Дым Хор Фея

Двор Хлеб Фара

Дверь Халва Финик

Дорога Хоккей Флейта

Дельфин Хворост Фрамуга

Директор Хлопушка Фокстрот

Декорация Хабаровск Фармацевт

Дюймовочка Хризантема Фортепиано

Анаграммы"

Играть в эту игру — чрезвычайно увлекательно! Берем слово и в результате перестановки в нем букв образуем другое слово, имеющее уже новый смысл. Добавлять или отбрасывать буквы нельзя. Например: дорога (города); коршун (шнурок); ложа (жало); масло (смола); ромашка (мошкара); сосна (насос); просо (опрос); пион (пони); уклон — (кулон, клоун); актер (катер); соль (лось); карп (парк); ракета (карета); сокол (колос); автор (товар, отвар); атлас — (салат); адрес (среда); баян (баня); волос (слово); вход (вдох); зарница (разница); лошадка — (ладошка).

Слова-матрешки"

Цепочки таких слов напоминают расписных деревянных матрешек: одни, короткие, слова как бы вложены в другие, более длинные. Попробуйте вместе с ребенком составить несколько таких забавных „матрешек". Например: бук — буква — букварь; град градус градусник; маг магнит магнитофон; кол — колокол — колокольчик; сто — стоп — стопа; план планета планетарий; пол — полк — полка.

Слова-перевертыши"

Слова-перевертыши, или палиндромы, читаются одинаково слева направо и справа налево. Например: довод, доход, заказ, шалаш, казак, топот, радар, боб, дед, кок. Существуют даже целые забавные предложения-перевертыши. Прочитайте их вместе с ребенком.

Аргентина манит негра. Бел хлеб. Дом мод. Кит на море романтик. Олесе весело.

А самый знаменитый палиндром „А роза упала на лапу Азора" придуман великим русским поэтом Афанасием Фетом. Может быть, и вы попробуете сочинить свои оригинальные варианты перевертышей или найти их в литературе.

Логогриф"

Познакомьте ребенка с этими загадками, в них задуманное слово получает различные значения от перестановки или выбрасывания букв.



Я глубока и полноводна,

И вся страна гордится мной.

А впереди ты„И" прибавишь

И стану птицей я лесной (Волга — иволга).
С „Л" холодный я и гладкий.

С „М" душистый я и сладкий. (лед мед).
Поди-ка в сад и погляди:

Я там цвету благоухая.

Но „Г" приставишь впереди

И в небе я загромыхаю. (роза — гроза).
Наборщик"

Сложите из рассыпной азбуки любое слово, затем из его букв составьте другие слова. Например, из слова аттракцион можно составить следующие слова: цирк, карта, кино, такт, кант, кран, танк, крона, трон, торт, крот, кит, кот, нота. рот. нора. кора.

Шарада"

Шарада — это отгадывание слов по частям (обычно — по слогам). Шарада в стихотворной форме описывает задуманное слово, поэтически раскрывая каждый его слог. Например:



Первое слово — нота,

Второе тоже,

А целое на горох похоже (фа + соль = фасоль).
Начало голос птицы,

Конец на дне пруда,

А целое в музее

Найдете без труда (кар + тина = картина).
Забавная грамматическая арифметика"

Предложите ребенку с помощью букв, слогов и слов, а также математических знаков и цифр совместить занятия по грамоте и по математике. Складывайте — и получайте слова.



Ба+бочка =бабочка.

Рама - ма + дуга = радуга.

С + порт = спорт.

Хор + овод = хоровод.

Заря + д + к + а = зарядка

Сто + л = стол.

Семь + я = семья.

3 + кот + аж = трикотаж.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница