Османская империя



Скачать 359.88 Kb.
Дата01.05.2016
Размер359.88 Kb.


Д-р ист. наук А.К. Шагинян (СПбГУ)
ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ
В ходе завоеваний тюрок-сельджуков во второй половине XI в. началось массовое переселение кочевых и полукочевых тюрко-язычных племен огузов из Центральной Азии в страны Передней (Иран, Армения, Сирия, Верхняя Месопотамия) и Малой Азии (Византия). В результате появились сельджукские государства; среди них Румский султанат (осн. в 1077) в Малой Азии с центром попеременно в Никеи и Иконии. После сокрушительного удара нанесенного монголами в 1243 султанат распался и во владениях, пограничных с Византийской империей и Киликийским Армянским королевством, появились небольшие два десятка однотипных бейлик, которые наживались, занимаясь пиратством. Правители крупнейшего Караманидского бейлика в 1307 взяли Иконию, претендуя на наследство румских султанов.

На северо-западе п-ва возник Османский (Оттоманский) бейлик с центром в Сёгюде. В ходе монгольских завоеваний огузы-кайы в несколько тысяч шатров откочевали из Балха (Средняя Азия) на запад, где их вождь Эртогрул в 1230-е получил от румского султана Кай-Кубада I владение по р. Сакарья (Сангарий). Ок. 1299/1300 его сын Фахр уд-Дин Осман (1288-1324), утвержденный племенной знатью беем, вышел из-под власти султанов и начал осуществлять грабительские походы против соседей. От его имени происходит название и династии, и эмирата, и этническое название малоазиатских или анатолийских тюрок. Походы в основном были направлены против Византии. Ихтияр уд-Дин Орхан-бей (1324-62) взял Брусу (Бурса), переместив сюда резиденцию, Никею (Изник) и Никомедию (Измит). Поскольку Константинополь османы взять тогда не могли, они переправились через Босфор и Дарданеллы, где в период между 1352-57 продолжили завоевания.

Орхан-бей ввел институт визира, систему адм. деления, стал чеканить монету (акче). Для перехода к феодальной армии воинам он начал раздавать земельные участки, пользующиеся налоговым иммунитетом (тимары). В них отразились арабо-мусульманские и византийские формы феодального землевладения. К адм. управлению Орхан-бей привлекал ученых-богословов (улемов) и провозгласил суннизм официальной религией бейлика. В нем шел процесс исламизации и тюркизации греческого и армянского населения. Одновременно наблюдался рост этнического самосознания тюрок, отразившийся в создании литературы на местном наречии тюркского языка, получившем название османский язык, для которого была приспособлена арабская графика.

Мурад I (1362-89) покорил балканские владения Византии, перенес в Адрианополь (Эдирне) резиденцию и провозгласил себя султаном. Затем он двинулся на Сербию, где на Косовом поле в 1389 разбил коалиционные силы южных славян, хотя и сам погиб. В 1393 Баязид I Йылдыр (Молниеносный, 1389-1402) взял болгарскую столицу Тырново, а в 1396 под Никополем разбил европейских рыцарей во главе венгерского короля Сигизмунда. Среди балканских народов уже первые султаны начали проводить политику исламизации.

Используя любые методы борьбы (от агрессий до династических браков), Баязид распространял свою власть над бейликами Анатолии. Он стал даже готовиться к взятию Константинополя, но ему помешал вторгшийся из Средней Азии эмир Тимур (Тамерлан), который в 1402 в битве под Анкарой разбил османов; погиб и сам Баязид. Тимур восстановил анатолийские бейлики. Даже судьба самого Османского султаната оказалась под угрозой. И только в 1413 один из сыновей Баязида, Гыяс уд-Дин Мехмед-хан (1413-21) смог в борьбе за власть победить брата и стать единовластным султаном. А при Мураде II (1421-44 и 1446-51) в 1425 окончательно были подчинены бейлики Анатолии. Как принято писать в научной историографии, османское государство проделало эволюцию от «варварского» эмирата до обширного султаната.

Раздача завоеванных земель в качестве условных пожалований воинам закрепляла соц. базу султанской власти и военный потенциал государства, что давало возможность продолжить экспансионистскую политику. Этому способствовало также создание за счет казны первых частей регулярной армии: корпуса янычар («новое войско»), состоящие из военнопленных христиан. Были сформированы также отряды конной гвардии, корпус артиллеристов и морской флот. Теперь османская армия по своей организации не уступала европейским армиям. Она могла осуществить главную цель «джихада» – взять Константинополь. Упадок и разложение Византии облегчили эту задачу. Мехмед II Фатих (Завоеватель, 1444-46 и 1451-81) весной 1453 сосредоточил вокруг византийской столицы 100-тысячную армию и флот из 400 кораблей. На 50-й день осады, 29 мая Константинополь был взят, подвергся трехдневному грабежу, император Константин IX погиб, уцелевшие горожане проданы в рабство. Мехмед II переименовал город в Стамбул, перенес сюда резиденцию и принял титул «падишах».

Затем он приступил к ликвидации остатков греческих и южнославянских владений: в 1454-59 захватил Пелопоннес и Сербию, в 1463-82 – Боснию. Князья Валахии и Молдавии признали его сюзеренитет (1456). На востоке Мехмед II аннексировал Трапезундскую империю (1461), разгромил войска Караманидов (1468) и туркменского кочевого объединения Ак Коюнлу (1473). В ходе войн против Венеции и Генуи он стал господствовать в Эгейском море. В 1475 Крымское ханство признало его сюзеренитет.

При Баязиде II Дервише (1481-1512) в 1485 турки вторглись в пределы бейлика Рамаданидов в Киликии и Дзулкадиридов в Каппадокии. Это привело к началу первой османо-мамлюкской войны 1486-91, т.к. они были вассалами Султаната египетских мамлюков. По миру 1491 османский султан закрепил за собой завоевания в Анатолии.

Однако местная тюркская знать оружие сложить не спешила. Идеологическим знаменем их борьбы становится шиизм. Из-за репрессий анатолийские шииты бегут в Иран под подданство шиитской династии Сефевидов. В 1514 начинается первая в истории османо-сефевидская война. 23 августа султан Селим I Явуз (Грозный, 1512-20) разбил Сефевидов на Чалдыранском поле (между озерами Ван и Урмия). Затем его войска в 1514-24 покорили Западную Армению и Курдистан.

Перед ним открылась возможность окончательно разделаться с мамлюками. В 1516 Селим I вторгся в подвластную им Сирию, где 24 августа при Мардж Дабике разгромил их армию. Получив здесь некоторые реликвии ислама, 29 августа он принял духовный сан «халиф ислама». Затем приступил к осуществлению халифских прерогатив (организации хаджа в Мекку), которые принадлежали мамлюкским султанам. В декабре Селим I вторгся в Египет; разгромил армию мамлюкского султана Туман-бея при Риданийи (22.01.1517) и взял Каир (13.04.1517). Османские султаны унаследовали от мамлюкских султанов их сюзеренные права на Мекканский шерифат Хашимитов, султанаты Фунг в Южной Нубии и Адал на Африканском Роге. Позднее (1538) – на Йемен и Хадрамаут.

Султан Сулейман I Кануни (Законодатель, 1520-66) возобновил войну с Сефевидами. В 1533-35 он занял Ирак, в 1548-55 – армянские области вокруг оз. Ван и аравийские области ал-Хаса и Неджд. По миру в Амассии (29.05.1555) все завоевания турок на востоке в период между 1514 и 1555 получили юридическое оформление; восточная граница О.и. протянулась от юго-восточного берега Черного моря до Персидского залива. В 1578 начинается вторая война, в ходе которой Сефевиды отступили из Западного Ирана, Восточной Армении и Южного Кавказа. По Стамбульскому миру (21.05.1590) были закреплены новые завоевания турок. Восточная граница О.и. протянулась от юго-западного берега Каспийского моря до Персидского залива. Однако в ходе последующих войн 1602-12, 1616-18 и 1623-39 Сефевиды смогли вернуть себе эти владения и по Каср-е Ширинскому миру (17.05.1639) восточная граница О.и. тянулась от Б. Кавказского хребта до Персидского залива.

О.и. пыталась утвердиться в Центрально-Восточной Европе и Северной Африке. В 1521 Сулейман I взял Белград, 1522 – Родос и развернул войну против Испании за Алжир. После присоединения Алжира (1533) турецкий флот стал хозяйничать в Средиземном море. В тоже время он был разгромлен португальцами в бассейне Аравийского моря у о-ва Диу (1538), Ормуза (1552) и Маската (1554).

В Европе для турецких захватчиков создалась благоприятная обстановка. 29.08.1526 у Мохача (на правом берегу Дуная) Сулейман I разгромил коалиционные силы короля Венгрии и Чехии Лайоша II. 10 сентября он вступил в Буду и возвел на венгерский престол своего ставленника. 27 сентября 1529 его 120-тысячная армия подошла к Вене и начала осаду. 14 октября в связи с наступлением императора Карла V султан был вынужден осаду снять и вернуться в Стамбул. Безуспешной была и вторая попытка 1532.

В 1534 в Стамбул пребывает первый посол из Парижа, которому удается убедить султана создать единый антигабсбургский фронт. В 1540 Сулейман I начинает новую австрийскую войну, которая продолжится до 1547. По её итогам венгерские земли были превращены в вилайет Будин, а княжество Трансильвания признала сюзеренитет султана.

В 1551 туркам удалось высадить десант на Мальту, взять Триполи и сформировать вилайет Западный Триполи (ныне Ливия). Отсюда в 1556 они продолжили поход в Тунис и к 1568 дошли до Орана. Однако новый султан Селим II (1566-74) после очередной неудачной австрийской войны 1566-68 временно решил заняться делами на Востоке (в 1569 пытался взять Астрахань, а в 1571 покорил Кипр). Это стало причиной разгрома турецкого флота в сражении при Лепанто (залив Патраикос, 7.10.1571) со стороны коалиционных сил Испании, Венеции, Мальты, Генуи, Савойи. Победа развеяла миф о непобедимости османов. К концу жизни Селим II смог взять только крепость Тунис. Тринадцатилетняя война с Габсбургами (1593-1606) и польско-турецкие войны (1616-17 и 1620-21) носили локальный характер. Дело в том, что при Мураде III (1574-95) и Мехмеде III (1595-1603) начинается период застоя и разложения османского общества.

Социально-политические и экономические институты О.и. законченную форму приобрели при Сулеймане I и сохранялись в течение последующих веков. Османские историки представляли империю как истинный халифат, как первое в мире государство, где нормы шариата регулировали все стороны общественно-политической жизни. Впервые также мусульманское духовенство получило официальный статус, сформировав иерархическую организацию из числа теологов. Мехмед ибн Фира-Мурза (ум. в 1480) и целая плеяда улемов разработали идейно-теоретическую и всю правовую базу османского общества. На ней основывался османский вариант интерпретации шариата; из неё исходили власти в ходе законодательной и административной инициативы, т.е. любая инициатива, прежде всего, должна была получить заключение (фетва) улемов о том, что она не нарушает основные принципы шариата.

О.и. была наследственной монархией, где правила династия Османов. Глава государства с титулами «султан», «падишах» и «халиф ислама» был светским и духовным лидером всех правоверных мусульман. В случае если султан нарушал мусульманские ценности в османской интерпретации, то народ «мог» свергнуть его и даже казнить.

При султане действовал совещательный орган (диван-и хумайюн) из представителей духовной и военной элиты. Не было четкого разграничения органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также религиозных и административных функций. Подразумевалось принятие коллективных решений по принципу шуры (совета), т.к. решения считались волей всех мусульман. Поэтому политические структуры были представлены в органах коллективного руководства – правящих советах (диванах), от имени которого осуществлялась власть на каждом уровне гос. управления.

В XV в. О.и. подразделялась на 3 бейлербейства во главе с беями: Румелия (балканские владения); Анадолу (анатолийские владения); Рум (мало-армянские и понтийские владения). К 1520 их число выросло до 6, а к 1610 – до 32. Они были переименованы в вилайеты (во главе вали), которые делились на санджаки (во главе санджакбей), а те – на нахии (во главе субаши). Только беи/вали назначались самим султаном сроком на 3 года. Города были всех трех значений, т.е. подчинений. Существовали также районы с внутренним самоуправлением в горных областях Западной Армении, Курдистана и Ливана во главе с местными династами.

Немусульманское меньшинство О.и. (25%) – райи (стадо, паства) – было объединено в 3 миллета – автономные религиозно-политические образования иноверцев. Рум (византийский) миллети, объединяющий православное (греческое и славянское) население, эрмени (армянский) миллети, объединяющий армян и других последователей древневосточных церквей – коптов, яковитов, несториан, и яхуди (еврейский) миллети, объединяющий еврейские конгрегации караимов, самаритян и др.

При условии признания верховной власти султана и уплаты подушной подати (джизьи) для мужчин-немусульман в возрасте от 17 до 75 лет миллеты пользовались полной свободой культа и самостоятельностью в решении общинных дел. Во главе стоял миллет-баши с резиденцией в столице (Вселенский Константинопольский патриарх, Армянский Константинопольский патриарх (1461) и Гахам-баши). Он был членом имперского совета, утверждался на должности спец. указом султана и был подотчетен непосредственно ему. Назначал иерархов миллета, ведал сборами налогов, формировал бюджет, внутренние войска, производил суд по законам и обычаям общины (у христиан, как правило, это были церковные каноны, у иудеев – Галаха). При нем функционировал диван миллета из представителей духовенства и мирян.

Таким образом, миллеты представляли собой своего рода церковно-конфессиональные государства без определенной территории и границ, т.к. все иноверцы объединялись в миллеты независимо от места их жительства. Создавая их, власти объединяли одни народы, расчленяли другие, пытаясь выхолостить представление о былой суверенной нации и внедрить представление о религиозном меньшинстве, которая не сможет претендовать, ни на отдельную территорию, ни на политическую власть.

Главой военно-политической власти О.и. был великий визир – второе лицо в государстве. Гражданское управление среди мусульманского большинства (75%), контроль над хозяйственной деятельностью, соблюдением принципов шариата, судопроизводство, образование и религиозные культы, всё это было монополией духовенства. Во главе гражданского управления стояли шейх ул-ислам и 3 кадиаскяра, которые возглавляли автокефальные шариатские организации Анадолу, Румелии и Египта. В провинциях шариатская власть находилась в руках у кадии (в вилайетах), у шехира (в санджаках) и у кудата ан-навахи (в нахии). Только кадии назначались самим султаном сроком на 1 год. Базовой ячейкой османской социально-политической структуры были самоуправляемые общины во главе с шейхами.

Важнейшим компонентом общественно-политического устройства О.и. была тимарная (военно-ленная) система. Получатели (сипахи) являлись условными держателями земли. Более крупные земельные пожалования назывались «зеаметы», а крупнейшие – «хассы», которые предоставлялись лицам, занимавшим высшие гос. посты. В отличие от тимаров хассы и зеаметы относились к категории «свободных держаний», а их владельцы пользовались судебным и административным иммунитетами и собирали в свою пользу почти все налоги с крестьян. В XVI в. тимарная система подверглась жесткой централизации и регламентации. Земель категории мульк (частновладельческие) было незначительно, т.к. частная собственность выступала как не защищенная от произвола властей. Гос. земли составляли 87% обрабатываемых площадей, а вакуфные (находившиеся в ведении мусульманского духовенства) – остальные 13%.

В периферии преобладали государственно-бюрократические формы управления крестьянством. При этом крепостное право и любые формы личной зависимости в О.и. отсутствовали полностью. Раз в 30-40 лет проводилась перепись всех земельных угодий и податного населения, обновлялись кадастровые книги. В европейских вилайетах османские власти сохраняли прежние виды и размеры налогов, обозначая их мусульманскими терминами: ресм-и чифта, харадж (поземельная подать); ушра (десятина); джизья. Затем эту налоговую систему применяли в восточных вилайетах.

В литературе османское общество подразделялось на 4 класса: духовенство (улама), военные (аскери), мещанство (ан-нас) и крестьянство (райя). Внешне они напоминают европейские сословия, но юридически оформлены не были. Поэтому считается, что в османском обществе на практике отсутствовали понятия дворянство, личные права и привилегии. Перед султаном все подданные были равны или, что то же самое – бесправны. Зато авторитетом пользовались потомки Пророка (шерифы), а также те, кто вел свое родословное от сельджукских и мамлюкских султанов. Юридическое оформление получили 2 класса, которые отличались не правами, а обязанностями. Класс управляющих – аскери (воины, мусульманское духовенство и гос. чиновники); класс управляемых – райя (мещанство, крестьянство и немусульмане).

С XVI в. получает развитие институт янычар. С раннего возраста будущих янычар вырывали из своей культурно-религиозной (христианской) среды и отдавали на воспитание в турецкие семьи, затем – на обучение представителям мусульманской организации (дервишскому ордену бекташей). Янычары превращались в султанскую гвардию и выделялись своей жестокостью в отношении христианского населения. Отуреченных и исламизированных мальчиков готовили также к гражданской службе (институт капыкулу). Многие из них сделали карьеру при дворе и нередко становились великими визирами. На время службы они получали земельные владения.

О.и. представляла собой аграрную страну с плановым типом развития, что сдерживало свободное развитие производственных сил. Реальная власть в городах принадлежала кадии, который выдавал лицензии, регламентировал объемы производства, ввоз и вывоз готовой продукции, собирал налоги, устанавливал цены. По шариату, власти должны были поощрять не отечественного производителя, а импортера, т.к. тот заботился о процветании государства, регулярным ввозом товаров. Европейским купцам постепенно начинают предоставлять льготы на импорт товаров. В течение веков эта экономическая концепция приведет катастрофическим последствиям, превратив О.и. в рынок сбыта европейских товаров.

По финансовому равновесию О.и. был нанесен удар в последней трети XVI в., когда начался наплыв на Восток американского золота и серебра. В О.и. начались гиперинфляционные процессы. К 1630 испанская валюта даже на внутреннем рынке вытеснила акче. О.и. охватила коррупционная лихорадка, т.к. гос. казна была не в состоянии с такими темпами индексировать жалованья огромного бюрократического аппарата. При Мураде III падает авторитет власти. В результате в полит. жизни активную роль начали играть жены гарема. Им приписываются дворцовые заговоры и смещения великих визиров и шейх ул-исламов. Повсюду начинается разгул анархистов и бандитов. Лояльные султану янычары впервые в 1589 направили оружие борьбы против верховной власти. В большинстве вилайетах они стали наиболее влиятельной полит. силой – в настоящие правящие «партии». В 1594 янычары захватили власть в Тунисе, в 1603 – в Западном Триполи и установили в них режимы «военной демократии» – во главе с выборными янычарскими правителями (дей). Позднее (в 1672) аналогичный режим будет установлен и в Алжире. Восстания охватили и др. провинции – Египет (восстания янычар 1587-1605), Сирию и Горный Ливан (восстания друзов 1598-1613 и 1618-35), Тырново (1598), а также вассальные княжества – Молдавия (1572-74), Трансильвания (1594), Валахия (1594-1601).

В Анатолии преимущественно с турецким населением с 1596 по 1658 происходила «джелялийская смута» (по имени вождя мятежных шиитов начала XVI в.), когда все воевали против всех. На стороне повстанцев нередко выступали и профессиональные военные (сипахи) и бывшие анатолийские беи. В этих условиях Мустафа I (1614-18 и 1622-23) и Осман II (1618-22) попытались провести реформы в сфере шейх ул-исламата и армии – распустить янычарские и сипахские полки и формировать армию из числа турецких крестьян. В итоге янычары, подстрекаемые духовенством, и получившие соответствующие фетвы, низложили обоих, второго казнили. Следующий Мурад IV (1623-40), опасавшийся такой участи проводил политику традиционализма. Однако повсюду по-прежнему царит хаос и разгул бандитизма. Некоторые вали угрожают даже походом на Стамбул. В 1631 Мураду IV был предъявлен манифест с требованием вернуться к «законности» Сулеймана I. После его принятия султан получил поддержку со стороны янычарских командиров, и путем террора он навел порядок в империи; даже смог минимизировать коррупцию.

Однако в годы правления Ибрахима I (1640-48) всё началось заново. В результате он был смещен, а на его место – возведен семилетний сын Мехмед IV (1648-87), но и он не смог навести порядок. Очередная девальвация акче привела к мощному восстанию в Стамбуле 1651. Вали начали открытый грабеж населения. Начались захваты крестьянских наделов. Нарушая соц. статус райи сипахи стали незаконно присваивать крестьянские наделы, превращая их хозяев в арендаторов земли. Возникли т.н. «чифтлики», владельцы которых, не изменяя юридического статуса на землю, по-новому стали организовывать свое хозяйство, создавая из бывших крестьянских наделов личные поместья. Появилась еще и откупная система взимания налогов – ильтизам. Откупщики свои отношения с крестьянами также стали строить на частноправовой основе. В конце XVII в. по всей империи откупа, как правило, за скромный гонорар, вносимый в гос. казну, становились пожизненными и передавались по наследству. Владельцы чифтликов и откупщики стали формироваться в единый провинциальный класс, заменивший тимарных сипахи. Эта новая провинциальная элита (аяны) не была связана от метрополии гос. службой и могла вести себя независимо. Она формировалась из наиболее влиятельных и богатых представителей местного мусульманского населения.

Мехмед IV любил охоту, гаремные развлечения и передал всю полноту власти великим визирам, которые династически стали править. Это был род албанского происхождения – Кёпрюлю (1656-83). Ненадолго они смогли возобновить прежнюю тимарную систему и начали утверждать ежегодные бюджеты. Главной опорой власти Кёпрюлю был чиновничий аппарат центральной администрации, получившей название «Баб Али» (Высокая Порта), ведомства которой они отделили от султанского двора и вывели из-под влияния его гарема. Разграничение дел, касающихся правящей династии и государства, позволили правительству стать независимым органом власти.

О.и. возобновляет военную экспансию в Центрально-Восточной Европе. Войны с Венецией 1645-69, Австрией 1663-64, Польшей 1672-76 и Россией 1676-81 завершались победами турок. Однако они не дали решающего перевеса. Единственным исключением является обл. Подолия, отошедшая к О.и. Между тем эти войны вдохновили Мехмеда IV и великих визиров Кёпрюлю. В 1683 последний из них Кара Мустафа-паша (1676-83) двинулся с 200-тысячной армией к Вене. Однако, 12 сентября польский король Ян Собеский во главе коалиционных сил (70 тыс.) наголову разбил турок. Великий визир был умерщвлен, а Мехмед IV в 1687 – низложен. Престол занял его брат Сулейман II (1687-91), затем другой брат Ахмед II (1691-95).

Победа воодушевила Европу. В 1684 по инициативе папы Иннокентия XI была образована «Священная лига» (Австрия, Польша, Венеция, Мальтийский орден, Россия). Уже 1686 пала Буда, 1688 – Белград, а в 1697 – Сараево. По Карловицкому миру (26.01.1699) Мустафа II (1695-1703) Венеции уступил Пелопоннес, часть Далмации и о-ва Архипелага в Адриатике, России – Азов, Австрии – Венгрию, Трансильванию, Бачку и Славонию, Речи Посполите – Подолию. Османская экспансия в Европе завершается.

В XVIII в. все усилия султанов будут направлены на сохранение территориальной целостности О.и., т.к. военные поражения на фоне структурного кризиса усилили центробежные тенденции. Формальной независимости добились арабские владения. В Западном Триполи появился эмират Караманли, Тунисе – Хусейнидов, Египте и Ираке – мамлюков, Хиджазе – шерифат Хашимитов. Суннитские эмираты появляются также в Сирии, Ливане, Палестине и Кувейте. В Аравии формируется эмират Ваххабитов (Неджд), имаматы Зейдитов (Йемен) и Хариджитов (Оман), в отличие от которых, суннитские лидеры признавали авторитет султанов, как «халифов ислама», но не более того. Они вели самостоятельную внешнюю политику, создавали вооруженные силы, таможни, чеканили собственные монеты. Де-юре назначаемые султанами наместники (паши) осуществляли чисто протокольные функции. Суверенитет султана в XVIII в. реально распространяется на Балканы, Анатолию, Западную Армению и Верхнюю Месопотамию.

Внешнеполитический курс Порты, ориентированный на Париж, обострял отношения с соседями: войны с Россией 1710-11 и с Венецией и Австрией одновременно 1714-18. По итогам новых войн с Австрией и Россией 1735-39 султан Махмуд I (1730-54) вернул Белград, который его предшественник Ахмед III (1703-30) уступил австрийцам. В то же время он вернул России Азов, который его предшественник отбил у русских. Одновременно в 1723-27, 1730-36 и 1743-46 О.и. продолжает безуспешные войны с Ираном за Восточную Армению, Южный Кавказ и выход к Каспийскому морю.

Судьбоносными для Мустафы III (1757-74), Абдул-Хамида I (1774-89) и Селима III (1789-1807) стали последующие войны с Россией – 1768-74 и 1787-91. По Кючук-Кайнарджийскому миру (21.07.1774) и Ясскому миру (9.01.1792) О.и. отказывается от сюзеренных прав над Крымским ханством и права монополии на судоходства в Черноморском бассейне. Более того, Екатерина II выступает с инициативой не только полного изгнания турок с Балкан и Кавказа, но и раздела «османского наследства» между великими державами, с чем не соглашаются Англия и Франция («восточный вопрос»).

По мере утверждения ведущей роли крупного частного землевладения позиции аянов в периферии укреплялись. Расширение сферы действия откупов и умножение числа чифтликов приводили к увеличению доли прибавочного продукта, присваиваемого аянами за счет той доли, которая прежде поступала в султанскую казну. В начале XVIII в. её объем составлял 80% всех сборов, в начале XIX в. – 87,5%. Политическому возвышению аянов в периферии способствовала административная политика Порты, рассчитывавшая с их помощью справиться с местным сепаратизмом. В свою очередь, аяны, опираясь на собственные отряды и финансовые возможности, стремились выбраться в ряды правящей верхушки, и им удалось удержать под своей властью большую часть вилайетов. На столичном уровне шел процесс складывания стамбульской бюрократии.

Города О.и. в XVIII в. продолжали расти за счет урбанизации населения. В тоже время они постепенно теряли свое привилегированное положение. Отсюда уменьшалась доля прибавочного продукта, которая прежде предназначалась на их благоустройство и поддержание ремесленного производства. Поэтому, несмотря на некоторый прогресс, товары городского ремесленного производства О.и. по сравнению с предыдущим периодом по своему ассортименту и, особенно, по качеству не могли уже конкурировать с продукциями раннекапиталистической европейской промышленности. Более того, О.и. теряла прежние монополии на сбыт шелка и пряностей, а её владения превращались в источник сельскохозяйственного сырья (шелка-сырца, шерсти и зерна).

Новым явлением в городской жизни стало сближение торгово-ремесленного населения с янычарским корпусом с целью заставить Порту вернуться к прежнему курсу по поддержанию городов. Оно ставило в более выгодное положение торговцев и ремесленников из числа мусульман. В результате часть христиан, которая не желала терять экономические и финансовые привилегии обращалась в ислам.

Несмотря на все попытки централизации империи, социально-политический кризис давал о себе знать, что было связано с активизацией периферии. Предпосылками большинства нововведений XVIII в. стал устойчивый интерес Порты к Европе. Великий визир Ибрахим-паша (1718-30) регулярно направляет туда посольства для ознакомления с прогрессом на местах. Попытки «вестернизации» общества возобновились в конце столетия. Селим III в 1792-93 издал указы, получившие название «обновленное устройство». Главная цель – укрепление его власти за счет воссоздания боеспособной армии. Сформировалась мощная оппозиция, которая обвиняла главу государства в ведении новшеств, заимствованных у «неверных». Положение реформ осложнилось также началом в 1798 военной экспедицией Наполеона Бонапарта в Египет. Однако Селим III получил поддержку со стороны Англии и России и в июне 1801 принудил к сдаче французский гарнизон, дислоцированный в Каире.

Одновременно на Балканах активизируются национально-освободительные движения, самым мощным из них становятся сербские восстания, начавшиеся в 1804. Ухудшением положения Селима III воспользовались противники реформ. В Эдирне они организовали бунт янычар, который 25.05.1807 перерос в восстание, приведшее к отречению султана. Реакционерами на престол был возведен его двоюродный брат с консервативными взглядами – Мустафа IV (1807-08). Это стало возможным благодаря временному затишью в ходе русско-турецкой войны 1806-12. Однако сторонники низложенного султана двинули на Стамбул 15-тысячную армию и 28.07.1808 взяли его. Но в тот же день сторонники правящего султана убили низложенного Селима III, а Мустафу IV заменили его же братом – Махмудом II (1808-39). 15 ноября вспыхнул новый бунт янычар, который заставил нового султана идти на некоторые уступки реакционерам. Это было связано еще и с организацией борьбы против России. Последняя в 1809-11 заняла вассальные от О.и. дунайские и западно-грузинские княжества и царство Имерети. Война завершилась Бухарестским миром (28.05.1812), по которому к России отходила Бессарабия, Имерети, и на правах автономии – княжества Абхазия, Мингрелия и Гурия. Сербия получала автономию в рамках О.и.

Однако Махмуд II в 1813 удушил сербское восстание. В итоге в 1815 оно вспыхнуло вновь. В 1821 вспыхнули восстания и в Греции. К январю 1822 повстанцы овладели Мореей, Центральной Грецией и провозгласили независимость. Великие державы созвали Петербургскую конференцию (VI.1824–IV.1825), но не смогли выработать единую позицию по «греческому вопросу». А Махмуд II против греческих повстанцев отправил египетские войска во главе с Ибрахимом-пашой, которым удалось подавить очаги греческого сопротивления.

После этого он выдвинул проект реформирования армии. И вновь нововведениям стали воспрепятствовать янычари, которые 15.06.1826 в Стамбуле подняли очередной мятеж. В результате 17.06.1826 Махмуд II издал указ об упразднении янычарского корпуса и предании его анафеме, что позволило ему начать реализацию преобразований.

В июне 1827 Ибрахим-паша овладел Афинами. Великие державы потребовали от султана предоставить Греции автономию. Получив отказ, англо-русско-французские военные корабли в Наваринском сражении (20.10.1827) наголову разбили эскадру из турецких и египетских судов. Французы заняли Морею, а русская 150-тысячная армия в апреле 1828 заняла дунайские княжества. Одновременно на Кавказском фронте до весны 1829 русские взяли Ахалкалаки, Ахалцихе, Баязет, Карс и Эрзурум. 20.08.1829 на Балканах пал Эдирне. Возможная война с Англией и Францией заставила русских отказаться от взятия Стамбула и по Адрианопольскому миру (14.09.1829) к России отошли только Ахалкалаки и Ахалцихе. Махмуд II под давлением великих держав 24.04.1830 де-юре признал гос. суверенитет Греции, а в августе – Сербское авт. княжество. В том же году Франция лишает О.и. сюзеренных прав над дейским Алжиром.

В этих условиях наместник Египта Мухаммед Али-паша отказывается выплатить ежегодную дань султану и осенью 1831 начинает военные действия. Заняв Палестину, Сирию и Киликию, в декабре 1832 он наголову разбивает султанские войска под Иконией и создает непосредственную угрозу столице. На этот раз Россия спасает Стамбул, оказывая Махмуду II военную помощь. В мае 1833 Мухаммед Али идет на соглашение с султаном, признавая его сюзеренитет взамен на закрепление за ним наследственной власти над Египтом и завоеванными странами. В 1838 Мухаммед Али вновь отказывается от уплаты дани и в июне 1839 под Нисибином наголову разбивает султанские войска. В эти же дни скончался Махмуд II. В конфликт вмешиваются великие державы, начав летом 1840 интервенцию в Сирию. В мае 1841 было подписано соглашение союзных держав и О.и., которое зафиксировало лояльность Мухаммеда Али султану Абдул-Меджиду I (1839-61). На этот раз его наследственные владения были ограничены Египтом. Тем не менее, потомки Мухаммеда Али будут править Египтом и Суданом (с 1867) до 1914.

При Махмуде II реформы коснулись не только армии. По указу 1831 владения тимаров и права на их управления и на сбор налогов начали передаваться государству. Было установлено новое административно-территориальное деление. Удалось восстановить прямое правление в Ираке (1831) и Западном Триполи (1835). В 1834-39 была создана новая структура органов центральной власти по европейскому образцу – Кабинет из трех министерств. Продолжением стали танзиматские реформы. Абдул-Меджид I обнародовал программу – «Гюльнахейский хатт-и шериф» (3.11.1839), в которой провозглашались гарантии безопасности жизни и имущества, равенство всех подданных вне зависимости от вероисповедания. Несмотря на жесткое сопротивление феодально-клерикальных кругов с 1845-54 был опубликован ряд законов, регулировавших вопросы землевладения и судопроизводства: создан уголовный суд уже не по шариату.

Реформы были временно приостановлены из-за Крымской войны (1853-56). Весной 1853 Царское правительство выдвинуло Порте ультиматум, требующий признать преимущественное право РПЦ над «святыми местами» и права покровительства всеми православными подданными О.и. После его отклонения Николай I объявил войну, будучи уверенный в том, что Англия и Франция вмешиваться не станут. В июле 1853 русские вторглись в пределы дунайских княжеств, 30 ноября у Синопа – разгромили турецкий флот. В декабре турки были разбиты и в Западной Армении под Карсом. Ввиду угрозы полного поражения О.и. в Черном море появились эскадры Англии и Франции. В марте 1854 они заключили с О.и. союзный договор и взялись «защищать» её территориальную целостность. Война получила название Крымской в связи с обороной Севастополя, осажденного 120-тысячной англо-турецко-французской армией. Город был взят только в сентябре 1855 ценной потери 70 тыс. солдат. Вместе с тем в ноябре 1855 турки сдали русским Карс и Баязет. По Парижскому миру (30.03.1856) О.и. получала от России Южную Бессарабию и возвращала оккупированные армянские вилайеты.

О.и. вышла из войны крайне ослабленной. Начался второй период танзимата, который серьезно затронул сферу законодательства и судопроизводства. С целью централизации власти в 1864 был принят закон о вилайетах, утверждены регламенты, определившие новый статус миллетов. (Кстати, в 1841 был образован новый маруни миллети.). В соответствии с Органическими статутами («Национальными конституциями») светские дела иноверческих общин, находившиеся введении их религиозных иерархов, переходили в компетенцию создававшихся при них гражданских советов («Национальные собрания»). На деле они оказались под полным контролем султанской администрации. Танзиматские преобразования коснулись и центральных органов власти. В 1868 был создан Гос. совет с функциями разработки гос. законопроектов и правительственных постановлений.

Танзиматские реформы мало соответствовали потребностям развития огромного конгломерата – отсталой аграрной страны с низким уровнем развития производительных сил. В О.и. существовали немногочисленные предприятия добывающей промышленности, которые находились в жалком состоянии. Полностью отсутствовали шоссейные дороги, длина ж.д. достигала всего 1600 км. Дефицит во внешней торговле рос с каждым годом. В 1860-70-е в экономику широко стал проникать иностранный капитал. Иностранцы имели права на экспорт и импорт любых товаров кроме оружия, соли и табака. Ежегодный дефицит гос. бюджета Порта погашала с помощью внешних займов. Взамен приходилось передавать иностранным банкам ряд статьей гос. дохода, что приводило к финансовому закабалению О.и. Ок. половины расходной части бюджета шло на погашение гос. займов и процентов по ним. Концессии на строительство ж.д., на разработку природных ископаемых и создание банков получил англо-французский капитал. Так был учрежден Оттоманский банк (1856) с правом гос. банка (1863). Вместе с тем шло развитие товарно-денежных отношений, возникали мануфактуры и отдельные предприятия фабрично-заводского типа. Рост происходил и в сфере военной промышленности. Процессу зарождения капиталистических отношений способствовали и танзиматские реформы, и вовлечение О.и. в мировой товарооборот, что вело к росту товарности сельского хозяйства в прибрежных районах, которые были связаны с внешним рынком. Так происходил процесс формирования внутреннего рынка империи и торгово-промышленной буржуазии, состоявшей в основном из местных греков и армян.

В 1860-е распространение получили буржуазно-либеральные конституционные идеи. В Стамбуле было создано тайное «Общество новых османов» (1865) с участием крупных чиновников. Лидер Н. Кемаль призывал установить конституционную монархию, созвать парламент, выступал за единство О.и. и сохранение института султанской власти. В то же время «новые османы» стали пропагандировать великодержавную доктрину «паносманизма». Согласно ей, все поданные султана – независимо от вероисповедания – это «османы». В 1867 власти начали репрессии и аресты лидеров. Однако Кемалю удалось эмигрировать в Лондон и там развернуть деятельность, что напугала султана Абдул-Азиза I (1861-76), и он в 1871 разрешил ему вернуться. Продолжив деятельность в Стамбуле, Кемаль открыто выступал даже с критикой в адрес Порты. Весной 1876 развернулась политическая борьба за конституционную реформу. Дело в том, что Египет в 1873 добился от султана статуса «государства», а из-за ухудшения финансовой ситуации Порта осенью 1875 нашла выход в повышении ставки налога ушра. Эти меры привели к крестьянским волнениям и к резкому подъему национально-освободительного движения в Боснии, Болгарии и Македонии.

13.05.1876 Россия, Австрия и Германия приняли «берлинский меморандум», который требовал от Абдул-Азиза I проведения на Балканах реформ под их наблюдением. В этих условиях активизировались сторонники конституционных реформ во главе с Мидхат-пашой. Начались массовые акции протеста. Во избежание вмешательства великих держав «новые османы» 30 мая низложили Абдул-Азиза I и на престол посадили его племянника Мурада V. Однако в августе 1876 в связи с тяжелой его болезнью трон занял брат Абдул-Хамид II (1876-1909). Последний в критической ситуации, когда войну ему объявили его же вассалы – князья Сербии и Черногории (с 1852), а великие державы решили созвать в Стамбуле международную конференцию, был вынужден создать комиссию во главе с Мидхат-пашой по выработке проекта конституции. Более того, он назначил Мидхат-пашу, который пользовался большой популярностью на Западе, великим визиром. Абдул-Хамид делал всё для того, чтобы до 23 декабря (до открытия конференции) Порта успела утвердить конституцию, и ему это удалось. Ведь в конституционной монархии формально возникали условия для самостоятельного выхода из кризиса. В документе гарантировались личная свобода и равенство перед законом всем подданным без различия вероисповедания. В то же время все объявлялись османами, господствующей религией объявлялся ислам, единственно официальным языком – турецкий. Вместе с тем в империи вводился самостоятельный Законодательный орган власти с двухпалатным парламентом – сената и палаты депутатов.

Делегаты Стамбульской конференции не признали конституцию гарантией осуществления необходимых реформ на Балканах, и они оказались правы. Как только конференция закрылась, в феврале 1877 Абдул-Хамид сместил Мидхат-пашу и начал репрессии против его сторонников. В марте в Лондоне великие державы подписали протокол, требовавший от султана решительно улучшить положение христианских подданных. В связи с его отклонением Россия 4 апреля объявила О.и. войну.

Русская армия форсировала Дунай и начала военные действия на территории Болгарии. Одновременно на Кавказском фронте летом были заняты Баязет и Батуми, в ноябре – Карс, в феврале 1878 – Эрзурум. На Балканах дальнейшее продвижение русских задержалось более чем на 4 месяца в связи с упорными боями у Плевны. Она была взята только в декабре 1877. 4 января русские взяли Софию, 20 января – Эдирне. На этот раз Стамбул спасла Англия, эскадра которой появилась в Мраморном море.

В Сан-Стефано был заключен мир (03.03.1878), по которому Боснии и Герцеговине предоставлялась автономия, Сербии, Черногории и Румынии (с 1861) – гос. суверенитет. Под эгидой России создавалась также «Великая Болгария», а Южная Бессарабия возвращалась ей. В Западной Грузии России отходил Батуми, Западной Армении – Карс и Баязет. Более того, Абдул-Хамид брал на себя обязательство в течение 6 месяцев до эвакуации русских войск с занятой ими территории 6 армянских вилайетов провести там реформы. Под давлением европейских держав России пришлось согласиться на созыв Берлинской конференции (13.06.1878). В соответствии с Берлинским трактатом (13.07.1878), вместо «Великой Болгарии» создавалось вассальное от О.и. княжество в её северной части и авт. провинция Восточная Румелия в составе О.и. в её южной части. Австро-Венгрия получала права оккупировать Боснию и Герцеговину. Сербия, Черногория и Румыния получали гос. суверенитет. На востоке Абдул-Хамид уступал России Карс и Батуми, а также брал на себя обязательство проводить реформы в 6 армянских вилайетах. Однако гарант этих реформ, русские войска, немедленно должны были быть эвакуированы. Осуществление реформ ставилось под международный контроль («армянский вопрос»).

Три послевоенных десятилетия деспотического режима Абдул-Хамида вошли в историографию под названием «Зулюм» (насилие, бедствие), а султан получил прозвище «Кровавый». Уже в 1878 он разогнал парламент, приостановил действие конституции, установил военно-полицейский режим насилия и террора. При дворе были созданы специальные бюро, которые ведали деятельность разных правительственных ведомств. Особенно султанские цензоры вмешивались в дела учебных заведений и прессы.

Продолжается финансово-экономическое закабаление О.и., в котором всё большую роль играли иностранные банки с их разветвленной сетью. Западные банкиры контролировали все банки О.и., кроме одного Сельскохозяйственного (1888). Более того, по Высочайшему повелению (20.12.1881) создается Администрация оттоманского публичного долга, куда были зачислены тысячи европейских чиновников. Пользуясь правами гос. аппарата, она получила право сбора гос. налогов и пошлин в некоторых вилайетах О.и., дабы обеспечить выплаты по её астрономическому внешнему долгу. О.и. оказалась в замкнутом финансовом круге. Для пополнения казны, покрытия бюджетного дефицита, осуществления выплат по внешнему долгу она была вынуждена соглашаться на новые внешние займы, на новых кабальных условиях, предоставляя новые концессии.

О.и. превратилась в разменную монету в большой дипломатической игре великих держав. Они успешно использовали нац. вопросы в О.и. для усиления влияния на Стамбул. Недовольства нац. и религиозной политикой Порты охватили в 1890-е Македонию, Эпир и Крит. Для борьбы против нац. движений Абдул-Хамид из преданных ему курдских племен стал формировать иррегулярную кавалерию («хамидие»), которая с особой жестокостью расправлялась с мятежным христианским населением. Кульминации достигло армянское нац. движение. Трехмиллионное армянское население продолжало компактно проживать в 6 армянских вилайетах, в Киликии, Стамбуле и др. крупных городах. Обязательства Абдул-Хамида, взятые им на себя в Берлинском трактате, относительно реформ в 6 вилайетах не были до сих пор осуществлены. Более того, в 1894 он учинил жестокую расправу в г. Сасун. В связи с этим 11.05.1895 Англия, Франция и Россия представили султану проект реформ в армянских вилайетах. На это он ответил ликвидацией в Стамбуле 18 сентября 2 тыс. мирных армянских демонстрантов. В сентябре-ноябре по всей О.и. прошли погромы и массовая резня десятков тысяч армян. С 14-16 августа 1896 в Стамбуле было вырезано еще ок. 10 тыс. армян. Всего за 2 года было уничтожено ок. 300 тыс. армян, эмигрировало из О.и. еще ок. 200 тыс. «Армянский вопрос» стал поводом созыва новой Стамбульской конференции (XII.1896–II.1897). Был принят очередной проект реформ, реализация которого была отодвинута критским кризисом. Островитяне взялись за оружие под лозунгом воссоединения с Грецией, и последняя объявила в апреле 1897 войну О.и. Европейские же державы поддержали в войне султана. Тем не менее, Крит достался Греции.

Абдул-Хамид стал открыто ориентироваться на Германию. Дело в том, что Великобритания оккупировала Кипр (1878), Египет и Судан (1882), установила протекторат над Южным Йеменом (1886) и Кувейтом (1899), а Франция – над Тунисом (1881). В 1898 кайзер Вильгельм II посещает Стамбул и объявляет себя покровителем мусульман. Султанская армия была поставлена под контроль германских генералов, правительственные ведомства – под опеку германских советников.

Буржуазно-либеральные конституционные идеи при режиме Абдул-Хамида не умерли. Они воплотились в движении младотурок. В 1894 появляется первая листовка от имени подпольного общества «Единение и прогресс», которая призывала всех без различия вероисповедания подняться на борьбу против режима «кровавого» султана, деспотизма и тирании. Порта отреагировала репрессиями; часть лидеров перебралась в Европу. В Париже Ахмед Риза-бей в 1895 опубликовал устав общества: сохранение территориальной целостности О.и.; восстановление конституции; освобождение от иностранной кабалы; справедливость, равенство и свобода для всех подданных без различия вероисповедания. Там же прошел I конгресс младотурок (1902) под председательством Сабахеддина – племянника Абдул-Хамида. Среди делегатов были даже турецко-подданные армяне, греки, албанцы и др. Однако единства не было. Председатель считал возможным бескорыстную помощь делу реформ в О.и. со стороны великих держав. Ахмед Риза-бей выступал против этого и создал «Общество прогресса и единения».

На II конгрессе младотурок (Париж, 1907) с участием армянских нац. партий и лидеров македонского освободительного движения была принята «Декларация» о восстановлении конституции и о созыве парламента. Она призывала к всеобщему восстанию всех народов империи ради свержения режима Абдул-Хамида.

В македонских землях в начале ХХ в. происходили восстания на нац. и соц. почве. В июне 1908 Россия и Великобритания достигли согласия о вооруженном вмешательстве в македонские дела. Возникла реальная угроза отторжения от О.и. её последних вилайетов в Европе. Кризисной ситуацией воспользовалась оппозиция Абдул-Хамида в лице младотурок с резиденцией в Салониках. В результате повсюду в Македонии имели место выступления в армейских частях на соц. почве, а консулы великих держав, аккредитованные там, стали получать от комитетов младотурок ноты протеста по поводу возможного вмешательства во внутренние дела О.и.

Абдул-Хамид попытался расправиться с растущим движением, к которому примкнули даже представители турецкой администрации на местах: свыше 15 тыс. оппозиционеров. 3 июля началось мощное восстание в Охриде, в котором участвовали не только турецкие офицеры и солдаты, но и албанские и македонские отряды. К повстанцам начали открыто присоединяться армейские части, которые направлялись султаном для их подавления. После этого они во главе с Энвером-беем заняли Монастырский и Салоникский вилайеты и объявили о восстановлении конституции 1876. Того же они потребовали от султана. Волнения перекинулись на Анатолию, охватив Стамбул. Абдул-Хамид был вынужден пойти на уступки и 24 июля опубликовать указ о восстановлении конституции и обещать созыва парламента («младотурецкая революция»).

Уже через несколько дней на смену революционным лозунгам к населению обратились с призывами к гражданскому повиновению и порядку те же лидеры младотурок. Они пустили в ход даже жандармерию и армейские части. Несмотря на революционные победы, комитет «Единение и прогресс» отказался от управления империей. Младотурки не тронули султана, которого еще недавно обвиняли во всех грехах. Они полностью ликвидировали только султанскую тайную полицию и убрали скомпрометировавших себя чиновников. Резиденция младотурок осталась в Салониках, но по всей империи они учредили сеть филиалов Общества. На конгрессе (5-25.10.1908) «Единение и прогресс» был преобразован в полит. партию. Была утверждена и её программа: ограничение прав и полномочий султана и передача их парламенту; подотчетность членов правительства перед парламентом, право депутатов на внесение законопроектов; свобода слова, печати и собраний. По очень важному и болезненному нац. вопросу программа партии подходила в духе паносманизма.

Революционная ситуация в О.и. позволила Австро-Венгрии аннексировать Боснию и Герцеговину (3 октября), а Болгарии вместе с Восточной Румелией – провозгласить независимость (4 октября). Это привело к нарастанию антимладотурецких настроений; реакционные силы начали обвинять лидеров «Единение и прогресс» в военно-политических поражениях государства. В такой ситуации прошли первые выборы в парламент (палату депутатов), в котором победу, тем не менее, одержали младотурки.

Соц. база и полит. влияние младотурок не расширялись, и они быстро начали терять популярность среди различных слоев общества. Потеряли поддержку и со стороны нац. полит. сил, т.к. отказывались от прежних обещаний по автономизации нац. областей. Более того, младотурки на практике показали, что методы «решения» нац. вопросов они заимствовали у «Кровавого» султана. 1–4 и 12–14 апреля 1909 армейские части вырезали свыше 30 тыс. киликийских армян. Реакционные силы не стали долго ждать. В ночь на 13 апреля солдаты столичного гарнизона начали контрреволюционный мятеж, получивший поддержку Абдул-Хамида. Повстанцы заняли здания парламента и правительства, но лидеры младотурок успели спастись в Салониках. Здесь они мобилизовали 100-тысячную «Армию действия», к которой присоединились также отряды албанцев и македонцев. Нац. лидеры решили вновь оказать поддержку младотуркам, т.к. стояла угроза отмены восстановленной конституции. 16 апреля «Армия действия» выступила в поход на Стамбул и 22 апреля столица была окружена. Абдул-Хамид поспешил договориться, но младотурки на этот раз были настроены решительно. 26 апреля они взяли Стамбул и подавили мятеж. 27 апреля парламент принимает фетву о низложении Абдул-Хамида и ряд поправок к конституции, ограничивая права и полномочия нового султана Мехмеда V (1909-18) в пользу парламента.

Младотурецкий режим отличался полит. нестабильностью. За 10 лет режима (1908-18) сменилось 14 правительств. Ситуация осложнялась постоянной внутрипартийной борьбой в правящей партии. В результате О.и. была не готова отразить новые вызовы. Осенью 1911 итальянцам легко удалось оккупировать Западный Триполи. В такой ситуации сторонники оппозиционной партии «Свобода и согласие» (1911) в июле 1912 совершили гос. переворот и сформировали подконтрольный им кабинет министров. Полит. силы некоторых нац. меньшинств приняли участие в перевороте, т.к. им вновь обещали принцип автономизации нац. областей. Младотуркам вновь пришлось перебраться в Салоники. Итало-турецкая война 1911-12 завершилась полным разгромом О.и. По Лозаннскому миру (18.10.1912) она уступила Италии Ливию. В тот же день военно-политический блок Болгарии, Греции, Сербии и Черногории объявил О.и. войну. Еще в сентябре блок предъявил Мехмеду ноту с требованием предоставить автономию Македонии и Фракии и получил отказ. За полтора месяца боев союзники заняли всю европейскую часть О.и. и были остановлены на подступах к Стамбулу. Порта была вынуждена обратиться за помощью к великим державам. В Лондоне 16 декабря начались переговоры. Союзники требовали от Порты отказаться от всех своих европейских владений. 22 января 1913 она согласилась. В ответ 23 января офицеры-младотурки во главе с Энвер-беем осуществили новый переворот в Стамбуле и сформировали новое правительство. 3 февраля О.и. возобновила военные действия, которые завершились для неё новыми поражениями. В результате 30 мая Порта вынуждена была пойти на подписание Лондонского мира, по которому за О.и. в Европе сохранялся только Стамбул с прилегающей территорией. Однако бывшие союзники начали братоубийственную войну за раздел Македонии и Фракии (Вторая балканская война). С 13 июля 1913 О.и. начала успешные военные действия против Болгарии. По Стамбульскому миру (29.09.1913) часть Восточной Фракии была возвращена ей.

С конца 1913 власть была сконцентрирована в руках триумвирата – Энвера, Талаата и Джемаля. Диктатура поставила О.и. под полный контроль Вильгельма II. Германский кайзер открыто поддерживал крайне реакционные концепции идеологии младотурок «панисламизма» и «пантюркизма». Они были связаны со стремлением младотурок создать «Великую империю тюрок» от Малой Азии до Сибири.

После резни армян Киликии последовали карательные экспедиции против албанских националистов. В 1910-14 имели место многократные курдские погромы в Битлисе и Мосуле. Разжигалась межнациональная вражда между курдами и армянами. Россия в очередной раз возбуждает перед Портой «армянский вопрос». После долгих переговоров заключается Стамбульское соглашение (8.02.1914), по которому из 7 восточных вилайетов создавались 2 армянских сектора под контролем России, управление которыми, однако, поручалось Генеральным инспекторам из числа европейцев, назначаемых Портой по рекомендации великих держав. Армяне получали широкую автономию в области управления, судопроизводства, военной службы, употребления родного языка. Мировая война позволила О.и. в одностороннем порядке аннулировать соглашение.

Первоначально Порта объявила о нейтралитете в начавшейся войне. Но уже 2 августа заключила с Германией секретное соглашение о военном сотрудничестве. 11 ноября султан Мехмед объявил о «джихаде» против государств Антанты и вступлении О.и. в войну на стороне Германии и Австро-Венгрии. Вооруженные силы были предоставлены в полное распоряжение германского командования. Военно-стратегический план Энвер-бея на первом этапе предусматривал решительное наступление одновременно на Кавказском фронте против России; Суэцком – против Великобритании и Франции. На втором этапе – решительное наступление в сторону Ирана и Афганистана. Однако в результате контрнаступления русской армии в 1915-16 турки не только были отброшены из Кавказа, но и значительная часть Турецкой Армении была занята русскими. В Эрзинджане было достигнуто перемирие (5.12.1917).

В наступлении русских активную помощь оказывали турецкие армяне, принимая их, как освободителей. Такая поддержка стала для них судьбоносной. По решению младотурецкого триумвирата все армянское население Турецкой Армении и Киликии подверглось геноциду. В результате массовой резни и депортации 1915-16 было уничтожено свыше 1,5 млн. армян. Спаслись ок. 300 тыс. армян из тех районов, которые успели русские силы и армянские отряды занять. Уничтожению подверглись также понтийские греки (ок. 350 тыс.) и ассирийцы (ок. 600 тыс.).

Окончательный разгром О.и. на короткое время был отсрочен в связи с революциями в России. По Брестскому миру (3.03.1918) к О.и. должны были отойти Карсская и Батумская области. Воспользовавшись эвакуацией русских сил с территории Турецкой Армении и Закавказья, Энвер-бей начал агрессию против суверенных республик Закавказья; 15 сентября его армия вступила в Баку, вырезав 40 тыс. местных армян. Действия турок были успешными и на Балканском фронте, где еще в январе 1916 они изгнали войска Антанты из Дарданелл, и первоначально на Месопотамском фронте, где в апреле 1916 они принудили к капитуляции англо-индийские войска. Между тем под решительными ударами британских и французских сил, которые действовали при поддержке арабских отрядов, 17 марта 1917 пал Багдад, 1 октября 1918 – Дамаск. О.и. была вынуждена подписать акт капитуляции в порту Мудрос (30.10.1918). В соответствии с ним, на всех фронтах устанавливалось перемирие, Порта эвакуировала свои войска со всех занятых районов до границ 1914. 31 октября командование турецкой группировкой немцы передали турецкому генералу Мустафе Кемалю. За несколько дней до капитуляции члены младотурецкого триумвирата навсегда покинули страну. Позднее в 1919-20 султанский верховный суд заочно приговорит их смертной казни.

В конце 1918 – начале 1919 войска стран победительниц-Антанты вступили на территорию Турции: англичане заняли Стамбул, французы – Киликию, итальянцы – Антакию, а греки – Измир.

19 мая 1919 Мустафа Кемаль, порвав отношения с султаном Мехмедом VI (1918-22), возглавил начавшееся нац. движение против Антанты. 28 января 1920 по его требованию парламент принял «Нац. обет», определявший территорию и границы и особенности гос. устройства будущей Турции. В рамках этих границ предполагалось включить «земли, населенные османским мусульманским большинством, объединенным религией, расой и идей». Особо подчеркивалось, что эти территории являются «собственно турецкими, представляют единое целое, которое не терпит разделения ни де-юре, ни де-факто по каким бы то ни было причинам». В рамках подобных территорий оказались Курдистан и Западная Армения.

«Нац. обет» не был признан странами Антанты. Более того, 10 августа 1920 в Севре (Франция) Порта заключила мир с Союзными державами и их союзниками. В соответствии с ним, Восточная Фракия и Измир отходили к Греции, Мосул – к подмандатной Великобритании Ираку, Киликия – к подмандатной Франции Сирии, Западная Армения – к подмандатной США Армении. Зона проливов выделялась в особый район под международным управлением. Турецкая армия подлежала разоружению.

Севрский мир усилил нац. движение под эгидой кемалистов, которое направило оружие борьбы против султанской власти и всех союзных держав. К тому времени Мустафа Кемаль-паша в ходе переговоров с РСФСР добился от неё огромной военной и материальной помощи. В ходе турецко-армянской войны, которая началась в конце сентября 1920, кемалисты овладели 30 октября Карсом, 7 ноября – Александрополем. 2 декабря 1920 Армения капитулировала. Позднее, по Карсскому миру (13.10.1921) между Арменией, Азербайджаном, Грузией с одной стороны и Турцией – с другой, Карсская обл. и Сурмалуинский уезд Армении, часть Батумской обл. Грузии отошли к Турции. Одновременно кемалисты вели военные действия против французских сил Киликии и Северной Сирии, где под французским мандатом была провозглашена Киликийская Армянская Республика (4.08.1920). В ходе боев, которые шли здесь с января 1920 турки заняли Мараш, Аджн и Урфу. По Анкарскому миру (20.10.1921) французы уступили Турции Северную Сирию и Киликию без г. Искендерун (отойдет по договору 1938). Затем кемалисты начали военные действия против греческих сил в Западной Анатолии. 10 января и 31 марта 1921 они нанесли поражение грекам у Инёню, с 23 августа – 13 сентября 1921 – у Сакарьи и 30 августа 1922 – у Думлупынара. К 18 сентябрю 1922 вся Анатолия и Восточная Фракия были уже под контролем вооруженных сил кемалистов.

В ходе этих войн продолжалась резня десятков тысяч греков и армян, свыше 1 млн христиан спаслись бегством в Грецию, Армению, Грузию и Сирию. В Турцию же переселились сотни тысяч мусульман из Балкан, Кавказа и арабских стран.

Кемалисты добились заключения Лозаннского мира (24.07.1923) между Союзными державами и Турцией. В соответствии с ним, в составе Турции оказались оговоренные в «Нац. обете» территории (кроме Мосула), включая и все занятые в ходе войн области. 29 октября 1923 Великое Национальное Собрание Турции (парламент, созванный в 1920 в Анкаре) принял поправки в действующую конституцию О.и. В соответствии ними, была провозглашена Турецкая Республика (ТР) с президентской властью со столицей в Анкаре. 3 марта 1924 издан закон об упразднении халифата и низложении султана Абдул-Меджида II (1922-24). Все члены императорской семьи лишились возможности стать гражданами ТР и 4 марта покинули её территорию. Закон предусмотрел выделение им из казны средства для безбедного существования за границей.


ЛИТЕРАТУРА:

  1. История Востока в шести томах. Т. 2. Восток в средние века. М., 1995. Т. 3. Восток на рубеже средневековья и нового времени (XVI-XVIII вв.). М., 2000. Т. 4. Кн. 1-2. Восток в новое время (конец XVIII – начало XX в.). М., 2004-05. Т. 5. Восток в новейшее время (1914-45 гг.). М., 2006;

  2. Гасратян М.А., Орешкова С.Ф., Петросян Ю.А. Очерки истории Турции. М., 1983;

  3. Еремеев Д.Е., Мейер М.С. История Турции в средние века и новое время. М., 1992;

  4. Петросян Ю.А. Османская империя: могущество и гибель. Исторические очерки. М., 1990.

  5. Shaw ST.J., Shaw E.K. History of the Ottoman Empire and Modern Turkey. Vol. 1-2. London, NY, 1976-77.



База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница