Педагогический проект по организации внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине общеобразовательного цикла



страница1/8
Дата12.11.2016
Размер1.88 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8

МИНОБРНАУКИ Челябинской области

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

(среднее специальное учебное заведение)


«Южноуральский энергетический техникум»

ГБОУ СПО (ССУЗ) ЮЭТ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА «ЭКОНОМИКА»

Разработчик: Есина О.В.,

Преподаватель высшей

квалификационной категории

2013

АННОТАЦИЯ
Проблема: Современное общество ставит перед профессиональной школой задачу подготовки специалиста мыслящего, способного самостоятельно добывать знания и готового к применению их на практике. Решение этой задачи осуществляется через поиск содержания, форм, методов и средств обучения, обеспечивающих более широкие возможности развития, саморазвития и самореализации личности. Конкурентоспособность, компетентность и самостоятельность, как наиболее значимые черты личности, являются ключевыми для творческой индивидуальности будущего специалиста, поэтому, организация процесса обучения в техникуме должна быть связана, с их развитием. В связи с этим необходима такая организация учебного процесса, где самостоятельная работа студентов выступает как средство организации познавательной деятельности, как ведущая форма учебной деятельности, обеспечивающая усвоение фундаментальных, методологических знаний, построение «инструмента мышления» студента. Таким образом, особую актуальность приобретает проблема организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов (далее по тексту – СРС).

Актуальность проекта:

С введением ФГОС нового поколения значение СР существенно возрастает. Необходимость ее в обучении обусловлена тем, что развитие субъекта профессиональной деятельности невозможно вне деятельности, в которой самостоятельно ставится ее цель, планируются и реализуются действия и операции, полученный результат соотносится с поставленной целью, способы деятельности корректируются и т.д. Субъектная позиция обучающегося в обучении становится главным условием формирования опыта практической деятельности и на его основе - овладения компетенциями. Это в свою очередь требует соответствующей реорганизации учебного процесса в части образовательной составляющей, усовершенствования учебно-методической документации, внедрения новых информационно-образовательных технологий, обновления технического и программного обеспечения СР, новых технологий самоконтроля и текущего контроля знаний, умений и владений. В связи с этим качественно изменяется часть работы преподавателей, которая находит отражение в их индивидуальных планах в части, касающейся учебной и учебно-методической работы.



Описание цели проекта:

Для современной системы профессионального образования исключительно важной является проблема планирования и организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся. Так как этот вопрос возник с введением ФГОС третьего поколения, то естественно, что опыта в организации внеаудиторной самостоятельной работы, недостаточно.

В результате проделанной предварительной работы:

- наблюдение, интервьюирование обучающихся и преподавателей, анализ продуктов деятельности обучающихся;

- сравнение, изучение документации;

- теоретический анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования, пришли к выводу, что не будет преувеличением сказать, что в ФГОС третьего поколения самостоятельная работа обучающихся играет ключевую роль. На нее приходится от 50% всего бюджета учебного времени. В связи с этим эффективная организация самостоятельной работы студента приобретает особое значение.

Возникает вопрос, как в системе техникума, организовать этот процесс и какую задачу преследует преподаватель, чтобы обеспечить:


  • усвоение программы, знаний, умений и навыков;

  • развитие потенциальных способностей;

  • развитие экономического мышления;

  • предупреждение пробелов в знаниях и их ликвидации;

  • формирование самостоятельной, социально-адаптированной личности в обществе.

Уроки по-прежнему направлены на прохождение программы, а не на развитие самостоятельности обучающихся. Преподаватели в большинстве своем нацелены исключительно на ту сумму знаний, умений и навыков, которая включена в стандарт и которую должны усвоить студенты. Поэтому возникает потребность в поиске путей организации внеаудиторной самостоятельной работы.

Продумывая формы организации самостоятельной работы по предмету, исходили из следующих позиций:



  • необходимые знания, умения и навыки, которые должен показать студент в результате выполнения всех заданий, выносимых на самостоятельное изучение (в соответствии с целью и задачами дисциплины экономика);

- формирование профессиональных компетентностей, которые должны проявиться через ЗУНы;

  • формирование креативности студента в процессе изучения предмета и способности нестандартно мыслить при выполнении заданий для самостоятельной работы;

  • развитие активной исследовательской позиции студента;

  • воспитание чувства ответственности за своевременное выполнение задания.

Задачи организации СР состоят в том, чтобы:

– мотивировать обучающихся к освоению учебных программ;

– повысить ответственность обучающихся за свое обучение;

– способствовать развитию общих и профессиональных компетенций обучающихся;



– создать условия для формирования способности обучающихся к самообразованию, самоуправлению и саморазвитию.

Мероприятия по реализации проекта


Программа действий преподавателя по созданию необходимых и достаточных условий для внеаудиторной самостоятельной деятельности обучающихся:

  • изучение квалификационных характеристик по профессии;

  • анализ учебного плана, ФГОС НПО, СПО;

  • подготовка перечня компетенций, которые должны быть сформированы у обучающихся после изучения дисциплины;

  • подготовка письменных контрольных задач для «входного» контроля;

  • разработка банка профессионально-ориентированных задач для самостоятельной деятельности;

  • группировка задач в блоке заданий на полугодие;

  • определение качественно-количественных критериев выполнения задания;

  • определения периодичности контроля;

  • разработка вариантов внеаудиторных самостоятельных работ;

  • выработка системы информирования обучающихся об их достижениях;

  • создание необходимого информационно-методического обеспечения;

  • определение системы индивидуальной работы.

Преподаватель в процессе работы непосредственно с обучающимися:

  • знакомят обучающихся с системой форм и методов обучения в ОУ, методикой самостоятельной работы;

  • информируют обучающихся о целях, средствах, трудоемкости, сроках выполнения, формах контроля ,критериях оценки качества выполняемого вида самостоятельной работы ВСР.

  • перед выполнением обучающимися ВСР преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки.

  • в процессе инструктажа преподаватель предупреждает обучающихся о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.

  • проводят групповые  и  индивидуальные    консультации по методике самостоятельной работы;

  • осуществляет систематический  (оперативный) контроль выполнения обучающимися графика самостоятельных работ;

  • выполняют комплексный, системный, структурный анализ деятельности и результатов работы преподавателя и обучающихся.

Участие во внеаудиторной работе развивает творческие способности обучающихся, повышает мотивацию обучения, способствует повторению и закреплению теоретических знаний и практических навыков по основным предметам.

Ожидаемые результаты:

  1. Построение процесса обучения, специально ориентированного на развитие воображения, мышления и самостоятельности, принципиально изменяет позицию студента – существенное место начинают занимать роли исследователя, творца, организатора своей деятельности. Студенты не бездумно принимает готовый образец или инструкцию преподавателя, а сам в равной с ним мере отвечает за свои промахи, успехи, достижения. Он активно участвует в каждом шаге обучения – принимает учебную задачу, анализирует способы её решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок. У обучающихся развиваются критическое мышление, самоконтроль и самооценка, что отражает достаточно высокий уровень их общих способностей.

  2. Наличие сборника заданий внеаудиторной самостоятельной работы по экономике окажет помощь преподавателю в организации ВСР и будет способствовать развитию самостоятельности обучающихся.

  3. Сборник заданий поможет преподавателю сформировать систему в работе по развитию самостоятельной деятельности обучающихся во внеурочное время.


Срок: среднесрочный
Место проведения: МГБОУ СПО (ССУЗ)ЮЭТ
Длительность: 1 семестр, в период изучения дисциплины
СОДЕРЖАНИЕ

Введение 8

Методическое руководство организацией самостоятельной

работы обучающихся 18

Задания для внеаудиторной самостоятельной работы 42

  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница