Переселение крестьян Вятской губернии в 19 веке



Скачать 25.19 Kb.
Дата02.11.2016
Размер25.19 Kb.
Приложение № 6

Тема урока: Переселение крестьян Вятской губернии в 19 веке ( с севера в южные уезды губернии).

Цель: раскрыть причины переселения; показать последствие переселения- возникновение деревень и починков в Шарангском районе;

План: 1. Причины переселения.

2. Образование деревень, починков ( рассказ о своём населённом пункте).

3. Топонимика.

Пособия:- документы и статистические отчёты

- материалы из районного музея

- карты района

-топонимический словарь

- народные костюмы для инсценировки

Термины: топонимика, патроним

Ход урока:

На доске записана тема, план урока, определения терминов.



Учитель организует повторение материала через фронтальный опрос:

1.В состав какой губернии и какого уезда входил наш край в 19 веке?

( Вятская, Яранская)

2.Как называется коренное население в нашем крае?

(марийцы)

3.В связи с какими событиями произошло проникновение русского населения в 13-14 веках на территории края?

(нашествие монголо-татар)

4.Каковы были главные занятия населения в крае?

(земледелие, скотоводство, ремёсла)

Готовясь к занятию, вы узнали у своих близких, какие деревни существуют в нашем районе.



-Вспомним названия населённых пунктов.

Многие из них носят имена своих основателей – Зыково, Бахтино, Креницыно, Куршаково и др.

Сегодня мы с вами с помощью машины времени перенесёмся на 200 лет назад, в ту эпоху, когда в нашем крае происходило активное освоение западных и южных земель Яранского уезда переселенцами из более северных уездов Вятской губернии. Сейчас к нам придут крестьяне- ходоки с севера с просьбами дать им землю под поселение.

Ваша задача внимательно выслушать этих людей и найти ответы на вопросы, записанные на доске:

1.Из каких уездов Вятской губернии прибыли поселенцы?

2. Почему они покинули родные места?

3. Что привлекло поселенцев в западной части Яранского уезда?

4. Деревни с какими названиями возникнут в нашем крае? Почему?

Выступают заранее подготовленные учащиеся ( 3 чел) в костюмах русских крестьян. Называют свои имена- Тороповы, братья Роженцовы, Барышниковы.

Мы -жители Котельнического, Яранского, Глазовского уездов. Хлопочем о разрешении на строительство и основание новых починков и деревень в западной части Яранского уезда.

Урожаи на наших землях стали гораздо хуже прежних и часто бывают плохие. Слышали мы, что на новых местах переселенцам дают временные льготы, выгоды. Здесь, на новых местах, мы хотя бы первое время не будем испытывать нужду в строительных материалах.

На доске и в тетрадях записать перечисленные причины заселения края:

-плодородная земля

-величина надела

-лес


Учитель объясняет значение терминов Топонимика, патроним.

Переходим к работе с топонимическим словарём – задания из рабочей тетради по теме урока.

Следующая част урока- учащиеся зачитывают или рассказывают историю своей деревни, села. ( Материалы из школьного и районного музеев).

Закрепление провести через устную работу с заданиями из рабочей тетради.



Подведение итогов урока.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница