Пашков А. М. Т. В. Баландин малоизвестный петрозаводский просветитель конца XVIII начала XIX вв. // Вопросы истории Европейского Севера. Петрозаводск, 1991. С. 16 29



Скачать 220.68 Kb.
Дата06.05.2016
Размер220.68 Kb.
Пашков А. М. Т. В. Баландин – малоизвестный петрозаводский просветитель конца XVIII – начала XIX вв. // Вопросы истории Европейского Севера. Петрозаводск, 1991. С. 16 – 29.

С. 16

А. М. ПАШКОВ

Т. В. БАЛАНДИН – МАЛОИЗВЕСТНЫЙ

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬ КОНЦА XVIII – НАЧАЛА XIX вв.

Личность Тихона Васильевича Баландина неоднократно привлекала к себе внимание петрозаводских краеведов. Еще в 1866–1867 гг. в газете «Олонецкие губернские ведомости» (далее – ОГВ) по инициативе ссыльного студента, секретаря Олонецкого губернского статистического комитета и известного фольклориста П. Н. Рыбникова было опубликовано одно из сочинений Т. В. Баландина – «Петрозаводские северные вечерние беседы»1 (далее – «Беседы»), В 1904 г. в «Олонецких епархиальных ведомостях» (далее – ОЕВ) архимандрит Фаддей опубликовал другую рукопись Т. В. Баландина – «Жизнеописание блаженного Фаддея»2. В 1908 г. петрозаводский краевед В. П. Мегорский поместил в «Памятной книжке Олонецкой губернии» (далее – ПКОГ) статью «Предание об основании Петрозаводска»3, где изложил биографию Т. В. Баландина и сделал анализ источников «Бесед». Недавно другой петрозаводский краевед – В. В. Иванов опубликовал очерк, посвященный Т. В. Баландину и его сочинениям4. Кроме того, имя Т. В. Баландина упоминается во многих трудах по истории Карелии конца XVIII – первой трети XIX вв.


С. 17
Однако достижения краеведческой историографии в изучении жизни и деятельности Т. В. Баландина не являются значительными. Указанные выше работы основаны лишь на опубликованных материалах и отдельных архивных данных, содержат только отрывочные биографические сведения о Т. В. Баландине (не известна даже дата его рождения), в них анализируются лишь две опубликованные работы краеведа, не полностью прослежено

влияние его творчества на труды краеведов последующего времени. Данная статья и посвящена выяснению всех этих вопросов. Углубить наши знания о жизни и деятельности Т. В. Баландина можно на основе материалов, выявленных в архивах Москвы, Ленинграда и Петрозаводска (ЦГАЛИ5, Отдел рукописей Библиотеки АН СССР6, Архив ЛОИИ АН СССР7 и ЦГА Карельской АССР8).

В одной из работ, написанной в августе 1825 г., Т. В. Баландин упоминает свой возраст – «в изнуренной семидесятишестилетней старости»9. Учитывая, что имя свое краевед получил в честь святого Тихона, епископа Амафунтского10, чья память отмечается в церковном календаре 16 июня (по старому стилю), можно считать, что Т. В. Баландин родился в середине июня 1749 г. Его дед и отец были простолюдинами, жителями Петровской слободы, возможно, связанными с горнозаводским делом. В годы детства Т. Баландина память об основании Петровских заводов в 1703 г. и о приездах в Петровскую слободу Петра I, последний из которых состоялся в 1724 г., еще хранили местные жители. Позднее Т. В. Баландин писал: «В продолжении юнейших моих лет собирались по обыкновению к деду и отцу моему союзные, между собой дружелюбные, древние, почтенные соседние старцы. И во времена их будучи еще средовечия11, посещаемые бытия на Петровские заводы блаженныя и вседостойныя памяти императора Петра Первого имели оныя благодетельствованный случай и щастие видеть тогда лично его высочайшую особу и с ним, по благосклоннейшему Его Величества благоволению, продолжить собеседования о разных материях. И по течению их лет жития, содержали все оное, и с бывшими достословными деяниями сего великого монарха на означенных заводах, в твердой и глубокой памяти» 12. Эти рассказы


С. 18


старцев, соседей и друзей семьи Баландиных, произвели огромное впечатление на юного Тихона и пробудили в нем интерес к истории родного края.

В 1762 г. родители решили отправить Т. Баландина в Петербург прислуживать «мальчиком» в лавке. Это было очень распространенное занятие местных подростков вплоть до начала XX века. К тому времени Тихон уже знал грамоту и перед отъездом в Петербург записывал в «тетрадки» рассказы «старцев». Позднее он вспоминал: «Почему все, по продолжению их возвещаемых бесед повечерно и по течению времени, написал оные в тетрадках. А по случаю моего отъезда в 1762 году в Петрополь в услужение означенные тетрадки с прочими книжицами оставил для охранения в сундук...»13. Кроме записей рассказов старцев, Тихон оставил в сундучке сделанные им записи о ценах «на правиант и прочее» в Петровской слободе в 1760 г. 14 Можно только удивляться тому, что этот 12–13-летний мальчик уже понимал значение услышанных им рассказов и других собранных им сведений и постарался сохранить их на будущее.

В Петербурге Тихон прислуживал «в лавке торгующего промысла» в Гостином дворе. Он много читал, знакомился с людьми разных сословий. Обратимся вновь к его воспоминаниям: «...Доставил себе прекрасной и полезной и с желанием моим сходный случай: вначале познакомиться с полезными душеспасительными и нравоучительными книгами. А потом по влиянию с достопочтеннейшими Архиереями и прочим духовенством, к тому и с высокопочтеннейшими вельможами и благороднейшими господами, равно и с купеческим почтенным обществом» 15. Без сомнения, пребывание в Петербурге – столице Российской империи, центре культурной и научной жизни способствовало развитию кругозора Т. Баландина и приобщению его к достижениям русской дворянской, православной и купеческой культуры.

Как долго прожил Т. В. Баландин в Петербурге, неизвестно. Но вскоре начался долгий период его странствий, продолжавшийся примерно до 1779 г. По его словам, за это время он побывал «в Российских разных городах, в Польше, Херсоне, Крыму, Малороссии и в других местах» 16. В другом сочинении Т. В. Баландин писал, что был «в С.-Петербурге, Москве, Малороссии, Польше, Херсоне, Крыму и в прочих российских городах» 17. В третьей работе он указывает: «по бытиям моим в России,


С. 19
Швеции, Польше, Крыму, Херсоне и в других многих городах»18. О причинах и времени этих путешествий что-либо конкретное сказать нельзя. Русские войска заняли Крым в 1771 г. и фактически уже не покидали полуостров. После подписания в 1774 г. Кючук-Кайнарджийского мирного договора с Турцией к России отошли земли между Южным Бугом и Днепром и началось их хозяйственное освоение. В 1778 г. в низовьях Днепра был основан Херсон. Поэтому путешествие Т. В. Баландина на юг состоялось, вероятно, в 1774–1778 гг. Польшей он мог называть земли Правобережной Украины, входившей тогда в состав Речи Посполитой. О его поездке в Швецию ничего конкретного сказать нельзя. Возможно, он имел в виду принадлежавшую шведам Финляндию. Даже если предположить, что Т. В. Баландин совершил лишь одну поездку по маршруту Петербург – Москва – Левобережная Украина – Херсон – Крым с возвращением обратно через Правобережную Украину, то и в этом случае, по меркам XVIII столетия, это было длительное и серьезное путешествие. Наблюдение за жизнью, бытом и культурой многих народов, посещение старых и новых городов, осмотр исторических памятников способствовали пробуждению у Т. В. Баландина национального и регионального самосознания, развитию исторического мышления, а также знакомству с западно-европейской культурой. Влияние этой культуры проявилось позднее в оформлении рукописей Т. В. Баландина, где он использовал датировку по латыни, например: «anno 1825», и подписывался латиницей: «Tichon Wasiliev»19.

Находясь на юге, Т. В. Баландин тяжело заболел, был уволен со службы в «отчистку» (т. е. в отставку) и вернулся в Петрозаводск (до 1777 г. – Петровская слобода). Здесь он вновь поступил на службу в горно-заводское ведомство. В 1779, 1780, 1794, 1795, 1802, 1804 и 1807 гг. Т. В. Баландин участвовал в различных экспедициях по Карелии20. Одной из обязанностей копииста, а позднее – шихтмейстера (горного мастера) XIV класса Т. В. Баландина было составление планов местностей и чертежей зданий. Во время поездок по Карелии он продолжал интересоваться историей края, посетил Соловецкий и Палеостровский монастыри, где работал в монастырских архивах «с подлинными грамотами»21, осмотрел развалины заводов Петровской эпохи – Повенецкого и Телекинского22.


С. 20
В Петрозаводске Т. В. Баландин проявлял себя не только как краевед. В 1948 г. М. В. Теплинский опубликовал отрывки

из стихов Т. В. Баландина, обнаруженных в фонде Г. Р. Державина в Отделе рукописей Государственной публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде. Свои стихи Т. В. Баландин послал известному поэту Г. Р. Державину как новогоднее поздравление 1 января 1786 г.

Незадолго до этого, 28 октября, в результате конфликта с наместником Т. И. Тутолминым Г. Р. Державин покинул Петрозаводск, а 15 декабря указом Екатерины II был переведен губернатором в Тамбов. Первое стихотворение «Ода» является обращением к Г. Р. Державину и служит прологом второго произведения под названием «Поэма граду Петрозаводску на счастливое состояние жителей». В «Оде» воспевается Г. Р. Державин как мудрый правитель края, в «Поэме», состоящей из 112 строк, рассказывается об истории Петрозаводска, подчеркивается роль Петра I и Г. Р. Державина в его развитии23. В переписке Г. Р. Державина и в его «Записках» ни Т. В. Баландин, ни Т. Васильев не упоминаются24, поэтому их знакомство, вероятно, не было долгим и прочным. Но значение стихотворных опытов Т. В. Баландина тем не менее достаточно велико, так как это были первые поэтические произведения о Петрозаводске, написанные местным уроженцем.

Контакты с представителями местной администрации не всегда проходили для Т. В. Баландина успешно. В середине 80-х годов он завел частную школу. Население Петрозаводска в 1785 г. насчитывало «всех генерально жителей всякого звания, питающихся здешним хлебом» 3254 человека (1938 мужчин и 1316 женщин) 25. При этом до сентября 1786 г. в городе не было ни одного казенного училища. В этих условиях в Петрозаводске возникло несколько частных школ, в том числе и та, где преподавал Тихон Баландин. После открытия в городе 22 сентября 1786 г. Главного народного училища эти частные школы стали с ним успешно конкурировать. Петрозаводский комендант граф А. Гарш сообщал в Олонецкое наместническое правление 2 декабря 1786 г.: «...Малолетние дети по глупости своей отлучаются от того училища и укрываются к тем самым людям, которые прежде их у себя имели и обучали грамоте». В служебном рвении заезжий граф распорядился, «собрав здешнего города разного звания приватных учителей, а именно: купцов Клима Романова, Емельяна Кайчапова, мещан Антипа Ефремова, Григорья Елисеева, отставного канцеляриста Матфея


С. 21
Еркачева, копииста Тихона Баландина, жену его Ирину, да александровского завода мастеровых Фаддея Пипиева и Никона Михеева, и объявить им с подпиской, дабы они отныне впредь к обучению грамоте малолетних детей не приступали более под опасением за неисполнение повеленного по законам взыскания...». Данное распоряжение ретивого коменданта было зачитано «всем здешним жителям через барабанный бой»26.

Низкий социальный статус и полное бесправие в общественной жизни создавали противоречие с обширными знаниями, широким кругозором, тягой к краеведению и педагогике, а также трудолюбием и предприимчивостью Т. В. Баландина. Выход из этого противоречия он нашел в покорном подчинении «сильным мира сего» и в стремлении утвердить себя в их глазах как местного историка.

К началу ХIX века Т. В. Баландин уже сформировался как историк-краевед. К этому его побуждали как впечатления детства и юности, начитанность, широкий кругозор, опыт преподавания в школе, так и успехи просветительской историографии последней четверти XVIII в. Особенно большое впечатление на него произвел «благородный и простодушный труд Голикова» – многотомное сочинение выходца из курского купечества И. И. Голикова «Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России» 27, в котором содержалось много сведений о деятельности Петра I в Карелии. С этим трудом Т. В. Баландин был знаком и неоднократно делал ссылки на него в своих сочинениях.

Среди дошедших до нашего времени краеведческих сочинений Т. В. Баландина самым ранним является сделанная им копия жития Лазаря Муромского28. В конце текста Т. В. Баландин сделал пометку: «Се писано с полученного старонареченного списка и букв того времени и сообщенного друга моего, его высокоблагородия флота капитан-лейтенанта, кавалера и бывшего Олонецкого воеводского товарища Ивана Афанасьевича Пыхтина Тихоном Васильевым в Петрозаводске anno 1805» 29. В современной литературе, посвященной житиям северорусских святых, список Т. В. Баландина не только не учтен, но и не


С. 22
упоминается. Упоминание владельца протографа, отставного капитан-лейтенанта флота И. А. Пыхтина, в 1773–1777 гг. воеводского товарища в Олонце, а затем председателя первого департамента верхней палаты Олонецкого областного суда30, позволяет установить личность этого первого в Петрозаводске известного нам собирателя старинных рукописей и сделать вывод о том, что в петрозаводском краеведении того времени Т. В. Баландин был наиболее заметной, но не единственной фигурой.

В 1810 г. Т. В. Баландин изготовляет «примерный план, снятый в 1810 г. в Петрозаводске, где малозначущих развалин оставшихся, как земляной крепости, домны, равно и по положению и обложению на земле вида бывшего дворца, пруда, палисада и существующего в остатке березового сада» 31. Вероятно, это был один из этапов подготовки к написанию сочинения «Петрозаводские вечерние северные беседы», созданного Т. В. Баландиным в 1814 г. 32 Сочинения Т. В. Баландина, помимо основной части, имели много приложений в виде небольших самостоятельных авторских текстов и публикаций документов. Так, рукопись с полным названием «Петрозаводские северные вечерние беседы повествовавших старцев о первоначальном открытии, местоположения и на оном о построении, существовании, продолжении и уничтожении вододействуемых Петровских пушечных заводов и оружейных фабрик и с населением из разных мест крестьян, выведенные со следующим к тому дополнениями о построенных вновь Александровских пушечных заводах и о прочем с принадлежащими замечаниями» имела, помимо основной части – «Петрозаводские северные вечерние беседы, повествуемые в 30 частях» (л. 7 – 57 об.), следующие авторские дополнения: «Повесть блаженного Фаддея о богоугодном житии и проречениях его, означенная ремаркою в 26 вечери» (л. 42 об.–57 об.), посвященная жизнеописанию петрозаводского местночтимого святого33, и переработанная автором в 1818 г. в самостоятельное произведение «Повесть о достодивном и блаженном Фаддее» 34, «Дополнение о медеплавиленных Петровских заводах» (л. 58) и «О построении и действии Александровских пушечных заводов и фабрик» (л.  58 об, – 63 об.). Последнее сочинение в другой редакции называется «Об Александровских пушечных заводах и фабриках» 35.


С. 23
Анализ содержания этого произведения позволяет датировать его также 1814 г. (по упоминанию в тексте заточения Наполеона на острове Эльба, которое продолжалось с апреля 1814 г. по февраль 1815 г.). Завершили текст рукописи «Бесед» две документальные публикации: «Дополнение к вечерним беседам сокращенной выписки из копии экстракта, последовавшего из Берг-коллегии в Правительствующий сенат» и «Копия прошения, поданного его императорскому величеству Петру Первому от молотового правильщика Ребоева, о Марциальных водах, выпользовавших по первому его пользованию от болезни с получением от его величества всемилостивейшего освобождения с землею от всяких работ».

В 1824 г. Т. В. Баландин начинает, а в августе 1825 г. завершает последнее из известных сейчас его сочинений – «Историческое краткое сведение о состоянии доселе бывшего и нынешнего положения города Олонца и о прочем»36 (л. 1 – 43 об., 47 – 49). В приложении к этому обобщающему сочинению по истории Карелии Т. В. Баландин поместил «Прибавление об имевшейся доселе новгородских посадников (и посадниц) власти и сила и об уничтожении оной» (л. 44 – 46), уже упоминавшееся выше «Житие преподобного Лазаря Муромского Чудотворца» (л. 51 – 57 об.), новый вариант агиографического сочинения «Повесть о достодивном и блаженном Фаддее, о богоугодной и крестоносной его жизни и о бывших беседах с великим императором Петром Первым и о проречениях его сбывшихся...» (л. 65 – 87), «Продолжение о раскольниках Олонецких и таблица денег с них собранных в обыкновенную тогда пени» (л. 87 об. – 93 об.), «Повесть о Петровских заводах и дворцах прежде существовавших» (л. 94 – 99 об.) и «Повесть о дворце при Марциальных водах и имущества...» (л. 99 – 103 об.). Небольшой объем данной статьи не позволяет сделать подробный источниковедческий анализ всех сочинений Т. В. Баландина, но уже одно их перечисление позволяет говорить об их авторе как о крупном провинциальном историке конца XVIII – первой четверти XIX вв.

Все свои исторические сочинения Т. В. Баландин подносил для прочтения «первым лицам» Олонецкой губернии: губернаторам А. И. Рыхлевскому (управлял губернией в 1821 –1825 гг.) и Т. Е. фан дер Флиту (управлял губернией в 1825 – 1827 гг.) 37 и начальникам Олонецких горных заводов А. В. Армстронгу (управлял заводами в 1807 – 1818 гг.) и А. А. Фуллону (управлял


С. 24


заводами в 1818–1833 гг.)38. «Первые лица», особенно известные своей благотворительностью А. В. Армстронг и либерализмом А. И. Рыхлевский, в общем благосклонно относились к краеведческим занятиям Т. В. Баландина. Но это «благорасположение» не улучшило имущественного и общественного положения Т. В. Баландина. Сохранилось его письмо к А. А. Фуллону от 7 апреля 1824 г., в котором краевед жалуется, что он, старый и больной человек, не имеет «постоянной квартиры» и, по его словам, «частая перемена оных мучит меня и более ослабляет и изнуряет». Т. В. Баландин просил А. А. Фуллона оказать ему помощь в найме квартиры и прислуги за 120 рублей в год39. К тому времени петрозаводский краевед был отставным шихтмейстером XIV класса, т. е. имел самый низший чин по табели о рангах, дававший ему право только на личное дворянство. А. А. Фуллон воспользовался бесправием и зависимостью Т. В. Баландина и в 1826 г. опубликовал в «Горном журнале» «План бывшему расположению Дворца и чугунолитейного завода императора Петра Великого в городе Петрозаводске» с пояснительной заметкой «Сведения о расположении бывших Петровских заводов» 40. В заметке он пояснил, что «собранные от старожилов сведения и существовавшие по свидетельствуI очевидцев остатки послужили к составлению плана расположения Петровских заводов, по случаю прибытия в Петрозаводск... императора Александра I в 1819 году». И хотя план 1819 г. был составлен на основе плана Т. В. Баландина 1810 г. и по его материалам, фамилия краеведа в заметке А. А. Фуллона даже не была упомянута.

Осознание своей незначительности и бесправия, полная зависимость от губернского и горнозаводского начальства повлияли даже на оформление рукописей Т. В. Баландина. Все они подписаны «Тихон Васильев», а фамилия встречается в подписи либо инициалом – «Т. В. Б.», либо по латыни – «Balandin».

Создание нескольких стихотворений и краеведческих сочинений, организация частной школы и стремление завоевать расположение начальства позволяют сделать вывод о том, что в деятельности Т. В. Баландина воплотились типичные черты российского просветительства – стремление проявить себя в науках и художествах, распространять знания «в драгом Отечестве» и полное приятие существующей системы, включая всесилие


С. 25


начальства, собственный низкий социальный статус и бедственное материальное положение.

Среди читателей сочинений Т. В. Баландина был и сосланный в Петрозаводск за участие в движении декабристов в июне 1826 г. поэт Ф. Н. Глинка41. Сведения из работ Т. В. Баландина ссыльный поэт использовал в примечаниях к поэме «Карелия», созданной в годы ссылки и опубликованной в начале 1830 г. 42 В примечании № 31 упоминаются данные о поездках Петра I в Марциальные Воды, вероятно, заимствованные из «Бесед» Т. В. Баландина. В примечании № 32 пересказана взятая из «Бесед» легенда об основании Петрозаводска. Обширное примечание № 35 об Олонце заимствовано Ф. Н. Глинкой из жития Лазаря Муромского и «Сведений» Т. В. Баландина. В примечании № 40 Ф. Н. Глинка пересказывает житие Лазаря Муромского и упоминает в тексте имя его переписчика: «Житие Лазаря Муромского» в рукописи получил я от Т. В. Баландина, занимающегося здесь с давнего времени описанием достопамятностей Олонецкого края». Сохранилось два письма Т. В. Баландина к Ф. Н. Глинке. В первом, датированном 25 декабря 1829 г., Т. В. Баландин поздравляет поэта с рождеством, во втором, написанном в феврале 1830 г., сообщает Ф. Н. Глинке, что он болен и просит навестить его43. Таким образом, можно предположить, что их дружба продолжалась до отъезда Ф. Н. Глинки из Петрозаводска в конце апреля 1830 г. либо до кончины Т. В. Баландина, учитывая его преклонный возраст (80 лет), болезнь и то обстоятельство, что после февраля 1830 г. никаких данных о жизни Т. В. Баландина не обнаружено.

Итак, дату смерти Т. В. Баландина можно условно обозначить – «после февраля 1830 года». Сочинениям этого трудолюбивого и самоотверженного краеведа была суждена долгая жизнь. Труды Т. В. Баландина оказали большое воздействие на историческое краеведение дореволюционной Карелии. В феврале 1839 г. смотритель Петрозаводского уездного училища Г. С. Епифанов завершил статью «Заметки об Олонецкой стороне», вскоре опубликованную Н. А. Полевым в журнале «Сын отечества» 44. В ней процитирован обширный отрывок из рукописи «олонецкого антиквария» унтер-шихтмейстера Баландина,


С. 26


посвященной основанию Олонца. Основателями Олонца Т. В. Баландин называет «из Святозерских жителей крестьян Петр Дементьев Воронов с товарищи, переселившихся туда еще в новгородские времена». Г. С. Епифанов сообщает о сочинении Т. В. Баландина, что «рукопись его, любопытная по слогу, находится в библиотеке Александровского завода». В 1843 г. молодой петрозаводский краевед, корректор ОГВ А. И. Иванов (1820 – 1890) написал для журнала «Маяк» статью «Некоторые сведения о Фаддее Блаженном»45. Статья А. И. Иванова являлась, по сути дела, изложением содержания рукописной «Повести о Фаддее», написанной «одним олончанином около 1814 и 1818 годов». Не ясно, почему А. И. Иванов называет Т. В. Баландина, память о котором еще была жива в Петрозаводске, «неизвестным биографом» Фаддея. Позднее этот очерк был перепечатан автором в ПКОГ на 1858 г. 46

Еще при жизни Т. В. Баландина в Петрозаводске были предприняты меры по сохранению памяти Петра I. В начале 1820-х гг. но инициативе губернатора А. И. Рыхлевского был восстановлен березовый парк на берегу Онежского озера, заложенный при Петре I, а в 1824 г. в этом парке был поставлен чугунный бюст Петра I, отлитый по приказанию А. А. Фуллона на Петербургском чугунолитейном заводе. Учитывая близость Т. В. Баландина к обоим «начальствующим лицам» и их знакомство с его сочинениями, можно предположить, что материалы Т. В. Баландина помогли исторически обосновать оба решения.

В пореформенный период к краеведческому наследию Т. В. Баландина обращались фольклорист П. Н. Рыбников, опубликовавший в 1866 – 1867 гг. в ОГВ «Петрозаводские северные вечерние беседы», и Е. В. Барсов, который в 1861 –1870 гг. был преподавателем Олонецкой духовной семинарии в Петрозаводске. В работе «Палеостров, его судьба и значение в Обонежском крае» Е. В. Барсов отметил широкое распространение рукописных сочинений Т. В. Баландина и сообщил о нем некоторые биографические сведения: «Тихон Васильевич Баландин, лицо очень замечательное. Он был отставной копиист 13 класса Государственной Адмиралтейской Коллегии с 1779 по 1783 г. Он путешествовал почти по всем монастырям православным, начиная от Архангельского края до Крыма и Польши. Вел переписку с митрополитами СПбургскими Гавриилом и Амвросием,


С. 27


епископом Старорусским Евгением, архимандритами Александро-Свирского монастыря Иеронимом и Иосифом и Соловецким Герасимом Иониным, со многими знатными помещиками и другими лицами. Особенную, самую близкую, дружбу питал к нему начальник Петровских чугунных заводов в Петрозаводске англичанин Адам Васильевич Армстронг. Он представил митрополиту Амвросию «Сокращенные правила монашеского жития» (напечатаны при Святейшем синоде в 1805 г.), «Повесть о Палеостровском монастыре. Слово в великий пяток и службу Пр. Корнилию». Сверх того, оставил после себя в рукописи книгу под заглавием «Северные ночи», которая в списках ходит по рукам некоторых обитателей Петрозаводска... В записках его... изложена почти вся его жизнь и переписка с разными лицами, а также все, заимствованное мною о состоянии монастыря с 1797 и 1799 г. Скончался около 1840 г.». Е. В. Барсов также указал, что «записки Т. В. Баландина найдены в библиотеке покойного Высокопросвященного Архиепископа Воронежского Игнатия, пожертвованные им в Олонецкую семинарию». Кроме того, Е. В. Барсов сообщил, что с 1798 г. Т. В. Баландин стал послушником Палеостровского монастыря47. Сведения Е. В. Барсова противоречат многим другим источникам о жизни Т. В. Баландина, их не использовали В. П. Мегорский и архимандрит Фаддей. Вопрос об их достоверности можно решить только после привлечения новых биографических материалов о Т. В. Баландине. В другой работе Е. В. Барсова «Петр Великий в народных преданиях Северного края» помещено предание о том, как блаженный Фаддей предсказал Петру I его скорую кончину, также почерпнутое у Т. В. Баландина48.

Готовясь к празднованию 200-летия со дня рождения Петра I в 1872 г., деятели Олонецкого губернского статистиче­ского комитета признавали, что в их распоряжении имеются только два сочинения, посвященные истории Петровских заводов: «Биография В. И. Геннина», опубликованная в «Горном журнале» в 1826 – 1828 гг., и «рукописные записки Баландина, известные под названием «Северные вечерние беседы», хранящиеся в комитете» 49.

Побывавший в Петрозаводске в 90-е годы XIX века С. А. Адрианов50 (1871 – 1942) записал предание об основании Петрозаводска


С. 28


со следующим примечанием: «Это предание сохранено Т. Баландиным. Дед Баландина был одним из первых петрозаводских поселенцев, у него, а потом у его сына, собирались по воскресным вечерам петрозаводские старожилы и вели беседы о прошлом своего города. Баландин-внук с детства стал собирать эти рассказы и прибавил к ним кое-какие сведения из официальных документов, составил в первой четверти нынешнего века «Петрозаводские северные вечерние беседы», которые были напечатаны уже после его смерти в ОГВ за 1866 и 1867 гг. Главное свойство «Бесед» – стремление к цветистости, порождающее страшную растянутость, и вместе с тем крайняя скудость содержания. Однако кое-что в них любопытно, как увидим ниже, Тимофей Баландин служил в Петрозаводске горнозаводским шихтмейстером». Из «Бесед» Т. В. Баландина С. А. Адрианов заимствовал также описание дворца Петра I в Петровской слободе51.

В начале XX века появились уже упомянутые публикации архимандрита Фаддея и В. П. Мегорского. Итак, труды Т. В. Баландина имели большое значение для историков и краеведов Карелии, которые постоянно обращались к ним на протяжении XIX – начала XX вв. Деятельность Т. В. Баландина была значительным проявлением культуры и идеологии русского просвещения в Петрозаводске на рубеже XVIII и XIX веков, причем сам просветитель был разночинцем и коренным петрозаводчанином. И хотя из-за низкого социального статуса и материальной нужды Т. В. Баландин был в сильной зависимости от «сильных мира сего» и вынужден был мириться со своим положением, его педагогическая деятельность, поэтическое творчество и особенно труды по историческому краеведению оказывали большое влияние на современников. Главной частью наследия Т. В. Баландина являются его историко-краеведческие сочинения. Они выдержали испытание временем, бытовали в рукописях, причем рукописная традиция длилась от 40 лет (для «Бесед») до 90 лет (для «Жития Фаддея»), Их публиковали в местных изданиях, они оказали влияние на становление многих краеведов Карелии. Сведения оттуда использовались в их трудах. Короче говоря, для нескольких поколений петрозаводчан XIX века сочинения Т. В. Баландина были основным источником сведений по истории их родного города.

Появившиеся в короткий промежуток времени работы В. В. Крестинина52 (1729 – 1795), Т. В. Баландина (1749 – после


С. 29


февраля 1830), М. Н. Мясникова53 (1761 – 1839) и других северорусских краеведов конца XVIII – начала XIX вв. были результатом влияния на русский Север идеологии и культуры «века просвещения». Поэтому деятельность Т. В. Баландина можно рассматривать как феномен истории культуры Карелии, но для русского Севера и для России в целом это было достаточно типичное явление54. В настоящее время необходимо, учитывая интерес к истории культуры и к краеведению, продолжить архивные поиски новых документов о Т. В. Баландине и переиздать его труды.



1 Баландин Т. В. Петрозаводские северные вечерние беседы // ОГВ.– 1866. – № 6–13, 20, 22, 23, 25, 26, 29, 30, 35–43, 46; 1867. – № 5–9 (отд. оттиск: Петрозаводск, 1867); Грузинский А. Е. П. Н. Рыбников // Песни, собранные П. Н. Рыбниковым. –2-е изд. – М., 1909, –Т. 1, – Паг. 1, – С. 37.

2 Фаддей, архимандрит. Жизнеописание блаженного Фаддея по рукописи // ОЕВ. – 1904. – № 13 – 15.

3 Мегорский В. П. Предание об основании Петрозаводска // ПКОГ на 1908 год. – Петрозаводск, 1908. – С. 277 – 288 (перепечатка из: ОГВ.– 1907. – № 65, 72, 73, 77).

4 Иванов В. В. Олонецкий летописец // Север.– 1986. – № 7.– С. 103 – 108.

5 Письма Т. Васильева к Ф. Н. Глинке // ЦГАЛИ, ф. 141, oп. 1, д. 202, л. 1 – 2.

6 Васильев Т. Петрозаводские северные вечерние беседы // Библиотека Академии наук. Отдел рукописей (далее – БАН ОР), основное собрание, 1.3.37, л. 1 – 63 об.; Он же. О состоянии положения бывшего и нынешнего города Олонца и другие сочинения // БАН ОР, текущие поступления, № 610, л. 1 – 112 об.

7 Письмо Т. Васильева к А. А. Фуллону //Архив ЛОИИ, ф. 226, oп. 1, д. 65, л. 1 – 2; План развалин Петрозаводской крепости и дворца 1810 года, составленный Т. Васильевым // Там же, д. 66, л. 1.

8 Об Александровских пушечных заводах и фабриках (из рукописи Т. В. Баландина) // ЦГА КАССР, ф. 27, оп. 2, д. 4/60, л. 1 – 8 об.

9 БАН ОР, текущие поступления, № 610, л. 3 об.

10 О Тихоне Амафунтском см.: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, – СПб, 1901. – Т. 33. – С. 298 – 299.

11 Средовечие, т. е. в средних веках, среднего возраста (Фаддей, архимандрит. Указ. соч. // ОЕВ. – 1904. – № 14. – С. 415 (прим.).

12 БАН ОР, текущие поступления; № 610, л. 66; Фаддей, архимандрит. Указ. соч. //ОЕВ. – 1904. – № 14. – С. 415.

13 БАН ОР, текущие поступления, № 610, л. 67 – 67 об.; Фаддей, архимандрит. Указ. соч. // ОЕВ. – 1904. – № 14.– С. 416.

14 Баландин Т. В. Беседы. – Петрозаводск, 1867.– С. 33 (прим.) – 34 (прим.).

15 БАН ОР, текущие поступления, № 610, л. 2 – 2 об.

16 Там же.

17 Там же, л. 67 – 67 об.; Фаддей, архимандрит. Указ. соч. //ОЕВ.– 1904. –№ 14. – С. 416.

18 Иванов В. В. Олонецкий летописец. – С. 103.

19 БАН ОР, текущие поступления, № 610, л. 4, 65 об.

20 Баландин Т. В. Беседы. – С. 15.

21 БАН ОР, текущие поступления, № 610, л. 6 об.

22 Баландин Т. В. Беседы. – С. 15.

23 Теплинский М. В. Первое стихотворение, посвященное Петрозаводску // Молодой большевик.– 1948. – № 57; Иванов В. В. Олонецкий летописец.– С. 108; ОР ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, ф. 247, т. 24, № 29.

24 Державин Г. Р. Сочинения / Под ред. Я. Грота.– СПб, 1869.– Т. 5.– С. 885, 889; т. 6. – СПб, 1871. – С. 870, 873.

25 Народонаселение Петрозаводска в 1785 году // ОГВ. – 1864. – № 11.

26 Материалы для истории образования в Олонецком крае // ОГВ. – 1896. – № 3 (публикация В. В. Ивановского).

27 Голиков И. И. Деяния Петра Великого. – СПб, 1788–1789. – Т. 1–12; Он же. Дополнения к «Деяниям Петра Великого». – СПб, 1790–1797.– Т. 1–18.

28 Лазарь Муромский или Мурманский (1286 – 1391) – преподобный инок, основал в середине XIV века Муромский (Мурманский) Успенский монастырь на юго-восточном побережье Онежского озера (Словарь исторический о святых, прославленных в Российской церкви. – СПб, 1862.– С. 144 – 145).

29 БАН ОР, текущие поступления, № 610, л. 57 об.

30 Там же, л. 38 об. – 39.

31 Архив ЛОИИ, ф. 226, oп. 1, д. 66, л. 1.

32 БАН ОР, основное собрание, 1.3.37, л. 1.

33 О блаженном Фаддее см.: Иванов В. В. Фарисей или святой? К истории образа «святого» – петрозаводского юродивого Фаддея // Православие в Карелии: история и современность. – Петрозаводск, 1987.– С. 85 – 96.

34 Фаддей, архимандрит. Указ соч. //ОЕВ. – 1904. – № 14.– С. 416 – 417.

35 ЦГА КАССР, ф. 27, оп. 2, д. 4/60, л. 1 – 8 об.

36 БАН ОР, текущие поступления, № 610, л. 48 – 48 об.

37 Хронологический список начальников Олонецкой губернии (1784 – 1869) // ПКОГ на 1868–1869 годы. – Петрозаводск, 1869.– Отд. 3. – С. 214.

38 Об А. В. Армстронге см.: Русский биографический словарь (далее – РБС). – Т. «Алексинский – Бестужев-Рюмин». – СПб, 1900, –С. 290 – 292 (автор – С. Кулибин); об А. А. Фуллоне см.: РБС. – Т. «Фабер – Цявловский», – СПб, 1891, – С. 249.

39 Архив ЛОИИ, ф. 226, oп. 1, д. 65, л. 1 – 2.

40 Сведения о расположении бывших Петровских заводов // Горный журнал.– 1826. – Кн. 6,– С. 145 – 149 (карта дана в приложении).

41 О петрозаводской ссылке Ф. Н. Глинки см.: Пашков А. М. Петрозаводская ссылка Ф. Н. Глинки // Памятники отечества.– 1989. – № 1 (19).– С. 56 – 60.

42 Все сноски на примечания к поэме Ф. Н. Глинки «Карелия» даются по изданию: Глинка Ф. Н. Избранные произведения. – Л., 1957. – С. 397 – 404.

43 ЦГАЛИ, ф. 141, oп. 1, д. 202, л. 1 – 2.

44 Епифанов Г. С. Заметки об Олонецкой стороне // Сын отечества.– 1839. – Т. 8. –Отд. 6, – С. 72 – 88.

45 А. И. Некоторые сведения о Фаддее Блаженном // Маяк. – 1844.– Т. 17. – Ч. 34. – Смесь. – С. 92 – 95.

46 Фаддей Блаженный, современник Петра Великого (биографический очерк, составленный по современной рукописи) // ПКОГ на 1858 год. – СПб, 1858. – С. 216 –219. Краеведческая историография о блаженном Фаддее подробно описана в статьях В. В. Иванова.

47 Барсов Е. В. Палеостров, его судьба и значение в Обонежском крае.– М., 1868.– С. 38 – 41 (оттиск из книги:. Чтения в обществе истории и древностей российских. – М„ 1868.– Кн. 1).

48 Барсов Е. В. Петр Великий в народных преданиях Северного края. – М., 1872.– С. 12 – 13 (оттиск из журнала «Беседа». – 1872. – № 5).

49 Общее собрание Олонецкого губернского статистического комитета 23 декабря 1871 года //ОГВ. – 1872. – № 2.

50 Об С. А. Адрианове см.: Русские писатели 1800 – 1917. – М., 1989.– Т. 1.– С. 25 – 26.

51 Адрианов С. А. Петрозаводская старина // Исторический вестник.– 1896. – № 9, –С. 692, 697 – 698.

52 См. новейшую статью о В. В. Крестинине: Цветкова JI. И., Овсянников О. В. В. В. Крестинин. Страницы жизни // Патриот Севера.– Архангельск, 1985.– С. 59 – 76.

53 О М. Н. Мясникове см.: Васильев Ю. С. Историк-краевед М. Н. Мясников и его труды и коллекция // Аспирантский сборник. – Вологда, 1972.– Вып. 1 (гуманитарные науки). – С. 61 – 68.

54 Севастьянова А. А. Русская провинциальная историография второй половины XVIII века. – Ярославль, 1990. – С. 4 – 18.

I Исправленная опечатка. Было: «свительству», исправлено на: «свидетельству»   ред.



База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница