Отчета о результатах самообследования обособленного подразделения (филиала) фгбоу впо



страница1/8
Дата03.11.2016
Размер1.56 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8




Структура отчета о результатах самообследования обособленного подразделения (филиала) ФГБОУ ВПО «АГТУ»


1. Описание текущего положения и условий функционирования обособленного подразделения (филиала)

3

2. Система управления обособленным подразделением (филиалом)

5

2.1. Структура обособленного подразделения (филиала)

5

2.2. Характеристика системы управления качеством образования. Система менеджмента качества

8

3. Структура подготовки и переподготовки обучающихся

24

3.1. Среднее профессиональное образование (включая подготовку по рабочим профессиям)

24

3.2. Дополнительные образовательные программы

28

3.3. Конвенционная подготовка морских специалистов

28

4. Содержание подготовки специалистов

39

4.1. Структура и содержание образовательных программ по специальностям и направлениям подготовки

39

4.2. Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса

43

4.2.1. Библиотечное обслуживание

43

4.2.2. Информационное обеспечение образовательного процесса

44

4.3. Организация образовательного процесса

45

4.3.1. Формы организации образовательного процесса

45

4.3.2. Организация практического обучения

47

4.3.3.Анализ содержания подготовки выпускников

50

4.3.4. Развитие стратегического партнерства с предприятиями и организациями в образовательной сфере

54

4.3.5. Инновационные методы в образовательном процессе

55

4.4. Результаты приёмной кампании и профориентационная работа

57

4.5. Востребованность выпускников, работа по трудоустройству

59

5. Анализ соответствия качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования на основе отчетов по УГС

62

6. Воспитательная работа

65

7. Условия реализации образовательных программ

69

7.1. Кадровое обеспечение образовательного процесса

69

7.2. Состояние методической работы

70

7.3. Научная, исследовательская и инновационная деятельность

74

7.4. Материально- техническая база

76

7.4.1. Объекты недвижимого имущества для реализации уставной деятельности

76

7.4.2. Учебно-лабораторная база и ее обновление

78

7.4.3. Социально-бытовые условия для обучающихся

80

7.5. Финансовое обеспечение. Социальные вопросы

82

7.6. Международное сотрудничество

83

8. Стратегическое развитие обособленного подразделения в контексте развития Университета

85


1. Описание текущего положения и условий функционирования обособленного структурного подразделения

Обособленное структурное подразделение «Волго-Каспийский морской рыбопромышленный колледж» федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Астраханский государственный технический университет» (далее - ОСП)образовано путем реорганизации в форме присоединения Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Волго-Каспийский морской рыбопромышленный колледж» к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Астраханский государственный технический университет» на основании приказа Федерального агентства по рыболовству от 08.02.2012 года №126.

Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Волго-Каспийский морской рыбопромышленный колледж» создан путем слияния Астраханского и Каспийского морских рыбопромышленных колледжей на основании приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ от 30.07.98 № 479 и получил наименование «Государственное среднее профессиональное учебное учреждение «Волго-Каспийский морской рыбопромышленный колледж»», которое внесено в единый государственный реестр юридических лиц 05.02.1999 года за № 1023000865997. В 2004 году колледж получает наименование в части конкретизации организационно-правовой формы и формы собственности – «Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Волго-Каспийский морской рыбопромышленный колледж»» на основании приказа Федерального агентства по рыболовству от 14.12.2004 года № 154.

Астраханский и Каспийский морские рыбопромышленные колледжи являются правопреемниками Астраханского морского рыбопромышленного техникума и Каспийского мореходного училища, которые реорганизованы в колледжи на основании приказа Госкомрыболовства России от 10.04.97 № 55.

Астраханский рыбопромышленный техникум создан на основании постановления Комитета профессионально-технического образования при Наркомпросе РСФСР от 23.03.1921. Каспийское мореходное училище создано на основании приказа Министерства рыбного хозяйства СССР от 25.05.1967 №138.

ОСП «ВКМРПК» ФГБОУ ВПО «АГТУ» расположено вне места нахождения Университета и осуществляет свои функции, предусмотренных Уставом Университета, Положением ОСП и доверенностью ректора.

Обособленное структурное подразделение осуществляет функции по реализации 9 профессиональных образовательных программ среднего профессионального и более 50направлений дополнительного образования, ведет самостоятельно бухгалтерский учет, учебную, хозяйственную, предпринимательскую, социальную и иную деятельность, представляет интересы Университета и осуществляет их защиту в пределах, ограниченных Положением ОСП «ВКМРПК» ФГБОУ ВПО «АГТУ» и доверенностью ректора.

Основные задачи Обособленного структурного подразделения:

- удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения среднего профессионального образования;

- удовлетворение потребностей общества в специалистах со средним профессиональным образованием;

- формирование у обучающихся гражданской позиции и трудолюбия, развитие ответственности, самостоятельности и творческой активности;

- сохранение и преумножение нравственных и культурных ценностей общества;

- распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня, в том числе путем оказания платных образовательных услуг;

- активное участие в научно-исследовательской (практической) работе Университета.

Обособленное структурное подразделение частично наделяется полномочиями юридического лица. Директор обособленного структурного подразделения по доверенности, выданной ректором Университета, представляет обособленное структурное подразделение в органах государственной власти и управления, с физическими и юридическими лицами, заключать от имени Университета договоры, контракты и иные соглашения, касающиеся деятельности Обособленного структурного подразделения.

ОСП является базовым подразделением для филиалов Университета, реализующих программы среднего профессионального образования.




2. Система управления обособленным подразделением

2.1. Структура обособленного подразделения

Управление Обособленным структурным подразделением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом Университета и Положением об Обособленном структурном подразделении «Волго-Каспийский морской рыбопромышленный колледж» федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Астраханского государственного технического университета». Управление строится на принципах единоначалия, коллегиальности и самоуправления.

Организационная структура управления включает в себя горизонтальные и вертикальные связи, замкнутые на руководителях структурных подразделений и директоре ОСП (приложение 1).

Непосредственное управление обособленным структурным подразделением осуществляет директор, назначаемый приказом ректора Университета на основании заключенного трудового договора.

Директор по доверенности, выданной ректором Университета, действует от имени обособленного структурного подразделения, пред­ставляет его интересы во всех организациях, распоряжается средствами в соответствии с утвержденными планами финансово-хозяйственной деятельности, заключает и расторгает гражданско-правовые договоры с юридическими и физическими лицами, выдает доверенности, отвечает по финансовым обязательствам, принимает на работу и увольняет работников обособленного структурного подразделения.

В непосредственном подчинении директора находятся: заместитель по учебной работе; заместитель по научно-воспитательной работе; заместитель по морскому образованию; заместитель по организационной работе и развитию внебюджетной деятельности; главный бухгалтер; начальник отдела кадров; начальник юридического отдела; заведующий канцелярией; заведующий отделом информационных технологий; заведующий центром профессиональной подготовки и повышения квалификации; начальник службы питания.

Заместители директора осуществляют руководство структурными подразделениями по функциональному признаку, в соответствии с разделением полномочий.

Для управления различными направлениями деятельности в ОСП функционируют структурные подразделения. Статус структурных подразделений определяется соответствующими положениями, рассматриваемыми Советом ОСП.

ВОСП созданы 5 отделений для реализации ОПОП СПО по очной форме обучения (водных биоресурсов, судомеханическое, судоводительское, механическое, экономики и сервиса) и отделение заочного и дополнительного образования.

Заведующие отделениями разрабатывает учебные планы, организуют и подготавливают материалы для промежуточной и итоговой аттестации, документацию по выпускникам отделения, осуществляют контроль за образовательным процессом и проводят анализ отдельных показателей.

Работа по всем направлениям деятельности проводится в соответствии с планом работы ОСП, планами работы структурных подразделений на календарный год, ежемесячными планами.

В организационной структуре особое место занимают коллегиальные органы управления:

1. Общее собрание коллектива объединяет всех сотрудников ОСП и представителей от категории обучающихся.

2. Совет ОСП – выборный представительный орган, осуществляющий общее руководство. Председателем совета является директор. В его состав входят предста­вители всех категорий работников, представители обучающихся, а также заинтересованных предприятий, учреждений и организаций.

3. Педагогический совет объединяет сотрудников ОСП, вовлеченных в учебно-воспитательный процесс. Состав педагогического совета утверждается ежегодно приказом по обособленному структурному подразделению. Руководит работой педагогического совета директор. Периодичность и перечень рассматриваемых вопросов определяются планом, утверждаемым ежегодно.

4. Совет по качеству объединяет руководителей всех структурных подразделений. Руководит работой директор. Совет рассматривает результаты периодических проверок по всем направлениям деятельности ОСП, его структурных подразделений и работников для определения путей оптимизации деятельности и корректировки выявленных недостатков. Периодичность и темы заседаний отражены в плане работы на год.

5. Методический совет ОСП объединяет председателей предметных (цикловых) комиссий и методистов. Руководит работой совета заведующий методической службой. Методический совет рассматривает состояние и итоги методической работы, вопросы совершенствования педагогических и информационных технологий, методов и средств обучения по реализуемым профессиональным образовательным программам.

6. Предметные (цикловые) комиссии создаются с целью координации учебно-методической работы преподавателей одной или родственных дисциплин. Перечень комиссий, их персональный состав утверждается приказом директора ежегодно. В настоящее время в ОСП действуют 9 комиссий: гуманитарных, экономико-правовых, естественно-математических, механических, судомеханических, судоводительских дисциплин, иностранного языка, водных биоресурсов, физической культуры. Планирование, организацию работы и руководство педагогическими работниками, входящими в состав комиссии, осуществляет председатель.

7. Педагогический совет отделения (малый педсовет) анализирует результаты деятельности кураторов, состояние успеваемости курсантов (студентов) по результатам ежемесячной и семестровой аттестаций. Руководит работой совета заведующий отделением.

8. Совет студенческого самоуправления, действующий представительный и координирующий орган обучающихся, позволяющий студентам и курсантам участвовать в управлении обособленного структурного подразделения, в организации своей жизнедеятельности на всех уровнях управления.

ВОСП функционирует и ряд других совещательных органов, обеспечивающих коллегиальность, целенаправленность и результативность в решении вопросов научной, учебно-методической и воспитательной работы: школа кураторов, совет по профилактике правонарушений, стипендиальная комиссия и др.

Периодичность заседаний коллегиальных органы управления и других совещательных органов отражена в плане проведения учебно-воспитательной работы на учебный и календарный год.

Все органы управления и структурные подразделения действуют на основании положений, рассматриваемых советом ОСП утверждаемых директором.

Учебно-воспитательная деятельность строится на основании норм федерального законодательства и принимаемых на их основе локальных нормативных актов Университета и ОСП. Локальные нормативные акты, которыми руководствуется ОСП, сгруппированы по областям регулирования: организация деятельности, правовой статус работников (социальное партнерство), коллегиальные (совещательные) органы и иные формирования, структурные подразделения, статус обучающихся, рейтинговая оценка деятельности, учебно-производственная деятельность, учебно-методическая деятельность, воспитательная деятельность.

Общее руководство и организация делопроизводства возлагается на канцелярию и сотрудников структурных подразделений. Делопроизводство ведется на основании инструкции, утвержденной и введенной в действие приказом ректора № 73 от 13.03.2014года. В делопроизводстве участвуют все структурные подразделения в пределах своих полномочий.
2.2. Система менеджмента качества. Характеристика системы управления качеством образования

Система менеджмента качества в ФГБОУ СПО «ВКМРПК» разработана, документирована, внедрена и сертифицирована в органе по сертификации «Русский Регистр в 2012 году.



В 2013 году в связи с реорганизацией в ОСП «ВКМРПК» ФГБОУ ВПО «АГТУ» система менеджмента качества интегрирована в единую СМК университета и ресертифицирована в органе по сертификации DQS-UL (Германия) с выдачей сертификатов DQS-UL, IQNet, ГОСТ Р на три года.

Область сертификации ОСП «ВКМРПК» ФГБОУ ВПО «АГТУ» охватывает образовательные программы среднего и дополнительного профессионального образования, включая образовательные программы по подготовке членов экипажей морских судов в соответствии с Соглашением с Министерством транспорта Российской Федерации о признании в области подготовки членов экипажей морских судов, заключенного в 2013 году.

Для разработки стратегии и координации деятельности всех подразделений ОСП в области качества создан Совет по качеству, в состав которого входят директор, заместители директора и руководители структурных подразделений. Функции Совета по качеству заключаются в планировании, координации работ СМК в колледже и определении основных направлений для улучшения деятельности СМК. На совете рассматривались следующие вопросы:


  • итоги внутренних аудитов;

  • реализация корректирующих и предупреждающих действий структурными подразделениями по результатам внутренних и внешних аудитов;

  • актуализация Политики в области качества

  • уровень востребованности выпускников обособленного структурного подразделения на рынке труда, удовлетворенность работодателей качеством подготовки выпускников;

  • о работе преподавателей в соответствии с календарно-тематическими планами.

В Руководстве по качеству ОСП «ВКМРПК» ФГБОУ ВПО «АГТУ», утвержденном 03 октября 2013 года, идентифицированы 1 процесс управления, 3 основных и 1 вспомогательный процессы, необходимые для управления качеством, поддержания и совершенствования СМК. К основным процессам были отнесены «Реализация основных образовательных программ (учебная деятельность)»; «Реализация программ дополнительного и дополнительного профессионального образования» и «Организация научной и воспитательной работы с обучаемыми». К процессу управления отнесен - «Управление колледжем», а к вспомогательному «Измерение, анализ и улучшение». В Руководстве по качеству ОСП применяются процессы, разработанные и внедренные в СМК АГТУ (Прием физических лиц для обучения осуществляется в соответствии с РП «Отбор абитуриентов (обеспечение вступительных испытаний и приема в вуз»); процесс делопроизводства осуществляется в соответствии с ПП «Инструкция по ведению делопроизводства ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный технический университет» (на правах Положения о процедуре управления документацией)»; система внутренних аудитов в соответствии с ПП «Процедура проведения внутренних аудитов СМК АГТУ»).

В течение 2013 года 34 сотрудника прошли обучение по программам «Менеджмент качества в образовательном учреждении», «Внутренний аудит СМК» организованных представителем ректора в СМК, Центром образовательной политики и институтом дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВПО «АГТУ».

В соответствии с Процедурой проведения внутренних аудитов СМК ФГБОУ ВПО «АГТУ», графиков внутренних аудитов СМК ОСП «ВКМРПК» ФГБОУ ВПО «АГТУ» с 14.10.2013 по 25.10.2013 года проведен внутренний аудит в соответствии с программой аудита и на основании приказа директора от 07.10.2013 №242-П. В ходе аудита проверены все процессы, в соответствии со схемой взаимодействия процессов. По результатам внутреннего аудита было выявлено 19 несоответствий требованиям утвержденной документации СМК ОСП «ВКМРПК» ФГБОУ ВПО «АГТУ». Отчет по итогам внутренней проверки СМК представлен на Совете по качеству, в соответствии, с решением которого издан приказ о корректирующих действиях.

Важным этапом в управлении качеством образования и воспитания является формирование и развитие мониторинга, как информационной основы системы оценки и менеджмента качества образовательного процесса. Складывающаяся система мониторинга в колледже осуществляется на основе разработанной системы показателей измерений, которая формируется: от показателей работы преподавателей и сотрудников к показателям подразделений, процессов деятельности колледжа в целом.

Основными направлениями, которого являются:

- содержание и качество преподавания учебных дисциплин, междисциплинарных курсов и профессиональных модулей;

- содержание и качество практического обучения;

- качество знаний, умений, навыков и сформированности компетенций у обучающихся;

- состояние и качество нормативной и учебно-методической документации;

- содержание и качество подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников;

- оценка состояния отдельных составляющих учебного, воспитательного или иных процессов;

- качество материально-технической базы кабинетов и лабораторий.

Основными формами контроля являются индивидуальный, обобщающий, объектный, тематический, фронтальный.

Индивидуальный контроль предполагает изучение и анализ педагогической деятельности отдельного преподавателя.

В ходе индивидуального контроля изучаются соответствие уровня компетентности преподавателя требованиям к его квалификации, профессионализму и продуктивности его педагогической деятельности: уровень знаний преподавателя по основам теории педагогики, психологии и возрастной физиологии, по содержанию базового компонента преподаваемой дисциплины, по методикам обучения и воспитания; умение создавать комфортный микроклимат в образовательном процессе; уровень овладения преподавателем педагогическими технологиями, умение применять в практической деятельности широкий набор методов, приемов и средств обучения; элементарные методы и средства педагогической диагностики; основные формы дифференциации контингента обучающихся; основные методы формирования и развития познавательной и коммуникативной культуры обучающихся; качество знаний обучающихся; сохранение контингента.

В ходе индивидуального контроля при оценке деятельности преподавателя учитываются: выполнение программ в полном объеме (прохождение материала, проведение практических занятий и лабораторных работ); уровень знаний, умений и навыков обучающихся; дифференцированный и индивидуальный подход к студентам в процессе обучения; наличие положительного эмоционального микроклимата; умение отбирать содержимое учебного материала; способность к анализу педагогических ситуаций; умение корректировать свою деятельность, обобщать свой опыт, составлять и реализовывать план своего развития; формы повышения профессиональной квалификации преподавателя.

Индивидуальный контроль проводится председателями цикловых комиссий, заведующими отделениями, методистами, заместителями директора по направлениям.

Контроль проводится по графику взаимопосещений, защите портфолио, выступлениям на цикловой комиссии, открытым урокам в рамках цикловой комиссии, итогам конкурса «Лучший преподаватель года», по рейтингам кураторов учебных групп и преподавателей.

Обобщающий контроль осуществляется в конкретной учебной группе и направлен на получение информации о состоянии образовательного процесса в ней.

Группы для проведения обобщающего контроля определяются по результатам анализа итогов учебного года, семестра. В ходе обобщающего контроля изучается весь комплекс учебно-воспитательной работы в группе: деятельность всех преподавателей; включение обучающихся в познавательную деятельность; привитие интереса к знаниям; уровень знаний, умений и навыков обучающихся; оформление документации; выполнение единых требований к студентам (курсантам); стимулирование потребности в самообразовании, самоанализе, самосовершенствовании, самоопределении; сотрудничество преподавателей и студентов (курсантов); выполнение учебных программ (теоретической и практической частей); владение преподавателем новыми педагогическими технологиями при организации обучения; работа по предупреждению неуспеваемости студентов (курсантов); дифференциация и индивидуализация обучения; воспитательная работа в группе; социально-психологический климат в группе.

Субъектами, реализующими обобщающий контроль, являются заведующие учебными отделениями, методисты, заместители директора по направлениям.

О результатах контроля составляются отчеты, акты, заслушиваемые на совете по качеству, совете обособленного структурного подразделения, педагогическом совете.

Объектный контроль проводится с целью оценки состояния отдельных составляющих учебного, воспитательного или иных вспомогательных процессов обособленного структурного подразделения.

Предметом такой проверки являются состояние делопроизводства в подразделении или должностного лица, ведение документации, состояние исполнительской дисциплины.

Объектный контроль реализуется руководителем структурного подразделения, заместителем директора по направлениям или группой аудиторов, уполномоченных для проведения проверки распоряжением директора, поручением коллегиального органа (Совет обособленного структурного подразделения, совет по качеству).

В рамках ежегодной процедуры проведения самооценки деятельности ОСП «ВКМРПК» ФГБОУ ВПО «АГТУ» процессы СМК оценивались экспертным путем (состав экспертной группы определен приказом № 293-п от 20.11.2013) посредством перевода качественных характеристик процесса в количественные по 10 балльной шкале совершенства (описание уровней совершенства приведено в описаниях процессов в Руководстве по качеству). В ноябре 2013г экспертной группой была проведена оценка уровней совершенства процессов СМК, по итогам анализа получены следующие данные.

Процесс ПРУ-5 «Управление колледжем». Руководство является лидером в вопросах качества. Для построения СМК выделяются достаточные финансовые и материальные ресурсы. Руководство ОСП «ВКМРПК» ФГБОУ ВПО «АГТУ» систематически проводит анализ СМК и предпринимает необходимые корректирующие действия для ее улучшения. Согласно имеющимся характеристикам процесса «Личное участие руководства в обеспечении разработки, внедрения и постоянного совершенствования СМК» ОСП «ВКМРПК» ФГБОУ ВПО «АГТУ» соответствует 4 уровню совершенства и оценке 8 баллов.

Процесс ПРО-7.5-01 «Реализация основных профессиональных образовательных программ (учебная деятельность)». ОСП «ВКМРПК» ФГБОУ ВПО «АГТУ» проводит единую политику по формированию контингента обучающихся, рекламе и распространению информации, поддерживает связь со школами и предприятиями профессиональной сферы. Определены школы и лицеи для сотрудничества. В корпоративной сети профессиональной образовательной организации функционирует WEB-сервер, позволяющий получить ответы на все вопросы, связанные с поступлением, обучением, содержанием всех реализуемых образовательных программ и т.д. ОСП «ВКМРПК» ФГБОУ ВПО «АГТУ» регулярно оценивает свою политику по формированию контингента обучающихся.

В ОСП «ВКМРПК» ФГБОУ ВПО «АГТУ» активно перестраивается учебный процесс с целью повышения его эффективности на основе принципов активизации творческого мышления обучающихся и состязательности. Внедряется рейтинговая технология обучения. Процесс обучения полностью документирован. Системно внедряются компьютерные технологии обучения и контроля знаний. Активно проводятся работы по созданию информационной системы сопровождения учебного процесса. Согласно имеющимся характеристикам процесса «Реализация основных профессиональных образовательных программ (учебная деятельность)» ОСП «ВКМРПК» ФГБОУ ВПО «АГТУ» соответствует 4 уровню совершенства процесса и оценке 8 баллов.



Процесс ПРО-7.5-02 «Реализация программ дополнительного и дополнительного профессионального образования». ОСП «ВКМРПК» ФГБОУ ВПО «АГТУ» проводит единую политику по формированию контингента обучающихся, рекламе и распространению информации, поддерживает связь со школами и предприятиями профессиональной сферы. Процедура приема документирована и реализуется. В корпоративной сети колледжа функционирует WEB-сервер, позволяющий получить ответы на все вопросы, связанные с поступлением, обучением, содержанием всех реализуемых образовательных программ и т.д. ОСП «ВКМРПК» ФГБОУ ВПО «АГТУ» регулярно оценивает результаты приема и свою политику по формированию контингента обучающихся. Согласно имеющимся характеристикам процесса «Реализация программ дополнительного и дополнительного профессионального образования» ОСП «ВКМРПК» ФГБОУ ВПО «АГТУ» соответствует 4 уровню совершенства процесса и оценке 8 баллов.

Процесс ПРО-7.5-03 «Организация научной и воспитательной работы с обучаемыми». В ОСП «ВКМРПК» ФГБОУ ВПО «АГТУ» проводится систематическая воспитательная и научная работа с обучающимися. Созданы структурные подразделения, координирующие эту работу. Разработан и документирован план воспитательной и научной работы, выполнение которого контролируется. Разработаны методические материалы по организации воспитательной и научной работы с обучающимися. Результаты этой работы постоянно анализируются и сравниваются с опытом в конкурирующих профессиональных образовательных организациях. Согласно имеющимся характеристикам процесса «Организация научной и воспитательной работы с обучаемыми» ОСП «ВКМРПК» ФГБОУ ВПО «АГТУ» соответствует 4 уровню совершенства процесса и оценке 8 баллов.

Процесс ПРВ-8 «Измерение, анализ и улучшение». В ОСП «ВКМРПК» ФГБОУ ВПО «АГТУ» функционирует комплексная система измерений и мониторинга процессов, которая охватывает все основные процессы. По всем процессам определены измеряемые показатели и методы их измерения и анализа. Назначены лица или подразделения, ответственные за проведение мониторинга. В ОСП «ВКМРПК» ФГБОУ ВПО «АГТУ» реализуется разработанный план регулярного проведения аудитов (проверок) большинства подразделений и процессов на основе разработанной документированной процедуры. Подготовлены и сформированы группы внутренних аудиторов и специалистов по самооценке. Результаты аудитов регулярно анализируются руководством, на основе чего предпринимаются соответствующие корректирующие и предупреждающие действия по улучшению. Регулярно проводится самооценка отдельных подразделений и процессов по комплексным методикам. Документированная система корректирующих действий охватывает все основные процессы ОСП «ВКМРПК» ФГБОУ ВПО «АГТУ» и периодически пересматривается. Разработана документированная процедура предупреждающих действий, охватывающая наиболее важные процессы. Ведется систематическая работа по улучшению деятельности по основным направлениям. Согласно имеющимся характеристикам деятельность по построению, поддержанию и развитию системы измерений и мониторинга процессов СМК ОСП «ВКМРПК» ФГБОУ ВПО «АГТУ» соответствует 4 уровню совершенства и оценке 8 баллов, по постоянному улучшению, корректирующим и предупреждающим действиям соответствует 4 уровню совершенства и оценке 8 баллов, по мониторингу и измерению удовлетворенности потребителей соответствует 4 уровню совершенства и оценке 8 баллов, по совершенству деятельности по внутренним аудитам (проверкам) и самооценке соответствует 4 уровню совершенства и оценке 8 баллов.

Таким образом, уровни совершенства процессов СМК находятся на 4 уровнях из 5 уровней совершенства и, по мнению экспертов необходимо пересмотреть подходы к самооценке в 2014 год.

Анализ результатов работы канцелярии показал хорошую организацию и ведение системы документационного обеспечения управления. В связи с этим канцелярия на протяжении всего 2013 учебного года совершенствовала систему делопроизводства в колледже, формы и методы работы с документами; обеспечила обработку поступающей и отправленной корреспонденции в установленные сроки, организовала работу по регистрации, учету, хранению и передаче в структурные подразделения документов в установленные сроки, обеспечила выдачу архивных копий и сведений из документов архива в соответствии с поступающими запросами, своевременно оформляла выпускную документацию.

Результативностью деятельности методической службы по проектированию и разработке основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) СПО специальностей различных форм обучения является работа, направленная на развитие условий обеспечения качества подготовки специалистов: создание методического обеспечения учебных дисциплин и профессиональных модулей для реализации требований ФГОС СПО III поколения. В соответствии с целями в области качества на 2013год обеспечены методическим материалом дисциплины и профессиональные модули 1 и 2 курсов по ФГОС СПО в полном объеме. Кроме того, создано методическое обеспечение учебных дисциплин и профессиональных модулей, изучаемых в 5 семестре текущего года. Учебный процесс, реализуемый по ГОС СПО II поколения, обеспечен методической документацией на 100%. Документы: учебные планы, рабочие программы УМК соответствуют ГОС СПО и ФГОС СПО и представлены как на бумажных носителях, так и в электронном виде. Сформированы на 80% фонды оценочных средств (ФОС) учебных дисциплин и профессиональных модулей ОПОП СПО специальностей, реализуемых по ФГОС. Документация методической службы ведется в строгом соответствии с номенклатурой дел. В прошедшем учебном году в целях обобщения педагогического опыта было проведено 2 конференции: «Метод портфолио в работе преподавателя как одна из форм его аттестации», где преподаватели поделились личным опытом формирования портфолио, сформулировали рекомендации по его структуре и технологии формирования; «Деловая игра как оценочное средство реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании».

В результативности работы учебной части подразделений береговых и морских специальностей в реализации основных профессиональных образовательных программ отмечено создание условий для эффективной работы преподавателей. В полном объёме составлено расписание учебных занятий и консультаций, ведётся ежедневная корректировка расписания учебных занятий, ежедневно заполняется форма-2 с целью равномерного распределения педагогической нагрузки и своевременного её выполнения. Обеспечен план распределения общего объёма педагогической нагрузки преподавателей на 100%. Составлен экран занятости преподавателей и расписание учебных занятий. В прошедшем учебном году регулярно проводилась верификация учебных журналов и ведомостей промежуточной аттестации по группам, валидация педагогической нагрузки каждого преподавателя через статистические формы отчётности, проводилась ежедневная корректировка занятий, своевременно регистрировались листы нетрудоспособности преподавателей и оформлялись приказы на снятие педагогической нагрузки, осуществлялся постоянный контроль за проведением консультаций, дополнительных занятий и лабораторных работ.

Анализ результатов работы учебных отделений (экономического, технологического, судоводительского, механического, судомеханического и судоводительского) в реализации основных профессиональных образовательных программ показал хорошо организованную системную работу, направленную на развитие условий обеспечения качества подготовки специалистов и взаимодействия с работодателями. Эффективно и чётко организована работа по учёту и анализу успеваемости и посещаемости занятий студентами (курсантами). Заведующим судомеханическим отделением разработаны разнообразные формы документов, позволяющие в полном объёме контролировать процесс обучения курсантов отделения. По правилам оформлены ежемесячные и семестровые ведомости на всех отделениях. Формируются и выполняются курсовые и квалификационные работы (проекты). На отделениях по плану проводятся совещания кураторов, старшин, эффективно организована работа с родителями. Проводится мониторинг успеваемости и посещаемости студентов и курсантов. Проводятся корректирующие действия по итогам сессии; ведется работа с неуспевающими студентами (курсантами), создаются условия для максимального сохранения контингента. На всех отделениях совершенствуется учебно-материальная база, в наличии оборудование для выполнения лабораторных работ и проведения практических занятий, выполнения курсового проектирования.



На экономическом отделении отмечено уменьшение количества пропущенных занятий студентами по неуважительным причинам на 20 %; снижено количество опозданий на 10 %; увеличено качество обучения на 6%.

На технологическом отделении отмечено увеличение качества обучения на 3,3 %; уменьшено количество пропусков занятий без уважительных причин на 32,7 %; уменьшено количество отчисленных студентов на 24,3 %.

На судоводительское отделение привлечены в качестве преподавателей специалисты с рабочими дипломами по специальности «Судовождение»; налажено трудоустройство выпускников отделения в судоходные компании; уменьшено количество отчислений курсантов на 5 %.

На судомеханическом отделении деятельность осуществлялась в соответствии с планами колледжа.

На механическом отделении успеваемость за 2012 - 2013 учебный год улучшилась по сравнению с предыдущим учебным годом: на специальности 151031 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям) на 12,4 %, на специальности 180103 Судостроение на 2,7%; установлено сотрудничество с работодателями по специальностям: «Судостроение» и «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям»).

На отделении заочного и дополнительного образования реализовались программы по 4 специальностям по ГОС СПО: 260502.51, 260302.51, 190502.52, 080110.51 и по 5 специальностям по ФГОС СПО: 260807, 111402, 080114.180403, 180405. Учебный процесс проводился в соответствии с графиком, утвержденным директором колледжа по составленному расписанию учебных занятий при наличии пересмотренных календарно – тематических планов и при использовании методических указаний по выполнению домашних контрольных работ. Отделение заочного и дополнительного образования обеспечило студентов методическим материалом 100% дисциплин и профессиональных модулей 1- 4 курсов по ФГОС СПО. Обновлено материально – техническое обеспечение на 10% при установке программы Инфобухгалтер в кабинете 313 для проведения практических занятий со студентами заочной формы обучения специальности 080110.51 Экономика и бухгалтерский учет. Анализируя результаты итогов государственной аттестации за 2011 - 2012уч. год и за 2012-2013уч. год можно, отметить повышение качества обучения выпускников на 57% и увеличение количества выпускников на 36,7% . Ведется активная работа по мониторингу анализа успеваемости студентов заочного отделения и их карьерному росту.

Анализ результатов работы Центра подготовки, переподготовки и повышения квалификации показал реализацию 19 новых программ дополнительного профессионального образования по повышению квалификации и продлению дипломов согласно МК ПДМНВ-78 с поправками.

Работа организационно-воспитательного отдела реализовалась через организацию кружковой работы по учебным дисциплинам, кураторское наставничество в 46 учебных группах, через организацию и сопровождение воспитательных мероприятий, проводимых в рамках колледжа, района, города, области и региона. Отдел тесно сотрудничал со спортивно - оздоровительным комплексом «Бриз», библиотекой, службой организации питания, методической службой колледжа. Внешнее взаимодействие осуществлялось с Управлением науки и образования Федерального агентства по рыболовству, Министерством образования и науки Астраханской области, Территориальным комитетом по борьбе с наркотической преступностью, комитетом по культуре мэрии города Астрахани, молодежным правительством Астраханской области, национальными культурными обществами региона, общественными организациями «Мы», «САМ (союз астраханской молодежи)», волонтерским движением «Я с тобой», музейным сообществом (Всероссийский музей профессионального образования города Подольск Московской области, музей Лианозовых ОУ №166 г. Москвы), с региональными музеями: музей истории города, музей культуры Астрахани, кремль, музей В.Хлебникова, музей Б. Кустодиева и с государственной картинной галереей. Реализовались новые, ранее не проводимые, проекты. Следует отметить, что на протяжении всего учебного года сценарии пополнялись различными креативными идеями. День знаний прошел в формате игры, а «Посвящение в курсанты (студенты)» впервые собрало всех первокурсников подразделения береговых и морских специальностей, что позволило превратить праздник в яркое, массовое и зрелищное мероприятие. А к таким праздничным датам, как День учителя, Всероссийскому Дню студента и Всемирному Дню влюбленных, Дню защитника Отечества, Международному женскому дню 8 марта, Дню Победы и торжественной Церемония вручения дипломов выпускникам колледжа, использовались форматы студенческих концертов, конкурсов актерского мастерства, спортивных состязаний, молодежно-патриотических акций и виртуальных путешествий. Анализируя уровень участия студентов (курсантов) в мероприятиях за отчетный период, следует отметить динамику положительного роста.

Деятельность отдела материально-технического снабжения была направлена на обеспечение деятельности колледжа товарно-материальными ценностями. Для учета заключенных договоров, вычисления лимитов по группам номенклатуры, формирования реестров договоров и во исполнение законодательства о закупках внедрена специально разработанная программа «DOGOVOR». В соответствии с целями в области качества 2 члена единой комиссии прошли обучение на курсах повышения квалификации по организации закупок в соответствии с Федеральным законом 94-ФЗ от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», а также на курсах повышения квалификации по Федеральной контрактной системе в соответствии с Федеральным законом 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд».

Анализ результатов работы административно-хозяйственной службы показал, что в прошедшем году выполнены все запланированные работы по капитальному ремонту. В течение года проведены работы по благоустройству зданий и прилегающих территорий. Заключены договоры на получение коммунальных услуг. Выполнены работы по опрессовке и промывке систем отопления зданий колледжа. Изготовлены энергетические паспорта.



Отдел информационных технологий разработал и ввел в действие внутренний информационный портал колледжа, провел обучение сотрудников колледжа по учебной программе «Notebook», разработанной членами данного отдела. На базе библиотеки осуществлен доступ к локальной вычислительной сети колледжа (информационный портал) и к глобальной сети Интернет. Был создан кабинет «Компьютерная графика» с выходом в Интернет и установлен программный продукт компьютерной графики «Компас». На информационном портале колледжа был размещен ресурс доступа к контактам сотрудников колледжа. В настоящее время разрабатываются технические задания, внедряется беспроводная система передачи данных Wi-Fi на подразделении морских специальностей.

В отделе кадров налажена работа, связанная с надлежащим оформлением документов по приему, переводу и увольнению работников, подготовлены документы по применению к работникам мер поощрения и взыскания, а также хорошо организована работа по воинскому учету. Ведение, учет и хранение трудовых книжек соответствует требованиям. Проведена оптимизация организационно-штатной структуры путем реорганизации трех структурных подразделений. Проведен первый этап работы по постановке на воинский учет студентов и курсантов 1997 г.р. Пересмотрена система оплаты труда работников, разработано и утверждено новое Положение об оплате труда. Привлечен к работе на специальность «Судостроение» преподаватель, имеющий необходимую квалификацию.

В целях объективной оценки качества знаний обучающихся сформирован банк оценочных средств контроля качества образования с использованием компьютерного программного комплекса «Класс», на его основе формируются контрольные задания для проверки текущих и остаточных знаний обучающихся.

Одним из требований менеджмента качества в образовании является направленность на удовлетворение запросов и потребностей всех групп потребителей. Целям получения информации от потребителей о качестве выпускников, образовательных услугах, служит систематически проводимый мониторинг (опросы, анкетирование работодателей, слушателей, студентов, курсантов и их родителей, а также преподавателей и сотрудников). В целом по колледжу отмечен достаточно высокий уровень удовлетворенности потребителей различными аспектами учебно-воспитательного процесса.

Анкетирование потребителей проводилась на основе утвержденного графика проведения мониторинга удовлетворенности.

В 2013 году было получено 14 отзывов от работодателей, в штате которых успешно трудятся выпускники ОСП по различным специальностям. Работодателям была предложена анкета, включающая оценку 19 показателей деятельности выпускников. Для ответа на вопрос использовалась шкала оценки от 1 до 5, где оценка «1» означает наиболее низкий уровень развития качества, а оценка «5» – самый высокий уровень.

Выпускники зарекомендовали себя ответственными, грамотными и дисциплинированными специалистами.

В январе, мае 2013 года было проведено анкетирования абитуриентов пришедших на мероприятие «День открытых дверей. Было опрошено 77 человек.

Анкетирование позволяет получить сведения о журналах и газетах, которые читают родители, телевизионных каналах, которые они смотрят. Эта информация дает возможность усовершенствовать работу с потребителем и сделать распространение информации о колледже более целенаправленным.

Опрос преподавателей и сотрудников проводился в январе 2013 года и охватил 59 преподавателей и 72 сотрудника.

Цель исследования - выявить уровень удовлетворенности преподавательского состава и сотрудников обособленного структурного подразделения профессиональной деятельностью.

По анализу проведенного опроса сделаны следующие выводы:



Преподаватели

  1. Одним из важных выводов полученного исследования является достаточно стабильная обстановка в ОСП «ВКМРПК» ФГБОУ ВПО «АГТУ» характеризующаяся сотрудничеством, профессионализмом и доброжелательностью в педагогической среде.

  2. Большинству преподавателей (77%) нравится их профессиональная деятельность и 49% опрошенных преподавателей удовлетворены своей работой. Предпочтительным вариантом режима труда для 56% преподавателей является «работа с напряжением за высокую плату».

Сотрудники

  1. Одним из важных выводов полученного исследования является достаточно стабильная обстановка в ОСП «ВКМРПК» ФГБОУ ВПО «АГТУ» характеризующаяся сотрудничеством, доброжелательность и избранностью в среде сотрудников.

  2. Большинству сотрудников (79,2%) нравится их профессиональная деятельность и 41,7% опрошенных сотрудников удовлетворены своей работой. Предпочтительным вариантом режима труда для 62,5% сотрудников является «работа с напряжением за высокую плату».

Опрос студентов и курсантов проводился в апреле и мае 2013 года и в общей сложности охватил 378 человек.

По анализу проведенного опроса сделаны следующие выводы:


  1. Преподаватели в глазах обучающихся соответствуют предъявляемым им профессиональным требованиям и компетенциям и дают студентам и курсантам всю необходимую информацию в рамках той или иной дисциплины.

  2. Уровень удовлетворенности студентов и курсантов возможностью, созданными для занятий художественной самодеятельностью, досугом и научно-техническим творчеством можно оценить как хороший.

  3. Общее восприятие, обучающимися уровня образования, которое они получают, зависит от факторов составляющих это образование как «качественное». В целом респонденты положительно оценивают качество обучения в ОСП «ВКМРПК». Основными факторами, обеспечивающими высокий уровень качества образования являются, по мнению студентов и курсантов: преподаватели, их личные качества, уровень знаний, стиль преподавания; уровень и объем знаний, предлагаемых колледжем и личная заинтересованность обучающихся. Это значит, что именно на эти факторы следует обратить внимание, при проведении мониторинга учебного процесса. В частности изучение личной заинтересованности студентов и курсантов требует, проведения исследований мотивации обучения в ОСП и профессиональной направленности обучающихся. Личностные качества преподавателей и стиль их преподавания, возможно, изучить через исследование данных, касающихся восприятия преподавателей глазами студентов и курсантов. Обеспечение достаточного уровня сложности предметов и в целом достойного уровня знаний студентов – требуют, прежде всего, обеспечения достаточного уровня мотивации преподавателей, их заинтересованности в постоянном повышении квалификации, стажировках, а также обеспечение доступа преподавателей к ресурсам современных образовательных технологий и наличие современной материально- технической базы.

Анкета для выпускников, используемая для социологического опроса, содержит 16 вопросов, касающихся различных аспектов деятельности ОСП «ВКМРПК» ФГБОУ ВПО «АГТУ». При этом, удовлетворенность отдельными аспектами оценивалась выпускниками по пятибалльной шкале: 5 – полностью удовлетворен, 4 – хорошо, 3 – удовлетворительно, 2 – плохо, 1 – очень плохо удовлетворен.

Опрос студентов и курсантов проводился в мае и июне 2013 года и в общей сложности охватил 111 человек.

Для определения качества предоставляемых образовательных услуг и их изменения во время обучения в колледже были взяты определенные показатели у студентов 1-4 курсов и выпускников.

Опросы студентов 1—4-го курсов и выпускников колледжа показали, что их мнение о качестве получаемого образования практически не изменяется за время обучения. Оценочные суждения студентов и выпускников относительно условий обучения свидетельствуют о том, что колледж имеет хорошую базу для непосредственного обучения и хорошие условия для того, чтобы студенты проявили свои личностные качества во внеурочное время.

Качество получаемого образования студенты и выпускники оценили в 4,3 и 4,4 балла, соответственно. Позитивным является тот факт, что данные исследования демонстрируют характерную для всех отделений картину высокой оценки студентами и выпускниками качества преподавательского состава — 4,0 и 4,4 балла, соответственно. Оценка качества результатов обучения в 4,05 и 4,3 баллов косвенно свидетельствует об удовлетворенности студентов учебой в колледже, и прежде всего функциональным содержанием учебно-образовательного процесса.

Данные свидетельствуют, что студенты в меньшей мере, чем выпускники, удовлетворены качеством предоставляемых образовательных услуг. Мы считаем, что оценки выпускников более объективные.

Таким образом, полученные результаты анкетирования подтверждают удовлетворенность студентов и выпускников ОСП «ВКМРПК» качеством профессиональной подготовки.

Среди слушателей Центра профессиональной подготовки и повышения квалификации каждой программы подготовки проводится анкетирование по качеству обучения. Для ответа на вопросы использовалась шкала оценки от 1 до 5, где оценка «1» означает наиболее низкий уровень развития качества, а оценка «5» – самый высокий уровень. В анкетах слушатели отмечают качество обучения, высказывают свои предложения и замечания по проведению обучения, оценивают организацию работы Центра подготовки и переподготовки. По результатам анализа анкет удовлетворенность качеством обучения среди слушателей составила около 100%.

Документированных замечаний по недостаткам подготовки не поступало, а отдельные предложения были высказаны представителями работодателей на заседаниях Совета ОСП по итогам государственных экзаменов и отражены в протоколах ГАК.

Использование разнообразных форм контроля и выполнение требований к порядку и содержанию его проведения делает процесс управления качеством прозрачным, понятным и позволяет включать в него субъектов всех уровней: администрацию ОСП, преподавателей, законных представителей, обучающихся, представителей работодателей. Взаимосвязанность всех форм контроля и проведение постоянного анализа результатов повышает эффективность контрольных функций и улучшает качественные показатели деятельности.


  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница