Отчет по рынку алюминиевых банок глубокой вытяжки с легковскрываемыми крышками 24 ноября 2010 г г. Москва



Скачать 273.08 Kb.
Дата09.11.2016
Размер273.08 Kb.


Федеральная антимонопольная служба

Управление КОНТРОЛЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

и оборонного комплекса



Аналитический отчет по рынку алюминиевых банок глубокой вытяжки с легковскрываемыми крышками
24 ноября 2010 г. г. Москва

Анализ рынка алюминиевых банок глубокой вытяжки с легковскрываемыми крышками проводится в рамках рассмотрения дела № 1 11/27-10 о нарушении антимонопольного законодательства, возбуждённого в отношении ООО «Рексам Беверидж Кэн Наро-Фоминск» и ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» по признакам части 2 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Целью настоящего исследования является установление положения ООО «Рексам Беверидж Кэн Наро-Фоминск», занимаемого данным хозяйствующим субъектом на рынке алюминиевых банок глубокой вытяжки с легковскрываемыми крышками (далее – алюминиевых банок и крышек к ним).

Методическую основу анализа составил Порядок проведения анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденный приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 (далее – Порядок проведения анализа).

В настоящем анализе в качестве исходной информации использованы следующие источники:


  • сведения, полученные от таможенных органов;

  • сведения, полученные от производителей алюминиевых банок в Российской Федерации;

  • сведения, представленные покупателями алюминиевых банок и крышек к ним – производителями напитков;

  • материалы исследования ФАС России, проведенного при согласовании в конце 2007 г. сделки по приобретению группой лиц «Рексам» двух заводов на территории Российской Федерации, в настоящее время – ООО «Рексам Беверидж Кэн Дмитров» и ООО «Рексам Беверидж Кэн Всеволожск»: данные потребителей алюминиевых банок – производителей напитков;

  • материалы исследования ФАС России, проведённого в целях включения группы лиц в составе ООО «Рексам Беверидж Кэн Наро-Фоминск», ООО «Рексам Беверидж Кэн Дмитров» и ООО «Рексам Беверидж Кэн Всеволожск» в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на товарном рынке более чем 35%;

  • государственные стандарты, технические условия и другие стандарты;

  • заключения специализированных организаций;

  • материалы исследований и выводы Европейской Комиссии при анализе рынка алюминиевых банок в 1991, 2000 и 2001 гг.1;

  • исследование взаимозаменяемости различных видов упаковки пищевых напитков по критерию цены, проведённого АНО «СОЮЗЭКСПЕРТИЗА» ТПП РФ по заказу Санкт-петербургского адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнёры»;

  • данные маркетинговых, социологических исследований, выборочных опросов и анкетирования хозяйствующих субъектов, граждан.


I. Временной интервал исследования товарного рынка.
Настоящее исследование товарного рынка проводится в рамках рассмотрения дела № 1 11/27-10, возбуждённого по признакам нарушения антимонопольного законодательства в период с января 2007 г. по март 2010 г.

В связи с этим, с целью всестороннего и полного изучения особенностей и сложившихся характеристик товарного рынка, проводится ретроспективный анализ состояний конкуренции на рассматриваемом товарном рынке.

Временным интервалом исследования рассматриваемого товарного рынка установлен период с января 2007 г. по 31 марта 2010 г.
II. Продуктовые границы товарного рынка.
Товаром в настоящем исследовании предварительно являются алюминиевые банки глубокой вытяжки с легковскрывающимися крышками (далее – алюминиевые банки с крышками), предназначенные для розлива пива, соков, газированных и негазированных слабоалкогольных и безалкогольных напитков.

Покупателями алюминиевых банок с крышками являются предприятия пищевой промышленности, которые осуществляют производство пива, негазированных и газированных слабоалкогольных и безалкогольных напитков (далее – Покупатели).



Рассматриваемый товар принадлежит к группе Общероссийского классификатора продукции (ОКП) 14 1750 — банки алюминиевые, и 14 1690 – детали запасные.

В соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ТНВЭД алюминиевая банка принадлежит к группе 7612 — цистерны, бочки, барабаны, банки, ящики и аналогичные емкости (включая неразборные или разборные цилиндрические ёмкости) алюминиевые для любых веществ (кроме сжатого или сжиженного газа) вместимостью не более 300 л, с облицовкой или с теплоизоляцией или без них, без механического или теплотехнического оборудования; подгруппа 761290100 — ёмкости неразборные цилиндрические.

В соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ТНВЭД алюминиевая крышка принадлежит к группе 8309 90 100 – колпачки (закупорочные крышки) из свинца, колпачки (закупорочные крышки) из алюминия диаметром более 21 мм.

Алюминиевая банка с крышками изготавливается в соответствии с ГОСТом Р 51756-2001 из алюминиевой ленты, нелакированной из сплава 3104.

В соответствии с ГОСТом Р 51756-2001 алюминиевые банки и крышки поставляются комплектно.

Основные свойства алюминиевых банок с крышками представлены в Таблице 1 Приложения №1*.

В результате анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров выявлены следующие товары, потенциально являющиеся взаимозаменяемыми для алюминиевых банок: стеклянная бутылка и полиэтилентерефталатовые (ПЭТ) бутылки.
Таблица 1. Сравнительная характеристика алюминиевых банок и товаров, потенциально являющимися для него заменителями.

Свойства товаров, определяющие выбор покупателя

Алюминиевая банка с крышкой

Товары являющиеся потенциально взаимозаменяемыми

Стеклянная бутылка

ПЭТ бутылка

Цель потребления

Упаковочный материал, используемый при производстве напитков, расфасовка произведённой продукции, присутствие ассортиментной линейки в соответствии с ценовой категорией продукции

Потребительские свойства

Экологически чистая тара, подлежит дальнейшей переработке;

восприятие тары как наиболее подходящей для слабоалкогольных напитков;

дольше сохраняется холодная температура напитка;

особенности закупоривания не позволяют употреблять в течение длительного периода времени; легкая по весу



Предпочтение стеклянной тары определяется категорией потребителей (например, женщинами, рестораны, кафе);

изящный внешний вид;

дольше сохраняется газ в упаковке;

особенности закупоривания не позволяют употреблять в течение длительного периода времени



Надежность при транспортировке и экономичность;

Удобная закрывающаяся крышка – позволяет употреблять напитки из одной упаковки с течение длительного периода времени.



Срок хранения напитков в упаковке

6-12 месяцев

6-12 месяцев

6 месяцев

Особенности хранения упаковки

Требует закрытый склад и климат для хранения.

Срок хранения алюминиевой банки до розлива – не ограничен



Возможность хранения при любых температурных условиях.

Срок хранения бутылки до розлива – 12 месяцев



Требует закрытый склад и сухой климат для хранения.

Пэт-бутылки хранятся в виде преформ. Срок хранения преформ – 1 год.



Хрупкость упаковки

Легкодеформируется, не бьётся

бьётся

не бьётся

Цена

Разница цен незначительная

самый дешевый вид упаковки, разница превышает 20%

Чуть дороже стеклянной бутылки




Особенности производственного потребления

Требуется специальное оборудовании для розлива напитков в алюминиевые банки

Требуется специальное оборудовании для розлива напитков в стеклянные бутылки

Требуется специальное оборудовании для розлива напитков ПЭТ бутылки

Эксплуатационные показатели

Высокая скорость розлива и короткий срок производства

Возможность боя, небольшая скорость производства

Высокая скорость розлива и короткий срок производства

Таким образом, алюминиевая банка с крышкой и стеклянная бутылка схожи по своим потребительским характеристикам, однако для розлива напитков в указанные виды упаковки необходимо специальное оборудование.

На отсутствие взаимозаменяемости алюминиевой банки, стеклянной и ПЭТ бутылок указывает тот факт, что большинство производителей напитков несмотря на экономическую выгоду при покупке ПЭТ бутылок (дешевле чем остальные упаковочные материалы), они разливают свою продукцию одновременно во все три вида упаковки и не отказываются ни от одного из них.

Данный вывод ФАС России подтверждают материалы исследования взаимозаменяемости различных видов упаковки пищевых напитков по критерию цены, проведённого АНО «СОЮЗЭКСПЕРТИЗА» ТПП РФ (Приложение №6*), которые указывают на широкое применение алюминиевых банок, связанное с их универсальностью. Ни один другой упаковочный материал не обладает таким набором эксплуатационных и технологических свойств, разнообразием форм и дизайнерских решений, которые обеспечили бы возможность его использования для упаковки многих видов продукции. Кроме того, рынок алюминиевых банок для напитков является одним из самых динамичных сегментов рынка упаковки России, темпы роста которого продолжают опережать темпы прироста на потребляющих рынках напитков и пива.

В результате выборочного опроса Покупателей, потребляющих более 60% реализованной предприятиями группы лиц «Рексам» алюминиевых банок с крышками, установлено, что в процессе потребления они не имеют возможности без потерь объёмов продаж напитков отказаться от алюминиевых банок и заменить их на стеклянные и ПЭТ бутылки, указывая на следующие факторы:

1. технологический фактор – оборудование для розлива напитков в алюминиевые банки невозможно использовать для розлива жидкости в стеклянные и ПЭТ бутылки;

2. специфика характеристик некоторых видов напитков, например, осадок, образуемый в слабоалкогольных напитков, который легко скрывает алюминиевая банка;

3. предпочтения конечного потребителя - устойчивый спрос на напитки именно в алюминиевых банках, в результате чего образуется отдельный сегмент рынка напитков.

Таким образом, производители напитков определяют структуру розлива напитков в различные виды упаковочного материала исходя из технологических возможностей оборудования и предпочтений покупателей.

Данный вывод подтверждается результатами исследования ОАО «ВЦИОМ», проведённого по заказу ФАС России (Приложение №4*), которые показали, что потребители демонстрируют высокий уровень приверженности к типу упаковки – в зависимости от напитка.

Таким образом, приобретатели алюминиевых банок с крышками не могут изменить структуру розлива напитков, не потеряв определённый сегмент рынка.

Кроме того, один из основных производителей безалкогольных напитков в качестве критериев выбора упаковки указал на следующие факторы:

1. функциональное назначение упаковки исходя из целей потребления:


  • напитки в алюминиевой банке приобретаются с целью немедленного потребления после совершения покупки;

  • напитки в ПЭТ-бутылке небольшого размера (0,5 л., 1,0 л.) приобретаются с целью немедленного потребления после совершения покупки;

  • напитки в ПЭТ-бутылке большого размера (1,5 л., 2 л., 5 л.) приобретаются с целью отложенного потребления после совершения покупки.

2. потребительские свойства (особенности закупоривания упаковки) также определяют канал потребления (канал немедленного или канал отложенного потребления напитков).

3. цена упаковки влияет на выбор канала потребления - напитки в стеклянной бутылке, как в самом дорогом виде упаковки, распространяются как правило, в организациях общественного питания высокой ценовой категории.

В случае замены алюминиевой банки на другой вид упаковки при сохранении объемов продаж напитков, производителю необходимо будет остановить работу имеющегося оборудовании по розливу жидкости в алюминиевые банки и запустить новое оборудования для розлива в стеклянную или ПЭТ бутылку.

В случае замены алюминиевой банки на другой вид упаковки в процессе потребления, требуется:

- время более года, необходимое для закупки, установки и запуска нового оборудования для розлива пива в другой вид упаковки.

- значительные издержки, поскольку стоимость закупки, установки и запуска нового оборудования в среднем составляет от 5,0 до 10 млн. евро.

В соответствии с пунктом 3.7. Приказа ФАС России №220, если для замены товара другими товарами в процессе потребления требуется более года или в связи с заменой покупатель товара несет значительные издержки (превышающие 10% от цены товара), то такие товары не должны относится к взаимозаменяемым. При этом ФАС России не располагает информацией о том, что такая замена имела или имеет место.

Учитывая изложенное, согласно пункту 3.7 Приказа ФАС России №220, алюминиевая банка с крышкой, стеклянная и ПЭТ бутылки не являются взаимозаменяемыми товарами.

В соответствии с пунктом 3.6 Приказа ФАС России № 220, в 2010 году ОАО «ВЦИОМ» по заказу ФАС России провело исследование по определению уровня взаимозаменяемости различных типов упаковки для потребителей и экспертов (Приложение №4*). В данном исследовании потребителями являлись потребители напитков, а экспертами – руководители предприятий, руководители отдела маркетинга, главные технологи производства, специалисты отделов закупок.

Результаты исследования ОАО «ВЦИОМ» показали следующее.

1. Потребители демонстрируют высокий уровень приверженности к типу упаковки – в зависимости от напитка, от 44% до 54% опрошенных респондентов говорят, что они всё равно бы купили предпочитаемый напиток в привычной упаковке, даже если бы он стоил дороже напитка в альтернативной упаковке.

2. Большинство экспертов считает, что различные типы упаковки (стеклянные бутылки, алюминиевые банки и ПЭТ-тара) не являются взаимозаменяемыми – 63%.

3. Наиболее сильным ограничением перевода производства напитков на другой тип упаковки (или введения дополнительного типа) является финансовый фактор – большинство экспертов высоко оценивают влияние прямых издержек и их размер. Главные технологи производства высоко оценивают влияние фактора, связанного с технологическим ограничением на сложность перевода розлива продукции на другие типы упаковки.

Таким образом, результаты исследования, проведённого ОАО «ВЦИОМ» подтверждают то, что алюминиевая банка, стеклянная и ПЭТ- бутылки не являются взаимозаменяемыми товарами.

В рамках выявления товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми по отношению к алюминиевым банкам, ФАС России проведён опрос потребителей данного товара на предмет выявления фактической замены потребителем или готовности заменить в производственных целях один товар другим, учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры (анкеты потребителей см. в Приложении №2*).

По результатам анализа сведений, представленных покупателями алюминиевых банок и крышек к ним - производителей напитков, сделаны выводы, что данная группа товаров не является взаимозаменяемой с алюминиевой банкой по ряду причин:



  • розлив напитков в различные виды упаковок требует специального оборудования для каждого из видов упаковки (алюминиевая банка, ПЭТ упаковка, стеклянная бутылка). Использование различных технологий и оборудования для розлива напитков в различные виды упаковок, обуславливает невозможность замены одного вида упаковки другим производителем напитков;

  • потребительские свойства упаковки различны: степень герметизации обуславливает различный срок хранения продуктов, форма и вес влияют на условия и стоимость транспортировки и складирования и т.д.

  • выбор производителями напитков вида упаковки зависит от спроса со стороны потребителей конечного продукта;

  • при долговременном повышении цены на 5-10% на алюминиевые банки при неизменных ценах на иные товары, производители напитков не заменят алюминиевые банки в силу неценовых факторов, таких как, имидж продукта, потребительские предпочтения и т.д.

Вышеизложенные выводы полностью совпадают с позицией Еврокомиссии, которой в рамках контроля за экономической концентрацией были приняты решения, в соответствии с которыми алюминиевая банка, стеклянная бутылка и ПЭТ упаковка признавались самостоятельными рынками: «…Комиссия не может согласиться с тем, что стеклянная бутылка, алюминиевая банка и ПЭТ упаковка представляют собой один рынок. По мнению Комиссии, различные виды упаковок принадлежат к различным рынкам, конкуренция между которыми возможна в ограниченных пределах недостаточных для того чтобы между указанными продуктами была возможна абсолютная конкуренция (взаимозаменяемость) в коротком периоде».

Опрос потребителей установил отсутствие альтернативных видов упаковочного материала по отношению к алюминиевым банкам с крышками. При этом «тест гипотетического монополиста», проведённый в соответствии с пунктом 3.9 Порядка проведения анализа показал, что в результате долговременного повышения цены на 5-10 % на алюминиевые банки и крышки к ним при неизменных ценах на остальные товары приобретатели алюминиевых банок с крышками не будут заменять рассматриваемый товар другими видами упаковочного материала.

Таким образом, поскольку гипотетическое увеличение цен на алюминиевые банки с крышками не ведёт к их замене приобретателями на другие товары, то в соответствии с пунктом 3.9 Порядка проведения анализа алюминиевые банки с крышками признаются продуктовыми границами товарного рынка.

В рамках рассмотрения дела № 1 11/27-10 обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях ОАО «Пивоваренная компания Балтика» и ООО «Рексам Беверидж Кэн Наро-Фоминск», выразившихся в заключении договора № XXL/2006 от 01.06.2006, который содержит признаки ограничения конкуренции. Предметом данного договора являются алюминиевые банки объёмом 1,0 л. с крышками.

В этой связи, а также в соответствии с требованиями последнего абзаца пункта 3.9 Порядка проведения анализа ФАС России был проведён дополнительный опрос приобретателей алюминиевых банок и крышек к ним с целью определения взаимозаменяемости алюминиевых банок различных ёмкостей, в том числе и объёмом 1,0 л (анкеты приобретателей см. в Приложении №3*).

В соответствии со статьёй 4 Закона о защите конкуренции и пунктом 3.7 Порядка проведения анализа определение взаимозаменяемых товаров основывается на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

Опрос приобретателей установил отсутствие готовности покупателей заменить алюминиевые банки одной ёмкости на алюминиевые банки другой ёмкости при потреблении. При этом приобретатели указывали на наличие устойчивого спроса покупателей к алюминиевой банке определённой ёмкости, а также на необходимость дополнительных финансовых вложений для покупки производственных линий в целях замены алюминиевой банки одной ёмкости на алюминиевую банку другой ёмкости (анкеты приобретателей см. в Приложении №2; Таблица 2 Приложения №2*).

Исследование ОАО «ВЦИОМ», проведённое по заказу ФАС России (Приложение №5*), показало, что существует сегмент потребителей напитков, для которых характерна высокая приверженность по отношению к алюминиевой банке определённой ёмкости. В зависимости от вида напитка такой сегмент варьируется в пределах от 6% до 8%. Максимальный уровень приверженности по отношению к алюминиевой банке определённой ёмкости характерен для рынка пива – 8% респондентов.

В ситуации выбора между пивом в алюминиевой банке ёмкостью 1,0 л. по завышенной стоимости на 5-10% и пива в алюминиевой банке альтернативной ёмкости, существенное значение имеет ситуация, в которой принимается решение. Наиболее популярными поводами покупки пива в алюминиевой банке ёмкостью 1,0 л. являются отдых на природе – 17% или дома – 13%. При этом вне зависимости от ситуации выбора 7% респондентов выражают высокий уровень приверженности по отношению к алюминиевой банке ёмкостью 1,0 л.

Учитывая положения статьи 4 Закона о защите конкуренции и пункты 3.7 Порядка проведения анализа, а также результаты опроса приобретателей и исследования ОАО «ВЦИОМ», алюминиевые банки разных ёмкостей не относятся к взаимозаменяемым товарам.

Кроме того результаты «теста гипотетического монополиста», проведённого в соответствии с пунктом 3.9 Порядка проведения анализа показали, что в результате долговременного повышения цен на 5-10 % на алюминиевые банки одной ёмкости при неизменных ценах на алюминиевые банки других ёмкостей приобретатели алюминиевых банок одной ёмкости не будут заменять рассматриваемый товар алюминиевыми банками других ёмкостей.

Таким образом, поскольку гипотетическое увеличение цен на алюминиевые банки одной ёмкости не ведёт к их замене приобретателями на алюминиевые банки других ёмкостей, то в соответствии с пунктом 3.9 Порядка проведения анализа алюминиевые банки различных ёмкостей признаются продуктовыми границами товарного рынка.

Дополнительно ФАС России провёл сравнительный анализ цен алюминиевых банок объёмом 1,0 л. с крышкой и стальных банок объёмом 1,0 л. с крышкой. Результаты данного анализа показали, что разница цен указанных товаров составляет более 90%.

В соответствии с пунктом 3.7 Порядка проведения анализа, алюминиевая банка объёмом 1,0 л. и стальная банка объёмом 1,0 л. не являются взаимозаменяемыми товарами, поскольку в связи с заменой приобретатель товара несёт значительные издержки, превышающие 10% товара (разница цен рассматриваемых товаров составляет более 10%) (Таблица 2 Приложения №1*).

Таким образом, на основе сведений, представленных покупателями алюминиевых банок с крышками, проведя «тест гипотетического монополиста» и учитывая данные антимонопольного органа Европейского Союза – Еврокомиссии установлено, что алюминиевые банки различных ёмкостей с крышками следует рассматривать как обособленные товарные рынки, продуктовыми границами которых являются следующие товары:


  • алюминиевая банка объёмом 0,5 л. с крышкой;

  • алюминиевая банка объёмом 0,33 л. с крышкой;

  • алюминиевая банка объёмом 0,25 л. с крышкой;

  • алюминиевая банка объёмом 0,237 л. с крышкой:

  • алюминиевая банка объёмом 1,0 л. с крышкой.



III. Географические границы товарного рынка.
Признаки нарушения антимонопольного законодательства в рамках дела № 1 11/27-10 выявлены на рынке алюминиевой банки в Российской Федерации.

Таким образом, предварительными географическими границами рассматриваемого товарного рынка являются границы Российской Федерации.

Основными производителями на территории Российской Федерации алюминиевых банок и крышек к ним являются: ООО «Рексам Беверидж Кэн Наро-Фоминск», ООО «Рескам Беверидж Кэн Всеволожск», ООО «Рексам Беверидж Кэн Дмитров» (с августа 2009 г. производство приостановлено), с июня 2010 года – ООО «Кэн-Пак Завод Упаковки».

ООО «Рексам Беверидж Кэн Наро-Фоминск», ООО «Рексам Беверидж Кэн Всеволожск», ООО «Рексам Беверидж Кэн Дмитров» входят в одну группу лиц компании «Рексам» (далее — группа лиц «Рексам»).

В результате анализа структуры товаропотоков (по данным ФТС России*) определены границы территории, за пределы которой вывозится и на которую ввозится не более 10% от общего объёма товарной массы на рынках алюминиевых банок ёмкостью 0,33 л., 0,5 л., 1,0 л., на которую ввозится не более 10% от общего объёма товарной массы на рынке алюминиевых банок объёмом 0,237 л., и за пределы которой вывозится не более 10% от общего объёма товарной массы на рынке алюминиевых банок объёмом 0,25 л. Такими границами является территория Российской Федерации.

Таким образом, на основании информации о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства и структуре товаропотоков на рынках алюминиевых банок с крышками определены предварительные географические границы рассматриваемых товарных рынков. Такими границами является территория Российской Федерации.

На основании анализа сведений, предоставленных потребителями алюминиевых банок с крышками выявлены следующие условия обращения данных товаров, которые ограничивают экономические, технические или иные возможности приобретения товаров приобретателями:

1. Требования к условиям транспортировки рассматриваемых товаров.

При транспортировке алюминиевой банки практически всегда используется автотранспорт. Поскольку алюминиевая банка легко деформируемая, при её перевозке необходимо использовать автотранспорт с пневматическими подвесками. Данное требование к условиям транспортировки алюминиевой банки приводит к удорожанию транспортных расходов при перевозке данного товара.

Так, например, средневзвешенная стоимость перевозки 1000 шт. алюминиевых банок в 2009 году составляла от 52 до 55 руб. на 100 км. Средняя стоимость алюминиевых банок объёмом 0,5 л в 2009 году составляла около 3500 рублей за 1000 штук (без НДС и транспортных расходов) как в Российской Федерации (ООО «Рексам Беверидж Кэн Наро-Фоминск») так и за пределами Российской Федерации (Турция – «Crown Bevcan Turkey», Украина – ООО «Кэн-Пак»). Таким образом, транспортировка алюминиевых банок 0,5 л. является наиболее экономически целесообразной в пределах 600 - 700 километрах, в противном случае происходит удорожание стоимости алюминиевой банки более чем на 10%.

2. Возможность перемещения товара к покупателю.

Производители напитков указывали на невозможность замены алюминиевой банки производства российских предприятий на импортную продукцию вследствие наличия ряда ограничений переключения на зарубежных поставщиков алюминиевых банок с крышками, таких как удорожание алюминиевой банки ввиду наличия таможенной пошлины (20% но не менее 22 евро на 1 000 штук) и логистических затрат, таможенные формальности, качество продукции и отсутствие свободных предложений по сопоставимой цене на европейском рынке (Приложение №2*).

В соответствии с методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемых рынках алюминиевых банок с крышками установлено, что география поставок рассматриваемых товаров составляет менее 1000 км (Таблица 4 Приложения № 1*).

В соответствии с пунктом 4.5 Порядка проведения анализа ФАС России проведён опрос приобретателей алюминиевых банок с крышками на предмет выявления возможностей таких потребителей закупать данные товары за пределами предварительно определённых географических границ, то есть за пределами территории Российской Федерации.

Результаты «теста гипотетического монополиста», проведённого в соответствии с пунктом 4.6 Порядка проведения анализа показали, что в результате долговременного повышения цены на 5-10 % на алюминиевые банки и крышки к ним в Российской Федерации при неизменных ценах на данной продукции за пределами Российской Федерации, 6 из 9 опрошенных приобретателей продолжат закупать у российских поставщиков. Двое остальных опрошенных покупателей алюминиевых банок рассмотрят возможность закупки данного товара из-за рубежа, но только при наличии конкурентной цены.

В соответствии с пунктом 4.6 Приказа ФАС России № 220, географические границы товарного рынка расширяются таким образом, чтобы включить в себя территории, на которых приобретатели будут приобретать рассматриваемый товар при вышеуказанном повышении цены, если в совокупности выполняются следующие условия:



  • в результате долговременного повышения цены товара (на 5-10 процентов) в предварительно определённых географических границах товарного рынках при неизменных ценах за пределами таких границ, приобретатели буду приобретать рассматриваемый товар на других территориях;

  • произойдёт снижение объёма продаж в пределах предварительно определённых географических границ товарного рынка, делающее такое повышение цены невыгодным для продавца (продавцов) расположенных в пределах таких границ товарного рынка.

Опрос приобретателей алюминиевых банок и крышек к ним - производителей напитков показал, что первое из перечисленных выше условий не выполняется: гипотетическое увеличение цены на обращающиеся в пределах Российской Федерации алюминиевые банки и крышки к ним не ведёт к тому, что приобретатели будут приобретать данный товар у продавцов, расположенных на других территориях.

Кроме того, по информации, предоставленной единственным приобретателем алюминиевых банок объёмом 1,0 л., другие производители алюминиевых банок аналогичной ёмкости отсутствуют как на территории Российской Федерации, так и в странах СНГ и дальнего зарубежья (Приложение №2).

Учитывая вышеизложенное и в соответствии с пунктом 4.6 Порядка проведения анализа предварительно определённые географические границы рынков алюминиевых банок в пределах территории Российской Федерации признаются географическими границами рассматриваемых товарных рынков.

Таким образом, результаты установления фактических районов продаж алюминиевых банок с крышками и «теста гипотетического монополиста» позволяют определить в качестве географических границ рассматриваемых товарных рынков территорию Российской Федерации.




IV. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.
Предприятиями, производящими на территории Российской Федерации алюминиевые банки и крышки к ним, являются следующие хозяйствующие субъекты:

1) ООО «Рексам Беверидж Кэн Наро-Фоминск» (место нахождения: ул. Заводская, д. 1 , пос. Новая льховка, Наро-Фоминский р-н, Московская обл., 143325) - обладает мощностями по производству алюминиевых банок емкостью 0,237 л., 0,25л., 0,33 л., 0,50 л., 1,0 л. и крышек к ним. Аргаяшский филиал ООО «Рексам Беверидж Кэн Наро-Фоминск» - обладает мощностями по производству алюминиевых банок емкостью 0,5 л.

2) ООО «Рексам Беверидж Кэн Всеволожск» (место нахождения: промзона «Кирпичный завод», квартал №5, г. Всеволожск, Ленинградская обл., 188640) - обладает мощностями по производству алюминиевых банок ёмкостью 0,5 л.

3) ООО «Рексам Беверидж Кэн Дмитров» (место нахождения: Промышленная ул., 27, г. Дмитров, 141800)- обладает мощностями по производству алюминиевых банок емкостью 0,33 л. С октября 2009 года ООО «Рексам Беверидж Кэн Дмитров» не осуществляет производство алюминиевых банок и крышек к ним, часть оборудования перевезено на иные заводы, входящие в группу лиц «Рексам», честь оборудования законсервировано.

4) ООО «Кэн-пак Завод Упаковки» (место нахождения: ул. Ямская, 25, г. Волоколамск, Московская обл., 143604) - обладает мощностями по производству алюминиевых банок ёмкостью 0,5 л. Дата начала производства – с июня 2010 года.

Основными импортёрами алюминиевых банок и крышек к ним, осуществляющие ввоз товара на территорию Российской Федерации, являются:

1. ООО «Кэн-Пак» (место нахождения: проезд №607, д.30, офис 509, г. Москва, 123458) – входит в одну группу лиц с ООО «Кэн-пак Завод Упаковки».

2. компания «Кроун Бевкан Турция»:

3. Компания «Рексам Беверидж Кэн Реклингхаузен ГМБХ».

Основным покупателем предприятий группы лиц «Рексам» является ОАО «Пивоваренная компания «Балтика», приобретающее более 40% реализуемых группой лиц «Рексам» алюминиевых банок и крышек к ним.

Единственным приобретателем алюминиевых банок объёмом 1,0 л. с крышками является ОАО «Пивоваренная компания «Балтика».

Количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемых товарных рынка основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счёт информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы.


V. Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке.
В соответствии с пунктом 6.1. Порядка проведения анализа основным показателем для расчета объема товарного рынка является объем продаж (поставок) на рассматриваемом товарном рынке.

Объемы продаж (реализации) алюминиевых банок ёмкостями 0,25 л., 0,237 л., 0,33 л., 0,5 л., 1,0 л. и крышек к ним на территории Российской Федерации в натуральном выражении представлены в Таблице 3 Приложения №1*.

В соответствии с данными, представленными в таблице 3 Приложения №1* установлено следующее.

1. Доля ООО «Рексам Беверидж Кэн Наро-Фоминск» на рынке алюминиевых банок объёмом 0,25 л. на территории Российской Федерации в 2007, 2008, 2009, 1 квартале 2010 гг. составляла 100%.

2. Доля ООО «Рексам Беверидж Кэн Наро-Фоминск» на рынке алюминиевых банок объёмом 0,237 л. на территории Российской Федерации в 2007, 2008, 2009, 1 квартале 2010 гг. составляла 100%.

3. Доля ООО «Рексам Беверидж Кэн Наро-Фоминск» на рынке алюминиевых банок объёмом 0,33 л. на территории Российской Федерации в 2007 году составила 42,9%, в 1 квартале 2010 г. – 88,6%. Доля группы лиц в составе ООО «Рексам Беверидж Кэн Наро-Фоминск» и ООО «Рексам Беверидж Кэн Дмитров» на рынке алюминиевых банок объёмом 0,33 л. на территории Российской Федерации в 2008 г. составила 99,7%, в 2009 г. – 98%.

4. Доля ООО «Рексам Беверидж Кэн Наро-Фоминск» на рынке алюминиевых банок объёмом 0,5 л. на территории Российской Федерации в 2007 году составила 30,6%, в 1 квартале 2010 г. – 71%. Доля группы лиц в составе ООО «Рексам Беверидж Кэн Наро-Фоминск», ООО «Рексам Беверидж Кэн Всеволожск» и ООО «Рексам Беверидж Кэн Дмитров» на рынке алюминиевых банок объёмом 0,5 л. на территории Российской Федерации в 2008 г. составила 93,3%, в 2009 г. – 84,8%.

5. Доля ООО «Рексам Беверидж Кэн Наро-Фоминск» на рынке алюминиевых банок объёмом 1,0 л. на территории Российской Федерации в 2007, 2008, 2009, 1 квартале 2010 гг. составляла 100%.



VI. Уровень концентрации товарного рынка.
Для оценки состояния конкурентной среды используются коэффициент рыночной концентрации (CR) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI):
1. Коэффициент рыночной концентрации (Crn) – сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке (Таблица 2)
Таблица 2. Коэффициент рыночной концентрации крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рынках алюминиевых банок 0,25 л., 0,237 л., 0,33 л., 0,5 л., 1,0 л. в рассматриваемый период (январь 2007 г. – март 2010 г.).

Рынок

Коэффициент рыночной концентрации, по годам

2007

2008

2009

1 квартал 2010

Алюминиевая банка 0,25 л.

100%

100%

100%

100%

Алюминиевая банка 0,237 л.

100%

100%

100%

100%

Алюминиевая банка 0,33 л.

99,7%

99,7%

98%

88,6%

Алюминиевая банка 0,5 л.

97%

93,3%

84,8%

71%

Алюминиевая банка 1,0 л.

100%

100%

100%

100%

2. Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана — сумма квадратов долей на товарном рынке (выраженных в процентах) всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке (таблица 3)


Таблица 3. Коэффициент Герфиндаля-Гиршмана рынков алюминиевых банок 0,25 л., 0,237 л., 0,33 л., 0,5 л., 1,0 л. в рассматриваемый период (январь 2007 г. – март 2010 г.).

Рынок

Коэффициент рыночной концентрации, по годам

2007

2008

2009

1 квартал 2010

Алюминиевая банка 0,25 л.

10000

10000

10000

10000

Алюминиевая банка 0,237 л.

10000

10000

10000

10000

Алюминиевая банка 0,33 л.

5067

9940

9604

7850

Алюминиевая банка 0,5 л.

3247

8705

7191

5041

Алюминиевая банка 1,0 л.

10000

10000

10000

10000

Таким образом, 70% <= СR <= 100%; 2000 <= HHI <= 10000, следовательно, уровень концентрации рынков алюминиевых банок с крышками является высоким.

Учитывая, что уровни концентрации рынков алюминиевых банок с крышками являются высокими, рассматриваемые товарные рынки в географических границах Российской Федерации являются высококонцентрированными с неразвитой конкурентной средой.

VII. Барьеры входа на товарный рынок.
Основным барьером входа на рынки алюминиевых банок является необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений (более 2 млрд. руб.) при длительных сроках окупаемости этих вложений (более 15 лет).

Рынки алюминиевых банок характеризуются значительными барьерами, которые являются факторами и обстоятельствами экономического и административного характера, препятствующими вхождению новых хозяйствующих субъектов на рассматриваемые товарные рынки и конкурированию с уже действующими на нем хозяйствующими субъектами, осуществляющими производство алюминиевых банок.

В частности, хозяйствующие субъекты, действующие на рассматриваемых рынках, имеют преимущество перед потенциальными участниками, связанное с наличием долгосрочных договоров с приобретателями.
VIII. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке.
Проведённый анализ состояния конкуренции на рынках алюминиевых банок с крышками показал следующее.

1. Рынки алюминиевых банок с крышками к ним в Российской Федерации принадлежат к рынкам с неразвитой конкурентной средой и являются рынками, на которых действует хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке (группа лиц «Рексам»), в то время как у потребителей отсутствуют возможности закупки рассматриваемых товаров за пределами Российской Федерации.

2. Рынки алюминиевых банок с крышками к ним характеризуются наличием значительных экономических и административных барьеров, препятствующих входу на рынок новых хозяйствующих субъектов.

3. Несмотря на наличие барьеров входа на рассматриваемые товарные рынки, в 2010 г. открыто новое предприятие по производству алюминиевых банок ёмкостью 0,5 л. – ООО «Кэн-пак завод Упаковки». В связи с появлением на рынках алюминиевых банок в будущем нового хозяйствующего субъекта, существует перспектива изменения состояния конкурентной среды на данном рынке.


Приложение №1* на _____ л. в 1 экз.

Приложение №2* на _____ л. в 1 экз.

Приложение №3* на _____ л. в 1 экз.

Приложение №4* на _____ л. в 1 экз.

Приложение №5* на _____ л. в 1 экз.

Приложение №6* на _____ л. в 1 экз.




Начальник Управления

М.А. Овчинников


Галимханова Н.Ф.


1 06.06.1991 – Case No. IV/M081 - VIAG/CONTINENTAL CAN (согласование сделки по приобретению VIAG AG контроля над пятью компаниями, действующими на европейском рынке упаковок: Thomassen & Drijver-Verblifa N.V., Schmalbach-Lubeca-Werke AG, Continental Can France S.N.C., Continental Pet France S.N.C. and Continental Can Company Ltd);

19.07.2000 – Case No COMP/M.1939. Rexam / American National Can (согласование сделки по приобретению Rexam Plc контроля над осуществлением предпринимательской деятельности American National Can Inc);



28.09.2001 – Case No COMP/M.2542. Schmalbach-Lubeca / Rexam (согласование сделки по приобретению Schmalbach-Lubeca AG контроля над двумя заводами – производителями банок, принадлежавшими Rexam Plc).



База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница