Пересоздай себя



страница1/4
Дата06.05.2016
Размер0.92 Mb.
  1   2   3   4


A.A. Демидов

Пересоздай себя



(Предисловие к Драмам - Мистериям Р. Штейнера)

 

"Здесь говорить с душою хочет разум"


(Врата посвящения к. 1)
Блестящая культура начала XIX века была, в основном, аристократической; придворные капельмейстеры писали классическую музыку, университетские профессора под сенью просвещенного абсолютизма пестовали философию и науку; те же Гёте и Пушкин были придворными. Философия, наука, музыка (вообще любые искусства) требуют утонченного воспитания и досуга, - это подметили еще древние. Аристократы собирались в ложах, рыцарских орденах, и от изощренных алхимических наук, от почти семейных дворцовых переворотов постепенно переходили к открытым социальным экспериментам. Но последнее с неизбежностью влекло за собой огрубление, упрощение. Ко второй половине века безверие, вульгарный материализм, одурманивающий поток техники ознаменовали начало агонии старого мира Понимание человека в качестве разумного зверя легко захватывало массы, трансформировалось в желание видеть всех человеко-зверей равными, а неравных или чуждых по крови - устранять. Начинался закат цивилизации, закат Европы. На смену возвышенному романтизму пришел грубый прагматический нигилизм, на смену Моцарту и Глюку - обезьяний рок и американская жвачка. В тайных ложах еще говорили о совершенствовании человека, но на деле искали только власти над людьми. Наука все глубже погружалась в материю, объявляя религиозные и духовные ценности в лучшем случае "надстройкой".

Основателю антропософии приписывают слова: "Я не дам завалиться цивилизации". Но люди уже давно утратили ясновидение. Поэтому предстояло либо объявить младенческим вздором, - что и делала тогдашняя наука, - весь религиозный и духовный опыт человечества, либо, воспользовавшись интеллектуальной техникой новоевропейского типа, присовокупить к последней расширенные способности воспринимающего аппарата ученого, и таким образом утвердить духовные ценности на новом уровне: уровне современного сознания. Штейнер был одним из величайших духовидцев всех времен. При этом, имея с раннего детствадуховный опыт, приобретаемый в редких случаях монахами с помощью аскезы и затвора, он сумел дополнить последний рафинированным, строго научным мышлением, окончив Высшую техническую школу и философский факультет университета. "Не дать завалиться цивилизации" означало вновь утвердить и обосновать те духовные ценности, на основе которых она возникла. Насколько это удалось основателю антропософии, покажет ХХI век. В ХХ веке ни Европа, ни Германия, ни, тем более, Россия не услышали провозвестника нового христианства. Они "услышали призывы из другого места" и дорого поплатились за это.



"Драмы-Мистерии" Р. Штейнера можно отнести к одной из пяти основных антропософских книг; первая из них - "Философия свободы" - представляет собой философское обоснование свободы воли и этического индивидуализма; "Духоведение" показывает, главным образом "пространственную" картину душевно-духовного мира, в той мере, насколько в данном случае вообще можно говорить о пространстве; "Очерк тайноведения" описывает, в основном, временную картину, эволюцию мира, человека и ангельских иерархий; книга "Как достигают познания высших миров" практически отвечает на вопрос: а как же их действительно достигают; и, наконец, "Драмы-Мистерии" - театрализованная сценическая интерпретация индивидуально-групповых путей духовного развития от инкарнации к инкарнации. Настояшие книги носят основополагающий характер; детальные результаты духовнонаучных изысканий Р. Штейнера представлены в десятках других его книг и более чем в 6000 лекций по всем отраслям знания, составляющих 354 тома полного собрания сочинений. Написанные и прочитанные в период с 1884 г. по 1925 г. они остаются не менее актуальными и сейчас, особенно для России. Антропософские идеи активно подхватывали известные деятели культуры начала ХХ века. Среди них поэты Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Дмитриева-Черубина де Габриак, композитор Рейнгольд Глиер, художник Кандинский, актер Михаил Чехов, синолог Щюцкий и др. С 1913 г. действовало "Русское Антропософское Общество", но уже в 1923 г. оно было закрыто, и возобновить его в качестве "Антропософского Общества в России" удалось только в 1991 г. После 1928 г. некоторые антропософы были репрессированы. Антропософия развивалась и в кругах русских эмигрантов. Нередко в России и среди эмигрантов занятия антропософией сочетались с участием в нео-тамплиерских, нео-розенкрейцеровских и иных движениях масонского типа (22*). Впрочем, сама антропософия является свободным от орденских принципов течением: антропософы не обязаны присягать и подчиняться какому бы то ни было начальству. Антропософия вовсе не тождественна масонству, хотя предпринимаются попытки объявить ее таковой. Во-первых, со стороны иосифлянских деятелей церкви, например, митрополита Зарубежной Православной Карловицкой Церкви Антония Храповицкого (15*) - с целью дискредитировать "духовного конкурента". Во-вторых, со стороны отдельных представителей традиционного масонства - с целью опустить перед антропософскими знаниями "железный занавес" орденской тайны и заставить антропософов замолчать. Во всяком случае, в России антропософия известна лишь ограниченному кругу столичной интеллигенции. Да и общий уровень современных антропософов в России оставляет желать лучшего. Вполне естественно, что для реализации духовнонаучных идей советская "образованщина" оказалась менее благодатной почвой, чем рафинированная интеллигентность пионеров серебряного века. Даже установить единое произношение для имени основателя не удается; со времен Московской Руси немецкий дифтонг "ei" было принято произносить "на австрийский манер", ближе к "ей", ведь дипломатические отношения велись преимущественно с Веной, столицей Империи. Поскольку Штейнер родился в Австро-Венгрии, то и произносили в России его фамилию через "ей"; теперь же стало доминировать германское произношение дифтонга - "ай", Штайнер. Сам Рудольф Штейнер представлялся на "австрийский манер" по свидетельству антропософа А.Д. Лебедева, бывшего лично с ним знакомым в годы студенчества в Карлсруэ (1906-1910 гг.) (36*). Это, конечно, большого значения не имеет; удивительно то, что само это течение вообще уцелело. Российская интеллигенция разделена, в основном, на два противоположных лагеря: православные и рериховцы. Антропософия, несущая в себе элементы, как эзотерического христианства, так и буддизма, могла бы стать связующим звеном для установления взаимопонимания. Иногда огульно утверждается, что Р. Штейнер уводит от жизни; однако он как раз наоборот, возвращает к жизни многих из числа тех, кто не видит в ней смысла, кому она в тягость и кому хотелось бы ускользнуть от нее, ускользнуть в никуда. Даже решение этнических проблем могло бы найтись при углубленнном понимании идеи реинкарнации, как она представлена у Штейнера, даже безуспешные поиски "общенациональной идеи" могли бы увенчаться успехом, если бы достойным образом относились к теории чередования культур, с ее ожиданием новой русско-славянской эпохи. Однако жатва велика, да делателей мало.
 

Как рождались Драмы-Мистерии
В сентябре 1900 г. Рудольф Штейнер прочел в доме графа Брокдорфа лекцию о Ницше, умершем 25 августа того же года (35*). Лекция произвела большое впечатление на слушателей, и они попросили сделать еще один доклад через неделю, причем на любую тему. Штейнер прочел лекцию на тему "Тайное откровение Гёте". Это был его первый антропософский доклад. В нем говорилось о произведении Гёте "Сказка о Зеленой змее и Прекрасной лилии" (23*).

Граф и графиня Брокдорф были членами "Теософского Общества", основанного Еленой Блаватской; они побудили Р. Штейнера выступить в этом обществе. Там он мог найти людей, готовых принять то, о чем он говорил, основываясь на своих духовных исследованиях. Путь к достижению подобных прозрений современным человеком Рудольф Штейнер вскоре описал в своей книге "Как достигают познания высших миров". Описание этого пути познания таково, что при соблюдении приведенных указаний и советов, каждый человек стоящий на современной ступени сознания может уверенно по нему двигаться. При этом следует заметить, что переживания, свойственные каждому конкретному человеку, следующему по такому пути, хотя и объективны, однако же носят индивидуальный характер.

Так возникла необходимость изобразить в художественной форме духовные переживания, которые испытывали отдельные человеческие индивидуальности. Чем-то подобным была и "Сказка о Зеленой змее и Прекрасной лилии" Гёте, где в тонкой поэтической форме нашли свое выражение стремления душ к сознательному единению с духовным первоисточником. Современность настоятельно требовала адекватного художественного изображения индивидуализированных путей познания, но уже не в форме сказки, но в драматической форме. Это и привело к созданию четырех Драм-Мистерий. Сами драмы явились отображением духовного откровения, данного через Рудольфа Штейнера. Премьера Драм-Мистерий состоялась в Мюнхене; "Врата посвящения" - 15 августа 1910 г. в Доме актера; "Испытания души" - 17 августа 1911 г. в театре на Гершнерплатц; "Страж порога" - 24 августа 1912 г. там же; "Пробуждение душ" - 22 августа 1913 г. в Народном театре.

Всего планировалось написать и поставить семь драм, но осуществлению этого плана помешала Первая Мировая война. Задача современной духовной науки, антропософии, состоит в объединении науки, религии и искусства. Образом такого объединения и являются Драмы-Мистерии Рудольфа Штейнера.


 

Нужны ли пояснения?
В пояснительных замечаниях к драме "Пробуждение душ" сам автор так охарактеризовал попытки интерпретировать содержание Драм-Мистерий: "Ввиду многочисленных вопросов, дошедших до меня, я и на сей раз предпринял было попытку восполнить эти сценические картины некоторыми пояснениями. Но и теперь, как и прежде, я от таковой попытки отказываюсь. Мне представляется неуместным давать какие бы то ни было пояснения к картине, которая должна говорить сама за себя. В концепции и разработке картины подобные абстракции не играют никакой роли. Духовная действительность, если воссоздать ее, предстает пред душой с такой же необходимостью, как и вещи физически воспринимаемого мира". (Пробуждение душ). Однако сразу после премьеры четвертой драмы, с 24 по31 августа 1913 г., откликаясь на многочисленные просьбы, Штейнер читает специальный цикл из восьми лекций под названием "Тайны порога" (библ. № 147), посвященный содержанию постановки (41*). Кроме того, в ранее прочитанных циклах лекций, например № 125, 127, 129, 138 и др. также освещалось содержание драм. При ознакомлении с этим содержанием следует помнить, что последнее не является вымыслом автора, но передает реальный духовный опыт. Чем сильнее углубляется душа в свои основы, чем выше возносится она в духе, тем более отдаленные временные ретроспективы раскрываются перед ней. Поэтому в Драмах-Мистериях по ходу действия появляются сцены все более отдаленных времен. Далее мы попытаемся хотя бы внешне, "исторически" проследить развитие группы душ посвященных от инкарнации к инкарнации, причем в привычном временном порядке, то есть от прошлого к будущему. Таким образом, мы ознакомимся с идеей перевоплощения не только отдельных человеческих индивидуальностей, но и отдельных культурных импульсов и даже культур в целом; настоящая тема преимущественно развита в циклах лекций, посвященных рассмотрению кармических закономерностей (№№ 235-240).
 

Для чего нужно так много скучных ссылок на историю?
Без этих ссылок обойтись нельзя, поскольку Мистерии не просто красивые сцены. В них отражена реальная жизнь, длившаяся на протяжении тысячелетий, в том числе и наша жизнь. И здесь присутствует ряд исторических эпизодов, которые следует охарактеризовать. В той же мере необходимо определить место антропософии в современном мире и в эволюционном потоке эзотерического развития европейской культуры. Учитывая сказанное, наше вступление имеет также целью показать, что только свободное от тяжелой кармической "наследственности", не политизированное и этнически не ангажированное духовное движение способно реализовать духовные импульсы современной эпохи. Для этого, в качестве примера, рассматриваются столкновения христианства с антихристианством, обостряющиеся каждые 666 лет в связи с ритмом импульса антихристианского солнечного Зверя (4*). Имеются виду годы 666, 1332 и 1998 (56*, 57*, 48*). Сразу вслед за "междоусобной" борьбой в христианском мире наступает период экспансии антихристианских сил. После догматических споров, происходивших в IV-VI веках между православными, арианами, монофизитами и иудействующими, в VII веке последовала панисламистская экспансия и развитие импульса Гондхишапура (56*). Указанные события нашли свое продолжение накануне XIV века в столкновении византийско-русского православия, католицизма, катаро-альбигойства и тамплиерства. Это столкновение привело к взаимному ослаблению или истреблению последних, а затем к дальнейшей панисламистской экспансии и консолидации антихристианских сил. Аналогичные трагические события повторились в XX веке, применительно к которому следует говорить не об одном, но о трех холокостах, массовых уничтожениях людей по национальному признаку под видом борьбы за социальную справедливость. Это истребление армян-монофизитов в 1915-1922 гг., православных славян в 1917-1943 г. и евреев-монотеистов в 1942-1945 гг., что, на, можно рассматривать как очередное отражение событий VI в. и XIV в. Как и прежде, за этими событиями следует панисламистская экспансия. Исключительно важно подчеркнуть, что великие мировые религии, - христианство, ислам, иудаизм, буддизм сами по себе являются неотъемлемыми факторами развития человечества и играют положительную роль; но, будучи политизированными, могут использоваться политиками для достижения мирового господства, становясь инструментом тотальной глобализации. Тогда-то и возникает опасность подпасть импульсу солнечного демона, антилогоса, антихриста. Тогда к наименованию религии или какого-либо иного течения добавляется слово "пан", то есть всеобщий: пангерманизм, панславизм, панкоммунизм, панамериканизм, панкатолицизм, паниудаизм, панмонголизм и так далее. Другой отличительной чертой импульса Зверя, сознательного зла, является стремление к бессмысленной жестокости, маниакальная страсть к умерщвлению живых существ (48*). Пример подобного рода описывает В. Соловьев, приводя сцену из истории геноцида армян в повести "Три разговора". Что же касается национального аспекта всех приводимых примеров, то необходимо напомнить, что с точки зрения антропософии ни душа человека, ни дух никакой национальности иметь не могут.

Поскольку Драмы-Мистерии названы розенкрейцерскими, мы также приводим историческую справку касательно розенкрейцерскго течения и его связи с антропософией.

Дабы читателю было легче проследить, как реинкарнировали отдельные персонажи, инкарнации последних представлены в форме таблицы, здесь же приведены и их прообразы из сказки Гёте "О зеленой Змее и прекрасной Лилии", поскольку именно она послужила основой для написания Драм.

 

Инкарнации действующих лиц в различные эпохи




Действующие лица ХХ в., Европа

XIVв.,первая треть, Средняя Европа

V - VI в., Европа

VI в. до Р.Х., Древняя Греция

XIV в. до Р.Х., Древний Египет

Сказка Гёте

ИОАНН

горный мастер

обращенная язычница

старец - мистик пифагореец

египтянка у храма

ЮНОША

МАРИЯ

монах

ирланд. мисионер

 

неофит

ЛИЛИЯ

БЕНЕДИКТ

призрак святого мастера

 

 

иерофант

Золотой Король

ФЕОДОСИЙ(Альберт Торкватус)

1 - й церемониймейстер

 

 

представитель Водного элемента

Серебрянный Король

РОМАН(Фридрих Траутманн)

2 -й церемониймейстер

 

 

Представитель Земного элемента

Медный Король

РЕТАРД

 

 

 

 

Смешанный Король

Герман(Магнус Беликоз)

2 -й надзиратель

 

 

Представитель Воздушного элемента

великан

КАПЕЗИЙ

1 -й надзиратель

 

 

жрец

блуждающий огонь

ШТРАДЕР

еврей Симон

 

 

представитель Огненного элемента

блуждющий огонь

ФЕЛИКС БАЛЬДЕ

Иосиф Кюне

 

 

привратник

старик с лампадой

ФЕЛИЦИЯ БАЛЬДЕ

жена Кюне

 

 

мист

старуха

ТЕОДОРА ясновидящая

Цецилия, сестра Фомы

 

 

хранитель печати

коршун

ГИЛЛАРИЙ ГОТТГЕТРЕЙ гросмейстер Ордена мистов

гроссмейстер средневекового Ордена

 

 

Блюститель Слова

 

другая МАРИЯ

Берта

 

 

 

зелёная Змея

РЕБЁНОК

 

язычник

 

 

мопс

ДУХ ЭЛЕМЕНТОВ

 

 

 

 

перевозчик

Есть и другие действующие лица, но они играют менее существенные роли.
 

Ветхие мехи для молодого вина
Завязка, содержащаяся в последней по порядку драме "Пробуждение душ", относится к третьему культурному периоду, иначе называемому египетско-халдейско-вавилонской культурой (2907-747 гг. до Р.Х.). Если же говорить более точно, то действие относится к эпохе фараона Эхнатона (35*) или, иначе, Аменхетепа IV из XVIII династии (1375-1358 гг. до Р. Х.) (1*). Эхнатон означает "Благой для Солнца". В третьем культурном периоде начало зарождаться индивидуальное человеческое "я", его первые проявления были связаны с самоощущением. В более поздние времена такое самоощущение приобреталось в вакхических и дионисийских культах. Учитывая возникновение нового качества, первое проявление индивидуального "я", должен был измениться суровый, и уже становящийся декадентским, древнеегипетский обряд посвящения, ориентированный на абсолютную бессамостность неофита. Однако законы храма были неизменны. И вот один из ведущих жрецов, - впоследствии, в новое время, он выступит как профессор истории Капезий, - решает на свой страх и риск не действовать на неофита во время посвящения суггестивно, магически, не внушать ему тайное слово, а предоставить свободу самовыражения. Неофит (Мария) влюблен, он ради посвящения бросает любимую женщину, но их взаимное чувство неправомерно прорывается в обряде посвящения. Почему же ответственный жрец (Капезий) допускает это? Жрец по велению духовного мира нарушает законы храма, он понимает, что в развитии сознания наступает переломный этап:
Не позволяют молодому мисту

В сознанье полном жить духовной жизнью,

А волокут его как жертву в храм,

Чтоб бессознательно служил он Духу

Душой, которой бы распорядился

Иначе, если бы развил сознанье.

………………………………………

Я чувствую, что близится то время.

В котором "я" из группового духа

Освободится с помощью мышленья.

(Пробуждение душ, картина 7)
Но нарушение старых законов храма не проходит бесследно: завязывается кармический узел между главными участниками посвящения: жрецом (Капезий); египтянкой у колонны (Иоанн); Иерофантом (Бенедикт) и неофитом (Мария); все другие участники посвящения также тем или иным образом задействованы в конфликте. Иерофант, руководивший неудавшимся посвящением, в ходе которого неофит вопреки законам храма проявил зачатки "я"-сознания, спустя 3500 лет, уже в наше время ведет ученицу Марию таким образом, что та бессознательно теряет свое "я", дабы стать оболочкой космической духовности, выступающей в образах Филии, Астрид и Луны. Неофит покидает свою возлюбленную ради приобщения к храму. Жрец (он же Капезий), допустивший неофита к посвящению, выступает в одной из последующих инкарнаций как рыцарь, надзиратель рыцарского ордена. Он подобным же образом, ради вступления в рыцарский орден, покидает жену и детей, причем скрывает последнее от гроссмейстера, однако его поступок обнаруживается. Жена рыцаря умирает, а дети, Фома (он же Иоанн) и Цецилия (она же Теодора), ничего не зная ни об отце, ни о том, что они брат и сестра, хотят стать мужем и женой. В следующей инкарнации, уже в новое время, Иоанн (он же Фома) перед вступлением на свой духовный путь тоже покидает любимую женщину, которая погибает. Его чисто человеческая любовь к Марии не встречает участия и трансформируется, проявляясь в двойнике. Вследствие насильственного вмешательства Люцифера, любовь Иоанна обращается на ясновидящую Теодору. Теодора кармически связана со Штрадером (он же еврей Симон), и становится женой последнего. Иоанн "оккультно влюбляется" в Теодору, и неустойчивость его душевной жизни грозит разрушить труды розенкрейцерского храма. Так лишь одно событие в древнеегипетском храме порождает кармические отголоски на протяжении тысячелетий.

Освобождение "я" из группового духа, из группового "я" происходит по трем ступеням, по трем этапам: первый этап - развитие самоощущения, или души ощущающей, преображенного астрального тела. Этот этап человечество проходило в третий культурный период - египетско-халдейско-вавилонскую эпоху (2907-747 гг. до Р.Х.) - в Мистериях, оргиастических культах и театральных действах древности. Второй этап индивидуализации - развитие мышления, или души рассудочной, то есть преобразованного эфирного тела, - человечество проходило в четвертый культурный период, греко-римскую эпоху (с 747 г. до Р.Х. до 1413 г. по Р.Х.), начиная примерно от основания Рима и вплоть до суда над Яном Гусом, чешским реформатором. В направлении развития души рассудочной действовали орден пифагорейцев, философские школы древней Греции, Сократ, Платон, Аристотель, схоласты, монашеские ордена средневековья. В свою очередь, рыцарские ордена, движения катаров-альбигойцев, тамплиеров, иоаннитов, ложи вольных каменщиков, гуманисты, религиозные реформаторы и просветители подготовляли новую форму индивидуализации: основанное на свободе совести самосознание и свободное волеизъявление. Они развивали душу сознательную в качестве эманации физического тела, основанной на уже развитых самоощущении и личном мышлении. Этот пятый культурный период, германо-европейская эпоха, продолжается с 1413 по 3573 г. по Р.Х. Это та эпоха, в которую мы живем, и которая будет продолжаться еще около 1570 лет, после чего начнется русско-славянская эпоха Самодуха. Каждой из этих эпох свойственна своя форма правления, свои институты, свои духовные движения. По инерции то, что было правомерно в более древние эпохи продолжается или вторгается в новые, становясь неправомерным тормозом для развития. Однако преждевременное развитие еще опаснее, нежели отставание. И в том и в другом случае начинают действовать противоборствующие силы, представленные в драмах в образах Люцифера и Аримана. Есть и третья, наиболее мощная противоборствующая сила, это вышеупомянутый солнечный демон, Зверь. В разных областях Земли, у разных народов развитие происходит неравномерно, с разной скоростью; кто-то его опережает, кто-то отстает; в этом и состоит исторический процесс.

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница