Персонал ресторанов, закусочных, баров, кафе. Должностные и производственные инструкции



страница1/11
Дата30.10.2016
Размер2.72 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
ПЕРСОНАЛ РЕСТОРАНОВ, ЗАКУСОЧНЫХ, БАРОВ, КАФЕ.

ДОЛЖНОСТНЫЕ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ИНСТРУКЦИИ
Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 28 мая 2010 года


Д.Л. ЩУР, Л.В. ЩУР-ТРУХАНОВИЧ
Щур Д.Л. (ведущий научный сотрудник НИИ труда и социального страхования Минздравсоцразвития России, кандидат экономических наук).
Щур-Труханович Л.В. (директор Центра исследований в сфере экономики и права, кандидат экономических наук).
Аннотация
Надлежащее функционирование ресторана, закусочной, столовой, бара, кафе целиком и полностью зависит от квалифицированного персонала. Но не всегда профессионализм работников является залогом успешной деятельности предприятия - необходимо еще и правильно организовать труд работников. Этот вопрос решается посредством специальных документов - должностных и производственных (по профессии) инструкций, в которых определяются должностные обязанности и перечни выполняемых работ, права и ответственность работников.

В данном пособии приводятся не только рекомендации по разработке этих документов, но и их примерные образцы, которые менеджеру по персоналу или иному работнику, ответственному за кадровую работу, остается только адаптировать под свой тип предприятия.


1. ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ИНСТРУКЦИЙ
Должностная инструкция - это внутренний документ, в котором определяются: место работника в системе управления компанией, основные функции, обязанности, права и ответственность работника при осуществлении им деятельности в определенной должности.

Обязательность применения должностных инструкций для регулирования трудовых отношений не прописана в Трудовом кодексе РФ. В то же время в значительном количестве подзаконных актов должностная инструкция называется одним из важнейших документов, определяющих статус работника в организации. В сфере общественного питания документом, который устанавливает обязательность должностных инструкций для предприятий общественного питания, является ГОСТ Р 50935-96 "Общественное питание. Требования к обслуживающему персоналу". В нем сказано, что функции, обязанности, права и ответственность обслуживающего персонала должны быть изложены в его должностных инструкциях и утверждены руководителем предприятия. Согласно ГОСТу должностные инструкции разрабатывает администрация предприятия, исходя из требований данного стандарта, тарифно-квалификационного справочника работ и профессий с учетом особенностей работы каждого предприятия и требований действующего законодательства.

Должностные инструкции позволяют руководству предприятия общественного питания:

1) создать организационно-правовую основу деятельности персонала;

2) правильно организовать и провести подбор и расстановку кадров;

3) рационально распределить обязанности между работниками;

4) обеспечить объективность оценки деятельности работников;

5) применять адекватные меры поощрения к отличившимся работникам;

6) правильно налагать дисциплинарные взыскания на работников за нарушение трудовой дисциплины, неисполнение либо ненадлежащее исполнение работниками своих трудовых функций;

7) повысить ответственность работников за результаты их деятельности;

8) отстаивать свои позиции при разрешении трудовых споров.

В качестве основы для составления должностных инструкций используются квалификационные характеристики, утвержденные Минтрудом России в составе Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих (утвержден Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37).

Прежде чем перейти к рекомендациям по составлению должностных инструкций, обратим внимание на общие требования к разработке форм этих документов. Как правило, должностная инструкция составляется на бланке формата А4. Поля листа должны быть: левое и нижнее - не менее 20 мм; правое - не менее 10 мм; верхнее - не менее 15 мм.

Рассмотрим правила оформления отдельных реквизитов и дадим пояснения по подготовке основных разделов должностных инструкций.

Наименование организации. Организация - юридическое лицо, которое имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, а также имеющее самостоятельный баланс и смету, зарегистрированное в установленном порядке.

Наименование организации должно соответствовать тому, которое закреплено в учредительных документах. Например, "Общество с ограниченной ответственностью "Кондитерский дом". При наличии вышестоящей организации ее наименование также указывается в документе (его помещают выше). Наименования организаций субъектов Российской Федерации, имеющих в качестве государственного наряду с русским языком национальный язык, печатают на двух языках - русском и национальном.

Сокращенное наименование организации приводят в тех случаях, когда оно закреплено в учредительных документах организации и помещают (в скобках) ниже полного. Наименование на иностранном языке воспроизводят в тех случаях, когда оно закреплено в уставе (положении), и располагают его ниже наименования на русском языке.

Наименование обособленного структурного подразделения организации (филиала, представительства и т.д.) указывают в том случае, если оно является автором документа, и располагают ниже наименования организации. Согласно статье 55 Гражданского кодекса РФ филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Под представительством в соответствии с указанной статьей Гражданского кодекса РФ понимается обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Структурное подразделение организации - официально выделенный орган управления частью организации с самостоятельными функциями, задачами и ответственностью за выполнение возложенных на него задач. Оно может быть как обособленным, так и не обладающим полными признаками организации (внутренним). Внутреннее структурирование организации общественного питания подразумевает выделение следующих производственных структурных единиц:

- кухня;


- кладовая;

- торговый зал или зал обслуживания; и др.

Кроме того, в организации общественного питания создаются административно-хозяйственные подразделения, такие как бухгалтерия, отдел кадров, маркетинговый отдел и другие.

Наименование организации общественного питания необходимо отличать от наименования предприятия общественного питания. Если в гражданском праве под организацией понимается юридическое лицо, то под предприятием - имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права. Под предприятием общественного питания понимается имущественный комплекс, предназначенный для производства кулинарной продукции, мучных и булочных изделий, их реализации и (или) организации потребления. Так, например, фирменное наименование "Хлебосол" может быть использовано для различных типов предприятий общественного питания - ресторана, кафе, закусочной.

При определении типа предприятия учитывают следующие факторы:

- ассортимент реализуемой продукции, ее разнообразие и сложность изготовления;

- техническую оснащенность (материальную базу, инженерно-техническое оснащение и оборудование, состав помещений, архитектурно-планировочное решение и т.д.);

- методы обслуживания;

- квалификацию персонала;

- качество обслуживания (комфортность, этику общения, эстетику и т.д.);

- номенклатуру предоставляемых потребителям услуг.

Согласно ГОСТ Р 50762-95 "Общественное питание. Классификация предприятий" тип предприятия общественного питания - это вид предприятия с характерными особенностями обслуживания, ассортимента реализуемой кулинарной продукции и номенклатуры предоставляемых потребителям услуг.

Типы предприятий общественного питания указаны в таблице 1.
Таблица 1


N
п/п

Тип

Определение

1

Ресторан

Предприятие общественного питания с широким ассортиментом
блюд сложного приготовления (включая заказные и
фирменные), винно-водочных, табачных и кондитерских
изделий, повышенным уровнем обслуживания в сочетании
с организацией отдыха

2

Бар

Предприятие общественного питания с барной стойкой,
реализующее смешанные, крепкие алкогольные,
слабоалкогольные и безалкогольные напитки, закуски,
десерты, мучные кондитерские и булочные изделия, покупные
товары

3

Кафе

Предприятие по организации питания и отдыха потребителей
с предоставлением ограниченного, по сравнению с
рестораном, ассортимента продукции. Реализует фирменные,
заказные блюда, изделия и напитки

4

Столовая

Общедоступное или обслуживающее определенный контингент
потребителей предприятие общественного питания,
производящее и реализующее блюда в соответствии с
разнообразным по дням недели меню

5

Закусочная

Предприятие общественного питания с ограниченным
ассортиментом блюд несложного приготовления из
определенного вида сырья, предназначенное для быстрого
обслуживания потребителей

В свою очередь, типы предприятий общественного питания подразделяются на классы. Под классом понимается совокупность отличительных признаков предприятия определенного типа, характеризующая качество предоставляемых услуг, уровень и условия обслуживания.

Рестораны и бары по уровню обслуживания и номенклатуре предоставляемых услуг подразделяются на три класса - "люкс", "высший" и "первый", которые должны соответствовать следующим требованиям:

- "люкс" - изысканность интерьера, высокий уровень комфортности, широкий выбор услуг, ассортимент оригинальных, изысканных заказных и фирменных блюд, изделий для ресторанов; широкий выбор заказных и фирменных напитков, коктейлей - для баров;

- "высший" - оригинальность интерьера, выбор услуг, комфортность, разнообразный ассортимент оригинальных, изысканных заказных и фирменных блюд и изделий для ресторанов; широкий выбор фирменных и заказных напитков и коктейлей - для баров;

- "первый" - гармоничность, комфортность и выбор услуг, разнообразный ассортимент фирменных блюд и изделий и напитков сложного приготовления для ресторанов; набор напитков, коктейлей несложного приготовления, в т.ч. заказных и фирменных, - для баров.

Кафе, столовые и закусочные на классы не подразделяют.

Рестораны различают:

1) по ассортименту реализуемой продукции:

- рыбный;

- пивной;

- с национальной кухней;

- с кухней зарубежных стран;

2) по месту расположения:

- ресторан при гостинице;

- ресторан при вокзале;

- ресторан в зоне отдыха;

- вагон-ресторан; и др.

Бары подразделяются:

1) по ассортименту реализуемой продукции и способу приготовления:

- молочный бар;

- пивной бар;

- винный бар;

- кофейный бар;

- коктейль-бар;

- гриль-бар;

2) по специфике обслуживания потребителей:

- видео-бар;

- варьете-бар; и др.

Среди кафе в зависимости от ассортимента реализуемой продукции выделяются:

- кафе-мороженое;

- кафе-кондитерская;

- кафе-молочная; и др.

По контингенту потребителей кафе подразделяются на:

- кафе молодежное;

- кафе детское; и др.

Столовые различают в зависимости:

1) от ассортимента реализуемой продукции:

- общего типа;

- диетическая;

2) от обслуживаемого контингента потребителей:

- школьная;

- студенческая; и др.;

3) от места расположения:

- общедоступная;

- по месту учебы;

- по месту работы.

По ассортименту реализуемой продукции закусочные подразделяются на:

1) закусочные общего типа;

2) специализированные закусочные:

- сосисочная;

- пельменная;

- блинная;

- пирожковая;

- пончиковая;

- шашлычная;

- чайная;

- пиццерия;

- гамбургерная; и др.

Рестораны, кафе и бары сочетают производство, реализацию и организацию потребления продукции с организацией отдыха и развлечений потребителей. Основными целями столовых и закусочных являются производство, реализация и организация потребления продукции.

Тип предприятия общественного питания входит в состав наименования предприятия. Следует отметить, что наименование присваивается не произвольно, а в соответствии с требованиями, установленными указанным выше ГОСТом.

В первую очередь, требования предъявляются к архитектурно-планировочным решениям и оформлению предприятий общественного питания различных типов и классов (см. табл. 2).


Таблица 2


Требования к
предприятиям

Тип предприятия

Ресторан

Бар

Кафе

Столо-
вая

Заку-
сочная

люкс

высший

первый

люкс

высший

первый

1. Внешний вид
предприятия
1.1. Вывеска
- световая с
элементами
оформления;
- обычная

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2. Оформление
залов
и помещений для
потребителей




























2.1.
Использование
изысканных
декоративных
элементов
2.2.
Использование
оригинальных
декоративных
элементов
(светильников,
драпировок и
др.)
2.3.
Использование
декоративных
элементов,
создающих
единство стиля

+

+

+

+

+

+

+

+ <*>




3. Наличие
эстрады и
танцевальной
площадки

+

+

-

+

-

-

-

-

-

4. Наличие
банкетного зала,
отдельных кабин
(кабинетов)

+

+

+

-

-

-

-

-

-

5. Микроклимат
5.1. Система
кондиционирова-
ния воздуха с
автоматическим
поддержанием
оптимальных
параметров
температуры и
влажности
5.2. Система
вентиляции,
обеспечивающая
допустимые
параметры
температуры и
влажности

+

+

+

+

+
+



+

+

--


+

--------------------------------



<*> Диетические отделения, специальные зоны для обслуживания преподавателей, учащихся младших классов.
Определенные требования предъявляются к мебели, столовой посуде, приборам, белью (см. табл. 3).
Таблица 3


Требования к
предприятиям

Тип предприятия

Ресторан

Бар

Кафе

Столо-
вая

Заку-
сочная

люкс

высший

первый

люкс

высший

первый

1. Мебель:
- повышенной
комфортности,
соответствующая
интерьеру
помещений;
- стандартная,
облегченных
конструкций <1>,
соответствующая
интерьеру
помещений
1.1. Столы:
- мягкое
покрытие;
- полиэфирное
покрытие;

+

+

+


+

+

++


++


+

+

- гигиеническое
покрытие;
- столы,
кронштейны
для приема
пищи стоя <2>
1.2. Кресла
(диваны,
банкетки и др.):
- мягкие (в
холле и
вестибюле);
- мягкие с
подлокотниками
в обеденном
зале;
- полумягкие
1.3. Наличие
столов
различной
вместимости
(2, 4, 6 мест
и др.)

+

+


+

+



+

+

+


+

+



+

--


--

-


+

++


Определяется с учетом конкретных условий

2. Столовая
посуда и приборы
2.1.
Металлическая
посуда и
столовые
приборы:
- из мельхиора
или нейзильбера
или нержавеющей
стали;
- из нержавеющей
стали;
- из алюминия
2.2. Фарфоро-
фаянсовая
посуда с
монограммой или
художественно
оформленная
2.3.
Полуфарфоровая,
фаянсовая
посуда
2.4.
Сортовая
стеклянная
посуда:
- хрусталь,
художественно
оформленная
посуда из
выдувного
стекла;
- сортовая
стеклянная
посуда без
рисунка;
- из
прессованного
стекла

++
<3>

+


+

+



+

+

+

+

+



++
<3>

+


+

+



+

+

+



+

++


+

++


+ <4>

+


+
+ <4>

3. Столовое
белье:
3.1.
Скатерти белые
или
цветные
3.2. Скатерти
фирменные
3.3. Салфетки
индивидуального
пользования
(полотняные)
3.4. Бумажные
салфетки
3.5. Смена
столового
белья после
обслуживания
потребителя

+

+



+
+

+ <5>
++

+ <5>

+ <6>

+

+

+


+

+ <5>
++

+ <5>

+ <6>


+

+

+

--------------------------------



<1> Может быть использована в отдельных видах закусочных.

<2> Допускаются в отдельных видах кафе.

<3> В тематических ресторанах и ресторанах с национальной кухней классов "люкс", "высший" и барах класса "люкс" допускается использование посуды из керамики, дерева и т.п.

<4> Допускается применение посуды разового пользования из алюминиевой фольги, картона и т.д.

<5> В специализированных ресторанах и барах классов "высший", "первый" при наличии столов с полиэфирным покрытием или художественно оформленными крышками допускается замена скатертей индивидуальными салфетками из ткани.

<6> Допускается замена индивидуальных салфеток бумажными при отпуске скомплектованных завтраков и обедов.
Меню и прейскуранты, ассортимент кулинарной продукции также должны соответствовать специальным требованиям (см. табл. 4).
Таблица 4


Требования к
предприятиям

Тип предприятия

Ресторан

Бар

Кафе

Столо-
вая

Заку-
сочная

люкс

высший

первый

люкс

высший

первый

1. Меню и
прейскурант с
эмблемой
(фирменным
знаком)
предприятия:
- на
национальном
и русском
языках;
- типографским
способом;
- машинописным
способом;
- оформление
другими
способами;
- обложка из
мелованной
бумаги,
картона,
кожзаменителя
и др.;
- обложка с
эмблемой или
рисунком;
- ценники

+ <1>
+

++


+ <1>
+

++


+

+ <1>
+

++


+ <1>
+

++


+

+

+
+


+


+

++


+ <2>

2. Печатная
реклама
(пригласитель-
ные карточки,
буклеты и
др.)

+

+

-

+

+

-

-

-

-

3. Ассортимент
3.1.
Ассортимент,
состоящий
преимущест-
венно из
оригинальных,
изысканных
заказных
и фирменных,
в т.ч.
национальных
блюд, изделий
и напитков
всех основных
групп
кулинарной
продукции
3.2.
Разнообразный
ассортимент
фирменных
блюд, изделий
и напитков
сложного
приготовления

+

+

+

+

+

+

--

--

--


3.3.
Разнообразный
ассортимент
блюд, изделий
и напитков, в
том числе
фирменных,
заказных и с
учетом
специализации

-

-

-

-

-

-

+

-

-


3.4.
Ассортимент
коктейлей,
пуншей,
грогов и
других
смешанных
напитков,
соков,
закусок,
сладких блюд,
кондитерских
изделий,
преимуществен-
но состоящий
из заказной и
фирменной,
в том числе
национальной
продукции в
соответствии
со
специализацией

-

-

-

+

+

-

-

-

-


3.5. Коктейли,
напитки,
десерты,
закуски
несложного
приготовления,
заказные и
фирменные
напитки,
коктейли,
кулинарная
продукция

-

-

-

-

-

+

-

-

-


3.6. Широкий
ассортимент
кондитерских
изделий
промышленного
производства,
фруктов,
винно-
водочных,
табачных
изделий,
фруктовых и
минеральных
вод

+

+

+

+

+

+

-

-

-


3.7.
Разнообразный
ассортимент
блюд
и изделий,
покупных
товаров с
учетом
специфики
обслуживания
контингентов
и рационов
питания.
Возможна
реализация
фирменных
и порционных
блюд

-

-

-

-

-

-

-

+ <3>

+ <4>


3.8.
Выполнение
особых
пожеланий
потребителя
по
изготовлению
блюд на виду
у потребителя

+

+

-

-

-

-

-

-

-

3.9. Наличие
скомплектован-
ных рационов
питания
(завтраки,
обеды, ужины)

-

-

-

-

-

-

-

-

+ <5>

--------------------------------

<1> При обслуживании иностранных граждан меню и прейскурант печатаются также не менее чем на одном иностранном языке.

<2> Допускаются в отдельных видах закусочных.

<3> Для диетических столовых рекомендуется включение в меню не менее 5 - 6 диет, в диетотделениях - не менее 3.

<4> Для кафе и закусочных, специализирующихся на приготовлении блюд из определенного вида сырья, обязательна реализация нескольких наименований этих блюд.

<5> В столовых-раздаточных рекомендуется реализация не менее одного комплексного рациона питания.
Определенные требования предъявляются к методам обслуживания потребителей, форменной одежде, обуви, музыкальному обслуживанию (см. табл. 5).
Таблица 5


Требования к
предприятиям

Тип предприятия

Ресторан

Бар

Кафе

Столо-
вая

Заку-
сочная

люкс

высший

первый

люкс

высший

первый

1. Методы
обслуживания
потребителей
1.1.
Обслуживание
официантами,
барменами,
метрдотелями,
имеющими
специальное
образование и
прошедшими
профессиональ-
ную
подготовку
1.2.
Обслуживание
официантами,
барменами,
метрдотелями
1.3.
Обслуживание
барменом за
барной
стойкой
(прилавками-
витринами)
1.4. Самооб-
служивание

+

+

+ <2>

+ <1>

+ <1>

+


+

+ <1>
+

+

+

2. Одежда и
обувь
2.1. Наличие
у обслужи-
вающего
персонала
форменной
одежды с
эмблемой
предприятия и
обуви
2.2. Наличие
санитарной
одежды

+

+

+ <3>

+

+

+ <3>

+

+

+

3. Музыкальное
обслуживание
3.1.
Выступление
вокально-ин-
струментальных
ансамблей,
солистов
3.2. Любые
виды
музыкального
обслуживания

использованием
музыкальных
автоматов,
звуко-видео-
воспроизводя-
щей аппаратуры
и т.п.)

+

+

+

+

+

+

--

--

--

--------------------------------

<1> В баре допускается обслуживание только барменами.

<2> В ресторанах при гостиницах, аэропортах, крупных универмагах, а также в кафе допускается самообслуживание.

<3> В ресторанах и барах первого класса допускается форменная одежда без эмблемы предприятия.
В настоящее время совпадение наименования организации и наименования предприятия общественного питания является редким: юридическое лицо может открыть различные типы предприятий общественного питания под различными торговыми марками.

Наименование предприятия общественного питания, например, "Ресторан "Московский двор", указывается в составе реквизитов должностной инструкции в том случае, если управление персоналом ресторана полностью возложено на директора ресторана, а не на руководителя организации.

Гриф утверждения. Должностные инструкции утверждаются руководителем организации. Утверждение должностных инструкций может быть поручено и заместителю руководителя организации по кадрам.

Однако если право на подбор, расстановку и организацию труда персонала предоставлено руководителю (директору, заведующему, главному менеджеру) предприятия общественного питания, то должностные инструкции утверждаются этим служащим. Такое полномочие должно быть делегировано приказом о распределении обязанностей между руководством организации либо указано в должностной инструкции данного работника, положении о предприятии общественного питания, иных организационно-распорядительных документах.

Гриф утверждения состоит из слова УТВЕРЖДАЮ (без кавычек); наименования должности лица, утверждающего документ; подписи, инициалов, фамилии должностного лица; даты утверждения.

Например:

УТВЕРЖДАЮ

Директор ресторана "Столица"

Личная подпись К.В. Смирнова

06.07.2008


Должностные инструкции для различных служащих могут утверждаться одновременно одним приказом (распоряжением) руководителя организации или иного уполномоченного лица. В этом случае гриф утверждения оформляется следующим образом:
УТВЕРЖДЕНЫ

Приказом


от 01.07.2008 N 82
Наименование должности. Наименование должности служащего указывается в должностной инструкции в соответствии со штатным расписанием. При составлении последнего рекомендуется использовать наименования, установленные Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), принятым и введенным в действие Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994. Коды ОКПДТР являются важными учетными данными, которые отражаются в кадровой документации, например, в личных карточках (см. табл. 6).
Таблица 6


Код по
ОКПДТР

Наименование
должности

Категория
должности

Код
по
ОКЗ

20068

Администратор зала

Специалист

3431

20336

Бухгалтер

Специалист

2411

20656

Главный бухгалтер

Руководитель

1231

21498

Директор (заведующий) предприятия
общественного питания

Руководитель

1210

22101

Заведующий производством (шеф-повар)

Руководитель

1228

22150

Заведующий столовой

Руководитель

1239

22181

Заведующий хозяйством

Руководитель

1239

22659

Инженер по охране труда

Специалист

2149

24053

Менеджер в общественном питании

Руководитель

1225

24063

Менеджер по персоналу

Руководитель

1232

24107

Метрдотель (администратор
торгового зала)

Специалист

3429

27610

Шеф-повар

Руководитель

1225

26585

Специалист по маркетингу

Специалист

2413

23311

Калькулятор

Технический
исполнитель

4121

Согласно статье 57 Трудового кодекса РФ если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям связано предоставление льгот либо наличие ограничений, то наименования этих должностей должны соответствовать наименованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. В настоящее время руководители, специалисты и технические исполнители предприятий общественного питания не наделены какими-либо льготами в области пенсионного обеспечения, предоставления дополнительных оплачиваемых отпусков и т.д. Однако целесообразно все же указывать наименования должностей в соответствии с перечисленными нормативными документами.

Указанные выше наименования должностей являются наиболее характерными для предприятий общественного питания. Специалистам может присваиваться должностное наименование "старший". Его применение возможно при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями (например, старший бухгалтер осуществляет руководство бухгалтерами). Должность "старший" может устанавливаться в виде исключения и при отсутствии в непосредственном подчинении работника исполнителей в том случае, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы.

Наименование вида документа (должностная инструкция) и наименование должности в совокупности должны составлять полное наименование документа, например:


ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ заведующего столовой
По административно-техническому персоналу, полные штатные единицы которого вводить не всегда целесообразно, чаще всего предусматривается совмещение должностей. Если в содержании работ на рабочем месте предусмотрены такие обязанности, которые соответствуют характеристикам двух или более должностей, предусмотренных квалификационными характеристиками должностей служащих и ОКПДТР, то наименование должности рекомендуется определять по должности с наибольшим удельным весом в объеме предусматриваемых обязанностей.

Раздел "Общие положения". По самой распространенной модели должностной инструкции в этот раздел вводят следующие сведения:

а) категорию должности. Она определяется в соответствии с ОКПДТР:

1 - руководитель;

2 - специалист;

3 - технический исполнитель.

Отнесение служащих к категориям осуществляется в зависимости от характера преимущественно выполняемых работ, составляющих содержание труда работника (организационно-административные, аналитико-конструктивные, информационно-технические).

К категории руководителей относятся:

- директор (заведующий) предприятия общественного питания;

- главный бухгалтер;

- заведующий производством (шеф-повар);

- заведующий столовой;

- заведующий хозяйством;

- менеджер в общественном питании;

- менеджер по персоналу;

- шеф-повар.

В категорию специалистов входят:

- администратор зала;

- метрдотель (администратор торгового зала);

- бухгалтер;

- специалист по маркетингу;

- инженер по охране труда.

К категории технических исполнителей относится калькулятор.

Формулировка первого пункта раздела "Общие положения" может быть следующей: "Шеф-повар относится к категории руководителей". Определение категории необходимо для того, чтобы в должностной инструкции изначально обозначить тип исполняемых работником обязанностей: либо он осуществляет руководство, либо им руководят;

б) квалификационные требования, предъявляемые к работнику в соответствии с занимаемой им должностью. Под квалификацией понимаются степень и уровень профессиональной подготовленности служащего для выполнения возложенных на него обязанностей.

Этот пункт разрабатывается на основе положений раздела "Требования к квалификации" квалификационных характеристик, утвержденных в составе вышеупомянутого Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих.

Например:

На должность калькулятора принимается лицо, имеющее начальное профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование и специальную подготовку по установленной программе без предъявления требований к стажу работы.

Наличие необходимой квалификации подтверждается специальными документами, которые менеджер по персоналу или иное лицо, производящее оформление приема на работу, обязано потребовать от поступающего на работу;

в) основополагающие организационно-правовые документы, которыми руководствуется служащий по занимаемой должности. В числе таких документов, прежде всего, - нормативные правовые акты по выполняемому разделу работы, учредительные документы (положение или устав), положение о структурном подразделении и должностная инструкция. Также работник должен руководствоваться приказами и распоряжениями вышестоящих органов и должностных лиц, локальными нормативными актами организации.

Кроме того, есть документы, определяющие нормативно-технические требования к выполнению тех или иных обязанностей. Как правило, они воспроизводятся по разделу "Должен знать" квалификационных характеристик, утвержденных Минтрудом России. В нем перечисляются документы (положения, инструкции, стандарты и другие руководящие нормативно-технические материалы), положения которых должен применять работник, а также приемы и методы, которыми должен владеть работник. Их можно указать в одном блоке с вышеперечисленными документами, а можно выделить в отдельный блок должностной инструкции;

г) схемы подчинения. В разделе "Общие положения", как правило, указывается, в чьем непосредственном подчинении находится служащий. Желательно определить прямое подчинение, а также подчинение в случае отсутствия должностного лица (например, на время отпуска, болезни, пр.).

Например:

Администратор зала (метрдотель) подчиняется непосредственно менеджеру ресторана, в период отсутствия менеджера - директору ресторана.

Кроме этого, если служащий относится к категории руководителей или наименование его должности включает слово "старший", необходимо указать, работники какого структурного подразделения ему подчиняются, или просто перечислить специалистов и технических исполнителей.

Например:

Администратор зала (метрдотель) осуществляет непосредственное руководство работой официантов, бармена и иного персонала, обслуживающего посетителей ресторана.

В данный блок должностной инструкции также желательно включить положение о том, как должен вести себя работник, если требования его непосредственного руководителя противоречат законодательству, локальным нормативным актам, а также как ему действовать в том случае, если властное распоряжение поступает ему не от его непосредственного руководителя.

Еще в этом блоке должностной инструкции можно указать, входит ли служащий в состав какого-либо коллегиального органа, например, аттестационной, квалификационной, инвентаризационной или иной комиссии.

В раздел "Общие положения" должностной инструкции могут быть включены и другие требования и положения, конкретизирующие и уточняющие статус работника.

Зачастую в этот раздел включаются условия предоставления отпуска, условия оплаты труда, методы оценки работы, схемы мотивации и т.д. Вряд ли это разумно, так как порядок предоставления отпусков, размеры и условия выплаты заработной платы, правила применения поощрений расписываются в трудовом договоре.

Раздел "Функции". В этом разделе определяется предмет ведения или участок работы, закрепленный за работником. При его разработке используют положение о структурном подразделении, в состав которого входит работник.

Раздел "Должностные обязанности". Под должностными обязанностями понимаются конкретные функции служащего, выполняемые им для достижения поставленных перед предприятием, структурным подразделением целей и задач.

Для определения должностных обязанностей служащих используется раздел "Должностные обязанности" квалификационных характеристик. При разработке конкретных должностных инструкций обязанности, предусмотренные характеристиками, дополняются и уточняются. Дополнение необходимо потому, что в большинстве характеристик перечислены основные, наиболее типичные обязанности для каждой должности, а при разработке должностных инструкций необходимо учитывать профиль и специализацию конкретного предприятия общественного питания, особенности организации производства, труда и управления.

В процессе организационно-технического и экономического развития, освоения новых управленческих технологий, внедрения нового технологического оборудования возможно расширение круга обязанностей работников по сравнению с установленными соответствующей характеристикой. В этих случаях без изменения должностного наименования работнику может быть поручено выполнение обязанностей, предусмотренных характеристиками других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности и квалификации. Кроме того, должностные обязанности, предусмотренные одной квалификационной характеристикой, могут быть распределены между несколькими служащими.

В раздел "Должностные обязанности" инструкции могут также включаться обязанности, которые возлагаются на работника, занимающего определенную должность, в соответствии со сложившейся практикой распределения обязанностей, выполняемых подразделением по решению руководства предприятия общественного питания.

Обязанности должны быть ориентированы на конечные результаты работ. Поэтому они формулируются таким образом, чтобы выделить действия, с помощью которых и достигаются эти результаты.

В должностной инструкции руководителя эти действия описываются с помощью глаголов "руководит", "контролирует", "обеспечивает", "рассматривает", "выполняет", "представляет", "курирует", "организует" и т.д. Обязанности специалиста и технического исполнителя формулируются с помощью глаголов "осуществляет", "выполняет", "подготавливает", "разрабатывает", "исполняет" и т.д.

При изложении должностных обязанностей целесообразно руководствоваться следующими принципами:

а) перечисление должностных обязанностей желательно начинать с основных, постепенно переходя к изложению второстепенных или текущих. Если должностных обязанностей много, их можно разбить на блоки по отдельным направлениям деятельности (например, "в области договорной работы", "в сфере контактов с клиентами" и т.д.); обязанности, не поддающиеся группировке, можно изложить в блоке "в иных областях (сферах)";

б) поскольку обязанности должны быть ориентированы на конечные результаты работ, необходимо выделить действия, посредством которых будут решены задачи, поставленные перед работником и структурным подразделением, в состав которого он входит;

в) должностные обязанности одного работника не должны дублировать должностные обязанности работников, занимающих иные должности. Это означает, что, скажем, обязанности начальника отдела сбыта и начальника склада готовой продукции не должны дублироваться, так как при отсутствии четко расписанной схемы принятия решений это может привести не только к спорам внутри подразделений, но и к неблагоприятным последствиям для предприятия в целом. Это не касается тех ситуаций, когда должностные обязанности определяются в рамках одного наименования должности, например, калькулятора - в штате организации может быть несколько калькуляторов, и они будут исполнять одни и те же обязанности;

г) обязанности должны корреспондировать с должностными правами. Для качественного исполнения работником его обязанностей он должен быть наделен соответствующими правами;

д) должностные обязанности, выполняемые работником самостоятельно, следует отделить от обязанностей, выполняемых совместно с иными работниками. Для этого при изложении должностных обязанностей желательно использовать формулировки, позволяющие выделить самостоятельные обязанности (например, "выполняет", "руководит", "составляет" и т.д.) и выполняемые совместно с другими работниками (например, "принимает участие").

В должностной инструкции, особенно в разрабатываемой впервые, не всегда удается перечислить все обязанности служащего. Споры по поводу того, что те или иные обязанности не включены в инструкцию, а следовательно, не должны исполняться, не являются редкостью. Для предотвращения таких ситуаций желательно последним пунктом указать, что служащий "выполняет отдельные служебные поручения своего непосредственного руководителя" или "выполняет иные родственные по содержанию обязанности".

В разделе "Должностные обязанности" инструкции также должны находить отражение отдельные трудовые обязанности работника как участника трудовых отношений, указанные в статье 21 Трудового кодекса РФ.

Раздел "Права". Права служащего можно разделить на два типа:

- функциональные (должностные), то есть права, реализуя которые служащий может обеспечить качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей;

- трудовые - права, которые предоставляются служащему в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором, локальными нормативными актами.

Перечислять в должностной инструкции трудовые права не всегда целесообразно хотя бы потому, что они должны содержаться в трудовом договоре. Но если есть желание усилить должностную инструкцию, то следует воспользоваться статьей 21 Трудового кодекса РФ.

Отдельные права являются смежными между трудовыми и функциональными. Это право работника:

- требовать от руководства обеспечения организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

- требовать от своего непосредственного руководителя оказания содействия в исполнении должностных обязанностей;

- участвовать по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности;

- продвигаться по службе (право на карьерный рост);

- пользоваться фондами работодателя (библиотечными, информационными, пр.), а также услугами социально-бытовых и других структурных подразделений.

Эту группу прав желательно включить в должностную инструкцию.

Функциональные права - это права, которые предоставляются служащему для качественного и своевременного исполнения возложенных на него должностных обязанностей. Они подразделяются на две группы: распорядительного и организационного характера.




Право

Категория
служащих

Распорядительного характера

Давать распоряжения, указания, поручения, обязательные для
исполнения подчиненными

Руководитель

Распоряжаться вверенными ему материальными и денежными
средствами в пределах своей компетенции

Руководитель

Проводить проверки качества и своевременности исполнения
поручений

Руководитель

Требовать:
- прекращения (приостановления) работ (в случае нарушений,
несоблюдения требований и т.д.);
- соблюдения установленных норм, правил, инструкций;
- предоставления необходимой информации и документов,
а также отчетов; др.

Руководитель
Специалист

Не принимать документацию, оформленную ненадлежащим образом,
а также содержащую недостоверные сведения

Руководитель
Специалист

Отстранять от работы или переводить на нижеоплачиваемую
должность работников, не прошедших периодическую аттестацию,
проверку квалификационных знаний, проверку знаний правил
техники безопасности, пр.

Руководитель

Требовать качественного выполнения подчиненными работниками
возложенных на них обязанностей

Руководитель

Давать указания по исправлению недостатков, выявленных
в работе подчиненных

Руководитель

Сообщать руководителям структурных подразделений о
недостатках, выявленных во вверенных им подразделениях

Руководитель

Самостоятельно принимать решение по следующим вопросам:
...

Руководитель
Специалист
Технический
исполнитель

Утверждать, подписывать и визировать документы в пределах
своей компетенции.

Руководитель
Специалист

Действовать от имени предприятия и представлять его интересы
во взаимоотношениях с иными юридическими лицами,
государственными органами в пределах своей компетенции

Руководитель
Специалист

Организационного характера

Инициировать и проводить совещания по вопросам, входящим в
его компетенцию

Руководитель
Специалист
Технический
исполнитель

Присутствовать на заседаниях, собраниях предприятия
(структурного подразделения) по вопросам деятельности
предприятия (структурного подразделения)

Руководитель
Специалист
Технический
исполнитель

Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися
деятельности предприятия, структурных подразделений
или участков работы

Руководитель
Специалист
Технический
исполнитель

Знакомиться с документами, определяющими его права
и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки
качества исполнения должностных обязанностей

Руководитель
Специалист
Технический
исполнитель

Знакомиться со всеми материалами своего личного дела,
с отзывами о своей деятельности и другими документами до
внесения их в личное дело; требовать приобщения к личному
делу своих объяснений

Руководитель
Специалист
Технический
исполнитель

Участвовать в обсуждении вопросов относительно исполняемых
им обязанностей

Руководитель
Специалист
Технический
исполнитель

Вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению
деятельности предприятия, в т.ч. структурного подразделения,
и совершенствованию методов работы коллектива

Руководитель
Специалист
Технический
исполнитель

Высказывать замечания по деятельности структурного
подразделения

Специалист
Технический
исполнитель

Предлагать на рассмотрение руководству варианты устранения
имеющихся в деятельности предприятия (структурного
подразделения) недостатков

Руководитель
Специалист
Технический
исполнитель

Осуществлять взаимодействие с работниками всех (отдельных)
структурных подразделений

Руководитель
Специалист
Технический
исполнитель

Запрашивать лично или по поручению руководства от иных
структурных подразделений информацию и документы,
необходимые для выполнения своих должностных обязанностей

Специалист
Технический
исполнитель

Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных
подразделений к решению задач, возложенных на структурное
подразделение:
- по согласованию с руководителями структурных
подразделений;
- по согласованию с руководителем предприятия

Руководитель
Специалист

Вносить на рассмотрение руководителя предприятия
представления о назначении, перемещении и увольнении
работников структурного подразделения

Руководитель

Вносить представления о поощрении работников за успехи
в труде, а также о наложении взысканий на нарушителей
трудовой, производственной и иной дисциплины

Руководитель

Детализация функциональных прав основывается на следующих принципах:

а) право должно корреспондировать с конкретной обязанностью или группой обязанностей. Функциональные права предоставляются работнику для обеспечения качественного исполнения обязанностей;

б) право должно быть сформулировано таким образом, чтобы оно отражало возможность, а не обязанность работника совершать определенные действия или воздерживаться от них;

в) если для реализации права необходимы разрешение или решение вышестоящего работника или помощь других работников, в должностной инструкции излагается подробная схема получения разрешения или помощи.

В приведенной выше таблице указаны основные функциональные права, общие для большинства должностей служащих. При разработке определенной должностной инструкции эти права подлежат конкретизации в зависимости от занимаемой работником должности, структуры предприятия, методов управления персоналом и т.д.

Определяя в должностной инструкции функциональные права, нужно стремиться к корреспонденции их с обязанностями.

Права распорядительного характера требуют внимательного отношения. Обусловлено это тем, что с юридической точки зрения право предоставляется для того, чтобы работник по своему усмотрению смог им воспользоваться.

Является ли правом, скажем, начальника службы охраны труда приостановка работ, выполняемых с нарушением правил охраны труда, или требование руководителей структурных подразделений отстранить работников, нарушающих правила техники безопасности? Или это все же обязанность? С юридической точки зрения начальник может как воспользоваться своим правом, так и не воспользоваться. Поэтому нужно постараться отделить права в истинном смысле от правомочий или полномочий.

Для этого в разделе "Права" инструкции можно выделить отдельный информационный блок, посвященный только полномочиям. Нередки случаи, когда работники обжалуют дисциплинарные взыскания, наложенные на них "за нереализацию (!) прав". Для страховки от таких ситуаций в текст должностной инструкции включается оговорка: "Работник несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, а также за неиспользование своих функциональных прав". Еще один способ предотвратить споры такого рода - это прокорреспондировать права с обязанностями.

Раздел "Ответственность". В нем указывают ответственность служащего за неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, за неисполнение или нарушение требований законодательства.

Чаще всего в должностных инструкциях можно встретить следующие формулировки:

а) "несет ответственность за организацию работы структурного подразделения (подчиненных работников) и т.д.";

б) "действует под свою ответственность";

в) "несет ответственность перед руководителем предприятия за организацию работы структурного подразделения (группы работников, пр.)".

Такими речевыми конструкциями работнику напоминается о его долге.

Совсем другое дело, когда применяются следующие формулировки: "Привлекается к ответственности за...", например, "за нарушение, неисполнение, пр.". Возможно также использовать формулировку: "Несет ответственность за..." (несоблюдение, неисполнение, нарушение и т.д.). Такими речевыми оборотами работник предупреждается о возможных негативных последствиях, которые наступят в случае неправомерного поведения.

Не вдаваясь в юридические и социологические тонкости ответственности и ее типов (позитивной и ретроспективной), обратим внимание, что эти формулировки рассчитаны на разные типы людей. Одним достаточно еще раз напомнить об их долге (по сути, перечислить основные обязанности), и они будут прилагать все усилия для того, чтобы их активное или пассивное поведение было правомерным. Другим необходимо осознать, что неправомерные действия или бездействие могут повлечь неблагоприятные последствия.

Очень часто в должностных инструкциях смешиваются оба вышеназванных типа ответственности. Сначала разработчик указывает позитивную ответственность, а затем переходит к негативной. В итоге получается, что:

менеджер ресторана несет ответственность:

- за четкое и своевременное выполнение обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией;

- за бездействие и непринятие решений по вопросам, входящим в его компетенцию.

Здесь налицо нарушение конструкции раздела - служащий будет нести ответственность и за надлежащее, и за ненадлежащее исполнение своих обязанностей одновременно. Определенность в типе ответственности позволит сконструировать раздел следующим образом:

менеджер ресторана несет ответственность:

- за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией;

- за бездействие и непринятие решений по вопросам, входящим в его компетенцию.

В примерных образцах должностных инструкций, приводимых в настоящем пособии, мы исходили из того, что применение формулировок "привлекается к ответственности", "несет ответственность", "в пределах или порядке, установленных уголовным, гражданским законодательством" заставляет служащего осознать, что к своим обязанностям, а также к требованиям законодательства следует относиться внимательно.

Раздел "Ответственность", сконструированный по принципу позитивной ответственности, настраивает работника скорее на этическую и социальную, а не на юридическую ответственность. Отсюда и более легкомысленное отношение к своим обязанностям. Фактически здесь как минимум имеет место простой дубляж функций и обязанностей, а как максимум - усиление акцента на те же обязанности и функции.

Возьмем, например, такую формулировку ответственности: "Метрдотель отвечает за рациональную организацию работы зала". Но разве в разделе "Должностные обязанности" уже не указывалось, что рациональная организация работы зала является обязанностью метрдотеля? Так зачем выносить ее в ответственность?

Несомненно, тот, кто уже разрабатывал должностные инструкции, на уровне интуиции понимал, что за разными формулировками кроются различные последствия.

Таким образом, прежде чем приступить к составлению раздела "Ответственность" должностной инструкции, необходимо определиться, чего именно менеджер по персоналу стремится достичь:

а) еще раз напомнить работнику о его обязанностях;

б) предупредить о возможных негативных последствиях за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, а также за нарушение требований законодательства;

в) ввести критерии привлечения к ответственности.

Если ставится задача, указанная в пункте "в", то желательно подробно указать, в каких именно случаях лицо будет привлекаться к ответственности. Наиболее распространенной ошибкой, допускаемой разработчиками инструкций при решении этой задачи, является попытка объединить "общее" и "частное". Например:

Несет ответственность за:

1. Неисполнение должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией.

2. Необеспечение сохранности принятых на ответственное хранение материальных ценностей.

3. Необеспечение сохранности принимаемой и достоверности передаваемой информации.

Чем в этом примере отличается пункт 1 от последующих, если обеспечение сохранности принятых на ответственное хранение материальных ценностей и обеспечение сохранности принимаемой и достоверности передаваемой информации являются должностными обязанностями и указаны в той же "настоящей должностной инструкции"?

Если все же есть желание конкретизировать ответственность, а не ограничиться общей формулировкой, устанавливающей ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, то к разработке раздела "Ответственность" нужно подходить более серьезно. В чем это выражается? Прежде всего в том, что в должностной инструкции четко расписываются виды дисциплинарных взысканий, а также указываются основания привлечения к материальной ответственности.

Если разработчики должностной инструкции решили четко и подробно определить ответственность служащего, им нужно постараться корреспондировать обязанности и ответственность, то есть указать, какое именно наказание последует за неисполнение той или иной обязанности. Также следует позаботиться о критериях оценки качественности и своевременности исполнения должностных обязанностей. Если в инструкции будут даны пояснения, что понимается под качественным или своевременным исполнением той или иной обязанности, то можно говорить о том, что работодатель защищен от судебных разбирательств, но отнюдь не застрахован от того, что работники будут четко следовать этим критериям, а вот о творческом, новаторском подходе можно будет забыть. Здесь работодатель может столкнуться со скрытой формой саботажа - работник будет выполнять только то, что указано в инструкции.

Поскольку работодатель в соответствии с Трудовым кодексом РФ наделен значительными правами по привлечению работников к ответственности, в должностной инструкции можно ограничиться общими формулировками. Например: "За нарушение требований законодательных и иных нормативных актов в сфере общественного питания служащий привлекается к административной, дисциплинарной и, в соответствующих случаях, к материальной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации". Еще одна общая формулировка: "В зависимости от характера нарушений, совершенных в процессе исполнения своих обязанностей, и последствий этих нарушений служащий может быть привлечен к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в установленном порядке".

Иные разделы. В должностную инструкцию можно включать и иные (помимо рассмотренных выше) разделы, например, "Взаимодействие" ("Служебные связи"), "Оценка работы" и другие.

Их необязательно располагать после раздела "Ответственность" - место в содержании должностной инструкции определяется разработчиком самостоятельно (как правило, они приводятся после разделов "Права" или "Обязанности").

Примерные образцы должностных инструкций, приводимые в настоящем пособии, не содержат указанных разделов. Это объясняется тем, что прописать, например, функциональные связи между структурными подразделениями предприятия общественного питания можно только при разработке должностных инструкций на конкретный ресторан, кафе, бар, столовую. Универсализировать информационные и иные потоки, схемы взаимодействия невозможно - у каждого предприятия своя организационная структура, которая зависит от типа предприятия и его специализации, штата и численности работников, иных факторов.

Поэтому здесь ограничимся общими рекомендациями по составлению раздела "Взаимодействие" ("Служебные связи"), которыми можно воспользоваться при конкретизации предлагаемых далее примерных образцов должностных инструкций или при разработке инструкций "с нуля".

Как правило, служебные или функциональные связи воссоздаются по схемам взаимодействия, указанным в положениях о структурных подразделениях. В должностной инструкции можно ограничиться отсылкой к этим документам, а можно еще раз подробно расписать связи.

Определение связей осуществляется на уровне информационных или документационных потоков, а также материальных потоков.

К информационным или документационным потокам относятся передача и получение информации или документации. Например, в отношении отдела кадров по информационному потоку будет проходить информация от руководителей структурных подразделений, необходимая для составления графиков отпусков, кадровой документации, пр.

В разделе "Взаимодействие" ("Служебные связи") должностной инструкции нужно определить схему взаимоотношений на различных уровнях. По общей схеме взаимодействия между структурными единицами предприятия руководители подразделений могут обращаться с запросами информации и материальных ресурсов без какого-либо согласования. А вот есть ли служебные связи между специалистом одного подразделения и руководителем другого? Может ли, например, калькулятор обращаться к метрдотелю без согласования со своим непосредственным руководителем? Ответы на эти вопросы должны давать должностные инструкции калькулятора и метрдотеля. Приступая к составлению этого раздела, следует помнить, что, с одной стороны, можно облегчить задачу работнику, с другой - усложнить. Если какие-то потоки останутся непрописанными, возможен спор о правомочиях того или иного служащего на запрос и передачу информации, материальных и иных ресурсов.

Как правило, служебные связи расписываются по формуле: "получение" и "предоставление" или "получает" и "передает". Такой подход ориентирован на информационные или, точнее, на документационные потоки. Материальные потоки можно отразить в алгоритме: "входящие (входные) связи" и "исходящие (выходные) связи".

Данный раздел может быть составлен в виде таблиц. Причем за счет структурированности информации, которую обеспечивает табличный способ, можно разработать эффективную форму, которая наряду с перечисленными выше сведениями может содержать сроки выполнения обязательств по служебным связям, порядок согласования определенных действий с руководством (если это специалисты или технические служащие). Здесь же можно указать перечень работ, выполняемых совместно специалистами различных подразделений, и определить порядок их организации.

Заключительные положения инструкции могут быть сгруппированы в раздел с соответствующим наименованием. В этом разделе могут содержаться ссылки на документы, на основании и во исполнение которых разработана должностная инструкция, определяться порядок ознакомления работника со своей должностной инструкцией, порядок внесения в инструкцию изменений, условия ее хранения и др.

Утвержденную должностную инструкцию нумеруют, шнуруют (скрепляют) и хранят в кадровой службе (ином структурном подразделении) в соответствии с инструкцией по делопроизводству.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница