Особенности осуществления правового контроля за деятельностью религиозных организаций в Алтайском крае



Скачать 108.73 Kb.
Дата18.11.2016
Размер108.73 Kb.




Особенности осуществления правового контроля за деятельностью религиозных организаций в Алтайском крае.
В настоящее время в Алтайском крае зарегистрировано 291 религиозных организаций, представляющие 19 различных религиозных конфессий.

Наиболее широко в крае представлены религиозные организации Русской Православной Церкви Московского Патриархата - 183 религиозных организации, из них 5 монастырей, духовная семинария.

Русская Православная Старообрядческая Церковь представлена в крае 2 конфессиональными ветвями старообрядческих организаций:

Три объединения РПСЦ представляют Белокриницкое согласие, 1 – старообрядцев поморцев Древлеправославной церкви.

Римско-Католическую Церковь представляют в Алтайском крае 14 местных религиозных организаций.

17 религиозных организаций, две из которых централизованные, представляют Церковь Евангельских Христиан- Баптистов.

В настоящее время зарегистрировано 2 организации Христиан Веры Евангельской. На территории края продолжается тенденция распространения пятидесятнических направлений: 17 религиозных организаций Евангельских Христиан Веры Евангельской - пятидесятников, три из которых централизованные.

Кроме того, зарегистрированы 15 организаций Евангельских Христиан централизованная отсутствует и 1 организация Церковь полного Евангелия.

Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня представлена в крае 10 религиозными организациями.

Зарегистрирована одна централизованная и 8 местных религиозных организаций, исповедующих Ислам.

Официально в качестве юридического лица зарегистрировано 8 местных религиозных организаций Свидетелей Иеговы.

Также, на территории края зарегистрированы в качестве юридического лица: две религиозных организации, представляющих ортодоксальный Иудаизм, три - Проповеднический центр Общества сознания Кришны, по одной: Церковь Христа, Церковь Иисуса Христа Святых последний дней (мормоны), Церковь Святой Рипсиме, относящаяся к Армянской Апостольской Церкви, Буддийский центр Алмазного пути школы Карма Кагью», Евангелическо-Лютеранская община г. Белокуриха, Церковь православных христиан «Крестовоздвиженская община


г. Барнаула» (бывшая Русская Православная Церковь за границей, не вошедшая
в состав Русской Православной Церкви Московского Патриархата).

Несмотря на религиозное многообразие, на протяжении ряда лет религиозная ситуация в Алтайском крае сохраняется в режиме стабильности и отсутствия конфликтов межконфессионального, социально-конфессионального


и государственно-конфессионального характера.

В целях поддержания стабильности в сфере религиозных отношений Минюстом России и его территориальными органами осуществляются контрольные функции государства за соблюдением религиозными объединениями требований федерального законодательства и положений уставов.

Нормами действующего законодательства Российской Федерации установлены различные формы контроля, в частности: посещение мероприятий, анализ отчетности, проведение проверок. На сегодня наиболее полную картину деятельности некоммерческих организаций дают проверки, являющиеся основной формой контроля за их деятельностью.

Управлением Минюста в соответствии с планом проверок, составляемым на календарный год, проводятся плановые проверки, а при наличии жалоб


и обращений на нарушение религиозными организациями законодательства Российской Федерации, осуществлении деятельности не соответствующей целям
и задачам, предусмотренным их уставами, проводятся внеплановые проверки.

При проверке изучению подлежат решения и протоколы заседаний руководящих и контрольных органов религиозной организации, а также различные распорядительные и иные документы, содержащие сведения о деятельности религиозного объединения.

В деятельности практически всех проверенных религиозных организаций выявлены либо нарушения положений собственных Уставов, либо нарушения законодательства Российской Федерации.

Наиболее частыми нарушениями Устава являются:

Общим (отчетным) собранием не утверждаются (либо утверждаются не на каждом отчетном собрании) отчеты руководителя церкви, руководящего
и контрольно-ревизионного органа;

На заседаниях постоянно действующего руководящего органа (церковный совет, приходской совет) в основном, рассматриваются мероприятия, связанные


с проведением церковных праздников, благотворительных акций, концертов, ремонтно-восстановительных работ здания церкви, уборкой территории храма, молитвенного дома. Вопросы, касающиеся порядка приема и исключения из членов церкви, утверждение годового финансового плана, представление проекта годового бюджета, проекта внесения изменений и дополнений в устав, планирование хозяйственной деятельности и другие вопросы, отнесенные к компетенции руководящего органа, в повестку дня не вносятся;

Заседания Ревизионной комиссии в религиозных объединениях практически не проводятся, ежегодные инвентаризационные акты не оформляются. Заключения контролирующего органа не содержательны и заканчиваются положительными выводами о том, что «нарушений уставной и финансово-хозяйственной деятельности церкви не выявлено»;

Допускаются нарушения сроков полномочий и количественного состава органов. Выявлены случаи вхождения в состав руководящего органа лиц, избранных в Ревизионную комиссию;

Не соблюдается периодичность заседаний руководящих и ревизионных органов;

В протоколах Общих (церковных, приходских) собраний отсутствует указание на общее количество членов (участников) религиозной организации (указывается лишь количество присутствующих), в связи с чем, не представляется возможным определить соблюдение кворума, а значит и правомочность принятых на нем решений;

Акты вскрытия ящика для пожертвований, заключения по проверкам финансово-хозяйственной деятельности религиозной организации оформляются не в полном составе, отсутствуют даты на документах (актах), фиксирующих вскрытие ящиков для пожертвований.

К наиболее часто выявляемым нарушениям законодательства Российской Федерации относятся следующие.

В соответствие с п. 8 ст. 8 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ


«О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее – ФЗ «О свободе совести») религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности. Полное наименование организации на основании п. 4 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» должно указываться на печати, штампах и бланках организации.
В отличие от иных организационно-правовых форм некоммерческих организаций, для религиозных организаций действующее законодательство не предусмотрело использование сокращенного наименования. Сложившаяся ситуация не является безвыходной. Так, в рекомендательном письме Центрального Банка РФ
№ 14-27/38 от 07.02.2011 говорится о том, что, заключая договор о банковском обслуживании, стороны могут предусмотреть использование организацией сокращенного варианта наименования при осуществлении банковских операций. Такое же разъяснение дано в письме Фонда социального страхования РФ № 14-03-11/05-8545 от 05.08.2011 по заполнению листков нетрудоспособности. При этом следует отметить, что применение сокращенного названия допустимо лишь при совершении упомянутых операций и не может быть использовано при осуществлении других видов деятельности организации.

Согласно требованиям п. 9 ст. 8 вышеуказанного закона и п. 7 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - ФЗ «О некоммерческих организациях») религиозная организация обязана информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Данный трехдневный срок не соблюдается,


иногда обновленные сведения вообще не подаются и только после вынесения предупреждения в адрес религиозной организации вносятся необходимые сведения в ЕГРЮЛ.

Религиозная организация должна обладать такими обязательными признаками как вероисповедание, совершение богослужений, других религиозных обрядов


и церемоний, обучение религии и религиозное воспитание своих последователей
(п. 1 ст. 6 ФЗ «О свободе совести»). В этой связи при проверке особое внимание уделяется соблюдение религиозной организацией требований п. 4 ст. 5 указанного федерального закона. В Алтайском крае лишь немногие реализуют данный пункт закона, однако те религиозные организации, которые обучают детей религии вне рамок образовательной программы в государственных или муниципальных образовательных организациях, требования не соблюдают. К проверке не представляют письменную просьбу родителей или лиц, их заменяющих, а также отсутствует решение коллегиального органа управления образовательной организации, согласованное с учредителями.

Не секрет, что в настоящее время религиозные объединения ведут эффективную работу среди нуждающихся и неблагополучных слоев населения. Создание реабилитационных центров тому свидетельство. При осуществлении благотворительной и социальной деятельности возникает ряд проблем. Одна из них – это неопределенность организационно-правовой формы при создании центра реабилитации. По большему счету ни одна из организационно-правовых форм некоммерческих организаций, предусмотренных законодательством, под эти цели не подходит. Из-за этого центры функционируют в качестве фондов, общественных организаций, автономных некоммерческих, религиозных организаций. В этой связи, представляется целесообразным определить в законодательстве правовой статус центров реабилитации, как, например, был определен статус казачьих обществ. На основании ст. 18 ФЗ «О свободе совести» религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций. При проводимых Управлением проверках выявлено, что не все религиозные организации ведут документацию, подтверждающую принятие на учет получателем благотворительной помощи безвозмездно полученных товаров, а также документацию (акты или иные документы), свидетельствующую о целевом использовании полученных (выполненных, оказанных) в рамках благотворительной деятельности товаров (работ, услуг). Если получателем благотворительной помощи является физическое лицо, то в налоговую инспекцию должен представляться документ, подтверждающий фактическое получение товаров (работ, услуг) данным физическим лицом. Еще один вид благотворительной деятельности (достаточно распространенный) – это благотворительные обеды для бездомных и малоимущих. При проверках установлены случаи, что религиозные организации, организующие бесплатные столовые действуют без каких-либо документов, тогда как при организации данного вида деятельности любая организация должна иметь санитарно-эпидемиологическое заключение, подтверждающее соответствие столовой требованиям, предъявляемым к организации общественного питания.

К проверке Управлением запрашиваются распорядительные документы по управлению религиозной организацией при наличии штатных работников. Не каждая религиозная организация, имеющая работников, может представить трудовые договора, штатное расписание (ст. 15, 16 Трудового кодекса Российской Федерации), которые должны быть заключены в письменной форме и подписаны
в двух экземплярах (ст. 67 ТК РФ). Иногда отсутствуют приказы при приеме на работу. Согласно ст. 68 ТК РФ прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.

В соответствии с положениями п. 1 ст. 1 Федерального закона


от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее – ФЗ «О противодействии экстремизму») деятельность религиозных объединений
и их руководителей направленная на пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, религиозной принадлежности подпадает под признаки экстремизма.

С момента государственной регистрации, при осуществлении контрольных функций в процессе деятельности религиозных организаций, на совместных совещаниях (круглых столах) с представителями религиозных объединений, Управление акцентирует внимание на недопущение случаев проявления национальной и религиозной розни, поддержание стабильности межконфессиональных отношений, способствованию их сближению, веротерпимости, взаимоуважению.

Следует отметить, что в Алтайском крае большинство религиозных объединений осуществляют деятельность в строгом соответствии с ФЗ
«О противодействии экстремизму», сохраняется стабильность
в межконфессиональных отношениях. Взаимоотношения между представителями различных религиозных объединений, а также между государственными органами
и религиозными объединениями существуют на основе взаимоуважения, толерантности, тактичности, в рамках правового поля.

Религиозные организации в рамках своей уставной деятельности проводят различные мероприятия. Значительную их часть составляют массовые мероприятия – евангелизационные богослужения и концерты, публичные акции социального характера и т.п. Ст. 16 ФЗ «О свободе совести» устанавливает, где могут проводиться богослужения, другие религиозные обряды и церемонии. Во всех случаях, указанных в данной статье возможность проведения религиозной организацией мероприятия обуславливается только их договоренностью


с собственниками или пользователями помещений и площадей, где планируется проведение мероприятия.

Получение дополнительных разрешений или согласований для этого действующим законодательством не предусмотрено. П. 5 ст. 16 ФЗ «О свободе совести» устанавливает, что в случаях, когда публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии проводятся вне указанных в пунктах 1-4 ст. 16 помещениях и территорий, то организовывать их необходимо в порядке, определенном для проведения митингов, шествий и демонстраций.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ
«О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – Закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях») проведение религиозных обрядов и церемоний регулируется ФЗ «О свободе совести». Эта норма была включена в закон с учетом того, что из упомянутого выше п. 5 ст. 16 ФЗ «О свободе совести» отсылающая норма должна была быть убрана,
а должен быть прописан порядок проведения таких мероприятий.

Однако, на сегодняшний день такие изменения не внесены,


и в законодательстве сохраняется данное противоречие, когда законы ссылаются друг на друга.

В связи с этим перед религиозными организациями встает вопрос, нормами какого закона необходимо руководствоваться при организации публичного мероприятия, проводимого на какой-либо открытой площадке, как правильно по закону организовать мероприятие. В данном вопросе необходимо опираться на цели и форму организуемого мероприятия. Если это религиозная церемония или обряд, то никаких согласований и уведомлений по закону не требуется. Если это публичное мероприятие в том смысле, как оно определяется в Законе «О собраниях, митингах, демонстрациях и пикетированиях», то оно должно быть организовано


в соответствии с порядком, установленным эти законом. При этом следует заострить внимание на том, что орган власти может предложить организаторам мероприятия изменить только место и время его проведения и ничего более.

К проверке религиозные организации предоставляют материалы, подтверждающие деятельность по выполнению уставных целей, среди которых можно увидеть и уведомления о проведении публичного мероприятия, а также ответы на них. На практике замечено, что зачастую религиозные организации запрашивают разрешение на проведение мероприятия тогда, когда на это согласие не требуется.

Как показывает практика, нарушения, выявляемые государственными контрольно-надзорными органами, чаще всего связаны с правовой неграмотностью религиозных организаций. Помимо культовой деятельности религиозная организация осуществляет благотворительную, образовательную, издательскую
и иные виды деятельности. Кроме священнослужителей в этот процесс вовлечены послушники, волонтеры, прихожане и члены религиозных общин. Соблюдение требований пожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности, законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях, норм финансового, трудового и иных отраслей права требуют от руководителей религиозных организаций знаний не только духовных, но и правовых вопросах. Руководитель должен также иметь навыки применения законодательства с целью защиты прав верующих и религиозной организации.

Ведущий специалист-эксперт

отдела по делам некоммерческих организаций Э.К. Прокопьева

щим большинством религигиом крае с подавляющим большинством религигиозных объединенийведений может повлечь привлечение ре



 





База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница