Перево́ды би́блии на ру́сский язы́К



страница1/4
Дата22.04.2016
Размер0.62 Mb.
  1   2   3   4
ПЕРЕВО́ДЫ БИ́БЛИИ НА РУ́ССКИЙ ЯЗЫ́К. Большинство П. Б. на рус. язык было сделано в 19—20 вв., поскольку именно в это время потребность в таких переводах возросла в связи с увеличением дистанции между церк.-слав. и рус. языками.

1. От древних переводов 15—16 вв. до переводов Российского библейского общества. Первой попыткой дать полный перевод Писания, независимый от церк.-слав., был труд *Скорины 1— "Библия Русска" (Прага, 1517—19). Язык этого перевода отражал особенности зап. языкового региона и был близок к белорусскому. В 1680 *Симеон Полоцкий2 выпустил в Москве свою "Псалтырь рифмотворную". Форма перевода была, по его собств. словам, подсказана евр. оригиналом, тоже написанным стихами. В 1683 толмач польского приказа Авраам Фирсов сделал перевод псалмов, опираясь на Библию *Лютера3 и евр. текст, и снабдил его экзегетич. и историч. комментариями. Фирсов считал, что пришло время передать Слово Божье на "нашем, простом, обычном языке", но труд его встретил сопротивление. Патриарх Иоаким осудил его, и лишь немногие экземпляры были сохранены в казне с пометкой: "Без указу не велено смотреть никому". Гл. аргумент противников Фирсова заключался в том, что он ориентировался на протестантское издание.

На рубеже 17 и 18 вв. лифляндский пастор Э. *Глюк4 перевел почти всю Библию "на общеупотребительный русский язык", но рукопись была затеряна, так и не увидев свет. В 1792 профессор московской Славяно-греко-латинской академии *Мефодий (Смирнов)5, впоследствии архиеп. Лифляндский, публично зачитал свой перевод Послания к Римлянам, к-рый был издан в Москве в 1794 и стал первой рус. книгой НЗ, вышедшей в свет.



2. Перевод Российского библейского общества. *Росс. библ. обществосделало первые решающие шаги в деле создания рус. Библии. Работа была начата в СПб. ДА в 1816 (с разрешения Синода от 1813), и в 1818 впервые было издано Четвероевангелие. Перевод Мф осуществил прот. *Павский, Мк — архим. Поликарп Гайтанников (ум. 1837), Лк — архим. Моисей (Антипов-Платонов), а Ин — архим. *Филарет (Дроздов), впоследствии митрополит. Целиком НЗ вышел в 1821. За три дня было распродано ок. 350 экземпляров. Затем в 1822 в Петербурге вышла Псалтирь в рус. переводе при ближайшем участии Филарета Дроздова. В 1825, накануне закрытия Библ. общества, было напечатано 8 первых книг ВЗ, гл. обр. трудами прот. Павского. Хотя сам перевод не был ни осужден, ни запрещен Синодом, гонители Библ. общества добились сожжения всего тиража. Даже противник перевода митр. Филарет (Амфитеатров) вспоминал об этом варварском акте с глубоким возмущением. (См. подробнее ст. Российское библейское общество.)6

3. Николаевская эпоха. Официальный указ о закрытии Библ. общества был подписан Николаем I в апреле 1826. К тому времени работа над рус. Библией была приостановлена и общество фактически ликвидировано. Н. А. Протасов и др. противники перевода извлекли на свет "грамоты" греч. патриархов к Свят. Синоду Русской Церкви (18 в.), в к-рых осуждалось чтение мирянами Библии "без руководства". Таким путем думали поставить окончат. преграду делу рус. перевода. Однако и в николаевскую эпоху частные лица не оставили попыток переводить Писание.

Поэт *Жуковский перевел НЗ с церк.-слав. языка ("Новый Завет", Берлин, 1895), но в России он был опубликован только в 1902, и то не полностью. Нелегально напечатанный студентами СПб. ДА перевод *Исторических, *Учительных и *Пророческих книг ВЗ, сделанный прот. Павским (1838—41), привел к следствию над переводчиками и издателями. Почти весь тираж был отобран и уничтожен. Алтайский миссионер архим. *Макарий (Глухарев) за перевод с евр. языка книг ВЗ (30—40-е гг.) подвергся церк. прещениям (перевод его вышел посмертно). Идея рус. Библии приобрела оттенок политич. оппозиции. Сподвижник А. И. Герцена *Кельсиев в антиправительств. целях перевел Пятикнижие и издал его в Лондоне под псевдонимом "Вадим" (1860). По замечанию профессор МДА П. С. Казанского, это был "перевод нелепый, чуждый знания русского языка и еврейского". За границей же был опубликован перевод Гал и Еф *Хомякова (в России его издали посмертно в 60-х гг.).



4. Синодальный перевод 1860—76 гг. Сразу же после смерти Николая I (1855) Свят. Синод, при участии митр. Филарета (Дроздова), архиеп. *Иннокентия (Борисова) и протопр. *Бажанова, возобновил обсуждение вопроса о переводе. В составленном митр. Филаретом проекте постановления указывалось, что Слово Божье изначала проповедовалось на "природном общедоступном языке", что слав. язык стал непонятен рядовому читателю, что дело перевода было санкционировано Синодом еще в 1813. Митр. Филарет подчеркивал, что работа над рус. Библией была приостановлена "по причинам официально не объясненным".

Однако враги перевода отступили не сразу. Митр. Филарет (Амфитеатров), обер-прокурор Свят. Синода А. П. Толстой и ряд лиц, писавших анонимно, составили серию докладов, направленных против рус. Библии. Митр. Филарет (Амфитеатров) писал, что "русское наречие не может передать священного писания со всею той силою и верностью, каким отличается перевод славянский". Он опасался, что народ, получив рус. Библию, охладеет к храмам, подчеркивал иностр. происхождение идеи перевода и видел здесь опасную политич. подоплеку. Трудности при чтении слав. Библии, по его мнению, могут быть преодолены усердием читающих и отдельными исправлениями текста. А. П. Толстой со своей стороны утверждал, что новая рус. Библия угрожает общеславянскому единству, и требовал, чтобы была проведена консультация с Элладской Правосл. Церковью. Все эти доводы были полностью разбиты митр. Филаретом (Дроздовым) в его докладе от 21 июля 1857. В частн., он отметил, что "восстание против министра духовных дел (Голицына — А. М.) и против Библейского общества и перевода священных книг образовали люди, водимые личными выгодами, которые, чтобы увлечь за собою других благонамеренных, употребляли не только изысканные и преувеличенные подозрения, но и выдумки и клеветы".

В 1858 Александр II санкционировал положительное решение вопроса, принятое Свят. Синодом. В решении указывалось, что перевод будет делаться профессорами духовных академий под контролем Свят. Синода. В основу ветхозав. перевода должен быть положен масоретский текст, но с учетом греч. и слав. переводов. В процессе работы над переводом было разрешено напечатать прежде запрещенные рус. версии (Г. Павского и Макария Глухарева). Одновременно Британское библ. общество поручило *Левисону сделать перевод канонич. книг ВЗ с евр. языка. После его смерти работа была завершена *Хвольсоном (этот перевод издан в Лондоне в 1866—75, а затем в 1882 в России).

Но это были лишь подготовительные труды. Сам син. перевод был начат с книг НЗ. Попытка привлечь к работе над одним Евангелием сразу две академии оказалась неудачной; поэтому в 1859 труд разделили след. образом: Мф был отдан СПб. ДА, Мк — МДА, Лк — Каз. ДА, а Ин — КДА. В основу было положено издание греч. текста, осуществленное *Маттеи, а также др. издания. В 1860 увидело свет Четвероевангелие, в 1862 — Апостол, а в 1863 — весь НЗ.

Над переводом ВЗ работал комитет, состав к-рого вскоре изменился. Гл. членами его остались *Голубев, *Ловягин, *Савваитов и Хвольсон. Опыты переводов ВЗ (в том числе А. *Олесницкого и прот. *Максимовича) публиковались в духовных журналах. Активное участие в редактуре принимал архиеп. Тульский *Никандр (Покровский). Окончательная редакция принадлежала митр. *Исидору (Никольскому) и прот. Бажанову. В 1868 в С.-Петербурге вышло Пятикнижие, в 1869 — Историч. книги, в 1871 — Псалтирь, а в 1876 — вся Библия. В издании указывалось, что оно печатается "по благословению Святейшего Синода", и поэтому перевод получил названиесинодального.

По мнению проф. *Евсеева, этот перевод, при всех своих достоинствах, был весьма неровен. Главной причиной его недостатков явился произвольный метод сочетания евр. и греч. текстов ВЗ. Кроме того, Евсеев отмечал, что язык син. перевода уже к 1876 отстал от рус. лит. языка. Тем не менее десятки лет син. перевод продолжал переиздаваться без к.-л. изменений.

В 1926 община евангельских христиан напечатала его с учетом новой рус. орфографии. В 1956 Московский Патриархат выпустил син. пер. Библии, проведя корректуру текста хотя бы для частичного соответствия совр. языку. Были сделаны и нек-рые добавления (напр., включено древнее предисловие к Сир, имеющееся в слав. пер.). Эта редакция (полная Библия и отдельно НЗ) выходила неск. раз. К новым изданиям были приложены карты и справоч. таблицы. В 1968 в ЖМП (№ 10) был напечатан перевод Шестопсалмия, сделанный со слав. текста. Син. перевод остается общепринятым и для русскоязычных баптистов в Советском Союзе и за рубежом. Они неоднократно переиздавали син. Библию (полностью и отдельно НЗ, 1980).

5. Другие переводы 19 в. Дискуссии вокруг рус. Библии продолжались и после опубликования син. перевода. Против него печатно выступил еп. *Феофан (Говоров), к-рому отвечал профессор МДА *Горский-Платонов, защищавший рус. Библию. Сам Горский-Платонов издал свой опыт перевода Кн. Исхода и псалмов. Работа над рус. Библией не прекращалась в течение всей 2-й пол. 19 в. В Трудах КДА был помещен перевод с греч. языка (Быт, Пс, Песн, Притч, Есф, Макк), сделанный еп. *Порфирием (Успенским). В "Православном обозрении" был опубликован перевод псалмов М. В. *Никольского, а в "Воскресном чтении" — перевод Малых пророков еп. Христофора (Эммаусского).

Многие рус. экзегеты в своих толкованиях помещали и собств. переводы отдельных свящ. книг, напр. перевод Кн. прор. Софонии И. А. Тюрнина (Серг. Пос., 1897), Кн. прор. Михея и Кн. прор. Амоса *Юнгерова. В нач. 80-х гг. Л. Толстой написал работу "Соединение и перевод четырех Евангелий". Она представляла собой довольно свободное и спорное переложение еванг. текста, построенное в виде *гармонии. И перевод, и комментарии Толстого были сделаны в духе его религ. учения. По цензурным условиям книга не могла тогда быть напечатана в России и вышла в сокр. варианте в Лондоне (1901). 1-е изд. "толстовского Евангелия" было опубликовано в России в 1906 (посл. изд. в ПСС Л. Толстого, М., 1957, т. 24). С 1892 обер-прокурор Синода *Победоносцев готовил перевод НЗ с церк.-слав. языка. Полностью он вышел посмертно (СПб., 1906).

В 19 в. появилось и неск. переводов, сделанных иудаистскими переводчиками. Сотрудник Министерства нар. просвещения Леон Мандельштам (1819—89) издал в Берлине на рус. языке Тору (1862) и Псалтирь (1871). В 1871 в С.-Петербурге и в 1872 в Варшаве вышли переводы "Псалмов Давида" литовского раввина А. Л. Пумпянского (1835—93), а в 1891 — его же перевод Притч ("Притчи Соломона с рус. переводом и древнеевр. комментариями", СПб.). В 1875 гебраист И. Г. Герштейн и писатель Л. Гордон опубликовали параллельно с евр. текстом совместный перевод Пятикнижия. Лучшим из иудаистских переводов ВЗ считается перевод белостокского раввина и филолога *Штейнберга (Пятикнижие, 1899; Ис Нав, Суд, 1906, Ис, 1875). Перевод был снабжен комментариями и напечатан в г. Вильна с параллельным евр. текстом.

6. Переводы 20 в. В 1902 архим. (впоследствии еп.) *Антонин (Грановский) издал свою реконструкцию и перевод Кн. Варуха. Профессор Каз. ДА Юнгеров выпустил в Казани свои переводы с греч. языка Притч (1908), Ис (1909), Иер и Плач (1910). В переводах с древнеевр. литератора А. Эфроса были изданы "Песнь Песней Соломона" (СПб., 1909) и Кн. Руфи (М., 1925). Профессор КДА прот. А. Рождественский перевел Сир с найденного в 19 в. евр. текста и снабдил его обширными комментариями (СПб., 1911). В 1912 представители либерального иудаизма Л. А. Сев и М. А. Соловейчик перевели ряд важнейших отрывков из ВЗ для "Очерков по еврейской истории и культуре". Поэт Л. Ярошевский перевел стихами Песнь Песней (Пг., 1916), а Г. А. Бродовский — Кн. Есфири (Одесса, 1918). Фрагменты из Пророч. книг были включены в кн. С. Д. Лабковского "Поэзия пророков" (Берлин — Петроград — Москва, 1923). В "Библиотеку всемирной литературы" (М., 1973, т. 1) вошел ряд ветхозав. книг. Фрагменты из Кн. Бытия и Кн. Ионы для этого издания были переведены С. Аптом (БВЛ, М., 1973, т. 1), перевод Кн. Иова принадлежит *Аверинцеву, а Песн и Еккл — *Дьяконову. С 1975 в Израиле под эгидой движения Авраама Кука начал издаваться новый рус. перевод ВЗ, выполненный Д. Иосифоном. Он отличается буквализмом и низким лит. уровнем. Для "Хрестоматии по Древнему Востоку" (М., 1980, т. 1) *Амусиным, И. Н. Винниковым и Г. М. Глускиной были переведены фрагменты из ветхозав. книг.

В 20 в. появилось лишь два рус. перевода НЗ. Первый был предпринят в 1953 под эгидой Британского и иностранного библейского общества (см. ст.Общества библейские). Редакцию, в к-рую входили А. П. Васильев и Н. Куломзин, возглавлял еп. *Кассиан (Безобразов). Переводчики основывались на *критическом издании *Нестле. Однако их желание приблизить перевод к совр. рус. языку осталось неосуществленным, т. к., будучи эмигрантами, они утратили связь с живым языком соотечественников. Второй перевод был издан в США амер. баптистами (напечатан параллельно с англ. версией, 1977). Следует также отметить римское издание син. перевода НЗ, в к-ром сделан ряд исправлений по слав. тексту (1944—46). Опыт нового перевода отд. мест НЗ опубликован К. И. Логачевым (р. 1937), входившим в 70-е гг. в *Группу библейскую при ЛДА (ЖМП, 1975, № 1).



● Алексеев А. А., Пятикнижие Моисея в переводе г. Мандельштама, ДБ, 1876, № 8, 9, 46, 47; иером. Алексий (Макринов), Вклад С.-Петерб.-Ленингр. ДА в развитие библеистики (Переводы Свящ. Писания на рус. язык и библ. текстология), БТ, сб., посвящ. 175-летию ЛДА, Л., 1986; [*Андреев И. Д.] Библ. переводы, НЭС, т. 6; *Астафьев Н., Опыт истории Библии в России, СПб., 1889; Британский перевод Свящ. Писания ВЗ на рус. язык, ПО, 1877, т. I, № 2;Бычков А. М., Фадюхин С. П., История перевода Библии на рус. язык, БВс, 1976, № 3; Вершин Н., Сличение переводов Моисеева Пятикнижия на рус. язык с евр. текста, ПС, 1900, т. I (приложение); *Горский-Платонов П. И., О недоумениях, вызываемых рус. переводом свящ. книг ВЗ, ПО, 1877, т. I, № 1—2, 4; его же, Несколько слов о ст. преосвящ. Феофана: "По поводу издания свящ. книг ВЗ в рус. переводе, ПО, 1875, т. III, № 11; *Евсеев И. Е., Столетняя годовщина рус. перевода Библии, Пг., 1916; его же, Собор и Библия, Пг., 1917; *Иванов А. И., Новый перевод на рус. язык Ев. от Матфея, ЖМП, 1954, № 4—5; *Корсунский И. Н., Труды МДА по переводу Свящ. Писания и творений св. Отцев на рус. язык за 75 лет ее существования, ПТО, 1889, т. 44, 1890, т. 45, 1891, т. 47; его же, О подвигах Филарета, митр. Московского, в деле перевода Библии на рус. язык, в кн.: Сб. по случаю столетнего юбилея со дня рождения (1782—1882) Филарета, митр. Московского, М., 1883, т. 2;его же, Филарет митр. Московский в его отношениях и деятельности по вопросу о пер. Библии на рус. язык, М., 1886; Красный Г., Библии переводы и издания в России, ЕЭ, т. 4; Логачев К. И., Издания рус. переводов Библии, ЖМП, 1975, № 7, 11; архим. *Макарий (Глухарев), О потребности для Росс. Церкви переложений всей Библии с оригин. языков на совр. рус. язык, ПТО, 1861, т. 20; *Некрасов А. А., Всегда ли русский перевод с евр. текста точно передает содержание ветхозав. книг? ПС, 1898, т. I; *Никольский М. В., Рус. пер. Библии и значение евр. филологии, ПО, 1876, т. I, № 4; Объяснение неудобопонятных слов и выражений в рус. пер. кн. Свящ. Писания ВЗ, СПб., 1881; Объяснение нек-рых разностей между русским и славянским переводами ветхозав. Библии, ЧОЛДП, 1877, № 3; [Попов К.] Рус. пер. Библии для евреев, изданный в Берлине, ПО, 1862, т. VII, № 4; [его же] Известие о переводе с евр. 9 ветхозав. книг М. С. Гуляевым, ПО, 1866, т. XX, № 6; его же, О переводе ветхозав. книг на рус. язык в духовных журналах, ПО, 1868, т. XXV, № 4; его же, По поводу издания свящ. книг ВЗ в рус. переводе, М., 1876;Поспелов И., О рус. переводе кн. Екклезиаст, ПТО, 1864, № 22; Предполагаемое издание ветхозав. книг Библии в рус. пер. с примечаниями, ЧОЛДП, 1877, № 3; Рижский М. И., История переводов Библии в России, Новосибирск, 1978; Русский (псевдоним), Об издании в Лондоне рус. перевода Библии, ПО, 1860, т. III, № 11; *Смирнов-Платонов П. С., О рус. переводе кн. Иисуса, сына Сирахова, ПО, 1860, т. III, № 12; его же, О рус. пер. Библии, ПО, 1860, т. I, № 1; Сорокин В., Логачев К. И., Актуальные проблемы рус. перевода Свящ. Писания, БТ, 1975, сб. 14; *Тихомиров П. В., К переводу и истолкованию Пс XIV, 4, БВ, 1904, № 10; еп. *Феофан (Говоров), По поводу издания Свящ. книг ВЗ в рус. переводе, ДЧ, 1875, № 9—12; его же, О нашем долге держаться перевода 70-ти толковников, М., 1876; его же, О мере православного употребления евр. нынешнего текста по указанию церк. практики, ЦВ, 1876, № 23; Филарет, архиеп. Черниговский, Право мирян на учение и изучение Писания, ВЧ, 1862—63, № 7—12; прот. Флоровский Г., Пути рус. богословия, Париж, 19812; Ход дела по составлению примечаний к рус. переводу ветхозав. Библии, ЧОЛДП, 1878, № 4; *Чистович И., История переводов Библии на рус. язык, СПб., 18992; его же, Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой половине текущего столетия, СПб., 1894; *Якимов И. С., По поводу мнения одного епископа о значении рус. пер. ветхозав. книг, изданных по благословению св. Синода, ЦВ, 1876, № 3; см. также ЖМП, 1955, № 11, 1956, № 7.

Мефодий(Смирнов Михаил Алексеевич; архиеп. Псковский, Лифляндский и Курляндский; 1761-1815). К римляном Послание святаго апостола Павла, : С толкованием, основанным на писаниях святых отец, / Кое в 1792 годе, в Московской славено-греко-российской академии преподавал в открытом собрании, оныя Академии ректор и богословия учитель, Московскаго ставропигиальнаго Заиконоспасскаго училищнаго монастыря архимандрит, (что ныне Святейшаго правительствующаго синода член, Московскаго ставропигиальнаго Новоспасскаго монастыря архимандрит) Мефодий. Москва] : Моск. Синод. тип., 1794



Симеон Полоцкий



Лютер


Библия Лютера



Архиепископ Мефодий



Мтп. Амвросий



А. Н. Голицын



Мтп. Филарет Дроздов



Литература

86
А471    Алексеев, А. А. Песнь песней в древней славяно-русской письменности / А.А. Алексеев ; Искусствоведческое прил. подгот. О.А. Белобровой ; РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом). - Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2002. - 238 с. : ил. ; 24 см. - Прил.: с. 195-234. - ISBN 5-86007-275-9




  1. 05
    774-1    Алексеев, А. А. Грамматическая статья патриарха Фотия в славянском переводе //
     Труды /Институт русской литературы (Пушкинский дом). Отдел древнерусской литературы. - Санкт-Петербург, 2004. - Т. 55. - С. 374-378. - ISBN 5-86007-437-9. - Библиогр. в подстроч. примеч.  

  2.  Сведения о наличии



  1.  

    80
    Р892    Алексеев, А. А. К вопросу об изучении переводной письменности Киевского периода //
     Доклады..., Петрозаводск, 18-20 октября 2000 г. / "Русская историческая филология: проблемы и перспективы", Всероссийская научная конференция памяти Н. А. Мещерского. (2000 ; Петрозаводск). - Петрозаводск, 2001. - С. 34-42. - ISBN 5-88170-068-6 . - Библиогр. в подстроч. примеч.  

  2.  Сведения о наличии



  1.  

    83.3-8
    Е317    Егунов, А. Н. Гомер в русских переводах XVIII-XIX веков / А.Н. Егунов ; Послесл. А.А. Алексеева, Н.М. Ботвинник. - Москва : Индрик, 2001. - 397 с. ; 21 см. - Печ. по изд. 1964 г. - Имен. указ.: с. 380-385. - ISBN 5-85759-139-2
      

  2.  Сведения о наличии



  1.  


        Алексеев, А. А. Еще одно произведение переводческого искусства Киевской Руси //
     Русская литература. - 2003. - № 1. - С.243-246   

  2.  Сведения о наличии



  1.  

    05
    774-1    Алексеев, А. А. По поводу статьи Г.Г.Ланта "Еще раз о мнимых переводах в Древней Руси" //
     Труды/Институт русской литературы (Пушкинский дом).Отдел древнерусской литературы.Т.51. - Санкт-Петербург, 1999. - С.442-445   

  2.  Сведения о наличии



  1.  




05
774-1    Алексеев, А. А. Кое-что о переводах в Древней Руси : По поводу статьи Фр.Дж.Томсона "Made in Russia" //
 Труды/Институт русской литературы (Пушкинский Дом).Отдел древнерусской литературы.Т.49. - Санкт-Петербург, 1996. - С.278-296   

Б 86
П 27     Перевод Библии как фактор развития и сохранения языков народов России и стран СНГ : проблемы и решения / Институт перевода Библии, Институт языкознания РАН ; [редкол.: М. Е. Алексеев и др.]. - Москва : Институт перевода Библии, 2010. - 382 с. : ил. ; 22 см. - Библиогр. в конце ст. - Библиогр. изд. на яз. РФ, находящихся на грани исчезновения, (2000-2010 гг.): с. 340-373. - ISBN 978-5-93943-161-3
  



  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница