Поэтическая саморефлексия в лирике В. Ф. Ходасевича Спиридонова Кристина Сергеевна



Скачать 30.29 Kb.
Дата10.11.2016
Размер30.29 Kb.
Поэтическая саморефлексия в лирике В.Ф. Ходасевича

Спиридонова Кристина Сергеевна

Студент

Томский государственный университет, филологический факультет, Томск, Россия

E–mail: schris@yandex.ru

Уже при первом взгляде на весь корпус поэтических текстов В. Ходасевича становится очевидной необычайная устойчивость и частотность присутствия в них лексики, отсылающей к поэтической саморефлексии. Нами было отмечено в общей сложности 92 подобного рода стихотворения, наблюдения над которыми собраны в таблицы, демонстрирующие многоаспектность нашей проблемы. Целью же данной работы было проанализировать только три стихотворения Ходасевича как начало освоение темы в одном из возможных направлений – семантика стиховедческих терминов в названиях лирических произведений В. Ходасевича.

Анализ текста стихотворения «Бедные рифмы» (1926) в аспекте выбранной темы был проведён на пересечении следующих векторов: терминологическое заглавие – поэтический синтаксис – лирический сюжет – субъектная организация. Чтобы говорить о связи названия стихотворения с его содержанием, мы определили вид рифмы в нём: рифма во всех четырёх катренах действительно бедная (кроме рифмующихся «таком-пузырьком»). Анализ лирического сюжета привёл нас к выводу о том, что заглавие стихотворения и способ рифмовки становятся адекватной формой воссоздания судьбы «среднестатистического человека «Европейской ночи». В данном стихотворении присутствует лишь точечное прикосновение к поэтической саморефлексии – намечается смысл рефлексии как поиска точного соответствия содержания и законов версификации.

По проведении анализа стихотворения «Дактили» (1927-28), можно с некоторой долей уверенности заявить, что данный стихотворный размер стал аналогом жизненного пути отца поэта: на основе данного стихотворного размера и с его помощью поэт воссоздал воспоминания о своём отце, Фелициане Ивановиче Ходасевиче как художнике и отце семейства, как социальном и биологическом существе. Поминая своего отца, В. Ходасевич выбирает себе в помощники дактиль как стихотворный размер (пусть даже и в античной форме элегического дистиха) и шесть секстин как строфическую форму. Литературное творчество почти тождественно жизни поэта-творца, таким образом, используя своё мастерство – иными словами то, что он лучше всего умел в жизни, - Ходасевич создаёт своеобразный «памятник» своему отцу, вобравший в себя различные смыслы: в нём сошлись и дактиль как стихотворный размер, и черты мифологических персонажей, и символика числа 6, и связь двух поколений – «отцов и детей» (показанная с помощью оригинальной метонимии по соотношению части и целого, где часть – это пальцы как дети, а целое – сам отец).

Последнее в творчестве и в жизни стихотворение Ходасевича - «Не ямбом ли четырёхстопным…» (1938): в нём В. Ходасевич пишет не просто четырёхстопным ямбом о четырёхстопном ямбе как силлабо–тоническом размере: четырёхстопный ямб – это и размер, которым написано стихотворение, и главный герой стихотворения – с нашей точки зрения, не единственный герой. Присутствие лирического героя заметно с первой строфы, где он обращается к читателю и к самой поэзии вообще. Прежде всего текст данного стихотворения представляет собой разговор лирического героя с самим собой, его рассуждения о судьбе поэзии и в частности о четырёхстопном ямбе (вся поэзия представлена посредством метонимии через образ ямба). Так строгая нормативная модель абстрактной метрической схемы – четырёхстопный ямб – получает жизнь в лирике Ходасевича: представление размера стихосложения не только как объекта поэтической саморефлексии, но и как главного героя стихотворения, открытие его таинственной природы и двойственной сущности, и подведение итогов двух веков русской поэзии – XVIII и XIX – наряду со своим творчеством как составляющим этой поэзии.

Таким образом, выбранные нами три лирических произведения В. Ходасевича позволяют утверждать, что диапазон проблемы поэтической саморефлексии в его лирике очень широк: от поисков соответствия стиховедческих законов и темы до рефлексии над содержанием и культурным значением одного из стихотворных размеров.



Литература

  1. Богомолов Н.А. Жизнь и поэзия Владислава Ходасевича // Ходасевич В. Стихотворения. Л., 1989. С.5-48.

  2. Бочаров С.Г. «Памятник» Ходасевича // Ходасевич В.Ф. Собр. соч.: В 4 т. М., 1996. Т.1. С.5-56.

  3. Кукин М.Ю. Зримое и незримое в поэтическом мире: Последнее стихотворение Ходасевича // Начало: Сб. работ мол. ученых. М., 1993. Вып.2. С.157-180.

  4. Левин Ю.И. О поэзии Вл. Ходасевича // Левин Ю.И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. М., 1998. С.209-267.

  5. Хьюз Р. Ходасевич: ода русскому четырехстопному ямбу // Блоковский сборник XIII. Русская культура ХХ в.: метрополия и диаспора. Тарту, 1996. С.170-184.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница