Основные виды спп с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них



Дата01.11.2016
Размер37.7 Kb.
МОУ школа № 15

Открытый урок русского языка по теме

«Основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них»

(технология использования информационных ресурсов)

Учитель Михайлова В. Н.

г. Тольятти – 2009 г.



Тема: основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них.

Цели: 1) познакомить учащихся с основными группами СПП с несколькими придаточными, их графическим изображением и постановкой знаков препинания;

2) сформировать соответствующие классификационные умения основных типов и видов синтаксических конструкций;

3) сформировать навыки анализа и построения графических схем как зрительных опор в процессе наблюдений и пунктуационного анализа предложений;

4) активизировать мыслительную деятельность учащихся в процессе аналитического анализа учебной литературы на основе собственных наблюдений школьников.

Оборудование: 1. Учебник «Русского языка» для 9 класса. Авторы: Л.А.Тростенцова и другие.

2. Учебник «Русского языка» для 9 класса. Авторы: С.Г.Бархударов и другие.

3. ЕГЭ. Русский язык. Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. Авторы: В.Н. Александров и другие.
Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Повторение. Актуализация знаний учащихся.

1. Работа у доски.

1.Определить виды придаточных предложений, расставить знаки препинания, средства связи придаточного предложения с главным.

– Я не знал, где он находился. (Изъясн.)

– Он был там, где я его оставил вчера. (Места)

– Перед ним был дом, где прошло его детство. (Определит.)

– Я рассказал о том, что всех интересовало. (Определит.)

– Я сообщил о том, что завтра уезжаю. (Изъясн.)

2. Определить роль союза как в предложениях.

– Музыка как небо над землей. (Боков)

– Я вам советую как приятель быть осторожнее. (Лермонтов)

– Как истинный француз, в кармане Трике привез куплет Татьяне. (Пушкин)

– Я с жадностью читаю Тургенева и удивляюсь, как у него все понятно, просто и по-осеннему прозрачно. (Тургенев)

– Многие русские слова излучают поэзию подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск. (Паустовский)
2. Блиц-опрос. Определить виды придаточных предложений (устно).


  1. Ничто не нарушало гулкой тишины, что наступила вокруг. (Определит.)

  2. Я замолчал оттого, что глаза мои остановились на трех запыленных портретах. (Причины)

  3. Свежий ветер вдруг рванул в комнату, сдул пыль так, что поднялся серый туман. (Образа действия)

  4. Как ни жалко было Левину мять траву, он въехал на луг. (Уступки)

  5. Что-то вдруг с необыкновенной силой расширилось в груди Романова, как будто бы он собирался лететь. (Сравнительное)


III. Новый материал.

Запись темы: СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

План изучения материала.

1. Как называют авторы учебников тип предложений?



Тростенцова – многочленные предложения.

Бархударов

Александров – комбинированное подчинение.

2. Какие виды подчинений выделяют?



Тростенцова – соподчинение
однородное неоднородное


1

1



последовательное

111

Бархударов – последовательное

111
прид. I степени
прид. II степени
однородное параллельное


1

1





Александров: последовательное

параллельное (неоднородное)

однородное
3. Какие схемы имеются в учебниках?

Тростенцова – вертикальные.

Бархударов – горизонтальные.

Александров – вертикальные и горизонтальные.
4. Знаки препинания.

1. При последовательном подчинении: стык союзов Бархударов и Тростенцова объясняют одинаково.

Как?

2. При однородных придаточных:

Бархударов полнее и больше
3. Александров – схема как опора.
IV. Тренировочные упражнения.

1. Раздать опоры-схемы.

2. Упражнение № 201 – учебник Бархударова

– составление схем (по 2 предложения)



3. Упражнение № 169 – письменно.

V. Дом. Задание: § 28, упр. № 172 письменно.

VI. Итоги урока.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница