Палитра жизни и смерти



Скачать 424.02 Kb.
страница1/3
Дата09.11.2016
Размер424.02 Kb.
  1   2   3




Леонид Бабанский

ПАЛИТРА ЖИЗНИ И СМЕРТИ

Санкт-Петербург.186.40.53

Д Е Й С Т В У Ю Щ И Е Л И Ц А


ВИНСЕНТ живописец
УРСУЛА дочь лондонской домохозяйки
ТЕОДОР младший брат.служащий фирмы по продаже картин « ГУПИЛЬ»
ТАНГИ владелец лавки на Монмартре
АНТОН МАУВЕ живописец.родственник Винсента
ТЕРСТЕХ совладелец фирмы «ГУПИЛЬ»

КЕЯ ФОС его кузина


ХРИСТИНА его подруга

КАРЛО


ПИТЕРСЕН

ЗИБЕРТ шахтёры

ПОЛЬ

АНРИ постимпрессионисты



РАШЕЛЬ девушка из заведения по Бу-д,Арль,№ 1

Лавочка папаши Танги на Монмартре.На полу и на прилавке кисти, краски,множество картин Сезанна,Гогена,Ван Гога,прочих импрессио нистов.Старик Танги с видом знатока разглядывает штабеля полотен, поднимает с полу чью-то картину,любуется ею.Утерев слезу,что затуманила взор,лезет по стремянке,дабы повесить произведение где-то на самом верху.

Входит Винсент - усталый рыжий человек в старом зелёном пальто.На двери вздрагивает колокольчик.

ТАНГИ\сверху\.О.Винсент...Добрый вечер.

Башмаки папаши Танги расположены как раз на уровне головы Винсента.

ВИНСЕНТ/башмакам\.Добрый вечер,папаша Танги.У тебя,как я вижу,без перемен.Все мои картины на местах...

Башмаки оборачиваются к Винсенту.

ТАНГИ.А куда ж им деться?Ты за них можешь быть совершенно спокоен.У меня что твой Национальный банк.Изволь взглянуть:вот Лотрек,..вот мсье Сезанн,..вот Гоген,..а вот и твои.Да,все здесь.Конечно,я полагаю,это отчасти потому,что у меня на ваши полотна твёрдая цена.Большое - сто франков,маленькое - пятьдесят,и никаких скидок. Никому,хоть ты лопни!

Башмаки,а за ними и сам Танги,спускаются с лестницы.

ТАНГИ\доверительно\.Это они не знают,от чего отказываются,чистоплюи. Я-то догадываюсь,чем торгую.Что за товар на моих руках. Я коммунар,мне долго объяснять не надо...Я,Слава Богу,за такие дела два года на каторге...А всё версальцы,будь они прокляты.Куда ни глянь - кругом одни версальцы!Эх,Винсент,не удалось наше дело!..

,кто ненавидит жирных котов,папаша Танги готов наизнанку. вывернуться Они вас не признают?!Ничего,нас тоже не призавали.Они признают только штыки да баррикады.Мы им себя ещё покажем!Иначе,какие же мы революционеры?..\Поёт\.Вперёд,сыны отчизны милой,вперёд,вперёд,вперёд!..

ВИНСЕНТ.Скажи,Танги...Неужели ваши фантастические усилия оказались напрасны?Неужели ничего не изменилось в этом круговороте людей...и мух?

ТАНГИ\слегка суетится\.Что ты,что ты!..Мы сделали такое дело!Можно сказать - открыли эпоху!..Мы отступили,чтобы набрать силу.Молчат наши ружья - говорят ваши кисти.Главное,не давать им ни секунды передышки!

ВИНСЕНТ\прислонившись к стене\.Нет...Нас по-прежнему губит отсутствие воображения в такой степени,какую трудно вообразить...

ТАНГИ/бормочет/.Работайте,ребята,работайте...С вами я снова чувствую себя как на баррикаде.О чём ещё мечтать?Жаль,конечно,что не идёт торговля.Деньги - это оружие.Но это уже моя забота.Деньги у нас будут.Я обещаю.

ВИНСЕНТ.Что говорит Сезанн?

ТАНГИ\оживлённо\.Мсье Сезанн?О да,я ему всё показывал.И твои работы тоже.А как иначе?Но ведь ты знаешь мсье Сезанна.Прежде собор Парижской Богоматери станцует кадриль,чем мсье Сезанн кого-нибудь похвалит.

ВИНСЕНТ.Что же он сказал?

ТАНГИ.Ну,нечто в таком роде,что это очень похоже на живопись..

ВИНСЕНТ.Неужели?

ТАНГИ.Да,приблизительно.Правда,он добавил,что это похоже на

живопись безумца.Вот шутник,ей-богу!..Но это же мсье Сезанн!Что ты хочешь - он обо всех судит примерно одинаково.А я тебе говорю:продолжай своё дело.Это я говорю,Танги!Бери всё,что понадобится.Я не возражаю.Только не забывай присылать новые этюды.Хоть в залог,хоть на продажу.Слышишь?

ВИНСЕНТ.Да,обязательно...Спасибо.

ТАНГИ.Я храню твои работы в самом надёжном месте./Шёпотом\.На чердаке!..Только не думай - ты там не один.Там вас целая компания.Все - самые порядочные люди.Те,кто не торгуют своим искусством!Вообще,говорю как коммунар коммунару:кто проживает в

день более пятидесяти сантимов,тот прохвост!Чего о тебе никак не скажешь.Ты истино порядочный человек.А порядочный человек всегда на верном пути.Потом,сам знаешь:успех у буржуазии – вещь сомнительная...

ВИНСЕНТ.Танги,..продай мне холсты.

ТАНГИ.Ха!..Бери,сколько унесёшь.Только поскорее,пока не видит жена.Ты знаешь,она ни черта не смыслит в политике.Вчера обещала меня убить,когда увидела,что я меняю краски на ваши картины.Я ей,конечно,этого не позволю,но ты,всё-таки, поторопись.

ВИНСЕНТ.На новые холсты у меня нет денег.Дай,пожалуйста,из тех,что были в употреблении.Я соскребу с них краску,и они мне ещё послужат.

ТАНГИ\явно веселее\.Ну,этого у меня сколько хочешь.Все размеры.А цена одна - десять франков.Но если ты их вернёшь мне со сво­ими новыми работами,это не будет стоить тебе ни гроша.Выбирай, вон в том углу.

Танги скрывается за дверью.Винсент перебирает старые работы,

находит среди них свои.Растерянно прижимает к груди.
ВИНСЕНТ.Господи,как давно это было...

Кладёт на прилавок деньги.

Вновь появляется Танги.

ТАНГИ.Вот тебе краски,Винсент!..

Винсент уходит,оставляя старика в большом недоумении с баночкой жёлтой краски в протянутой руке.
Картины наплывают,увеличиваются.В конце-концов художник оказывается внутри своих произведений.На переднем плане - картина «Скорбящая Син».

ВИНСЕНТ.Здравствуй,Христина...Вот где мы встретились...Спасибо. Ты помогла мне так,что тебе и не представить.Без тебя я бы гораздо раньше стал конченым человеком.Тогда бы совсем погибла моя работа.А ты отнеслась ко мне намного добрее остальных.Сколько могла,спасала от одиночества...Пока нас не разделила пропасть.

Наверное,благодаря тебе я до сих пор в живых,хотя шансов погибнуть было в десять раз больше.Спасибо...

Возникает «Миндальное дерево в цвету».

ВИНСЕНТ.Смотри,Христина!Вот Весенний сад...Терстех говорил,что это не имеет коммерческой ценности.Он говорил - неприглядно,негодно для продажи...Но кто же,всё-таки,написал эту картину?Как ты думаешь - дилетант?Лентяй и бездельник?Ничтожество из ничтожеств?Ну,допустим,это так.Но,ты понимаешь,этой работой я хотел показать,что творится в сердце одного чудака - твоего мужа.Весенний сад - это моё честолюбие,которое,несмотря ни на что,вдохновляется,всё-таки,любовью,а не ненавистью.Ты слышишь?Терстех с его болтовнёй кажется мне теперь таким маленьким,таким убогим...Ведь мой сад весь напоён ароматом!Тут можно дышать,ходить между деревьями!Я тут был десять лет назад,вот на этом месте пол-дня стоял на коленях,пока не разобрал,какого цвета эта земля.Христина,мой сад единственный,кто спасал меня,когда дул проклятый мистраль...

Появляются «Едоки картофеля».

ВИНСЕНТ.Смотри,Син,вот они!..Здравствуйте,мои крестьяне!..Син,подними голову!Взгляни,вот лучшее моё творение...Я отнюдь не жажду,чтобы они всем нравились.Чтобы каждый сразу приходил от них в восторг.Но скажи,Христина,кому придёт в голову,что у нас получилось некоторое единство еды и едоков?Чем плохо - тяжёлый

труд и честно заработанная еда?Это настоящая крестьянская картина.Если она пахнет салом,дымом и картофельным паром - в этом нет ничего нездорового.Жаль - чтобы додуматься до этого,надо быть одним из вас,друзья.Я был очень рад,что вы приняли меня в свою компанию...

Из тумана выплывает «Дорога в Провансе».

ВИНСЕНТ.О,вот и кипарисы!..Син,я был прав - они заслуживают самого пристального изучения.Христина,кипарис прекрасен,словно египетский обелиск.Какая изысканная зелень...Ведь это пламя жизни в голубом небе!..Одновременно,чёрное пятно в залитом солнцем пейзаже.Чёрное пятно - самая интересная задача,какую только может во-

образить художник.Ты слышишь,Син,мы кажется её решили!..

«Скорбящая Син» совмещается с «Подсолнухами».

ВИНСЕНТ.Ах,подсолнухи...И вы здесь...Знала бы ты,Христина,как они нравились Гогену...Он сказал - да,вот это цветы!..Так и сказал!Ещё бы,Син,они меняются в зависимости от того,откуда на них смотреть.И чем дольше смотришь,тем они становятся красочнее.Ты знаешь,Син,каждый имеет свою специальность:кто пионы,кто штокрозы.

А моя специальность - подсолнухи.Спасибо вам...Вы доставили радость моему единственному другу...

Переливается серебром «Оливковая роща».

ВИНСЕНТ.А вот мои оливы,Син!..И тут я не ошибся.Должен тебе сказать,художники мало занимаются оливами,как и кипарисами.Оливы надо отправлять в Англию - уж я-то знаю,на что там спрос.И недалёк тот день,когда художники начнут всячески изображать оливы,подобно тому,как раньше писали яблони.Олива может стать неисчерпаемым источником сюжетов.Весной это дерево выглядит голубым,потом приобретает бронзовые тона,а ещё позднее,осенью,олива кажется явно фиолетовой - по контрасту с белым солн-

цем в бледно-лимонном ореоле.А после ливня, прямо на глазах, мои дорогие оливы восхитительно окрашивались в серебристо-серозелёные тона,и это на фоне розового неба!Христина,разве это не чудо?..

Христина всё так же погружена в скорбь,не отвечает,даже не поднимает головы.

ВИНСЕНТ.Спасибо,звёзды - белые,жёлтые,розовые...Своей красотой вы мне всегда напоминали опалы,изумруды,сапфиры,рубины...Друзья мои, звёды, облака, виноградники,подсолнухи...Спасибо вам за красоту!..Благодаря вашей красоте,я был сказочно богат в этой жизни.Не деньгами - призванием.Вы дали мне такое благо,что я не могу числить себя среди несчастных.Моё дело больше и долговечнее меня.Но,Небо,сколь ужасен образ Бога...Какими испытаниями расплачиваешься за попытку его познать...Я ни на йоту не приблизился к людским сердцам...Я никого не задел,даже никого не рассмешил...

Общение со мной приносило только вред и горе...Хватит качаться между смертью и бессмертием...

Стреляет себе в грудь.
Винсент кричит от боли.

Лондонская улочка,крыльцо дома,входная дверь.

Урсула,юная девушка в переднике поверх платья,беседует с растеряным рыжим молодым человеком.

УРСУЛА.Ну?Что с тобой?Почему ты не отвечаешь?

Винсент молчит.

УРСУЛА.Вот чудак...Объясни!Может быть,я чего-то не понимаю?Почему ты сердишься?Разве я не любила тебя?Целых два года!И мама любила!Ведь мы были настоящими друзьями!Отчего тогда такая обида?Ну,выхожу замуж...Ничего особенного!Мы с ним давно уже помолвлены!И ссориться с тобой из-за этого я не собиралась.Если бы не твои глупые претензии,мама ни за что не отказала бы тебе в квартире.

ВИНСЕНТ.Ты молчала об этом целых два года!Зачем?Любовалась моей глупостью?

УРСУЛА.Вот ещё...Откуда я могла знать,что потом понадобятся какие-то объяснения...По-моему,ты никаких вопросов не задавал!

ВИНСЕНТ.Какие могли быть вопросы?Два года рука в руке!Помнишь,нас всегда было трое - ты,я и наша Темза.Наша река и наш мир!..

УРСУЛА.Тебя вечно обуревали какие-то фантазии,я не могла за ними уследить.Зато ты относительно меня всегда был так спокоен,так уверен в себе...Ты ничего не хотел замечать,вот в чём дело.

ВИНСЕНТ\горячо\.Я и теперь ничего не желаю замечать!И никого не хочу видеть,кроме тебя.Мир кажется мне каким-то жутким карнавалом,где ты и твоя мать вдруг надели чужие лица.А я - тот же самый,и ничего не понимаю.Так от другого человека не отказываются!

УРСУЛА.А как бы ты хотел?

ВИНСЕНТ.Не знаю даже,что тебе посоветовать...На мой взгляд,чтобы прогнать человека и не пускать его больше в дом,должна быть какая-то особенная причина.

УРСУЛА.Значит,она есть.Мама говорит,что ты заходишь за рамки приличия.

ВИНСЕНТ.Конечно,маме виднее,только для меня её мнение не повод и не причина.Я никуда не уйду.Моё место около тебя.

УРСУЛА.Нет,уйдёшь!..И никогда больше не вернёшься!..

ВИНСЕНТ.А ты можешь себе представить,что теперь со мной будет?

УРСУЛА.Знаю,но ничего не могу изменить.

ВИНСЕНТ.Значит,я могу.

УРСУЛА.И ты не можешь!Не надо думать,будто всё рухнуло.В конце-концов,ничего страшного ещё не произошло.Уходи.

ВИНСЕНТ.Нет,нет.Ни за что!

УРСУЛА.Уходи же!..Господи,вот наказанье!..Скажи,как мне от тебя отделаться?

Урсула силой выдворяет Винсента с крыльца.Потом,из-за полузакрытой двери,посылает ему лукавый воздушный поцелуй.Слышен её весёлый,звонкий смех.
Возникает портрет доктора Гаше.Рядом Винсент - оборванный,

безухий.Фон - психиатрическая лечебница.Кровати,блуждающие фигуры.

ВИНСЕНТ.Урсула...Где ты теперь...Похоже,я потерял тебя уже на-

всегда.Даже не могу вспомнить твоё лицо.А рисунков нет.Нет ни одного наброска...Ничего нет о самом главном!..О,Господи,можно ли страшнее наказать человека...Значит,натура победила.Ах,Урсула...Она до сих пор смеётся надо мной!Зачем же мы встречались?..Зачем она подходила ко мне так близко...

Фирма «Гупиль».Большая зала,обильно украшенная лепниной с позолотой.На стенах - полотна с изображением сцен искусственного героизма,пасторалей,идиллических прогулок.Появляется Винсент.Он в сюртуке,высоком цилиндре,выглядит подчёркнуто независимо.За ним следует Терстех,пожилой буржуа.

ВИНСЕНТ.Господин Терстех,в чём,собственно говоря,вы меня упрекаете?В излишнем рвении?..Господь с вами,разве могут элементарные сведения из истории искусств принести хоть какой-то вред столь известной и уважаемой фирме?Правда ещё не мешала никому,кроме самых отпетых жуликов.

ТЕРСТЕХ\возмущённо\.Это ещё смотря какая правда!Ты чуть не развалил весь наш лондонский филиал - это,что,неправда?Не смей возражать!..И прикидываться идиотом!..Именно так!Именно полный кретин не сознаёт,что какое бы то ни было просветительство в момент купли-продажи является деянием зловредным!Это называется делать то,о чём не договаривались!Да кто тебе позволил?!Покупатель без тебя знает,что ему надо!Только не мешай!Не навязывай свои вкусы!

ВИНСЕНТ\указывает на первую попавшуюся картину\.Господин Терстех,не купите ли вы вот эту великолепную баталию,где бравые англичане грациозно насаживают на штык арабов или курдов?..Кого конкретно - разобрать трудно,но,несомненно,картина хороша,ибо сделана приятно для глаза и под цвет любой стенной обивке.Лично для вас небольшая скидка - десять процентов.А всего картина обойдётся в пятьсот франков.Прикажете доставить на дом?..Не прикажете?Значит вы,как и ваш покорный слуга,признаёте,что это не картина,а всего лишь некое благородное бессилие?В таком случае фирма «Гупиль» предоставит вам рассочку на самых выгодных условиях.Можно упаковать?

ТЕРСТЕХ\сквозь зубы\.От твоих дурацких шуток покраснеет любой жандарм.Но «Гупиль» пока что моя,и я не позволю себя дурачить.Мы процветаем именно потому,что знаем, что продавать,кому продавать и каким образом.

ВИНСЕНТ\серьёзно\.Думаете,я имею зуб против декоративных работ? Ошибаетесь...Если бы мы жили в эпоху могучего подъёма.для которого характерны мощь духа и воля к обновлению,я бы ничего не имел против.Но сейчас...Непосредственный энтузиазм и энергия - далеко не главное в общем состоянии духа.Сейчас я возражаю.И мне

хотелось бы знать,откуда у вас такая уверенность в том,что банальность всесильна?Тем более - бесконечна.

ТЕРСТЕХ\раздражённо\.Вот как...Значит,клинок наш благородный,да ножны дрянь!..Запомни:бесконечным должно быть только дело,за которое тебе платят.С которым ты,к несчастью,не справляешься.Отсюда следует,что ни я,ни моя фирма не имеют перед тобой более никаких обязательств. С апреля можешь быть свободен.У тебя появится масса времени для занятий благотворительностью.Честь имею.

Терстех удаляется.

ВИНСЕНТ.Ошибка!Опять ошибка,господин Терстех!..Не слишком ли много вы допускаете ошибок?!

Срывает с себя сюртук,цилиндр,швыряет всё это вслед Терстеху.
Наплывают рисунки Ван Гога периода 1880 года :«Человек с лопатой» ,«Возвращение рабочих», «Жёны шахтёров,несущие уголь»,«Землекоп».

Шахта «Колдунья» в Боринаже.Несколько человек выходят из шахтёрской клети.Свет карбидных ламп освещает грунтовые стены вертикального ствола,забоев.Окончен спуск,словно в преисподню.Люди шлёпают по лужам к дальним забоям.Среди них Винсент в сопровождении Зиберта.

ЗИБЕРТ\мрачно\.Всё,святой отец.Дальше идти нет никакого смысла.

ВИНСЕНТ\озирается\.Значит,..здесь они и работают?

ЗИБЕРТ.Да,если это можно назвать работой.Пятый горизонт.Семьсот метров.Тупик...А вот,изволите видеть,один из них.Довольно бодр и весел...

Припадая к стене,хватаясь за грудь и надрывно кашляя,на свет выходит шахтёр.

ВИНСЕНТ.Боже мой...Сколько людей здесь загублено...

ЗИБЕРТ.Нет,не здесь...Чаще при спуске или на подъёме.При взры-

вах намного меньше...\Принюхивается\.Но,мне кажется,не пора ли нам убираться...

Раздаётся далёкий взрыв.Начинается камнепад.Один за другим из забоев выскакивают шахтёры.Свет меркнет.

ПИТЕРСЕН\кричит\А.дьявол!..Карло,ты жив?Ты где,Карло?Отзовись!..

КАРЛО\стонет совсем рядом\.Здесь я...Дай руку...

ПИТЕРСЕН.Ну как?..Ты цел?

КАРЛО.Вроде бы...Ещё не знаю...

ЗИБЕРТ.Господа...Господа,где Винсент?

ПИТЕРСЕН.Винсент?..Здесь?..За каким чёртом?

ЗИБЕРТ.Да здесь он,здесь!..На прогулке!..Карло,ты же прямо на нём!

КАРЛО.Бог мой,да это святой отец...Живой!..Вы меня слышите,пастор?

ВИНСЕНТ.Ох...Что это было?..

ПИТЕРСЕН\сердито\.Это была встреча с тем,кого вы так не любите.С дьяволом!..Похоже,он вас совсем не боится!

КАРЛО\боязливо\.Придержи язык,Пит...Накличешь на себя погибель,а заодно и на всех нас...Это был небольшой взрыв,святой отец, можно сказать,простой хлопок. Там,вдали от нас.

ВИНСЕНТ.Взрыв...А там,вдали,..никто не пострадал?Пойдёмте,проверим,все ли целы.Вдруг надо кого-то спасать...

ПИТЕРСЕН.Нет уж,избави Бог нас от таких спасателей.То он в стогу зимой ночует,то по посёлку ходит босиком...То в шахту лезет чуть не под самый обвал.Не надо,сохрани Господь.Под руку бы не совался,и на том спасибо.

ВИНСЕНТ.Брани меня,брат мой,ибо я это заслужил,но прислушайся к Слову Божьему.Христос говорил,не берите ни мешка,ни сумы,ни обуви.Потому,обувь для меня слишком большая роскошь.Но пойдёмте же,мне кажется,я слышу стоны...

ЗИБЕРТ\Винсенту\.А я бы,напротив,просил вас немедленно подняться на гора!Ибо раненых,если таковые обнаружатся,скоро поднимут.Вы тем временем могли бы обратиться к их родным и близким со словами утешения.

ВИНСЕНТ.Нет,нет!Ни за что!..Я прежде должен убедиться,что там действительно нет пострадавших...

ЗИБЕРТ.Настоятельно прошу вас,святой отец,ограничить на этом пребывание в забое.Вспомните,что говорит вам пастор Бонд.Вы неверно понимаете свою миссию!Ваше поведение неприлично,ибо вы смешиваете символы и реальность!Ваша чрезмерная экзальтация вредит интересам религии!

ВИНСЕНТ.Разве то,что я делаю,не отвечает велениям Христа?Разве мои бедность и нищета не побуждают всякого доброго человека следовать моему примеру?Кто,если не проповедник Евангелия,подаст вам пример самоотречения?Кто поверит моим словам,когда я не стану их подтверждением?Кто доверит мне свои нужды?

ПИТЕРСЕН\без веры в голосе\.Мы вам всё расскажем,святой отец,как на духу.Вот у нас какая нужда:нельзя ли сделать так,чтобы наш хозяин, господин Патюраж, захлебнулся бы нашим потом и кровью?Потолкуйте об этом на досуге с Господом Богом!..

ЗИБЕРТ.Вот,извольте слышать!..Ещё один скоро последует вашему примеру!..Совершенно обнищает,ибо, работа его,как видно,не устраивает!

Винсент хватает кайло и лампу,бредёт,спотыкаясь,в том направле-

нии,откуда раздался взрыв.Остальные следуют за ним.

КАРЛО\Зиберту\.Бог накажет Питера за глупость,но в его словах есть доля истины...Что наша жизнь - сплошная нужда,и я передам её по наследству...Этот пастор не похож на остальных...Он говорит нам,как жить, чтобы не думать о проклятой нужде.Только думай,не думай,какая разница...Жизни нет...

ПИТЕРСЕН.Не было и не будет...Отсюда всё-равно нет выхода.

ВИНСЕНТ\на ходу\.Тот знает,как жить,кто носит Евангелие в сердце своём...У кого Бог разбудил веру в себя и в свои силы...Плачущие утешатся,чистые сердцем Бога узрят...И наречены вы будете сынами божьими...

ПИТЕРСЕН.Может,я ещё поверю в свою силу,а вот Карло нет.У него сил осталось руки на груди сложить.Пустые слова,сказки для сумасшедших...

ВИНСЕНТ\яростно\.Спаситель тоже был безумен!..

Натыкается на завал,кайлом пытается проложить дорогу.

ЗИБЕРТ\уворачивается от осколков\.Прискорбное,..чрезмерное рвение!..Где ваша умеренность?..Где здравый смысл?..Остановите же его!.. Похоже,он слишком верит в Бога!..

ВИНСЕНТ\рубит завал\.Где ты,Господи?..Где же ты?..

Снова клиника.В красном углу,вместо иконы,портрет доктора Гаше.

ВИНСЕНТ\кричит\.Где ты,Господи?!

Вместо ответа из тумана высвечивается «Церковь в Овере».

ВИНСЕНТ.Это церковь...Овер-сюр-Уаз...Смею уверить,объект крайне серьёзный.Кому-то может показаться,будто она слегка наклонилась.Будто окна на разных уровнях...Будто она вот-вот тронется.Но нет,так может рассуждать лишь тот,кто сам не очень в своём уме.Церковь стоит,и стоит достаточно прочно...Она,всего лишь,слегка колеблется перед вами в некоем мареве,вот о чём надо думать.Вот,что здесь самое интересное.Что это за марево?Могу объяснить.Это марево - время,господа.Именно так.Проще говоря,так эта церковь выглядела,когда её ещё только строили,и когда она уже начала разрушаться.Оттого она и колеблется,что движется во времени.Иногда вперёд,иногда возвращается назад,к своим истокам.Назовите это «Церковь - мираж» или «Церковь - призрак» - какая мне разница?Только,похоже,это место,где нет Бога.И,скорее всего,никогда не было.Идея мне крайне дорога.Но,поверьте,из-за картины я не стал бы торговаться.Купите,господа!Купите!Кто ещё сможет предложить вам что-либо подобное?..


Будуар.Сплошная бледно-розовая кисея.Несколько картин от «Гупиля»,на которых явно изображены фальшь и скука.Входит томная барышня,за ней - Винсент.

КЕЯ.Ах,как мне душно...

ВИНСЕНТ.Кея!..По-дружески, скажи мне хоть одно слово!

КЕЯ.Что ты,Винсент,что ты!..Успокойся!..Ничего не понимаю.Чем ты раздражён?Что с тобой происходит?

ВИНСЕНТ.Постоянно слышу от тебя только жалобы да стенания.Не пора ли тебе жить?Просто жить,и только.Хватит лить слёзы!

КЕЯ\с укоризной\.Ну,что ты говоришь?Как тебе не стыдно,Винсент?Кто ты и кто я?

ВИНСЕНТ.Ты всегда об этом спрашиваешь,как только я захочу обнять тебя.Как ты догадываешься?

КЕЯ.Голос крови.Что сделаешь...

ВИНСЕНТ.Моя дорогая,любимая кузина...Если мы с тобой хоть однажды,хоть когда-нибудь...

КЕЯ\с ноткой истерики\.Нет,нет!Никогда!..Дальше не говори!Не хочу слышать!..Не смей даже думать об этом!

ВИНСЕНТ.Но в этом нет ничего крамольного!Многие так поступают,разве ты не знаешь?

КЕЯ.Только не я.Представь на минуту,что о твоём предложении узнали наши родственники...

ВИНСЕНТ.И что же?

КЕЯ.Они нас проклянут.У них так не принято.

ВИНСЕНТ.А я надеюсь,что этого не случится.Ведь они - это мы!Как можно проклясть близкого,да ещё почти самого себя?Во всяком случае,ненадолго...Они - это природа.А за природу надо уметь взяться твёрдой рукой.Тогда она способна стать послушной. Сопротивление преодолевается настойчивостью.

КЕЯ.Это только у Шекспира.У нас совсем другой случай.Сможешь это понять - у нас снова наладятся отношения.Если нет - я тебя возненавижу.

ВИНСЕНТ.Ну и что?..Я раньше приходи в отчаянье от таких слов,

но постепенно собрался с духом.И,полагаю,дело идёт на поправку.Ведь кто такая кузина сама по себе?Не ангел,не дьявол - самая обычная женщина со всеми женскими страстями и настроениями.И я просто люблю эту женщину,чему,честно говоря,безумно рад.

КЕЯ\сухо\.Какое счастье,что весь этот бред не может слышать мой

бедный муж.

ВИНСЕНТ\терпеливо\.Кея,его больше нет.Нет и никогда не будет.

КЕЯ\задумчиво\.Прошлое...Будущее...Всё едино.

ВИНСЕНТ\восхищённо\.В тебе есть что-то римское...Торжественное...Это отблеск будущего счастья.Только проснись,выйди из этой лазаретной дрёмы!Кто любит,тот живёт.А кто живёт,тот может работать,действовать вопреки своему горю.

КЕЯ.Моя душа далеко-далеко.За десять тысяч миль.Твой день для меня ночь. Ночь стала моим днём.Бедный Ирвин...Он всё видит...\Кутается в одежды\.Уходи.Сейчас же!

ВИНСЕНТ /растерянно/.Прошу тебя...Ещё хоть одну минуту...

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница