Первый раз в первый класс



Скачать 59.81 Kb.
Дата15.11.2016
Размер59.81 Kb.


ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС

Как сделать так, чтобы 1 сентября не стало шоком для вашего ребенка













К новому учебному году специально для родителей и учителей Уральская окружная телекомпания Ермак (Екатеринбург) запустила в эфир серию социальных программ "Гость Дня" - "Школьный Советник", посвященную проблемам образования, социальной и интеллектуальной адаптации детей в школе. В программе даются конкретные советы психологов, социологов, медиков, юристов и других специалистов.

Программа "Гость Дня" из серии "Школьный Советник", посвященной школьным проблемам, выходит в эфир по вторникам и четвергам, в 21.00 (в Екатеринбурге) на телекомпании Ермак (12-й метровый канал вещания).

Наше издание присоединяется к акции, и дважды в неделю мы публикуем текстовые версии программы Гость Дня из серии Школьный Советник. Сегодня вопросы социальной и психологической адаптации ребенка к школе, Алина Белковская обсуждает с кандидатом психологических наук, врачом-педиатром, Светланой Шабас.


Белковская: Первый вопрос об адаптации ребенка к школе. Как нужно вести себя с ребенком, что ему говорить, чтобы сформировать у него адекватное ожидание от школы?

Щабас: Для того чтобы сформировать правильное представление о школе и не получить нервных срывов в первые же месяцы, нужно очень хорошо представить, что такое для ребенка школа. Это в первую очередь, режим дня. Очень часто получается так, что родители до 31 августа балуют ребенка: он встает, когда хочет, ест, когда хочет. Этого делать нельзя.

Далее: можно порекомендовать тихим летним вечером взять ребенка за руку и сходить в школу, - познакомить. Показать классы, парты, рассказать, что он будет делать в этих классах (физкультурный, музыкальный). Будет хорошо, если ребенок познакомится с учителем. Чтобы он знал и видел, что этот человек хорошо к нему относится, что это человек не незнакомый (как это часто бывает, когда ребенка приводят в первый класс, он впервые видит учительницу).

Следующий аспект, это конечно новые принадлежности. Некоторые родители делают так, что первого сентября ребенок, проснувшись, видит подарок: пенал, портфель и проч. Что получается? Это, кстати, отзывы учителей начальных классов: у ребенка первые полтора-два месяца уходят на то, чтобы он просто приспособился к тем школьным принадлежностям, которые купили ему родители. Он элементарно не знает, как замочки застегиваются.

Более того, рекомендация психологическая может быть такая. Не покупать ничего "крутого". Чем проще у ребенка будут предметы в первом классе, тем легче ему будет с ним обращаться. И необходимо за неделю, за две познакомить ребенка с теми предметами, которые купили.

Так же недопустимо в школу покупать звучащие предметы. Потому что, представьте - 30 человек в классе, каждый пока открыл, закрыл - это лишние звуки, которые отвлекают ребенка.

Ну, безусловно, что будет еще новое для ребенка, - это новый детский коллектив. Здесь выигрывают те дети, которые ходили в дошкольные учреждения, т.е. есть те, у кого есть уже социальный опыт. Такие дети представляют свой социальный статус внутри детского коллектива. А те, кто не ходил, им конечно сложнее. Но со всеми детьми желательно вечером - перед сном проговаривать: "когда ты придешь в школу, у тебя там появятся новые друзья, у вас будут совместные интересы, может быть, они будут приходить с тобой домой" и т.д. Это уже родительское представление и фантазия, что там будет делать ребенок.

Следующий аспект - это, конечно, педагоги. В этом плане то, что в начальной школе почти всегда один учитель - это с одной стороны плюс. Ребенку не надо приспосабливаться ко многим учителям - нет дополнительной стрессовой ситуации. С другой стороны - это и минус, потому что, если у ребенка возникнет конфликт с педагогом, это скажется на всех предметах. Безусловно, социальное взаимодействие с педагогом неизбежно, поэтому здесь задача родителей сказать ребенку, что вы его всегда будете поддерживать, когда он будет прав. Что не будете бросать его, если у него что-то не будет получаться с учителем.



Белковская: Вы говорите, что об учителях надо говорить хорошо, о школе нужно говорить хорошо… но нужно ли формировать у ребенка такую радужную картину мира и всеобщей школьной любви и благополучии, или все-таки нужно говорить о каких-то проблемах, с которыми он будет сталкиваться? А то не получится ли так, что родитель рассказал, как все будет замечательно, а ребенок приходит и сталкивается с сущим адом наших почти советских все еще школ, и у него отрубается желание учиться вплоть до 12 класса.

Щабас: Здесь есть такой маленький психологический аспект, что дети очень восприимчивы и если мы в красках будем описывать им возможные проблемы, то у ребенка просто может возникнуть яркое образное представление данных ситуаций. Самое важное тут - родителям соблюсти золотую середину. Можно не говорить о том, что там будет хорошо и здорово, но то, что школа дает знания, - безусловно, каждый родитель должен говорить. Но описывать ребенку какие-то конкретные негативные вещи я бы не рекомендовала. Именно в связи с особенностью детской психики ярко визуализировать рассказываемое. Тем более, недопустимо, чтобы родители рассказывали о будущих проблемах в красках.



Белковская: В связи с тем, что конфликты все равно неизбежны, как можно профилактировать у ребенка социальные страхи?

Щабас: Ребенок стопроцентно должен знать (и это родители должны озвучивать постоянно), что если у него возникнут какие-то проблемы, то взрослые ему обязательно помогут. Ребенок должен быть твердо в этом уверен. Только такой ребенок будет психологически защищен. К сожалению, большая часть нехороших вещей с случается как раз с теми детьми, кто не научен советоваться с родителями. Или кто боится, у кого отбили это желание. Причина может быть в равнодушии родителей, в их эгоистичности. Плохо, когда родители любую неудачу ребенка воспринимают в негативном плане и наказывают его за эти неудачи.



Белковская: Светлана Георгиевна, еще вопрос, касающийся учителей. Многие родители спрашивают, о чем нужно поговорить с учителем? Что у него нужно спросить перед первым сентября, что нужно рассказать о ребенке? О чем нужно попросить? Если можно - конкретные советы.

Щабас: В первую очередь, нужно обсудить с учителем здоровье ребенка. В последние нескольких десятилетий резко возросло количество детей с нарушением зрения. А первых парт только три и начинается битва. И в этом плане надо понимать, что здесь не только проблемы зрения должны учитываться: есть дети неусидчивые или расторможенные и, посадив такого ребенка за последнюю парту, мы получим необучаемого ребенка за последующие полгода или год. И получим конфликты. Естественно такие особенности ребенка с учителем тоже нужно проговорить.

Но необходимо родителей предостеречь в плане того, что не надо рассказывать все. Как педагог отреагирует на информацию о болезни вашего ребенка, никто не знает. И, к сожалению, в наших школах бывают ситуации третирования ребенка тем или иным нарушением здоровья: "ах ты плохо слышишь?!" И дети в первом классе мгновенно подхватывают отношение учителя, и ребенок становится изгоем, может быть, даже на всю жизнь.

Белковская: А как с этим бороться?

Щабас: Бороться здесь, к сожалению, никаким образом нельзя. Единственное, что должно быть - это интуиция родителя…

Здесь очень бегло затронута проблема треугольника "родитель-ребенок-учитель", в последующих программах мы разберем ее более детально. Так же как и болезни, названные медиками "Школьными болезнями" и выделенные в отдельную группу.

Свои вопросы Школьному Советнику задавайте на e-mail: sovetnik@ermaktv.ru, или звоните на телекомпанию Ермак в Екатеринбурге: (343) 3-777-007 с 10-ти до 17-ти по будням. Даже если вы не можете посмотреть программу по "географической причине", вы сможете прочесть ответ на свой вопрос в нашем издании!



В Екатеринбурге программы "Гость Дня" из серии "Школьный Советник" выходят каждый вторник и четверг в 21.00 на Уральской окружной телекомпании Ермак. А мы продолжим публикацию текстовых версий интервью! Следите за публикациями!





















Начало формы
Конец формы


11:32 31.08.04
вернуться на главную




Ссылки по теме:




 Известия науки

Виктор ШАТАЛОВ: "Мои дети заканчивают школу не в 11-м, а в 9-м классе"

 Известия науки

"Как преодолеть золотое сито"

 Известия науки

Куда пойти учиться: составлен рейтинг 500 лучших университетов мира

 Известия науки

Утром - математика, днем - футбол, а вечером "капустник". Лето для одаренных школьников не только пора отдыха












База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница