Отчёт о водном туристском походе третьей категории сложности по рекам Лемеза, Малый Инзер, Инзер, совершённому с 30 апреля по 11 мая 2009 года



Скачать 269.84 Kb.
Дата02.05.2016
Размер269.84 Kb.
Отчёт о водном туристском походе третьей категории сложности по рекам Лемеза, Малый Инзер, Инзер, совершённому с 30 апреля по 11 мая 2009 года

Маршрутная книжка № 1/4 – 311


Руководитель группы: Плотников Д. В.

Адрес руководителя: г. Москва, Волгоградский пр-т, 84-1-7, тел.751-91-35, prostogrebi@mail.ru


Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчёт и считает, что поход может быть зачтён всем участникам и руководителю третьей категорией сложности.


Москва, 2009

Справочные сведения о походе.



Район похода: Южный Урал

Вид туризма: водный

Категория сложности: третья

Количество участников: 14

Руководитель: Плотников Денис Владимирович

Нитка маршрута: р. Лемеза: д. Искушта – пор. Черная речка – д. Верх. Лемезы – д. Нижн. Лемезы; р. Мал. Инзер – р. Инзер: ст. Айгир – пор. Айгирский – р. Инзер – ст. Зуяково

Протяженность маршрута без учета повторно пройденного пути: 167,7 км

из них:


сплав по р. Лемеза: 91,6 км

сплав по р. Мал. Инзер: 22,8 км

сплав по р. Инзер: 48,2 км

пешком: 5,1 км



Средства сплава: 3 четырехместных катамарана

Уровень воды: средний

Сроки активной части похода: 2 – 9 мая 2009 года

Продолжительность активной части похода: 7 дней

Название МКК, давшей заключение: ФСТ ОТМ

Шифр МКК: 177-00-56666252

Маршрутная книжка: 1/4-311

Состав группы.







Ф.И.О.

Год рождения

Домашний адрес

Телефон

Обязанности в группе

Туристская подготовка

1

Плотников

Денис


Владимирович

1978

г. Москва, Пятницкое ш., 11-290

(495) 751-91-35

Руководитель

4(5)Р Зап. Кавказ

6У Кекемерен



2

Северин

Александр

Валерьевич


1966

г. Москва, ул. Преображенский вал, 4-69

(495) 963-50-90

Инструктор

4(5)Р Лепсы

6У Укучикта



3

Вакулюк

Василий


Владимирович

1972

г. Москва, Юрловский пр-д, 7-231

(495) 403-29-97

Штурман

4(5)У Зап. Кавказ

(Кубань   Лаба)



4

Гаврилова

Юлия


Анатольевна

1975

г. Москва, ул. Новоостанкинская, 23-32

(495) 216-78-94

Видеооператор

3(4)У Зап. Кавказ

(Зеленчук   Аксаут)



5

Горохов

Алексей


Михайлович

1977

г. Москва, ул. Воронежская, 28-1-10

(495) 398-31-02

Снаряженец

4(5)У Зап. Кавказ

(Кубань   Лаба)



6

Грошева

Светлана


Александровна

1983

г. Москва, Открытое ш., 23-6-45

(903) 291-63-27

Завпит

3У Урсул   Катунь

2(5)У Мзымта



7

Козлов

Дмитрий


Алексеевич

1978

г. Москва, ул. Расплетина, 15-29

(903) 766-67-71

Пом. реммастера

3У Писта

8

Молчанова

Валентина

Алексеевна


1970

г. Москва, ул. Партизанская, 47-43

(495) 140-79-54

Технописец

5У Шавла   Аргут   Катунь

5У Уллуг-О



9

Новикова

Юлия


Петровна

1984

г. Москва, ул. Профсоюзная, 118-1-164

(495) 420-13-45

Пом. врача

3У Зап. Кавказ

(Зеленчук   Кубань)



10

Плотникова

Мария


Леонидовна

1985

г. Москва, Пятницкое ш., 11-290

(495) 751-91-35

Врач

4У Жом-Болок   Ока

4У Урик


11

Родионова

Татьяна


Анатольевна

1980

г. Москва, пр-д Карамзина, 9-1-290

(495) 422-26-94

Фотограф

4У Она

3У Вама   Волда



12

Самарина

Вера


Михайловна

1978

г. Москва, ул. Судостроительная, 27-3-32

(495) 116-71-14

Хронометрист

3(4)У Зап. Кавказ (Зеленчук   Аксаут)

13

Харин

Алексей


Анатольевич

1981

г. Москва, ул. Новаторов, 36-1-334

(495) 735-88-56

Реммастер

3У Зап. Кавказ

(Зеленчук   Кубань)



14

Хорошилов

Анатолий


Иванович

1948

г. Москва, п. Толстопальцево, ул. Ленина, 22

(916) 671-74-42

Финансист

4(5)У Зап. Кавказ

(Кубань   Лаба)




Распределение участников по судам и экипажам.
Катамаран 4-1 (К1): №1 (капитан), №7, №9, №10, №11

Катамаран 4-2 (К2): №14 (капитан), №5, №6, №12

Катамаран 4-3 (К3): №3 (капитан), №2, №4, №8, №13

Подъезд и отъезд с маршрута.

Заброска и выброска с маршрута планировались совместно с другой группой общим количество в 39 человек. Выбор Лемезы в качестве первой реки был обусловлен тем, что в направлении Москва - Магнитогорск ходит лишь один поезд раз в два дня (в апреле - по нечетным числам), а в направлении Москва - Челябинск несколько и каждый день. Планировалось уехать из Москвы в последний рабочий день 30 апреля вечером до станции Вязовая и дальше на автотранспорте доехать до реки Лемеза в районе деревень Лемеза или Искушта (там, где уже можно будет начать сплав по реке). Билеты были куплены на поезд №72 Москва - Павлодар, отправлением из Москвы в 22.45, прибытием на станцию Вязовая в 06.03 (стоимость плацкартного билета - 1626 руб.). Переезд с реки Лемеза на реку Малый Инзер планировался на автотранспорте от автомобильной трассы М5 Уфа - Челябинск в месте впадения реки Лемеза в реку Сим до станции Урман, далее электричкой Аша - Уфа - Инзер и автотранспортом из посёлка Инзер до деревни Бердагулово. Автотранспорт для заброски на реку Лемеза был найден еще из Москвы (2 автобуса), правда пришлось немного скорректировать маршруты движения.


Заброска.
Первоначальный вариант заброски пришлось поменять, поскольку водители перевозивших нас автобусов сказали, что дорога на реку Лемеза через деревню Лемеза в плохом состоянии и удобнее добираться к реке с юга, через деревню Искушта. В результате 2 мая в 01.30 прибыли в Уфу, в 03.30 погрузились в автобусы и около 10 утра приехали в деревню Искушта.
Переезд.
Переезд с реки Лемеза на реку Малый Инзер осуществлялся на тех же автобусах. Приплыв 6 мая в 12.15 в деревню Нижнии Лемезы, уточнили время прибытия автобусов и начали антистапель. Автобусы приехали в 19.00, погрузились и поехали на Малый Инзер. Утром 7 мая, приехав к реке в деревне Бердагулово, увидели объявления, что сплав и прочая деятельность запрещены (верхняя часть Малого Инзера проходит по территории Южно-Уральского заповедника). А поскольку сплав в этот день не планировался, решили доехать до деревни Айгир и начать сплав оттуда. К сожалению, лесная дорога оказалась размыта дождями, пришлось вновь менять маршрут. В 06.30 через закрытый посёлок Межгорье приехали на станцию Юша железной дороги Уфа - Магнитогорск. На электричке Белорецк - Айгир (отправление со станции Юша в 09.38, прибытие на станцию Айгир в 10.10) доехали наконец до Малого Инзера (стоимость билета 18 рублей, в электричке ещё попросили заплатить за негабаритный груз).
Выброска.
В Москве были куплены билеты на поезд №39 Уфа – Москва, отправлением из Уфы 10 мая в 07.10, прибытие в Москву 11 мая в 09.08 (стоимость плацкартного билета – 950 руб.). Со станции Зуяково уехали 9 мая вечерней электричкой Инзер – Уфа (отправление со станции Инзер в 15.44) в 16.33. В 20.15 были в Уфе, переночевали в заранее забронированной мини-гостинице.

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

Аварийный выход с маршрута при сплаве по реке Лемеза возможен по дороге вдоль реки обратно в деревню Искушта или вперёд до деревни Березники, от которой через перевал идёт дорога до станции Равтау железной дороги Уфа – Белорецк. Далее, жилыми населёнными пунктами, от которых можно нанять транспорт, являются деревни Верх. Лемезы и Тау.

Аварийный выход с маршрута при движении по рекам Малый Инзер и Инзер очень прост, поскольку вдоль реки проходит железная дорога Уфа – Белорецк. С любой станции или платформы можно уехать "рабочими" (пригородными) поездами или электричками, которые ходят не менее 2 раз в день в каждую сторону, до Уфы, станций Инзер или Белорецк.

Полноценных запасных вариантов данный маршрут не имеет, поскольку каждая его составная часть является своего рода определяющей для данной категории сложности.


Изменения маршрута и их причины.

В связи с тем, что дорога на реку Лемеза к деревне Лемеза находилась в плохом состоянии, заезжали на реку не с севера, а с юга и начали сплав от деревни Искушта.

Закончили сплав по реке Лемеза в деревне Нижние Лемезы, поскольку к этой деревне подходит автомобильная дорога, проехать по которой можно на автобусе, а река Лемеза ниже деревни не представляет интереса для сплава, сильно меандрирует, берега заросли кустарником, место для стоянки найти практически невозможно.

Также пришлось изменить место начала сплава по реке Малый Инзер. Поскольку ни заранее в Москве, ни на месте в поселке Реветь, не удалось получить разрешение на посещение Южно-Уральского заповедника, то не стали начинать сплав в деревне Бердагулово. Подъехать к реке на участке Бердагулово – Айгир не получилось из-за размытых дождями дорог, поэтому сплав начали от железнодорожной станции Айгир.


Определяющие препятствия маршрута.





Вид препятствия

Категория трудности

Длина препятствия

Характеристика препятствия

Путь прохождения

Порог-шивера «Кабан-Таш» (р. Лемеза)

2 (П)

2,2 км

От ручья Б. Шар-Краук до начала шиверы «Кабан-Таш» – 4,5 км. Шивера начинается за левым поворотом реки. Ориентиром служат скалы на правом берегу и скальный обломок кубической формы. Валы до 1,5 м, "бочки". Ширина русла в шивере около 70 м. Скорость течения 10 –12 км/ч.

Прохождение по центру русла. Линия движения видна с воды и для катамаранов не требует разведки.

Порог «Чёрная речка» (р. Лемеза)

3 (СР)

2,4 км

Порог начинается через 400 метров прямого быстротока после окончания порога-шиверы Кабан-Таш. Здесь река делает правый поворот на 90 градусов. Порог начинается прямой входной шиверой длиной 400 м. Ширина реки 50 – 70 м. Скорость течения 12 – 15 км/ч. Высота валов до 1 м. Затем река сужается и делает плавный левый поворот (петлю) длиной около 350 м. Ширина уменьшается до 30 – 40 м. Скорость течения увеличивается до 18 км/ч. В повороте идут косые валы до 0,8 м. В конце дуги – плохо заметный с воды, камень в центре русла. Затем река делает правый поворот, но основная струя идёт ближе к правому берегу и бьёт в скалу правого берега. Здесь стоит косой вал высотой 1,2 – 1,4 м. После этого от средины русла до правого берега находится большая мощная "бочка" высотой около 1,5 м. Основная струя падает в эту "бочку". В 500 м от этой ключевой "бочки" порога у левого берега находится ещё одна "бочка" меньшего размера. После этого ширина реки увеличивается до 70 – 80 м, скорость течения замедляется до 12 – 15 км/ч. От главной "бочки" порога до впадающей справа Чёрной речки 850 м тянется шивера с высотой валов до 0,7 м. У правого берега находилось несколько поваленных деревьев.

Чалиться для разведки надо к левому берегу в конце прямого быстротока, последнее возможное место – самый перегиб реки в правом повороте. Входная шивера проходится по центру русла. Далее, в левом повороте-петле надо стараться держаться ближе к левому берегу. При этом,торчащий из воды камень обходится справа. У ключевой "бочки" порога надо выставить сигнальщика или вывесить яркий ориентир. Здесь надо уйти с главной струи влево, избежать попадания в прижим к правой скале и в большую "бочку". Затем следует быстро вернуться к центру русла для ухода от "бочки" у левого берега. Выходную шиверу порога надо проходить по центру или ближе к левому берегу. Зачаливаться надо когда становится виден правый приток – Чёрная речка. Страховку надо организовывать с воды параллельно идущим судном или с левого берега у Чёрной речки. Выставить страховочное судно раньше сложно из-за крутого левого берега заросшего лесом, скалистого правого берега и очень быстрого течения. Страховка с берега морковками будет мало эффективна из-за ширины русла.

Шивера на р. Лемеза

1 (Л)

7 км

После правого притока Чёрная речка шивера тянется до разрушенного моста, который вёл в заброшенную деревню Кысык. В шивере валы высотой до 0,5 м. Скорость течения до 12 км/ч.

Линия движения видна с воды и не требует разведки.

Порог «Айгирский» (р. Малый Инзер)

3 (СР)

1 км

Порог начинается в 2 км от железнодорожной станции. После быстротока река делает левый поворот и немного замедляется. В этом месте на правом берегу скалы, а впереди, на левом берегу, видна каменная осыпь и железная дорога. Порог начинается после этого замедления перед правым поворотом реки. Сначала идут несколько прямых валов до 0,5 м. В правом повороте реки прижим к левому берегу. Валы в повороте 1 – 1,5 м, у левого берега – больше. На прямом участке до левого поворота – прямые валы до 1 м. На левом повороте – валы до 1,5 м. Через 50 –100 м после левого поворота, по центру русла – большая "бочка" высотой около 2 м. За ней, на прямом участке, идут хаотические валы до 1,5 м. На правом повороте – прижим к скалам правого берега, россыпь полуобливных камней в левой часте русла.Чалка на левый берег сразу после поворота, перед следующим левым поворотом, либо еще через 200 метров по шивере, где железная дорога вторично подходит вплотную к реке.

Зачаливание к левому берегу, как только стала видна каменная осыпь железной дороги, а справа открылись скалы. Разведка по левому берегу. Прохождение правого поворота ближе к правому берегу или посередине. Далее – движение по центру русла. После левого поворота – ближе к левому берегу с частичным обходом "бочки". Обход «бочки» у правого берега затруднен упавшими в русло деревьями Прямой участок – по центру русла. Перед правым поворотом, несмотря на прижим, следует держаться правой части русла, левая забита камнями. В повороте следует смещаться влево, уходя от прижима, и чалиться на левый берег в тени камней. Но здесь ещё достаточно большая скорость течения. После второго подхождения реки вплотную к железной дороге, через 200 м течение уменьшается, левый берег становится пологим и можно легко зачалиться. Перед прохождением на катамаране желательно провести разведку и наметить линию движения.

Шивера на р. Малый Инзер

2 (П)

6 км

Шивера за порогом «Айгирский» продолжается до первого железнодорожного моста то усиливаясь, то уменьшаясь. Высота валов до 0,6 м.

Прохождение по центру русла. Линия движения видна с воды и не требует разведки.


Таблица 1. Таблица категорий трудности препятствий маршрута.


Категория трудности

Характеристика препятствия

1 (Л)

«Лёгкое» препятствие. Доступно для прохождения туристами, не имеющими туристского опыта. Перекат, быстрина, невысокие валы, не требуется выбора линии движения и разведки. Характерны для маршрутов I к.с.

2 (П)

«Простое» препятствие. Валы, несложная шивера, порог, прижим, скорость воды и уклон невелики. Линия движения видна с воды. Определяющее препятствие маршрутов II к.с.

3 (СР)

Препятствие «средней» трудности. Локальный порог со спокойным участком на выходе, шивера, отдельные камни в русле, завалы. Линия движения видна с воды. Определяющее препятствие маршрутов III к.с.


Таблица 2. Таблица оценки трудности водных препятствий.


Категория
сложности
похода


Минимальное количество локальных водных препятствий, имеющих категорию трудности

1

2

3

4

5

6

I

2

-

-

-

-

-

II

1-3

2-5

-

-

-

-

III




1-3

2-5

-

-

-

IV







1-3

2-5

-

-

V










1-3

2-5

-

VI










1

2-5

2-3


Таблица 3. Таблица единой всероссийской спортивной классификации маршрутов.

График движения по маршруту.





День

Ходовой день

Дата

Участок пути

Протяженность в км

Чистое ходовое время

Определяющие препятствия на участке

1-3

-

30 апреля-2 мая

Поезд от г. Москва до г. Уфа

-

-

-

3

-

2 мая

Автотранспорт от г. Уфа до р. Лемеза (д. Искушта)

-

-

-

4

1

3 мая

Сплав от д. Искушта до начала пор. Черная речка

8,1

35 минут

шивера «Кабан-Таш»

5

2

4 мая

Прохождение пор. Черная речка

2,4

15 минут

порог «Черная речка»

Обнос катамарана для повторного прохождения пор. Черная речка

2

40 минут




Повторное прохождение пор. Черная речка

2,4

10 минут

порог «Черная речка»

Сплав от окончания пор. Черная речка до вдп. Атыш

27

3 часа 15 минут

шивера порога «Черная речка»

6

3

5 мая

Радиальный выход в пеш. Атышская и к вдп. Атыш

1,2

-




Сплав от вдп. Атыш до д. Тау

41,6

3 часа 15 минут




7

4

6 мая

Сплав от д. Тау до д. Нижн. Лемезы

12,5

2 часа 30 минут




7-8

-

6-7 мая

Автотраспорт от д. Нижн. Лемезы до ст. Юша

-

-

-

8

-

7 мая

Электропоезд от ст. Юша до ст. Айгир

-

-

-

Пешком от ст. Айгир до места стапеля на р. Мал. Инзер

1,2

20 минут




9

5

8 мая

Сплав от места стапеля до начала пор. Айгирский

0,8

5 минут




Прохождение пор. Айгирский

1

5 минут

порог «Айгирский»

Обнос катамарана для повторного прохождения пор. Айгирский

1,3

20 минут




Повторное прохождение пор. Айгирский

1

5 минут

порог «Айгирский»

Сплав от окончания пор. Айгирский до д. Александровка

35,2

3 часа 40 минут

шивера порога «Айгирский»

10

6

9 мая

Сплав от д. Александровка до ст. Зуяково

34

4 часа




Электропоезд от ст. Зуяково до г. Уфа

-

-

-

11-12

-

10-11 мая

Поезд от г. Уфа до г. Москва

-

-

-

Итого активным способом передвижения:

166,0

17 часов 55 минут

сплав

5,7

1 час 20 минут

пешком

171,8

19 часов 15 минут

всего



Техническое описание маршрута.



2 мая
Приехали в деревню Искушта в 10.00, проехали по дороге вдоль левого берега Лемезы 600 метров вниз по течению и остановились на стапель на второй поляне у реки (справа от дороги). Места для палаток и сбора катамаранов много, но оно не защищено от ветра (Фото-1). За дровами ходили в лес через дорогу.
3 мая
Утром продолжили сборку катамаранов, упаковку вещей. В 13.05 стартовали (Фото-2), до устья ручья Бол. Шар-Краук сгребались, тренировали чалки, траверс струи. Шивера «Кабан-Таш» начинается в 4,5 км от устья ручья. Ориентиром служат скалы на правом берегу и скальный обломок кубической формы. Шиверу прошли сходу в походном порядке, со взаимной страховкой с воды, в 13.40 зачалились к левому берегу перед правым поворотом - началом порога Чёрная речка (Фото-3). Дорога, идущая вдоль реки, описанная в отчетах как ориентир чалки, вся покрыта 1,5 метровым слоем льдин. До 15.45 ходили просматривать порог. Левый берег реки крутой, заросший лесом – спускаться с дороги к реке очень неудобно.Погода начинает портиться, собирается пойти дождь - решили не стоять на общей стоянке за порогом и отложить проходжение на завтра. Стоянка - на полочке между рекой и дорогой. Мест для палаток немного, но хватает, зато очень много дров.
4 мая
Утром в 08.30 начали подготовку к прохождению порога. Выставив фотографа у ключевого места порога начали прохождение в 08.55. Проходили двумя катамаранами тандемом со взаимостраховкой, третий катамаран страховали с воды в конце порога. Уровень воды понизился на 15-20 см по сравнению с вчерашним, поэтому камень в центре русла перед ключевым сливом порога был хорошо виден с воды. Входную шиверу проходили по центру (Фото-4), обходили камень справа (Фото-5, Фото-6), затем уходили в центр реки (Фото-7), уходя от прижима к скалам правого берега. После слива смещались к правому берегу, уходя от бочки под левым берегом в 500 метрах от слива. Выходную шиверу проходили ближе к левому берегу (Фото-8), чалка на левый берег сразу за впадением (с правого берега) притока - Чёрной речки. Разгрузили и занесли один катамаран по дороге к началу порога - для повторного прохождения порога смешанным экипажем.Траектория движения такая же как и в первый раз. Привязали вещи и в 11.30 выплыли дальше. Шивера тянется еще 7 км, валы до 0,5 м, затем река расширяется и успакаивается. В 15.45 встали на одну из стоянок перед Атышским водопадом на правом берегу. До водопада 600 метров по тропе. На стоянке каркас и печка для бани, но дров очень мало. Зато много мусора. В подлеске встречаются клещи.
5 мая
С утра сходили в пещеру, расположенную в скалах выше водопада и к самому водопаду. Вход в пещеру достаточно узкий и мокрый, но можно пройти на корточках, а не ползком. В пещере несколько небольших залов, но практически все сталактиты, сталагмиты отломаны туристами. Водопад высотой 3-4 метра (Фото-9) вытекает из грота, куда можно забраться по тропинкам и спрыгнуть с водопада. Вода внизу очень мутная, наверное это связано с характером грунта под водопадом. В 11.30 выплыли дальше. Река часто делиться на протоки, появляются острова. Всегда выбирали более полноводную, пусть и более медленную протоку. Река окончательно выходит из гор. В 13.15 встали на обед на поляне правого берега перед деревней Верхние Лемезы. На возвышенности видны первые дома деревни. Выплыли в 14.30. В деревне - высокий подвесной пешеходный мост. Протоки и острова еще встречаются, но постепенно река вновь собирается в одно русло. Берега реки невысокие, место для стоянки найти трудно. В 17.00 встали на стоянку на левом берегу в 1,4 км от деревни Тау. Палатки поставили на траве над галечным пляжем.
6 мая
Выплыли в 09.30. Через 20 минут справа на удалении от реки показались дома деревни Тау. К деревне Нижние Лемезы приплыли в 12.15. Антистапель на правом берегу, сразу за островом, на большой поляне перед впадением притока. В деревне есть три магазина, местное население интереса к туристам почти не проявляет, возможно потому, что остановились мы перед деревней а не в ней самой. Грунтовая автомобильная дорога подходит прямо к поляне.
7 мая

От станции Айгир (Фото-10) по железнодорожным путям за две ходки прошли 1,2 км (50 минут) вниз по течению реки и спустились вниз к реке. Встали на небольшом возвышении прямо у реки, которая делает плавный левый поворот. Мест для палаток и сбора катамаранов очень мало, катамараны собирали прямо на гальке у реки и на соседней полянке. В лесу очень много клещей. К вечеры все катамараны были собраны.


8 мая
Утром, в 09.00 сходили на просмотр порога Айгирский (Фото-11), наметили места чалок, фото и видеро съёмки. Выплыли из лагеря в 11.00, зачсалились на левый берег перед порогом. Ориентиры чалки - после левого поворота реки скалы на правом берегу, впереди на левом берегу - осыпь железной дороги. В месте чалки хорошая стоянка, но идти сюда от станции далеко. Порог проходили тандемом первым и третьим катамараном со взаимостраховкой, затем второй катамаран - страховали с воды сразу после левого поворота и скал на правом берегу. На входе в порог проходили чуть левее центра, обходя валы высотой до 0,7 метра. Затем в правом повороте уход в центр струю от валов и прижима к левому берегу (Фото-15). Бочку в начале прямого участка порога проходили у левого берега, от которого идут косые валы (Фото-13). У правого берега поваленное дерево, чистый проход затруднителен. Далее проход по центру струи (Фото-12, Фото-14), удерживая катамаран носами перпендикулярно валам, бочки легко пробиваются гружёным катамараном. В конце прямого участка появляются камни у левого берега. На резком левом повороте прижим к высокой скале правого берега, в левой части русла обливные и полуобливные камни - чалка к левому берегу в тени камней непосредственно перед правым поворотом и началом выходной шиверы. Третий катамаран долго уходил со струи, в результате чуть не ушёл в выходную шиверу кормой вперёд, пришлось ловить его находящимся на берегу на страховке. Вдоль всего порога по левому берегу много мест для стоянок. Решили встать на обед и пройти порог ещё раз на разгруженном катамаране. Обнос катамарана (20 минут) - по полотну железной дороги, к месту старта от железной дороги спускается широкая тропа. В 12.30 начали повторное прохождение порога, в середине прямого участка лёгкий катамаран зайдя полулагом в одну из бочек, был приостановлен, совершил телемарк и продолжил движение. В 14.30 выплыли с обеда дальше. Ещё 6 км до первого железнодорожного моста продолжается простая шивера, небольше валы до 0,5 метра, бочки. За железнодорожным мостом в русле остатки опор старого моста. Далее река успокаивается. В 16.40 остановились отдохнуть на правом берегу перед началом посёлка Инзер. Через 2,3 км Малый Инзер в очередной раз проходит под железнодорожным мостом, сливается с Большим Инзером и становиться Инзером. Некоторое время после слияния левый берег - грандиозные 100-метровые скалы. Река несколько раз проходит под железнодорожными мостами, в русле встречаются острова, мели и отдельные перекаты. В 18.20 причалили к левому берегу за деревней Александровка на ночёвку. Несмотря на близость деревни и дороги, проблем с местным населением не возникало.
9 мая
В 08.00 выплыли со стоянки. Река, вплоть до Зуяково, не представляет никакого спортивного интереса. Иногда встречаются острова – выбираем более полноводные протоки. К 12.00 неспеша подплыли к станции Зуяково, зачалились на правом берегу перед пешеходным навесным мостиком. Антистапель и просушка катамаранов. До платформы – 100 метров. К 16.00 в две ходки перенесли вещи на платформу и в 16.33 уехали на электричке в Уфу.

Итоги похода, выводы, рекомендации.

Группой пройден маршрут по рекам Лемеза, Малый Инзер, Инзер, отвечающий требованиям, предъявляемым к путешествиям третьей категории сложности. Наиболее сложные препятствия – пороги «Черная речка» на Лемезе и «Айгирский» на Малом Инзере. Пороги расположены на начальных участках каждой из рек, поэтому необходимо этим частям маршрута уделить наибольшее внимание. По возможности следует проводить небольшие тренировки в месте стапеля.

Все пороги пройдены членами группы без аварий. Поскольку на двух катамаранах экипаж состоял из пяти человек, определяющие препятствия проходились дважды: сначала все экипажи проходили препятствия основным составом, затем один катамаран разгружался и заносился к началу порога и порог проходил смешанный экипаж. Обносы, несмотря на свою протяженность, не предстовляли сложности, так как проходили по лесной дороге на Лемезе и по железнодорожному полотну на Малом Инзере. А наличие лишних людей позволяло организовать более надежную страховку, проводить фото и видео съемку. Поход послужил участникам хорошей тренировкой перед летними походами.

Для всех участников группы Южный Урал был новым районом с точки зрения водного туризма. До этого лишь некоторые были здесь в пешеходных и лыжных походах. Южный Урал по времени дороги от Москвы можно сравнить с традиционными для майских походов районами Карпат, Северного Кавказа, Карелии. Однако по степени заселенности он выгодно отличается от Кавказа и Карпат, а по среднестатистическим погодным условиям от Карелии.

Первая часть маршрута – по реке Лемеза – проходит в незаселенной горно-лесной местонсти, проблем со стоянками и дровами нет практически по всей реке. Реки Малый Инзер и Инзер более заселены, вдоль них проходит ветка железной дороги Уфа – Белорецк. Но, несмотря на это, проблем со стоянками а также конфликтов с местным населением тоже не возникало.

При планировании маршрута по Малому Инзеру от деревни Бердагулово или выше следует учесть, что он будет пролегать по территории Южно-Уральского заповедника, и потребуется разрешение на его посещение. Дирекция заповедника находится в поселке Реветь, но целесообразнее получать разрешение заранее.

Маршрут похода позволяет приобрести свежий хлеб и другие продукты при переезде с одной реки на другую.

К сожалению, в мае месяце уже появляются и ведут активную деятельность клещи. Рекомендуется на лесных закрытых стоянках использовать одежду из гладких, скользящих материалов с капюшоном, плотными манжетами на ногах и руках, проводить ежедневный осмотр. Другие насековые (комары, мошка) еще не проявляют активности после зимы.

Погода во время похода была близка к оптимальной – не было ни дождей, ни других осадков (за исключением 5-минутного снежного заряда во время стапеля на Лемезе), тепло и солнечно. Однако следует учесть, что в начале мая вполне вероятны продолжительные дожди и даже снегопады. Лед на спокойных верхних участках рек сошел всего за неделю-две до нашего приезда. На Лемезе до порога «Черная речка» и ниже на берегах встречался метровый слой нерастаявших льдин, выброшенных ледоходом.

Фотографии.




Фото-1. Стапель на реке Лемеза.

Фото-2. Группа.


Фото-3. Начало входной шиверы порога Черная речка.


Фото-4. К-1 во входной шивере порога Черная речка.


Фото-5. Прохождение порога Черная речка (К-1).

Фото-6. К-2 в пороге Черная речка.


Фото-7. Прохождение порога Черная речка (К-3).

Фото-8. К-3 в выходной шивере порога Черная речка.


Фото-9. Водопад Атыш.

Фото-10. На станции Айгир.


Фото-11. Порог Айгирский.

Фото-12. Прохождение К-1 порога Айгирский.


Фото-13. К-3 в ключевом месте порога Айгирский.

Фото-14. Входная часть порога Айгирский (К-2).


Фото-15. К-2 в валах порога Айгирский.

Карты и схемы.

На маршруте в качестве карт использовались распечатки снимков местности Google.Maps. Поскольку расположение и ориентиры основных препятствий маршрута (порог «Черная речка» на реке Лемеза, порог «Айгирский» на реке Малый Инзер), карты использовались лишь для общей ориентации на местности для выбора мест ночевок.



Схема реки Лемеза.


Схема рек Малый Инзер, Инзер.


Схема порога Черная речка.



Схема порога Айгирский.


Условные обозначения, примененные на схемах.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница