Отчет институтов Сибирского отделения ран за 2013 год



Скачать 220.62 Kb.
Дата04.05.2016
Размер220.62 Kb.
Отчет институтов Сибирского отделения РАН за 2013 год1
Секция филологии

X.106. Изучение духовных и эстетических ценностей отечественной и мировой литературы и фольклора.

Для Словаря сюжетов и мотивов русской литературы разработаны принципы тематико-семантической организации словарной статьи применительно к русской литературе средневекового периода и периода XVIII века, согласно которым мотивы, мотивные комплексы и сложившиеся сюжетные схемы описываются в первую очередь с учетом их тематического наполнения и их инвариантной фабульной семантики. Для четвертого выпуска Словаря были составлены разделы «Тезаурус танатологических сюжетов и мотивов в творчестве И.А. Бунина» и «Танатологический сюжетно-мотивный комплекс в романной прозе Г. Газданова». Сформулированы сюжетологический и сюжетографический подходы к изучению литературного повествования. Сюжетология определена как подход, направленный на изучение сюжета как способа повествования, его элементарной структуры и функций в системе фольклорного и литературного произведения. Сюжетография определена как подход, направленный на фиксацию и систематизацию устойчивых единиц сюжетного повествования в фольклоре и литературе, в первую очередь мотивов и сюжетов. (ИФЛ СО РАН).

Подготовлены к печати два очередных тома серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока»: «Хакасские народные сказки» и «Обрядовая поэзия и песни эвенков». В томе «Хакасские народные сказки» решена задача создания академического научного издания, в наиболее полном виде представляющего сказочную традицию хакасов. Впервые дана научная систематизация всего фонда хакасских сказок: выявлены три типа сказок – с локальными сюжетами, с международными сюжетами и с сюжетами, заимствованными из восточнославянских сказок. Для тома «Обрядовая поэзия и песни эвенков» осуществлено описание песенного репертуара и традиционных эвенкийских обрядовых форм. Выделены основные жанры эвенкийского обрядового фольклора: алга, алгавка – заклинания в виде кратких или распространенных формул; шаманское пение дярин, дяр; песни, сопровождающие круговые хороводные танцы, с разнообразными запевами (дэвэ, ёхор, гэсугур, дялер, осорай). Обрядовая музыка представляет собой важнейшую часть интонационной культуры эвенков. В ней нашли применение самые разные формы вокального и инструментального музицирования. Специфической чертой обрядового пения эвенков является тенденция к респонсорности (противопоставление солиста и группы исполнителей), что связано с коллективным характером круговых танцев-хороводов и шаманского ритуала. (ИФЛ СО РАН).

Впервые издано на языке оригинала с переводом на русский язык с самозаписи одного из последних самобытных эвенкийских сказателей Н.Г.Трофимова (1915-1971) сказание «Дулин Буга Торгандунин», которое является самым крупным эпическим текстом, уникальным произведением устного народного творчества эвенков, дошедшим до наших дней в живом бытовании. В нем отражены древнейшие представления эвенков об окружающем мире, их быт, культура, верования. Сюжет эпического текста очень разнообразен, образы традиционны, устойчивы. Особой оригинальностью отличается язык эпоса. Составителем книги проведены расшифровка авторской записи, фонетическая транскрипция на современный литературный эвенкийский язык, разбивка на поэтические строки. Перевод на русский язык осуществлен с максимальным сохранением художественных особенностей эвенкийского нимнгакана. (рис. 1) (ИГИиПМНС СО РАН)

Рис.1. «Дулин Буга Торгандунин=Торгандун средней земли», Сост. А.Н.Мыреева, Новосибирск: Наука, 2013- 856 с
Проведена каталогизация записей фольклорных вариантов по определенным жанрам якутского фольклора, что позволило определить ареал распространения вариантов (олонхо о женщинах-богатырках, повествовательные формы юкагирского ньиэдьиил), а также обобщить состав повествовательных текстов (жанр ньиэдьиил, олонхо нюрбинской традиции, олонхо верхоянской традиции), наслоений временного, сюжетного и жанрового плана (жанр нимкан в эвенской традиции, жанровая группа ньиэдьиил в юкагирской традиции), целостного описания группы записей (олонхо о женщинах-богатырках, жанр чабыргах), сопоставлений диахронического плана (эвенский нимкан) и сравнительного (эпические напевы в якутском и шорском эпосе). (ИГИиПМНС СО РАН)

Проведено комплексное компаративное исследование этнокультурной традиции и фольклорных взаимосвязей народов, населяющих Саяно-Хубсугульский регион. На материале генеалогических легенд, преданий, эпоса «Гэсэр» и других фольклорных источников подтверждена гипотеза этнотерриториальной общности присаянских бурят и хубсугульских монголов, связующим звеном которых являются хонгодоры и хотогойты. Фольклорно-мифологические мотивы, сюжеты и образы, системно рассмотренные в монографии, позволяют сделать вывод об их безусловном семантическом и типологическом сходстве и родстве, восходящем к общему аксиологическому фонду тюрко-монгольских народов. В результате полевых исследований и анализа архивных источников с привлечением исторических данных автор приходит к заключению, что Саяно-Хубсугульский регион, сохранивший многие традиционные ценности в силу особых географических условий, представляет собой один из наиболее самобытных ареалов сибирско – центрально-азиатского этнокультурного пространства. (ИМБТ СО РАН)



X.107. Теория, структуры и историческое развитие языков мира, изучение эволюции, грамматического и лексического строя русского языка, корпусные исследования русского языка, языков народов России.

Опубликован многолетний труд д.филол.н. проф. А.И. Фёдорова «Толковый словарь устаревших слов и фразеоло­гических оборотов русского литературного языка» (М., 2012). Словарь является крупнейшим из имеющихся на сегодняшний день собраний устаревшей лексики и фразеологии русского литературного языка. Он содержит около 20 000 ушедших к настоящему времени в пассивный запас слов и фразеологизмов, употреблявшихся в текстах русской художественной литературы, публицистики и исторических сочинений XVIII, XIX и XX веков. Словарь может служить справочником для широкого круга читателей и способствовать лучшему пониманию русской литературы и в целом русской культуры XVIII – XX вв. (ИФЛ СО РАН)

Рис. 2. «Толковый словарь устаревших слов и фразеологических оборотов русского литературного языка» дает информацию о содержании, истории и этимологии слов, которые употреблялись в текстах русской художественной литературы, публицистики и исторических сочинений XVIII-XX веков

Впервые дано описание лексической системы бесписьменного чалканского языка, одного из малочисленных языков Южной Сибири, находящегося на грани исчезновения. Вышел из печати первый том коллективной двухтомной работы по чалканскому языку, результат совместного проекта сотрудников Института филологии СО РАН и немецких тюркологов из университета им. И. Гёте (г. Франкфурт-на-Майне, Германия). В качестве приложения в издании представлены трехязычный чалканско-русско-немецкий словарь и фольклорные чалканские тексты с переводом на русский и немецкий языки. Тексты глоссированы, что позволяет проследить их грамматическую структуру. Кроме того, приведены списки чалканских имен, фамилий и сеоков – мельчайших групп, связанных кровно-родственными отношениями. (M. Erdal, A. Ozonova, I. Nevskaya, M. Rind-Pawlowski, H. Nugteren, E. Tjuntesheva, O. Shagdurova, A. Tazranova, N. Shirobokova Handbuch des Tschalkantürkischen. Teil 1: Texte und Glossar. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2013. 252 s.) (ИФЛ СО РАН)

Подготовлен и издан «Словарь селемджинского говора эвенков Амурской области» (Благовещенск, 2013. Ч. 1) содержит 16 800 слов исчезающего языка, он составлен на основе материалов, записанных носительницей говора Л.А. Соловьёвой. Иллюстративный контекстный материал всесторонне раскрывает семантику и грамматическое функционирование уникального говора, функционирующего в местах компактного проживания эвенков на территории Селемджинского района Амурской области. (ИФЛ СО РАН)

Для тюркских языков Южной Сибири показана общность формирования синтаксических структур на уровне сложного предложения и структуры сказуемого. На материале языков разных типологических и генетических групп прослеживаются процессы, свидетельствующие о разных типах языковых контактов: онгудайский и усть-канский говоры алтай-кижи обладают значительными расхождениями в реализации процесса перелома гласных и в артикуляторных параметрах консонантных систем; из чукотского в корякский проникают заимствованные элементы в области фонетики и грамматики, лексические заимствования из чукотского для северных говоров корякского не характерны. (ИФЛ СО РАН)

Подготовлен Х том Большого толкового словаря якутского языка = Саха тылын быhаарыылаах улахан тылдьыта: в 15 т. Т. X (Буква Т-теhуулээ) / Под ред. П.А. Слепцова. – Новосибирск: Наука, 2013. – 595 с. Продолжена работа по подготовке национального словаря нормативно-регистрирующего типа, аналога нет в других тюркоязычных республиках. Том содержит примерно первую половину пласта лексики якутского языка на букву «Т» - 4000 слов и фразеологизмов. Толкование слов дается на двух языках (якутском и русском). Значения слов широко иллюстрируется цитатами из образцов письменной литературы и фольклора. Материал словаря демонстрирует широкое употребление в современном якутском языке, кроме основного лексического фонда, специфических фольклорных словарных единиц, народной терминологии, изобразительных слов. Основным результатом издания словаря в полном объеме станет усовершенствование, закрепление, распространение норм якутского литературного языка и обеспечение разработки фундаментальных основ для разнообразных исследований якутского и тюркских языков. Кроме того создание полного академического толкового словаря нового поколения на основе масштабной информационной базы обеспечит инновационный подход к изучению и преподаванию якутского языка (рис.3). (ИГИиПМНС СО РАН)

Рис. 3. Х том Большого толкового словаря якутского языка

Изданы коллективные монографии:

«Функционально-семантические категории в якутском языке: Каузативность, эвиденциальность, итеративность». (Данилова Н.И., Ефремов Н.Н., Самсонова Е.М.). – Новосибирск: Наука, 2013. – 238 с., в которой проведен анализ базовых семантических категорий на материале якутского языка с применением методов полевого структурирования и структурно-семантического моделирования. Подход в свете новых лингвистических теорий позволил выявить особенности языкового представления каждой из исследуемых семантических категорий, обусловленные спецификой ее системной и структурной организации.

«Современная этноязыковая ситуация в Республике Саха (Якутия). Социолингвистический аспект» (Васильева Р.И., Дегтярева М.Г., Иванова Н.И., Семенова Е.Н.). – Новосибирск: Наука, 2013.-252 с., в которой подведены итоги комплексного исследования этноязыковой ситуации в республике. Представлены основные параметры современной языковой ситуации, этноязыкового самочувствия, речевого поведения населения. Дана характеристика современного риторического идеала, восприятия функционирующих языков молодым поколением Якутии. (ИГИиПМНС СО РАН)

Впервые выделены основные фонетические особенности языка эвенов Нижнеколымского района Якутии: полная спирантность, отмечается отсутствие звукотипа [с] и наличие фарингального согласного [h] во всех позициях; метатеза конечного -с и гласного последнего слога; наличие переднеязычного д после сонорных согласных. Результаты исследования показывают, что состав гласных фонем в основном совпадает с данными крайне-западных говоров эвенского языка. (ИГИиПМНС СО РАН)


Предложено новое видение составления академической грамматики бурятского языка (монография Проблемы новой академической грамматики бурятского языка (имя существительное, имя прилагательное, наречие, послелоги, модальные слова, слова категории состояния, изобразительные слова) / Л. Д. Шагдаров. – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2013. – 192 с.). Аккумулированы результаты теоретических исследований ведущих российских монголоведов с применением разработанных за последние полвека новых подходов к анализу языкового материала. Определены основные пути решения проблемы бурятской морфологии – конвертивного словообразования. Проведён системный анализ сложных слов в бурятском языке на уровне различных частей речи, сделана классификация типов сложных слов, осуществлена подробная характеристика их структуры, рассмотрены вопросы их правописания. (ИМБТ СО РАН)

Секция истории
X.100. Комплексное исследование этногенеза, этнокультурного облика народов, современных этнических процессов, историко-культурного взаимодействия в России и зарубежном мире

Выделена особая сибирячихинская линия развития в среднем палеолите Алтая. Она представлена технокомплексами из пещер Чагырской и Окладникова, для которых характерны, радиальные технологии расщепления горных пород, массовое производство угловатых заготовок и хорошо выраженная мустьерская типология каменного инвентаря. Судя по морфологическим особенностям и палеогенетиескому анализу обнаруженных в пещерах антропологических останков, носителями этой культурной традиции были представители неандертальского вида Homo. Возрастные показатели сибирячихинского варианта соответствуют второй половине верхнего плейстоцена, а малочисленность памятников свидетельствует, о небольшой группе его носителей мигрировавших на Алтай из западных районов Азии (рис. 1). В ходе изучения отложений Чагырской пещеры сделан вывод о генезисе и палеогеографических условиях их формирования. На основе геологических, палинологических и палеонтологических данных, а также результатов прямого датирования установлено, что отложения, включающие технокомплекс сибирячихинской культуры Чагырской пещеры, накапливались в период, соответствующий концу четвертой стадии морской изотопной шкалы, и относятся к финалу ермаковского оледенения. В это время в условиях сухого холодного климата в окрестностях Чагырской пещеры были распространены степные ландшафты (ИАЭТ СО РАН).

Рис. 1. Разрез плейстоценовых отложений пещеры Чагырской. Образцы орудий сибирячихинского варианта среднего палеолита Алтая.
Использование современных цифровых технологий в изучении наскальных изображений позволило увидеть и скопировать почти исчезнувшие линии, недоступные невооруженному глазу. В результате были получены цифровые отображения древних гравюр, на которых присутствуют тончайшие полустершиеся линии и мельчайшие детали рисунков, нюансы технического исполнения, практически невидимые на оригинальной скальной поверхности (рис. 2). Определены технологические особенности петроглифов Саяно-Алтая и некоторых памятников Минусинской котловины, обусловленные качеством скальных поверхностей и культурными традициями создателей петроглифов (выявлены различные техники нанесения рисунков на скальные поверхности – выбивка, прошлифовка, гравировка). Благодаря полученным результатам кардинально изменена датировка нескольких базовых и крупных памятников наскального искусства (Улан-Байтог, Льнищенская писаница).
Рис. 2. Древнетюркские гравюры Юго-Восточного Алтая. Памятник Соок-Тыт.
Изучен ритуальный центр восточного варианта пахомовской культуры, содержащий наземные постройки различной площади; ритуальные ямы со следами жертвоприношений: фрагменты глиняной посуды, остатки мясной и рыбной пищи, предметы бронзолитейного производства. Отличительной особенностью данных сооружений является наличие в каждой конструкции бронзовых наконечников копий и кельта. Исследуемый комплекс представляет собой чрезвычайно редкое явление среди культур позднебронзовой эпохи Западносибирской равнины. В керамической коллекции отмечено сочетание пахомовской и позднеирменской традиции, что свидетельствует о датировке пахомовских памятников Барабы финальной стадией бронзового века, и об интеграции пришлого (пахомовского) и автохтонного (позднеирменского) населения. (ИАЭТ СО РАН)

Завершен детальный анализ традиционного мировоззрения сибирских татар. Определено, что пандемониум сибирских татар относится к сибирскому, северному варианту, характерному для народов с преобладающими присваивающими формами хозяйственной деятельности и скотоводства, в частности для хантов, манси, селькупов и т.д. Среднеазиатские же персонажи, закрепившиеся в демонологии сибирских татар, имеют значение лишь для отдельных производящих отраслей хозяйства, в частности для животноводства. Выявлено, что мусульманство, повлиявшее на мировоззрение сибирских татар, не подчинило себе целиком весь круг мифологических персонажей: многие из них сохранили свою архаичную форму. Те персонажи, на которые ислам оказал влияние, получили свою специфически местную окраску и отличаются по функциям от многих персон, бытующих с подобными названиями в мировоззрении ряда других народов, также подвергшихся исламизации. (ИАЭТ СО РАН)


Выяснено, что на рубеже III−II и начале II тыс. до н.э. в Тоболо-Ишимском междуречье в культуре аборигенного притобольского байрыкского населения последовательно формируются симбиозные ташковские и коптяковские комплексы, вероятно вследствие инокультурных компонентов, постепенно проникающих с запада. Природных предпосылок к этому обнаружить не удалось, выраженных ландшафтных изменений, аридизации или остепнения территории не выявлено. Тем не менее, явные свидетельства взаимодействия прослеживаются в керамическом производстве (рис.3). Так, в ташковском преимущественно гребенчато-ямочном орнаментальном комплексе появляются отступающе-прочерченные геометрические узоры, а по технологии изготовления и по орнаментации коптяковской посуды, одной из ее основ является алакульская традиция. При архаичной форме экономики с присваивающей системой хозяйства, по всей видимости, ташковцы были приобщены к металлургической отрасли. Однако сразу начали использование легированных, в том числе оловянных, искусственных сплавов, скорее всего миновав начальные этапов освоения меди благодаря металлургическим связям и контактам с турбинскими, синташтинскими, возможно и петровскими популяциями. О проникновении в местную культурную среду западных металлургов, скотоводов и, вероятно, земледельцев, свидетельствует также пыльца культурных злаков (пшеницы) из культурного слоя с коптяковскими материалами поселения Чепкуль 5 в Нижнем Притоболье. (ИПОС СО РАН)
Рис. 3. Микроснимки естественных (1–3) и искусственных примесей (4–6) в изломах керамики коптяковской культуры, особенности конструирования сосудов коптяковской культуры (7–16): 1–3 – фрагменты чешуи рыбы; 4–5 – следы органического раствора; 6 – песок.

В рамках изучения палеоантропологических материалов аборигенных памятников севера Западной Сибири установлено, что палеопопуляции из святилища Усть-Полуй и могильника Зеленый Яр, имеет разное происхождение. Формирование особенностей морфологического типа черепов Усть-Полуя протекало в западносибирском вторичном очаге расообразования, и сопряжено с генезисом обь-иртышских популяций в южном третичном очаге, который связан с южносамодийской линией развития (селькупы). Палеопопуляция из могильника Зеленый Яр обнаруживает расогенетическое сходство преимущественно с северными самодийцами (тундровыми сибирскими ненцами), но таксономически может быть отнесена к енисейской группе популяций североазиатской формации. Таким образом, комплекс признаков заметно дистанцирует морфологический облик зеленоярской выборки как от представителей собственно уральского антропологического типа (обские угры), так и от представителей обь-иртышског типа (нарымские селькупы, томско-чулымские тюрки) западносибирской локальной расы. На основе анализа краниологических материалов была проведена пластическая реконструкция внешности мужчины, захороненного в погребении 27 могильника Зеленый Яр и женщины, захороненной в погребении святилища Усть-Полуй (рис. 4). Выполненные реконструкции не только показывают облик представителей населения древности, но и дают возможность сопоставить физиономическую характеристику древнего и современного населения Западной Сибири. (ИПОС СО РАН)


Рис. 4. Антропологическая реконструкция лица (1-Скульптурный портрет мужчины по материалам XIII в. из могильника Зеленый Яр; 2 - Скульптурный портрет женщины по материалам святилища Усть-Полуй (эпоха раннего железа).
Открыт ряд новых археологических памятников на пограничных с Магаданской, Иркутской областями и Красноярским краем территориях Якутии и поселение Кэскил на р. Алдан в Томпонском районе – первый памятник кулун-атахской археологической культуры (ХIV-ХVI вв.) на границе традиционного расселения северной группы якутов. Перспективным является обнаруженное в пригороде г.Якутска погребение Сергеляхское XIII–XIV вв., в котором впервые на территории Якутии найдены костяные накладки сложносоставного лука монгольского типа и железные бляшки наборного пояса (рис. 5). Предметный инвентарь погребения типологически близок археологическим культурам Центральной Азии и Южной Сибири монгольского времени и подтверждает миграционные процессы и их взаимовлияние в развитом средневековье. (ИГИиПМНС СО РАН)
Рис. 5. Материалы Сергеляхского погребения XIII–XIV вв.
X.101. Сохранение и изучение историко-культурного наследия: выявление, систематизация, научное описание, реставрация и консервация

Для Центрального Алтая (Шебалинский, Онгудайский районы Республики Алтай) создана современная археологическая карта долин нижнего течения р. Урсул и верхней Катуни, являющаяся в настоящее время наиболее точным и полным сводом информации для объектов археологического наследия. На основе геоинформационной базы данных (БД) на объекты культурного наследия ХМАО-Югры составлена карта памятников археологии ХМАО-Югры (рис. 6). Точные координаты границ территории археологических памятников, дают возможность мониторинга их состояния при помощи снимков, полученных с космических спутников, особенно в районах интенсивного промышленного освоения. (ИАЭТ СО РАН)

Рис. 6. Карта археологических памятников ХМАО-Югры
Получила развитие источниковая база научных исследований по истории культуры Сибири XVIII–ХХ вв.:

– создана интернет-ориентированная система хранения, систематизации и описания рукописных и старопечатных книг цифровой библиотеки ГПНТБ СО РАН «Книжные памятники Сибири»;

– цифровая библиотека пополнена 71-й рукописью Тихомировского и территориальных собраний с описанием и комментариями;

– подготовлено электронное издание экземпляра книги Новый Завет с Псалтирью (Иван Федоров, Острог, 1578 г.) в серии «Книжный памятник Сибири»;

– электронный каталог старопечатных книг кириллической традиции пополнен 250 п.ед. (в том числе – 95 ед. Тихомировского собрания; 68 ед. Кемеровского собрания; 87 – Текущего собрания) (ГПНТБ СО РАН).

Впервые обоснован комплексный подход к описанию книжного памятника, имеющего общественно значимую научную, культурную или историческую ценность; определены понятия коллекция книжных памятников, сохранение книжных памятников, консервационное описание документа. Для оценки сохранности коллекции книжных памятников впервые разработан и применен экспресс-метод, основанный на вводимом критерии «доступность», что позволяет в соответствии с типами повреждения разграничить три категории доступности для исследователей рукописного книжного памятника. Создана методика диверсифицированного сохранения коллекции рукописных книжных памятников в научной библиотеке, заключающаяся в оптимизации планирования консервационных, экспозиционных и других мероприятий на основе предложенных критериев. (ГПНТБ СО РАН)

Рис. 7. Третья категория доступности книжного памятника характеризуется повреждениями, которые усиливаются в процессе хранения: не подлежит использованию даже в научных целях
Введена в научный оборот русскоязычных исследователей первая часть «Кокбука» – сочинения 1703 года по истории медицинской науки Древней Индии, написанного автором крупнейших тибетских медицинских трактатов Деси Сангье Гьяцо. (Деси Сангье Гьяцо. «Кокбук» (Часть I): история медицинской науки Древней Индии. – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2013. – 236 с. Перевод с тибетского языка, предисловие, примечания, указатели, глоссарии Ю. Ж. Жабон). Впервые в мировой тибетологии выявлен и конкретизирован особый жанр тибетской исторической литературы кокбук, посвященный описанию процесса формирования, функционирования, развития медицинских традиций и преемственности передачи медицинских знаний. В произведениях этого жанра также приводятся ценные библиографические и биографические сведения. Анализ содержания текстов кокбук подтвердил существующую гипотезу о том, что на становление и развитие тибетской медицины, особенно на начальном этапе, большое влияние оказали иноземные традиции. В первую очередь это касается Индии с ее богатейшей письменной культурой, аюрведическую медицинскую науку которой тибетцы восприняли наряду с буддийской традицией. Исследование показало, что, несмотря на то, что буддизм и медицина представляют собой совершенно отдельные научные дисциплины в истории культуры Тибета, тем не менее, между ними существует глубокая взаимосвязь. Именно с приходом буддизма из Индии в Тибет начала складываться тибетская медицинская доктрина (рис. 8). (ИМБТ СО РАН)

Рис. 8. Древнеиндийский врач Вагбхата – автор сочинения «Аштанга-хридая-самхита», оказавшего огромное влияние на становление тибетской медицины. Его жизнеописанию «посвящена глава 1-й части «Кокбука» Деси Сангье Гьяцо. Иллюстрация из «Атласа тибетской медицины».




X.104. Изучение эволюции человека, обществ и цивилизаций, человек в истории и история повседневности, традиции и инновации в общественном развитии, анализ взаимоотношений власти и общества

В ходе изучения отложений Чагырской пещеры сделан вывод о генезисе и палеогеографических условиях их формирования. На основе геологических, палинологических и палеонтологических данных, а также результатов прямого датирования установлено, что отложения, включающие технокомплекс сибирячихинской культуры Чагырской пещеры, накапливались в период, соответствующий концу четвертой стадии морской изотопной шкалы, и относятся к финалу ермаковского оледенения. В это время в условиях сухого холодного климата в окрестностях Чагырской пещеры были распространены степные ландшафты. Разработана сводная схема датировки и хронологии керамических комплексов неолита юга Средней Сибири на протяжении 4 тыс. лет. (ИАЭТ СО РАН)


Завершено текстологическое исследование и анализ ряда проблем содержательных и жанровых особенностей «Урало-Сибирского патерика» – обширного историко-агиографического сочинения ХХ в., принадлежащего крупнейшему на востоке России старообрядческому часовенному согласию. Реконструированы комплексы источников публикуемого памятника, показаны механизмы работы с ними старообрядческих книжников. Прослежено влияние древнерусской и византийской житийной литературы на мировосприятие и нормы поведения героев патерика – сибирских крестьян и монахов. Изучены оригинальные взгляды народных богословов и историософов, воспринимавших советскую действительность как преддверие конца света и использовавших для ее оценки элементы марксистско-ленинской теории формаций, снабдив ее отрицательным знаком. Выполнен очерк литературно-общественной деятельности трех игуменов Дубчесских скитов и крестьянского писателя А.Г. Мурачева. (ИИ СО РАН)

Рис. 9. «Берестяная книга». Сочинение А.Г. Мурачева. Рукопись XX в. (автограф).


Завершена многолетняя работа по изданию «Энциклопедического словаря по истории купечества и коммерции Сибири», в котором собрана информация о гильдейском купечестве Сибири, а также о представителях других сословий. Позиционируясь как справочное издание, "Словарь" в то же время содержит информационную базу для анализа всех сторон жизнедеятельности сибирских купцов. Пётр Иванович Макушин – яркий представитель сибирского купечества, книгоиздатель, общественный деятель и меценат конца XIX – нач. XX вв. В 1873 г. он открыл первый в Сибири специализированный книжный магазин. В 1880-е гг. в число "просветительских предприятий" П.И. Макушина вошли частная публичная библиотека, типолитография, собственная газета ("Сибирская газета"). В 1905 г. он стал меценатом народного университета ("Дом науки") в г. Томске. Просветительская деятельность П.И. Макушина занимала большую часть его жизни, в этом он видел единственную возможность изменить положение народа. (Энциклопедический словарь по истории купечества и коммерции Сибири. В 2-х т.Т.1. 2012, 47,5 п.л., Т.2. 2013 49,14 п.л.) (ИИ СО РАН)

Рис. 10. Пётр Иванович Макушин – патриарх сибирской книжной торговли и книгопечатания

Рис. 10 а. Последнее детище П.И. Макушина - "Дом науки", предназначавшийся для Народного университета, ныне учреждение образования и культуры, памятник архитектуры нач. XX в., г. Томск (с дореволюционной открытки).

Раскрыта специфика взаимодействия государственных органов и общественных организаций в Сибири в ХХ столетии. Изучено состояние и эволюция законодательно-нормативной базы, регламентировавшей сферу гражданского общества, выявлена динамика численности и форм общественных организаций, являвшихся рупором и защитником различных социальных, национальных и конфессиональных групп населения. Проанализированы причины их создания и масштабы участия в этих структурах разных категорий населения. Установлено, что генезис и развитие гражданского общества в Сибири в XX в. имели ярко выраженную специфику, которая детерминировалась слабой степенью урбанизации, разнообразием этнического и конфессионального состава населения региона, гипертрофированной ролью органов государственной власти и деформациями советской эпохи. Изучены различные модели взаимоотношений общественных организаций и органов власти, которые характеризовались патернализмом – когда государство предоставляло объединениям граждан определенную автономию в неполитической сфере, но в целом жестко их контролировало и стремилось использовать в своих интересах. (Рукопись монографии В.И. Шишкина и А.И. Савина «Институты гражданского общества в Сибири» (8 а.л.) (ИИ СО РАН)



X.105. Исследование государственного развития России и её места в мировом историческом и культурном процессе.

Осуществлено исследование этнических связей монгольских и тюркских народов на этногенетическом уровне, включающее изучение ранних культурных связей ойрат и бурят с использованием зооморфного кода. Сделан вывод об их былом единстве, основанном на идентичности мифологических этногонических сюжетов, охотничьих обрядов, символики образов животных. В традиции монгольских народов, живущих на северной и западной периферии монгольского мира, найдены следы архаичного мировоззрения, представляющие оленя предком монголов. В этом культе отмечается смешение тюркской и монгольской традиций, свидетельством чего являются сходные генеалогические предания о происхождении некоторых тюркских и монгольских племен от оленя. Следствием расселения ойратов в зоне активных контактов с тюркскими народами стало совпадение ойрато-монгольского сюжета и предания тюрков, в частности кыргызов из племени бугу. У бурят существует подобный культ оленихи – прародительницы одного из крупнейших бурятских племен – булагатов. Культ оленя у ойратов и бурят схож с оленьим культом у тюрков, с одной стороны, и лесных народов Сибири, – с другой. Применение метода картографирования этнических территорий западной Бурятии и северо-западной Монголии позволило уточнить зафиксированные этнические связи населения региона в XVII – начале XX вв. и этнические ареалы расселения народов в послецинский период (рис. 11). (ИМБТ СО РАН)

Рис 11. Этнические группы Монгольского Алтая и Прихубсугулья (1911-1919 гг.)
На основе архивных материалов проведено исследование деятельности Баргузинской степной думы, учрежденной по «Уставу об управлении инородцев» 1822 г. Баргузинская степная дума как орган местного самоуправления осуществлял административно-судебную и хозяйственную деятельность, а также социальное призрение в пределах ведомства, не имея трансфертов и дотаций центра. При этом в рамках Степной думы для баргузинских тунгусов были образованы собственные органы местного самоуправления. Степная дума принимала участие во всех всероссийских и областных акциях по сбору пожертвований на разные нужды. Таким образом, подтверждена гипотеза о самообеспечении бурятского сообщества Баргузинского ведомства как результат деятельности органа местного самоуправления. (ИМБТ СО РАН)

Исследованы категории и ценности буддийской философии в культурной перспективе взаимодействия буддизма с цивилизациями Евразии. Определены и описаны категории, принципы, концепции, терминологический аппарат, ценности, представленные в буддийских текстах Центральной и Восточной Азии («Самчая праджняпарамита-сутра», «Фа хуа цзин», «Хуаянь цзин», «Непань цзин», «Гуань-цзы» и др.). Выделены шесть основных подходов, используемых прасангиками традиции Гелуг в своей концепции истины: дхармический, структурный, онтологический, эпистемологический, контентный и срединный. Доминирующим является срединный. Проанализировано содержание понятия тривимокшамукха («три двери освобождения»: незнаковость, непривязанность, пустота) и его влияние на культуру народов Центральной и Восточной Азии, выразившееся в обосновании философских концепций всех основных философских буддийских школ, а также на формировании эстетических принципов, определивших литературу, драматургию, живопись стран Восточной Азии. Впервые выявлены некоторые принципиальные отличительные особенности стратегий формирования буддийского свода канонических текстов в Китае и Тибете и различия в том, как письменные традиции буддизма в этих странах формировались в зависимости от историко-культурных обстоятельств и особенностей традиционного мировоззрения и менталитета. Определены ключевые термины базового словаря буддийских философов Центральной Азии. (ИМБТ СО РАН)





1 Результаты даны по приоритетным направлениям. По институтам в рамках приоритетного направления результаты приведены в порядке значимости.






База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница