«Подвиг святых виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия в контексте истории христианства в Литве»



страница1/7
Дата31.10.2016
Размер1.42 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7
Православный Свято-Тихоновский

гуманитарный университет
Факультет дополнительного образования
Кафедра Теологии
Допущена к защите

Зав. кафедрой Теологии

_________ /П.Ю. Малков/

Дата __________________
Аттестационная работа
Тема: «Подвиг святых виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия в контексте истории христианства в Литве»

Автор:

___________ В.А. Зубаков

Дата ___________________

Научный руководитель:

Преподаватель

____________ А.А. Кострюков

Дата ___________________


Москва

2008 год

ПЛАН РАБОТЫ:

1. ВВЕДЕНИЕ. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ. МЕТОДОЛОГИЯ.

1.1. XIV ВЕК В МИРОВОЙ ИСТОРИИ. ОСНОВНЫЕ ВЕХИ.

(КРАТКАЯ ХРОНОЛОГИЯ).

1.2. ОБРАЗОВАНИЕ ЛИТОВСКОГО ГОСУДАРСТВА

(КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС).

1.3. ГЕОГРАФИЯ, ЭТНОГРАФИЯ И ДЕМОГРАФИЯ ЛИТВЫ И ЕЕ ЗЕМЕЛЬ.

1.4. НАСЕЛЕНИЕ, ЯЗЫКИ И НАРОДЫ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО.

1.5. МУЛЬТИКУЛЬТУРНАЯ И МУЛЬТИЯЗЫЧНАЯ СРЕДА.

2. ВЕЛИКИЕ КНЯЗЬЯ ЛИТОВСКИЕ.

2.1. ПЕРВЫЕ ПОПЫТКИ КРЕЩЕНИЯ ЛИТВЫ.

2.2. ПРАВОСЛАВИЕ В ЛИТВЕ ДО XIV ВЕКА.

2.3. НАСЛЕДИЕ ВЕЛИКОГО ГЕДИМИНА.

2.4. ОЛЬГЕРД – КНЯЗЬ ВИТЕБСКИЙ.

2.5. СВЕРЖЕНИЕ ЯВНУТА.

2.6. ОЛЬГЕРД И КЕЙСТУТ.

3. ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВНЕЙ ЛИТВЫ.

3.1. ВЕРА И ГОСУДАРСТВО.

3.2. СИТУАЦИЯ 1346 ГОДА. ЛИТВА И РУСЬ. (ПРЕДИСТОРИЯ ПОДВИГА И

ПОСЛЕДУЮЩИЕ СОБЫТИЯ).

3.3. ЧУЖЕСТРАНЦЫ В ЛИТВЕ XIV В.

3.4. ПАНДЕМИЯ БУБОННОЙ ЧУМЫ XIV ВЕКА.

3.5. ПРАВОСЛАВНЫЙ ИЛИ ЯЗЫЧНИК? (О ПРАВОСЛАВИИ ОЛЬГЕРДА).

3.6. ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ И ЕГО БЛИЖНИЙ КРУГ. ПОСТЕЛЬНИЧИЙ, КОНЮШИЙ И

ЛОВЧИЙ.

4. ПОДВИГ СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ ЛИТОВСКИХ.



4. 1. ИМЕНА МУЧЕНИКОВ, ИХ РОЛЬ ПРИ ДВОРЕ И ЭТНИЧЕСКАЯ

ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ,

4.2. СУТЬ КОНФЛИКТА: ВЕРСИИ И КОНТРОВЕРСИИ.

ШПИОНЫ, ЗАГОВОРЩИКИ ИЛИ ГЕРОИ?

5. КУМЕЦ, КРУГЛЕЦ И НЕЖИЛО – АНТОНИЙ, ИОАНН И ЕВСТАФИЙ. ИСТОЧНИКИ

И ИХ КРИТИКА.

5.1. ЖИТИЙНЫЕ ИСТОЧНИКИ.

5.2. СЕРБСКОЕ ЖИТИЕ МУЧЕНИКОВ,

5.3. МОЩЕВИКИ И КОВЧЕЖЕЦ.

5.4. ФИЛОФЕЕВСКИЙ КРЕСТ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО.

5.5. САККОС МИТРОПОЛИТА ФОТИЯ.

5.6. ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО ПРЕСВИТЕРА МИХАИЛА ВАЛЬСАМОНА.

6. ПОСЛЕ ПОДВИГА.

6.1. ЯГАЙЛО И КАТОЛИКИ В ЛИТВЕ. «ДОМ РАЗДЕЛИВШИЙСЯ САМ В СЕБЕ».

6.2. ПОПЫТКИ РЕВИЗИИ. БЫЛИ ЛИ МУЧЕНИКИ? БЫЛ ЛИ ПОДВИГ?

6.3. ИСЧЕЗНОВЕНИЕ И ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ.

6.4. ПАТРИАРХ ТИХОН И ВИЛЕНСКИЕ МУЧЕНИКИ. МОЩИ СВЯТЫХ

ВИЛЕНСКИХ МУЧЕНИКОВ В ДОНСКОМ МОНАСТЫРЕ.

6.5. ПЕРЕНЕСЕНИЕ МОЩЕЙ В 1946 г.

7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ВЫВОДЫ.

8. ПРИЛОЖЕНИЕ.

8.1. Подробная хронология основных событий в истории Литвы и России XIV века.

8. 2. Страдание святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия (Житие)..

9. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.



1. ВВЕДЕНИЕ. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ. МЕТОДОЛОГИЯ И СТРУКТУРА.

В истории любой страны есть такая эпоха, когда уже миновали процессы её зарождения, её первый крик, её первые шаги, её первая любовь, её первый энтузиазм, первая эйфория. И пришло иное. Первые успехи её обернулись испытаниями, на её богатства стали обращать внимание соседи, её идеология оказыватся зыбкой и неглубокой, воспринятое от других – не усвоенным, а хозяйство – архаичным и неэффективным, отношения в обществе и его элитах – не прояснёнными и не установившимися, и пришло время её укрепления и становления, упорядочения её внутренних структур, время, когда внешние и внутренние опасности сменяют одна другую, а порой и сваливаются одновременно и во множестве, время, когда события приходят и меняются с такой пугающей быстротой, что летописцы не поспевают с осмыслением их и лишь регистрируют и скупо комментируют, когда писателям не до литературы и поэтам не до песен. Но позже века наслаивают столько мнений и суждений, что заставляют исследователя вглядываться в скупые источники - строки летописей настолько пристально, что порой просто режет глаза от невозможности рассмотреть подробности. Тогда и приходит время читать между строк и понимать без намёков.

В истории России свои века испытаний - XIII и XIV. Как и в истории ближайшего её соседа и конкурента – Литвы. Враги и опасности – общие. Но что же составляло предмет спора? Русские княжества уже вполне сформировались и ведут непрекращающиеся войны между собой и по всему периметру границ, которые меняются прямо на глазах. Их коалиции возникают и рушатся, их амбиции проверяются на основательность. Процессы зарождения и укрепления государственности идут по всей Восточной Европе. Страны развитые пытаются удержаться в старых границах и, если это возможно, их расширить. Возникают новые для Восточной Европы типы государств и их союзы, они соревнуются и поглощают друг друга, пока не образуется некая устойчивая структура, составляющие части которой формируются около сильных центров, ядра эти уплотняется и вырабатывают помимо характерных и эффективных способов функционирования некий внутренний смысл, идею, сверхзадачу своего существования, без которой все дискретные сюиминутные цели населяющих его людей преходящи и достижения иллюзорны. Доктрины эти могут быть высказанными и подразумеваемыми, архетипическими или мифологическими, консервативными и прогрессивными, архаичными или даже гиперсовременными, но их право на существования проверяется уже самой историей. Более того, спор этих подспудных идей и порождает ход мировой истории, без их понимания невозможно разобраться в подоплёке событий, и в их контексте проглядеть их уроки.

О жизни виленских мучеников неизвестно почти ничего. Только языческие их имена – Кумец, Круглец и Нежило, так называли людей того времени, и их христианские имена Антоний, Иоанн и Евтафий, могут нам приоткрыть их характеры. Немного известно и об их мученической кончине. Но много, очень много неясного. Надо бы разобраться подробнее.

Время порождает людей. Каковы они – люди этого времени? Почему сейчас, шесть веков спустя, мы возвращаемся и возвращаемся к ним в поисках утраченного смысла, за советом и укреплением, и возносим свои молитвы к Сергию Радонежскому и Димитрию Донскому, к Андрею Рублёву и Михаилу Тверскому, к митрополитам Петру и Алексию и к первым святым Западной Руси - Святым Виленским мученикам Антонию, Иоанну и Евстафию, к тем, кто нашёл в себе силы стать духовной опорой для своего времени и для грядущих поколений.

Настоящая работа написана как на основе трудов известных историков, таких как профессор Д. П. Огицкий, в начале XX века написавиший исследование «К истории виленских мучеников»*, а также его старший современник историк Μ. Η. Сперанский, исследовавший «Сербское житие литовских мучеников» * (на эти труды ссылались многие исследователи и мы вкратце повторим их аргументацию), так и вследствие и по

* См. библиографию в конце работы.

поводу появления новых работ, таких как исследование молодого литовского историка Дарюса Баронаса «Три виленских мученика. Жизнь и история»*. Недостатками вышеупомянутых трудов также является их заостренность на источниковедческих спорах, хотя понятно, что именно таким образом их оппонентами оформлялись претензии на пересмотр устоявшегося мнения. Хочется отметить и появление трудов прот. Василия Новинского «Очерк истории православия в Литве»* и В. А. Беднова «Православная Церковь в Польше и Литве»*, но эти работы носят обзорный характер и в области, нас интересующей, не ставят перед собой задач изучения подробностей рассматриваемого исторического периода. Хочется также отметить художественно-публицистическое сочинение покойного вильнюсского писателя Григория Озерова «Загадка великого князя Ольгерда (Альгирдаса)»*. Вряд ли стоит укорять писателя за то, что он не историк, а писатель, хотя и пишуший на исторические темы, писатель, который ставил себе цель понять Ольгерда - человека и Ольгерда - великого князя. Читать его интересно, но цитировать мы поостережемся.

Среди работ известного специалиста по истории средневековой Литвы и России В. Т. Пашуто есть и работы, помогающие лучше понять период, предшествовавший мученикам, я имею в виду его статью «Возрождение Великороссии и судьбы восточных славян», и громадный по объёму и основательности труд «Образование Литовского государства»*, а также статьи прот. Иоанна Мейендорфа «Три литовских мученика. Византия и Литва в четырнадцатом столетии»*, но они мало добавляют к картине самого подвига, хотя временной контекст с их помощью вырисовывается всё яснее и яснее. Нельзя пройти и мимо работ известного украинского историка первой половины XX века В. Б. Антоновича*, также как и трудов современных белорусских историков Н. И. Ермаловича, В.Л. Носевича, А. Л Хорошкевича, А. И. Рогова*. Современные белорусские и украинские историки, хоть и не придерживааются общепринятого взгляда на литовскую историю, и трактуют её как историю Белоруссии и Украины, как народов, составлявших большую часть населения. Великого Княжества Литовского, но в силу этого одни приписывают белорусам сильные его стороны, а тёмные и слабые его стороны – отсталости литовцев, другие же в контексте всего считают именно себя его наследниками.. Тем не менее, если брать ответственность за исторические деяния – наверное было бы справедливо отвечать за всё – за грабежи, проявления дикости и зверства, за поражения и безволие, а не только за победы и завоеванные территории. Языческие жрецы Криве-Кривейне (а это, как мы увидим ниже, скорее всего были жрецы

_____________________________________________________________________________



  • См. библиографию в конце работы.

славян-кривичей) видимо всё же внесли свой вклад в историю трагической гибели мучеников. Современные историки Белоруссии и Украины приватизируют историю Великого Княжества Литовского, обосновывая современные попытки создания своей современной государственности, как его воссоздания. Как это делают и литовские историки, которые работают в Институте Истории Литвы. Об этом говорят и государственная символика Беларуси герб «Погоня», аналогичный ему герб Литвы «Витис» и стилизованные «Столбы Гедимина» на гербе современной Украины. Свой вклад внесло также также и появление первого тома фундаментального труда академика Эдвардаса Гудавичюса «История Литвы от древнейших времён до 1569 года»*, недавно изданного и в русском переводе, где история Литвы и входивших в неё в то время земель предстаёт с точки зрения современных представлений литовского государства на свою раннюю историю, что также далеко от непредвзятости. Само издание носит скрыто официальный характер, позиция автора подчёркнуто рациональна, хотя его русский перевод носит характер некоторой маскирующей литературности, как и всякое издание, предназначенное на экспорт. Тем не менее здесь мы находим хоть не самое полное, но всё же очень упоминание описываемых событий и самое минимальное их комментирование, буквально полутона. Кроме того, появление «Хронологии исторических событий Литвы»* А. Виткуса,* а также диссертации Никжентайтиса «Дохристианское общество в Литве XIII-XIV в.в.»*, трудов католических учёных по проблеме крещения Литвы и статей по истории язычества в Литве и Пруссии, а также новейших трудов по исторической географии, истории медицины, этногеномики, дополнило реальности Великого Княжества Литовского XIV века.

Недостатками вышеупомянутых трудов является их окрытая или открытая политизированность и желание судить историю XIV века и его действующих лиц с позиции идеологии и сюиминутных потребностей текущего века, отрицания историчности чужой истории и выпячивание своей, причём сей полемический жар порой хоть и являлся причиной написания исторического труда, но результаты по сути так и не выходят за рамки публицистики. В исторической науке второй половины XX века порой было и просто нежелание обострять межконфессиональные и межэтнические отношения, как это было в советский период изучения истории Литвы, и не слишком обращаться ко взаимоотношениям Литвы и Руси, а весь упор делать на противостоянию их обеих немецким оккупантам – Ордену, что вполне злободневно для послевоенного периода исторической науки.



* См. библиографию в конце работы.
Существующие современные работы по истории Литвы так или иначе либо носят репрезентативный характер, либо наоборот – стараются свалить на XIV век ответственность за события века текущего. Так или иначе странностей в понимании подвига святых мучеников накопилось более чем достаточно. Непонятна причина гонений на православных придворных, в то время как в Вильне уже стояли несколько православных храмов. Не полностью выявлялась роль Ольгерда в самой ситуации мучений и последующем прославлениии мучеников, всвязи с непрояснённым вопросом о его православии. Само «Житие...» написано либо человеком, поверхностно понимавшим контексты подвига, либо записано со слов его. Сам спор православного (!!!) князя со своими православными (!!!) подданными о мясе на трапезе в пост выглядит нелепостью. А как понимать последующее за этим прощение и возвращение будущих мучеников? Кем же и для чего тогда были инспирированы сами гонения? Еше большей нелепостью выглядит и сама казнь мучеников, за которой предстаёт не иначе как проявление самодурства князя Ольгерда, за которым современники ничего подобного не отмечают. Напрашивается некая «фигура умолчания», понятная современникам и утраченная, не проникшая сквозь толщу веков. Причиной этого могло явиться желания литовских князей выглядеть презентабельнее в глазах христианского мира, некое неудобство за свою недавнюю историю. Фигура умолчания также преследовала и конкретные проявления язычества древних литовцев, особенно замалчивались человеческие жертвоприношения в Литве середины XIV века., а также ксенофобия и религиозно-этническая нетерпимость. Чаще всего мысль исследователя не отходила далеко от «Жития святых мучеников», как единственного развёрнутого изложения подвига и гнушалась косвенными данными, что было вполне в традиции исторической науки XIX века. XX же век не предпринимал попытки переосмысления по известным причинам гонений на христиан в советское время.

Цель работы: Предлагаемая работы будет содержать обзор существующей литературы не только по самому подвигу, но и его предистории, попытку его исторической реконструкции, анализ причин, деталей самого мученичества, их следствий в посмертной истории мучеников, истории отношений Литвы и России, а также фактов и гипотез, объясняющих и уточняющих роль в ней великого князя Ольгерда и его сыновей, а также в распостранении православия в Великом Княжестве Литовском, и причины последующей его католизации Ягайлой.

Задачи работы: собрать воедино, осмыслить, суммировать и критически осмыслить всю существующую на данное время, а особенно новую литературу по данной проблемматике, реконструировать ход событий и роли их непосредственных участников и на этой основе рассмотреть как существующие версии подвига, так и предполагаемый ход событий, а также его последствия для последующего крещения Литвы.

Новизна темы проявляется в самой постановке вопроса, в попытке впервые в православной исторической науке в рамках одной работы рассмотреть и дать оценку современным версиям мученического подвига, а также роли великого князя Ольгерда и его сыновей в судьбе виленских мучеников и распространении христианства в Великом Княжестве Литовском в рассматриваемый исторический период.

Метод предлагаемой работы – метод исторической реконструкции. Этот метод включает востановление контекста эпохи путём максимально возможно точного составления хронологии изучаемого события, событий предшествующих ему, и последовавших за ним, попытку в этом контексте проанализировать все версии события и судьбы его участников

Этому служит и предлагаемая структура работы. Учитывая тот факт, что в последнее время русская историческая наука не имеет подробных работ, посвящённых периоду 40-х годов XIV века в истории Литвы, а также возможности следить за работами литовских историков, которые выходят на литовском языке и неудобопонимаемы для русскоязычной аудитории, ознакомление с ними возможно лишь в качестве резюме самих трудов лишь на английском и очень редко на русском языке. Ныне языковое поле дискуссии всё более перемещается в польско-литовско-белорусско-украинскую языковую область, то есть в «спор (западных) славян между собой», поэтому имеет смысл предварить основную часть работы подробной хронологией и описанием поля действия как с точки зрения литовских, так и именно этих зарубежных, в том числе и русских историков. Подробный пересказ литовской истории, предваряющий подвиг, событий 40-х годов XIV века, и последующих событий, связанных с заявленной темой, служит воссозданию исторического контекста рассматриваемых событий.

В последнее время значение подвига виленских мучеников возрастает из-за стабильного роста интереса к духовной проблематике. А недавнее вступления Литвы в Евросоюз, что по значению здесь приравнивается к её католизации в конце XIV века, привело в росту посещаемости Литвы и интереса к её прошлому. Сама дискуссия по поводу виленских мучеников обострилась и в связи с появлением учебника Томаса Баранаускаса «Истоки Литовского государства» и публикации его фрагментов в сети ИНТЕРНЕТ, а также спора по поводу этнической принадлежности святых мучеников. *

* См. библиографию в конце работы.




1.1. XIV ВЕК В МИРОВОЙ ИСТОРИИ. ОСНОВНЫЕ ВЕХИ.

(КРАТКАЯ ХРОНОЛОГИЯ).
1301 − присоединение Коломны к Московскому княжеству князем Даниилом Александровичем, сыном Александра Невского.

1302 − образование Генеральных штатов во Франции.

1306 − Роберт Брюс был коронован королём Шотландии.

1306 - в Китае построено старейшее учебное заведение Гоцзыцзянь.

1307 — арест и заключение в тюрьмы всех рыцарей Ордена Тамплиеров на территории Франции по приказу Филиппа IV.

1309—77 − Авиньонское пленение пап, период, когда резиденция глав католической церкви находилась не в Риме, а в Авиньоне.

1311 − Вьенский Вселенский собор.

1314 — в битве при Бэннокберне шотландский король Роберт Брюс разбил армию английского короля Эдуарда II, восстановив независимость своей страны.

1315 − в битве при Моргартене швейцарское ополчение побеждает армию австрийских Габсбургов.

1315—17 − Великий голод 1315-1317, от которого погибло несколько миллионов человек в Европе.

1318 − битва на Фогхартских холмах: разгром шотландско-ирландской армии англичанами и смерть короля Эдуарда Брюса.

1320 − издание Арбротской декларции, утверждающей независимость Шотландии.

1325 − основание Теночтитлана, столицы Ацтекской империи.

1325 − Иван Калита становится Великим князем Московским.

1336 − Харихара основал империю Виджаянагара.

1337—1453 − Столетняя война.

1338 − в Японии учреждено новое самурайское правительство — сёгунат Муромати, которое было возглавлено Асикагой Такаудзой (просуществовало до 1573 года).

1341 − Нижний Новгород стал столицей самостоятельного Суздальско-Нижегородского княжества.

1345 − Бирманцы захватили и разрушили тайскую столицу Сукотай.

1345 − Одна из первых забастовок пролетариата — забастовка чесальщиков шерсти во Флоренции.

1346—1351 − Чёрная смерть убивает почти половину населения Европы.

1348 — Английский король Эдуард III основывает орден Подвязки.

1351- 68 − Восстание Красных повязок, движение в Китае против монгольского владычества и монгольской династии Юань.

1353 − Король Фа Нгум основал государство Лао Санг (страна миллиона слонов и белого зонта), ныне Лаос.

1359 − образование Молдавского княжества.

1363 − битва на озере Поян, одно из крупнейших морских сражений в истории, возглавленное Чжу Юань-Чжаном, китайским императором, против монголов.

1368 − конец династии Юань и начало династии Мин.

1371 − основан город Калуга.

1378—1417 − Великий западный раскол, раскол в Римской церкви, когда сразу три претендента объявили себя истинными Папами.

1380 − Куликовская битва, разгром татаро-монгол.

1386 − основан Гейдельбергский университет, старейший на территории Германии.

1389 − Битва на Косовом поле, одна из наиболее значимых битв в истории Сербии и Балканского полуострова.

1393 − Тамерлан завоевал западную Персию и Багдад.

1393 − Баязид I взял Тырнов, завоевал всю Болгарию, Валахию обязал данью, покорил Македонию и Фессалию и проник в Грецию. *


1.2. ОБРАЗОВАНИЕ ЛИТОВСКОГО ГОСУДАРСТВА

(КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС).
Литовцы достаточно поздно появляются на авансцене европейской истории, их политичсская и экономичсская жизнь, о которой нам сообщают источники начиная со второй половины XII в., дышит глубокой архаикой.* Распадаясь на множество разрозненных племен, литовцы состояли из двух этнографических групп - Аукштайты (Верхняя Литва) и Жемайты (Нижняя или Жмудь русских источников). Они занимались земледелием, скотоводством и всякого рода промыслами: охотой, рыболовством, добычей меда диких пчел. Они были хорошими воинами, а под влиянием немецкой агрессии весь быт их перестраивается на военный лад. Прекрасно зная свои леса и болота, литовцы хитростью заманивали рыцарей в чащобу, наносили неожиданные удары по немецким замкам. О многих их победах повествуют немецкие хронисты, которых трудно
* http://ru.wikipedia.org/wiki/XIV_%D0%B2%D0%B5%D0%BA, (14 03 2008)

* * История России от древнейших времен до начала XX в. Под.ред.И.Я.Фроянова. http://lib.misto.kiev.ua/TEXTBOOKS/history.txt_Piece40.03, (4 02 2008)

заподозрить в симпатиях к противнику.** Однако справиться с таким сильным врагом, как рыцари, литовцы не могли: не хватало ни людских, ни материальных ресурсов. В этих

условиях начинается экспансия литовцев на юг и юго-восток. Распространялся, собственно, не литовский этнос, а власть, а точнее протекторат литовских князей, причем процесс проникновения в русскую среду этой власти был постепенным. Литовские князья

утверждаются на столах в некоторых русских городах. Явление это напоминает появление

на Руси несколькими столетиями раньше Рюриковичей. Натиск на Русь становится интенсивнее после тою, как литовскому князю Миндовгу (ок. 1203—1263) удается уничтожить своих противников и добиться некоторой централизации. Происходит это в 40-50-х годах XIII в. Централизация была относительной, союз литовских племен был рыхлым, и самодержавие Миндовга - не более чем образ. Однако именно в это время начинает складываться ядро Литовско-Русского государства, или как оно чаще называется в исторической литературе: "Великое княжество Литовское в узком смысле этого слова". Территориальный рост продолжался и при преемниках Миндовга, особенно при князе Гедимине (1316-1341 гг.). В состав центра будущего государства входят земли верхней Литвы - аукштайты и земли Черной Руси, - Понеманья, а также некоторые части Полоцкой и Турово-Пинской земель. Уровень политического развития литовских завоевателей был ниже, чем восточнославянского населения. В то же время литовские князья нуждались в тех материальных и людских ресурсах, которыми обладали русские земли. Такого рода обстоятельства обусловили русификацию верхушки литовцев.

Поэтому литовские князья принимают крещение в православие, усваивают русский язык и культуру. Одно время даже столица формирующегося государства находилась на русской территории - в Новогрудке Литовском. В 1323 г. она была перенесена в Вильно, но характер отношений между этносами в формирующемся государстве остался тем же. Дело, начатое первыми великими литовскими князьями, было продолжено князьями Ольгердом и Кейстутом. Они договорились между собой, разделив функции: Кейстут занимался обороной Литвы от рыцарей, а Ольгерд осуществлял захваты русских земель. В состав Великого княжества Литовского вошли такие древнерусские земли, как Полоцкая, при Витовте - Смоленская (в начале XV в.), Киевская, Чернигово-Северская, Волынская, самая южная - Подолье. Долго шла борьба за Галичину, которая в конце концов оказалась в руках Польши. Древнерусские земли входили в состав Великого княжества на правах

* История России от древнейших времен до начала XX в. Под.ред.И.Я.Фроянова. http://lib.misto.kiev.ua/TEXTBOOKS/history.txt_Piece40.03, (4 02 2008)

автономии. Дело в том, что великие князья литовские придерживались принципа «мы старины не рухаем, а новин не вводим»*, довольствовались сбором дани с присоединенных земель и привлечением к участию в общеземском ополчении местных вооруженных сил. Такого рода отношения закреплялись в специальных договорах - уставных: грамотах, весьма напоминавших договоры Новгорода с князьями. Формировалось федеративное государство со своеобразной средневековой федерацией. При его создании лилась кровь, захватывались земли, но оно создавалось не одним только

насилием. Некоторые русские земли были сами заинтересованы в поддержке литовских князей, не без основания видя в них защиту от татар. Внешняя опасность, необходимость вести борьбу на несколько фронтов, была одной из основных причин возникновения Великого княжества Литовского. С другой стороны, такой характер генезиса государства приводил к тому, что русские земли в составе Литовско-Русского государства долгое время сохраняли свои особенности, внутреннюю структуру и политическое устройство. В этом смысле именно Великое княжество Литовское наследовало многие черты экономического и политического быта русских земель еще киевского периода русской истории. **

В конце XII - начале XIII веков 1184 году эсты, латгаллы, ливы, в то время еще язычники, подверглись экспансии немецких, датских и шведских феодалов-рыцарей, которые под знаменем Северного крестового похода (1198 г.), начали активную захватническую политику. В 1198 году из Палестины в Прибалтику перебазируется Тевтонский Орден, в 1202 году образуется Орден меченосцев, в 1327 году - Ливонский Орден. Великое княжество Литовское возникло в XIII веке в результате объединения славянско-литовских племен (литва, ятвяги, кривичи, лехетские радимичи и др.). В 40-е годы XIII в. Литовский князь Миндаугас (Миндовг) объединил Нальшанскую, Жетувскую, Жемайтскую земли, часть Ятвяжской земли и Черную Русь с городами Слоним, Новогородок, Волковыск (земли Полоцкого княжества). Процесс образования княжества завершился в 50-е годы XIII века. Поcле распада Киевской Руси в XIII веке земли Южной и Западной Руси в XIV веке вошли в состав Великого княжества Литовского, которое превратилось в одно из сильнейших государств Восточной Европы. Государственным языком в Великом княжестве Литовском был старо-белорусский (западное наречие старо-русского, старо-славянского языка) вплоть до конца XVII века,

* А.Ю. Дворниченко, С.Г. Кащенко, М.Ф. Флоринский Отечественная история (до 1917 г.) Москва, 2002.

** Там же.

затем его сменил польский. Следует отметить, что литовский язык не был государственным за все время существования княжества. Самой письменности литовской просто не было. Великое княжество Литовское считалось славянским не только по языку и культуре, но и по преобладанию славянского населения. *


1.3. ГЕОГРАФИЯ, ЭТНОГРАФИЯ И ДЕМОГРАФИЯ ЛИТВЫ И ЕЕ ЗЕМЕЛЬ.
Существует немало гипотез о том, как появились названия “Русь” и “Литва”. Первое известное упоминание "Руси" и "Литвы", относящееся к нашему региону, датируется 1009 годом: в так называемых Кведлинбургских анналах описывается, как святой Бруно погиб "in confinio Rusciae et Lituae", т.е. на пограничье Руси и Литвы. ** В разное время различали “цветные” и другие названия территорий древней Руси: Белая (Полоцк, Витебск, Смоленск, Великий Новгород), Черная (Гродненищина, или Черниговщина), Красная (Подолье), Синяя (Великий Новгород). Были и Киевская, а также Владимиро-Суздальская Русь, в которую входила тогда еще маленькая Москва. ***

Археологические находки, сделанные на территории города Полоцка подтверждают, что люди здесь жили в V и даже в IV веках нашей эры. Английская белорусистка Вера Рич обнаружила в скандинавских сагах упоминание об осаде Полоцка гуннами Аттилы. Произойти это могло, скорее всего, во время похода Аттилы на Восточную Римскую империю в 447 году. Из анализа известных строк немецкой хроники - Кведлинбургских анналов следует, что слово Lituae означает название поселения.**** В русских летописях выразительно выявлена «литва» как социум, не связанный ни с определенным этносом, ни с определенной территорией. Эта совокупность могла развиться только в определенной общественной формации в соответствующем высокоразвитом феодальном обществе. Социальной базой её возникновения стал сословный раздел общества (нобили, вольные, полусвободные, рабы). Согласно Варварским Правдам - ранних средневековых (V-VIII вв.) сборников законов Западноевропейских княжеств – «словом «вольный» называли непосредственных производителей - основную часть соплеменников».***** Над ними возвышалась родоплеменная или дружинная знать, а ниже их стоят полусвободные (литы, альдии, вольноотпущенные и рабы). Как излагается в одной из Правд - Салицкой -

* А.Ю. Дворниченко, С.Г. Кащенко, М.Ф. Флоринский Отечественная история (до 1917 г.) Москва, 2002. http://www.history.pu.ru/biblioth/russhist/histruss/04.htm (15 02 2008)

* Кузавинис К. Происхождение названия «Литва» // Всесоюзная конференция по топонимике СССР. Л., 1965. С.74-75.

** Літва, Вялікае княства Літоўскае: Энцыклапедыя ў 2 тамах. Т.2. – Мінск: БелЭН, 2006. С. 202-206.

*** Игорь Литвин. Затерянный мир, или Малоизвестные страницы белорусской истории. http://litvin.org/glavy/4.htm (14 02 2008)

***** Там же.
литы были зависимыми от своего хозяина, не имели своего частного земельного надела и хозяина, другие жили в отдельных поселениях. Литы феодального двора имели преимущество, ибо легче могли получить определенные материальные выгоды. Церковь призывала владельцев-христиан давать вольную своим подчиненным и наделять их землей, за которую те должны были платить оброк. Из этих оброчных людей - чиншевиков, землевладельцы выбирали слуг, которым поручали исполнение хозяйственных обязанностей, связанных с определенной ответственностью - лесничих, ловчих, надсмотрщиков, тиунов. Со временем феодал начал брать с собой в военные походы лита как оруженосца. Из литов франкская знать набирала себе даже вооруженную охрану, что легко могло привести к переходу рабов в более высокий статус. И хотя обычно только сословие полноправных, что владело имуществом и публичным правом, могло участвовать в суде и служить в войске, однако у саксов даже военная служба распространялась на литов. А, к примеру, историк П. Гек трактовал саксонских литов как "часть племени, обязанную нести военную службу". *

Постепенно росла не только государственная организация литов, но и социальная значимость этой общественной формации. Вскоре и самих литов, которые вначале не являлись даже отдельным социальным кланом, коснулась дифференциация, в основании которой лежал общий процесс социального расслоения общества. Он обозначил три гипотетические категории саксонско-фризских литов с разными имущественными правами: 1) литы, которые не имели рабов; 2) литы, которые имели рабов; 3) литы, в зависимость к которым могли попасть вольные. Рабами становились пленные, захваченные литом во время сражения или набега. Но победить и вернуться с добычей могли только умелые воины, статус которых соответственно возрастал. А. Мейцен рассказывает про «принятие литов в сословье служилого дворянства».

Вероятно, общественный строй славянских палабских племен незначительно отличался от строя германцев. Военно-политическая граница по рекам Заале и Лабе существовала с VII столетия, однако нельзя было провести выразительную географическую границу между славянскими и германскими поселениями. Князья ободритов и других племен участвовали в формировании феодальных отношений исходя из франко-саксонского узора. Например, на территории тюрингов, баварцев появляются в VI-VII ст.ст. «общества славянских поселенцев». Они временами оседают «в самостоятельных хозяйствах тюрингских и франкских поселений», а также живут (и

* Цит. по: Игорь Литвин. Затерянный мир, или Малоизвестные страницы белорусской истории. http://litvin.org/glavy/4.htm (14 02 2008)

** Там же.

исполняют определенные обязанности) «в сравнительно самостоятельных деревнях под руководством своих жупанов или деревенских старейшин». А. Мейцен излагает, например, Ляйтербергский документ 1161 года, в котором маркграфами, перечислены некоторые категории населения их марки: «деревенские старейшины, что на их языке называются жупанами, и пешие слуги - витязи. Остальные - литы, это смерды…» * Можно предполагать, что и раньше у палабских славян имелись литы. В эту социальную группу попали обедневшие соплеменники да плененные из других славянских племен: известна длительная конфронтация велетов и ободритов. И у славянских литов происходило имущественное расслоение, и они переходили в воинское сословье, однако создавали отдельные воинские дружины или отряды. А. Неусыхин напоминает сообщение хрониста Нитарда о восстании Сталинга 841-843 годов в Саксонии, когда фрилинги (вольные) и сервилес (полусвободные - вольноотпущенные, литы) выгнали из страны своих господ и стали жить согласно старым законам. **

Такой выразительно обозначенный социальный раздел восставших дает право говорить, что литы, хотя и приравнивались к вольным согласно своего мастерства владением оружия, все же не соединялись с ними. Литские дружины должны были иметь и отличительное название. Славянские соплеменники могли называть таких воинов, скажем, словом «литва». Это название сообщества, людей, которые занимались одним важным для общества делом, сложилось с помощью прославянского суффикса с составным значением -tv-a> - т -в-а ( для сравнения белорусские - дзятва , польские dziatva, tawarzystvo, русские - братва, паства. Про распространенное употребление нововерхненемецкого, средненижненемецкого Lettoven - "литва" напоминал финский языковед В. Кипарский. Видимо, именно германцам первым пришлось столкнуться с «литвой» - профессиональными воинами. Видимо, от этого Lettoven пошло название лета-литовские племена. А вот цитата из статьи литлвского историка Зигмаса Зинкявичюса «Об этониме Литва»: Из договора Гедемина с Тевтонским орденом от 1322(3) г.: «А те земли, с которыми и для которых мы решили сделать вышеуказанный договор – в первую очередь земля короля (Гедимина) Литва, Аукштайты, Жемайты (Lethovia, Eustoythen, Samayten) и др.» *** Т.е. Аукштайтия и Литва здесь не синонимы, а отдельные территории, что подтверждает предыдущую мысль о том, что большая часть Аукштайтии была завоевана Литвой при Воишелке и Шварне.

* Цит. по: Игорь Литвин. Затерянный мир, или Малоизвестные страницы белорусской истории. http://litvin.org/glavy/4.htm (14 02 2008)

** Там же.

*** Там же.


1.4. НАСЕЛЕНИЕ, ЯЗЫКИ И НАРОДЫ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО.

К XIV веку коренные земли Литвы (Аукштайтия и Жемайтия) составляли лишь около 5-10% в сравнении с попавшими под ее власть восточнославянскими землями Белоруссии, Украины, Великороссии, которые относились к высокоразвитым в общественно-политическом и культурном отношениях регионам Древней Руси и были в основном мало задеты монголо-татарским разорением и игом. Издревле связанные с другими русскими землями, они, по мере возрождения Великороссии, все сильнее тяготели к ней. Великороссия с ее 85 городами и Великое княжество Литовское, вобравшее около 80 славянских городов, фактически стали единственными островами некоторой стабильности этого неспокойного века. Но приведённая в приложении к работе краткая хронология говорит о том, что это была за стабильность. *

Но есть описательная история, а есть и реальная - рессурсы, потенциал и возможности, ими порождаемые. Что же представяла собой Литва первой половины 14 века? По данным Б. Ц. Урланиса народонаселение Византийской империи в 13 веке колебалось в пределах 15-20 млн. К 1335 году на основе сбора налогов в пользу папского престола Белох определил население Польши в 260 тыс семей, то есть 1250 тыс. К 1000 году население Киевской Руси составляло приблизительно 5 360 тыс., а литовско-польско-эстонсие племена 1 600 тыс. Из них с учётом общего для Восточной Европы прироста населения в Великом Княжестве Литовском проживало 4-4,5 млн., в Московской Руси 6-8 млн. (По разным подсчётам в Русском государстве в середине XV века насчитывалось 6 млн. человек). В самой Литве – аутохтонного населения - 200-250 тыс. Согласно общепринятым соотношениям размер регулярного войска мог составлять 1% от населения, а в условиях общей мобилизации - до 10%. Что составляет соответственно 2-2,5 и до 20 тыс чел. ** Т.е. в самом лучшем случае в литовском войске могло одновременно находиться около 1200 войнов, а учитывая, что каждый князь приводил дружину с собой, но собраться всем вместе не удавалось ни разу, а также и то, что в случае похода в тылу оставалось от четверти до трети войска, то реальные размеры литовского войска не могли превышать 500-700 человек.Размеры замка Гедимина в Вильно на Замковой горе говорят о том, что там одновременно могло находиться до 150, от силы 200 войнов. В это время Орден мог выставить от 3 до 5 тыс. Татарское же войско

* Урланис Б. Ц. Рост народонаселения в Европе (Опыт исчисления), М., Госполитиздат, 1941.

** Урланис Б. Ц. Войны и народонаселение Европы. Людские потери вооруженных сил европейских стран в войнах XVII-XX вв. (историко-статистическое исследование] М., Соцэкгиз, 1960.
того времени оценивается военными экпертами от 20 до 35 тыс.* Монголо-татарская власть над Русью изменила политическую ситуацию на Восточно-европейской равнине. Связь северо-восточных русских княжеств с южнорусскими землями была нарушена, Новгородская республика и Псков обособились от других русских областей. После разорения Батыем наиболее заселённых земель с их центрами — Владимиром, Суздалем, Ростовом, Переяславлем и Юрьевым и последовавших во второй половине XIII века вторжений туда монголо-татарских войск начался отлив русского населения с востока и из центра Северо-Восточной Руси на более лесистый и безопасный запад.

В современных генетических исследованиях обнаружено «наличие генетического барьера общеевропейского масштаба между белорусами и литовцами, выявленного при математической обработке различий по мутациям в Y хромосоме. В то же время, каких-либо генетических различий по Y хромосоме между соседними славянскими народами: белорусами, русскими Новгородской области и северными украинцами не обнаружено. С другой стороны, нет генетических барьеров между литовцами, латышами и эстонцами. Этот факт означает, что предки литовцев по отцовским линиям оставляли мало потомства среди белорусов, а мужчины - предки белорусов, не внесли заметный вклад в генофонд литовцев. Низкий уровень обмена генами между соседними народами на протяжении столетий должен иметь причины - географическую изоляцию, различия в хозяйственном укладе (например, земледельцев и охотников), религиозные запреты, языковые барьеры, наконец, взаимную неприязнь или отрицательную комплиментарность». ** Но никаких географических барьеров - морей, гор или рек, между Беларусью и Литвой нет. Различия в хозяйственном укладе незначительны. Балты и славяне - земледельцы, и сходным образом ведут хозяйство. Хозяйственный уклад скорее мог их сблизить и облегчить смешение. Стало быть - наиболее значимы религиозные и психологические барьеры.


  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница