Отчет о результатах проверки выполнения представлений



страница1/10
Дата25.04.2016
Размер1.51 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Из постановления Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 15 июня 2001 года № 25 (261) “О результатах проверки выполнения представлений Счетной палаты Российской Федерации, направленных по результатам проверки Министерства путей сообщения Российской Федерации за 1997-1998 годы по фактам, изложенным в средствах массовой информации, а также в соответствии с решениями Коллегии от 18 июня 1999 года (протокол № 19 (170) и от 16 января 2001 года (протокол № 2 (238) проверка законности и целесообразности представления МПС России скидок с железнодорожного тарифа компаниям “Трансрейл”, ОАО “ПФГ Росвагонмаш” и ЗАО “Компания Трансуголь”, а также законности и целесообразности использования средств федерального бюджета на государственное управление, внебюджетных средств и федеральной собственности в Министерстве путей сообщения Российской Федерации за 2000 год”:

1.1.С учетом обсуждения утвердить отчеты о результатах проверок. Подготовить единые представления и информационные письма Счетной палаты Российской Федерации. (Срок подготовки данных документов - 2 недели). Координацию по подготовке представлений и информационных писем возложить на аудитора Счетной палаты Российской Федерации М. И. Бесхмельницына.

1.2. По результатам проверок направить представления Счетной палаты Российской Федерации Минфину России, МПС России и Центральному банку Российской Федерации.

1.3. Направить информационные письма в Правительство Российской Федерации, Минимущество России, МАП России, МНС России.

1.4. Направить информацию Президенту Российской Федерации.

1.5. Отчет о результатах проверок направить в Совет Федерации и Государственную Думу.


ОТЧЕТ

о результатах проверки выполнения представлений

Счетной палаты Российской Федерации, направленных

по результатам проверки Министерства путей сообщения

Российской Федерации за 1997-1998 годы по фактам, изложенным

в средствах массовой информации, а также в соответствии

с решениями Коллегии от 18 июня 1999 года (протокол № 19 (170) и от 16 января 2001 года (протокол № 2 (238) проверки законности

и целесообразности предоставления МПС России скидок

с железнодорожного тарифа компаниям “Трансрейл”,

ОАО “ПФГ Росвагонмаш” и ЗАО “Компания Трансуголь”, а также законности и целесообразности использования средств

федерального бюджета на государственное управление,

внебюджетных средств и федеральной собственности

в Министерстве путей сообщения Российской Федерации

за 2000 год
Основание проверки: план работы Счетной палаты Российской Федерации на 2000 год (п. 4.1.6) и на 2001 год (п. 1.6.122 и п.1.3.2.37.1).

Цель проверки

Выполнение представлений Счетной палаты Российской Федерации, а также оценка законности и целесообразности предоставления МПС России в 1997-1999 годах спецставок и скидок с железнодорожного тарифа компаниям “Трансрейл”, ОАО “ПФГ Росвагонмаш” и ЗАО “Компания Трансуголь” при перевозке грузов на экспорт со станций Западно-Сибирской железной дороги; законность и целесообразность использования выделенных средств федерального бюджета на государственное управление, внебюджетных средств и федеральной собственности в Министерстве путей сообщения Российской Федерации.



Объекты проверки

Министерство путей сообщения Российской Федерации (в том числе Центр фирменного транспортного обслуживания МПС России, ГУ “Трансметалл”, ЦКБ МПС России, Дирекция по эксплуатации оздоровительных учреждений железнодорожного транспорта МПС России, Дом отдыха “Рублево” и ГП “Футбольный клуб “Локомотив-Московской железной дороги”), Октябрьская и Западно-Сибирская железные дороги, Кузбасское отделение Западно-Сибирской железной дороги, ОАО “ПФГ Росвагонмаш”, ЗАО “Компания Трансуголь”, ООО Фирма “Трансрейл–Центр”, ГП “Росжелдорснаб”, ЗАО “Балтийская строительная компания”, ОАО “Кузнецкий металлургический комбинат”, Отраслевой центр рабочего снабжения “Желдорторгснаб” МПС России, ГУ “Дирекция по строительству объектов железнодорожного транспорта МПС России” и ОАО “Баминвест”.

Перечень изученных и использованных в ходе проверки документов изложен в приложении №1(приложение в Бюллетене не публикуется).

По результатам проверки оформлено 17 актов и 4 акта составлено по фактам непредставления информации.

С актами проверок руководители МПС России и проверенных предприятий и коммерческих структур ознакомлены под расписку. По ряду актов поступили письменные замечания и пояснения. Все представленные замечания рассмотрены и по ним подготовлены заключения. Часть замечаний признана обоснованной и учтена при подготовке данного отчета. Во многих замечаниях, не отрицая отмеченных в актах фактов, даются объяснения действий должностных лиц и пояснения причин, способствующих принятию тех или иных решений.

Проверкой установлено

Ответственными за финансово-хозяйственную деятельность МПС России в проверяемом периоде являлись:


Министр путей сообщения


А. А. Зайцев

- с 08.96 г. по 04.97 г.;




Н. Е. Аксененко

- с 04.97 г. по 06.99 г.;




В. И. Старостенко

- с 06.99 г. по 09.99г.;




Н. Е. Аксененко

- с 09.99 г. по н/в;

Заместитель Министра

по финансовым вопросам


А. В.Мартынчук


- с 10.96 г. по 05.97 г.;






О. А. Шигаев

- с 08.97 г. по 08.98 г.;




М. В. Иванков

– с 08.98 г. по н/в.

Руководитель Департамента

финансов

С. А. Никулин

- с 11.96 г. по 07.97 г.;






П. П. Шмаров

- с 07.97 г. по 08.98 г.;




П. Г. Короткевич

- с 08.98 г. по н/в.

I. Для проверки выполнения представления Счетной палаты по фактам нарушений и недостатков, выявленных в ходе контрольных мероприятий в финансово-хозяйственной деятельности МПС России и железных дорог, комиссии Счетной палаты в качестве информации было представлено постановление заседания Коллегии МПС России от 28 июля 1999 года № 16. Других документов, в том числе приказов о привлечении виновных лиц к ответственности, не представлено.

Коллегия МПС России рассмотрела повестку: “О результатах проверки Счетной палаты Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности руководства Министерства путей сообщения за 1997-1998 годы по фактам, изложенным в средствах массовой информации”.

Утвержденные указанным постановлением Коллегии МПС России мероприятия, в основном, сводятся к усилению контроля за финансово-хозяйственной деятельностью и обеспечению строгого контроля за предоставлением скидок с тарифа при осуществлении внутренних и международных перевозок, к доработке нормативно-правовых актов и т.д.

Коллегия МПС России недостаточно принципиально и самокритично рассмотрела недостатки и упущения в деятельности железнодорожной отрасли, в части:

1. Централизации средств амортизационных отчислений Министерством без принятия соответствующего постановления или распоряжения Правительства Российской Федерации, а также фактов их нецелевого использования, в том числе на содержание оздоровительных учреждений и приобретение элитных квартир для отдельных сотрудников Министерства;

2. Предоставления неравных условий отдельным коммерческим организациям при осуществлении ими перевозок грузов по более низким тарифным ставкам, чем предусмотрено генеральными соглашениями;

3. Отвлечения денежных средств Министерства и его структурных подразделений в другие коммерческие организации без экономической выгоды;

4. Привлечения иностранного кредита на сумму 500 млн. долл. США, а также валютных средств российских банков на невыгодных для МПС России условиях;

5. Отсутствия принципиальной оценки деятельности Департамента финансов Министерства, в том числе по эффективности его работы;

6. Фактов закупки отечественной путевой техники и импортных рельсов без проведения тендера;

7. Непринятия административных мер к руководящим работникам Министерства и железных дорог, виновным в допущении нарушений и неэффективном использовании государственных средств;

8. Создания структурных подразделений в системе финансово-экономической деятельности (Кредитно-финансовый центр), дублирующих работу Департамента финансов МПС России.

Кроме того, на основании указания Министерства от 16.06.99 г. № 190у создается дополнительная структура в финансово-экономической деятельности - ГУ “Казначейство МПС России”, которая находится в непосредственном подчинении Департамента финансов.

Учитывая, что Казначейство организует и ведет учет расходования денежных средств, расчетов транспортными контрактами и ценными бумагами, которые непосредственно относятся к программе проверки, были запрошены учетные данные, необходимые для их анализа. Однако должностные лица МПС России и Казначейства не представили не только эти данные, но и формы первичных документов, которые должны быть разработаны в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21.11.96 г. № 129-ФЗ “О бухгалтерском учете”.

Не представлены также копии платежных балансов, в которых отражаются все текущие расходы МПС России в соответствии с учредительными документами. По письменному пояснению руководителя Департамента финансов МПС России П.Г. Короткевича сообщено, что платежные балансы формируются на магнитных носителях по мере необходимости, а как оперативные данные они хранению не подлежат (письмо от 23.04. 2001 г. № 391).

Вместе с тем, разработанные формы бухгалтерского учета в соответствии с решением Госналогслужбы Российской Федерации и Росархива от 27.06.96 г. подлежат хранению с минимальным сроком 5 лет.

Созданное Казначейство дублирует исполнительские функции Департамента финансов, а также в определенной степени и Кредитно-финансового центра МПС России.

По состоянию на 1.01. 2001 г. в Казначействе работало 34 человека, фонд оплаты труда за период с августа по декабрь 1999 года составил 1,1 млн. руб., которые отнесены на общеотраслевые расходы, что является дополнительными расходами для железных дорог.

Средняя заработная плата на одного работника по итогам работы за декабрь 1999 года составила 21,1 тыс. рублей.

Таким образом, создание дополнительных организаций, дублирующих функции центрального аппарата МПС России, а также придание им статуса юридического лица практически не обоснованы, так как вопросы распределения денежных средств через эти структуры значительно усложняют процесс контроля за их использованием, а также представляют собой сложный механизм учета и отчетности, что не придает прозрачности движению денежных средств.



II. Настоящая проверка показала, что большинство ранее выявленных нарушений в расходовании денежных средств, предоставление отдельным коммерческим организациям льготных скидок при перевозках грузов на экспорт, их перепродажа на льготных условиях другим фирмам, а также отсутствие надлежащего контроля со стороны ведомственных контрольных органов и Центра фирменного транспортного обслуживания МПС России (ЦФТО) не только не устранены, но продолжают иметь место в настоящее время.

По итогам предыдущей проверки виновные лица к административной ответственности не привлекались, на заседании Коллегии МПС России они не заслушивались, что повлияло на конструктивную работу в период настоящей проверки, которое выражалось в непредставлении первичных документов для проверки инспекторам Счетной палаты, а также других документов по их запросам, или представлении, но не в полном объеме и с большой задержкой по времени.

Аналогичное реагирование на выявленные недостатки в финансово-хозяйственной деятельности установлено на железных дорогах, отдельных подразделениях МПС России и коммерческих структурах, в том числе:

Западно-Сибирская железная дорога

Состояние финансово-хозяйственной деятельности Западно-Сибирской железной дороги по сравнению с предыдущим периодом проверки не улучшилось, а по отдельным показателям ухудшилось.

Дорожный Центр фирменного транспортного обслуживания (ДЦФТО) и руководство Западно-Сибирской железной дороги не осуществляли в 1998-1999 годах ежеквартальный анализ и контроль за перевозкой грузов на условиях предварительной оплаты.

Руководство Западно-Сибирской железной дороги не приняло надлежащих мер по сокращению расчетов путем взаимозачетов. Так, в общей структуре платежей за 1997-1999 годы взаимозачеты составили, соответственно, по годам 78,7 %, 59,7 % и 65,4 %, из которых значительные суммы зачетов приходились на коммерческие организации, в том числе ЗАО “Компания Трансуголь”, “Трансрейл”, ООО “Сибавтотранс ЛТД” и ОАО “ПФГ Росвагонмаш”.

В то же время руководство Западно-Сибирской железной дороги с участием Комитета по управлению госимуществом г. Новосибирска, ЗАО “Ратм” и ОАО КБ НТиСР “Сибакадембанк” учреждает 26.11.97 г. ОАО “Трансфин” (доля дороги составляет в уставном капитале 51 %), которое производило расчеты с железной дорогой, в основном, путем взаимозачетов: 1998 г. - 179,0 млн. руб. и 1999 г. - 528,3 млн. рублей.

Одновременно через созданное ОАО “Трансфин” производились зачеты по многоступенчатой системе - до 6 организаций.

Состояние бухгалтерского учета дороги не позволяет провести анализ полноты погашения задолженности векселями. Так, например, выборочной проверкой установлено, что 31.03.99 г. ООО “Энергокомплект” передает Западно-Сибирской железной дороге вексель стоимостью 1,0 млн. руб. (серия НТК 651/99), дорога в свою очередь принимает обязательство о его погашении перед ОАО “Трансфин”, которое осуществит в последующем перевозки грузов для ООО “Энергокомплект” на указанную сумму. Однако вексель погашается на 555,0 тыс. руб., а 445,0 тыс. руб. не находят отражения в бухгалтерском учете дороги и на лицевом счете ОАО “Трансфин”.

В 1999 году дорогой, за счет прибыли, оказана финансовая помощь администрации Кемеровской области на сумму 190,0 млн. рублей. Фактически было перечислено 15,0 млн. руб., а 175,0 млн. руб. засчитаны МПС России в счет платежей дороги, что подтверждается проводками по бухгалтерскому учету дороги (по б/счету № 72.2 “Внутриведомственные расчеты”).

По данной схеме проводок в 1997-1999 годах было перечислено за счет нераспределенной прибыли дороги на счет МПС России соответственно 7,3 млн. руб., 91,2 млн. руб. и 837,7 млн. руб., тогда как дорога постоянно имела задолженность по уплате налогов всех уровней и во внебюджетные фонды, в том числе: по налогу на прибыль соответственно 9958,2 млн. руб., 2253,5 млн. руб. и 1777,3 млн. руб.; перед внебюджетными фондами - 684,1 млн. руб., 449,2 млн. руб. и 377,5 млн. руб.; перед местным бюджетом - 216,0 млн. руб., 222,6 млн. руб. и 225,5 млн. рублей. Кроме того, эти суммы возросли из-за применения штрафных санкций со стороны контрольных органов. Так, в 1997 году были начислены штрафы и пени по налогу на прибыль и НДС - 441,9 млн. руб., местным налогам - 75,0 млн. руб. и по внебюджетным фондам - 454,6 млн. рублей. Соответственно начислены штрафы в 1998 году - 1133,6 млн. руб., 125,8 млн. руб. и 367,6 млн. рублей.

При этом при долгах в бюджет и внебюджетные фонды перерасход прибыли по состоянию на 1.01.98 г. составил 4,3 млрд. руб., а на 1.01.99 г. - 3,8 млрд. рублей.

В 1999 году общее финансовое состояние не улучшилось.

Собственные оборотные средства имели отрицательный показатель (-5062,4 млн. руб.); перерасход нераспределенной прибыли составил 4970,9 млн. руб.; кредиторская задолженность превышала дебиторскую в 4,0 раза. Долгосрочные вложения составили 60,3 млн. руб. и по сравнению с отчетным периодом 1998 года возросли в 1,9 раза.

В 1999 году начисленные штрафные санкции и пени по налогам на прибыль и НДС, местным налогам и внебюджетным фондам составили, соответственно, 1013,2 млн. руб., 122,9 млн. руб. и 298,1 млн. рублей.

В соответствии с постановлением Коллегии МПС России изъятие денежных средств на формирование фондов общеотраслевого назначения также отрицательно влияло на показатели финансово-хозяйственной деятельности дороги.

Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что руководство Западно-Сибирской железной дороги и МПС России не приняли надлежащие меры по выполнению и устранению выявленных нарушений и недостатков, отмеченных в акте проверки Счетной палаты Российской Федерации, а предоставленные в соответствии с генеральными соглашениями льготы и спецставки на железнодорожные тарифы, не улучшили финансово-экономические показатели.

Октябрьская железная дорога

Мероприятия по устранению нарушений и недостатков, выявленных Счетной палатой Российской Федерации (акт проверки от 5.02.99 г.), не разрабатывались.

Вместе с тем, ранее выявленные отдельные недостатки продолжают иметь место и в настоящее время, в том числе:

1. За счет средств нераспределенной прибыли был безвозмездно передан Северо-Западному УВДТ автомобиль BMW-528, приобретенный железной дорогой у ЗАО “Евросиб - Сервис” (платежное поручение от 11.10.99 г. № 6555 на сумму 1228 тыс. руб.).

Платежным поручением от 23.02. 2000 г. № 990 на сумму 4343,1 тыс. руб. дорога оплатила ООО “Евросиб - Авто” стоимость 4-х автомобилей “MAZDA-2200”, поставленных по договорам от 14.02. 2000 г. № 79-Нфи от 22.12.99 г. б/н Ленинградскому областному фонду медицинского страхования в счет погашения долгов дороги.

2. В 1998 году за счет средств амортизационных отчислений неправомерно использовано 92,8 млн. руб. на приобретение пая ТОО КБ “Балтийский банк”.

3. Полученные в 1997 году заемные средства ТОО КБ “Балтийский банк” в размере 150,3 млн. руб. (с учетом деноминации) были вложены в уставный капитал этого же банка.

4. В 1999 году произведена поставка картофеля для ОРСов дороги из Республики Беларусь в количестве 2600 тонн по цене 6,5 тыс. руб. за тонну, тогда как региональные цены составляли от 3,0 тыс. руб. до 3,3 тыс. руб., что привело к убытку на сумму 4624,9 тыс. рублей. Кроме того, при реализации картофеля была недополучена торговая надбавка в размере 20 % или 2572,0 тыс. рублей.

5. С ЗАО “Профи-СПб” произведен расчет на сумму 18400,0 тыс. руб. железнодорожным тарифом в счет поставки электропоезда, тогда как по состоянию на 1.01. 2001 г. поезд железной дороге не поставлен. По расчетам Счетной палаты, упущенная экономическая выгода от данной сделки составила за 2000 год 6440,0 тыс. рублей.

6. Руководством дороги было взято на себя обязательство по договору-поручительству от 14.10.98 г. № 908-П, заключенному ГП “Железнодорожная станция Санкт-Петербург-Витебский ОЖД” на получение кредита в ТОО КБ “Балтийский банк” на сумму 8,02 млн. долл. США. Цель данного кредита - осуществление уставной деятельности. Фактически кредит был использован на вклад в уставный капитал этого же банка.

7. При заключении кредитных договоров от 29.10.97 г. № 464/03 и от 24.07.98 г. № 664 в ООО “Промстройбанк” производилось их перезаключение без экономических обоснований накануне 17.08.98 г. (дефолта), в результате чего был нанесен ущерб дороге на сумму 49,2 млн. рублей.

8. За 9 месяцев 1999 года сумма внепланового использования капитальных вложений по службе пути составила 99,4 млн. руб., в связи с чем не выполнялся объем капитальных вложений на плановых объектах.

9. Конкурс (тендер) по выбору генерального подрядчика (ЗАО “БСК Энергомонтаж”) на выполнение строительных работ по реконструкции дороги не проводился.

ГП “Росжелдорснаб”

Не приняты надлежащие меры по устранению ранее отмеченных нарушений:

1. По договору-поручению от 8.07.97 г. № 23 ДП-062 Предприятием была совершена сделка с АБ “Инкомбанк” по купле-продаже ценных бумаг на торгах и аукционах ММВБ. Согласно указанному договору перечислено платежным поручением от 8.07.97 г. на счет Банка 1,7 млн. руб. (с учетом деноминации).

Банк 24.10.97 г. возвращает Предприятию полученный доход на сумму 80,7 тыс. руб., что составляет 4,74 %, или 1,58 % за один месяц, а также часть вклада на сумму 700,0 тыс. рублей.

23 декабря 1997 года Банк перечисляет остаток вклада на сумму 1,0 млн. руб., но без дохода (вклад находился в банке 2 месяца).

Таким образом, руководство Предприятия не приняло мер по всему механизму проведения сделок, в том числе по выполнению дилером поручений от имени инвестора, проверке финансовых операций с вкладом, не потребовало отчета и объяснений от Банка, что было отмечено и в предыдущем акте проверки.

2. Ранее отмечалось, что руководство МПС России, его структурные подразделения и Российский профессиональный союз железнодорожников и транспортных строителей использует автомобильный транспорт повышенной классности Предприятия для своих нужд.

По состоянию на 1.01. 2000 г. на балансе Предприятия числилось 18 автомобилей, в том числе 12 автомобилей импортного производства. Реальной потребности в приобретении данного количества автомобилей Предприятие не имело, фактически они предназначались для обслуживания МПС России, что отмечалось Счетной палатой ранее. Однако автомобили не были переданы на баланс Министерства.

3. Кроме того, в период настоящей проверки установлены нарушения в использовании государственного имущества и его реализации. Так, приобретенный в 1999 году автомобиль марки “Ауди-А8” (объем двигателя 4,2 V), государственный номер М 721 ЕН 77 (балансовая стоимость 3468,5 тыс. руб.) на основании указания заместителя Министра Е. Н. Виноградова от 23.08.99 г. № Е-1736у передан безвозмездно 20.08.99 г. автобазе № 1 Управления делами Президента Российской Федерации.

Аналогично на основании письма заместителя Министра И. С. Беседина (от 11.02.98 г. № Б-1166) списан с баланса по остаточной стоимости (48,8 тыс. руб.) и передан 28.01.98 г. средней общеобразовательной школе № 838 Южного административного округа г. Москвы автомобиль “Волга” ГАЗ-31029, государственный номер А 599 ЕР 77.

Стоимость переданных автомобилей списана за счет нераспределенной прибыли Предприятия, что противоречит Плану счетов бухгалтерского учета.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 9.10.96 г. № 1186 “Об ускоренном строительстве железнодорожной линии Кизляр-Карлан-Юрт”, решением Министра путей сообщения Российской Федерации от 20.01.97 г. для изготовления мостовых конструкций и строительства мостов на железнодорожной линии Кизляр-Карлан-Юрт Северо-Кавказской железной дороге было дано задание - в счет погашения задолженности предприятий металлургической отрасли перед железными дорогами МПС России поставить необходимую металлопродукцию.

Контроль за отгрузкой металлопроката был возложен на ГП “Росжелдорснаб”.

ГП “Росжелдорснаб” в оперативном порядке регулярно отчитывалось перед МПС России о ходе поставок материальных ресурсов по номенклатуре, количеству, а также по каждой железной дороге и поставщику.

По оперативным учетным данным, в 1997 году 18 предприятиями было отгружено в счет долга 7911 тонн металлопроката на общую сумму 32748 тыс. рублей.

Общий объем поставок составил: в 1997 году - 7,9 тыс. тонн на сумму 32,7 млн. руб., в 1998 году - 0,7 тыс. тонн (1,7 млн. руб.), в 1999 году - 0,5 тыс. тонн (2,0 млн. рублей).

Однако документов, подтверждающих взаимозачеты и отправку металлопроката в Чеченскую Республику, а также объемы выполненных работ, в ГП “Росжелдорснаб” не имеется.

Ответа на запрос Счетной палаты в адрес первого заместителя Министра путей сообщения Российской Федерации М. В. Иванкова не поступило, о чем составлен акт от 22.11. 2000 г.

5. Учет поставок и реализации угля, нефтепродуктов, металлопродукции в бухгалтерском учете не отражался, а велся в оперативном порядке соответствующими службами, в связи с чем достоверные учетные и отчетные данные не представлены, что ставит под сомнение достоверность всей отчетности Предприятия.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница