Петровский фрегат “штандарт” и его возрождение



Скачать 82.05 Kb.
Дата30.10.2016
Размер82.05 Kb.

EVA’98-Москва

Энн Палмер




Петровский фрегат “ШТАНДАРТ” и его возрождение
Энн Палмер

Попечитель ROYAL STANDARD of PETER the GREAT MARITIME EDUCATION TRUST ( Англия)

Телефон в России: (812) 112-45-51

Факс в России:(812) 112-45-51

E - mail в России: rusmedia@mail.wplus.net
- Что, на ваш взгляд, символ Петербурга?

Большая часть опрошенных горожан ответила:

- Кораблик на шпиле Адмиралтейства.

Знаете ли вы, что золотое суденышко - сильно уменьшенная копия фрегата "Штандарт ", построенного еще Петром Великим? Кораблик этот стал эмблемой, осеняющей весь


1998-ой - год трехсотлетия Великого посольства.
Скоро вы увидите, как зыбкий символ материализуется. В Петербурге, в Морском учебном центре; мы строим в натуральную величину новый корабль, каждый из шпангоутов которого весит около тонны, и гвозди здесь использованы массивные, ручной выковки. Корабль - точная копия того "Штандарта ", главным проектировщиком и первым капитаном которого был царь Петр. Великолепная императорская яхта при необходимости становилась грозным военным кораблем.
Нечто метафизическое стало началом всего нашего дела. Итак, в начале была идея. Идея партнерства на благо молодежи. Идею эту может реализовать Морской учебный центр. Он был создан, чтоб оказать помощь возрождающейся России, т.е. формированию личности молодых людей - формированию их будущего. В центре молодежь изучит морские традиции, вместе с любовью к которым придут и способность к работе в команде, и самоуважение. Воссоздание исторического фрегата, затем и настоящие путешествия на нем - вот реальные средства, выбранные нами для воплощения идеи, которая была в начале всего.
Морской учебный центр открыт не только для студентов, но для школьников. Внутри центра есть клуб, одно из подразделений которого POWDER MONKEYS CLUB, где дети и подростки могут постигать морские искусства. Powder monkeys... Так в XVIII веке называли в Англии мальчиков, подносивших порох к корабельным пушкам. Изображения "пороховых обезьянок“ можно увидеть на двух живописных полотнах в Центральном военно - морском музее. На первой встрече наши юнги наслаждались перетягиванием каната, а затем по компасу и карте разыскивали клад. Российские дети - желанные гости на нашей верфи; зарубежные юнги получают по почте значок, выпуск нашей газеты и приглашение посетить наш корабль.
Почему Морским учебным центром восстанавливается именно фрегат "Штандарт"? Вообще-то наша команда уже построила один исторический корабль, но то была лишь копия обычной балтийской торговой шхуны. А фрегат Петра Великого - величина историческая, начало российской военно-морской эры.
Я не буду детализировать описание первых российских верфей и живописать рождение императорского флота. Подробности изложены в книге историка Виктора Крайнюкова и директора нашего проекта Владимира Мартуся. Кроме того, журнал Maritime Heritage (Великобритания) в сентябре опубликовал две интересные статьи. В первой капитан Ричард Вудман рассказывает, как русский царь строил свой фрегат, вторая - статья Павла Кротова об английских корабелах, некогда приглашенных в Россию на государевы верфи, т.е. о тех людях, которые помогли Петру наладить всю систему военно-морской жизни молодого государства.
Полагаю, вам будет интересно услышать о трех особенно любопытных исторических подробностях.
1. Чертежи петровского " Штандарта" не сохранились. К счастью, необходимые технические описания и рисунки сходных по типу судов, спущенных на воду на Олонецкой верфи, нашлись в Петербургском Историческом архиве. Также было обнаружено описание собственно прославленного корабля. За годы архивных изысканий Виктор Крайнюков воссоздал оригинальный облик судна; таким образом, завершенный уже корабль, который вы скоро увидите, и есть "Штандарт", каким он выглядел когда - то.
2. Корабль обшит лиственничными досками из посаженной царем Линдуловской рощи, древесиной которой в Петровские времена снабжался военный флот. Этот лес давно уже не рубили для нужд судостроения, но теперь мы получили официальное разрешение использовать древесину для нашего дела; таким образом наш корабль во всех отношениях царский. На строительство фрегата пошел, конечно, и дуб. Фирма ФАБЕРЖЕ использует этот дуб для редкой коллекции яиц с изображением "Штандарта"; коллекция под нашими парусами прибудет в Англию. Фирма ФАБЕРЖЕ и раньше интересовалась российским флотом: на недавней выставке в Голландии можно было увидеть яйцо с изображением яхты Николая II .
3. Кто делал пушки для " Штандарта"? Возможно, те же литейщики, что отливали церковные колокола, знали толк в работе с высококачественной бронзой. Как известно, Петр приказал расплавить колокола - так создавалась артиллерия России. Вот нечто, на мой взгляд, любопытное из истории и предыстории ныне строящегося корабля.
Что же в настоящем? Когда-то горстка идеалистов лишь надеялась в строительстве исторического корабля обрести великое благо как для молодых россиян, так и для европейцев. Теперь же мы доказали себе, что корабль и в самом деле будет построен. Общеевропейское значение нашего фрегата и его перспективы удостоены внимания двух особ, ставших с этого года нашими патронами. Это Его королевское высочество принц Эндрю, герцог Йоркский, и губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев. Интерес к "Штандарту" был главной причиной визита принца в Петербург в мае этого года. А незадолго до этого губернатор Яковлев неожиданно прибыл на нашу верфь, чтобы убедиться воочию, что мы делаем для города.
Губернатор Яковлев задал три вопроса.

Первый: для чего строится корабль?

- Для того чтобы молодые россияне и европейцы изучали парусное дело и отправлялись в морские путешествия.

Второй вопрос: куда пойдет корабль?

- Наш первый вояж - в Нидерланды и Британию, потом планируются путешествия по Балтийскому и другим морям, вплоть до рейса через Атлантику в США.

Третий вопрос: что затем?

- Морской учебный центр даст жизнь культурному центру, это будет Living Historic Ship Museum, т.е. действующий исторический музей-корабль. Здесь мы построим еще и другие исторические суда. Публика сможет увидеть, как их строят, узнает больше о морских искусствах, примет участие в морских прогулках.
Эти вопросы и ответы дают в общем виде представление о нашей деятельности.
Собственно петровский фрегат был построен всего за пять месяцев. Увы, мы работаем значительно дольше - скоро отметим четырехлетие с начала наших трудов. Мы - не самодержец Всероссийский с его бездонной казной. Мы зависимы... Наше дело зависит от спонсорских вкладов. Деньги и упорный труд - вот два источника успеха. И мы почти у цели. В день рождения города, 30 мая 1998 года, мы праздновали завершение работы над основной конструкцией корабля. На публичной церемонии, где были принц Эндрю и губернатор Яковлев, наш строящийся фрегат стал уже и официально называться "Штандартом", а также получил разрешение украсить себя личным флагом императора Петра. Теперь наступает пора оснащения корабля - ведь следующей весной он будет спущен на воду. Затем, как уже было сказано выше, в июле-августе 1998 года состоится плавание к берегам Голландии и Британии, а потом начнет действовать международная морская программа для молодежи.
Кто они - строители нового "Штандарта"? В команде есть 10 постоянно занятых плотников и еще двадцать волонтеров. Некоторые из волонтеров - школьники, большинство - студенты (например, Леда Козлова, изготовитель наших мачт, учится в техническом вузе). Однажды к нам приехали американские плотники из GUILD of LOG BUILDERS и столяры из GUILD of TIMBER FRAMERS, их усилиями на верфи появились подсобные строения. Американцы и англичане усердно сотрудничают с нами. Среди англичан есть изучающие русский язык, знание которого сильно улучшается от работы на верфи бок о бок с молодыми петербуржцами.
Лично я занимаюсь маркетингом нашего проекта. Моя собственная история - это отдельный рассказ. Мой муж и я впервые попали в Россию благодаря дружбе с Владимиром Мартусем, который в 1992-ом году путешествовал близ берегов Англии на другом историческом корабле (копия старинного купеческого судна) и из-за шторма вынужден был искать безопасную гавань и нашел ее в моем родном городе Гарвиче. Через четыре дня мой муж в составе экипажа российского корабля отплыл в Петербург.

... Теперь и я живу здесь, в северной столице, где главное мое дело - строительство "Штандарта".


В нашем проекте участвуют и новозеландец Ллойд Дональдсон, основатель газеты ST.PETERBURG TIMES. Он отвечает за административную и финансовую деятельность. Другие администраторы - петербуржцы. Мы много работаем, наша организация растет, что, кстати, не мешает духу дружбы и задушевности этого воистину российского проекта. Российского проекта, но, надо заметить, с существенными западноевропейскими связями.
Я хотела бы вернуться к теме, затронутой в самом начале, к инвестиционному партнерству на благо молодежи. Для оплаты всевозможных услуг и покупки вещей, которые мы не можем сделать сами, нам нужны существенные денежные вложения как от частных лиц, так и от государственных организаций. И это будет на самом деле особый тип инвестиций. Это будет вклад в молодежь будущего.
И мы благодарны поддержке многих россиян. Наш патрон губернатор Яковлев способствует тому, чтобы город помогал нам всяческими услугами и товарами. Нам предоставили в бесплатное пользование строительную площадку; ценная для кораблестроения древесина была получена опять же бесплатно из пригородных лесов и городских парков; город помог и в организации праздничной церемонии 30 мая; Морской регистр обещал предоставить бесплатную регистрацию, что сэкономит массу времени и средств. Заместители губернаторов также активно помогают нам завершить строительство вовремя, чтоб спустить корабль на воду в намеченный срок, в мае 1999 года.
Я уже рассказывала о наших партнерах с британской стороны. Генеральный консул мистер Джон Гай - наш сторонник, трудно пожелать нашему проекту лучшего друга, чем он, добившийся для нас финансовой помощи от правительства Великобритании. Так что то, что мистер Джон Гай лично вбил в обшивку фрегата один из кованых массивных гвоздей, выглядит символично. В Англии нас поддерживает ROYAL STANDART MARITIME EDUCATION TRUST, председатель этого фонда - сэр Родрик Брайтвэйт, бывший посол в Москве. Я вхожу в число попечителей фонда. Кроме того, надо сказать, что нам много помогают BRITAIN RUSSIA CENTRE, BRITISH EXECUTIVE SERVICES OVERSEAS, BRITISH COUNCIL.
Я полагаю, что нашими надежными помощниками можно считать и голландцев. Это посол в Москве барон Ван-Стинвик и генеральный консул в Петербурге господин Ян Хеннеман. У их интереса к "Штандарту" есть исторические причины. В Нидерландах Петр учился плотницкому делу в период своего Великого посольства 1698 года.
Кроме друзей и помощников, есть у нас еще спонсоры. О них нужно сказать особо. Радует, что они не только дают деньги, но и разделяют наши идеалы. Наши главные спонсоры - англичане: компания DOLPHIN EXHIBITIONS организовала три выставки, посвященные водному транспорту. Названия выставок: NEVA, TRANSTEC и ODESSA.

Они помогают нам, потому что их директор мистер Род Кэй "хочет сделать что-нибудь для России". Управляемой из Лондона греческой корабельной компании THE LIVANOVS TRUST, по словам ее сотрудников, "нравится помогать людям, которые сами для себя что-то способны сделать". А голландская компания AKZO NOBEL дала нам необходимое количество клея и краски. Этой компании хочется хорошо выглядеть в глазах города, в котором есть ее филиал. Инженерам из VOLVO, подарившей нам двигатели, хочется быть полезными городу, в котором они работают. Компания MOBIL OIL всегда хотела найти морской проект, "интересы и идеалы которого можно разделить". Мы горды сотрудничеством с такими компаниями.


Что же в будущем? Это будет воистину дивная картина, когда "Штандарт" на всех парусах двинется вниз по Неве в свое первое плавание, а затем после посещения Голландии торжественно войдет в устье Темзы. По возвращении фрегата в Петербург начнется его повседневная жизнь. Это учебное плавание в страны Балтии, Скандинавии и даже путешествие через Атлантику. Будут существовать возможности чартерных рейсов с рекламой кампанией, которые нам помогали. В 2003 году, это будет трехсотлетие Петербурга, мы намереваемся провести большой международный морской фестиваль, который соберет много разных парусных морских судов, среди которых будет и знаменитая яхта "Кати Сарк".
Итак, в обозримом уже будущем вы сможете, увидев золотой кораблик на шпиле Адмиралтейства, перевести взгляд на Неву, на большой исторический корабль - фрегат "Штандарт", материализовавшийся символ нашего города.
Автор текста - Энн Палмер, попечитель ROYAL STANDARD of PETER the GREAT MARITIME EDUCATION TRUST ( Англия).

Наши координаты на случай, если вы захотите посетить нашу верфь или помочь нам:

Владимир Мартусь, директор, тел. и факс: 7(812) 230 37 36

Энн Палмер,тел. и факс : 7 (812) 112 45 51

e - mail в России: rusmedia@mail.wplus.net
Ingram Murray,tel/fax: 44 (1525) 240 350

e - mail UK : ingram@shtandart.demon.co.uk


Перевод с английского - Владимир Шацев.

2 ~ 3 ~


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница