Отчет о ходе реализации комплексного плана мероприятий республики саха (якутия) по проведению второго международного десятилетия коренных народов мира



страница1/8
Дата07.11.2016
Размер2.04 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8
ОТЧЕТ

О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОГО ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ВТОРОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ КОРЕННЫХ НАРОДОВ МИРА

за период 2008-2014 годы




Мероприятия РС(Я)

Ответственные

Срок

Информация об исполнении

1. Совершенствование нормативной правовой базы защиты прав коренных народов

1.1.

Участие в разработке проекта нормативного правового акта об утверждении перечня территорий традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ

Министерство экономического развития РС(Я), Министерство охраны природы РС(Я) , Министерство имущественных отношений РС(Я), Департамент по делам народов и федеративным отношениям РС(Я), Министерство финансов РС(Я)

III квартал 2008

В ответ на запрос Минрегиона РФ от 24.07.08 г. №18007-ДА/04 по подготовке проекта нормативно-правового акта об утверждении «Перечня мест традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» были направлены предложения Республики Саха (Якутия) по включению в «Перечень мест традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» места компактного проживания коренных малочисленных народов Севера РС(Я) согласно Закону РС(Я) от 10.07.2003 г. 59-З №121-III.

Департаментом по делам народов и федеративным отношениям РС(Я) были подготовлены предложения по Перечню территорий традиционного природопользования КМНСС и ДВ РФ в адрес Министерства регионального развития РФ.

8 мая 2009 г. вышло распоряжение Правительства РФ №631-р "О перечне мест традиционного проживания и традиционной хоз.деят-сти КМН РФ и перечень видов трад.хоз.деят-сти КМН РФ"

В 2012 году при встрече в Министерстве регионального развития РФ также был поднят данный вопрос при встрече с руководителем Департамента по межнациональным вопросам. В настоящее время изменения не внесены.

Министерством регионального развития РФ был разработан проект документа, определяющего критерии определения мест компактного проживания КМСН новых территорий. В настоящее время не принят.


1.2.

Участие в разработке нормативного правового акта об утверждении территорий традиционного природопользования федерального значения коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ

Министерство экономического развития РС(Я), Министерство охраны природы РС(Я) , Министерство имущественных отношений РС(Я), Министерство финансов РС(Я)

III квартал 2008

По разработке нормативных правовых актов об утверждении территорий традиционного природопользования федерального значения коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации Министерством экономики РС(Я) проведена следующая работа:

Проведен анализ практики применения ФЗ от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования КМНССиДВ РФ» в РС(Я) и подготовлены предложения по совершенствованию механизмов его реализации. В начале ноября 2008 г. материалы направлены в адрес заинтересованных федеральных министерств за подписью Председателя Правительства РС(Я).

- в целях приведения в соответствие с федеральным законодательством принято постановление Правительства РС(Я) от 26.08.2010 г. №393 «О проекте Закона РС(Я) «Об особо охраняемых природных территориях Республики Саха (Якутия) (новая редакция)». Законопроект разработан в целях совершенствования нормативного правового регулирования организации и функционирования системы, особо охраняемых природных территорий РС(Я) и приведения в соответствие с федеральным законодательством. Закон принят Государственным Собранием (Ил Тумэн) от 1 марта 2011 года 910-З №713-IV и вступил в силу. Данным законопроектом внесена отдельная категория территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера. Правовое регулирование отношений, использование которых осуществляется законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) о территориях традиционного природопользования;

- внесены предложения к проекту распоряжения Правительства РФ о внесении изменений и перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ. Вышло распоряжение Правительства РФ от 08.05.2009 г. №631-р «Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации»;

- в целях определения основных направлений государственной экологической политики в области развития особо охраняемых природных территорий Якутии до 2020 года, постановлением Правительства РС(Я) от 16.02.2011 г. №54 принята Концепция о развитии системы особо охраняемых природных территорий РС(Я) до 2020 года. К основным направлениям Концепции в сфере совершенствования нормативной правовой базы развития системы ООПТ республики определено, совершенствование нормативной правовой базы создания, развития и функционирования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Крайнего Севера как неотъемлемую часть нормативной правовой базы особо охраняемых природных территорий Республики Саха (Якутия).

- представлено заключение к отчету рабочей группы по выполнению работы «Апробация методики исчисления размера убытков, причиненных объединениям коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ в результате хозяйственной и иной деятельности организаций всех форм собственности и физических лиц в местах проживания и традиционной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации», в целях исполнения приказа Министерства регионального развития РФ от 09.12.2009 г. №565, распоряжения Правительства РС(Я) от 16.09.2010 г. №1027-р «Об организации и проведении в Республике Саха (Якутия) апробации методики исчисления размера убытков, причиненных объединениям коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ в результате хозяйственной и иной деятельности организаций всех форм собственности и физических лиц в местах традиционного проживания и традиционной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации».

До настоящего времени создание территорий традиционного природопользования не получило особого развития как отдельная категория ООПТ в республике.


1.3.

Участие в разработке проекта нормативного правового акта о порядке возмещения убытков пользователей земель и других природных ресурсов в целях сохранения и развития традиционного природопользования в местах компактного проживания и хозяйственной деятельности КМНС

Министерство экономического развития РС(Я), Министерство охраны природы РС(Я), Министерство имущественных отношений РС(Я), Департамент по делам народов и федеративным отношениям РС(Я, Министерство финансов РС(Я),

IV квартал 2008 г

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 декабря 2009 года № 565 утверждена Методика исчисления размера убытков, причиненных объединениям коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в результате хозяйственной и иной деятельности организаций всех форм собственности и физических лиц в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Субъектам Российской Федерации было рекомендовано рассмотреть возможность апробации Методики, для чего разработать и утвердить инструктивно-методические документы по исчислению размера убытков с расчетом региональных нормативных показателей, проработать вопрос об участии в апробации промышленных компаний, осуществляющих хозяйственную деятельность в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности народов Севера, привлечь к работе апробации представителей муниципальных образований и общин малочисленных народов Севера.

16 декабря 2010 года распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) № 1027-p была создана рабочая комиссия по организации и проведению апробации методики исчисления размера убытков, причиненных объединениям коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в результате хозяйственной и иной деятельности организаций всех форм собственности и физических лиц в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Утвержден План мероприятий по разработке инструктивно-методических документов по исчислению размера убытков с расчетом региональных нормативных показателей и проведения апробации методики в Алданском, Нерюнгринском и Олекмииском улусах.

Апробацию методики предложено провести в с. Хатыстыр МО «Беллетский эвенкийский национальный наслег» Алданского улуса (района), Иенгра СП «Иенгрннский эвенкийский национальный наслег» Нерюнгринского района и с. Тяня Олекминского улуса, которые являются местами традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов согласно распоряжению Правительства РФ от 8 мая 2000 г. № 631-р.

В Схеме развития производительных сил Республики до 2020 года в целях минимизации негативного воздействия на территории традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Якутии отдельными пунктами определены и реализуются мероприятия:

по проведению общественных слушаний на местах; по компенсационным выплатам народам Севера; по участию коренного населения в мегапроектах; по участию коренного населения в мегапроектах; по обучению молодежи техническим специальностям с дальнейшим трудоустройством и т.д.

В работе по апробации Методики приняли активное участие представители промышленных компаний, осуществляющих хозяйственную деятельность в местах, традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности народов Севера, представители районных и национальных муниципальных образований и кочевых родовых общин малочисленных народов Севера.

В рамках апробации Методики в Нерюнгринском, Алданском, Олекминском районах проведены общественные слушания и рабочие встречи. На них был высказан ряд предложений и существенных замечаний по Методике. В то же время было отмечено, что важным достоинством Методики является комплексность оценки ущерба. В целом было отмечено, что успешное проведение апробации Методики исчисления размера убытков, причиненных объединениям коренных малочисленных народов Севера, снимет определенную напряженность в отношениях промышленных компаний и объединений коренных малочисленных народов Севера, создаст долгосрочную основу для взаимовыгодного сотрудничества промышленных компаний и муниципальных образований, коренного населения. Кроме того, апробация Методики исключит вероятность спекуляций на тему реализации инвестиционного проекта «Комплексное развитие Южной Якутии».

В результате проведенных работ рабочей комиссией рекомендовано в дальнейшем проводить апробацию Методики в рамках этнологической экспертизы реализации и инвестиционного проекта «Комплексное развитие Южной Якутии».

В РС(Я) принят закон Закон РС(Я) от 1404.2010 №820-З №537-IV «об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хоз/деятельности КМНС РС(Я)». В целях реализации данного Закона РС(Я): распоряжением Правительства РС((Я) от 20.07.2011 №737-р утвержден персональный состав Экспертной комиссии этнологической экспертизы; постановлением Правительства РС(Я) от 06.09.2011 №428 утверждены Порядок организации и проведения этнологической экспертизы в местах трад/проживания и рад/хоз.деят КМН и Положение об экспертной комиссии этнолог/экспертизы.

Распоряжением Правительства РС (Я) от 17.08.2012 г. № 881-р утверждено положительное заключение Экспертной комиссии этнологической экспертизы по экспертизе материалов и документации на строительство Канкунской ГЭС на р. Тимптон.



1.4.

Участие в разработке проекта нормативного правового акта о наделении правом безвозмездного владения и пользования общин коренных малочисленных народов Севера РС(Я) земельными участками, расположенными на территориях традиционного природопользования

Министерство охраны природы РС(Я), Министерство имущественных отношений РС(Я), Министерство сельского хозяйства РС(Я), Департамент по делам народов и федеративным отношениям РС(Я), Министерство финансов РС(Я)

IV квартал 2008 г

Как законодательная инициатива ГС (Ил Тумэн) РС(Я) был разработан проект Федерального Закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросу приобретения прав на земельные участки лицами, относящимися к КМНССиДВ РФ и их общинами". Проект ФЗ был направлен на согласовании в ГД ФС РФ. Законопроект направлен на устранение существующих противоречий в действующем законодательстве в части изменений в статью 24 Земельного кодекса РФ, ст. 10 ФЗ "Об обороте земель с/х назначения, ст. 17 ФЗ "Об общих принципах организации общин КМНССиДВ РФ", ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ". 2010 год - Внесено предложение Заместителю Председателя Правительства РС (Я) Степанову А.И. № 222 от 06.07.2010 года "О принятии ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Законодательные Акты РФ по вопросу приобретения прав на земельные участки лицам, относящимся КМНС, Сибири и ДВ РФ и их общинам".

1.5.

Подготовить предложения по внесению дополнений в федеральное законодательство, в пункт 1 статьи 24 Земельного кодекса РФ в части дополнения перечня лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в постоянное (бессрочное), в безвозмездное срочное пользование лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока и общинами таких народов

Департамент лесного хозяйства Министерства охраны природы РС(Я), Департамент по делам народов и федеративным отношениям РС(Я)

IV квартал 2008 г

Подготовлен и одобрен Постановлением Правительства РС(Я) от 15.11.08 № 483 проект ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ по вопросу приобретения прав на земельные участки лицами, относящимися к КМНССиДВ РФ их общинами» в части наделения правом безвозмездного владения и пользования земельными участками лиц, относящихся к КМНС. Запланировано внесение данного законопроекта в ГД ФС РФ в качестве законодательной инициативы Госсобрания (Ил Тумэн) РС(Я). Министерством охраны природы РС (Я) подг-ны предл-я о внесении в статью 24 Земельного кодекса РФ следующих изменений: «6) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего кодекса, лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ и их общинам в местах традиционного проживания на период их традиционной хозяйственной деятельности для ведения традиционного образа жизни». Данная инициатива внесена на рассмотрение Советом Федерации Федерального собрания РФ.


2. Разработка эффективных экономических механизмов для поддержания традиционного образа жизни

2.1.

Выработка предложений по оказанию общинам КМНС РС(Я) консалтинговых и методических услуг

Департамент по делам народов и федеративным отношениям РС(Я), Ассоциация коренных малочисленных народов Севера РС(Я)

2009 год

С 2005 г. в г. Якутске функционирует филиал Межрегионального центра содействия коренным народам Севера РИТЦ АКМНССиДВ РФ, который оказывает содействие общинам КМНС. В сентябре, ноябре, декабре 2009 г., июне 2010 г. Департаментом по делам народов и федер-м отношениям РС(Я) совместно с РИТЦ АКМНС, С и ДВ РФ проведены семинары для родовых общин по законодательству РФ и РС(Я) по защите прав и интересов КМНС.

В 2012-2014 гг. проведены выездные семинары по вопросам поддержки КМНС и их общин, по вопросам законодательного обеспечения прав КМНС в Анабарском национальном (долгано-эвенкийском) улусе (районе), Жиганском, Верхнеколымском, Алданском, Оленекском, Олекминском, Нижнеколымском, Нерюнгринском, Аллаиховском улусах и районах.

В 2013 году в рамках V съезда коренных малочисленных народов Севера РС(Я) проведенсеминар по вопросам обеспечения прав коренных малочисленных народов Севера, где приняли участие министерства и ведомства республики. Работа семинара была разделена на 2 блока. В первом блоке были прослушаны информации министерств и ведомств по законодательной основе. Второй блок проведен в форме личных приемов делегатов съезда, приняли участие Министерство труда и социального развития РС(Я), Министерство образования РС(Я), Министерство здравоохранения РС(Я), Министерство по делам молодежи и семейной политики РС(Я), Департамент занятости РС(Я), Отделение Пенсионного фонда РФ по РС(Я), Управление Федеральной налоговой службы по РС(Я), постоянный комитет Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) по проблемам Арктики и коренных малочисленных народов Севера (Губарев В.Н.), Управление Министерства юстиции РФ по РС(Я), Министерство имущественных и земельных отношений РС(Я), Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики РС(Я), Министерство охраны природы РС(Я), Министерство транспорта и дорожного хозяйства РС(Я), Департамент лесного хозяйства РС(Я), Департамент охотничьего хозяйства РС(Я), Управление водных биологических ресурсов Министерства охраны природы РС(Я), Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РС(Я), Ленское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству.

Кроме того, в рамках съезда был организован семинар по проекту Арктического совета «ЕАЛЛИН».

В мае 2013 года при участии Центра экологического просвещения РС (Я) «Эйгэ» был проведен семинар «Развитие диалога и партнерства органов власти, промышленных компаний и коренных малочисленных народов Севера в условиях реализации проектов в Республике Саха (Якутия)». В программе семинара были заслушаны выступления:

- «Международные стандарты взаимодействия промышленных компаний и коренных народов. Опыт соуправления в зарубежной Арктике и России. Трехсторонние переговоры и соглашения» (Суляндзига Р.В., Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ);

- «Правовые основы оценки воздействия промышленных проектов на исконную среду обитания и традиционный образ жизни коренных малочисленных народов» (Мурашко О.А., член экспертного совета Государственной Думы);

- «Опыт совместной работы некоммерческих организаций коренных народов Сахалина, органов государственной власти Сахалинской области и компании «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани ЛТД»» (Лиманзо А.Г., председатель Союза общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ).

Постоянно сотрудниками Департамента по делам народов РС(Я) постоянно проводились консультации для представителей кочевых родовых общин по регистрации общественных организаций, соблюдению их прав и защите интересов КМНС.

В 2013 году во время проведения Международного дня коренных народов мира 2013 года в г.Якутске состоялся семинар «Коренные народы и международное сотрудничество». На семинаре были заслушаны выступления Соколовой Ф.Н., заместителя министра по федеративным отношениям и внешним связям PC(Я), об опыте международного сотрудничества коренных народов, Ивановой Л.С., первого заместителя руководителя Департамента по делам народов РС(Я) о мерах государственной поддержки коренных малочисленных народов РС(Я). Выступление Васильева В.Н., президента некоммерческого партнерства по содействию развитию северных территорий «Академия Северного Форума», исполнительного директора Секретариата Северного Форума касалось перспектив сотрудничества с организациями коренных народов в рамках Северного Форума. О роли Министерства иностранных дел России в международной деятельности коренных малочисленных народов участникам семинара доложил Тарасов С.П., сотрудник представительства МИД России в г. Якутске. Вниманию участников семинара было предложена информация о положении коренных народов на Аляске (США), с которой выступила Божедонова А.Н., заместитель исполнительного директора Секретариата Северного Форума. Новостями международного сотрудничества между оленеводами мира поделился с участниками семинара Погодаев М.А., председатель правления «Ассоциации оленеводы мира». Интересную тему представил слушателям Шадрин В.И., первый вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) -«Фандрайзинг и организации коренных народов». Несомненное практическое значение имело выступление директора грантового центра (г.Якутск) Атласовой Э.И. «Что такое гранты, и как их получить». Конкретные механизмы защиты прав коренных народов в системе ООН представила Тимофеева-Терешкина О.Ф., член Ассоциации долган РС(Я), руководитель отдела федеративных отношений Министерства по федеративным отношениям и внешним связям Республики Саха (Якутия).

В 2014 году в рамках VI съезда эвенков Республики Саха (Якутия) был проведен круглый стол «Открытый диалог» с участием министерств и ведомств.

В 2014 году в рамках IV съезда эвеов РС(Я) состоялся семинар-практикум «Общественные организации коренных малочисленных народов Севера: регистрация и меры грантовой поддержки». На семинаре выступили Сивцева Т.В-руководитель филиала Центра содействия КМНС в РС(Я) («О практической (юридической) помощи некоммерческим организациям, в том числе общинам КМНС в РС(Я)»), Спиридонова А.В.,отдел по работе с общественностью Управления мин.юстиции РФ по РС(Я) («Регистрация некоммерческих организаций, отчетность в Управлении Министерства юстиции РФ по РС(Я)»), Мостахова Т.С., руководитель отдела по вопросам коренных малочисленных народов Севера Департамента по делам народов РС(Я) («О мерах государственной поддержки коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия)»), Лазарева М.Н., главный специалист отдела взаимодействия с некоммерческими организациями Департамента по развитию гражданских инициатив РС(Я) («О работе Департамента по развитию гражданских инициатив РС(Я) и поддержка общественных организаций»), Петров Н.И., руководитель Департамента по работе с территориями МСХ и продовольственной политики РС(Я) («Государственная поддержка некоммерческих организаций в сельской местности Департамента по работе с территориями министерства сельского хозяйства и продовольственной политики РС(Я)»), Тимофеева В.Н., профконсультант бухгалтер Центра поддержки предпринимательства («Поддержка предпринимательства в РС(Я)»), Гасанбалаев Г.Д.,-руководитель отдела Управления прогнозирования молодежной политики министерства по делам молодежи и семейной политики РС(Я) («О реализации грантовой поддержки министерства по делам молодежи и семейной политики РС(Я)»), Якушева И.С., советник главы городского округа «Город Якутск» («О грантовых поддержках городского округа г. Якутска») и др.


  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница