Поэтика демонического в готическом романе Анны Радклиф



Скачать 38.16 Kb.
Дата13.11.2016
Размер38.16 Kb.
Поэтика демонического в готическом романе Анны Радклиф

Лазарян Александра Александровна

Студентка второго курса магистратуры

Южного Федерального Университета

Ростов-на-Дону, Россия

Во второй половине XVIII века в Англии появляются новые тенденции в развитии философско-эстетической мысли, получивших в истории культуры название «предромантизм».

Принципы классического искусства - гармоничность, упорядоченность, ясность, соразмерность - постепенно утрачивают свой нормативный характер, их сменяют культ природы, апелляция к чувству, а не к разуму, акцент на интуицию и воображение.

Значительное место в эстетике философов-сенсуалистов занимает толкование понятий «красота» и «прекрасное. Наиболее полно и последовательно идеи о природе восприятия и толкования понятий «красота» и «прекрасное» воплощены в философии Давида Юма. Почти одновременно с Юмом Эдмунд Берк разрабатывает теорию, в которой одна из важнейших эстетических категорий - возвышенное, определяется эмоциональным состоянием человека.

Новые тенденции в сфере философско-эстетической мысли привели и к появлению новых эстетических понятий, среди которых особое место занимают понятия «живописное», «готическое», «романтическое».

Особенно широкое распространение получает понятие «готический» (gothic), тесно связанное с двумя предыдущими понятиями. Формируется новый жанр - «черный», или «готический» роман [Жирмунский 1981: 150].

В развитии жанра готического романа выделяется несколько разновидностей: первый связан с художественным наследием А. Радклиф, в первую очередь с её «пейзажной живописью». Это была сентиментальная готика.

Второй соотносится с романом Г. Уолпола «Замок Отранто», где впервые получили художественное воплощение многие образы, темы, повествовательные приемы, ставшие позднее устойчивыми элементами поэтики «готической» прозы, одним из важнейших атрибутов которой становится поэтика «ужасного». Это жанр черной готики.

Однако «готический» роман представляет интерес не только как воплощение новых эстетических вкусов эпохи, не менее важен и другой аспект - формирование принципиально нового представления о человеке, как о существе дисгармоничном, способном на зло и преступления. В этой связи особый интерес представляет активно используемая авторами «готики» фантастическая образность.

Фантастическое в английском готическом романе двойственную природу: «объяснимое» сверхъестественное (пример тому романы А. Радклиф, где все самое невероятное в итоге имеет рационалистическое объяснение, здесь больше внимания уделяется описанию нравов и моральному поучению). Второй тип сверхъестественного, «реальное сверхъестественное», присутствует в романах Г.Уолпола, У.Бекфорда, М.Г.Льюиса - таинственное, недосказанное, чудесное, не поддающееся рациональному толкованию, становится основной темой "готического" романа, утверждавшего абсолютную непознаваемость общественных процессов.



Анна Радклиф в своих романах уделяет очень большое внимание именно атмосфере нагнетания ужасного. При этом важную роль в повествованиях Радклиф играет особый тип героя. Это герой-злодей. Если в романах Уолпола, Бекфорда и Льюиса существует целая группа средств создания страха, причем, каждое это средство играет вполне самостоятельную роль, то в романах Радклиф, при описании таинственных замков и развалин, которыми Радклиф интересовалась, как и все готические романисты, невольно дается описание злодея, который имеет к ним отношение. Данная концепция героя содержит в себе философию гедонизма и проявляется в том, что герой Радклиф не пытается умышленно кому-то нанести вред, он просто живет только для себя и только для собственного наслаждения, подавляя при этом желания других людей.

При этом Радклиф может прервать свое повествование в совершенно неожиданный момент. Техника суггестии, нагнетания ужаса, становится принципиально новым словом в готическом романе, до нее авторы редко пользовались этим приемом.

В самом знаменитом романе писательницы «Удольфские тайны» продемонстрирован прием, так называемого, «входа в ловушку», который оказывается центром концентрации ужаса, «герои попадают в него не по своей воле, а под воздействием внешне случайных обстоятельств, фатально действующих в одном направлении» [Вацуро 2002: 186]. Таким образом, суггестия в романах Радклиф вводится как прием по отношению к читателю, причем, это чисто психологический прием.

В романах Радклиф действие чаще всего разворачивается не просто в замке, а как отмечает Вацуро, в самом «низу» замка [Вацуро 2002: 187]. Именно «низ» становится концентрацией сверхъестественного. В романах Радклиф действие не просто происходит в замках или темницах, но еще и к этому пространство сужается, словно загоняет героев в ловушку.

В своих романах Анна Радклиф большое внимание уделяет описанию пейзажа – кладбища, пустоши, заброшенные сады, поэтому ее линия готики получила название сентиментальной. В дальнейшем технику описания ее пейзажей будут использовать и русские сентименталисты (Н. Карамзин «Остров Борнгольм») и в романтической литературе пейзаж Анны Радклиф найдет себе широкое применение.

Литература



Жирмунский В.М. Английский предромантизм // Из истории западноевропейских литетератур. Л., 1981

Вацуро В.Э. Готический роман в России. М., 2002


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница