Орлов А., Георгиев В., Георгиева Н., Сивохина Т. История России с древнейших времен до наших дней



страница1/33
Дата07.05.2016
Размер6.15 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33
Взято с URL:

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Orl/index.php

Орлов А., Георгиев В., Георгиева Н., Сивохина Т.
История России с древнейших времен до наших дней

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. НАРОДЫ И ДРЕВНЕЙШИЕ ГОСУДАРСТВА НА

ТЕРРИТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ ............................... 7

Глава 2. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО

ГОСУДАРСТВА ........................................... .15

Глава 3. ГОСУДАРСТВО РУСЬ (IX — НАЧАЛО ХII в.) ............. .25

Глава 4. РУССКИЕ ЗЕМЛИ И КНЯЖЕСТВА В НАЧАЛЕ ХII -

ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХIII в. ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ .... 38

Глава 5. КУЛЬТУРА РУСИ ДО МОНГОЛЬСКОГО НАШЕСТВИЯ ...... 46

Глава 6. БОРЬБА РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ И КНЯЖЕСТВ

С МОНГОЛЬСКИМ ЗАВОЕВАНИЕМ И КРЕСТОНОСЦАМИ В ХIII в..... 55

Глава 7. РУССКИЕ ЗЕМЛИ И КНЯЖЕСТВА ВО ВТОРОЙ

ПОЛОВИНЕ ХШ — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XV в. МЕЖДУ ОРДОЙ

И ЛИТВОЙ ............................................... 65

Глава 8. ЗАВЕРШЕНИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ

ВОКРУГ МОСКВЫ В КОНЦЕ XV — НАЧАЛЕ XVI в. ОБРАЗОВАНИЕ

РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА ............................... 76

Глава 9. РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО В XVI в. ИВАН ГРОЗНЫЙ... .82

Глава 10. РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XVI-XVII вв. СМУТНОЕ ВРЕМЯ .... .95

Глава 11. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ХVII ВЕКЕ.

РОССИЯ ПОСЛЕ СМУТЫ.................................... 109

Глава 12. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ

В ХVII в. БУНТАШНЫЙ ВЕК .................................115

Глава 13. РУССКАЯ КУЛЬТУРА ХVII-ХVIII вв.................... 128

Глава 14. РОССИЯ В КОНЦЕ ХVII — ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ ХVIII в.

ПЕТРОВСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ............................ 140

Глава 15. ДВОРЯНСКАЯ ИМПЕРИЯ ВО ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ -

СЕРЕДИНЕ ХVIII в. ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ .................. 158

Глава 16. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХVIII в.

ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ ......... 168

Глава 17. РУССКАЯ КУЛЬТУРА ХVIII в. ..................... .194

Глава 18. ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЙ СТРОЙ РОССИИ

В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХIX в................................. 205

Глава 19. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ В ПЕРВОЙ

ПОЛОВИНЕ XIX в......................................... .213

Глава 20. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ

XIX в................................................... 225

Глава 21. ИДЕЙНАЯ БОРЬБА И ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ В

РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.......................... 241

Глава 22. РУССКАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. ...... 255

Глава 23. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ВО ВТОРОЙ

ПОЛОВИНЕ XIX в. ........................................ .267

Глава 24. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ВО ВТОРОЙ

ПОЛОВИНЕ XIX в. ........................................ .279 |

Глава 25. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ -

РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в......................... 289 !

Глава 26. ИДЕЙНАЯ БОРЬБА И ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ В ?(

РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. ........................ 295

Глава 27. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ

В НАЧАЛЕ XX в.......................................... .305

Глава 28. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ

И ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ В НАЧАЛЕ XX в........ 313

Глава 29. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В НАЧАЛЕ XX в........ 331

Глава 30. РУССКАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX -

НАЧАЛА XX в............................................ .339

Глава 31. РЕВОЛЮЦИЯ 1917 г . В РОССИИ .....................349

Глава 32. СОВЕТСКАЯ РОССИЯ В 1917-1920 гг................. 361

Глава 33. СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ

20-х ГОДОВ XX в. ......................................... 376

Глава 34. СССР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 20-х — 30-е ГОДЫ XX в.... 388

Глава 35. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА

В 20-30-е ГОДЫ XX в. ...................................... 407

Глава 36. СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА В 1917-1940 гг............... .415

Глава 37. СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

(1941-1945).............................................. 426

Глава 38. ПОСЛЕВОЕННОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

СССР (1945-1952) ..........................................444

Глава 39. РАЗВИТИЕ СССР В 1953-1964 гг. .................... 455

Глава 40. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР

В 1965-1984 гг. ........................................... Л66

Глава 41. ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ

СССР (1985-1991) ......................................... .481

Глава 42. РОССИЯ В 90-е ГОДЫ XX в. ....................... .496

Глава 43. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВО ВТОРОЙ

ПОЛОВИНЕ XX в. ......................................... .504

Приложение 1 .......................................... 518

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА ........................... .522

ВВЕДЕНИЕ


Прошлое не исчезает, а продолжает жить в накопленном опыте социальной жизни. Обобщение и обработка накопленного человеческого опыта — первейшая задача истории.

Historia est magistra vitae («История — наставница жизни») — говорили древние. И действительно, люди всегда, особенно в переломные периоды жизни человечества, в гигантской лаборатории мирового социального опыта пытаются найти ответ на жгучие вопросы современности.

На исторических примерах люди воспитываются в уважении к вечным, непреходящим человеческим ценностям: миру, добру, справедливости, свободе, равенству, красоте.

Выдающийся русский историк, профессор Московского университета В.О. Ключевский остроумно заметил в одной из своих дневниковых записей, что, хотя и говорят о том, что история никого и ничему не научила, жизнь, однако, еще больше мстит тому, кто совсем не знает истории. Знаменитый ученый, великолепный лектор и острослов писал: «Не цветы виноваты в том, что слепой их не видит. История учит даже тех, кто у нее не учится: она проучивает их за невежество и пренебрежение». Хотелось бы напомнить еще один афоризм: «Ложь в истолковании прошлого приводит к провалам в настоящем и готовит катастрофу в будущем».

История — одна из важнейших форм самосознания людей. Опытом истории стремятся воспользоваться противоборствующие политические силы. Ссылками на историю они обосновывают свои действия. Поэтому в истолковании тех или иных исторических событий наблюдается непрекращающаяся борьба различных идей и мнений.

Заинтересованность людей в результатах изучения своего прошлого дает определенные основания для скептического отношения к истории как к науке, объективно оценивающей события и законы исторического развития. Часто можно услышать слова о том, что история используется для обоснования целей политической борьбы, что каждое поколение, каждая партия переписывает историю заново, что это «политика, опрокинутая в прошлое». Высказывается точка зрения, что прошлое можно объективно познать, лишь изолировавшись от современности. Скептики также утверждают, что в век научно-технической революции история только тогда станет наукой, когда примет методы и математическую точность естественных наук. Наконец, в качестве аргумента о несостоятельности истории как науки приводится мысль о невозможности реконструкции безвозвратно исчезнувшего прошлого из-за непрезентатив I* 3 носта (непредставитеяьности) сохранившихся данных о реально происходивших событиях.

И все-таки, несмотря на плюрализм как при ответах на глобальные вопросы развития человечества, так и при интерпретации отдельных фактов, существует объективная истина. Не обвинять, а изучать прошлое, объяснять его — задача научного знания. Поиски истины в истории, историческое познание — сложный, трудоемкий и интересный процесс, требующий как понимания особенностей этого познания, так и определенного профессионального мастерства.

Историк не может писать без гнева и пристрастия, но он не имеет права на обман, на искажение и утаивание истины. Поиск и утверждение истины во все времена являлись главной целью науки. Являясь социальной памятью человечества, копилкой его социального опыта, история передает его от одного поколения к другому. А осмысление этого опыта делает его достоянием современности. Вопреки мнениям скептиков, роль исторической науки в жизни людей возрастает. Историки изучают прошлое не для того, чтобы уйти от настоящего. История служит современности, объясняя сегодняшний день и давая материал для прогнозирования будущего.

Историческая наука пытается дать целостное видение исторического процесса в единстве всех его характеристик. В этом она не отличается от других наук. Как и в других науках, в истории идет накопление и открытие новых фактов, совершенствуется теория с учетом развития других отраслей знания (культорологии, исторической психологии, социологии и др.), методы обработки и анализа источников (например, применение математических методов). Многие факты, события, явления нашей истории с открытием новых источников, с расширением нашего кругозора, совершенствованием теоретического знания сегодня оцениваются иначе, чем пять — десять лет тому назад. Все это — свидетельства того, что историю переписывают не только из политической конъюнктуры, но и в ответ на расширение палитры наших знаний о прошлом.

Нельзя создавать новый мир, минуя прошлое, — это знали люди во ^ все времена. Всестороннее научное исследование материальной и духовной культуры прошлого делает нас богаче и умнее, щедрее и проницательнее в мыслях и делах, в планах и свершениях. Все это свидетель- i ствует в пользу того, что знание истории позволяет яснее понять современность, но и современность, в свою очередь, ставит задачу максимально точного научного осознания прошлого, что имеет не только нравственную, но и практическую ценность.

Великий русский ученый-энциклопедист М.В. Ломоносов писал, что история «дает государям примеры правления, подданным — повиновения, воинам — мужества, судьям — правосудия, младым — старых разум, пре4 старелым — сугубую твердость в советах, каждому — незлобивое увеселение с несказанною пользою соединенное». Говоря о роли истории в жизни людей, «птенец гнезда Петрова» В.Н. Татищев писал: «Можно кратко сказать, что никакой человек, ни един стан, промысл, наука, ниже какое-либо правительство, меньше человек единственный без знания оной совершен, мудр и полезен быть не может».

*** Давно уже замечено, что и камни говорят, если это камни истории.

Доказательность выводов — обязательная черта научного знания. История как наука оперирует точно установленными фактами. Как и в других науках, в истории идет накопление и открытие новых фактов. Эти факты извлекаются из исторических источников. Исторические источники — это все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом.

В настоящее время выделяют четыре основные группы (классы) исторических источников: 1) вещественные; 2) письменные; 3) изобразительные (изобразительно-графические, изобразительно-художественные, изобразительно-натуральные); 4) фонические. Историки, изучая исторические источники во всей их совокупности, не имеют права «играть» в факты и фактики. Они исследуют все факты без исключения.

Собранный фактический материал требует своего объяснения, выяснения причин развития общества. Так вырабатываются теоретические концепции. Таким образом, с одной стороны необходимо знание конкретных фактов, с другой — историк должен осмыслить всю совокупность фактов с целью выявления причин закономерностей развития общества.

В разное время историки по-разному объясняли причины и закономерности развития истории нашей страны. Летописцы со времен Нестора считали, что мир развивается по божественному провидению и божественной воле.

С появлением опытного, эмпирического, рационалистического знания историки в качестве определяющей силы исторического процесса стали искать объективные факторы. Так, М.В. Ломоносов (1711-1765) и В.Н. Татищев (1686-1750), стоявшие у истоков русской исторической науки, считали, что знание, просвещение определяют ход исторического процесса. Главная мысль, пронизывающая труды Н.М. Карамзина (1766-1826) («История государства Российского»), — необходимость для России мудрого самодержавия.

Крупнейший русский историк XIX в. С.М. Соловьев (1820-1870) видел ход истории нашей страны в переходе от родовых отношений к семье и далее к государственности. Три важнейших фактора: природа страны, природа племени и ход внешних событий объективно определяли ход русской истории.

Ученик С.М. Соловьева В.О. Ключевский (1841-1911) («Курс русской истории»), развивая идеи своего учителя, считал, что необходимо выявить всю совокупность фактов и факторов (географический, этнический, экономический, социальный, политический и т.д.), характерных для каждого периода. «Человеческая природа, людское общество и природа страны — вот те три основные силы, которые строят людское общежитие». Близко к нему по теоретическим взглядам был С.Ф. Платонов (1850-1933), чьи «Лекции по русской истории» неоднократно, как и труды Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, переиздавались в последние годы.

В советский период историки особенно успешно изучали социальноэкономическую проблематику, движение народных масс. Были выявлены и введены в научный оборот новые исторические источники. Однако господство в теоретической сфере только одной марксистско-ленинской концепции существенно сковывало творчество ученых. Они исходили из определяющей роли материального производства в жизни людей и видели смысл исторического развития в переходе от одной общественноэкономической формации к другой, завершающемся построением на земле коммунистического общества.

Авторы настоящего учебника считают, что история России — часть мирового исторического процесса. Однако нельзя сбрасывать со счетов и особенности русского варианта пути развития человеческой цивилизации. Авторы видят свою задачу в том, чтобы показать, как в рамках общемировых закономерностей эволюционировало огромное евразийское геополитическое пространство. Как сказались на его развитии природа и климат, соотношение размеров территории и ее заселенности, многонациональный и многоконфессионный состав населения, необходимосгь освоения территории, внешние факторы и т.п.

В основу учебника положены лекции, которые читались в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова, Российском университете дружбы народов. Литературном институте им. A.M. Горького.

Текст учебника подготовлен коллективом авторов: А.С. Орлов (введение, главы 1-17). Н.Г. и В.А. Георгиевы (главы 18-32, 35, 37, параграфы «Внутреннее положение РСФСР в 1920 — начале 1921 г .» и «Новая экономическая политика» главы 33, параграф «СССР в 1938 начале 1941 г .» главы 34); Т.А. Сивохина (главы 34, 36, 38-43). Схемы, хронологические и другие таблицы составлены авторами.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница