«Подвигу Великого города»



Скачать 141.42 Kb.
Дата02.05.2016
Размер141.42 Kb.




Внеклассное мероприятие,

посвященное 69-годовщине начала блокады Ленинграда

«Подвигу Великого города»

Дударева Марина Федоровна,

методист ДДЮТ

по работе с заместителями директоров

по воспитательной работе
Цель: вызвать эмоциональный отклик у младших школьников на событие, связанное с блокадой Ленинграда.

Задачи:


  • формирование нравственных устоев у школьников,

  • воспитание патриотического отношения к истории своего города, страны в целом.


Возраст: данное мероприятие предназначено для учащихся начальной школы (3-4 класс). Особенностью проведения является вариант, когда учащиеся средней школы могут подготовить этот сценарий и выступить перед младшими школьниками.

Форма мероприятия - литературно-музыкальный монтаж.

Оборудование: музыкальный центр, мультимедийная установка (для полного варианта), плакаты, детские рисунки, связанные с блокадой Ленинграда.

Рекомендуемое количество ведущих — 6 человек, чтецов — 10 человек. (Количество ведущих и чтецов может быть изменено по усмотрению организатора мероприятия равно как и мизансцены монтажа).

Тексты для ведущих должны быть оформлены в папки и очень хорошо начитаны выступающими (учить наизусть необязательно). Суть репетиции сводится к отработке четкости прочтения, последовательности выхода чтецов, эмоциональному настрою.

Музыкально-литературный монтаж можно использовать не только ко Дню памяти жертв блокады, но и ко Дню прорыва, снятия блокады Ленинграда, соединить с работой по этнокалендарю.



Место проведения: актовый зал, оформленный плакатами и детскими рисунками, связанными с темой «Блокада Ленинграда».

Продолжительность — 40-45 минут.

В методическом кабинете ДДЮТ (ул. Ленская, д.2, корпус 2) имеется полная версия этого мероприятия с электронной презентацией.

Литература: 1. Ходза Н. «Дорога жизни», любое издание.

2. Сборник стихов ленинградских поэтов, любое издание.

3. Сайт www.nachalka.com.
Сценарий

Ведущий 1 На ста островах раскинулся могучий и неповторимый город. Город больших просторов, устремленный к морю, вольно раскинувшийся над Невой, взметнувший в небо шпили своих замечательных зданий. Самый прекрасный город на земле! (звучит песня «Город над вольной Невой». Слова А. Чуркина, музыка В. Соловьева-Седого).

Ведущий 2 22 июня 1941 года. Воскресенье. Теплое солнечное утро. И настроение у людей такое же радостное и солнечное. Они идут гулять по городу, в парки, собираются на танцы, в музеи. В кинотеатрах идут фильмы «Свинарка и пастух», «Веселые ребята», «А если завтра война…».

Ведущий 3 А война была не завтра, война была сегодня… (звучит песня «Священная война». Слова А. Александрова, музыка В. Лебедева-Кумача) Гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы – 40 отборных дивизий, более 1000 танков и 1500 самолетов.

Ведущий 4 В помощь советским войскам в Ленинграде было сформировано народное ополчение. В него вступили рабочие, студенты, служащие. На занятых врагом территориях Ленинградской области создавались партизанские отряды.

Ведущий 5 Не смотря на героизм и отвагу советских воинов и партизан, в сентябре 1941 года врагу удалось вплотную подойти к Ленинграду и окружить его. 8 сентября немцы перерезали последнюю железную дорогу, связывающую Ленинград с остальной страной и заблокировал город. Началась героическая борьба ленинградцев в условиях блокады.

Ученик

Прорвались всё-таки.

Бомбят.

Горят Бадаевские склады.



В огне пожаров Ленинград.

Пришел он – первый день блокады.

Все ближе полчища врага,

Гудят воздушные тревоги.

Сегодня утром пала Мга –

И все отрезаны дороги.

В кольце, в осаде Ленинград.

Не умолкает канонада.

Опять летят. Опять бомбят.

Пылает первый день блокады.

Их будет много – девятьсот,

Но город наш, со смертью споря,

Всё одолеет, всё снесёт:

Обстрелы, холод, голод, горе.



В. Суслов «Первый день»

Ведущий 6 На защиту Ленинграда поднялись все его жители. Женщины, старики и подростки рыли окопы, дежурили на крышах, гасили зажигательные бомбы, Рабочие и работницы не покидали своих станков ни днем, ни ночью. В осажденном городе каждый человек был воином.

Ведущий 1 За время блокады фашисты выпустили по городу 150 тысяч тяжелых артиллерийских снарядов, сбросили 5 тысяч фугасных бомб и 10 тысяч зажигательных бомб. Полностью было разрушено и сожжено снарядами и бомбами более 3 тысяч зданий и сильно повреждено более 7 тысяч. Почти треть жилья стала непригодной для проживания.

Ведущий 2 Все заводы перешли на военное положение и выпускали продукцию, необходимую для фронта. Фабрика «Скороход», до войны выпускавшая обувь, стала выпускать пулеметные ленты, сумки для гранат; Фабрика «Светлана» - снаряды, штыки. Табачная фабрика им. Урицкого – снаряды, мины. Кондитерская фабрика №1 - противотанковые мины. На Ижорский завод прямо с поля боя в ремонт приходили подбитые танки и из ремонтных мастерских отправлялись снова на фронт.

Ведущий 3 В период блокады Ленинград дал фронту более 2 тысяч танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых морских орудий, 4500 полевых орудий разных калибров, 12 тысяч минометов, 212 тысяч единиц стрелкового оружия, более 7,5 миллионов артиллерийских снарядов и мин.

Ведущий 4 Единственный в Ленинграде симфонический оркестр дал за годы блокады 160 концертов. Работал Театр музыкальной комедии. Разве это не торжество жизни?

Ученик

Наш город в снег до пояса закопан.

И если с крыш на город посмотреть,

То улицы похожи на окопы,

В которых побывать успела смерть.

Вагоны у пустых вокзалов стынут,

И паровозы мертвые молчат, -

Ведь семафоры руки вверх не вскинут

На всех путях ведущих в Ленинград.

Луна скользит по небу одиноко,

Как по щеке холодная слеза.

И темные дома стоят без стекол,

Как люди, потерявшие глаза.

Но в то, что умер город наш –

Не верьте!

Нас не согнут отчаянье и страх.

Мы знаем от людей, сраженных смертью,

Что означает «смертью смерть поправ».

Мы знаем : клятвы говорить не просто.

И если в Ленинград ворвется враг,

Мы разорвем последнюю из простынь

Лишь на бинты,

Но не белый флаг!

Ю. Воронов «Из писем на Большую землю»

Ведущий 5 Очень тяжелым было снабжение населения и войск продовольствием водой. С 20 ноября 1941 года нормы питания стали самые низкие: рабочие в день получали 250 граммов хлеба, а дети и служащие – по 125 граммов хлеба, состоящего только наполовину из ржаной муки, а вторую половину составляли соевая мука, отруби, солод, целлюлоза и обойная пыль. В городе началась цинга и дистрофия.

Ведущий 6 Кусочек хлеба был так мал, что человек не ощущал его веса в руке, это было все, что можно было съесть. Смерть входила во все дома. Изнурённые люди умирали прямо на улицах. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.

Ученик

Уходя на завод,

С наказом

Обращалась к больному сыну:

- Только хлеб не съедай сразу,

Постарайся,

Ведь ты – мужчина.

Как всегда,

Обещал держаться.

А мужчине –

Всего двенадцать.

Ученик

Я позабыл какой хлеба вкус,

Давясь баландой с лебедой прогорклой,

И лишь ночами снился рыжий кус,

Душистый, тёплый,

С ноздреватой коркой.

Нет, я тогда от горя не ослеп

В том ледяном седом полуподвале.

Мы потеряли карточки на хлеб

И, голодая, - просто пропадали.

И было странно:

Каждый день, с утра,

Всё те же люди в очередь вставали,

К прилавку прорываясь «на ура»,

А нас отныне это не касалось.

На окнах – бельма, ледяная слизь:

От инея все стены полосаты…

…А карточки, проклятые,

Нашлись,

Через семнадцать лет,

В шестидесятом.

Ведущий 1 В истории осады Ленинграда самым трагическим периодом была зима 1941-1942 годов. Город сковала лютая стужа. Не было топлива и электроэнергии. Истощенные голодом, обессилившие и измученные непрерывными бомбежками и обстрелами, люди за водой для питья ходили на набережную Невы. С трудом спускались на лед, брали воду из быстро замерзающих прорубей, а потом под обстрелом доставляли ее домой.

Ведущий 2 Остановились трамваи, троллейбусы, автобусы. Основным транспортом города стали детские санки. На них везли скарб из разрушенных домов, мебель для отопления, воду из проруби в бидончиках, тяжело больных, и умерших, завернутых в простыни, т.к. дерева на гробы не было.

Ученица

В метельной ночи Ленинграда

Померк Петропавловский шпиль.

С твоими ветрами, блокада,

Клубится морозная пыль.

Склонившись под мглой снеговою,

Девчонка с ведерком пустым

Чуть движется, а за Невою

Клубится пожарища дым.

А там, меж сугробов горбатых,

Где трудно и взрослым шагать,

На саночках узких ребята

Везут свою мертвую мать.

Ю. Андрущенко «Ты в сердце моем как поэма»

Ученик

На развороченном пути

Стоит мальчишка лет пяти.

В глазах расширенных истома,

И щеки белые, как мел.

-Где твоя мама, мальчик?

-Дома.

-А где твой дом, сынок?



- Сгорел.

Он сел. Его снежком заносит.

В его глазах мутится свет.

Он даже хлеба не попросит.

Он тоже знает: хлеба нет.

Ученик

Блокада – далеко как это слово

От наших с вами мирных светлых дней.

Произношу его и вижу снова

Голодных, умирающих детей.

Как опустели целые кварталы.

И как трамваи вмерзли на пути,

И матерей, которые не в силах

Своих детей на кладбище нести.

Ведущий 3 Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой.

Ведущий 4 В те жуткие дни Таня вела в записной книжке страшный дневник. Девять коротких, трагичных записей, сделанных детской рукой, поведали всему миру о том, что принес фашизм семье Савичевых и другим ленинградским семьям.

Ведущий 5 «Женя умерла 28 декабря в 12.00 часов утра 1941 года».

Ведущий 6 «Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года».

Ведущий 1 «Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942года».

Ведущий 2 «Дядя Вася умер 13 апреля в 2 час ночи 1942года».

Ведущий 3 «Дядя Леша – 10 мая в 4 часа дня 1942года».

Ведущий 4 «Мама – 13 мая в 7часов 30 минут утра 1942года».

Ведущий 5 «Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».

Ведущий 6 Таню удалось спасти от голодной смерти. При первой возможности ее вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение, ужасы войны сломили девочку, и она вскоре умерла. Странички этого дневника навечно вписаны в историю города.

Ведущий 1 Ленинградские дети! Они были мужественны и стойки. Вместе со взрослыми трудились, боролись и …учились! Учились, не смотря ни на что. ( «Песня о Ленинградских мальчишках» слова В. Коростылева, музыка И. Шварца)

Ученик

Обычный класс. Доска и шкаф, и стол,

И, как всегда, стоит за партой парта,

И, свежевымытый, сосною пахнет пол,

И на столе – потрепанная карта.

Как зачарованный, сегодня класс притих,

Ведёт наставница в изношенном тулупе

Воспитанников колпинских своих

Вслед за указкою – по знойной Гваделупе.

Но вот звонок звенит над головой,

И, заложив цветные промокашки,

Выходят школьники, чтоб поиграть в пятнашки

В двух километрах от передовой.
Ведущий 2 Молодежь и школьники наравне со взрослыми боролись за победу. Подростки обошли более 200 тысяч квартир и обнаружили там 70 тысяч беспомощных больных. Одних доставляли в больницы. За другими ухаживали на дому. 10 тысяч детей, оставшихся без помощи взрослых, были устроены в дома малюток и детские сады. У станков стояли подростки. Чтобы дотянутся до станка, они становились на подставки.

Ведущий 3 Школьники дежурили в госпиталях, читали раненым газеты, писали письма домой, помогали врачам и медсестрам, мыли полы и убирали палаты. Чтобы поднять настроение раненых, юные ленинградцы выступали перед ними с концертами художественной самодеятельности. Наравне со взрослыми школьники дежурили на чердаках и крышах домов, гасили зажигательные бомбы и возникшие пожары. Вспоминает поэт блокадного города Юрий Воронов.

Ведущий 4 (Ю. Воронов)

В блокадных днях

Мы так и не узнали:

Меж юностью и детством

Где черта?...

Нам в сорок третьем

Выдали медали

И только в сорок пятом паспорта.



Ведущий 5 Вся страна помогала блокадному Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями по узкой полоске воды Ладожского озера доставляли продукты и топливо. Но поздней осенью озеро замерзло, и движение судов остановилось. И тогда была проложена по Ладожскому озеру, прямо по льду автомобильная дорога. Народ её очень точно называл «дорогой жизни».

( «Песня о Ладоге». Слова П. Богданова, музыка Л. Шенберга).



Ведущий 6 С 22 ноября еще по неокрепшему льду шли днем и ночью машины, доставляя в город по 6-7 тысяч тонн продовольствия, вооружения, боеприпасов.

Ведущий 1 По Дороге жизни из Ленинграда вывозили детей, стариков, больных, раненых жителей – всего на Большую землю было переправлено более полумиллиона человек.

Ученик

И было так: на всем ходу

Машина задняя осела.

Шофер вскочил, шофер на льду,

Ну, так и есть, мотор заело.

Ремонт на пять минут – пустяк.

Поломка эта – не угроза.

Да рук не разомкнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь – опять сведет.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб – две тонны? Он спасет

Шестнадцать тысяч ленинградцев.

И вот в бензине руки он

Смочил, поджег их от мотора –

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофера.

Вперед! Как ноют волдыри,

Примерзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарне – до зари.

Шестнадцать тысяч матерей

Пайки получат на заре –

125 блокадных грамм

С огнем и кровью пополам.

О. Берггольц

Ведущий 2 Всю блокаду в городе работало радио. Пока стучал метроном, все знали: город жив! Этот метроном включали после объявления воздушной тревоги. И он стучал до отбоя, как большое сердце города. Сердце, которое нельзя остановить. (песня «Ленинградский метроном». Слова В. Баснера, музыка М. Матусовского)

Ведущий 3 В январе 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ – прорвать блокаду! 12 января 1943 года войска перешли в наступление. Рано утром С правого берега Невы 268 пушек били прямой наводкой по вражеским позициям. Такого гитлеровцы еще не видели!

Ведущий 4 Через 6 дней, 18 января 1943 года кольцо блокады было прорвано! Воины двух армий встретились. Солдаты обнимались и плакали от радости. Ленинград получил связь с Большой землей. А это значит, что ленинградцы не будут больше умирать от голода.

Ведущий 5 Через год 27 января 1944 года блокада была полностью снята, и в честь разгрома фашистских войск под Ленинградом прозвучал над Невой торжественный салют: 24 залпа из 324 орудий.

Ученик

Как майский гром,

Салют над Ленинградом:

Ракеты рассыпаясь,

Ввысь летят.

Над, Невским,

Над Невой.

Над Летним садом

Ликующие возгласы гремят.

Снаряд немецкий больше не взорвется

На непреклонном невском берегу.

Не брызнет кровь, стекло не разобьется:

До Ленинграда не достать врагу!

В сияющее небо Ленинграда

Взмывают без конца

Огни ракет:

То город наш –

За снятие блокады

Шлет воинам

Восторженный привет.



Ведущий 6 Как мог выстоять Ленинград? Подвиг Ленинграда не в том, что люди умирали на голодном пайке. Это его трагедия. Подвиг Ленинграда в том, что люди находили в себе силы мечтать, работать, помогать слабым, учить детей. Сила Ленинграда была в том, что даже маленькие дети были мужественными людьми, как их родители.

Ведущий 1 В тяжелейшие месяцы первой блокадной зимы академик архитектуры А.С. Никольский работал над проектами памятников, которые должны увековечить подвиг защитников Ленинграда. Слабеющей от голода рукой он набрасывал эскизы триумфальных арок для встречи героев, которым еще только предстояло разорвать блокадную петлю.

Ведущий 2 На Исаакиевской площади в здании Всесоюзного института растениеводства трудились ученые-биологи. Они умирали от голода, но свято берегли для будущих ученых уникальные коллекции семян. В городе не было топлива, но в Летнем саду не срубили ни одного дерева.

Ведущий 3 Указом Президиума Верховного Совета Советского Союза от 22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда», которой награждены около 1,5 миллионов человек, из них 15 тысяч детей и подростков.

Ведущий 4 1 мая 1945 года в приказе Верховного Главнокомандующего Ленинград был назван в числе первых городов-героев. А 8 мая 1965 года городу Ленинграду было присвоено звание «Города-героя» и вручена Золотая звезда.

Ученик

Опять война, опять блокада…

А может, нам забыть о них?

Я слышу иногда «не надо,

Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне

И о блокаде пролистали

стихов достаточно вполне».

И может показаться: правы

И убедительны слова.

Но даже если это правда.

Такая правда - не права!

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

чтоб не забылась та война:

Ведь эта память - наша совесть,

Она как сила нам нужна.

Ю. Воронов

Ведущие

1.Люди!

Покуда сердца стучатся, -

Помните!

Какою ценой

Завоевано счастье,

Пожалуйста, помните!



2. Песню свою отправляя в полет, -

Помните!


О тех, кто уже никогда не споет, -

Помните!


3. Детям своим расскажите о них,

Чтоб запомнили!



4. Детям детей расскажите о них,

Чтобы тоже запомнили!



5. Во все времена бессмертной Земли

Помните!


К мерцающим звездам

Ведя корабли,-

О погибших помните!

6. Встречайте трепетную весну,

Люди Земли!

Убейте войну!

Прокляните войну!



1. Люди Земли!

Мечту понесите через века

И жизнью наполните,

2. Но о тех,

Кто, уже не придет никогда,



Заклинаю:

Все: Помните!

«Реквием» Р. Рождественский


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница