Отдел образования Пензенского района



Скачать 312.65 Kb.
Дата10.11.2016
Размер312.65 Kb.
Министерство образования Пензенской области

Отдел образования Пензенского района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

им. С.А. Суркова с. Богословка
Закрыты

«по требованию граждан»

(из истории церкви села Богословка)


Авторы:

Астахова Ольга Алексеевна,

Шлыков Дмитрий Александрович,

ученики 10 класса МОБУСОШ

им. С.А. Суркова с. Богословка

Научный руководитель:

Кузнецова Наталья Викторовна,

учитель истории МОБУ СОШ

им. С.А. Суркова с. Богословка

Пензенского р-на, Пензенской обл.

Адрес: ул. Березовая 14-2,

с. Богословка, Пензенский р-он,

Пензенская обл., 440528




2012 год

Содержание.

  1. Содержание……………………………………………………..2стр.

  2. Введение. ……………………………………………………….3стр.

  3. Глава 1.Окончательное решение вопроса «церковников»….4-12 стр.

§1.1. Приказ № 00447………………..…………………..…….4-5 стр.

§1.2. Тяжелые времена……………..………………………….6-8 стр.

§ 1. 3. Закрыты «по требованию граждан»……..……………9-12 стр.


  1. Глава II. Церковь села Богословка в XVIII – XX веках........13-21стр.

§2.1 Сердце села Богословка………………….……………….13-16стр.

§2.2 Служители церкви…..…………………………………….17-19стр.

§ 2.3. Возвращение доброго имени…………………………….20-21 стр.


  1. Заключение.

Возвращение свободы вероисповедания и церкви.. ………….22-23 стр.

  1. Примечание……………………………………………………..24-25 стр.

  2. Приложение.


Введение.

Наше село Богословка находится в самом центре православной Руси. На протяжении 1000- летней истории Государства Российского православие было животворящем началом в его развитии.

Служители церкви прививали евангельские истины в человеческих отношениях, утверждали незыблемость семейных отношений, врачевали немощных, поднимали павшие души. В минуту радости и несчастий шёл православный человек в церковь и находил там помощь, поддержку и отраду. Но наступил 1917 год. Правительство страны начало гонения на церковь, на устои православия. Этот «смутный» период продолжался до 90 – х годов XX века. Он не обошёл и наше село Богословка.

На рубеже XX-XXI веков Россия переживает трудное, но прекрасное время, которое быть может, потомки назовут Преображением. Над Россией вновь слышен колокольный звон, восстанавливаются многие разрушенные храмы. И один из них в Богословки, которому в следующем 2012 году исполнилось бы 300 лет.

Цель нашей работы - показать отношения государства к культурным и духовным ценностям своего народа.

Задачи:


  • рассмотреть отношения государства и церкви на примере истории церкви и судеб священнослужителей нашего села в советский период;

  • определить роль церкви в жизни села Богословка.

В своей работе мы использовали материалы Государственного Архива Пензенской области, в частности клировые ведомости; материалы Управления Федеральной службы безопасности по Пензенской области; публикации по церковному краеведению; материалы школьного краеведческого музея; воспоминания коренных жителей с. Богословка, их отношение к судьбе Богословской церкви. Хочется поблагодарить настоятеля молитвенного дома села Богословка о. Павла за оказанную помощь.

Глава 1.

Окончательное решение вопроса «церковников»

§ 1.1. Приказ №00447

В 2012 году исполняется 75 лет страшному, кровавому и бесчеловечному периоду в истории советской России, получившему название «Большой террор».

30 июля 1937 года Политбюро ЦК ВКП (б) утвердило оперативный приказ №00447 Народного комиссара Внутренних дел Союза ССР Н.И. Ежова «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и др. антисоветских элементов».

Этот приказ, направленный против «контрреволюционных элементов», в течение года стоил жизни, либо многолетнего лагерного заключения почти 770 тыс. человек. В первом абзаце приказа дается разъяснение, против кого направлена эта операция: «Материалами следствия по делам антисоветских формирований устанавливается, что в деревне осело значительное количество бывших кулаков, ранее репрессированных, скрывшихся от репрессий, бежавших из лагерей, ссылки и трудпоселков. Осело много в прошлом репрессированных церковников и сектантов, бывших активных участников антисоветских вооруженных выступлений…»

Политбюро ставило перед органами госбезопасности задачу – самым беспощадным образом разгромить всю эту «банду антисоветских элементов», защитить трудящийся советский народ от их происков и, наконец, раз и навсегда покончить с их «подлой подрывной деятельностью против основ советского государства».1

Банда, ведущая подрывную деятельность… Сколько человек можно представить себе за этими словами? 20, 50, 100? Какую территорию может охватывать своей деятельностью? Район города? Город? Район области? Область?

Всем народам и регионам предстояло пережить два года запланированного государством и осуществленного кошмара массовых репрессий – 1937-1938 годы.

В 1937 году по стране только православных церковнослужителей было арестовано 136900, из которых 85300 было расстреляно. В 1938 году аресту подверглись 28300, были расстреляны 21500. В 1939 году репрессии пошли на убыль – арестовано 1500, расстреляно 900. В 1940 году арестовано 5100, расстреляно 1100. В 1941 году арестовано 4000, расстреляно 1900.2

В этот период на территории Пензенской области (в связи с административно-территориальным делением тех) лет работали 4 тройки УНКВД – по Куйбышевской, Тамбовской, Саратовской и Воронежской областям. Богословка по административно-территориальному делению подлежала решениям Тамбовской тройки.

Общеизвестно, что пик работы троек пришёлся на период с ноября 1937 года по март 1938 года, когда было вынесено и приведено в исполнение большинство смертных приговоров.

Наибольшее количество приговоров Тамбовской тройкой было подписано 13 февраля 1938 года, а наибольшее количество расстрелов отмечено ровно через месяц, 13 марта 1938 года. Деятельность тройки УНКВД по Тамбовской области была самой кровопролитной и продолжительной.3

Под эту «мясорубку» попал и последний священник села Богословка Додонов Александр Данилович. После закрытия храма в Богословке в 1932 году, он вернулся к себе на Родину в село Студенец. Именно там 10 февраля 1938 года он был арестован Каменским РО КНКВД по Тамбовской области. Затем содержался под стражей в тюрьме города Пензы.

Александр Данилович был обвинён по статье 58-10 УК РСФСР за проведение антисоветской агитации, распространение провокационных слухов о войне, высказывания надежд на восстановления монархического строя решением Тройки УНКВД по Тамбовской области от 13 февраля 1938 года и приговорён к расстрелу с конфискацией имущества (дело №10043). Последнего священника села Богословка расстреляли 23 марта 1938 года в городе Пензе. Место его захоронения неизвестно.4

§1.2. Тяжёлые времена

Репрессии в отношении жителей села Богословки (как и всех граждан России) новая власть начала применять сразу после установления Советской власти.

Старожилы села Богословки Глухова А.В. и Широков Д.Н. рассказывали, что в 1928 году началось создание колхоза. Оно сопровождалось жестокими репрессиями против крестьян. За вступление агитировал учитель местной школы Ежов Ф.М. В колхоз вошли 11 бедняцких семей – «голь перекатная». У них в колхозе был бык, 3 коровы, 2 лошади, 2 бороны. Кто не входил в колхоз, у того отбирали землю, не давали участок под покос, не разрешали гонять коров в стадо. Раскулаченных лишали политических прав.5

Вспоминает Володин А.И. – комсомолец 20-х, 30-х годов: «Мы, комсомольцы, села Богословка могли зайти в любой дом под видом раскулачивания. У меня не было костюма, а у другого парня был такой костюмчик. И я решил его присвоить. С парнями зашли в дом и сказали, что мы по повестке НКВД. Провели обыск, кое-какие вещи взяли, открыли сундук и костюм прихватили. Иногда заходили в дом к зажиточным, открывали заслонку и брали еду. У одного раскулаченного взяли со двора корову и увели. Мы ее отдали женщине, у которой было шестеро детей и муж – пьяница. Конечно, я сейчас понимаю, что мы поступали не очень хорошо. Может быть, действовали как хулиганы. Но в конце 20-х начале 30-х годов мы чувствовали себя героями, так как вели борьбу с врагами советской власти, власть поощряла наши действия, и нам казалось, что так и нужно поступать».6

Особое отношение у новой власти было к духовной жизни. Большевики говорили, что религия – это не только пережиток досоциалистических времён, но и «враг культуры и прогресса». Но, конечно же, в тоталитарном государстве не могла быть разрешена такая мощная организация как церковь, имевшая огромное идеологическое влияние на свою паству, не могла допустить альтернативного влияния на умы и души советских людей.

В первые месяцы после Октября Совет Народных Комиссаров принял целый ряд декретов и постановлений, лишивших церковь собственной экономической базы и господствующего статуса. По Декрету о земле от 8 ноября 1917 года церковь в целом, а вместе с нею и приходское духовенство лишались прав собственности на землю. За ним 4 (17) декабря последовал декрет о земельных комитетах, по которому все сельскохозяйственные земли, "включая и все церковные и монастырские, отбирались в руки государства". 11 (24) декабря 1917 г. появился декрет о передаче всех церковных школ в Комиссариат просвещения, т.е. лишение Церкви всех семинарий, училищ, академий и всего связанного с ними имущества. 18 (31) декабря была аннулирована в глазах государства действенность церковного брака и был введен брак гражданский.

И наконец, 23 января 1918 года новая власть издаёт декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви, лишая церковь всего движимого и недвижимого имущества и права владеть им.

Этим декретом церковь отделялась от государства и каждый гражданин был вправе исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, а акты гражданского состояния с этого момента должны вестись исключительно гражданской властью. Школа отделялась от церкви, преподавание религиозных вероучений больше не допускалось.

По декрету все церковные и религиозные общества должны подчиняться общим положениям о частных обществах и союзах, для них не делалось никаких преимуществ, не выдавались субсидии от государства. И что имело, возможно, самое ужасное значение для церкви – никакие церковные и религиозные общества не имели больше прав на владение собственностью, имущество всех существующих в России церковных и религиозных обществ было объявлено народным достоянием.

И хотя здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдавались местной или центральной властью религиозным обществам, раннее владевшим этим имуществом, в бесплатное пользование, что фиксировалось особыми постановлениями.7

Отныне никакая церковь не могла свободно распоряжаться своим церковным имуществом, своим помещением: в любую минуту местная или верховная власть могла забрать его, подкрепив «законность» своих действий очередной директивой, очередным постановлением.

С первых дней Советской власти проявилась ее двойственная мораль: отношение к религии – частное дело граждан, религиозные общества – частные организации, которые, однако, находились под полным контролем властей.8

Такое же уничтожающее наступление власть вела на священнослужителей – носителей вековых традиций и идеологии своих единоверцев, имевших огромное влияние на массы и представлявших угрозу режиму. Так считала власть большевиков.

Священнослужители снимались с учительских должностей, лишались гражданских прав, многих из них подвергали арестам. Так, священник села Безводное Пензенского района Агеев Артем Филиппович в 1932 году был обвинен по статье 58-10 и приговорен к 5 годам в исправительно-трудовом лагере, а священник села Саловка Пензенского района Акимов Сергей Иванович в 1933 году приговорен к 3 годам лагерей.

С первых месяцев советской власти натиск на церковь, действия безбожных порядков начались и в Богословке. В 1918 году в школе был отменен закон Божий. Церковные земли изымались и передавались государству. Дом священника был отобран под школу и квартиры жителей села. 2 июня 1921 года верующие просили о возвращении священнику его дома, но получили отказ.

Церковная же община заключила договор аренды на пользование земельным участком, зданием, сторожкой, церковной утварью, за что платила налог, установленный постановлением ВЦИК СНК от 16 ноября 1923 года.9 За церковными доходами устанавливался жёсткий контроль со стороны властей. В сентябре 1924 года священника Румянцева обложили особым налогом, лишили политических прав.10 Комсомольцы нападали на священника. Оскорбляли чувства верующих, запрещали входить в храм, мешали вести службу.11

Сам же храм действовал до 1931 года.12

§ 1. 3. Закрыты по «требованию граждан»

Примечательным является тот факт, что в 1924 году в Малой Валяевке был открыт молитвенный дом. Это можно объяснить тем, что храм был открыт новообновленический. В 1922 году, на фоне продолжавшихся репрессий духовенства, богоборческая власть делает серьезные ставки на другие методы борьбы с Церковью.

По замыслу вождя революции Троцкого, изложенному в письме Политбюро от 30 марта 1922 года, на первом этапе борьбы партийные и советские руководители должны были разрушить единство церкви, и, тайно опираясь на обновленческое духовенство13, устранить Патриарха и отвлечь общество от борьбы с большевизмом. На втором этапе намечалось уничтожение и самой обновлённой церкви.14

19 мая 1924 года Волисполком дал разрешение новообновленческой религиозной общине Аргамаковского и Валяевского церковного совета на постройку молитвенного дома.15 А в 1924 году началось строительство деревянной церкви во имя святителя Димитрия Ростовского. Основание новой церкви в советское время – чрезвычайно редкое явление, по всей области известны единицы подобных фактов.

В мае 1924 года, как и во все предреволюционные годы, по окрестным селам рядом с. Малой Валяевкой прошел крестный ход с иконой Живоносной Источницы. Храм тогда был обновленческим, но община ходатайствовала о переходе к тихоновцам. Это говорит о том, что обновленцы теряли свой авторитет среди прихожан.

В 1925-1928 годы строительство храма в селе М. Валяевка продолжалось.

22 января 1928 года договор о пользовании храмом, колокольней и часовней в М. Валяевке был перезаключен, но в декабре 1929 года власти пытались закрыть храм, чтобы «использовать его на культурные нужды».16 Так в документе от 19 декабря 1929 года, мы читаем, что «в Райадмотделе имеются сведенья о том, что со стороны М. Валяевского Сельского Совета принимаются меры к церковноприходскому совету об отобрании ключей с целью использования церкви под культурные нужды». Начальник Пензенского РАО Терентьев предлагает под личную ответственность прекратить всякие действия «по отношению к отбору ключей и имущества, принадлежащих церковноприходскому совету, впредь до оформления данного дела, согласно, существующих инструкций РАО».17 А 28 декабря было дано разрешение церковной общине, провести собрание. На повестке были следующие вопросы:

1)Наем сторожа,

2)Переизбрание церковного совета,

3)Изыскания средства для уплаты страховки за церковное имущество.18

В Богословке также был перезаключен договор о пользовании храмом, колокольней и часовней 22 января 1928 года. Под ним подписалось 108 человек и священник Петр Федоровский – обновленец.19

Вопрос поисков денег для уплаты налогов и страховых сборов постоянно стоял перед служителями церкви и прихожанами. 23 сентября 1929 года верующие ходатайствовали о разрешении сбора по приходу пожертвований на уплату страховых сборов, они просили решить этот вопрос в кратчайший срок. В райисполкоме дату написания заявления исправили на 11 октября, 14 октября было вынесено отрицательное решение, а отправлено только 17 октября.20

По сведеньям начальника Пензенского РАО от 1 июля 1930 года сообщалось, что церковь Дмитриевская села Богословка, Тихоновского течения была действующей.21

К началу 1931 года оба храма были временно закрыты «постановлением граждан», под ссыпку хлеба. В апреле 1931 года местные власти просили о передаче Богословского храма под молочную ферму. Им было отказано.

А в 1932 году церкви в Богословке и М. Валяевке были все же закрыты. Об этом мы находим упоминание в документе от 4 апреля 1932 года, в котором председателем Валяевского сельского Совета Русаковым удостоверялось, что церкви в селе Богословка и М. Валяевка были закрыты не за отсутствием священника, а по требованию населения, что удостоверяется. 22

В 1934 году здания обоих храмов пустовали.23 Церковь в М. Валяевке планировали занять под клуб, но позже ее разобрали. В Богословке было иначе.

Широкова (Климашина) Александра Григорьевна, 1926 года рождения, жила около церкви. Она вспоминает, что церковь была хорошая, красивая, белокаменная, с красным оттенком. Было два купола, и колокола. Вокруг церкви была ограда. Неподалёку было кладбище. В церковь приходили со всех окрестных сел. В годы советской власти, было решено разрушить церковь. Сначала решили сломать, не получилось. Потом решили взорвать. Когда взрывали, одного человека завалило кирпичами. Тогда люди сказали, что, наверное, Бог есть, не даёт разрушить церковь. По словам Александры Григорьевны и те, кто снимали колокола, впоследствии умерли не своей смертью, что ещё раз доказало, какое безбожное дело совершили.24

Тихомирова Марья Андреевна, 1923 года рождения вспоминает, что жили они от церкви далеко, но слышали вместе с мамой звук, от которого зашёлся дух. Они поняли, что это с церкви колокол сбросили, перекрестились, зарыдали. Но ничего поделать не могли, против власти «не попрёшь». Очень боялись.25

Широков Владимир Андреевич, ветеран Великой Отечественной войны, рассказывал нам, что взорвали только купола, а само помещение позже использовали под автомастерскую, в ней ремонтировали трактора, - вся земля рядом была залита мазутом. Позднее и это помещение было разобрано, а кирпичи растащили. Иконы, которые были в церкви, люди пытались спрятать в своих домах, до лучших времён. Безбожники же обезобразили те настенные росписи, которые были внутри храма.26

К концу 30-х годов, в связи с небывалыми гонениями на Церковь, религиозная жизнь в селе Богословка замерла: церковь не действовала, священника официально в селе не было, службы не совершались.

Широкова (Климашина) Александра Григорьевна рассказала нам и о том, что, хотя в селе церковь была разрушена, люди тайком крестили детей (ходили в город в Митрофаньевскую церковь, которая единственная в те годы не была закрыта), а также тайно венчались, носили кресты, молились, хотя и знали, что за это будет наказание. Позже, в 60-е годы на месте церкви был построен клуб.27

Из того, что мы узнали, можно говорить, что духовная жизнь в селе Богословка имела место, правда жизнь эта была сравнима лишь с тихим мерцанием огонька в глухом подполье.

Но так бездумно разрушенный храм имеет долгую и богатую историю.

Глава 2.

Церковь

села Богословка в XVIII – начале XX вв.
§2.1. Сердце села Богословка.
С того времени, как в 988 году Великий князь Владимир крестил Русь, прошло несколько веков, когда, наконец, на территории Пензенского края стали создаваться церкви и монастыри. Не исключением является село Богословка, основанное в начале XVIII века в Пензенском уезде.

В рукописной книге братьев Холмогоровых читаем: «Деревня Гавриловка, построенная вновь после 1710 года за Гавриилом Степановым сыном Аникеевым 11 дворовых обоего пола. С 1712 года деревня стала называться село Богословское по построенному храму в честь Иоанна Богослова». Об этом читаем в церковных причтах и приходах Пензенской епархии от 15 марта 1896 года.28

Церковь в селе Богословка была построена в живописнейшем месте, на возвышенности, недалеко от реки Скачихи (Паники), в центре села. При рассмотрении издалека, изящные купола, казалось, парили над деревьями и домами, как бы покрывая село Божественной благодатью. Внутри храм был богато украшен иконами и фресками.

К сожалению источников, повествующих о начальной истории церкви в селе Богословка очень мало, а информация в них очень скупа. Одним из основных источников для изучения церкви в досоветский период являются клировые ведомости, которые представляют собой своеобразный годовой отчет о состоянии церкви и ее служителях. Ведомости содержат данные о времени строительства церкви, описание приделов, сведения о священно- и церковнослужителях, количестве прихожан церкви.29 Так в клировой ведомости за 1909 год читаем: «Церковь построена в 1712 году на деньги помещика Гаврила Савича. Здание каменное, с такой же колокольней, крыта железом, прочная. Святой престол в ней один во имя Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова».30

Различной церковной утвари было достаточно. По штату в церкви служили священник и псаломщик. При церкви была земля: усадебная – 2 десятины, пахотная и сенокосная 31 десятина (по сравнению с 1862 г. количество земли уменьшилось на 2 десятины)31, которые они сами обрабатывали. Священно– и церковнослужители имели для себя усадьбы в XIX веке на помещичьей земле наряду с крестьянами госпожи Дубенской, в начале XX века на церковной земле. Дом у священнослужителя собственный, деревянный. На содержание причта из казначейства выделялось в 1909 году 392 рубля в год, «братского дохода» - 311 руб. 12 коп.32 Приписной и домовой церкви не было. Усыпальницы для умерших при церкви не было.

Церковь в нашем селе Богословка, как обычно в селах, была административным центром села, служители церкви вели учёт численности населения. В церкви с 1812 года велись метрические книги. В них указывались сведения о рожденных, умерших, о бракосочетаниях. Так в 1909 году было: рожденных мужского пола – 50, женского – 45, бракосочетаний – 15; умерших мужского пола – 40, женского – 25.33

Церковь, как и везде, имела большее значение в деле образования населения. В ходе либеральных реформ 60-70 –х годов XIX века, когда было введено земство, в Богословке была открыта земская школа (1875 году), которая называлась училищем. Училищем было занято небольшое одноэтажное здание. Учились в нем только мальчики. Основной предмет был закон Божий, также учили читать, считать, писать. По данным 1909 года в училище было 2 учителя. Законоучителем в ней был священник Александр, а учительница «из светских» Глафира Алексеевна Кулаевская.34 Обучалось в 1886 году 28 учащихся,35 а в 1909 году 37 мальчиков и 4 девочки.36

Прихожанами в церкви были жители не только села Богословка, но и Малой Валяевки и Аргамаковки, которые также входили в приход Богословской церкви.37 В клировых ведомостях за 1862 и 1863 годы приведены следующие сведения:






Число дворовых

Число мужчин

Число женщин

Год

Временнообязанных крестьян в селе Богословском госпожи Дубенской

53

236

245

1862

53

235

250

1863

В деревне Малая Валяевка, господ Веденяевых

2

10

4

1862

-

118

121

1863

В деревне Малая Валяевка, господина Андреева

1

4

4

1862

-

78

80

1863

В деревне Малая Валяевка господина Попова

4

18

19

1862

-

17

21

1863

Отставных солдат их жен и детей обоего пола

-

8

7

1862

3

8

18

1863

Раскольников в селе нет

-

-

-

1862

-

-

-

1863

Итого:

135

559

583

1862

138

555

597

1863

В соответствии с этой таблицей можно сделать следующие выводы: численность прихожан в 1863 году возросла с 1277 до 1290 человек. Прихожан мужчин и женщин приблизительно равное количество. Раскольников в приходе не было. 38

Недалеко от церкви располагалось кладбище. Кладбища – погосты имели не меньшее значение, чем сами церкви, так как почитание предков всегда являлось внутренней потребностью людей.

В те времена в нашем селе все были верующие. После удара колокола к службе со всех сторон тянулся народ к церкви. А за стариками и ребятня бежала. Народу в храме собиралось много, особенно в праздники. Для походов в церковь благочестивые крестьяне хранили в старинных сундуках особый наряд, который в других случаях совсем не надевали.

Таким образом, церковь в селе Богословка до 1917 года была не только религиозным, но и духовно - эстетическим центром, сердцем села. Церковь рассматривалась, как носитель незыблемых нравственных законов, как учитель, судья, а также социальный регулятор, удерживающий общество в состоянии относительного равновесия, формируя людское самосознание. Именно приходская церковь являлась тем местом, куда и в радости и в горе шли и помещики, и крестьяне. Именно приходская церковь оказывала влияние на воспитание детей и давала им начальную грамоту.

Кто же служил в Богословской церкви?

§2.2. Служители церкви

В селе Богословка, как и было заведено, приходской батюшка являлся значимой фигурой, его деятельность была самым тесным образом связана с жизнью прихожан от рождения до смерти.

Сохранились имена священнослужителей Богословской церкви. Во второй половине XIX века батюшками церкви были Иоанн Ефимович Синайский, Петр Тимофеевич Резвин.

В клировых ведомостях имеется раздел «Сведения о причте», то есть о священно- и церковнослужителях. Сведения в них достаточно точные: указан возраст и род занятий каждого члена семьи, прохождение службы, награждения. Так в ведомости за 1862 год читаем: «Священник Иоанн Ефимович Синайский, дьяческий сын, по окончании Пензенской Духовной семинарии, уволен с аттестатом второго разряда 1849 года в Мае 1 дня». 13 июля 1859 года был переведен Преосвященным Амвросием, Епископом Пензенским, в Саранский уезд в село Смольково в Тихвинскую церковь. В 1860 году 13 июля указом Пензенской Духовной Консистории быть направлен в Мокшанский уезд в село Мерленка. А в 1862 году - в село Богословка, где служил до конца своих дней. У Иоанна Ефимовича была семья: жена Екатерина Михайловна (32 года) и 6 детей – Алексей (11лет), Василий (9лет) обучались в духовном училище, Надежда (7лет), Александр (5лет), Николай (2года), Сергей (2 месяца).39

Там же читаем, что дьячок Михаил Дмитриев (41), из семьи священника. В 1838 году закончил Пензенское Приходское Училище 2-ого класса и был определен в село Богословка для исправления пономарской должности на год. По окончании этого срока дан был ему вторичный указ сроком на год. В 1840 году был посвящен в стихарь. В семействе у него жена Анна (39лет). Дети: Евдокия(17лет), Мария(10 лет), Пелагея (7 лет), Татьяна(6 лет). Две старшие дочери были грамотные.

Пономарь Михаил Васильевич Милов (23года), дьяческий сын. По увольнению из Пензенского Духовного Училища в оное определение в 1860 году определен в село Богословское, для исправления пономарской должности в оном же году Февраля 19 дня посвящен в стихарь. Жена – Зинаида Дмитриевна (21год), сын Николай (1год).

Староста церковной Даниил Петрович Денисов исправлен в сей должности в 1855году, согласно причта и прихожан утвержден указом Пензенской Духовной Консистории.

Просвиры, просфоры, покупаются в г. Пензе. Сторожка не имеется, караул при церкви проводится по очереди крестьянами.

Защитные: Священник Дмитрий Анатольевич, вдовец(46лет), живущий на пропитание сына своего, штатного дьячка, Михаила Дмитриева. Дети его: Мария в селе Сыроять за Дьякона. Иоанн в селе Дурасовке дьяконом, Александр в селе Валяевка, пономарём».40

Иоанн Ефимович Синайский умер в 1871 году, новый священник Петр Тимофеевич Резвин с 25 ноября 1871 года определен опекуном сиротам и имуществу умершего священника (клировая ведомость за 1877 год).

Таким образом, в клировых ведомостях содержится достаточно полная информация о батюшках и служителях прихода, что дает нам возможность проследить их родословную, которая является неоценимой информацией в изучении церковного краеведения.

В декабре 1928 года священником в село Богословка, с правом исполнять пасторские обязанности был назначен дьякон Додонов Александр Данилович.41 Это был последний священник в нашем селе.

Родился Александр Данилович 12 марта 1874 году, в селе (ж.д.ст.) Студенец Каменского района Тамбовской области (ныне Пензенской области).42 Из крестьянской семьи, был грамотный, женатый. 25 июля 1921 года его назначили на псаломническое место в селе Мичкасские Выселки Нижне-Ломовского уезда. 23 ноября того же года посвящён в сан дьякона. 17 декабря перемещён на псаломническое место в церкви в селе Студенец. А в декабре 1928 года дьякон Додонов был переведен в наше село.43

За более полной информацией о Богословской церкви в Советский период времени мы обращались в Пензенскую епархию, но, к сожалению, нам ответили, что архив не сохранился, – все сгорело при сносе Пензенского Спасского кафедрального собора.

Святейший патриарх Алексей II считал, что история Русской Православной церкви в XX веке – это 70 лет бесправного положения, угнетения и уничтожения Церкви. Но прежде всего – это история того, как в условиях притеснений, преследований и открытых гонений многочисленные сонмы святителей, священников, монашествующих и простых людей явили высоту величия и благородства христианского духа и свидетельствовали свою верность Христу праведной мученической кровью.44

Мы можем с уверенностью сказать, что благодаря их самоотверженности, стойкости и преданности своей вере, соединенной с борьбой других самых разных людей против насилия над их верой, над их убеждениями – за свободу совести. В пункте 2 статьи 19 второй главы Конституции Российской Федерации записано: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности»45.



§ 2.3. Возвращение доброго имени

Процесс реабилитации лиц, репрессированных в СССР по политическим мотивам, начался в 50-е годы при Н. С. Хрущеве. Были отменены незаконные акты против народов, подвергнувшихся переселению и высылке, признаны незаконными решения внесудебных органов ОГПУ-НКВД-МГБ, вынесенные по политическим делам. Возвращались политические из лагерей, принимались документы о возвращении конфискованного или утраченного имущества, о трудовом стаже, трудоустройстве и пенсионном обеспечении реабилитированных: Постановление Совета Министров Союза ССР № 1655 от 8 сентября 1955 года «О трудовом стаже, трудоустройстве и пенсионном обеспечении граждан, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированных»; Письмо Министерства финансов СССР № 2-416с от 12 ноября 1956 г. «О порядке возврата реабилитированным гражданам сумм конфискованных вкладов», Постановление Совета Министров СССР № 830-370 от 17 июля 1959 г. «О гражданах, необоснованно сосланных или высланных в административном порядке» и много других документов.

Этот процесс уже был неостановим, он продолжался и дальше, однако, уже в начале 60-х гг. число реабилитированных постепенно сокращалось, причиной чему стал рецидив тоталитарной политики государства, попытка вернуться к сталинским идеологическим установкам. 46

Вновь о реабилитации жертв сталинских репрессий заговорили во второй половине 80-х годов. 11 июля 1988 года Политбюро ЦК КПСС подписало Постановление «О дополнительных мерах по завершении работы, связанной с реабилитацией необоснованно репрессированных в 30 — 40-е годы и начале 50-х годов». Было дано поручение Прокуратуре СССР и КГБ СССР совместно с местными органами власти продолжить работу по пересмотру дел в отношении лиц, репрессированных в 30-40 годы, без необходимости наличия заявлений о реабилитации и жалоб от репрессированных граждан. 47

16 января 1989 года издаётся Указ Президиума Верховного Совета СССР, отменяющий внесудебные решения, вынесенные в период 30-х — начала 50-х гг. внесудебными «тройками» НКВД-УНКВД, коллегиями ОГПУ и «особыми совещаниями» НКВД-МГБ-МВД СССР.48

Тогда же и Додонов Александр Данилович был реабилитирован – Указом НВС СССР от 4 мая 1989 года и заключением прокуратуры Пензенской области. 49

Эти сведения мы получили из письма УФСБ по Пензенской области от 29 августа 2011 года. Более подробные материалы мы получить пока не смогли, так как не истёк 75-летний ограничительный срок доступа к материалам дела для широкого круга пользователей в соответствии с положением «О порядке доступа к материалам, хранящимся в государственных архивах и архивах государственных органах Российской Федерации, прекращенных уголовных и административных дел в отношении лиц, подвергавшимся политическим репрессиям, а также фильтрационно- проверочных дел», утверждённого совместным приказом Минкультуры № 375/ МВД РФ № 584/ ФСБРФ №352 от 25 июля 2006 года50. Он закончится только в марте 2013 года, тогда и у нас появится возможность узнать более подробно о судьбе батюшки.

Заключение

Возвращение свободы вероисповедания и церкви

В начале 90-х годов после падения коммунистического режима, в нашей стране изменилась политика государства по отношению к правам человека, а также к правам верующих. Происходит постепенное возвращение к православию. Над Россией вновь слышен колокольный звон, восстанавливаются многие разрушенные храмы. Так и в нашей Богословке.

Жители нашего села часто рассказывают о временах, когда верующие люди ездили молиться в Пензу, потому что в нашем селе не было православного храма. В 1999 году они обратились в Пензенскую Епархию с просьбой разрешить открыть в подходящем здании православный молитвенный дом, а в дальнейшем - строительство нового православного Храма в честь апостола Иоанна Богослова.

Но сначала нужно было организовать православную общину, зарегистрироваться в Епархии, собрать подписи жителей села с прошением о разрешении открытия молитвенного дома. Желающих подписаться было много, ведь пожилым людям было трудно ездить на автобусе в церковь в город. Верующие прошли все эти формальности и получили разрешение.51

Но затем перед ними встал вопрос о выборе помещения. Около школы в отдельном здании находился музей, но в то время он был уже закрыт. Члены общины обратились к директору школы Макееву Леониду Александровичу с просьбой о передаче этого здания под молитвенный дом. Леонид Александрович дал свое согласие, и глубокой осенью 2001 года православная община с помощью жителей села начала ремонт здания музея. Помогали все, кто, чем мог, как говориться, «всем миром». В течение месяца здание музея отремонтировали, провели свет, отопление, начались богослужения. Постоянным настоятелем храма стал отец Александр (Батайкин). Прихожане его ценили, глубоко уважали.

15 июня 2002 года ночью здание сгорело (по всей видимости, из-за проводки).

Члены общины обратились к директору совхоза «Магистральный» Ткачеву Борису Ивановичу о передаче под молитвенный дом здания бывшего клуба – именно там когда-то располагался старинный храм, и до сих пор сохранилась часть фундамента, – да и земля там была святая, намоленная предками. А само здание клуба к тому времени было в бесхозном состоянии, уже разрушалось, не отапливалось, двери постоянно ломали.

С июля 2002 года начались богослужения в бывшем Доме культуры, но с началом холодов во время службы замерзали и прихожане и служащие молитвенного дома – зимой 2002-2003 года отопления в помещении не было. И все-таки батюшка о. Александр в субботу, воскресенье и в православные праздники службы совершал полностью, не сокращал даже в таких невыносимых условиях, и даже если не было ни одного прихожанина. Он часто говорил: «Служим не людям, а Богу!» Только перед Рождеством 2004 года администрация Пензенского района выделила деньги, и отопление было подключено.

Последние три года настоятелем Храма является отец Павел (Бачурин) - молодой, энергичный, полный сил и стремлений. Он не жалеет сил для благоустройства молитвенного дома, установления колоколов, купленных на средства прихожан: планировали купить один колокол, но денег набрали на три.

В настоящее время заканчивается оформление в собственность Епархии здания клуба и земли, чтобы можно было строить новый православный Храм.52 Но существует более сложная задача – это восстановление веры в сердцах жителей села Богословка, а это дело куда более трудоемкое и долгое, нежели возведение храмов рукотворных; оно требует значительно больше времени, сил и труда.



В следующем 2012 году церкви в селе Богословка исполнилось бы 300 лет. А приказу №00447 , который уничтожил то, что складывалось столетиями – 75 лет. Хорошо, что наша страна отказалась от большевицкого пути и позволяет людям жить и верить по своей совести.

Список источников.


  1. ГАПО.Ф.182.Оп.1. Д.2031 Л.258.

  2. ГАПО.Ф.182.Оп.1.Д.2049 Л. 387.

  3. ГАПО. Ф.182.Оп.1.Д.2621.Л.589.

  4. ГАПО. Ф.Р-81.Оп.1.Д.882.

  5. ГАПО.Ф.Р426. Оп.1. Д.157. Л.97.

  6. ГАПО.Ф.Р426.О.1.Д.157. Л99

  7. ГАПО.Ф.Р426.О.1.Д.157. Л.101.

  8. ГАПО.Ф.426. Оп.1. Д. 39. Л. 77.

  9. ГАПО.Ф.426 Оп.1. Д.39. Л.36.

  10. ГАПО.Ф.Р390.Оп.1.Д.191.

  11. ГАПО.Ф.Р390.Оп.1.Д.367.

  12. ГАПО.Ф.Р1201.Оп.3.Д.6.

  13. ГАПО.Ф.426. Оп.1. Д.39. Л. 124.

  14. ГАПО.Ф.Р390.Оп.1.Д.191.Л.92.

  15. ГАПО. Ф.Р426.Оп.1.Д.34.Л.2.

  16. ГАПО.Ф.Р532.Оп.19.Д.10.Л.3.

  17. ГАПО. Ф.Р390.Оп.1.Д.35,191,367.

  18. Материалы архива УФСБ по Пензенской области.

  19. Конституция РФ.

  20. Список клириков и мирян Русской Православной церкви по Пензенской области, расстрелянных в годы массовых политических репрессий /Сост. А.И. Дворжанский. Пенза, 1988.стр.7-8.

  21. О религии и церкви. (Сборник документов.) М., Политиздат, 1965.С.95-96.

  22. Холмогоровы В. и Г. Материалы для истории колонизации Саратовского северо- восточного края (до второй половины 18 в.)//Труды Саратовской учёной архивной комиссии.- Саратов,1891.-Т3.-Вып.2.-С.1-258.

  23. Белохвостиков Е. П. Странички Пензенской истории. Часть 2. Пенза, 2008.С.196.

  24. Зелёв С.В. Сурская голгофа. Пензенская епархия в годы гонений (1917–1941). Пенза, 2007.

  25. Белохвостиков Е.П. Гонение на православие в Пензенской области. 1917-1963// Пензенский временник любителей старины. Выпуск 14.

  26. Т.А. Евневич. История русской православной церкви в документах Государственного архива Пензенской области// Краеведение. Пенза, 1999.С. 51-56.

  27. Иванчина А.Г. Российские революции и православная церковь// Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 90-летию революций 1917 года в России. Пенза. 2007.

  28. Юнге М., Биннер Р. Как террор стал «Большим». Секретный приказ №00447 и технология его исполнения. Со спец. разделом А. Степанова «Проведение кулацкой операции в Татарии». С библиографией при участии Т. Мартина. Серия «Первая публикация в России» под ред. Т.А. Бордюгова.-М.:АИРО-XX2003.С.84.

  29. Интервью с Цыгановой Г.А., записано Шлыковым Д. от 17.10.2011г.

  30. Интервью с Широковой А.Г., записано Астаховой О. от 8.08.2011г.

  31. Интервью с Тихомирова М.А.., записано Астаховой О. от 19.08.2011г.

  32. Интервью с Широковым В. А., записано Астаховой О. от 8.08.2011г.

  33. Интервью с Глуховой А.В., Широковым Д.Н., записано Тарасовым А.Ф. от 1971г.

  34. Интервью с Володиным А.И., записано Тарасовым А.Ф. от 8.10.1988г.

  35. http://ru.wikipedia.org/wiki/Реабилитация

  36. www.mvddfo.ru




1 Юнге М., Биннер Р. Как террор стал «Большим». Секретный приказ №00447 и технология его исполнения. Со спец. разделом А. Степанова «Проведение кулацкой операции в Татарии». С библиографией при участии Т. Мартина. Серия «Первая публикация в России» под ред. Т.А. Бордюгова.-М.:АИРО-XX2003.стр.84.

2 Зелев С.В. Сурская голгофа. Пензенская епархия в годы гонений (1917–1941). Пенза, 2007.

3 Зелев С.В. Сурская голгофа. Пензенская епархия в годы гонений (1917–1941). Пенза, 2007.

4 Материалы архива УФСБ по Пензенской области.

5Интервью с Глуховой А.В., Широковым Д.Н., записано Тарасовым А.Ф.. от 1971г.

6Интервью с Володиным А.И., записано Тарасовым А.Ф.. от 8.10.1988г.

7 О религии и церкви. (Сборник документов.) М., Политиздат, 1965.С.95-96.

8 Иванчина А.Г. Российские революции и православная церковь// Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 90-летию революций 1917 года в России. Пенза. 2007.

9ГАПО. Ф.Р426.Оп.1.Д.34.Л.2.

10ГАПО.Ф.Р-532.Оп.19.Д.10.Л.3.

11Интервью с Володиным А.И., записано Тарасовым А.Ф.. от 8.10.1988г.

12ГАПО. Ф.Р390.Оп.1.Д.35,191,367.Ф.Р.426.Оп.1.Д.39.

13Обновленчество — движение в российском христианстве, возникшее после Февральской революции 1917 года. Декларировало цель «обновления Церкви»: демократизацию управления и модернизацию богослужения. Выступало против руководства Церковью Патриархом Тихоном, заявляя о полной поддержке нового режима и проводимых им преобразований. С 1922 по 1926 год движение было единственной официально признаваемой государственными властями РСФСР православной церковной организацией (второй такой организацией в 1926 года стал григорианский Временный Высший Церковный Совет), в отдельные периоды пользовалось признанием некоторых других поместных Церквей. В период наибольшего влияния — в середине 1920-х годов — более половины российского епископата и приходов находились в подчинении обновленческих структур.

14 Зелев С.В. Сурская голгофа. Пензенская епархия в годы гонений (1917–1941). Пенза, 2007.

15 ГАПО.Ф.Р390.Оп.1.Д.191.Л.92.

16 ГАПО.Ф.426. Оп.1. Д. 39. Л. 77.

17 ГАПО.Ф.426. Оп.1. Д. 39. Л. 77.

18 ГАПО.Ф.426 Оп.1, Д.39. Л.36.

19 ГАПО.Ф.Р390.Оп.1.Д.191,367.

20 ГАПО.Ф.Р1201.Оп.3.Д.6.

21 ГАПО.Ф.426. Оп.1. Д.39. Л. 124.

22 ГАПО.Ф.Р426. Оп.1. Д.157. Л.97,Л99, Л.101.

23 ГАПО.Ф.Р426.О.1.Д.157.

24Интервью с Широковой А.Г., записано Астаховой О. от 8.08.2011г.

25Интервью с Тихомирова М.А.., записано Астаховой О. от 19.08.2011г

26Интервью с Широковым В. А., записано Астаховой О. от 8.08.2011г.

27Интервью с Широковой А.Г., записано Астаховой О. от 8.08.2011г.

28 Холмогоровы В. и Г. Материалы для истории колонизации Саратовского северо- восточного края (до второй половины 18 в.)//Труды Саратовской ученой архивной комиссии.- Саратов,1891.-Т3.-Вып.2.-С.1-258.

29 Т.А. Евневич. История русской православной церкви в документах Государственного архива Пензенской области// Краеведение.- Пенза. 1999.С. 51-56.

30 ГАПО. Ф.182.Оп.1.Д.2621.Л.589.

31 ГАПО.Ф.182.Оп.1. Д.2031 Л.258

32 ГАПО. Ф.182.Оп.1.Д.2621.Л.589.

33 ГАПО. Ф.182.Оп.1.Д.2621.Л.589.

34 ГАПО. Ф.182.Оп.1.Д.2621.Л.589.

35 ГАПО, Ф.Р-81.Оп.1.Д.882.

36 ГАПО. Ф.182.Оп.1.Д.2621.Л.589.

37 Е. П. Белохвостиков. Странички Пензенской истории. Часть 2. – Пенза. 2008.-стр.196.

38 ГАПО.Ф.182.Оп.1.Д.2049 Л. 387, Д.2031. Л.258.

39 ГАПО.Ф.182.Оп.1. Д.2031 Л.258.

40 ГАПО.Ф.182.Оп.1. Д.2031 Л.258.

41 Материалы архива УФСБ по Пензенской области.

42Список клириков и мирян Русской Православной церкви по Пензенской области, расстрелянных в годы массовых политических репрессий / Сост. А.И. Дворжанский. Пенза. 1988.стр.7-8.

43 Материалы архива УФСБ по Пензенской области.

44 Белохвостиков Е.П. Гонение на православие в Пензенской области. 1917-1963// Пензенский временник любителей старины. Выпуск 14.

45 Конституция РФ.

46http://ru.wikipedia.org/wiki/Реабилитация

47http://ru.wikipedia.org/wiki/Реабилитация

48http://ru.wikipedia.org/wiki/Реабилитация

49 Материалы архива УФСБ по Пензенской области.

50www.mvddfo.ru

51 Интервью с Цыгановой Г.А., записано Шлыковым Д. от 17.10.2011г.

52 Интервью с Цыгановой Г.А., записано Шлыковым Д. от 17.10.2011г.



База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница