Особенности жанровой природы баллады: к вопросу о жанровой конвергенции



Скачать 39.48 Kb.
Дата07.05.2016
Размер39.48 Kb.
Особенности жанровой природы баллады: к вопросу о жанровой конвергенции

Пивкина Екатерина Васильевна

СтуденткаМордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, Саранск, Россия
Сегодня одной из главных проблем отечественного литературоведения является проблема жанрового синтеза, взаимопроникновения жанровых систем. Серьезное научное осмысление данной проблемы предложено уже в работах известных теоретиков литературы М.М. Бахтина, Ю.Н. Тынянова, В.Д. Сквозникова, Г.Н. Поспелова и др. С одной стороны, исследователи, безусловно, опираются на «историческую память» жанра (М.М. Бахтин), а с другой – учитывают и единство исторической подвижности того или иного жанра.

Особый интерес в рамках поставленной проблемы представляет изучение жанра баллады, имеющего почетную и долгую историю как в западноевропейской, так и русской литературах. Родиной данного жанра считается Италия. На этапе своего зарождения (XIV-XVI вв.) она трактовалась как плясовая песня (ballar – плясать). Однако на русскую романтическую балладу наибольшее влияние, как отмечают исследователи, оказала англо-шотландская народная баллада (XIV-XVI вв.) с трагизмом, таинственностью, драматическим диалогом.

Следует отметить, что наибольшее распространение данная жанровая форма получает в эпоху романтизма. В английской литературе балладу активно разрабатывали В. Скотт, С. Кольридж, Р. Саути, У. Водсворд, Д. Байрон. В немецкой поэзии – Г. Бюргер, И. Гете, Ф. Шиллер, Г. Гейне. В русскую литературу баллада приходит благодаря В.А. Жуковскому, через его переводы и переложения английских и немецких образцов. Однако стоит заметить, что уже в первой трети XIX века в русской поэзии создаются и оригинальные образцы данного жанра.

Лиро-эпическая природа баллады, совмещающая лирическое, эпическое (фабульность) и драматическое (диалогические реплики персонажей), а также ее принципиальная открытость оказали существенное влияние на структуру жанра, сделав его гибким, подвижным и изменчивым. Жанровая диффузность баллады объясняется исследователями ее родством с разными жанрами, как фольклорными, так и литературными. Так, например, Д.М. Магомедова отмечает генетическую связь баллады с фольклорными жанрами (сказкой, исторической песней). Ученый обозначает схожесть сказочного и балладного сюжетов, строящихся на событии встречи между двумя мирами, земным и потусторонним («царство мертвых»). Однако в балладе, как справедливо утверждает Д.М. Магомедова, «границу переходит персонаж из потустороннего мира, вступая в контакт с героем, принадлежащим миру “здешнему”, заканчивается же такая встреча для последнего не победой и преображение, а катастрофой» [3, с. 26].

Иной взгляд на жанровую природу баллады и специфику ее развития в русской поэзии представлен в исследовании Л.Н. Душиной [см: 1]. Она склонна выделять романсовую природу русской сентиментальной баллады. Зарождение русской национальной баллады, на взгляд исследователя, происходит с опорой на фольклорную и литературную традиции русского романса. Истоки данной жанровой формы Л.Н. Душина обнаруживает в творчестве Н.М. Карамзина («Алина», 1790 и «Раиса» 1791).

Безусловная синтетическая природа балладного жанра обусловливает многосторонние контакты баллады и с другими жанровыми формами. Так, например, О.В. Зырянов, изучая процессы, оказавшие значительное влияние на стратегию жанровых преобразований в русской поэзии, доказывает процесс жанровой конвергенции баллады и новеллы [см: 2, с. 346-370]. Теоретик литературы обнаруживает близость данных жанров уже в самой специфике их жанровых структур. Отличительными чертами баллады и новеллы, как отмечает исследователь, являются «фабульная краткость и повествовательный лаконизм, установка на сюжетную увлекательность и драматизм действия» [2, с. 348].

Как мы смогли убедиться, жанр баллады весьма ярко демонстрирует свою синтетическую природы, гибкость и подвижность жанровых форм. Безусловно, свой расцвет баллада как литературный жанр получила в эпоху романтизма. Романтический период развития русской литературы связан с формированием канонических признаков данного жанра.

Однако следует признать, что жанр баллады не утратил своего значения и в современной поэзии. Балладный синкретизм становится весьма привлекательным и для поэтов рубежа XX-XXI веков. В современной поэзии очевидно развитие двух разнохарактерных типов баллад: лирической и мистической (мистико-драматической). С одной стороны, мы наблюдаем тяготение к лирической балладе, приближенной к жанру лирического стихотворения. Примером чему могут служить произведения Е. Рейна («Баллада ночного звонка»), О. Хлебникова («Баллада о галошах», «Баллада о соседях», «Баллада о смысле жизни»), Д. Быкова («Баллады»), С. Кековой («Баллада об уходящем времени») и др.

Не менее значимой является и второй тип баллады – мистическая или мистико-драматическая. Данная жанровая разновидности нашла свое развитие в творчестве современных поэтов-авангардистов: Т. Кибирова («Баллада об Андрюше Петрове», «Баллада о солнечном ливне», «Баллада о деве Белого плеса»), Ф. Сваровского («Все хотят стать роботами»), М. Степановой («Песни северных южан») и др. Балладный сюжет поэтов-авангардистов тяготеет к необычности, сверхъестественности. Игра с мистическими сюжетами, образом нарратора, проницаемость миров, выдержанность таинственно-мистической составляющей становятся главными отличительными признаками такого типа баллад.

Таким образом, осмысливая взгляды отечественных литературоведов на жанровую природу баллады, можно констатировать, что балладный синкретизм дает поэтам возможность экспериментировать с ее жанровой формой.


Литература


  1. Душина Л.Н. Поэтика русской баллады в период становления жанра: дисс. … канд. филол. наук. Ленинград. 1975. 173 с.

  2. Зырянов О.В. Эволюция жанрового сознания русской лирики: феноменологический аспект. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2003. 546 с.

  3. Магомедова Д.М. Баллада // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / Гл. научн. ред. Н. Д. Тамарченко. М.: Изд-во Кулагиной, Intradа, 2008. С. 26-27.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница