Перспективы Украины в ес или еэп – Pro et Contra. Первые шаги к сотрудничеству – Украина наблюдатель в ЕврАзЭС



Скачать 113.35 Kb.
Дата18.11.2016
Размер113.35 Kb.


студент II курса факультета МО Карпов Валерий Валерьевич

Перспективы Украины в ЕС или ЕЭП – Pro et Contra.
Первые шаги к сотрудничеству – Украина наблюдатель в ЕврАзЭС.

Прежде всего необходимо отметить, что высшие должностные лица Украины постоянно подчеркивают: для Украины ЕС и ЕЭП (Таможенный союз в том числе) не являются противоборствующими объединениями. Основная задача Украины при перспективах вступления в эти структуры – это максимальное отстаивание национальных позиций и интересов, сохранение или улучшение существующих торгово-экономических отношений.

На этом фоне обращают на себя внимание показатели внешней торговли Украины с разными объединениями: удельный вес стран ЕС в общем объеме товарооборота Украины за прошлый год составляет 33,5%, стран СНГ – 42%, в том числе России – 32,4%.

С 1 января 2012 года на территории СНГ начинает функционировать Единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана. Уже при разработке и наполнении уставных документов основное внимание было сконцентрировано именно на углублении развития торговых и производственных связей внутри этой структуры.

Поэтому, как предполагают его участники, основное внимание внутри ЕЭП будет уделяться перспективам интеграции стран в устойчивый и долгосрочный проект, который не будет зависеть от возможных мировых финансовых и других кризисов.

Если коснуться истории, то процесс формирования ЕЭП начался в 2000 году с образования Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), а далее и Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.

Соглашение о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП) было подписано 19 сентября 2003 г. в г. Ялте и ратифицировано парламентами всех четырех государств 20 апреля 2004 г. (Россией, Белоруссией, Казахстаном и Украиной).

В настоящее время Украина принимает участие в формировании Единого экономического пространства с учетом оговорки, выраженной в момент подписания и ратификации Соглашения о формировании ЕЭП, которое ограничивает ее участие в соглашениях, противоречащих Конституции и международным обязательствам Украины.

Основной целью участия Украины в формировании и функционировании Единого экономического пространства, как это предусмотрено Соглашением о формировании ЕЭП и Концепции формирования ЕЭП, является создание зоны свободной торговли без изъятий и ограничений, с учетом норм и принципов ВТО, а также требований, вытекающих из интеграции Украины в Европейский Союз. Кроме того, это положение было еще раз подтверждено в заявлении президентов, сделанной во время саммита, который состоялся 27 августа 2005 г. в г. Казань, где указано, что "первоочередным, базовым и неотъемлемым этапом формирования Единого экономического пространства является зона свободной торговли без изъятий и ограничений ".

В развитие подписанного Соглашения о формировании ЕЭП и в соответствии с поручением глав государств-участников ЕЭП от 15 сентября 2004 г., в конце декабря 2004 года была завершена предварительная подготовка 92 проектов международно-правовых документов по формированию Единого экономического пространства. Сторонами также был подготовлен и еще 15 сентября 2004 утвержден президентами Сторон перечень из 29-ти соглашений, который базировался на соглашениях, формирующих зону свободной торговли в рамках ЕЭП.

В ходе подготовки проектов соглашений Стороны отошли от этого и в настоящее время перечень первоочередных соглашений, согласованный российской, казахстанской и белорусской Сторонами, состоит из 38 документов и включает целый ряд соглашений, которые являются элементами Таможенного союза.

В результате переговорного процесса относительно согласования международно-правовых документов, подлежащих подписанию в первоочередном порядке, в четырехстороннем формате (Беларусь, Казахстан, Российская Федерация и Украина) были согласованы 14 проектов соглашений, относительно которых украинской стороной осуществлялись внутригосударственные процедуры с целью подготовки к подписанию. На сегодня внутригосударственные процедуры в Украине практически завершены по 11 проектам соглашений.

Вместе с тем, в рамках подготовки к подписанию международно-правовых документов по формированию ЕЭП существуют принципиальные замечания украинской стороны, до принятия принципиального решения в рамках формирования ЕЭП относительно которых украинской стороной не могут быть подписаны даже эти 11 соглашений.

В настоящее время, с учетом приоритетности вступления государств-участников ЕЭП в ВТО и в связи с переориентацией Беларуси, Казахстана и России на создание Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС переговорный процесс в рамках ЕЭП с июня 2006 года Украиной приостановлен.



Оценки последствий вступления Украины в ЕС.

Какие же процессы происходят в Украине по вопросам присоединения к ЕС или ЕЭП?

Президент Украины В. Янукович в интервью The Wall Street Journal заявил, что стремление сотрудничать с Россией – не единственное направление в украинской политике. По его словам, курс будет взят на укрепление связей «с уважаемыми международными финансовыми институтами» и увеличение «вклада в мировое экономическое сообщество».

Премьер-министр Украины Н. Азаров, комментируя высказывания о давлении России о перспективах переговоров Украины по созданию зоны свободной торговли с ЕС путем возможного снижения цены на газ, категорически отвергает это. В то же время российские дипломаты (посольство РФ в Украине) отмечают, что по этому поводу политического давления на Украину нет, но имеется обеспокоенность, как переговоры о создании зоны свободной торговли с ЕС повлияют на будущие украинско-российские экономические отношения. В этом случае не исключаются обострения во внешнеэкономической деятельности со стороны России: уменьшение квоты на экспорт украинских труб; введение тарифных и нетарифных барьеров по отдельным товарам; ужесточение требований по фитосанитарным нормам.

И ограничение на поставки украинских сыров на российский рынок в текущем году – первая ласточка таких действий.

По оценкам специалистов, на условиях, которые предлагаются в договоре о зоне свободной торговли (ЗТС) Украины с ЕС, для украинских производителей теряются рынки в сельском хозяйстве, машиностроении. Кроме того, в проекте договора сохраняется масса изъятий из режима свободной торговли.

Украинскими экспертами произведены расчеты, в результате которых вступление Украины в ЗСТ с ЕС оценивается падением практически всех экономических показателей, в т.ч. ухудшение условий торговли с государствами — членами ЕС на 2,5%. При этом последние имеют возможность смягчения негативных последствий такого шага Украины посредством изъятий из отношений свободной торговли, введения защитных мер, а также технического регулирования. В результате этих мер и увеличения импорта из стран ЕС (15%), который не компенсирует некоторое увеличение экспорта (10%), Украина будет терять ежегодно до 1,5% ВВП.

Можно привести и позицию официальных лиц Евросоюза: ещё в апреле 2010 года европейский комиссар по расширению Евросоюза и политике соседства Ш. Фюле назвал несовместимыми создание зоны свободной торговли между Украиной и ЕС и участие страны в Таможенном союзе в рамках ЕЭП. Такую же позицию занимает и председатель Еврокомиссии Ж.М. Баррозу, по мнению которого Украина может сотрудничать с ЕС, подписывать соглашения, но не вступать в Таможенный союз.

При этом в Еврокомиссии подчеркивают, что соглашения о зоне свободной торговли не должны подрывать обязательства, взятые при создании зоны свободной торговли с ЕС. Поэтому для Украины будет практически невозможно вести переговоры о зоне свободной торговли с ЕС, если она будет присоединяться к Таможенному союзу, страны которого не либерализовали свою торговлю с ЕС. Эту позицию подтверждают и в Минэкономразвития Украины.

Позиция украинского МИДа по этому вопросу также отрицательная: приоритет Украины состоит в скорейшем вступлении в Евросоюз и первым шагом к этому является заключение Соглашения об ассоциации, частью которого является зона свободной торговли.

Что касается позиции России, то, как заявил постоянный представитель России при ЕС В. Чижов, стремление Украины присоединиться к Евросоюзу не вызывает у России опасений.

Возможные риски и преимущества для Украины, которые могут представлять в результате вступления в ЕС, по оценкам украинских экономистов, приведены в таблицах (Приложение 1).

В договоре о ЗСТ с ЕС фактически выводятся из режима свободной торговли группы товаров с № 1-24 (продукты питания и сельского хозяйства). Вводятся графики поэтапного уменьшения величины таможенных пошлин.

Все эти ограничения делают выгоды Украины от подписания договора о ЗСТ с ЕС достаточно иллюзорными.

Это подтверждается и итогами участия украинской делегации в европейских переговорах. Так, 15 мая 2012 г. премьер-министр Украины Н. Азаров принял участие в заседании Совета по вопросам сотрудничества между ЕС и Украиной в Брюсселе, на котором рассматривались и вопросы подготовки к подписанию соглашения об ассоциации но его встречи с президентом Совета ЕС Г. ван Ромпеем и президентом Еврокомиссии Ж.М. Баррозу подтверждены не были. А Высокий представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности К. Эштон на пресс-конференции заявила, что «…мы надеемся, что для них (Украины) отношения с ЕС будут настолько же важными, насколько наши отношения с ними являются важными для нас». Таким образом, позиция Евросоюза по вопросам активизации сотрудничества с Украиной в последние месяцы представляется замороженной.

Положительные и отрицательные последствия для страны при полноценном участии в ЕЭП и Таможенном союзе.

Перспективы сотрудничества и организация работы Таможенного союза можно охарактеризовать следующим.

Первые оценки работы Таможенного союза уже показывают положительную динамику для участников. Темпы роста внешнеторгового оборота стран-участниц самые высокие за последние 5 лет.

Можно привести и оценки В.В. Путина при его встрече с Премьер-министром Украины Н. Азаровым в прошлом году: выигрыш Украины от вступления в Таможенный союз может составить от 6,5 до 9 млрд. дол. в год, а рост ВВП Украины только от принятия административных решений в сфере интеграции – 1,5-2%.

Президент Украины В. Янукович неоднократно заявлял, что допускает пакетное соглашение относительно вступления Украины в Таможенный союз по формуле «3+1».

Позиция Президента Украины В. Януковича по вопросам дальнейшего сотрудничества с Таможенным союзом, которую он высказал 15 мая 2012 г. после двусторонних переговоров с Президентом Российской Федерации В. Путиным, остается прежней – Украина будет искать модель сотрудничества с ТС, но процесс будет активизирован. По вопросу возможного вступления Украины в ЕврАзЭС В. Янукович отметил, что его страна продолжает оставаться наблюдателем в этом союзе, ситуация с экономическими изменениями в странах Таможенного союза отслеживается и после анализа результатов могут быть выработаны рекомендации.



Показатели экономики Украины при условии вступления в разные политические и экономические образования.

Вместе с тем, оценки возможных последствий от вступления Украины в ЕЭП и Таможенный союз неоднозначные.

К негативным факторам можно отнести применение странами-членами ВТО компенсационных мер относительно Украины (около 2 млрд. дол.).

Кроме того, Украина будет вынуждена повысить импортные пошлины на отдельные виды товаров до общих с Таможенным союзом: если сегодня средняя ввозная ставка на украинской границе составляет 4,5%, то на границах Таможенного союза – 10,25%.

Как показывают расчеты экономистов, прирост/снижение объемов выпуска продукции по ВЭД (видам экономической деятельности) и ВВП в целом при условии вступления Украины в Таможенный союз характеризуется следующим: прирост ВВП от этого фактора прогнозируется на уровне 2,2%, валовой выпуск – на 3,3%, внешнеторговый баланс в целом по Украине будет положительным.

Если оценивать сумму компенсаций от вступления Украины в Таможенный союз, то, по предварительным оценкам украинских специалистов, только отмена экспортных пошлин на нефть даст до 3 млрд. дол., на нефтепродукты – 500 млн. дол., снижение цен на газ до уровня внутрироссийских – 4,5 млрд. дол. США.

По оценкам Центра политической конъюнктуры (РФ) потенциал взаимодействия России и Украины в рамках Таможенного союза довольно большой. Учитывая стагнационные процессы в ряде отраслей украинской промышленности, этот процесс может стать антикризисной мерой, так как приведет к увеличению количества занятых рабочих мест в ключевых отраслях экономики.

Однако следует обратить внимание и на такой вопрос, как наличие надгосударственных структур в Таможенном союзе и ЕЭП. Их создание стало одним из камней преткновения для вступления Украины в Таможенный союз, так как для этого необходимо внесение изменений в основной закон страны. Высказывали свое отрицательное мнение по их функционированию и другие страны СНГ.

Какие выводы можно сделать по итогам анализа ситуации в Украине по вопросам выбора пути интеграции?

Результаты совместного исследования Института экономики и прогнозирования НАН Украины и Института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук, многочисленные авторитетные экспертные оценки и заключения свидетельствуют о важности скорейшего интегрирования Украины в Единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана.

Экономически, согласно проведенным расчетам ученых, участие Украины в ЕЭП оценивается в 219 млрд. долл. за период с 2011-го по 2030 г., или в 6—7% увеличения ВВП.

Конкретные шаги навстречу ЕЭП обеспечат Украине жизненно важные экономические преимущества в реальном времени, основанные на паритетном партнерстве, в противовес неопределенности ассоциированного членства в ЕС.

Так, ещё 8 июля 2011 г. в Москве представители Украины передали российской стороне проект Соглашения, которым предусматривается алгоритм сотрудничества Украины с Таможенным союзом в формате «3+1».

На встрече с Президентом Украины В. Януковичем во время неформального саммита СНГ в Москве 15 мая 2012 г. Президент Российской Федерации В. Путин подчеркнул, что Россия продолжает выступать за участие Украины в интеграционных процессах, но выбор направления – за Украиной.


Приложение 1



Возможные риски для Украины при создании ЗСТ с ЕС

  • В краткосрочной перспективе возникнет необходимость в привлечении значительных ресурсов, в том числе финансовых, для обеспечения адаптации и имплементации новых актов законодательства

  • Усиление конкуренции и дальнейшее вытеснение национальных производителей с внутреннего рынка Украины

  • В краткосрочной перспективе отдельные отрасли промышленности Украины (производство машин и оборудования, в т.ч. приборов и аппаратов, химическое производство, производство резиновых и пластмассовых изделий) несут потери из-за низкого уровня конкурентоспособности

  • Снижение конкурентоспособности отдельных видов сельскохозяйственной продукции отечественного производства на внутреннем рынке в связи с наличием мощной системы государственной поддержки сельского хозяйства ЕС

  • Рост отрицательного для Украины сальдо двусторонней торговли и ухудшение структуры экспорта в связи с переориентацией отечественных экспортеров по экспорту готовой продукции на экспорт сырья и полуфабрикатов

  • Необходимость переоснащения и изменения технологий производства, необходимость поиска партнеров и инвесторов с целью модернизации производств

  • Ограниченность возможности предоставления защиты «молодым» отраслям, которые еще не достигли должного уровня конкурентоспособности и нуждаются в государственной поддержке






Потенциальные ПРЕИМУЩЕСТВА для Украины
от создания ЗСТ с ЕС


  • Увеличение объемов производства и экспорта отечественной продукции традиционных экспортоориентированных отраслей в связи с получением ценового преимущества за счет отмены ввозных пошлин со стороны ЕС, в частности, производства и экспорта сельскохозяйственной продукции (зерно, масло)

  • Создание гармонизированного правового поля для обеспечения деятельности субъектов торговых отношений путем приближения законодательства Украины к законодательству ЕС

  • Усиление мотивации и заинтересованности отечественных производителей в повышении национальных стандартов до уровня европейских

  • Уменьшение нетарифных ограничений в торговле сельскохозяйственной продукцией в рамках сотрудничества в сфере санитарных и фитосанитарных мер

  • Ограничение монополизма и конкуренции на внутреннем рынке Украины, расширение номенклатуры товаров и услуг на внутреннем рынке

  • Увеличение объемов инвестиций из стран-членов ЕС и других стран в экономику Украины, переоснащение и модернизация отечественных предприятий

  • Рост объемов транзита товаров по территории Украины в направлении «восток-запад»




База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница