Особенности проведения зрительной гимнастики с детьми с нарушениями зрения



Скачать 184.22 Kb.
Дата12.11.2016
Размер184.22 Kb.


МБОУ СКНШ-ДС № 58

Учитель – дефектолог

Екатерина Владимировна Оленченко

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ С ДЕТЬМИ

С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Каждый человек воспринимает и изучает окружающий мир с помощью пяти чувств или сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Глаза считаются из всех органов чувств самым драгоценным даром природы. 90% информации человек воспринимает из внешнего мира благодаря зрению. Для любой деятельности: учеба, отдых, повседневная жизнь, необходимо хорошее зрение. Каждый человек должен понимать, что зрение важно оберегать и сохранять. Дети очень восприимчивы к разным воздействиям. Развитию и охране зрения и зрительного восприятия в детском возрасте необходимо уделять особое внимание.

Одним из замечательных аспектов улучшения зрения является зрительная гимнастика.

Целью проведения зрительной гимнастики - является формирование у детей дошкольного и младшего школьного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Насколько большое значение имеет проведение зрительной гимнастики для детей с нарушениями зрения? Чтобы выяснить это, необходимо обратиться к анатомии органа зрения, а именно к глазным мышцам- наружным и внутренним.

Наружные мышцы глаза (их шесть или три пары) придают глазам положение и фиксируют глаз, способствуют правильной установке зрительных осей, т.е. направляют взгляд вверх, вниз или в любую сторону. Нормальная работа глаза требует его подвижности. Глазодвигательные мышцы, как и любые другие, при отсутствии тренировки теряют свою работоспособность.

Ко второй группе мышц глаза относятся те, которые растягивают и выгибают хрусталик, позволяя видеть вблизи и вдали. При длительной работе вблизи, например, при письме школьников или на компьютере, или при работе в тетрадях по математике и грамоте в детском саду эти мышцы находятся в постоянном напряжении, которое может привести к спазму аккомодации. Это, в свою очередь, может способствовать развитию близорукости. Следовательно, и эти мышцы следует укреплять и тренировать, и давать им отдых.

Таким образом, зрительная гимнастика имеет огромное значение в работе с детьми с нарушениями зрения, т.к. она снимает зрительное напряжение. Т.е., зрительная гимнастика является профилактикой зрительного утомления и снижения остроты зрения. Гимнастика для глаз обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, обменные процессы в глазу; повышает силу, эластичность, тонус глазных мышц, укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата. Развивает концентрацию и координацию движений глаз, что особенно важно для детей с косоглазием, т.е. при таком нарушении, когда одна из мышц не работает или находится в преобладающем тонусе по сравнению с другими мышцами глаза – корректирует функциональные дефекты. К тому же гимнастика для глаз положительно влияет на общее психоэмоциональное состояние человека, на работоспособность.

Необходимо отметить, что есть ряд врачей, которые считают зрительную гимнастику средством лечения глазных заболеваний: астигматизм, близорукость, дальнозоркость и др. К ним относятся Уильям Бейтс, разработавший в 20-е годы двадцатого века комплекс упражнений для снятия зрительного напряжения.

Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика, которая проводится несколько раз в течение дня от 3-х до 5-ти минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.

Важно проводить гимнастику в бытовой, игровой деятельности, на прогулке, перед занятиями, во время занятий, между занятиями. В общей сложности воспитателями зрительная гимнастика проводится до 6 раз в день во всех возрастных группах.

Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребёнок до конца проследил движение предмета, который должен быть крупным, ярким. Глаза должны двигаться по широкой, большой амплитуде. Предмет показывается чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой. При выполнении зрительной гимнастики дети с низкой остротой зрения стоят перед педагогом, остальные располагаются дальше.

Для гимнастики можно использовать также мелкие индивидуальные предметы и проводить её по словесным указаниям: посмотри вверх, вниз и т.п. необходимо учитывать быстроту реакции детей и соответственно этому выбирать для проведения гимнастики игрушки или словесную инструкцию. Следует отмечать старание, желание детей работать и результаты работы. Хорошо подбирать предметы в соответствии с тематикой занятий. Например, при изучении насекомых для зрительного ориентира можно использовать фигурку яркой бабочки и т.п.

Гимнастика для глаз показана всем, кто страдает глазной патологией, испытывает зрительное напряжение, а также для профилактики расстройств при нагрузке на глаза. Гимнастика восстанавливает зрение при спазме аккомодации, зрительном утомлении.

Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной и эффективной, необходимо учитывать особенности развития детей дошкольного возраста, она проводится в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность.

Зрительная гимнастика используется:


  • для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз

  • для укрепления мышц глаз

  • для улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях)

Гимнастика бывает:

1) игровая коррекционная физминутка;

2) с предметами;

3) по зрительным тренажёрам;

4) комплексы по словесным инструкциям.

При подборе гимнастики для глаз учитывается возраст, состояние зрения и быстрота реакции ребенка. Дети во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать. Надо следить за напряжением глаз, и после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения. Например: «А сейчас расслабьте глаза, поморгайте часто-часто, легко-легко. Примерно так, как машет крылышками бабочка».

В нашем дошкольном образовательном учреждении решаются задачи, связанные с укреплением, сохранением здоровья и физического развития детей. Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику его развития

ПАЛЬМИНГ.

Не только расслабляет мышцы глаз, но и является базой для мысленного представления.

Пальминг необходимо проводить сидя, положив локти на стол и максимально расслабив руки. Следует энергично потереть ладошки друг о друга, сделать их «горячими». Поставить локти на стол и мягко закрыть глаза. Прикрыть глаза ладонями рук крест-накрест так, чтобы пальцы одной руки легли на пальцы другой, а ладони, сложенные чашечкой, закрыли глаза. Недопустимо давить на глазные яблоки. Не ограничивать дыхание, не закрывать нос. Хорошо проводить пальминг в течение 2-3 минут после зрительного напряжения при работе вблизи (рисование, прописи, рассматривание рисунков с мелкими деталями и др.)

ЗАМЕЧАЕМ ПАЛЬЧИКИ.

Локти ставим на стол, ладони рук по обеим сторонам от лица. Шевелим пальцами на обеих руках, глядя перед собой. Смотрим перед собой, но краем глаза (периферическим зрением) видим движения пальцев. По расфокусированному взгляду ребёнка видно, получается ли упражнение. Проводить после зрительной работы вблизи.

НА ПРОГУЛКЕ.

Тренировка внутренних мышц глаза – перевод взгляда с одного объекта, находящегося на расстоянии 1 метра, на дальний объект – крышу дома, облака, макушку дерева и др.

«Одень» взглядом ёлку на участке в бусы сверху-вниз и по диагонали.

«На что похожи облака?» - взгляд вверх и вдаль. Однако, не допускать попадания прямых солнечных лучей в глаза.



ПРИМЕРНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ.

Упражнения на укрепление глазных мышц, тренировку и массаж хрусталиков, улучшение кровообращения, питание глаз и лечение близорукости (метод Бейтса).

  1. Голова зафиксирована так, чтобы двигаться могли только глаза. В вытянутой руке – карандаш. По широкой амплитуде он многократно двигается вправо, влево, вниз. Надо неотрывно следить за ним глазами.

  2. Встать у стены большой комнаты и, не поворачивая головы, быстро переводить взгляд из правого верхнего угла комнаты в левый нижний, из левого верхнего - в правый нижний. Повторить не менее 10 раз.

  3. Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет и пристально рассматривать его в течение 10 сек. Перевести взгляд на близкий объект. Повторить 5 раз.

Упражнения на укрепление наружных мышц глаза.

  1. В положении сидя при неподвижной голове медленно перевести взгляд с пола на потолок и обратно, затем справа налево и обратно (повторить! 0-12 раз).

  2. Круговые движения глазами в одном и другом направлении (4-6 раз).

  3. Частое моргание в течение 20 секунд.

На улучшение циркуляции крови в органе зрения

  1. Сомкните веки обоих глаз на 4 – 5 секунд; повторите 6 – 8 раз.

  2. Быстро моргайте глазами в течение 10 –15 секунд, затем повторите то же самое 3 раза с интервалом в 7 –10 секунд.

  3. Сомкните веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки, массируйте их круговыми движениями в течение 1 минуты.

  4. Сомкните веки обоих глаз и тремя пальцами слегка надавливайте на глазные яблоки через верхние веки в течение 1 – 3 секунд.

  5. Прижмите указательными пальцами брови и закройте глаза, пальцы должны оказывать сопротивление мышцам верхних век и лба. Повторите 6 – 8 раз.


На укрепление глазодвигательных мышц

  1. Медленно переведите взгляд с пола на потолок и обратно, не меняя положения головы; повторите 8 – 10 раз.

  2. Медленно переведите взгляд вправо, влево и обратно: повторите 8 – 10 раз.

  3. Медленно переведите взгляд вправо-вверх, затем влево-вниз и обратно; повторите 8 –10 раз.

  4. Сделайте круговые движения глазами в одном, затем в другом направлении. Повторите 4 – 6 раз.

На улучшение процесса аккомодации

  1. Смотрите обоими глазами вперед в течение 2 – 3 секунд, затем переведите взгляд на палец правой руки, поставив его перед лицом на уровне носа на расстоянии 25 – 30 см, через 4 – 5 секунд руку опустите; повторите так 10 – 12 раз.

  2. Обоими глазами смотрите 3 – 5 секунд на указательный палец левой руки, вытянутой перед лицом, затем, сгибая руку, приближайте палец к носу до тех пор, пока палец не начнет двоиться; так 6- 8 раз.

  3. В течение 3 – 5 секунд смотрите обоими глазами на указательный палец вытянутой правой руки, после чего прикройте левой ладонью левый глаз на 3 –5 секунд, а указательный палец правой руки в это время медленно приближайте к носу и обратно. То же самое делайте, закрывая правой рукой правый глаз. Повторите 6 – 8 раз.

  4. «Метка на стекле». Находясь в 30 – 35 см от оконного стекла, смотрите 2 – 3 секунды, не снимая очков, на прикрепленную на уровне глаз круглую яркую метку диаметром 3 – 5 мм, затем посмотрите сквозь нее на намеченный заранее объект за окном на 1 – 2 секунды, после чего поочередно переводите взгляд то на метку, то на объект. В первые два дня тренируйтесь по 5 минут, в остальные дни – 7 минут. Повторяйте систематически с перерывами в 10 – 15 дней. Упражнение можно выполнять 2 – 3 раза в день.


На снятие зрительного утомления

(выполнять каждые 20 – 25 минут зрительной нагрузки)


  1. Совершить 15 колебательных движений глазами по горизонтали.

  2. Совершить 15 колебательных движений глазами по горизонтали.

  3. Совершить 15 круговых вращательных движений глазами слева – направо.

  4. Совершить 15 круговых вращательных движений глазами справа – налево.


На укрепление наружных мышц глаз


  1. В положении сидя при неподвижной голове медленно перевести взгляд с пола на потолок и обратно, затем справа налево и обратно. Повторить 10 – 12 раз.

  2. Круговые движения глазами в одном и в другом направлении – 4 – 6 раз.

  3. Расположить большой палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 20 – 30 см от глаз, смотреть двумя глазами на конец пальца 3 – 5 секунд, затем убрать руку и перевести взгляд на предмет, расположенный на некотором удалении от глаз. То же с другой рукой. Повторить 10 –12 раз.

  4. Повторные зажмуривания глаз на 3 – 5 секунд, а также массирование век и легкие нажимы на верхние веки обоих глаз в течение 1 – 2 секунд.

  5. Частое моргание в течение 20 секунд.


На укрепление окологлазных мышц


  1. Плотно закрывать и открывать глаза 5 – 6 раз подряд с интервалом 30 секунд.

  2. Смотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.

  3. Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.


Комплекс упражнений на развитие зрительных функций при

амблиопии (методика Э.С.Аветисова, Е.И.Ливадо)


  1. Крепко зажмурить глаза на 3 – 5 секунд, а затем открыть на 3 – 5 секунд. Повторить 6 – 8 раз.

  2. Быстро моргать в течение 1 – 2 мин.

  3. Вытянуть руку вперед, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 6 – 8 раз.

  4. Закрыть веки, массировать их круговыми движениями пальца. Повторять 1 минуту.

  5. Наряду с общими задачами в процессе занятий для детей с нарушением зрения решается ряд специфических задач, направленных на преодоление отклонений в физическом, психофизиологическом развитии и самовоспитании, т.е. воспитывается интерес и потребность в самостоятельных занятиях физическими упражнениями, соблюдении режима.


Упражнения для снижения умственного и глазного утомления

1. И.П. (исходное положение) - сидя, откинуться на спинку парты, глубокий вдох, наклониться вперед, к крышке парты, выдох. Повторить 5-6 раз.

2.  И.П. - сидя, откинувшись на спинку парты, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. Повторить 4 раза.

3. И.П. - сидя, руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 4-5 раз.

4. И.П. - сидя, смотреть прямо перед собой на классную доску 2-3 сек., поставить палец руки по средней линии лица на расстоянии 15-20 см от глаз, перевести взор на конец пальца и смотреть на него 3-5 сек., опустить руку. Повторить 5-6 раз.

5. И.П. - сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 4-5 раз.

Эти упражнения способствуют улучшению кровообращения, снижают утомление аккомодационной мышцы и облегчают зрительную работу на близком расстоянии, а также помогают укрепить окологлазные мышцы, сохранить упругость кожи век.

Упражнения для укрепления бинокулярного зрения

Упражнение первое. Это упражнение укрепляет способность переводить взор с далеко расположенных предметов на предметы близкие и обратно. Расположите указательные пальцы рук горизонтально, поджав остальные. Поместите их перед глазами на таком расстоянии, на каком вы обычно читаете книгу. Кончики пальцев должны касаться друг друга. Смотрите поверх этих пальцев на какой-нибудь далеко находящийся предмет так, чтобы оси были параллельны. Вы увидите, что пальцы как бы раздвинулись, а между ними появилось подобие сосиски. Переведите взгляд на пальцы. "Сосиска" исчезнет, и пальцы опять будут касаться друг друга. Проделайте это упражнение несколько раз. Старайтесь переводить взор медленно, чтобы "сосиска" исчезала также медленно, а не мгновенно. Если это упражнение сопровождается утомлением глаз, надо дать им отдохнуть. Утомление это не опасно, так как появляется лишь в результате непривычной работы глазных мышц.

Упражнение второе. Возьмите в руки карандаш и поместите его на расстоянии 30-40 см от глаз. Посмотрев на него, вы увидите один карандаш. Теперь устремите взор вдаль, как бы за карандаш. Вашему взору представятся два карандаша. Повторите это упражнение несколько раз. Проделайте это упражнение медленно, чтобы карандаш раздваивался, и его изображения раздвигались не мгновенно.

Упражнение третье. Расположите так же вертикально два карандаша на расстоянии 4-5 см друг от друга. Это расстояние ни в коем случае не должно быть больше базиса вашего зрения. Вместо карандаша можно употреблять указательные пальцы рук. Посмотрев на эту пару, вы увидите два карандаша, но если опять устремите взгляд за карандаши, каждый представится в виде двух. Всего станет видно четыре. Медленно переводите взор с карандашей вдаль или наоборот, добейтесь того, чтобы два средних изображения карандашей слились в один. Всего станет видно три. Научитесь задерживать свой взор в этом положении, глядя на среднее из трех изображений.

4. Зрительная гимнастика в стихах.



Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше

Тренируя мышцы глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

Точки возле наших глаз.

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тыщу раз!



«Овощи»

Ослик ходит выбирает,

Что сначала съесть не знает.

Наверху созрела слива,

А внизу растет крапива,

Слева – свекла, справа – брюква,

Слева – тыква, справа – клюква,

Снизу – свежая трава,

Сверху – сочная ботва.

Выбрать ничего не смог

И без сил на землю слег.

Обвести глазами круг.

Посмотреть вверх.

Посмотреть вниз.

Посмотреть влево- вправо

Влево - вправо.

Посмотреть вниз.

Посмотреть вверх.

Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.




Конспект консультации для родителей.

КАКИЕ ИГРЫ СПОСОБСТВУЮТ РАЗВИТИЮ ЗРЕНИЯ.

Уважаемые родители, дома, играя с детьми, вы можете решать сразу несколько задач – общение с детьми и развитие их зрения.

Организуйте игру. Скорее всего, у ребенка не возникнет интереса к игре, если вы ее специально не организуете. Поэтому стремитесь к тому, чтобы любое действие обыгрывалось, было включено в какой-нибудь интересный сюжет. Например, перед ребёнком не просто гремящие коробочки, а там спрятаны зернышки, которыми надо накормить проголодавшихся курочек. Курочек можно нарисовать или найти соответствующие игрушки. Пустые коробочки можно не просто откладывать в сторону, а выбрасывать их в воображаемое «мусорное ведро».

Позвольте ребенку самому найти решение. Каждая игра носит обучающий характер и служит достижению какой-то определенной цели. Чтобы эта цель была достигнута, и занятие прошло с пользой, дайте ребенку максимальную самостоятельность. Не выполняйте задание за него, пусть он сам придет к правильному решению.

Не затягивайте игру. В тот момент, когда вы замечаете, что внимание и интерес ребёнка начинает угасать, заявите ему, что он хорошо позанимался и сегодня просто молодец, а вы намерены убрать игрушку. Таким образом, игра не надоест ребенку, с ней не будет связано негативных эмоций. Позвольте себе ошибиться и дайте ребёнку возможность обнаружить вашу ошибку. Это даст ребёнку возможность стать более уверенным в себе и своих силах. В игре вызывайте ребёнка на разговор, чтобы он называл свои действия и признаки предметов, с которыми вы играете.



Прищепки.

Игра развивает мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию.

Прикрепите прищепки к картонному кругу, чтобы получилось «солнце» или «цветок». Можно оформить игрушку в виде ежика, у которого прищепки играют роль иголок. Предложите ребенку снять все прищепки, а затем прикрепить обратно. Можно наклеить на картон цифры из настенного календаря и предложить ребёнку прикреплять столько прищепок, какая цифра на картоне. Если прищепок много, они разного цвета и конфигурации, то дети сами могут придумать множество поделок.



Пуговицы.

Игра развивает зрительное внимание, восприятие. Игра развивает зрительно-моторную координацию, моторику рук.

  1. Смешайте несколько различных комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать.

  2. Складывайте пуговицы в стопочки (башенки). Соревнуйтесь с ребенком, чья стопочка будет выше.

  3. Положите на стол множество разнообразных пуговиц. Попросите ребенка выбрать все красные; все маленькие; все пуговицы с двумя дырочками и т. п.

  4. Выложите пуговицы в ряд с определенной закономерностью, например красная-белая-красная белая. Предложите ребенку продолжить ряд.

"Сравни картинки"

Все дети любят искать различия на двух, казалось бы, одинаковых изображениях. Эта забава из нашего детства тоже хорошо развивает зрительное внимание, а также наблюдательность.



"Раскрась вторую половинку"

Раскрасок на любой вкус и цвет сейчас тоже большое множество. Если вы хотите развить внимание ребёнка, чаще предлагайте ему картинки, раскрашенные только наполовину. Если это задание слишком простое, то усложнить его можно, предложив сначала эту половину нарисовать, а потом уже раскрасить.



"Фигурные таблицы"

Это упражнение развивает способность переключать внимание.

Можно найти в продаже или сделать самостоятельно таблицы, в ячейках которых вразнобой нарисованы разные фигуры. Задача ребёнка – в каждой из фигур нарисовать определённый простой знак (в круге – точку, в квадрате – диагональную линию и т.д.)



"Где, чей домик?"

Это упражнение развивает функции прослеживания глазами по линии, развивает зрительное внимание.

  1. Нарисуйте несколько животных и домики для них. От каждого животного до домика прочертите витиеватые дорожки разных цветов.

  2. Пусть ребёнок определит, у кого какой домик, не проводя пальцем по линиям. Если это сложно, то сначала можно разрешить использовать пальчик или карандаш, но со временем уберите его.

"Корректор"

Для этой игры понадобится текст из журнала или газеты, напечатанный достаточно крупным шрифтом.

Попросите ребёнка вычеркнуть (подчеркнуть, обвести и т.д.) каждую букву "о". Затем обязательно проверьте, подсчитайте ошибки и запишите результат. Выполняя это упражнение каждый день, всегда меняйте буквы. Когда эта задача станет для ребёнка лёгкой, усложните её, предложив все буквы "о" вычеркнуть, а буквы "с – обвести; или вычеркнуть каждую вторую букву "а" и т.д. Ребёнку будет интереснее, если взрослый будет на своём тексте выполнять то же самое задание. Потом можно проверять правильность выполнения друг у друга.

"Считалка"

На большом листе бумаги в хаотичном порядке напишите цифры от 1 до 20. Попросите ребёнка найти все цифры по порядку.

Для усложнения задания цифры можно рисовать разными цветами и разного размера.

"Что изменилось?"

Есть несколько вариантов этой игры. Самый известный таков.



  1. Разложите на столе 5 или более мелких предметов. Дайте ребёнку 30 секунд на запоминание предметов и их положения на столе. Затем пусть ребёнок отвернётся или закроет глаза. А вы тем временем произведите какие-нибудь изменения: поменяйте предметы местами, уберите один предмет, поставьте ранее не стоявший, поставьте такой же предмет другого цвета и т.д. Задача ребёнка – определить, что изменилось в композиции.Усложнять это упражнение можно, производя больше изменений или попросив определить что изменилось на ощупь (стол с разложенными предметами накрыть полотенцем).

  2. Если играет группа детей, то можно попросить одного из игроков в течение 1-2-х минут внимательно рассмотреть других, а затем выйти. Изменения производятся в одежде или внешности одного или более человек.

Рисуем по памяти узоры

Направлена на развитие зрительной памяти. На листе бумаги нарисован узор. Попросите ребенка 2 минуты посмотреть на этот узор. После этого узор уберите и предложите ребенку воспроизвести его по памяти.





Во время этой игры развивается не только память, во и внимание, а также мелкая моторика рук.

Индивидуально-дифференцируемый подход, как один из ведущих направлений в коррекционной работе с детьми, имеющими патологию в развитии.

Содружественное косоглазие и амблиопия являются относительно распространёнными глазными заболеваниями.

Чаще всего они возникают в возрасте до 3-х лет, что говорит о необходимости ранней коррекции зрения в условиях систематического медицинского и педагогического воздействия.

Имеющийся опыт лечебно-восстановительной работы показывает, что эффективность лечения в условиях специализированного детского сада выше, чем в кабинетах охраны зрения.

Это объясняется системностью лечения и сочетанием его с коррекционно-педагогической работой, одним их направлений которой является развитие зрительного восприятия. Разработана специальная методика занятий по развитию зрительного восприятия, которая предусматривает во всех видах детской деятельности применение специальных игр и упражнений для стимуляции, активизации и развития зрения.

Косоглазие не только косметический дефект, оно приводит к нарушению зрительных функций, а также травмирует психику ребёнка, снижает работоспособность. Потому лечение требует постоянного контакта между медицинскими и педагогическими работниками.

Лишь в случае правильной организации всей системы лечения, воспитания и обучения детей с косоглазием и амблиопией достигаются хорошие результаты восстановления зрения, компенсации вторичных отклонений в развитии детей и подготовки детей к о обучению в школе. Для этого необходимо знать особенности данной патологии зрения, принципы лечения и условия, необходимые для успешных занятий, игр и других видов детской деятельности, и в первую очередь обеспечить индивидуально-дифференцированный подход.

При планировании общеобразовательного и воспитательного процесса определяются конкретные коррекционные задачи, которые учитывают не только зрительный диагноз, но также и индивидуальные особенности детей.



Индивидуальный подход проявляется в

  1. - в правильном подборе наглядного материала, как демонстрационного, так и раздаточного в соответствии со зрительной нагрузкой;

  2. - подбор зрительных упражнений отдельно для детей, страдающих сходящимся косоглазием (на расхождение зрительных осей) и расходящимся косоглазием (сведение зрительных осей);

  3. - взаимосвязи с лечебно-восстановительной работой (плеоптический и ортоптический периоды) по развитию зрительного восприятия;

  4. - определении физической нагрузки;

  5. - создании условий для игровой деятельности;

  6. - в подборе дидактических игр и заданий индивидуально для каждого ребёнка в зависимости от состояния зрения и периода восстановительной работы



База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница