Перспективы развития транспортно-логистического кластера алматинской области



Скачать 139.8 Kb.
Дата22.04.2016
Размер139.8 Kb.
УДК 656.13.072:338

Сыздыкбаева Б.У., к.т.н., доцент, ТарГУ им. М.Х.Дулати


ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА АЛМАТИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Транспортно-логистический комплекс Алматинской области выступает как региональный фрагмент транспортной сети Казахстана с меняющимися в зависимости от экономической и политической конъюнктуры границами и доминирующим транспортным узлом – транспортно-логистическим центром (ТЛЦ), дислоцированным в г.Алматы и координирующим товаро- и пассажиродвижение в интересах клиентов и перевозчиков.

В перспективе транспортно-логистические центры области совместно с планируемым к строительству терминалом города Алматы сформируют единую систему транспортно-логистических услуг региона.

Алматинская область обладает рядом мощных системообразующих и интенсивно развивающихся геостратегических ресурсов. Это территории, граничащие с развивающимися приграничными районами соседнего Китая, международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос», пограничный автопереход Кольжат, приграничная торгово-экономическая зона «Хоргос - Восточные Ворота» и индустриально-сервисная зона «Достык».

На территории области в рамках проекта «Западный Китай - Западная Европа» получат развитие международные транспортно-коммуникационные отрезки Южного транспортного коридора страны в направлении «Достык – Алматы» и «Хоргос – Алматы».

В настоящее время в целях обеспечения деятельности международного центра приграничного сотрудничества «Хоргос» осуществляются мероприятия по развитию его транспортной и сервисно-торгово-производственной инфраструктуры.

В рамках формирования кластера «Транспортная логистика» в поселках Первомайский и Отеген Батыра Илийского района созданы транспортно-логистические комплексы.

Согласно Плану мероприятий по развитию станции Достык для обеспечения потребностей зоны и обработки транзитных контейнерных грузов, расширения пропускной способности железнодорожного перехода Достык предусматривается создание крупного транспортно-логистического центра на базе пограничного перехода Достык. В соответствии с Транспортной стратегией Республики Казахстан до 2015 года [1], запланировано дальнейшее развитие пограничного перехода Достык, как активно действующего транспортно-логистического узла международных транспортных коридоров с увеличением доли транзитных грузоперевозок через транспортно-логистический центр.

В последние годы в Казахстане в рамках реализации долгосрочной Транспортной стратегии республики активно формируется отечественная сеть современных транспортно-логистических центров.

Транспортно-логистический центр планируется как интермодальный транспортно-логистический комплекс, имеющий необходимый сортировочный парк и техническое оборудование, оказывающий стандартный комплекс услуг (выполнение погрузо-разгрузочных работ, контейнеризация, пакетирование/паллетирование и другие услуги с добавленной стоимостью, выполнение всех требований госорганов по прохождению таможенных, карантинных и других процедур и т.п.), как многофункциональный терминальный комплекс, размещенный в транспортных узлах, выполняющий логистические функции по проходящим грузам и функции центра транспортно-логистического обслуживания торговых сетей, обеспечивающий координацию и взаимодействие различных видов транспорта [2, с.157-176].

Важной специализацией терминала должны являться контейнерные операции, для чего он должен иметь собственную железнодорожную станцию или сортировочно-накопительный парк с примыканием к железнодорожным станциям, в т.ч. и для хранения груза в вагонах. Также одна из функций терминала — это логистический и дистрибуторский центр для обслуживания торговых сетей и предприятий основного кластера южного региона с центром в Алматы.

С 2006 г. организован новый вид движения – контейнерная перевозка грузов. Это новый вид услуг, который более удобен для транспортировки грузов по маршруту Урумчи-Достык-Аксарайск-Новороссийск в направлении стран Восточной Европы. В дальнейших планах этого проекта - обеспечить контейнерную перевозку грузов от Тихого океана до Европы через территорию Казахстана. Пилотный контейнерный поезд по указанному маршруту был пущен 24 декабря 2005г.

Еще один проект мультимодальных перевозок по железной дороге по маршруту Алматы-Актау-Баку–Поти, осуществляемых Азербайджаном, Казахстаном и Грузией, будет содействовать росту конкурентоспособности коридора ТРАСЕКА и развитию контейнерных перевозок в этом регионе. В этом проекте заинтересованы такие страны, как Болгария и Китай.

Важным проектом должна стать создания транспортно-логистического комплекса Алматинской области, который требует решение нескольких задач. Во-первых, его создание разгрузит дороги города, Алматинскую трассу и санаторно-курортную зону Алматы, освободит город от складских помещений, и это позволит снизить себестоимость товаров и остановит большегрузные контейнеры на подходе к городу. Другими словами, основными функциями будущего комплекса являются распределительная, накопительная, перегрузочная функции и логистическое обслуживание городских торговых сетей.

В целях обеспечения «скачка» в развитии инфраструктуры южного региона и получения синергетического эффекта необходима увязка имеющихся территориальных проектов в рамках единой региональной транспортно-логистической системы южного региона. Формирование транспортного комплекса южного региона с включением в него отдельных, управляемых из единого центра логистических терминалов. Головным центром должен стать «Алматинский терминал» в районе поселков Первомайский и Отеген Батыра Илийского района. Созданы транспортно-логистические комплексы, включающие стоянку на 150 большегрузных машин, офисное здание, железнодорожные тупик и дебаркадер внутри склада на 10 вагонов, таможенный склад и СВХ; в п. Отеген батыра Илийского района на ТОО «Тау-Терминал» открыт транспортно-логистический центр, который будет работать по классу «А», т.е. предусматривает заезд железнодорожных вагонов, погрузку, разгрузку и хранение грузов.

  В состав кластера также входят мультимодальные центры складского хранения и грузопереработки, мультимодальные терминалы с подъездными авто- и железнодорожными путями, центр грузового транспорта, пункт обмена и ремонта контейнеров, службы производственно-технологического и технического обслуживания, информационно-логистические центры, центры таможенного оформления и контроля, учебные центры подготовки и переподготовки персонала, консалтингово-аналитический центр, охранные агентства.

Результаты анализа состояния транспортно-логистического комплекса Алматинского региона свидетельствуют о том, что не осуществляется непрерывное возобновление транспортно-логистической инфраструктуры, не оптимизируются ресурсы, что не обеспечивает заданный уровень качества логистических услуг в регионе. Наиболее эффективным из возможных вариантов развития транспортно-логистических кластеров является формирование региональной логистической системы, интегрированной в национальную макрологистическую систему и транснациональную логистическую систему, действующую в рамках международных транспортных коридоров.

Национальная макрологистическая система позволит выстроить единый логистический каркас для страны в целом. Однако для наиболее эффективного ее функционирования необходимо учитывать региональные аспекты. Формирование предлагаемой макрологистической системы позволит улучшить прохождение основных грузопотоков по МТК и скоординировать межрегиональное движение материальных и сопутствующих им информационных потоков. Эффективная координация и управление грузопотоками внутри каждого региона невозможна без учета особенностей функционирования каждого конкретного региона. Так как национальная логистичекая система не может в полной мере учитывать особенностей каждого региона, то необходимо искать способы улучшения логистического управления в каждом отдельно взятом регионе.

С этой целью формирование региональных транспортно-логистических систем (РТЛС) должно быть промежуточным этапом создания транспортно-логистических кластеров и их интеграции в национальную логистическую систему грузо- и товародвижения. Формирование подобного рода систем позволит в наиболее полной мере удовлетворить потребности местных потребителей в транспортно-логистическом сервисе и вывести уровень его развития на европейский уровень с учетом особенностей экономики каждого региона [2, с .101].

В силу того, что в Казахстане уровень развития, как логистической инфраструктуры, так и логистических посредников еще довольно низкий, инициировать создание подобных систем в первую очередь должны администрации регионов. Именно региональные власти должны быть больше всех заинтересованными в развитии транспортно-логистической инфраструктуры, так как только в этом случае возможна структурная перестройка каналов товародвижения и обеспечение региону конкурентных преимуществ.

Интеграция участников региональной системы грузо- и товародвижения требует согласования интересов между контрагентами системы и создания необходимых организационных предпосылок для управления транспортно-распределительным процессом.

Основы организационно-экономического механизма эффективного функционирования РЛТРС призваны, с одной стороны, обеспечивать максимальную свободу и самостоятельность всех участников продвижения товароматериальных потоков и создание конкурентной среды, а с другой – создать экономическую заинтересованность в достижении общей цели функционирования системы, согласованной с интересами развития региона.

В качестве условных границ предлагаемой системы, учитывая, что она будет формироваться в Алматинской области, принята территория Алматинской области. Входами и выходами из системы будут являться в первую очередь железнодорожные товарные и сортировочные станции, аэропорты, автомобильные терминалы и грузовые автостанции, расположенные в границах области.



  1. Существующие транспортно-логистические центры - существующие складские комплексы в пригороде Алматы (ИКаР, Первомайский, Тау-Терминал, логистические парки CALM, USKO)

2) новые крупные проекты, которые находятся на стадии реализации в пригороде Алматы и по объему площадей в несколько раз превосходят существующее предложение высококлассных складских помещений (индустриально-логистической центр «ДАМУ», транспортно-логистический центр АО «Астана-Контракт»).

Выделение сфер является в значительной мере условным, так как элементы функциональных и обеспечивающих подсистем РЛТРС тесно связаны между собой и объединены в интегрированные логистические цепи. Возможно также расширение логистических функций отдельных элементов системы, при котором их сфера деятельности будет охватывать несколько функциональных и обеспечивающих подсистем или всю региональную логистическую систему в целом при соответствующем совмещении логистических функций.

Чтобы повысить уровень обслуживания, необходимо привести казахстанские в целом, и региональные в частности, терминально-транспортные технологии к единой общемировой системе управления потоками транспорта. Наиболее эффективным способом достижения поставленной задачи является организация Центров логистического распределения, которые должны быть связаны между собой транспортными «коридорами» с подключением к ним логистических подсистем, обеспечивающих через неограниченное число экспедиторов и транспортных агентов выход к каждому грузоотправителю и покупателю. На наш взгляд, наилучшим способом создания таких центров будет создание распределительных центров по модели «терминальной деревни».

Большая «терминальная деревня» с железнодорожными и автомобильными подходами, с контейнерным терминалом, с другой необходимой логистической инфраструктурой общего пользования и регулярным транспортным сервисом – наилучшее место для размещения складского или экспедиторского бизнеса. Но преодолеть все трудности, связанные с реализацией такого проекта, начиная с решения вопросов землеотвода, – слишком сложная для отдельно взятой компании задача. В мире давно поняли, что подобные проблемы на системном уровне способно решить только государство.

Создание даже одной «терминальной деревни», не говоря уже о системе таких объектов, – это проблема, затрагивающая интересы различных уровней управления, различных отраслей и видов транспорта. А согласование действий и поиск компромисса в подобной ситуации, как правило, создает дополнительные сложности. По предварительным подсчетам, создание в Алматинском регионе системы распределительных центров позволит:

- уменьшить суммарные логистические издержки на 10–15%;

- сократить время доставки груза потребителям на территории региона на 10–20%;

- снизить потери грузов на 5–10%;

- уменьшить совокупные складские запасы на 30–40%;

- значительно повысить качество транспортно-логистического сервиса;

- создать условия для поэтапного вывода с территории Алматы и крупнейших городов области складских мощностей и объектов транспортной инфраструктуры;

- снизить количество крупнотоннажных грузовых автомобилей, въезжающих на территорию города на 20–30%;

- значительно повысить качество взаимодействия различных видов транспорта;

- переключить часть грузов с автомобильного на железнодорожный транспорт, что будет способствовать снижению нагрузки на сеть автомобильных дорог региона.

Ядром создаваемого кластера должен стать транспортно-консолидирующий центр, который сконцентрирует вокруг себя все организации, работающие в сфере грузовых и пассажирских перевозок, промышленные организации-грузоотправители, логистические и транспортно-логистические компании; компании, оказывающие сопутствующие услуги.

ТЛЦ – базовая структура будущего ТЛК, дислоцированная в г.Алматы и наращивающая свои состав и объемы деятельности в зависимости от этапов жизненного цикла ТЛК. Функционально ТЛЦ представляет собой комплекс информационных технологий, мощности которого позволяют контролировать и регулировать: основные стыки товародвижения в ТЛК; работу складов; функционирование концевых терминалов;деятельность трансакционных компаний (таможня, страховщики, бизнес-центр и т.п.), обслуживающих функционирование ТЛК.

ТЛЦ в составе ТЛК должен играть роль «мозгового центра», в соответствии с этой ролью должен иметь:

-сетевую инфраструктуру, поддерживающую сбор информации о состоянии ТЛК в некоторой системе сбалансированных показателей;

-ресурсный центр, осуществляющий обработку и хранение данных о динамике ТЛК;

- методологический центр, включающий группу аналитиков, которые на основе полученных данных формируют адекватную модель ТЛК и поддерживают ее актуальность;

-ситуационный центр, являющийся рабочим инструментом для принятия стратегических и тактических решений, как на уровне администрации, так и на уровне бизнеса. Работа ситуационного центра должна приносить доход, который может быть использован на его развитие.

Ведущая роль в деятельности кластера будет от­ведена таким компаниям, как филиал АО НК «КТЖ» - Алматинская железная до­рога, АО «Международный аэропорт «Алматы», автотранспортным и логистическим компаниям.

К концу 2010 году, по прогнозам специалистов, общий объем перевозок, с учетом мощностей существующих терминальных комплексов может составить 110,0 млн. тонн. К 2020 году грузооборот Алматинской области возрастет в 2-2,3 раза. Значительно увеличится количество перевезенных пассажиров – в 1,3-1,5 раза – и пассажирооборот – в 1,5-1,8 раза.

Транспортно-логистический центр, дислоцированный в  Алматы, становится пусковым  комплексом транспортно-логистического кластера, вокруг него   постепенно будет формироваться данный кластер. При благоприятных условиях транспортно-логистический центр будет сформирован к 2015 году, а сам кластер – к 2025 году.

Транспортно-логистический центр должен создаваться как центр регионального ранга, координирующий товародвижение на территории южного региона и  функционирующий на   принципах государственно-частного партнерства. Ориентировочный объем инвестиций в развитие  транспортно-логистического кластера в первые пять лет – 2,5-3,0 млрд.тг. [3].

Инновационная направленность экономики области  и формирование  транспортно-логистического кластера  создадут предпосылки для качественно иных масштабов внешнеэкономической деятельности  Алматинской области.

Ее акцент переносится в Среднюю и Ближнюю Азию, страны АТР с одновременным ростом экспортных позиций в европейских и азиатских странах. По прогнозу к 2025 году экспорт Алматинской области возрастет в 5-6 раз по сравнению с 2005 годом, импорт  - в 5 раз.

Обязательным условием достижения максимальной эффективности функционирования создаваемой региональной логистической системы должно стать ее интегрирование с национальной макрологистической системой.

По нашему мнению интеграция данных логистических систем должна проходить посредством интеграции звеньев национальной макрологистической системы и звеньев региональной логистической транспортно-распределительной системы. Это позволит эффективно управлять материальными потоками, входящими в региональную систему из национальной, и выходящими из региональной в национальную. Таким образом, национальная макрологистическая система обеспечит эффективное перемещение потоков между регионами, а региональные транспортно-распределительные системы обеспечат наиболее эффективное управление материальными потоками на уровне отдельных регионов.

При формировании интегрированной системы управления целесообразно руководствоваться следующими принципами:

- создание единой системы экономико-правовых взаимоотношений участников интегрированной логистической системы грузодвижения на основе согласования их интересов, путем достижения экономических компромиссов и перераспределения совокупного синергетического эффекта между субъектами системы;

-основой логистической инфраструктуры регионов должна стать система крупных распределительных центров общего пользования, предоставляющих пользователям полную гамму современных логистических услуг;

-применение прямого государственного регулирования развития рынка транспортно- экспедиционных и логистических услуг на основе лицензирования предпринимательства в сферах деятельности с целью повышения их качества на основе прогрессивной терминальной технологии;

-долевое финансирование развития транспортной и логистической инфраструктуры в регионе с привлечением бюджетных и внебюджетных источников, включая крупный и малый отечественный бизнес и иностранный капитал;

-реализация в регионе интермодальной логистической технологии, основанной на координированной работе транспорта при организации смешанных грузов;

-обеспечение необходимых организационно-экономических и производственно- технических условий для создания в регионе интегрированной системы информационного обеспечения участников РЛТРС;

-организация профессиональной подготовки и переподготовки кадров в сфере транспортно-экспедиционной, перевозочной, складской, распределительной, сервисной и других видов логистической деятельности и обучение прогрессивным терминальным технологиям и логистическому подходу к управлению товароматериальными и сопутствующими им сервисными, информационными и финансовыми потоками;

-создание государственной поддержки и регулирования, обеспечение условий наибольшего благоприятствования участникам региональной логистической системы грузодвижения на основе государственного и административного регулирования, включая систему лицензирования, льготное кредитование инвестиций, льготное налогообложение, выделение земельных участков под строительство терминалов и других объектов логистической инфраструктуры, нормативно-правовое регулирование, направленное на обеспечение равных условий участникам РТЛС;

-обеспечение интеграции РТЛС с национальной логистической системой;

-создание института логистических посредников и операторов – организаторов системы грузо- и товародвижения.

Первостепенное значение для формирования РЛТРС имеет развитие института логистических посредников в системе товародвижения. Такими посредниками могут быть транспортные и транспортно-экспедиционные компании и фирмы; центры оптовой торговли; товарные и фондовые биржи; дистрибьюторские компании; сеть товарных складов; грузовые терминалы и мультимодальные терминальные комплексы; внутрипроизводственные логистические структуры предприятий промышленности, транспорта и торговли; региональные информационные и телекоммуникационные системы; банковские и другие финансовые институты.

Проведенные маркетинговые исследования рынка транспортно-логистических услуг на территории южного региона показали, что он находится в стадии интенсивного становления и развития. Считаем необходимым разработать при согласовании с Министерством транспорта и коммуникаций РК и другими заинтересованными ведомствами концепцию региональной целевой программы создания транспортно-логистической системы на территории Южно-Казахстанской области, разработать и реализовать крупные инвестиционные проекты создания терминальных комплексов, МТЛЦ и индустриально-логистических парков в Шымкентском транспортном узле (ШТУ), в Алматинском транспортном узле (АТУ), преимущественно в зоне БАКАД.

Одновременно вокруг АТУ, практически во всех регионах, разработать проекты формирования крупных ТЛЦ и логистических парков. При этом приоритет имеют инвестиционные проекты развития транспортно-логистической инфраструктуры в зонах тяготения к МТК, проходящим через южные регионы.
Литература:

1. Транспортная стратегия Республики Казахстан до 2015 года. Утверждена Указом Президента   Республики Казахстан  от 11 апреля 2006 года N 86 //www.mtk.kz



2. Кородюк И.С. Региональные транспортно-логистические системы: вопросы теории и практики: Монография / И.С. Кородюк, С.А. Кархова. - Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2008. - 335 с.

3. Титюхин Н, Овчаренко Н. Модель транспортно-логистической системы Казахстана // ЛОГИНФО №9. -2008. - www.loginfo.ru


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница