Письменный ответ на перечнь вопросов в связи со вторым и третьим периодическими докладами Республики Таджикистан по Положениям Международного пакта по экономическим, социальным и культурным правам



страница1/5
Дата28.10.2016
Размер0.92 Mb.
  1   2   3   4   5
Письменный ответ на перечнь вопросов

в связи со вторым и третьим периодическими докладами Республики Таджикистан

по Положениям Международного пакта по экономическим, социальным и культурным правам
I. ОБЩЕПРАВОВЫЕ РАМКИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПАКТА
1. В соответствии со статьей 10 Конституции международно-правовые акты, признанные Таджикистаном, являются составной частью правовой системы страны. В случае несоответствия законов страны признанным международно-правовым актам применяются нормы международно-правовых актов. Для Таджикистана Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах вступил в силу 4 апреля 1999 года.

Реализация положений Пакта нашла отражение в отдельных законодательных актах, регламентирующих вопросы экономических, социальных и культурных права. Правительством страны принимаются меры по своевременному рассмотрению индивидуальных жалоб в соответствии с Пактом. Суды при вынесении своих решений регулярно ссылаются на соответствующие положения международных договоров, в том числе на положения Пакта. Механизм применения международных актов, признанных Таджикистаном, определяется в постановлениях Пленума Верховного Суда. Приняты постановления Пленума Верховного Суда «О применении судами норм Конституции Республики Таджикистан при осуществлении правосудия», «О применении судами международно-правовых актов, признанных Республикой Таджикистан». Также Конституционным судом регулярно применяются положения Пакта при толковании правовых норм. Так, при рассмотрении дел в сфере образования от 28 апреля 2011 года, о праве на развод от 1 июля 2009 года, об обеспечении пенсиями от 13 ноября 2014 года Конституционный суд применил нормы Пакта.

Вместе с тем, начиная с 2005 года, в программу обучения судей включаются темы по применению международных актов при рассмотрении судебных дел.

2. По данным последней переписи - 2010 года, в стране проживают представители 100 национальностей и народов. Среди них таджики - 84,3%; узбеки - 12,2%; киргизы - 0,8%; лакайцы - 0,9%; русские - 0,5%; туркмены - 0,2%. Данные о населении по итогам переписи 2010 года прилагаются (см. таблицу №1 Приложения к настоящему докладу).

3. В соответствии с Законом «О борьбе с коррупцией» борьбу с коррупцией в пределах своей компетенции осуществляют органы государственного финансового контроля и борьбы с коррупцией, прокуратуры, внутренних дел, национальной безопасности, военного управления, по контролю за наркотиками, налоговые и таможенные органы при широком участии населения, общественных организаций и средств массовой информации. Уполномоченным органом государственного финансового контроля, координирующим деятельность других государственных ведомств в указанной сфере, является Агентство по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией.

В целях привлечения общественности в антикоррупционную деятельность предусмотрены гарантии неприкосновенности лиц, оказывающих содействие в борьбе с коррупцией. В частности, лицо, сообщившее о факте правонарушения, связанного с коррупцией, или иным образом оказывающее содействие в борьбе с коррупцией, находится под защитой государства. Информация о лице, оказывающем содействие в борьбе с коррупцией, является государственной тайной и предоставляется только по запросам строго определенного перечня правоохранительных органов или суда в порядке, установленном законом, только с их согласия. В случае необходимости органы, ведущие борьбу с коррупцией, обеспечивают безопасность лиц, оказывающих содействие в борьбе с коррупцией.

Относительно эффективности антикоррупционной деятельности следует отметить, что за период с 2009 года по сентябрь 2014 года Агентством по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией выявлено 5516 коррупционных правонарушений, из них 4163 расследовано в рамках возбужденных уголовных дел, возмещено материального ущерба на сумму 111.589.663 сомони (1 доллар США=5,07 сомони). Государственным комитетом национальной безопасности в 2014 году было выявлено и своевременно пресечено более 188 фактов и деяний коррупционного характера со стороны военнослужащих Вооружённых Сил и работников органов правопорядка. Органами прокуратуры в период 2010-2013 годов и первого полугодия 2014 года возбуждено 2398 уголовных дел о коррупционных и экономических преступлениях коррупционного характера.

4. В соответствии со статьей 11 Закона «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Таджикистан» основными функциями УПЧ являются содействие:

а) соблюдению прав и свобод человека и гражданина;

б) восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина;

в) совершенствованию законодательства Таджикистана по правам и свободам человека и гражданина;

г) правовому просвещению граждан в области прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты;

д) взаимодействию государственных органов Таджикистана по защите прав и свобод человека и гражданина;

е) развитию и координации международного сотрудничества в области прав и свобод человека и гражданина.

Свобода и независимость УПЧ при принятии решений, невмешательство в его работу являются непременным условием его эффективной правозащитной деятельности, гарантией объективности и беспристрастности.

Социальные, экономические и культурные права входят в мандат УПЧ. Права малоимущих и социально не защищенных граждан соответствуют всем направлениям деятельности УПЧ и находятся на рассмотрении в первую очередь.

Для поддержки экономических, социальных и культурных прав проводится работа по налаживанию сотрудничества между УПЧ и НПО, гражданским обществом и государственными органами.

УПЧ организует регулярные учебные программы и информационные кампании, изучает существующие законы и законопроекты и предлагает поправки и дополнения к законопроектам, проводит исследования и опросы, расследует конкретные жалобы.

Законодательная инициатива. УПЧ проводит мониторинг действующего законодательства и законопроектов, находящихся на разной стадии рассмотрения и разработки. Данные такого мониторинга позволят провести экспертную оценку нормативных правовых актов в плане их соответствия Конституции, нормам международного права, а также оценку влияния законодательства на ситуацию с правами человека. При проведении мониторинга и анализа законодательства существенную помощь могут оказать общественные и экспертные советы при УПЧ, а также научно-юридическое сообщество и правозащитные организации.

В соответствии с постановлением Правительства от 21 декабря 2009 года УПЧ выделено отдельное здание. Для обеспечения деятельности УПЧ и осуществления его полномочий согласно штатному расписанию образован аппарат из 21 государственного служащего и 15 работников обслуживающего персонала. В регионах страны открыты и осуществляют деятельность 11 общественных приемных, где работают 18 сотрудников.

28 марта 2012 года в Аккредитационном Подкомитете ООН по координации деятельности национальных институтов по правам человека (МКК) в Женеве была рассмотрена заявка института УПЧ о соответствии Парижским Принципам. В результате впервые среди омбудсменов Центральной Азии институту УПЧ в Таджикистане присвоен статус «В». Представлены соответствующие рекомендации Аккредитационного Подкомитета для совершенствования деятельности УПЧ, по которым в настоящее время проводятся соответствующие работы.
II. ВОПРОСЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ОБЩИХ ПОЛОЖЕНИЙ ПАКТА

(СТАТЬИ 1-5)




Статья 2, параграф 1 - Максимально доступные ресурсы

4А. В прилагаемых таблицах приводятся сравнительные статистические данные за период 2009-2013 годы в процентах к валовому внутреннему продукту; процентной доли бюджетных ассигнований, выделяемых на здравоохранение, образование, культуру и спорт, связанных с экономическими, социальными и культурными правами (см. таблицы №2 и №3 Приложения к настоящему докладу).


Статья 2, параграф 2 - Недискриминация

5. Конституция и законодательные акты страны всесторонне предусматривают недопустимость дискриминации.

6. В Законе "О социальной защите инвалидов" от 29 декабря 2010 года установлены меры по недопущению дискриминации на основе инвалидности и возраста. В частности, в статье 3 данного Закона установлены основные принципы обеспечения равноправия инвалидов и государственные гарантии необходимого условия социальной защиты инвалидов.

7. Согласно статьям 10 и 12 Закона «О беженцах» лица, ищущие убежище, и члены их семьи, а также лица, признанные беженцами, имеют право на трудоустройство, работу по найму или предпринимательскую деятельность, получение образования.

В целях улучшения работы с лицами, ищущими убежище, и беженцами и выполнения международно-правовых актов, признанных Таджикистаном, Правительством было принято постановление от 2 августа 2004 года, которое из перечня населенных пунктов, указанных в постановлении №325, исключены следующие города и районы: Кофарнигон (в настоящее время Вахдат), Файзабад, Дарбанд (в настоящее время Нуробод), Таджикабад, Тавильдара, Гарм (в настоящее время Рашт) и Яван.

8. Создана Совместная рабочая группа по решению вопросов, связанных с выполнением Соглашения между Правительством Таджикистана и Правительством Российской Федерации о трудовой деятельности и защите прав граждан Таджикистана в Российской Федерации и граждан Российский Федерации в Таджикистане от 16 октября 2004 года. Заседание совместной рабочей группы проходит ежегодно и поочередно в Таджикистане и в России.

В ходе очередного заседания Совместной рабочей группы, которое состоялось 4-6 августа 2014 года в городе Москве, был рассмотрен комплекс вопросов, связанных с реализацией указанного Соглашения, в том числе проекты следующих соглашений:

-об организованном наборе граждан Республики Таджикистан для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации;

-о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения.

Также подписан Протокол между Правительством Таджикистана и Правительством Российской Федерации о внесении изменения в Соглашение между Правительством Таджикистана и Правительством Российской Федерации о трудовой деятельности и защите прав граждан Таджикистана в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Таджикистане от 16 октября 2004 г, в соответствии с которым гражданам Таджикистана срок разрешения на работу для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации установлен 3 года.


Статья 3 - Равенство мужчин и женщин

9. В настоящее время одним из приоритетных направлений государственной политики является создание рабочих мест для населения, в особенности для женщин. Программа экономического развития на период до 2015 года устанавливает проведение активной гендерной политики, направленной на повышение занятости женщин в экономике и социальной сфере.

Распределение мужчин и женщин по видам занятости имеет значительные отличия. Наблюдается преобладание женщин в одних профессиях (чаще всего низкооплачиваемых) и мужчин в других. Наиболее высока доля занятости женщин в сфере услуг и сельского хозяйства. В 2014 году в здравоохранении было занято 66,5% женщин от общего числа занятых этим видом деятельности, в культуре и искусстве - 52,4%, в сельском хозяйстве – 50,1%, в сфере образования – 54,9%.

Правительство осуществляет всестороннюю поддержку инициатив женщин в организации индивидуальной трудовой деятельности и предпринимательства путем предоставления микрокредитов, которые являются эффективным инструментом стратегии снижения бедности. За девять месяцев 2014 года более 84606 женщин получили микрокредиты на общую сумму более 719010 сомони на открытие и развитие малого бизнеса, производственных цехов и других инициатив.

В соответствии с Постановлением Правительства от 4 июля 2006 года «О создании президентских грантов для развития малого и среднего предпринимательства, привлечения женщин и девушек к обучению профессиям, повышения уровня их правового образования и создания новых рабочих мест на 2006-2010 гг.», начиная с 2006 года по настоящее время, ежегодно выделяются гранты Президента страны. В 2014 году число грантов составило 40 на сумму 2 млн. сомони.

В Программе занятости на 2012-2013 годы в поддержку политики государства в обеспечении равных прав и возможностей мужчин и женщин для привлечения женщин к занятости предусматриваются следующие меры:

- содействие обеспечению женщин постоянным рабочим местом за счёт существующих свободных рабочих мест (29,8 тысячи человек);

- проведение консультационных работ по профессиональной ориентации (6,0 тысячи человек);

- профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка по профессиям, соответствующим требованиям рынка труда (13,7 тысячи человек);

- поддержка инициатив женщин в организации предпринимательства и самозанятости (3,9 тысячи человек);

- привлечение женщин к выполнению оплачиваемых общественных работ (6,2 тысячи человек);

- трудоустройство женщин и девушек, ставших жертвами насилия и трафика;

- внедрение информационной деятельности и правового воспитания женщин;

- привлечение рабочей силы женщин к различным видам надомного труда.

В рамках Государственной программы по образованию с 2010 по 2013 годы проведён целый ряд мероприятий по привлечению девочек к учёбе, стимулированию образования девочек путём введения стипендий и других форм финансовой помощи. Реализуется программа «Уполномоченное образование», успешно реализована программа «Неформальное образование», издана программа и учебники ускоренного обучения. Более того, созданы центры, занимающиеся гендерными вопросами.

В настоящее время, по статистическим данным, на всех уровнях образование получают около 1 млн. 940 тыс. 481, из этого числа 889 тыс. 744 составляют девочки, что по сравнению с 2005 года увеличилось на 15%. В стране, начиная с 1997 года, реализуются президентские квоты для девушек из отдаленных регионов для поступления в вузы. Так, только в 2014 году в вузы страны поступили 679 девочек по таким квотам.

С целью предотвращения ранних браков были внесены изменения в Семейный кодекс, согласно которому брачный возраст был повышен от семнадцати до восемнадцати лет. В 2013 году и 6 месяцев 2014 года за заключение ранних браков 221 гражданин был привлечен к уголовной ответственности. В 2009 году судами осуждено за двоеженство и многоженство 162, в 2010 году - 128, а в 2013 году 95 лиц.
10. Ответ на 10 вопрос изложен в пункте 9.


III. ВОПРОСЫ, КАСАЮЩИЕСЯ КОНКРЕТНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ПАКТА (СТАТЬИ 6-15)
Статья 6 - Право на труд

11. В 2010 году численность безработных, зарегистрированных в органах занятости населения, составила 48 145 человек, в том числе женщин 25 471. В ГБАО - 3477 человек, из них 2337 женщин; в Хатлонской области - 17806 человек, из них 9493 женщин; в Согдийской области - 14590 человек, из них 7749 женщин; РРП - 9974 человек, из них 4870 женщин и в городе Душанбе - 2298 человек, из них 1022 женщины. В 2011 году численность безработных, зарегистрированных в органах занятности населения, в целом составила 54 487 человек, из них 28171 женщина. В том числе, в ГБАО - 3794 человека, из них 2328 женщин; в Хатлонской области - 22942 человека, из них 12361 женщина; в Согдийской области - 12655 человек, из них 6502 женщины; РРП - 12480 человек, из них 5946 женщин и в городе Душанбе - 2616 человек, из них 1034 женщины.

В 2010-2011 годах в стране уровень официальной безработицы пропорционально составлял 2,2 и 2,6 процента.

Внешняя трудовая миграция граждан за рубеж получила наибольшее распространение в переходный период и в настоящее время достигла значительных размеров.

За период с 2005 по 2013 годы значительный рост трудовой миграции отмечается и по потокам и по контингенту. Поток трудовых мигрантов (по данным миграционных карточек, где не исключен двойной учет), выезжающих на заработки, в течение 2013 года составил 799,7 тыс. человек и вырос по сравнению с 2005 годом почти в 2 раза. Среди трудовых мигрантов мужчины составляют 698,8 тысячи (87,4%), женщины - 100,9 тысячи (12,6%).

Основной поток внешней трудовой миграции направлен в страны СНГ - 790,4 тысячи человек (98,8%), среди них: выезжают в Российскую Федерацию - 782,2 тысячи человек, или 97,8%, в другие страны СНГ - 8,2 тысячи человек, или 1,0 %, страны дальнего зарубежья - 9,3 тысяча человек.

Во внешней трудовой миграции в основном принимает участие трудоспособное население в возрасте 17-62 лет - мужчины и 17-57 лет - женщины. Из общего количества трудовых мигрантов - 340,6 тысячи человек, или 42,5%, это молодежь в возрасте 17-29 лет. Лица в возрасте 30-39 лет составили 264,6 тысячи человек (33,1%) и 40 лет и старше составили 194,5 тыс. человек (24,3%).

На основе Закона «О содействии занятости населения» от 1 августа 2003 года реализуется Программа содействия занятости населения. Данная программа включают в себя комплекс мер, содействующих занятости населения, такие как: привлечение безработных и ищущих работу граждан к профессиональной подготовке, повышение квалификации и переподготовка, оказание консультационных услуг и финансовая поддержка для организации малого и среднего бизнеса, привлечение к выполнению оплачиваемых общественных работ, организация ярмарки вакансий рабочих мест, назначение и выплата пособий по безработице. В течение последних пяти лет в результате реализации Программы трудоустроено 147 тысяч 400 безработных и ищущих работу граждан, 44 тысяч 900 привлечены к профессиональной подготовке, повышению квалификации и переподготовке, 14 тысяч 300 выданы льготные беспроцентные кредиты для организации малого и среднего бизнеса, 45 тысяч 900 привлечены к выполнению оплачиваемых общественных работ и 18 тысячам 300 выданы пособия по безработице. Из государственного бюджета для реализации Программы выделен 41 миллион 650 тысяч сомони.

Правительством принята Концепция создания и сохранения рабочих мест на 2008-2015 годы и Национальный план реализации Концепции создания и сохранения рабочих мест на 2008-2015 годы. Только за последние пять лет создано 661 тысяча 700 новых рабочих мест.

12. В 2010 году на базе Министерства труда и социальной защиты населения при поддержке международной организации Агентство по техническому сотрудничеству и развитию были созданы центры реинтеграции по адаптации трудовых мигрантов. Создание центров реинтеграции имеет особую значимость относительно той категории лиц, которыми не занимаются государственные структуры и которые нуждаются в социально-правовой поддержке, а также оказанию всесторонней помощи и необходимых услуг трудовым мигрантам и членам их семей.

Центр реинтеграции осуществляет следующие функции, направленные на:

- предоставление индивидуальных консультаций возвращающимся мигрантам;

- помощь в проведении оценки своих профессиональных навыков;

- трудоустройство вернувшихся мигрантов;

- поддержку в открытии собственного бизнеса;

- содействие агентствам занятости в трудоустройстве возвратившихся трудовых мигрантов;

- осуществление мониторинга, оценки и прогнозирования миграционных процессов, принятие мер по урегулированию вопросов миграции населения.

В том же году филиалы Центра были созданы в Согдийской и Хатлонской областях.


Статья 7: Право на справедливые и благоприятные условия труда

13. На основе Государственной программы занятости населения на 2014-2015 годы за девять месяцев 2014 года для активизации усилий в области программ профессиональной подготовки женщин проведена определенная работа. Относительно поддержки предпринимательских инициатив органами труда и занятости населения в сфере поддержки безработных граждан были выделены льготные кредиты 2903 гражданам на сумму 9 млн. 420 тыс. сомони, в том числе 1646 женщин и девушек были привлечены к предпринимательской деятельности. Посредством проведения ярмарок свободных рабочих мест и вакансий 3173 гражданина были обеспечены постоянными рабочими местами, в том числе 983 женщины.

В настоящее время 9065 безработным гражданам были предоставлены профориентационные услуги, из них 998 составили женщины.

Принято постановление Правительства от 3 декабря 2012 «О Программе охраны труда в Республике Таджикистан на 2013-2016 годы». Во исполнение Плана мероприятий по реализации данной программы разработан проект Постановления Правительства «Об утверждении Перечня производств, работ, профессий с тяжёлыми и опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин, и предельно допустимых норм нагрузок для женщин при подъёме и перемещении ими тяжестей вручную» (см. таблицы №3-8 Приложения к настоящему докладу).

14. Размер минимальной заработной платы устанавливается Президентом. Указом Президента от 1 сентября 2013 года минимальная заработная плата во всех отраслях экономики увеличилась на 25 процентов и установлена она в размере 250 сомони в месяц. Также в соответствии со статьей 103 Трудового кодекса в коллективных договорах (соглашениях), кроме организаций, финансируемых из государственного бюджета и пользующихся государственными дотациями, могут предусматриваться более высокие размеры минимальной заработной платы (см. таблицы №9 и №10 Приложения к настоящему докладу).

По размеру потребительской корзины следует отметить, что в целях обеспечения выполнения постановления Правительства от 29 декабря 2012 года «О методических рекомендациях по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в Республике Таджикистан» 21 января 2013 года издано распоряжение министра труда, миграции и занятости населения «О мерах по исполнению постановления Правительства Республики Таджикистан от 29 декабря 2012 года, №775 «О методических рекомендациях по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в Республике Таджикистан». Методические рекомендации используются в качестве индикаторов при определении приоритетов социальной политики и стандартов в области минимальной оплаты труда, пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также при проведении оценки уровня жизни для последующих мер социальной политики и разработки необходимых целевых социальных программ, для определения минимальных социальных стандартов, гарантированных государством уровня жизни населения, и для использования в качестве критериев (показателя) определения малообеспеченности, дающей право на назначение социальных пособий и компенсаций. Согласно пункту 2 вышеуказанного распоряжения государственное учреждение «Научно-исследовательский институт труда, миграции и занятости населения» совместно с Агентством по статистике при Президенте разработали проект «Порядок определения минимальной стоимости потребительской корзины», который был утверждён совместным распоряжением министра труда и социальной защиты населения и директором Агентства по статистике при Президенте от 19 июня 2013 года.


Статья 8: Профсоюзные права

15. 2 августа 2011 года был принят в новой редакции Закон «О профессиональных союзах», который регулирует правовые основы создания профессиональных союзов, их права и гарантии деятельности, регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, физическими и юридическими лицами. В соответствии со статьей 10 данного Закона принадлежность граждан к профсоюзам не влечет каких-либо ограничений их трудовых, экономических, социальных, культурных, политических, гражданских прав и свобод, гарантируемых Конституцией и другими законодательными актами.

Право на объединения в профсоюзы является неотъемлемой частью трудовых прав граждан в соответствии со статьёй 4 Трудового кодекса. Статья 18 Кодекса предусматривает основные права профсоюзов, включая право на забастовку. Порядок проведения забастовки определяет статьями 211-214 Трудового кодекса.

Статья 27 вышеназванного Закона определяет, что профессиональные союзы в соответствии с порядком, установленным законодательством, организовывают и проводят собрания, митинги, мирные шествия, демонстрации, забастовки и другие мероприятия как средство борьбы за улучшение условий труда, повышение заработной платы, снижение безработицы, объединение работников в борьбе за трудовые права и социально-экономические интересы, для зашиты от самоуправства работодателей, воздействия на государственные органы в целях ведения той социально-экономической политики, удовлетворяющей членов профсоюзов. Порядок проведения собраний, митингов, демонстраций и шествий определяется Законом «О собраниях, митингах, демонстрациях и уличных шествиях» от 22 мая 1998 года.

Следует также отметить, что в рамках социального партнерства между Правительством, Федерацией независимых профсоюзов и Объединением работодателей периодически заключаются генеральные соглашения в рамках Закона «О социальном партнерстве, соглашениях и коллективных договорах». Целью этих соглашений является обеспечение социальной стабильности, снижения уровня бедности, развитие национальной экономики, защита социальных и трудовых прав трудящихся.

  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница