Печатается по решению кафедры теории искусств и мировой художественной культуры (4) (7/8)



Скачать 438.49 Kb.
страница1/3
Дата30.04.2016
Размер438.49 Kb.
  1   2   3

Министерство образования и науки Российской Федерации


Казанский федеральный (Приволжский) университет

Музыка ХХ века

Учебно-методическое пособие




Казань 2012




Печатается по решению кафедры теории искусств и мировой художественной культуры

УДК 78.03 (4) (7/8) «19»

ББК 85.313 (3)

Составитель – Л.Г. Сафиуллина, кандидат филологических наук, доцент Казанского (Приволжского) федерального университета




Рецензенты



Файзулаева М.П. – кандидат искусствоведения, профессор Казанского государственного университета культуры и искусств, заслуженный деятель искусств РФ и РТ;

Раимова С.И. – кандидат педагогических наук, профессор Казанского государственного педагогического университета.

Учебно-методическое пособие по курсу «Музыка ХХ века» адресовано студентам музыкальных факультетов высших педагогических учебных заведений и включает тематический план, вопросы к семинарским занятиям, краткое содержание лекций, примерные образцы тестов, список произведений для слушания, тематику рефератов, экзаменационные вопросы и библиографию.



Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2012



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Музыкальное искусство ХХ века отличает множественность художественных тенденций, развивавшихся параллельно, в соприкосновении или отталкивании. Появление целого созвездия новых композиторских имен, творческих объединений, национальных школ обусловило сложность панорамы. Бурное экспериментаторство, периодически захватывавшее европейскую и американскую музыку, привело к радикальным изменениям в музыкальном языке, системе жанров, выразительных средствах. Некоторые из этих новаций имели исторически преходящий характер, другие же прочно вошли в мировой фонд. Лучшие произведения, созданные в ХХ столетии, стали зеркалом духовных, нравственных исканий эпохи, отразили драматизм и противоречивость современного мира.

Изучение важнейших эстетических направлений, закономерностей развития музыкально-исторического процесса в ХХ в. является неотъемлемой частью профессиональной подготовки будущих учителей музыки. Компетентный педагог должен свободно ориентироваться в музыкальной стилистике нового времени, знать выдающиеся сочинения, быть адаптирован к их слуховому восприятию.

Курс «Музыка ХХ века» завершает академический курс истории зарубежной музыки и ставит своей целью ознакомление студентов с основными музыкально-стилевыми явлениями прошедшего столетия.



Задачи курса:

  • сформировать у студентов представления об эволюции музыкального языка в ХХ веке;

  • рассмотреть современные композиционные техники;

  • осветить жанровую картину;

  • изучить композиторские школы Франции, Италии, Австрии, США, Латинской Америки, стран Восточной Европы;

  • охарактеризовать творчество крупнейших композиторов ХХ в. и проанализировать их наиболее значительные произведения.

На лекциях педагог обозначает основные тенденции развития музыкальной культуры той или иной страны, рассматривает художественно-стилевые течения, рассказывает об исканиях в области выразительных средств, характеризует творческий облик ведущих композиторов. Изложение теоретических сведений сопровождается демонстрацией аудио- и видеозаписей фрагментов музыкальных произведений.

На семинарских занятиях студенты, в основном, анализируют произведения пройденных на лекциях композиторов: знакомят сокурсников с историей их создания, раскрывают замысел, выявляют принципы строения, особенности музыкального языка. Тем самым осуществляется подготовка к слуховым контрольным работам, составляемым из отрывков данных сочинений. На семинарские занятия также выносятся некоторые обзорные и монографические темы. В период работы над докладами студенты могут воспользоваться рекомендованной педагогом литературой и информацией, почерпнутой из Интернета.

Самостоятельная работа студентов поглощает основное время, отведенное на изучение дисциплины. Большую ее часть занимает прослушивание указанных в списке произведений. Звучание многих из них при «первом приближении» может показаться непривычным: мелодические линии изломанными, угловатыми, гармонии – жесткими, диссонантными, ладотональное развитие – непредсказуемым. Своеобразная красота этих сочинений, их неповторимый эмоциональный колорит, логика в отборе выразительных средств открывается не сразу, а в процессе неоднократного восприятия. Поэтому рекомендуется каждое произведение слушать не менее

двух раз, наблюдая за музыкальным развитием по клавиру или партитуре. Для более эффективного запоминания желательно выписывать основные темы в отдельную нотную тетрадь. В тех случаях, когда нотные сборники изучаемых произведений отсутствуют, необходимо на слух определить границы разделов.

Не менее важным видом деятельности представляется и детальный просмотр видеозаписей театральных произведений, фрагменты которых демонстрировались на аудиторных занятиях. Здесь следует обратить внимание не только на собственно музыкальные особенности, но и на режиссерский замысел, постановочные решения, пластику, игру актеров, оформление сценического пространства, костюмы и т.д.

К самостоятельной работе также относится освоение материала лекций, работа с учебниками и дополнительной литературой, эскизное исполнение изучаемых произведений. Не все сочинения, фигурирующие в программе, могут быть исполнены силами студентов. Однако песни Дж. Гершвина, отрывки из его оперы «Порги и Бесс», фортепианные миниатюры Б. Бартока, пьесы из цикла «Ludus tonalis» П. Хиндемита, сочинения Ф. Пуленка и А. Пьяцоллы, номера из мюзиклов Э.Л. Уэббера и Л. Бернстайна вполне доступны для игры и пения. Для облегчения задачи студенты при их исполнении могут объединяться в камерные или вокально-инструментальные ансамбли. Главный же залог успешного освоения курса – планомерная и систематическая работа по всем обозначенным направлениям.

По мере прохождения курса осуществляется текущий контроль: слуховые проверочные работы и тестирование. Они проводятся они по подгруппам (15-20 человек).

Слуховые проверочные работы включают в себя по 15-20 фрагментов произведений, указанных в списке. После прослушивания каждого номера студенты должны угадать фамилию автора, название и жанр произведения, иногда – часть, раздел и тему. Ошибки в написании фамилии автора, названия произведения или имени действующего лица снижают отметку. При выполнении слуховых проверочных работ разрешается использование нотных тетрадей с основным тематизмом, учебников и других источников. Категорически запрещается коллективное обсуждение услышанного на протяжении всего отведенного времени. Обычно в течение семестра проводятся две слуховые проверочные работы: одна – в середине обучения, другая – по завершении курса. Полученные результаты учитываются при выведении итоговой экзаменационной оценки. Студенты, получившие оценку «неудовлетворительно» или по каким-либо причинам не явившиеся на слуховые проверочные работы, демонстрируют знание музыки на экзамене. Педагог предлагает им на слух определить 3-4 музыкальных фрагмента.

Тестирование выявляет владение студентов фактологией: представления о музыкальных группировках ХХ в., творческой эволюции композиторов, авторстве произведений, их жанровой природе, структуре, связях со смежными искусствами. Для ответа на каждый вопрос отводится 2-3 минуты. Обращение к какой-либо литературе, конспектам лекций и т.д. не допускается. Студенты, не прошедшие тестирования или заслужившие по нему низкий балл, отвечают на экзамене на дополнительные вопросы.

По окончании курса студенты пишут реферат на одну из предложенных тем и сдают экзамен. Экзамен проводится по билетам, каждый из которых содержит два вопроса. Первый вопрос носит общий характер (осветить особенности музыкальной культуры той или иной страны, обрисовать творческий облик композитора и т.п.), второй предполагает анализ музыкального произведения.



Программа курса «Музыка ХХ века» составлена на основе учебников «История зарубежной музыки. Вып.6», «Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.6,7»; коллективных трудов «Музыка ХХ века», «ХХ век. Зарубежная музыка». В работе также были использованы материалы программ «История зарубежной музыки (от 90-х годов Х1Х в. до первой половины ХХ века)» и «Современная музыка (Западноевропейская музыкальная культура второй половины ХХ века)», составленных кандидатом искусствоведения, и.о. доцента КГК Г. Б. Губайдуллиной.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница