Первобытное искусство Палеолит (древний камень) 2 млн. 10 тыс лет до н э



страница1/4
Дата14.11.2016
Размер0.59 Mb.
  1   2   3   4
Первобытное искусство
Палеолит (древний камень) 2 млн. – 10 тыс. лет до н.э.

Мезолит (средний каменный век) – 10 – 6 тыс. лет до н.э.

Неолит (новый каменный век) – 6 – 2 тыс. лет до н.э. на севере, 8 – 4\5 тыс. лет до н.э. на юге

Энеолит (медный каменный век) – 4-е тыс. дон н.э. – на Юге, сер 5 тыс – в Месопотамии, 4-5 тыс - Египет


Палеолит:

Нижний 2 млн. – 150 тыс. лет до н.э.

Средний 150 – 35 тыс. лет до н.э.

Верхний 35 – 20 тыс. лет до н.э. Аримьяк-Солюьре

35 – 10 тыс. лет до н.э.Мадлен
макароны

Италия, Югославия, Урал, Вост.Сибирь, Сев.Африка

Крстёнки (Воронеж.обл.)

Авдеево (у Воронежа)

Мезин (Приднепровье)

Мальта (Сибирь)

Пещера Пэр-нон Пэр (3-х братьев)

Пещера Нео (Кампарель)

Сюк-де-Дубер

Пещера Ласко

Фондегома

Костенки, Виллендорф


Иск-во в эпоху мезолита

10 – 6 тыс. лет до н.э. на севере

10 – 8 тыс. лет до н.э. на юге

север


Левант

Кабыстан (Азербайджан)

Пещера Зараут-Камар

юг

Иск-во в эпоху неолита



6 – 2 тыс. лет до н.э. (север)

8 – 4/5 тыс. лет до н.э. (юг)


Север

Петроглифы в Скандинавии:

Белозерск (Залаврия)

Заонежье (Бегов нос\мыс)

Появилась керамика

Юг (неолитическая революция)

Сев.Месопотамия, М.Азия. Египет, Анатолия
Поселение Чатал-Хююк, Хаджилар

Святилище в Иерихоне


Сев. Месопамия

Хассунская культура )Эль-савван, Сиал, Далма)

Культура Телль-Халаф

Самара


Ранний этап Убайской
Энеолит 4 тыс.до н.э.

Медно-каменный век


Культура Балканской Греции

Культура Кукутети


Мегалиты

Менгиры (С. Франция, Англия, Хакассия)

Дольмены

Кромлех (Стоунхендж)




Египет
Гос-ва возникли чуть позже, чем в Двуречье. Дельта Нила на ранних этапах еще очень заболочена. Племена охотников постепенно перемещаются в сторону Нила, создают дренажные каналы для осушения. В отличии от Двуречья, занимались скотоводством и охотой. Гос-ва возникают на основе объединения племен вокруг поселений. Очень рано стремятся к объединению.

К сер. 4 тыс:

Юг – Долина. Верхний Египет

Север – Дельта, Нижний Египет



кон 5 тыс. – 3100 – Додинастический период

Климат жаркий, сухой, оч редко дождь, Нил – единств крупная водная артерия, Дельта заболочена, Западный берег Нила – пустынный, мертвая земля (Запад для египтян – это мир мертвых), Восточный берег – плодородный. Злаковые культуры азиатского происхождения.


1 пол 4 тыс – 1 додинастпический, Амратский период, Негада 1

неолит выражен по-иному, чем в Двуречье: сильнее связь с первобытностью.

Мало сохранилось: нет тростниковых святилищ, только керамика и мелкая пластика

Антропоморфные и зооморфные статуэтки (женское божество)

Керамика

лепная от руки, грубая, глина с соломой или зерном, плохой обжиг, роспись белым по красному фону глины (связь с первобытностью), сцены охоты, редко ритуал танец



чаша ГМИИ охотник с собаками в горах

изо-е вождя
2 пол 4 тыс – 2 додинастпический, Герзейский период, Негада 2

Первые царские дворцы – тростниковые сооружения

Крупные захоронения в могильных ямах (появилась перегородка: для захоронения и для даров)

Керамика стиля Негада 2:

уже используется гончарный круг!, светлый ангоб, роспись черной охрой, сосуды открытого и закрытого типа, качеств обжиг, более сложная сюжетика: изо-е погребальных процессий, плывущие по Нилу ладьи с людьми. Совершающими культовые обряды



Мелкая пластика:

Антропоморфные и зооморфные статуэтки, дощечки-палетки для растирания красок из граувакки (мягкого сланцевого камня) с изо-ем тотемного животного в рельефе и с углублением для красок на другой стороне, церемониальные палетки-стелы (более крупные, с обобщенным изо-м животных)



- палетка с Шакалами Лувр

- палетка с изо-ем гиппопотама Гамбург

- палетка со львом Британский музей, оборотная сторона - палетка с коршунами: фараон в виде льва, когтящий ливийского правителя и фриз процессии

- палетка фараона Нармера Каирский музей: 64 см, расширяется кверху, складывается египетский канон: 3 регистра. Нармер в короне Верхнего Египта одерживает победу на Правителем Нижнего Египта. Он одет в пояс, нарядный церемониальный передник, к поясу привязан бычий хвост. Передник – от хеп-седной традиции омоложения правителя в 30 лет, когда его изо-е захоранивали в кенотафе (ложной гробнице) и заново награждали фараона символами власти. Рядом – сандаленосец, вверху по сторонам – изо-я богини Хатхор (покровительница царской династии) , м-у ними знак серек. Внизу – изо-я бегущих из крепости врагов. На обратной стороне – переплетенные шеями животные с головами пантер, выше – праздничная процессия во главе с фараоном, внизу бык, разбивающий стены крепости.
Раннее царство 3100 – 2700/2750 (1,2 династии)
«Танисский период» (Танис – название 2й столицы)

Энеолит – все активно развивается (ремесла, строительство, масштабная арх-ра)

Обозначилось четкое значение заупокойного культа

Сущность человека:

- Шу-тень,

- Рен-имя

- Физическое тело (футляр)

- Ка – двойник, энергетическая сила человека (статуи в гробницах должны быть портретными)

- Ба – телесная и духовная субстанция, астральное тело, изо-ся в виде птицы

- Анх – обновленная, очищенная судом Осириса сущность

Ложная дверь – символ потустороннего мира

Кошка, лягушка, павиан (культ солнца) – священные животные
Гробничное строительство:

Фараон Менес (Мин, Нармер) – 1й египетский фараон, сын бога Хора. Гос культ Хора и Хатхор.

Символы власти – кнут и жезл (фараон должен заботиться о земле и живущих на ней)

Надземная гробница Мина из Негады: как скамья с погреб камерой по центру.

Мастаба (араб «скамья») – появились в конце 2 дин. Состоит из погребальной камеры, вырубленной в скале, насыпного холма и пристроенной молельни с жертвенником


Заупокойный комплекс царицы Хор-Нойт?

Крепостные стены в Иерихоне

Стела Джетта, Лувр (3000 г, 64 см. на 2,5 м, известняк, изо-е бога Хора в виде сокола, крепко держащего перекладину), обобщенность, монументальность)

Много культовых каменных сосудов



Скарабеи (амулеты-обереги):

- фигурка стареющего фараона 2-й дин

Павиан из Абидоса (3000 г, 52 см., алебастр)

Дворец в Сереке (царский дворец из дерева, прямоуг двор, обнесенный оградой, в который вписан иероглиф Джет (змейка – имя фараона))
Древнее царство (28 – 23 вв ), 3 – 6 династии
3 династия

Абидос - кенотафы

Саккара – мастаба

Гиза - пирамиды

Мастаба (араб «скамья») – появились в конце 2 дин. Состоит из

1) погребальной камеры , вырубленной в скале , насыпного холма , пристроенной молельни

2) мир Ба - мир мертвого тела (вокруг саркофага ставили необходимые предметы и засыпали песком доверху), мир Ка – мир гробничных рельефов (стела с изо-м покойного и есть Ка, покойник лежал головой на север, лицом на Запад. Юж стена – изо-е покойного за жертвенным столом, Северная –дверь).

Капелла имеет тип коридора, позже она стала вырезаться внутри кладки. Как Мастаба вельможи Марат-Руне

Первые росписи появляются только с 6-й династии.

Погребальный комплекс фараона Джосера 27 в до н.э. в Саккаре:

- Арх-р Имхотеп, на искусственной террасе 545 на 278 м, 9 м каменная стена с 15 вратами, главные оформлены в виде пропилей. Южная часть комплекса посвящена празднику Хеб-сед (30-летия правления). Пирамида высотой 64 м. глубина 24 м, 6 ступеней. Храм: при входе вдоль стен – ¾ каннелированные колонны, впервые использованы капители в виде раскрытых цветов папируса и бутонов лотоса, в перекрытиях имитируются бревна. В подземелье изразцовое бирюзовое панно «Ритуальный бег царя».

Пирамида, что это?

- плоть царя (т.к. фараон человек по матери и бог по отцу, гробница – его нерушимая плоть)

- лестница богов

- трон Осириса

- верхушка колоссального обелиска, поднимающегося из земли

- царь=Осирис, пирамида=Осирис


Скульптура Джосера - инкрутстированные глаза, клафт – полосатый царский платок, парик, борода, положенная только богам и фараонам

Деревянная панель Хесира с резьбой из мастабы в Саккаре (сохр 5 панелей) - 1я панель – начальник придворных врачей, начальник царских работ, верховный сановник Юга Египта, условная поза, невысокий рельеф (идет, сидит за столиком, …)

Статуй 3й династии немного, но они легко отличимы: женщины всегда стоят, мужчины идут, опираясь на сэхеб



4 династия (2600 – 2490)

Пирамида Снофру в Медуме, в 70 км от Каира, возможно принадлежал фараону Хуни, ступенчатая пирамида, погребальная камера с ложным сводом

Пирамида Снофру в Дашуре – «ромбовидная» (грани переломлены пополам),

Южная пирамида Снофру в Дашуре – «Красная», 1я правильная пирамида. Высота 104 м, основание 215 на 220, внутри нет подземных галерей, с маленькой пирамидкой царицы, кенотаф

Это «немые» пирамиды. В них нет надписей и религиозных текстов, они появятся только в 6й династии



Комплекс в Гизе (не планировался как единый комплекс):

В 20 км севернее от Мемфиса, место выбрал Хеопс, грунт крепче, чем в Саккаре, был уже распланирован зап и вост некрополь.



Пирамида Хеопса: арх-р Хемиун, длина основания 233 м., высота 147 м., погреб камера на высоте 60 м, есть камера царицы и 2 пирамидки для царицы рядом. 2 погребальных храма Верхний и Нижний с крытым переходом к верхнему храму. Большая галерея в пирамиде длиной 50 м и высотой 5,7 м, а также 5 разгрузочных камер под погребальной. Погреб камера облицована гранитом, а снаружи пирамиды и в коридорах – известняк. Вход в пирамиду с севера. Новшество: более четкая планировка, пирамида теперь одна в центре двора, окруженного стеной. Рядом – пирамидки цариц, с востока – храм. Храм был прямоугольный, с массивными квадратными столбами, по сторонам – 2 узких помещения для статуй. Далее – открытый и закрытый двор и молельни. Входом в комплекс были ворота в долине Нила, к-е стерегли сфинксы.

Пирамида Хефрена: высота 143 м., но стоит на более высокой площадке, чем пирамида Хеопса, сохранилась облицовка наверху, расположена в 300 м от пирамиды Хеопса

Пирамида Миккерина – высота 60 м, оптический эффект: «не маленькая, а далеко находящаяся», + зап некрополь: мастаба вокруг пирамиды, нижний и верхний храм с дорогой м-у ними.

Сфинкс высотой 20 м., длина 57 м. тело льва, голова фараона Хефрена, из монолита, лапы приделаны, в клафте, была борода
Заупокойная статуя

До сер среднего царства не знали полировку, только шлифовку! Статуи высекались снизку вверх.



Статуя Хеопса, 7 см из слоновой кости

Статуя Хефрена из диорита в натур величину, сидит на троне, за спиной – бог Гор в виде сокола.

Портретная статуя Микерина (Менкаура)

Портретная статуя Миккерина

Парная статуя Микерина с женой Хамерернефти

Микерин в окружении богини Хатор и богини нома

Хемиун строитель пирамиды Хеопса, наполеоновский профиль, грузный, старый

Т.н. Гизехская голова (более 20, ставились у входа в погреб камеру, либо вокруг саркофага, у многих = черты сознательных повреждений)

Бюст царского сына Анххафа (пожилой, лысый, мешки под глазами)

2 каирских писца

парная статуя Рахотеп и его жена Нофрет (инкр глаза, муж тела – красная охра, жен – желтая)

женщина, готовящая пиво

мужская голова из коллекции Сальт
5 династия (2490-2340)

Происхождение из Гелиополя, связана с местным жречеством. В Гелиополе развит культ бога Ра – бог солнца, его жена богиня Мут, его сын Хонсу.

Пирамиды не более 70 м высотой, упрощенной конструкции, сложены из ломаных блоков и бута, вход с севера, погреб камера на уровне земли. Больше внимания уделяют оформлению солнечных храмов, они увеличиваются в размерах и декор усложняется (появляются рельефы. Появляются колонны пальмовидные, в виде связок бутонов лотоса и нераспустившегося папируса. Расцвет солнечных храмов
Главный некрополь снова в Саккаре, изменяется структура гробниц: больше помещений вырубается в самой кладке, почти все стены покрываются рельефами.

мастаба чиновника Идут в Саккаре

Солнечный храм фараона Ниусерра в Абу-Сире (реконструкция) Новый тип храма: большой открытый двор, огороженный стеной, в центре – монументальный обелиск с медным наконечником (окаменевший луч солнца), перед ним – жертвенник.

Некрополь в Абу-Сире - реконструкция солнечного храма фараона Сахура, верхний припирамидный храм – открытый перестильный двор опирается на 1-2 ряда колонн. Колонны бывают: пальмовидные, лотосовидные, папирусовидные, пучок папирусов, композитные.

Пирамида Униса в Саккаре - сейчас – холм, но нутрии все сохранилось), высота 110 м, внутр помещения впервые! покрываются текстами. Врезанные иероглифы, прокрашенные сине-зеленой краской (сэхэдж - озеленение-воскрешение), т.е. контакт с иным миром.
Заупокойные гробничные статуи:

Портрет фараона Усеркафа - из черного базальта, шлифовка. Мягкие сглаженные черты лица

Статуя вельможи Каапера (сельский староста) - в позе идущего, с посохом, похожим на скипетр сэхэб, приставные руки на шинах (женские всегда цельные), инкрустированные глаза

Статуя писца Каи- Лувр 0,53 м высотой, в сидящей позе, инкрустированные глаза

Статуи чиновника Ранофера – в позе идущего, очень жизненное лицо

Деревянные статуэтки слуг - за обыденными делами
Рельеф Древнего царства

Изо-я и тексты из гробниц вельмож вокруг пирамид (мастаба)– главные источники этого времени. Гробницы заполнены 2мя типами сцен: прославление сановника (его дела, его служба) и сцены, призванные доставить сановнику загробное блаженство (приготовление пищи). Главная сцена – человек перед жертвенным столом. Здесь же есть ложная дверь, сцены – приготовление пищи (гуси, идущие на кухню), автобиография сановника (имя должность, служба у фараона).



Хеп-седный рельф фараона Ниусерра фараон идет к пустующему трону, невысокий рельеф

Пленные ливийцы, которых ведет Ниусерра

Рельеф с рыбаками из храма в Абу-Сире - изо-е еды имело большое значение для мира Ка, верхний регистр – пеликаны свои ходом идут на кухню, нижний – рыбная ловля. Тщательно вырезаны изгибы волн, перьев, листьев

Писцы за работой из гробницы чиновника Ти в Саккаре- вверху подписаны имена и должности

Охота на Ниле из гробницы чиновника Ти в Саккаре – люди в лодках, изо-е чиновника канонично, слуг - нет

Люди, перегоняющие коров - Корова смотрит на теленка, несомого пастухом

Разделка туши быка

Погонщики быков

Гробница Птахотепа: Ювелирная мастерская, погонщик быка с дубинкой, пьющий воду, играющие дети

Анонимная гробница в Саккаре покойный в леопардовой шкуре, муж и жена

Гробница Нефера в Саккаре ложная дверь

гробница Неферишемра ??



пастушеская сцена из гробницы Аххотепа
6 династия (2340 – 2180)

Максимальный размер гробниц. Появляются изо-я в погребальных камерах (раньше опасались)



живопись в гробнице Кадмаиха линейная иероглифика – особый тип письма для заупокойных текстов, ей соответствуют курсивные изображения

мастаба Мери Рука - более 20 помещений, Мери Рук и его жена , музицирующая

Скальные гробницы Кара и Иду - небольшие каменные истуканы

скульптура фараона Пеппи 1 и его сына (техника утраченного воска)

Сенедтем иб Мэхи

Карлик Сенеб и его жена и дети – глава всех царских карликов

Пленные негры

Статуэтка обнаженной девушки

Горшечник унылое лицо без утрирования

Танец

Гробница Анмахора Бык, ладья

Рельеф из гробниц Ини в Саккаремасса слуг несет палантин, опахала Человек, несущий дары

Гробница Похелуна Сцена охоты льва на негра, встреча жены и дикобраза

Пепи 2 правил 100 лет, дожил до 110, после него – 1й переходный период


1-й переходный период 200 лет
Поучение Мерикара от его отца фараона Хети: быть фараоном – это служба, люди – паства Бога, Бог – добрый пастырь, никто не может распоряжаться человеческой жизнью, т.к. она – божий дар

Рельеф из гробницы Неферсереха??

Стела Ментиуи и его жены Хани лирико-личный оттенок

Встреча 2х братьев
Среднее царство 21 – 18 вв, 11-13 дин.
Язык, литература – классическое время, великолепные произведения, сказки, повести

Объединение под эгидой правителей из Фив.

Из Фив – поучение Аменемхета 1 своему сыну Синухету (не доверять номовой аристократии)

Из Гераклиополя – поучение царя Хети своему сыну Мерикару

«Разговор разочарованного со своей душой». «Песнь арфиста». «Книга 2х путей» из Фив (вошла в «Книгу мертвых»)

Арх-ра

Заупокойный храм фараона Ментухотепа 1 в Деир-эль-Бахари 21 в, 11 дин (2х ярусный, увенчан пирамидой)

Новый тип заупокойного храма: соединение мемфисской и фиванской традиции. Огромный гипостильный зал, по фасаду и по бокам – портики, пологие подъемы пандусы, 4х гранные столбы с высеченными именами фараона, на облицованных стенах – цветные рельефы (войны, царская охота), Под гипостилем – вырублена гробница фараона. За основной частью – вырубленный в скале открытый двор, окруженный колоннадой и крытый 2й гипостильный зал. Под полом открытого двора с колоннадой – 6 женских гробниц. Нижний портик – пропилеи, от него – мощеная дорога длиной 1200 м, шириной 33 м, ведущая к заупокойному храму, вдоль нее – каменные раскрашенные статуи царя, перед фасадом – огромный парадный двор, по сторонам пандуса – 2 больших водоема, деревья.



Пирамидальные комплексы от Дашура до Фаюма - меньшие размеры, непрочные конструкции: 8 +8 пересекающихся каменных стенок, заполненных обломками камня и щебня, облицованы известняком, быстро разрушились. Как и раньше с восточной стороны примыкал заупокойный храм, от которого шла дорога, ведущая к воротам в долине. Вокруг пирамиды мастаба придворной знати. Новое в храмовом строительстве: появление 3-нефного зала с более высокими средними колоннами. Появление протодорических колонн. Появление пилона – 2 массивных башен с узким проходом между ними оформляющих вход в хам, 2 обеиска перед храмом.

Пирамида Сенусерта 1 высота 61 м

Обелиск от храма фараона Сенусерта 1 - высота 30 м, из одного куска розового гранита, вершин обита медью

Лабиринт (Погребальный комплекс Аменемхета 3, 1800) в Хавара – кирпичная облицованная пирамида, погребальная камера высечена из желтого кварцита. Большой заупокойный храм 72 тыс кв м. Рядом 2 колосса Аменемхета 3 из желтого кварцита

Гробницы номархов в Среднем Египте, близ совр. Бени-Хасан, вырезали в известковых скалах, фасады в виде портиков с 2-4-6 лотосовидными колоннами, за портиками – неширокие прямоуг залы , 2 ряда колонн
Скульптура Среднего царства

Стилистически близка Др царству: массивность, монументальность, статичность, схематичность, резкая реалистичность

Новое от 12 дин: теперь статуи ставили не только в тайниках, но и под открытым небом и в храмах для прославления сущ-х живых владык Египта

Хеб-седная статуя Ментухотепа 1, 21 в, – 2 дин плотно сбитая, мощная, геометризованная фигура

Погребальная лодка ГМИИ

Голова Синусерта 3, 12 дин, 19 в обсидиан, морщины, реалистично

Сфинксы Аменемхета 3 из Танаиса –статичные позы, обобщенно, новое – более вытянутые пропорции

Сфинкс Аменемхета 3– в виде льва, с большими ушами, хорошо разработанной гривой,

Статуя Аменемхета из Хавары – желтый известняк стали передавать фараона в разных возрастах! Сидит на троне, похоже на статую Хефрена, ступни не сохранились.
Рельеф

лаконизм силуэтов и обобщенно трактованных объемов



Рельефы на известняковых саркофагах царицы Кавит из Деир-эль-Бахари

Рельефы на известняковых саркофагах царицы Ашаит из Деир-эль-Бахари

2 плиты из гробницы Хени ГМИИ

стела Хенену

Сцена охоты из гробницы номарха 14 нома Сенби охотится сам

Сцена охоты из гробницы номарха 15 нома Тхутихотепа наблюдает за охотой своих сыновей. Больший реализм, чем в Др Ц
Больше росписей, а не рельефов, т.к. менее трудоемко, дешевле, быстрее

Особенности росписей:

- большое количество вариантов композиций на одинаковые сюжеты (охота, рыбная ловля, сельскеие сцены, жертвоприношения) Гробницы номархов Тхутихотепа, Сенби, Укхотепа: Сбор папируса, Поющий пастух

- новые сюжеты: приход кочевников-азиатов, перевоз крупной статуи номарха Гробница Хнумхотепа 2

- тональное объединение всех изо-й с фоном, след-но живописные композиции, более легкие линии, иногда вообще без обводки

- чисто живописные приемы: тоновые переходы Кошка, Удод из Гробницы Хнумхотепа 2

Рельефы и росписи

Рельеф из гробницы Дшхути-Хопера (Тхутихотепа?) Женщины с цветами лотоса

Гробница Хиумхотепа 2 (Антилопий комплекс. Бени-Хасан) 12 дин, 20 в: Камышовый кот, Удод прорисован каждый листочек, переходы цвета, нет обводки фигур, тональное объединение с фоном. Приход азиатов: семитки из Палестины в неегипетских одеждах с неегипетским орнаментом, оч точно схвачены этнические черты. Сбор плодов, Сцена с кормлением пустынных антилоп слуги изо-ны полностью в профиль, вполуприсяд

Ложная дверь

Сцена ритуального бега на Хеп-сед
Рельеф Человек, пашущий на быках из гробницы в Меире

Рельеф Сбор папируса из гробницы в Меире

Ожерелье – перегородчатая эмаль

Пикторель Аменхотепа 3 знак АНХ – дыхание жизни с руками и опахалом

Кораблики (нубийские воины)


Мелкая пластика

Фигурки слуг, богов из дерева, камня, фаянса

Новое - местные центры: более стройные пропорции, мягкие линии силуэтов



Деревянные полихромные носительницы даров из Сиута 12 дин, 19 в

Слуги-дароносцы из Эль-Берше дерево

Дерев скульптуры лучников-нубийцев и воинов-египтян с копьями и щитами из гробницы Месекти – передача обобщенных форм фигур и типизация отличительных черт в лицах

Фрагмент статуэтки фараона Сенусерта 3 – обсидиан (прочнее только алмаз), сидел на троне, видимо

Сфинкс женский – инкруст глаза, полировка, улыбка, витающая на губах, красивое лицо

Статуя Аменемхета 3 – много его портретов в разных возрастах, в ГМИИ из черного базальта

Исида с младенцем Хором – младенец уже не маленького размера взрослый, а настоящий ребенок

Старуха заплетает косы молодой женщине, кормящей грудью
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница