Основная часть 1 в центре революционных бурь. 2 Один из первых подводников



Скачать 265.92 Kb.
Дата13.11.2016
Размер265.92 Kb.
Областная краеведческая олимпиада

«Мир через культуру»



Мухина Анна Сергеевна

11 класс МОУ «Шуйская средняя общеобразовательная школа»

Междуреченский район с. Шуйское ул. Сухонская набережная д.2, кв. 3

Телефон 8-817 49 паспорт



Междуреченцы во флоте

Научный руководитель: Зайцева Любовь Сергеевна

учитель истории и обществознания МОУ

«Шуйская средняя общеобразовательная школа»

С. Шуйское, ул. Шапина, 50. Тел. 8-817-49-2-10-31.
январь 2009 года.

План работы


1.Введение

2.Основная часть

1) В центре революционных бурь.

2) Один из первых подводников

3) В годы Великой Отечественной войны.

4) Династии на флоте

5) На атомной подводной лодке

6) Курс на Северный полюс

7) На службе флоту в мирное время

8) Земляки – конструкторы и строители подводных лодок

3. Заключение
.
Источники и литература
Трошкин Л.Л. «Морское Междуречье» Материалы районного краеведческого музея;

Респондентские опросы: Вересов В.А. 1941 г. рождения капитан – лейтенант запаса

председатель Совета Морского собрания района

Мухин С.А. предприниматель

Зайцева Л.С. 1962 г.рождения, учитель истории

В.В. Судаков. Книга Памяти Вологодской области. Междуреченский район. Вологда. 1995г.

М.А. Свистунов Л.Л. Трошкин «Междуречье. Очерки и документы местной истории (1137-1990) Вологда 1993г.
Трошкин Л.Л. «Футбол на полюсе» статья в районной газете «Междуречье», 22.07.2003.

В. Вересов «Подводному флоту России – 100 лет», «Междуречье» 17.03.2006.

Трошкин Л.Л. «Мичман атомного крейсера», «Междуречье» 2006 г.

Герасимов Е. «Да будет солдат, а не шаматон…» «Междуречье» 05.07.2005 Трошкин Л.Л. «Северный флот не подведёт» «Междуречье» 18.03.2008 г.

Колесников П.А. Северная Русь. 18 столетие. Вологда 1973год с. 11

«Адмиралтеец» Газета трудового коллектива предприятия «Адмиралтейские верфи» №24

декабрь 1999 год , №16 август 2004 год.

Зайцев С. Морская история Вологодчины. Издательство «Грифон» 1998.


1.Введение

Село Шуйское расположено на берегу полноводной реки Сухоны, поэтому исстари население занималось строительством лодок, барок, в 18 веке по приказу Петра Первого лучшие мастера были направлены на строительство флота и города Санкт- Петербурга. «В 1720 г. переведено в Петербург 824 семьи плотников из северных уездов, в том числе из Вологды и Шуйского городка 184…». (сноска Колесников П.А. Северная Русь. 18 столетие. Вологда, 1973, с.11). По непроверенным данным в честь строителей из Шуйского Дребезговых названа улица в г. Санкт- Петербурге. Многие наши земляки связали свою жизнь с Военно–морским флотом, не раз проявляли героизм и мужество в морских сражениях, в мирное время проходили и проходят срочную службу на флоте. Известны целые династии междуреченцев – моряков, и даже строителей современных кораблей и субмарин.

Почему меня заинтересовала тема «Междуреченцы во флоте»? Полтора года назад, в программе «Время» передали информацию о том, что наша подводная лодка достигла Северного полюса. Меня очень взволновало это сообщение, т.к. мой отец Мухин Сергей Александрович служил на атомной подводной лодке К-537 Северного флота, которая в марте 1980 года достигла Северного полюса и произвела всплытие. Ещё в детстве я видела эти уникальные фотографии, сделанные подводниками на Северном полюсе. Об отце писали в районной газете «Междуречье» (см. приложение «Футбол на Полюсе»), Что вызвало у меня особую гордость и интерес к этой теме. Я решила узнать, кто ещё из моих земляков в годы войны и мирное время служил на флоте в различные исторические периоды, осваивал современные подводные лодки.



Актуальность (О значимости ВМФ для обороны страны в современных условиях, о том, что нужно поднимать престиж ВС, воспитывать патриотов)

А.С. Пушкин писал: «Я чрезвычайно дорожу именем моих предков, этим единственным наследством, доставшимся мне от них». Моя малая родина Междуречье часть большой России и я, думаю, что мои земляки, так же заслуживают уважения, чести, памяти. Они вместе со всей страной и каждый на своём месте трудились и защищали Россию. Наше дело не дать пропасть их трудам, помнить о них.

Основная цель моей работы приоткрыть интересную страницу в истории района – «Междуреченцы во флоте».

Я поставила следующие задачи:

- показать роль и значение деятельности междуреченцев в истории Военно -

морского флота страны;

- раскрыть судьбы земляков, связанных с надводным и подводным флотом;

- исследовать особенности взаимоотношения людей, организацию их жизни и быта во

время подводных плаваний;

- определить, чем вызвано складывание династий в морской службе.

Надеюсь, что моя работа будет интересна современному и будущему поколениям, пробудит у них чувство гордости и патриотизма.

0сновными источниками моей работы стали воспоминания очевидцев и участников событий. Когда люди вспоминают о чём-то, они говорят о том, что для них значимо, ценно, часть информации может быть утеряна, часть, требует проверки. Уникальный источник – фотографии. Фотографии Кулакова И.К., им около ста, а может и больше лет. Они прекрасно сохранились. Фотобумага приклеена на плотный картон. Присутствие фона на одной из них убеждает, что снимки сделаны в фотоателье. А вот снимки, сделанные подводниками на Северном полюсе. Качество их низкое, т.к. сделаны они фотоаппаратом «Смена», да и фотограф - любитель, но именно они запечатлели важное событие в истории страны, флота и каждого подводника – участника похода на Северный полюс. Я использовала материалы районного краеведческого музея, подготовленные Л.Л. Трошкиным, а так же публикации районной газеты «Междуречье» о моряках. Много работала с публицистической литературой о ВМФ, что вызвало у меня большой интерес, помогло сделать важные выводы.



2. Основная часть

В центре революционных бурь

20 век. Россия – страна «второго эшелона», одна из главных задач - модернизация, а поэтому надо по возможности избегать военных конфликтов, особенно на Западе, укреплять свою обороноспособность. Российский флот всегда был важнейшей стратегической силой страны. Однако, дать России 20 лет покоя, как просил известный реформатор П.А. Столыпин, не удалось. В начале 20 века страна будет втянута во внешние и внутренние конфликты: Русско-японская война, Первая мировая, Октябрьская революция.

В 1904 году во время войны с Японией на мине подорвался флагманский корабль «Петропавловск», следовавший в Порт-Артур, на котором находился вице-адмирал С.О. Макаров и уроженец Вологодчины художник – баталист В.В. Верещагин. В считанные минуты корабль затонул, унося в морскую пучину более тысячи моряков. Чудом удалось спастись примерно четырём десяткам моряков, среди которых, был наш земляк, уроженец деревни «Воинское» Солнцев Василий Иванович.

На двух кораблях Балтийского флота «Светлана» и «Гангут» служил в начале 20 века наш земляк Иван Константинович Кулаков. (См. приложение. Воспоминания учительницы истории МОУ «Шуйская средняя общеобразовательная школа» Зайцевой Л.С.)

Фрегат «Светлана» - водоизмещение 2000 т.,40 орудий,25 офицеров и 73 человека команды. Ещё, когда «в 1862 году «Светлана» вошла в воды залива Хобсон (Австралия) г. Мельбурн, то сравнение её с флагманом местного флота КЕВ (Корабль Её Величества) «Пелорус», было не в его пользу. Об этом писала местная пресса.» ( сноска сайт Интернет)

. На второй фотографии на безкозыре Кулакова Ивана написано «Гангут», что даёт нам основание сделать вывод, что он служил на этом линкоре. Линейный корабль "Гангут" (с 27 июня 1925 года - "Октябрьская Революция"). Скорость 23 узла, дальность плавания 1625 миль на 13 узлах. Экипаж 31 офицер 28 кондукторов и 1065 нижних чинов. Заложен линкор 3 июня 1909 года на Новом Адмиралтействе в Санкт-Петербурге. Вступил в строй 21 октября 1914 года, к тому времени шла Первая мировая война и возможно, что Кулаков И. был призван на войну. Мы не знаем, в чём состояла его служба, в каких конкретно событиях он принимал участие. Однако, мы знаем о линкоре «Гангут» следующее: «15 августа 1915 года совместно с линкором "Севастополь" он прикрывал минные постановки в Ирбенском проливе, 1-2 ноября 1915 года на корабле произошло революционное выступление матросов, подавленное командованием. Осенью 1915 года и в декабре 1915 года совместно с линкором "Петропавловск" (флагман) участвовал в минно-заградительных операциях южнее острова Гогланд. 12-17 марта 1918 года совершил переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт. Участвовал в гражданской войне (оборона форта Ино в апреле 1918 года). С октября 1918 года по 4 мая 1925 года находился в Петроградском военном порту на долговременном хранении. 21 апреля 1921 года вошел в состав Морских сил Балтийского моря и 11 января 1935 года в состав Краснознаменного Балтийского флота.» (сноска сайт Интернет)

В центре революционных событий Октября 1917 года были и другие наши земляки. «В составе отряда матросов, штурмовавшего Зимний дворец, был командор крейсера «Аврора» Михаил Фёдорович Козлов (1891-1958). Будучи призван на Балтийский флот в 1913 г. в экипаже легендарного крейсера он служил с 1914 года, принимал участие в боях с Юденичем, после демобилизации до конца своих дней честно трудился и жил в д. Марково. Одновременно с М.Ф. Козловым службу на «Авроре» проходил Константин Александрович Митенин, родом он из крестьян деревни Щетенёво Авнегской волости». ( сноска М.А. Свистунов. Л.Л. Трошкин. Междуречье. Очерки и документы местной истории (1137 – 1990гг.) Вологда. 1993 стр.144.).

В школьном музе я познакомилась ещё с одним участником революционных событий. Постников Алексей Павлович родился 22 июня 1897 года. Был призван в армию на Балтийский флот в годы Первой мировой войны в мае 1916 года. Служил в бригаде из четырёх крейсеров: «Россия», «Громобой», «Диана», «Аврора» до 1919 года включительно. Во время взятия Зимнего дворца находился в Кронштадте. В январе 1918 года был направлен в составе группы моряков для охраны Учредительного собрания. В 1919 году был переведён на Северный флот в Архангельск, где служил на плавучей батарее «Богатырь». В конце 1922 года демобилизовался и проживал в деревне «Дороватка». Участник Великой Отечественной войны, имеет две медали «За отвагу». (См. приложение)


Один из первых подводников

В 1901 году по заданию Морского технического комитета инженер – кораблестроитель И.Г. Бубнов, капитан 2 ранга М.Н. Беклемишев и корабельный инженер И.С. Горюнов разработал проект подводной лодки, которая была заложена в 1902 году на Балтийском заводе в Санкт – Петербурге. В июне 1906 года она вступила в строй и получила название «Дельфин». Одним из конструкторов и командиром первой русской боевой подводной лодки был Михаил Николаевич Беклемишев. В 1904 Балтийскому заводу были даны заказы на постройку усовершенствованных подводных лодок типа «Касатка», авторами проекта были также Бубнов и Беклемишев. (ссылка)

Среди первых российских подводников был Пётр Мачулан, судьба которого впоследствии была тесно связана с Междуречьем. Со слов старожилов нашего села ……… пока, правда не подтверждённых документально, П. Мачулан входил в состав экипажа подводной лодки «Дельфин», а затем в качестве инженера – механика служил на одной из десяти подводных лодок «Касатка», которые в ходе Русско–японской войны были переброшены во Владивосток.

Во время службы на Балтийском флоте Пётр Мачулан женился на Ольге Григорьевне Морозовой, представительнице старинного крестьянского, к той поре разбогатевшего, рода из села Шуйского. Служба на подводных лодках пагубно сказалась на здоровье П. Мачулана. Выйдя в отставку, он некоторое время работал в Петербурге, затем в Печаткине, а в 1934 году вместе с семьёй перебрался на родину жены. Умер П.П. Мачулан в феврале 1945 года похоронен на кладбище в с. Шуйском.



Большую роль в создании русского подводного флота после Русско-японской войны сыграл адмирал Эдуард Николаевич Щенснович. Благодаря ему и его сподвижникам в годы первой мировой войны русские подводные лодки были укомплектованы хорошо подготовленными кадрами подводников, которые отважно действовали на Балтийском и Чёрном морях

Строительство советских подводных лодок началось в 1927 году с ПЛ типа «Д» («Декабрист»), а в начале 30-х гг. были созданы лодки типа «Щ» («Щуки»), «С» и «М» («Малютки»). Накануне войны в состав подводных сил страны вошли большие океанские подводные лодки типа «К» «Крейсерные». К июню 1941 года в составе ВМФ СССР насчитывалось 212 подводных лодок.

В годы Великой Отечественной войны.

С отвагой и честью прошли наши земляки через все испытания, выпавшие на их долю в годы военного лихолетья. Кого-то из них начало войны застало на действительной военной службе, а те, кто был в запасе, были мобилизованы, так же как летчики и медицинские работники буквально в считанные часы после объявления войны. Среди них был уроженец деревни Рогачево Хожаевского с/с Михаил Попушков. (см. приложение фото). До войны он успел пройти отличную школу подводного плавания, отслужив, почти пять лет на одной из подводных лодок Северного флота.

22 июня 1941 года вместе со своей невестой Александрой Кулаковой Михаил находился в Вологде по счастливому поводу — надо было принарядиться к свадьбе, а невесте еще и хорошую прическу хотелось сделать. Через два дня Шура прощалась с женихом на Шуйской пристани. Не верилось, что разлука надолго, а получилось, что навсегда.

Михаил Попушков был зачислен в экипаж крейсерской подводной лодки К-З. Лодки этой серии по вооружению и скорости значительно превосходили зарубежные, отличались хорошей маневренностью и живучестью.

Подводная скорость лодки 10 узлов (18,5 километра в час), дальность плавания под водой — 176 миль (более 300 километров). Надводная скорость — 21 узел (около 39 километров в час), дальность плавания более 14 тысяч миль. Вооружение: десять 533-мм и два 100-мм торпедных аппарата, два 45-мм орудия, два 7,62 пулемета, 20 морских мин. Экипаж 62 человека.

В декабре 1941 года К-З совершила свой первый боевой поход. Командовал лодкой капитан-лейтенант К. И. Малафеев, на борту находился командир дивизиона подводных лодок капитан 2 ранга М.И. Гаджиев (в 1942 году ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза).

Лодка успешно поставила мины и заняла позицию к западу от мыса Нордкап. 3 декабря К-З обнаружила большой транспорт противника в охранении сторожевого корабля и двух катеров. Двумя торпедами с лодки транспорт был потоплен, после чего корабли охранения начали бомбить подводную лодку. Бомбы нанесли корпусу подводного корабля существенные повреждения. При попытке уйти от места бомбежки подводная лодка несколько раз ударилась о грунт. Были повреждены топливные цистерны, из которых начал выделяться соляр, демаскируя лодку. Корабли противника настойчиво преследовали её. Находясь в 17 милях от порта Гаммерфест, они вызвали противолодочные корабли. Когда те появились на горизонте, командир принял решение, не дожидаясь соединения вражеских кораблей, всплыть и, ведя артиллерийский огонь в надводном положении прорываться дальше в море.

К-З всплыла и открыла огонь по противнику. В течение 7-8 минут были потоплены сторожевой корабль и катер, второй фашистский катер поспешно отошел к берегу. Прорыв удался.

После ремонта лодка снова вступила в строй боевых кораблей Северного флота. Многие члены её экипажа были награждены орденами и медалями. Михаилу Фёдоровичу Попушкову был вручен орден Боевого Красного Знамени. По результатам боевых походов 1941 — 1942 годов К-З вошла в число лучших североморских подводных лодок. На её счету были потопленные транспорт и два сторожевых корабля врага. Ещё одной наградой М.Ф. Попушкова стал орден Отечественной войны второй степени.

К сожалению, мы не располагаем сведениями о гибели К-З и её экипажа. Лаконичны и последние официальные сведения о Михаиле Федоровиче Попушкове. Книга памяти нашего района сообщает, «гвардии старшина Северного флота М. Ф. Попушков 1916 года рождения погиб 10 апреля 1943 года и тело его предано морю, подводная лодка К(сноска В.В. Судаков.Книга Памяти Вологодской области. Междуреченский район. Вологда. 1995 год стр. 126 №1112.)

Советские подводники за годы войны потопили 332 транспорта и 87 боевых и вспомогательных кораблей противника. 25 подводников удостоены высокого звания Герой Советского Союза.

Охоботов Александр Михайлович 1918 г. рождения

Астахов Николай Александрович д. Баскаково 1910 года рождения, ещё до войны был призван служить на Балтийский флот. Служба проходила на линкоре «Марат» Начало войны застало лейтенанта Астахова на п-ве Ханко. Участвовал в обороне Ленинграда, в освобождении Прибалтики, награждён Орденом Красной звезды. Погиб 24 ноября 1944года. (сноска Книга памяти См. выше стр. 27)

Смирнов Николай Григорьевич уроженец Ботановского сельсовета. В 1939 году поступил в Военно – морское политическое училище. 23 июня 1941 года курсантам было объявлено, курс обучения для них заканчивается и, что выпускной экзамен им придётся сдавать на войне. В составе 101-ой морской бригады железнодорожной артиллерии Н.Г. Смирнов прошёл боевой путь. Капитан первого ранга. Он участвовал в защите Ленинграда, в боях на Карельском перешейке, в освобождении Прибалтики, в разгроме Восточно – Прусской и Курляндской группировок войск противника. В послевоенные годы Николай Григорьевич вёл активную преподавательскую и научную работу. Кандидат исторических наук. С 1967 года начальник политотдела Высшего военно – морского ордена Ленина, ордена Ушакова училища имени М.В. Фрунзе Он написал несколько книг о войне: «На защите Ленинграда», «Залп за Родину», «Память истории в моём сердце» и др.

Николай Николаевич Кулаков служил командором на торпедном катере Северного флота. В ходе боевых действий ТК- 13 потопил несколько транспортов и боевых кораблей противника. За героизм, проявленный в боях, наш земляк был удостоен высоких правительственных наград. За участие в потоплении транспорта противника водоизмещением 12 тысяч тонн он был награжден орденом Отечественной войны 1 степени, за уничтожение двух тральщиков врага - орденом Красной Звезды, за уничтожение вражеского эсминца - 2-м орденом Красной Звезды.


Награды вручались за подвиги. Но для моряков торпедных катеров каждый выход в море требовал большого мужества. Достаточно сказать, что корпуса этих маленьких корабликов делались из дерева, иногда даже из специальной фанеры. Это позволяло катерам развивать очень высокую скорость (до ста и более километров в час), что при хорошей маневренности и помогало уходить от огня противника. Но достаточно было всего нескольких небольших попаданий вражеских осколков и очередей из крупнокалиберного пулемёта, чтобы катер
затонул.
Так и случилось с Т К-13 в сентябре 1944 года в Баренцевом море во время ожесточенного боя с вражеским конвоем. Оставшиеся в живых советские моряки были подняты из воды на борт одного из немецких кораблей. Надо сказать, что моряки противоборствовавших сторон нередко поступали подобным образом, подчиняясь древней морской традиции.
До конца войны наш земляк и его боевые товарищи находились в лагере военнопленных в Норвегии. А потом после сравнительно недолгой проверки вернулся на родную Малую сторону в село Шуйское. (cноска Ветераны Великой Отечественной Вологда 2005 стр.149)

Отгремели залпы Великой отечественной войны. Но необходимость надёжно защищать интересы нашей родины на морях и океанах и обеспечивать неприкосновенность её морских рубежей не позволяли Советскому государству ослаблять внимание к укреплению флота.



Династии на флоте

В любом деле, если складываются династии, то это дело не пропадёт, будет развиваться , а если династии складываются в военной службе, на флоте, то можно быть уверенным враг не пройдёт. В Междуречье сложилось много морских династий, любовь к морю передавалась из поколения в поколение. Назову несколько династий.

Основатель одной из них Попов Алексей Степанович уроженец Малой стороны. В начале прошлого века он служил на миноносце «Гавриил». Его четыре внука Попов Ю. Н., Вересов В.А, Вересов Л.А., Вересов П.А. продолжили его дело.

29 правительственных наград на счету уроженца Малой Стороны Юрия Николаевича Попова (1931 год рождения), который прошёл славный путь от матроса до капитана первого ранга, начальника политотдела тыла Ленинградской военно – морской базы. Значительная часть его службы проходила на дизельных подводных лодках. Он участник многих дальних боевых походов. (см.приложение фото) Вересов В.А. 1941 года рождения закончил мореходное училище в г. Мурманске, несколько раз был на офицерских курсах в Калининграде, Балтийске, Кронштадте, служил на кораблях Балтийского флота, капитан – лейтенант запаса, сегодня является председателем морского собрания района, его братья Леонид и Пантелеймон также закончили Мурманское мореходное училище.

По стопам деда Кулакова Ивана Константиновича (о нё речь шла выше) пошли его внуки. Нужин Владимир Михайлович ( года рождения) закончил Высшее военно - морское ордена Ленина, Краснознамённое училище имени М.В. Фрунзе. Служил на Северном, Балтийском, Черноморском флотах на надводных кораблях. Капитан 2 ранга. Всегда стремился повышать свой профессиональный уровень, поэтому поступил и закончил Военно–морскую академию кораблестроения и вооружения имени Крылова. Затем работал в научно – исследовательском институте радиоэлектроники, защитил кандидатскую диссертацию. Дугой внук Кулакова И.К. Ивакин Игорь Васильевич (1939года рождения) проходил срочную службу на Северном флоте в г. Мурманске, а затем остался там работать на судостроительном заводе.

Немало лет отдали службе на флоте представители династии Громовых: Порфирий Степанович – участник Великой Отечественной войны, в настоящее время живёт в Грязовце, его брат Николай Степанович проходил службу на Северном флоте в 50-хгг, он живёт в д. Яскино Старосельского поселения нашего района, сын Порфирия Леонид служил на СФ в 70-е гг.

Ещё об одной династии Веберов, связанной с флотом речь пойдет ниже.

На атомных подводных лодках

В 1954 году в море вышла первая американская подводная лодка с атомным реактором вместо традиционного дизеля «Наутилус». Чуть позже океанские воды расступились и перед первенцем советского атомного флота – подводной лодкой «Ленинский комсомол».

Подводная лодка «Ленинский комсомол» была первой, которая всплыла на Северном полюсе в июне 1962 года, где был водружён Государственный флаг СССР. Камандир

подводной лодки Л.Жильцов был удостоен звания Герой Советского Союза, а экипаж награждён орденами и медалями.

В марте 1980 года атомная подводная лодка ТРМ- 671, (?) на которой проходил срочную службу мой отец Мухин Сергей Александрович, (фото см.приложение) совершила очередной поход на Северный полюс.

Многие из наших земляков, служили и служат на подводных лодках, но не всем в отличие от моего отца Мухина Сергея Александровича довелось сыграть в футбол на Северном полюсе.

В ….году отец закончил Шуйскую среднюю школу и поступил в Егорьевское училище гражданской авиации, откуда и был призван во флот. Пройдя с отличием подготовку для работы на ядерных энергетических установках, он вместе с группой других молодых матросов в конце мая 1978 года был направлен на новейшую торпедно-ракетную модернизированную (ТРМ) атомную подводную лодку, первую в 671 серии.
Атомоход был построен на Адмиралтейских верфях в Ленинграде, Одним из его ведущих строителей был наш земляк Владимир Владимирович Вебер, который, возможно, участвовал и в испытаниях этого подводного крейсера. Довелось участвовать в испытаниях лодки в море и отцу, правда, всего лишь в качестве помощника кока. Тогда же состоялось и его крещение в подводники, процедура которого была очень простой — надо было выпить плафон забортной морской воды.
Хуже водки прошла, - с улыбкой вспоминает об этом отец.
Испытания заняли всё лето. Рабочая нагрузка для всего экипажа была большой, а для начинающих моряков особенно. Но главный экзамен и атомоход, и экипаж выдержали. Хотя не обошлось и без серьезного ЧП. Во время одного из погружений неожиданно резко стал увеличиваться дифферент на нос лодки.
При скорости 15 узлов (около 28 километров в час) такой угол погружения мог привести к столкновению с морским дном и к серьезной аварии, а то и к гибели подводной лодки. Лишь молниеносная реакция командира, который только что сменился с вахты, но не успел еще даже дойти до своей каюты, спасла положение. Он метнулся в пост управления и, оттолкнув боцмана, сумел выровнять лодку, когда до грунта оставалось всего 80 метров. Тут же, видимо, еще не отойдя от шока, он стянул с ноги хромовый сапог и отхлестал им провинившегося, который и «всего-то» забыл сделать переключение рулей. На волоске тогда повисла жизнь более сотни человек.
Когда после гибели «Курска» знакомые спрашивали отца о возможных причинах трагедии, он говорил, что не исключена возможность подобной оплошности, особенно, если учесть, что затонул атомный крейсер на очень небольшой для него глубине, а причиной взрыва мог стать и сильный удар о грунт его носовой части...
В 1978 году все обошлось благополучно, испытания прошли успешно, лодка вошла в состав Северного флота. А вскоре получила первое боевое задание и была направлена в автономное плавание в Атлантический океан.

Три месяца под водой стали самым продолжительным испытанием не только для атомных реакторов и всех многочисленных механизмов, агрегатов и систем подводного корабля, но и для его экипажа. Техника могла спокойно выдержать год автономного (без пополнения запасов) плавания, для людей и три месяца пребывания в замкнутом пространстве, под многометровой толщей воды, в одном и том же обществе означают огромную психическую нагрузку. С каждой новой неделей люди становятся все более раздражительными и придирчивыми, иногда не в меру обидчивыми, любой пустяк может вызвать ссору даже между лучшими друзьями. При этом надо быть постоянно в нормальной физической и моральной форме, безупречно нести службу: четыре часа — вахта, четыре часа — отдых. Это только у техники нет ни нервов, ни чувств, ни души. Любой машине требуется лишь энергетическое питание. Человеку одного продовольствия мало.

«Общий котел», кстати, не случайность и не показной демократизм, дисциплина на лодке железная. Иначе просто нельзя, поскольку каждый понимает, что на подводном корабле как в песне: « если радость на всех одна, на всех и беда одна». Ошибка одного человека может стоить жизни всему экипажу. Поэтому весь экипаж заинтересован, чтобы свести до минимума возможность случайной ошибки, причин для которой может быть немало: недоел, недоспал, поссорился с товарищем, переживал обиду или несправедливость... О морально-психологическом климате на лодке постоянно заботятся и отцы-командиры, и медики. На борту была неплохая библиотека, выходя в море, брали с собой десятки кинофильмов. Лучшие из них прокручивали много раз с начала и до конца, потом в обратном порядке, смотрели по частям и с середины... Но всё в прямом и переносном смысле приедается.

А взять такой пустяк: на лодке не было помещения для курения. Трехмесячный перерыв здоровью не повредил, но настроение у любителей подымить от этого подчас портилось.

Проверку на прочность экипаж, тем не менее, выдержал, успешно была решена и главная боевая задача — проведение противолодочной разведки. На родном берегу моряков ждала торжественная встреча с оркестром, а командир дивизии подводных лодок после приветственных теплых слов вручил традиционный морской приз за удачу — поросенка. Были и персональные награды, самая главная для отца — 45-дневный отпуск.

Выходы в море стали обычным делом. Они продолжались 2 — 4 недели, а поход в Норвежское море занял полтора месяца. Лодка участвовала в боевых учениях и стрельбах, много раз на её борту объявлялись учебные аварийные тревоги. Кстати, не учебной оказалась лишь одна незначительная авария, устраненная своими силами за считанные минуты.

Атомные реакторы — энергетическое сердце субмарины — работали без сбоев. Мой отец, отслуживший в ядерном отсеке больше двух лет знает об этом не понаслышке. На первой лодке новой серии использовалось несколько новых систем и устройств. Для их испытания в суровых условиях Арктики, в важнейшей военно-стратегической зоне, было получено весьма непростое и редкое по тем временам ответственное задание: пройти подо льдами и всплыть на Северном полюсе.

Курс – Северный полюс

Предварительный, как бы тренировочный, подледный поход занял десять суток. После его анализа и короткого отдыха на базе экипаж приступил к выполнению основного задания. Путь до полюса проходил в основном на глубине 100 метров и занял семь дней, которые были заняты обычной работой в привычном режиме. Времени не было, чтобы тревожить себя мыслями о том, что над головой кроме воды еще и толстый ледяной панцирь.

Но когда пришли на полюс, над этим пришлось задуматься. Это только в знаменитом американском фильме о советской подводной лодке возможна совершенно нелепая и дикая ситуация, когда командир отдает сумасбродный приказ срочно всплывать с максимальной глубины подо льдами. Даже в чрезвычайной ситуации во время войны это ничем не оправданный риск, на который никакой командир в здравом уме не пойдет.

« Когда лодка, благодаря новейшей штурманской системе «Медведица», доказавшей свою полную эффективность в высоких широтах, вышла на полюс, - вспоминает отец, - толщина льда над нами превышала пять метров. Всплытие грозило кораблю серьезнейшими повреждениями, поэтому с помощью приборов была найдена полынья с толщиной льда 20 - 30 сантиметров, и без проблем было произведено всплытие в непосредственной близости от Северного полюса. Причем на поверхности оказалась лишь носовая часть и рубка, а корма, чтобы не повредить акустическую гондолу, укрёпленную над корпусом, была оставлена подо льдом.

Трудно передать словами восторг, который охватил меня и моих товарищей, когда мы вышли из лодки. Яркий солнечный день, вокруг белейшие, слепящие глаза, льды и снег, синее чистое небо и полная, необыкновенная тишина. Действительно, белое безмолвие. «А потом наступила какая-то эйфория,- вспоминает отец, мы стали кричать, обниматься, барахтаться, радовались как дети. Я даже не заметил, как поморозил нос, уши, руки. В лодке тепло, а на воле — минус 30.

Кто-то принес футбольный мяч, и все, включая офицеров, принялись играть в футбол. Я даже в пылу слегка оттолкнул от мяча командующего флотилией, а тот хоть бы что — игра. Попробуй, задень плечом адмирала в обычной обстановке!»

На мяче потом все расписались, а после похода он был передан во флотский музей. «Флагманский фотограф извел на нас немало пленки, - вспоминает отец, - но фотографий мы так и не получили. Вообще фотографировать было строго запрещено, но я все-таки рискнул тайком вынести из лодки свою старенькую «Смену» и сделал несколько снимков» (См. приложение фотографии)

В настоящее время мой отец Сергей Александрович Мухин живет и работает в Шуйском.



Земляки на службе флоту

Среди тех, кому довелось проходить морскую службу на дизельных подводных лодках Черноморского флота, был наш земляк старшина второй статьи Александр Николаевич Осовской, (см. приложение фото) участвовавший во многих походах и боевых учениях флота. Он родился в Тотемском районе, а последние годы жизни провёл в Шуйском, где умер в 2005году

.Наш земляк Леонид Васильевич Пылков старшина первой статьи, специалист первого класса, участник двух автономных плаваний, многих выходов в море и боевых учений (см. приложение фото). Его служба в течение трех лет проходила в ракетном отсеке атомного подводного крейсера. Судьба моряка сложилась трагически. Спустя несколько лет после демобилизации он умер в Вологде, где работал на заводе «Электротехмаш», оставив жену с двумя малолетними сыновьями. Официальная причина смерти — инсульт и сегодня наводит на некоторые мысли о причинах этого «внезапного» заболевания у вполне до этого здорового и благополучного человека, находившегося в расцвете жизненных сил...

В 2004 году трагически оборвалась жизнь бывшего моряка подводника Владимира Рафаиловича Тошина, работавшего в МУП «Жилищник».

Наш районный центр может по праву гордиться и другими моряками-подводниками, которые родились или сегодня живут в нашем селе. В.М. Морозов, А.Н. Москвин, В. Катков, Н.Н. Трошкин, С.Н. Федотов и многие другие.

В составе БЧ-5 служил на атомной подводной лодке бывший первый секретарь Междуреченского райкома КПСС, ныне глава Грязовецкого района капитан третьего ранга в запасе Владимир Иванович Чирков.

И сегодня служат на флоте ребята, продолжая традиции своих земляков.

А. Журавлёв – мичман атомного крейсера, родился в 1979 году в Шуйском. Окончил 9 классов Шуйской средней школы и СПТУ, (по воспоминаниям Кл. рук) в 1998- 2000году проходил действительную воинскую службу в частях ВВС, младший сержант. В2001 году поступил на службу по контракту. После курсовой подготовки присвоено звание мичман, техник рулевой команды. Основным местом службы является АПЛ стратегического назначения проекта «Акула» - «Архангельск». Алексей участвовал в автономных плаваниях и морских походах, в том числе и составе экипажа АПЛ «Северсталь». О службе Алексей рассказывал: «Нашу АПЛ можно назвать чудом техники и высоких технологий: ядерных, компьютерных и многих других. Но любая самая современная техника без специалистов мертва и бесполезна, поэтому служба наша ответственная, напряжённая, иногда опасная. Она не прощает ни ошибок со стороны людей, ни малейших сбоев, неисправностей и погрешностей…. Когда наш крейсер посетил Президент ВВ Путин, он дал высокую оценку и АПЛ и её экипажу. Я с Президентом, естественно, не общался, просто приветствовал его как положено по уставу, когда он знакомился с личным составом ».(См приложение) Сегодня Алексей вновь продолжает свою морскую службу. И мы можем не сомневаться, что наш земляк не посрамит столетней истории подводного флота.

«Пётр Великий» - атомный крейсер, самый мощный корабль в мире. Команда 760 человек.(?) Весной 2005 года вернулся наш земляк – выпускник нашей школы 2001 года Антипичев Сергей, отслуживший матросом 2 года на «Петре Великом». «Мощь и сила крейсера впечатляют, себя ощущаешь маленькой часть большого механизма»,- вспоминает Сергей.

Выводы по вопросу



Наши земляки – конструкторы и строители подводных лодок.

В конце сороковых годов в стране началось строительство океанских подводных лодок. Вместе с тем в боевом строю оставались, создавая его основу, подводные лодки довоенной и военной постройки. На них в мирное время довелось проходить службу нескольким нашим землякам, родившимся в сороковых годах двадцатого века.

Наиболее прочно судьба связала с подводным флотом Владимира Владимировича Вебера. Он родился в 1942 году в Шиченге в семье талантливого механика Владимира Андреевича Вебера, который в то время находился в Красной Армии, а после возвращения домой работал механиком и заведующим мастерскими Шиченгского лесопункта.

Его громадный интерес и любовь к технике передалась сыновьям.

Владимир, окончив 10 классов Шуйской средней школы, три года слесарил в Шиченгских мастерских, где получил отличную трудовую и профессиональную закалку. В 1961 году был призван на флотскую службу, прошел специальную подготовку в Кронштадте и был направлен на Черноморский флот, где в течение почти четырех лет проходил службу на дизель-электрической подводной лодке. За это время он был участником многих походов и боевых учений, стал высококлассным специалистом, прошел путь от матроса до главстаршины.

Вспоминая те годы, Владимир Владимирович говорит, что условия службы подводников были суровыми и трудными, особенно если сравнить с теми, что есть на сегодняшний день. Немало проблем на дизельной лодке, например, связаны с тем, что на глубине она испытывает постоянный энергетический голод, и вызванные им различные ограничения.

Её командир, чтобы оттянуть время разрядки аккумуляторных батарей, вынужден экономить на всём — на режиме работы кондиционеров, освещении, порой даже на камбузных электроплитах. При движении на воде он постоянно должен держать под контролем расход дизельного топлива, которое, кстати, занимает немалый объём подводного корабля и без того до предела заполненный различными механизмами для человека. Теснота лодки кажется невероятной, особенно если такой человек, как Владимир Вебер, с детства занимаясь охотой и рыбалкой, привык к лесным и речным просторам. Пространство подводной лодки жестко ограничено и строго лимитировано. «Спать приходилось на торпеде, - с хитринкой улыбается Владимир, вспоминая те далекие дни, — зато на службу не надо было далеко ходить». Спустя некоторое время теснота с её рационализмом стала тоже привычной тягостью, одной из многих неизбежных на подводных кораблях того времени, да и на современных — тоже.

За четыре года службы возникали порой непредвиденные и опасные ситуации, но всякий раз найти выход помогали отличная выучка всего экипажа и матросское братство. Не преувеличивают те, кто говорит красивые слова о том, что экипаж — одна семья. На самом деле, по уровню ответственности каждого, от матроса до командира, экипаж подводной лодки — это одно целое, состоящее из многих очень непростых живых частей.

Служба на подводной лодке значительно расширила технический кругозор Владимира, а его судьба после действительной военно-морской службы сложилась так, что после демобилизации он устроился работать на одно из крупнейших в СССР судостроительное предприятие — Адмиралтейские верфи в Ленинграде, где работал его младший брат Альберт. Надо сказать, что оба брата, отличающиеся острым умом, настойчивостью в достижении поставленной цели, несомненным инженерно- техническим и научным талантом смогли пройти на верфях выдающийся трудовой путь. С 2005 года Альберт Владимирович являлся заместителем генерального директора верфей, кандидатом технических наук, награжден орденом Почета. Владимир Владимирович работал старшим строителем ОС-9, принимал непосредственное участие в руководстве строительством и в испытаниях всех атомных подводных лодок новейших проектов, а также в строительстве и морских испытаниях современных дизель - электрических лодок, изготовлявшихся на верфях по заказам Китая и Индии. Ему присвоены почетные звания «Заслуженный машиностроитель Российской Федерации» и «Почетный судостроитель». (см. приложение газета «Адмиралтеец») В начале двадцать первого века на Адмиралтейских верфях трудились 7 представителей семьи Вебер, которые в общей сложности отработали на этом предприятии более 130 лет.

Заключение.

Когда изучаешь историю страны на примере истории своего края это интересно вдвойне. Моя исследовательская работа носит краеведческий характер. Оказывается, люди, которые жили и живут рядом с нами, внесли свой вклад в историю Российского флота, ими можно гордиться. Мои земляки стояли у истоков создания флота в 18 веке, осваивали первые подводные лодки, совершали походы на Северный полюс и сегодня создают современный флот. Они совершали ратные подвиги в годы войны и имеют боевые награды. В мирное время они своим трудом и научными достижениями вносили и вносят вклад в развитие флота, его мощь и боеспособность.

Конечно, я не ставила перед собой задачу, назвать имена всех междуреченцев, кто был связан с флотом, и рассказать о них, это невозможно. Но на примере отдельных судеб, думаю, мне удалось показать значимость моих земляков в ВМФ.

Я пришла к выводу, что служба на флоте, а особенно на подводной лодке сложна и ответственна. Тут не может быть такого явления как «дедовщина», характерного для современной армии. Ведь от понимания и слаженности в действиях зависит результат боевого задания и жизнь каждого из экипажа подлодки. Здесь формируются такие человеческие качества как коллективизм и взаимовыручка, выносливость, сила воли и характер.

Море делает людей сильными физически и духовно, оно не любит слабых, а сильный человек, он и свободный человек. Эти качества всегда ценились и привлекали в людях. Может поэтому, так часто во флотской службе складываются целые династии Кулаковых, Поповых, Веберов и т. д. Я думаю, немалую роль в этом выборе для междуреченцев сыграла и та природная среда, где прошло детство и юность будущих моряков - это полноводная река Сухона.

Я благодарна районному музею за предоставленные мне материалы по теме «Морское междуречье» (см. источники и литературу) Мой вклад состоит в том, что я систематизировала газетный материал, внесла в историю Междуречья новые имена земляков (Кулаков Иван, Мухин Сергей, Федотов Сергей, Журавлев Алексей, Антипичев Сергей) связанные с флотом. Не считаю, что тема «Междуреченцы во флоте» исчерпала себя полностью и надеюсь, что моя работа заинтересует других любителей истории своего края, и они продолжат исследовательскую работу. Россия возрождается. Современники и будущие поколения должны знать, какими были их отцы и деды.

Воспоминания Зайцевой Л.С. учителя истории МОУ «Шуйская средняя школа»
Моя бабушка Ивакина Зинаида Ивановна родилась в 1908 году на Малой стороне с. Шуйского Междуреченского района Вологодской области, прожила здесь всю жизнь и умерла в 1992 году. В рамке на стене в её доме висело много фотографий. На двух из них был её отец Кулаков Иван. На одной фотографии (овал) он был в безкозырке, на которой написано «Светлана», ( видимо это название корабля, где он служил), одет в тельняжку с отложным матросским воротником. Другая фотография, видимо, сделана в фотосалоне, в каком - то городе, возможно, где служил Кулаков Иван. На фотографии виден фон: море, корабль, одной рукой он опирается на венский столик. Видно, что по возрасту прадед на второй фотографии старше. На его безкозырке уже иная надпись, читается она с трудом, возможно «Гангут», значит, он служил на разных кораблях. Обе фотографии наклеены на твёрдый картон и относятся фотографии возможно к началу 20 века. Но, однозначно, что это корабли Балтийского флота. Вернулся он со службы в начале 20-х гг., и стал паромщиком на реке Сухоне. У него был свой частный паром, на котором он перевозил различные грузы, в том числе и повозки с лошадьми. Потребность в этом была большая, т.к., по Малой стороне (это левый берег Р. Сухоны) проходил почтовый тракт. Умер примерно в 1941 – 1943 гг. и похоронен на кладбище у Троицкой церкви, которая была разрушена в …….. году, а на месте кладбища, находятся гаражи и постройки коммунального хозяйства.
Любовь к морю Кулаков Иван, передал внуку Владимиру Михайловичу Нужину, сыну старшей дочери Ксении Ивановны по мужу – Нужиной. Нужин Владимир Михайлович капитан 2 ранга, Кандидат военно - морских наук, Старший научный сотрудник, г. Санкт – Петербург.

14.12. 2008 г. Зайцева Л.С.


С моих слов записано верно
Директор школы Чекушкина Л.В.



База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница