Памятка по работе разделы рабочей тетради заполняются студентами в течение семестра



страница1/4
Дата06.05.2016
Размер0.85 Mb.
  1   2   3   4
Цыганова Т.Ф.
Рабочая тетрадь по дисциплине «Русский язык и культура речи»

Методическое пособие


для студентов первого курса СПО (ВО)

Дмитров, 2015


Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего образования Московской области

Международный университет природы, общества и человека «Дубна» -

Дмитровский институт непрерывного образования

Рабочая тетрадь по дисциплине «Русский язык и культура речи»

Методическое пособие
для студентов первого курса СПО (ВО)

Рабочая тетрадь

студента дневного отделения СПО (ВО)

шифр_________специальность __________________группа______________________

(фамилия, имя, отчество)___________________________________________________________________________________________________

Рабочая тетрадь студента по курсу «Русский язык и культура речи»

Составитель: Цыганова Татьяна Федоровна, преподаватель русского языка и культуры речи.

Пояснительная записка

Целью рабочей тетради студента является обеспечение самостоятельной индивидуальной работы студента в течение учебного года.

Работая с настоящим пособием, студент уточняет для себя формулировки основных лингвистических понятий. В вопроснике представлены базовые понятия, связанные с литературной нормой, функциональными стилями, аспектами культуры речи.

После вопросника приводятся тесты на проверку практической грамотности.

Студент может проверить на практике знание теоретического минимума.

Курс «Русский язык и культура речи» предусматривает совершенствование навыков правописания.

Заполнение предлагаемой рабочей тетради позволит студенту более качественно подготовиться к усвоению курса «Русский язык и культура речи».

ПАМЯТКА ПО РАБОТЕ


  1. Разделы рабочей тетради заполняются студентами в течение семестра.

  2. Перед началом работы над каждой темой студент изучает обязательную литературу, после чего приступает к ответам на вопросы и выполнению практических заданий и тестов.

  3. Заполняемая рабочая тетрадь должна быть представлена к проверке не позднее, чем за месяц до начала сессии.

  4. По результатам заполнения рабочей тетради студента преподаватель выставляет баллы (максимальное количество - 100 б., зачетное количество – 70 б.).

Обязательная литература:

  1. Антонова Е.С.   Русский язык и культура речи: Учебник для учреждений средн. проф. образования (гриф) / Антонова Е. С., Воителева Т. М. – 12-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2013.

  2. Воителева Т.М.   Русский язык: Сборник упражнений (гриф) : Учебное пособие для нач. и средн. проф. образования (гриф) / Воителева Татьяна Михайловна. - М. : Академия, 2012.

Дополнительная литература:

  1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык. Пособие для подготовки к ЕГЭ Русский язык. Пособие для подготовки к ЕГЭ. – М., 2013.

  2. Баландина Л.А., Давидян Г.Р., Кураченкова Г.Ф., Симонова Е.П. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для аудиторной и самостоятельной работы студентов-нефилологов высших учебных заведений. 2-е издание. – М.: Издательство Московского университета, 2012.

  3. Буторина Е.П., Евграфова С.М. Русский язык и культура речи: учебное пособие. – 2-е изд., исп. и доп. – М.: ФОРУМ, 2012.

  4. Головин Б.Н. Основы культуры речи.- М., 1988.

  5. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2012.

  6. Колтунова М.В. Деловое общение: Нормы, риторика, этикет: Учеб. пособие. – Изд. Второе, доп. – М.: Логос, 2005. – с. 253-293.

  7. Сидорова М.Ю. Русский язык. Культура речи» конспект лекций / М.Ю. Сидорова, В.С. Савельев. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008.

  8. Цыганова Т.Ф. Самостоятельная работа по дисциплине «Русский язык и культура речи»: Методические рекомендации для студентов среднего и высшего профессионального образования / Автор-составитель Т.Ф. Цыганова. – Дмитров, 2012.

  9. Цыганова Т.Ф. Самостоятельная работа по дисциплине «Русский язык и культура речи» (Раздел «Нормы русского литературного языка»): Учебно-методическое пособие для студентов среднего и высшего профессионального образования / Автор-составитель Т.Ф. Цыганова. – Дмитров, 2012.

  10. Нормы русского литературного языка: учеб. пособие для самостоятельной работы студентов / авт.-сост. Т.Ф. Цыганова. – Балашов : Николаев, 2008.

Словари и справочники



  1. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2000.

  2. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2003.

  3. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001.

  4. Культура устной и письменной речи делового человека : Справочник. Практикум. – 18-е изд. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2012.

  5. Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2001.

  6. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.

  7. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.

  8. Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2002.

  9. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.

  10. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.

  11. Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 2001.

  12. Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2005.

  13. Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М., 2002.

  14. Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2001.

  15. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.

  16. Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. – М., 2006.

  17. Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры / Под ред. Л.Д. Чесноковой. – М., 2000.

  18. Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. – М., 2005.

  19. Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000.

  20. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2000.

  21. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000.

Информационное обеспечение дисциплины:

  1. http://www.elibrary.ru — научная электронная библиотека (НЭБ).

  2. http://lib.uni-dubna.ru/biblweb/ - сайт библиотеки университета «Дубна» с доступом к электронному каталогу и другим библиотечно-информационным ресурсам.

  3. http://lib.uni-dubna.ru/biblweb/search/resources.asp?sid=18 – специализированный раздел сайта библиотеки с доступом к электронным ресурсам (ЭБС), предоставляемых на основе лицензионных соглашений, заключенных между организациями – держателями ресурсов и университетом «Дубна».

  4. Электронно-библиотечная система (ЭБС) znanium.com издательства «ИНФРА-М».

  5. Электронно-библиотечная система ibooks.ru (Айсбукс).

Тема 1. Культура речи

Обязательная литература:



  1. Антонова Е.С.   Русский язык и культура речи: Учебник для учреждений средн. проф. образования (гриф) / Антонова Е. С., Воителева Т. М. – 12-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2013. – с. 6-52.

  2. Баландина Л.А., Давидян Г.Р., Кураченкова Г.Ф., Симонова Е.П. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для аудиторной и самостоятельной работы студентов-нефилологов высших учебных заведений. 2-е издание. – М.: Издательство московского университета, 2012. – с. 6.

  3. Головин Б.Н. Основы культуры речи.- М., 1988.

Задание: сформулируйте основные понятия

Культура речи –

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Современный русский язык -

Литературный язык______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Речь –


Язык –

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Функции языка

1._______________________________________________________________

2. ________________________________________________________________

3.________________________________________________________________


Кол-во верных ответов ______________________________________

Кол-во неверных ответов_____________________________________

Оценка преподавателя_________________________________________
Тема 2. Нормы русского литературного языка
Обязательная литература:


  1. Баландина Л.А., Давидян Г.Р., Кураченкова Г.Ф., Симонова Е.П. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для аудиторной и самостоятельной работы студентов-нефилологов высших учебных заведений. 2-е издание. – М.: Издательство московского университета, 2012. – с. 7-13.

  2. Культура устной и письменной речи делового человека : Справочник. Практикум. – 18-е изд. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. – с. 8.

  3. Цыганова Т.Ф. Самостоятельная работа по дисциплине «Русский язык и культура речи»: Методические рекомендации для студентов среднего и высшего профессионального образования / Автор-составитель Т.Ф. Цыганова. – Дмитров, 2012. – с. 25-31.

  4. Цыганова Т.Ф. Самостоятельная работа по дисциплине «Русский язык и культура речи» (Раздел «Нормы русского литературного языка»): Учебно-методическое пособие для студентов среднего и высшего профессионального образования / Автор-составитель Т.Ф. Цыганова. – Дмитров, 2012.

  5. Нормы русского литературного языка: учеб. пособие для самостоятельной работы студентов / авт.-сост. Т.Ф. Цыганова. – Балашов : Николаев, 2008.

Задание: сформулируйте основные понятия

Языковые нормы -

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Грамматические нормы –

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лексические нормы –

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Орфоэпические нормы –

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Коммуникативные нормы –

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Этические нормы –

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Функции норм:



  1. ___________________________________________________________

  2. _____________________________________________________________

  3. _____________________________________________________________

Коммуникативный аспект изучения культуры речи –

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Правильность речи –

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Точность речи –

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ясность речи –

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Логичность речи –

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выразительность речи –

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чистота речи –

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уместность речи –

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Богатство речи –

2 основных типа словарей:



  1. ___________________________________________________________________________________________________________________

  2. ___________________________________________________________________________________________________________________

Лингвистические словари описывают ________________________________________________________________________________________

Энциклопедические словари описывают ______________________________________________________________________________________

Ортологические словари являются___________________________________________________________________________________________

4 типа ортологических словарей:_____________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________

Кол-во верных ответов ______________________________________

Кол-во неверных ответов_____________________________________

Оценка преподавателя_________________________________________


Тема 3. Богатство русской речи
Обязательная литература:

  1. Антонова Е.С.   Русский язык и культура речи: Учебник для учреждений средн. проф. образования (гриф) / Антонова Е. С., Воителева Т. М. – 12-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2013. – с. 66-86.

  2. Баландина Л.А., Давидян Г.Р., Кураченкова Г.Ф., Симонова Е.П. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для аудиторной и самостоятельной работы студентов-нефилологов высших учебных заведений. 2-е издание. – М.: Издательство московского университета, 2012. – с. 88-97, с. 173-191.

  3. Культура устной и письменной речи делового человека : Справочник. Практикум. – 18-е изд. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. – с. 17-51.

Задание: сформулируйте основные понятия

Многозначные слова –

___________________________________________________________________________________________________________________________________

Омонимы –

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Антонимы –

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Синонимы –

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Паронимы –

Архаизмы –

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Историзмы –

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Неологизмы –

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фразеологизмы –

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Признаки фразеологизмов –



  1. _____________________________________________________________

  2. _____________________________________________________________

  3. _____________________________________________________________

Идиомы –

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кол-во верных ответов ______________________________________

Кол-во неверных ответов_____________________________________

Оценка преподавателя_________________________________________
Тема 4. Средства выразительности
Обязательная литература:


  1. Антонова Е.С.   Русский язык и культура речи: Учебник для учреждений средн. проф. образования (гриф) / Антонова Е. С., Воителева Т. М. – 12-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2013. – с. 46-52.

  2. Культура устной и письменной речи делового человека : Справочник. Практикум. – 18-е изд. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. – с. 17-51.

Задание: сформулируйте основные понятия

Эпитет –

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сравнение –

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Метафора –

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Олицетворение –

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оксюморон –

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Плеоназм –

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тавтология –

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Литота –

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Гипербола –

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Антитеза –

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анафора –

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эпифора –

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Структурный параллелизм –

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кол-во верных ответов ______________________________________

Кол-во неверных ответов_____________________________________

Оценка преподавателя_________________________________________

Тема 5. Этический аспект культуры речи. Речевой этикет
Обязательная литература:


  1. Баландина Л.А., Давидян Г.Р., Кураченкова Г.Ф., Симонова Е.П. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для аудиторной и самостоятельной работы студентов-нефилологов высших учебных заведений. 2-е издание. – М.: Издательство московского университета, 2012. – с. 88-97, с. 10-11.

  2. Буторина Е.П., Евграфова С.М. Русский язык и культура речи: учебное пособие. – 2-е изд., исп. и доп. – М.: ФОРУМ, 2012. – с. 120-122.

  3. Колтунова М.В. Деловое общение: Нормы, риторика, этикет: Учеб. пособие. – Изд. Второе, доп. – М.: Логос, 2005. – с. 253-293.

  4. Культура устной и письменной речи делового человека : Справочник. Практикум. – 18-е изд. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. – с. 17-51.

  5. Сидорова М.Ю. Русский язык. Культура речи» конспект лекций / М.Ю. Сидорова, В.С. Савельев. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – с. 158-173.

Задание: сформулируйте основные понятия

Этический аспект изучения культуры речи –

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Речевой этикет –

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Речевое общение –

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Единицы речевого общения –

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Общие принципы коммуникации –


  1. ____________________________________________________________

  2. _____________________________________________________________

Кол-во верных ответов ______________________________________

Кол-во неверных ответов_____________________________________

Оценка преподавателя_________________________________________

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница