Отчет за 2002 год Руководитель темы: Ведущий научный сотрудник, к б. н., заслуженный эколог РФ



страница1/40
Дата01.11.2016
Размер3.52 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40


Комитет природных ресурсов РФ

Департамент охраны окружающей среды и экологической безопасности

Национальный парк «Зюраткуль»
УДК 470.55+502(091)

гос. регистрации


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор национального парка

«Зюраткуль»
А.В. Брюханов

ЛЕТОПИСЬ ПРИРОДЫ


(промежуточный отчет за 2002 год)
Руководитель темы:

Ведущий научный сотрудник,

к.б.н., заслуженный эколог РФ
А.В. Лагунов

«____» ______________2003 г.

Сатка - 2003


РЕФЕРАТ
Отчет «Летопись природы национального парка «Зюраткуль» за 2002 год» содержит 187 стр., включая 6 таблиц и 5 приложений. Список использованной литературы содержит 107 источников.

Ключевые слова: национальный парк «Зюраткуль», флора, фауна, экология, летопись природы, мониторинг, заповедно-режимные мероприятия, научные исследования, озеро Зюраткуль, хребет Нургуш.

Отчет за 2002 год является первой книгой Летописи природы НП «Зюраткуль», в нем приведены сведения по истории организации парка, краткий очерк истории освоения этой территории, данные по пробным площадям, краткие сведения о геологическом строении, почвах, климате и гидрологическом режиме территории парка. Дан общий обзор флоры и растительности национального парка, описана фауна и животное население окрестностей оз. Зюраткуль и хр. Нургуш. В 8 главе отчета приведен подробный библиографический указатель литературы по природе и истории парка. В приложениях содержатся список сосудистых растений парка, список позвоночных животных парка, подробные сведения о редких и исчезающих видах растений и животных, встречающихся на этой территории.
Список исполнителей
А.В. Лагунов, к.б.н., ведущий научный сотрудник – введение, гл. 2, 6, разделы 7.8.2,7.10, гл.8, прил. 5.
В.Д. Захаров, к.б.н., старший научный сотрудник – гл. 4, разделы 7.1., 7.8.1, прил. 3, 5.
П.В. Куликов, к.б.н., научный сотрудник – разделы 7.2., 7.7., прил. 1, 2.
С.Ф. Соколов, гл. лесничий – разделы 7.9, 7.10.
СОДЕРЖАНИЕ

Введение 6


  1. Постановление Правительства РФ об учреждении НП «Зюраткуль» 7

  2. История организации НП «Зюраткуль» и его основные задачи 8

  3. Положение об НП «Зюраткуль» 9

  4. Местонахождение НП «Зюраткуль» 26

  5. Схематическая карта НП «Зюраткуль» и его ближайших окрестностей 27

  6. Краткий очерк истории территории НП «Зюраткуль» 28

  7. Краткая характеристика природы НП «Зюраткуль» 30

    1. Территория НП 30

    2. Пробные и учетные площади 31

    3. Геологическое строение 39

    4. Почвы 41

    5. Погода 42

    6. Воды 45

    7. Флора и растительность 48

      1. Общая характеристика растительности 48

      2. История ботанических исследований на территории национального парка «Зюраткуль» 55

      3. Флора 58

      4. Редкие и исчезающие растения парка 60

    8. Фауна и животный мир 61

      1. Позвоночные животные 61

      2. Беспозвоночные животные 62

      3. Редкие и исчезающие животные парка 64

    9. Состояния режима охраны 65

    10. Научно-исследовательская, научно-организационная и просветительская деятельность 67

  8. Библиографический список работ по НП «Зюраткуль» 72

    1. Отдельные издания 72

    2. Статьи 73

    3. Рукописные работы 79

Использованная литература 80

Список приложений 88

Приложение 1. Список сосудистых растений национального парка «Зюраткуль» 89

Приложение 2. Редкие растения парка 145

Приложение 3.Список позвоночных животных национального парка «Зюраткуль»

165


Приложение 4. Список жесткокрылых, собранных в 2002 г. в окрестностях оз. Зюраткуль 172

Приложение 5. Редкие животные парка 175


ВВЕДЕНИЕ

Отчет «Летопись природы национального парка «Зюраткуль» является первым отчетом по этой теме. В соответствии с методическими указаниями по ведению Летописи природы (Филонов, Нухимовская, 1985) в первой книге Летописи должна содержать следующие материалы: текст постановления Правительства об учреждении национального парка, история организации парка, текст утвержденного Положения о национальном парке, местонахождение парка, краткий очерк истории территории парка и краткую характеристику природы национального парка (геология; почвы; климат; гидрография; флора и растительность; фауна и животный мир; библиографический список работ, относящихся к парку и его охранной зоне). Следующие ежегодные книги будут состоять из разделов: территория парка, пробные и учетные площадки, рельеф, почвы, погода, флора и растительность, фауна и животный мир, календарь природы, состояние режима охраны, научные исследования.



1. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ НП «ЗЮРАТКУЛЬ»


ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ – ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4385. О создании на территории Челябинской области национального природного парка «Зюраткуль» Федеральной службы лесного хозяйства России
В целях сохранения уникального природного комплекса Южного Урала, создания условий для развития организованного отдыха граждан и улучшения экологической обстановки в Челябинской области Совет Министров – Правительство Российской Федерации постановляет:

  1. Принять предложение администрации Челябинской области, согласованное с заинтересованными министерствами и ведомствами, о создании на территории области национального природного парка «Зюраткуль» Федеральной службы лесного хозяйства России общей площадью 88250 гектаров за счет земель лесного фонда Саткинского лесхоза – 59910 гектаров и Юрюзанского лесхоза – 26840 гектаров.

  2. Администрации Челябинской области совместно с Федеральной службой лесного хозяйства России и другими заинтересованными министерствами и ведомствами уточнить границы национального природного парка «Зюраткуль».

  3. Федеральной службе лесного хозяйства России и администрации Челябинской области осуществить в 1993 – 1994 годах организационно-технические мероприятия, связанные с созданием национального природного парка «Зюраткуль».

Председатель Совета Министров – Правительства Российской Федерации


В.Черномырдин
Москва

3 ноября 1993 г.

№ 1111

2. ИСТОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ НП «ЗЮРАТКУЛЬ» И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

Работы по созданию национального парка «Зюраткуль» были развернуты в 1991–92 гг. группой иследователей из Ильменского заповедника, Челябинского областного геологического управления и других организаций по инициативе фирмы «Технополис», которая взяла на себы расходы по подготовке отчета «Материалы по научно-техническому обоснованию создания ландшафтного природного парка «Зюраткульский» (1992)*. Работы возглавили к.б.н. Трескин П.П., к.б.н. Лагунов А.В. и В.П. Афанасьев. Паралельно по договору между объединением «Челяблес» и институтом «Росгипролесхоз» группой разработчиков из этого института под руководством главного инженера проекта Т.М. Луговской начались изыскания по созданию национального парка «Зюраткуль», которые завершились подготовкой отчета «Эколого-экономическое обоснование национального парка «Зюраткуль» (1992)**.

Работа велась в тесном взаимодействии между исполнителями и значительная часть материалов, подготовленных специалистами Ильменского заповедника и геологического управления вошла составной частью в отчет «Росгипролеса».

Оба отчета прошли экологическую экспертизу в Областном комитете экологии в начале 1992 года. На основе этих двух отчетов и заключения экспертной комиссии Облэкологии был подготовлен пакет документов для подготовки постановления Правительства, которое и было принято в ноябре 1993 года.

На национальный парк были возложены следующие задачи:


  • сохранение эталонных и уникальных природных комплексов и объектов;

  • сохранение памятников природы, истории, культуры, археологии и других объектов культурного наследия;

  • экологическое просвещение населения;

  • создание условий для регулируемого туризма и отдыха;

  • разработка и внедрение научных методов охраны природы в условиях рекреационного использования;

  • осуществление экологического мониторинга;

  • восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.

3. ПОЛОЖЕНИЕ ОБ НП «ЗЮРАТКУЛЬ»

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель Департамента

охраны окружающей среды и

экологической безопасности

Министерства природных ресурсов

Российской Федерации
______________________А.М. Амирханов

21 марта 2001 г.



ПОЛОЖЕНИЕ

О ГОСУДАРСТВЕННОМ УЧРЕЖДЕНИИ

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК ЗЮРАТКУЛЬ»

МОСКВА


2001 год


  1. Общие положения

  1. Государственное учреждение «Национальный парк «Зюраткуль» (далее – национальный парк; сокращенное название НП «Зюраткуль») является природоохранным, эколого-просветительским и научно-исследовательским учреждением, территория (акватория) которого включает природные комплексы Южного Урала, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

  2. Национальный парк создан постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1993 года № 1111 «О создании на территории Челябинской области национального природного парка «Зюраткуль» Федеральной службы лесного хозяйства России» (Приложение № 1). Постановлением Правительства Российской Федерации национальному парку предоставлено 86750 га земель лесного фонда. Описание границ национального парка приведено в приложении (Приложение № 2).

  3. Территория национального парка относится к особо охраняемым природным территориям федерального значения.

Историко-культурные объекты, поставленные на государственную охрану, передаются национальному парку по согласованию с государственным органом охраны памятников истории и культуры.

  1. В своей деятельности национальный парк руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях», другими законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, соответствующими актами органов государственной власти, нормативными, правовыми и иными актами Министерства природных ресурсов Российской Федерации, законами и другими нормативными актами Челябинской области и настоящим Положением.

  2. Национальный парк расположен в Челябинской области. Юридический адрес национального парка: 456910, Челябинская область, г. Сатка, ул. Советская, 15.


II. Основные задачи национального парка

  1. На национальный парк возлагаются следующие основные задачи:

  • сохранение эталонных и уникальных природных комплексов и объектов;

  • сохранение памятников природы, истории, культуры, археологии и других объектов культурного наследия;

  • экологическое просвещение населения;

  • создание условий для регулируемого туризма и отдыха;

  • разработка и внедрение научных методов охраны природы в условиях рекреационного использования;

  • осуществление экологического мониторинга;

  • восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.


III. Управление национальным парком

9. Управление национальным парком осуществляется Министерством природных ресурсов Российской Федерации. В соответствии с приказом МПР России «Об управлении системой государственных природных заповедников и национальных парков» от 11.10.2000 № 373 организация деятельности национальных парков осуществляется Департаментом охраны окружающей среды и экологической безопасности.

10. Национальный парк возглавляется директором, назначаемым органом, в ведении которого находится национальный парк.

Директор осуществляет непосредственное управление деятельностью национального парка. К его компетенции относится решение всех вопросов, которые не составляют компетенцию других органов управления, определенных законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.


Директор национального парка:

  • без доверенности действует от имени национального парка и представляет его во всех органах государственной власти и управления, предприятиях, организациях, а также за рубежом;

  • руководит деятельностью национального парка, обеспечивает выполнение возложенных на национальный парк задач и несет персональную ответственность за результаты деятельности национального парка;

  • по согласованию с Департаментом окружающей среды и экологической безопасности МПР России утверждает структуру и штатное расписание национального парка; утверждает должностные инструкции работников;

  • принимает на работу и увольняет работников, заключает контракты по найму на работу в национальный парк для выполнения отдельных работ;

  • применяет дисциплинарные взыскания и иные меры воздействия к работникам национального парка, в случае нарушения ими правил внутреннего распорядка и должностных инструкций и в других случаях, предусмотренных законодательством;

  • издает приказы, инструкции, распоряжения, обязательные для выполнения всеми работниками национального парка; утверждает правила внутреннего распорядка национального парка;

  • распоряжается имуществом и средствами национального парка в соответствии с законодательством Российской федерации и настоящим Положением;

  • решает вопросы финансовой деятельности национального парка, открывает в банках расчетные и другие счета (в том числе, валютные);

  • устанавливает размеры доплат, надбавок, премий и других выплат стимулирующего характера в пределах имеющихся у национального парка средств на оплату труда;

  • передает исполнение части своих полномочий заместителям и другим руководящим работникам национального парка;

  • выдает доверенности на совершение действий от имени национального парка.

10. Директор может осуществлять и иные полномочия в соответствии с настоящим Положением и законодательством Российской Федерации, в том числе и переданные ему от органа управления, за исключением полномочий, относящихся к исключительной компетенции последнего.

11. Директор национального парка подотчетен Министерству природных ресурсов Российской Федерации в лице Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности.
IV. Режим охраны территории национального парка

12. На территории национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе:



  • разведка и разработка полезных ископаемых (в том числе и общераспространенных), за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением;

  • деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений;

  • деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима, за исключением деятельности по разведке и добыче подземных вод;

  • предоставление садоводческих и дачных участков;

  • строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием национального парка;

  • рубки главного пользования, проходные рубки, заготовка живицы, промышленная заготовка грибов, ягод, мха, дикорастущих растений, деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций, интродукция организмов;

  • самовольный выпас скота, сенокошение, поломка деревьев и кустарников. Сжигание прошлогодней травы, опавших листьев и хвои;

  • применение на водоемах средств, способов и орудий лова, отрицательно влияющих на численность и воспроизводство ихтиофауны;

  • движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием национального парка, прогон домашних животных вне дорог общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест, распашка огородов вне специально предусмотренных для этого мест;

  • организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий без согласования с администрацией национального парка, организация туристских стоянок и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест;

  • пребывание на территории национального парка без разрешительных документов, выдаваемых администрацией национального парка;

  • пролет самолетов и вертолетов на высоте менее 2000 метров, за исключением санитарных, противопожарных, поисково-спасательных воздушных судов;

  • проведение раскопок и иных поисковых работ, в том числе с использованием металлоискателей, без письменного разрешения администрации национального парка;

  • организация и эксплуатация свалок, полигонов и иных объектов размещения отходов производства и потребления;

  • уничтожение, повреждение, засорение природных объектов, памятников истории и культуры, зданий и сооружений, малых архитектурных форм, плакатов, аншлагов, указателей межевых знаков, квартальных и придорожных столбов, дорог и троп;

  • нанесение на камни, деревья, постройки самовольных надписей и знаков;

  • промысловая охота, разорение гнезд, логовищ, муравейников;

  • нагонка, натаска, а также свободный выгул собак;

  • промысловый лов рыбы (кроме случаев, предусмотренных настоящим Положением);

  • заготовка торфа, растительного грунта и других природных материалов, а также применение дорожными службами в зимний период минеральных удобрений и поваренной соли на автомобильных дорогах общего пользования;

  • вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность.

13. На территории национального парка установлен дифференцированный режим охраны с учетом природных, историко-культурных и иных особенностей. В связи с этим на территории парка выделены три функциональных зоны:

13.1. Заповедная зона, в пределах которой запрещена любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории;

В заповедной зоне разрешено проведение научных наблюдений и исследований, а также экологического мониторинга.

Под контролем администрации национального парка для целей эколого-просветительской работы допускается строго регулируемое посещение.

13.2. Рекреационная зона, предназначенная для обслуживания посетителей национального парка, восстановления и сохранения культурных памятников, организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка.

На территории рекреационной зоны разрешается:


  • проведение мероприятий по благоустройству мест отдыха и рекреации;

  • спортивное и любительское рыболовство;

  • спортивная и любительская охота;

  • размещение объектов рекреационной инфраструктуры (мест ночлега, сервиса, информационных служб);

  • проведение лесохозяйственных мероприятий, направленных на повышение эстетической ценности и устойчивости насаждений к рекреационным воздействиям и восстановление деградирующих насаждений;

  • проведение рубок ухода и прочих рубок, уборка захламленности, декоративные посадки.

13.3. Зона хозяйственного назначения, предназначенная для ведения хозяйственной деятельности, необходимой для функционирования национального парка, а также жизни и деятельности проживающего на его территории населения.

В зоне хозяйственного назначения разрешается:


  • проведение мероприятий, направленных на сохранение и восстановление коренных древостоев, а также на обеспечение местного населения и национального парка деловой древесиной и дровами;

  • проведение рубок ухода и прочих рубок;

  • сенокошение и выпас скота;

  • сбор ягод, грибов;

  • любительские и спортивные охота и рыболовство;

  • строительство стационарных объектов туристского сервиса, необходимых объектов культурно-бытового, информационного обслуживания и связи, а также объектов административно-хозяйственной инфраструктуры национального парка;

  • реконструкция существующих хозяйственных объектов, повышающая их экологическую безопасность и не противоречащая целям и задачам национального парка.

На селитебных территориях зоны хозяйственного назначения допускается жилищное, коммунальное, транспортное и инженерное строительство с учетом природоохранных и архитектурных требований, по согласованию с администрацией парка. Возрождаются и поддерживаются народные и художественные промыслы и связанные с ними виды пользования природными ресурсами, не противоречащие задачам национального парка.

14. Описание границ функциональных зон приводится в приложении (Приложение № 3).

16. Лимиты посещения гражданами территории парка определяются администрацией национального парка на основании научно обоснованных норм использования территории парка в рекреационных целях.

17. Все собственники и пользователи земель в границах национального парка обязаны соблюдать требования режима, установленного для соответствующего участка территории.

Границы национального парка и его охранной зоны обозначаются на местности предупредительными и информационными знаками.


V. Организация охраны национального парка

18. Охрана природных комплексов, объектов и контроль за соблюдением режима национального парка осуществляются специальной государственной инспекцией по охране территории национального парка, работники которой входят в его штат.

19. Директор национального парка и его заместители являются соответственно главным государственным инспектором и его заместителями по охране территории национального парка.

20. В состав службы охраны национального парка входят:

главный государственный инспектор по охране территории национального парка и его заместители (директор национального парка и его заместители соответственно);

старшие государственные инспекторы по охране территории национального парка (руководители отделов, ведающие вопросами организации рационального природопользования, охраны природных комплексов и их восстановления, лесничие, помощники лесничих);

участковые государственные инспекторы по охране территории национального парка (мастера леса, охотоведы);

государственные инспекторы по охране территории национального парка (специалисты, ведающие вопросами организации рационального природопользования, лесники, егеря).

21. государственные инспектора по охране территории национального парка в соответствии с законодательством Российской федерации имеют право:


  • требовать от граждан и должностных лиц объяснения по поводу нарушения ими режима национального парка и природоохранного законодательства, включая водное, лесное, земельное законодательство, законодательство по охране животного мира и водных биоресурсов;

  • проверять у лиц, находящихся на территории национального парка, разрешение на право пребывания на указанной территории;

  • проверять документы на право осуществления природопользования и иной деятельности на территории национального парка и его охранной зоны;

  • задерживать на территории национального парка и его охранной зоны лиц, нарушивших законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы;

  • составлять протоколы о выявленных правонарушениях;

  • направлять в соответствующие инстанции материалы о привлечении лиц, виновных в нарушениях установленного режима национального парка, к административной ответственности;

  • изымать у нарушителей законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях продукцию и орудия незаконного природопользования, транспортные средства, а также соответствующие документы;

  • производить на территории национального парка и его охранной зоны досмотр транспортных средств, личных вещей;

  • беспрепятственно посещать любые объекты, находящиеся на территории национального парка и его охранной зоны, для проверки требований законодательства Российской федерации об особо охраняемых природных территориях;

  • приостанавливать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую режиму особой охраны национального парка и его охранной зоны.

22. Главному государственному инспектору и его заместителям по охране территории национального парка предоставляется также право:



  • запрещать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую установленному режиму национального парка и его охранной зоны;

  • налагать административные взыскания за нарушения законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях;

  • предъявлять иски физическим и юридическим лицам о взыскании в пользу национального парка средств в счет возмещения ущерба, нанесенного природным комплексам и объектам национального парка и его охранной зоны;

  • в случаях, предусмотренных действующим законодательством, направлять материалы о нарушениях законодательства РФ об особо охраняемых природных территориях в правоохранительные органы.

23. Государственные инспекторы по охране территории национального парка пользуются также всеми правами и льготами должностных лиц государственной лесной охраны и других специально уполномоченных на то государственных органов РФ в области охраны окружающей природной среды.


34. Государственные инспекторы по охране территории национального парка при исполнении служебных обязанностей имеют право применять в установленном порядке специальные средства: наручники, резиновые палки, слезоточивый газ, электрошоковые устройства отечественные производства, устройства для принудительной остановки транспорта, служебных собак.
35. Государственным инспекторам по охране территории национального парка при исполнении служебных обязанностей разрешено ношение служебного огнестрельного оружия.

Порядок приобретения, хранения и применения служебного огнестрельного оружия регулируется действующим законодательством.


36. Государственные инспекторы по охране территории национального парка обеспечиваются бронежилетами и другими средствами индивидуальной защиты.
37. Государственные инспектораыпо охране территории национального парка подлежат обязательному государственному страхованию в соответствии с законодательством РФ.

Государственным инспекторам по охране территории национального парка выдается бесплатно форменное обмундирование со знаками различия, удостоверения и нагрудные знаки установленного образца.


38. К охране территории НП могут привлекаться общественные инспекции, а также специализированные народные дружины.

Администрация НП по вопросам обеспечения охраны его территории взаимодействует с государственными органами охраны памятников истории и культуры, специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды и с органами внутренних дел.


VI. Ответственность за нарушение режима НП

39. Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования природной среды и природных ресурсов на территории НП, а также его охранной зоны, влечет за собой наложение в административном порядке штрафа: на граждан в размере от 1 до 20 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от 3 до 40 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий и продукции незаконного природопользования или без таковой.


40. Законодательством РФ устанавливается уголовная ответственность за нарушение режима НП.

41. Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах НП, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии – по фактическим затратам на их восстановление.


VII. Научно-исследовательская деятельность

42. Научно-исследовательская деятельность в НП направлена на разработку и внедрение научных методов сохранения биологического разнообразия, природных и историко-культурных комплексов и объектов в условиях рекреационного использования, оценку и прогноз экологической обстановки в регионе.

43. Научно-исследовательская деятельность в НП проводится:


  • штатными сотрудниками научного отдела и лабораторией НП по планам научно-исследовательских работ, утвержденным научно-техническим советом НП;

  • научно-исследовательскими учреждениями и высшими учебными заведениями соответствующего профиля, в том числе зарубежными, отдельными специалистами (в том числе иностранными) на договорных началах по общим с НП программам, согласованным с Департаментом охраны окружающей среды и экологической безопасности МПР России.

44. В НП для развития и планирования научной, природоохранной, рекреационной и просветительской деятельности создается Научно-технический совет.

Состав Научно-технического совета и положение о нем утверждается Департаментом окружающей среды и экологической безопасности МПР России.

45. Планы лесохозяйственных, биотехнических, регуляционных и реставрационных работ и других мероприятий, намеченных к реализации на территории НП, подлежат обязательному рассмотрению на заседаниях НТС.


VIII. Эколого-просветительская деятельность

45. Эколого-просветительская деятельность в НП направлена на обеспечение посетителей парка познавательной информацией и научно-популярными знаниями о природных экосистемах и объектах природного и историко-культурного наследия на его территории.

46. Просветительская и образовательная деятельность НП включает в себя: выпуск буклетов, фотоальбомов, путеводителей, справочных материалов и иной печатной продукции; организацию визит-центров, музеев и экспозиций под открытым небом; создание и обустройство экскурсионных троп и маршрутов; организацию школьных лесничеств, детских и юношеских экологических центров, лагерей; прохождение учебной и производственной практики студентами высших и средних специальных учебных заведений соответствующего профиля; освещение деятельности НП в средствах массовой информации; иные формы и методы экологического и историко-культурного воспитания и образования.
IX. Хозяйственная деятельность и организация обслуживания посетителей НП

47. НП имеет право осуществлять хозяйственную деятельность, не противоречащую его задачам и установленному режиму.

Хозяйственная деятельность НП направлена на обеспечение надлежащей охраны природных и историко-культурных объектов, выполнение мероприятий по уходу за ними и их восстановлению, а также на организацию регулируемого туризма и отдыха в природных условиях.

48. Обеспечение регулируемого туризма и отдыха на территории НП осуществляется либо НП самостоятельно, либо другими заинтересованными лицами на основании лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха, выдаваемых администрацией НП.

49. Земельные участки, природные объекты, здания и сооружения на территории НП, намечаемые для использования в целях регулируемого туризма и отдыха, по результатам конкурса или аукциона могут предоставляться в пользование на основании договора аренды, заключаемого с дирекцией НП. Указанные договоры подлежат регистрации в Департаменте охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Порядок предоставления в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений, а также порядок предоставления и аннулирования лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территории НП устанавливаются Правительством РФ.


50. Дирекция НП выдает, приостанавливает действие и аннулирует лицензии на осуществление конкретных видов деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территории национального парка.
51. лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности на территории НП в течение установленного срока, а также определяет условия его осуществления.
52. В НП требуют обязательного лицензирования следующие виды деятельности:

  • обустройство и обслуживание (использование) туристских маршрутов, объектов рекреационного, научного и экотуризма, видовых площадок, баз отдыха, лодочных станций, пляжей, пунктов питания, кемпингов, приютов, стоянок автотранспорта;

  • перевозка людей на различных транспортных (включая летательные аппараты и гужевой транспорт) средствах, кроме перевозок, относящихся к транспорту общего пользования;

  • изготовление сувениров, художественных изделий, кино-, фото-, видеопродукции, связанных, с историко-культурным и природным наследием НП;

  • прокат спортивного инвентаря и средств передвижения, осуществляемый как самостоятельный вид деятельности;

  • оборудование мест рыбной ловли, охоты и их организация, включая охотничий туризм и спортивное рыболовство;

  • оказание услуг по мелкому ремонту автотранспорта;

  • организация и обслуживание музейных экспозиций, в том числе под открытым небом, выставок различных коллекций, включая живых животных;

  • деятельность по оказанию информационных услуг;

  • экскурсионная деятельность, подготовка экскурсоводов.

53. Условия осуществления на территории НП конкретных видов деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха, определяются на основании проектных материалов в соответствии с функциональным зонированием территории НП.

Администрации НП предоставляется право ограничивать число видов деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на его территории, исходя из реального состояния природных комплексов и объектов.
54. В случае отсутствия юридических и физических лиц, заинтересованных в строительстве и эксплуатации объектов туризма и отдыха, определенных проектными материалами, НП самостоятельно осуществляет эти работы за счет бюджетных и собственных средств. Доходы от эксплуатации этих объектов учитываются в сметах расходов НП.
55. Охотопользование на территории НП осуществляется им самостоятельно или путем предоставления территорий (акваторий) в аренду другим пользователям по согласованию с администрацией Челябинской области и при условии проведения ими охотоустройства и необходимых технических мероприятий

Пользование объектами животного мира с изъятием их из среды обитания осуществляется по лицензиям, выдаваемым управлением по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Челябинской области по согласованию с администрацией НП.


56. Добывание (отстрел, отлов) животных в научно-исследовательских целях осуществляется по плану НИР НП по разрешениям, выдаваемым Управлением по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Челябинской области.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница