Паломничество в исламе на примере казахстана



Скачать 60.14 Kb.
Дата04.05.2016
Размер60.14 Kb.
ПАЛОМНИЧЕСТВО В ИСЛАМЕ НА ПРИМЕРЕ КАЗАХСТАНА
Закен А. Б.

Оренбургский государственный университет, г.Оренбург
Религия является одним из древних социальных институтов любого общества. Это достаточно сложное многоуровневое социальное образование, специфика и смысл существования которого определяется потребностью общества в священном, то есть в тех аспектах социальной реальности, которые отделены от обыденной сферы. В частности, Э. Дюркгейм определял любую религию как «постоянно повторяющиеся ритуалы и обряды» для подкрепления чувства групповой солидарности у верующих [1].

Одним из таких ритуалов является паломничество. Оно присутствует практически во всех религиях, но отличается по форме и содержанию.

Паломничество это один из религиозных ритуалов, выраженный
в поклонении святым местам, мощам святых угодников. В связи с этим в XIX- начале XX веков было принято паломников называть поклонниками. У мусульман паломничество называется хадж. Совершать хадж в Мекку (Саудовская Аравия) - один основных актов поклонения, предписываемых исламом. Хадж совершается в первые дни лунного месяца Зуль-Хиджа и достигает кульминации девятого числа этого месяца. Обряды хаджа со всей силой свидетельствуют о полном подчинении и посвящении себя Богу. По представлениям верующих, они совершаются в память о таком же всецелом подчинении и смирении пророка Ибрахима (Авраама), в частности, о его готовности пожертвовать по велению Бога тем, что он любил больше всего - своим сыном Исмаилом.

Паломничество в исламе подразделяется на две категории:

1) хадж (большое паломничество);

2) умра (малое паломничество).

Во время хаджа мусульманам необходимо выполнить четыре условия:

1) облачиться в белое одеяние – ихрам;

2) совершить обход вокруг Каабы (таваф);

3) совершить предстояние в долине Арафат (вукуф);

4) вновь совершить обход вокруг Каабы после возвращения из долины Арафат.

Паломник - мужчина, совершивший хадж, называется хаджи, женщина - хаджа. Во время проведения паломничества специальная полиция отслеживает соблюдения организационных моментов, следит за порядком проведения мероприятий, наблюдает за порядком проведения ритуала [2].

В Казахстане в последнее время заметно возрос интерес к исламу, как носителю историко-культурных и духовных ценностей. Произошло возрождение многих традиций в самых разных сферах культуры казахов. Наряду с верующими, сохраняющими основные религиозные взгляды и следующими необходимым религиозным предписаниям, есть немало людей, не соблюдающих обязанностей мусульманина. И в наши дни многие казахи, не придавая обряду религиозного значения, просто отдают дань традиции: «так положено», «так принято», «это – обычаи наших предков», «это – наши национальные традиции».



В то же время наблюдается рост числа казахов, соблюдающих предписания ислама «частично». Так, сравнительно более  широкое распространение, по сравнению с другими предписаниями исламского вероучения, в последнее время получило соблюдение поста – ораза, особенно среди  женщин самого разного возраста. Многие из них не совершают намаз. В последнее время отмечается постепенный рост числа паломников, совершающих хадж к общемусульманским святыням в Саудовской Аравии. Но для большинства казахов совершение хаджа  и в наши дни остается трудноосуществимой  задачей. С каждым годом число паломников возрастает в связи этим начились выделяются квоты. Например, в этом году Саудовская Аравия, так же, как и в прошлом, выделила 5500 квот для Казахстана. Для многих число квот ограниченно и поэтому не все желающие смогут отправится в хадж.

В наши дни культ святых (в современном контексте «почитание святых»), как одна из самых выразительных черт народного ислама у казахов, не только переживает возрождение, но, пожалуй, достиг пика своей популярности среди самых широких слоев казахского населения. Такие святыни, как мавзолеи Хаджа Ахмада Ясави и Арыстан-баба, Бекет-ата и Шопан-ата, Караман-ата, Укаша-ата, святые-родоначальники Ыргызбай-ата, Баянбай-ата, Домалак-ана, Байдибек-ата и многие другие являются объектами многолюдного паломничества казахов. Число святынь неуклонно растет и обретает многочисленных почитателей. Реставрируются, обновляются  не только известные казахстанские святыни, но и  забытые могилы родовых предков, которые становятся объектом многолюдного паломничества (Баянбай-ата, Ыргызбай-аулие и т.д.). Почти на всех святынях паломник встречается с инструкциями, предписывающими соблюдать  ритуальную чистоту и необходимые мусульманские обряды: чтение намаза, соблюдение поста и т. д. Таким образом, в наши дни обряд почитания святых требует знания основ исламского вероучения и практики [3].

Данные последней переписи Республики Казахстан (2009 г.) подтверждают вышесказанное: ислам исповедуют - 70,2% населения, христианство - 26,2%, другие религии - 0,3%, только 2,8% населения указали, что относят себя к неверующим, 0,5 % не сообщили о своей религиозности. Таким образом, ислам играет существенную роль в государственной политике, в формировании сознания граждан, выступает в качестве регулятора отношений [4].

В связи с ростом интереса к религии паломничество в Казахстане приобрело большое значение.

Во-первых, оно играет духовно-просветительскую роль. В поездках паломники знакомятся с географией и историей посещаемого места,
с наследием святых, с особенностями проведения богослужения. Они могут пообщаться с муллой мечети, найти себе духовного наставника.

Во-вторых, паломничество играет общеобразовательную роль. Мечети являлись и являются не только духовными, но и культурными центрами.

В-третьих, паломничество играет миссионерскую роль. Поездки по святым местам способствуют углублению веры.

В-четвертых, оно способствует развитию благотворительности. Зачастую организуются паломнические поезди для оказания какой-либо помощи нуждающемуся в ней монастырю. Паломники привозят вещи, продукты, деньги или участвуют в работах по возрождению святыни.

Среди паломников наиболее часто встречающаяся мотивация – это желание исцелиться, участие в религиозном празднике, желание помолиться в «богоданном» месте. Изучая мотивы совершения паломнических поездок, можно видеть совершенно различные подходы, как со стороны организаторов, так и со стороны путешественников [5].

Паломничество в Казахстане может быть превращено в доходную отрасль экономики путем создания высокорентабельной индустрии туризма, способностей реализовать и производить качественный конкурентоспособный в условиях международного рынка продукт. Для этого нужно выполнить ряд задач:



  1. Для удовлетворения потребности паломников, кроме духовного интереса, необходимо развитие инфраструктуры паломничества: средств размещения, питания, доставки.

  2. Готовить квалифицированные кадры для организации паломничества и религиозного туризма. Логично предложить вузам, выпускающим специалистов в сфере туризма, уделять этим вопросам больше внимания.

  3. Необходимо сохранение и рациональное использование объектов паломничества.

  4. Обеспечение доступности (в том числе транспортной) объекты паломничества для всех слоев населения республики.

Рассматривать религиозный туризм следует не только с точки зрения экономических и социальных выгод и новых возможностей для страны. Грамотно организованное паломничество может обогатить духовно, приобщить к культурному, историческому наследию подрастающее поколение. Позволит им гордиться своей страной, своими традициями и корнями, ведь именно в их руках будущее страны.
Список литературы:

  1. Гидденс, Э. Социология [Электронный ресурс]: Едиториал УРСС: М, 2005. — Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotekBuks/Sociolog/vebizbr/index.php — 05.12.13.

  2. Описание паломнических туры в хадж [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://almaty.all.biz/palomnicheskie-tury-v-hadzh-s78539#fulldescription — 07.12.13.

  3. Прозоров, С.М. Ислам как идеологическая система. / С. М. Прозов. — М.: Восточная литература РАН,  2004. — 471 с. — ISBN: 5-02-018366-0

  4. Нурмамбетова, Ж.Н. Научно-исследовательский отчет «Молодежь и нетрадиционные конфессии в Казахстане». / Ж. Н. Нурмамбетова, Д. Т. Толгамбаева, Р. И. Камарова, У. М. Сандыбаева, А. Сайлаубеккызы, Ю. В. Шаповал // Центр гуманитарных исследований Астана. 2009. — С. 52 — 153.

  5. О влиянии «медицинских» стереотипов массового сознания на мотивацию паломников [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vob.ru/eparchia/otdel/palom /ind_palom.htm — 10.12.13.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница