Организации Объединенных Наций по населенным пунктам и Программой Организации Объединенных Наций по окружающей среде совместный периодический доклад



Скачать 224.11 Kb.
Дата04.05.2016
Размер224.11 Kb.




ОРГАНИЗАЦИЯ
ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ


HSP

UN-HABITAT



Совет управляющих
Программы Организации
Объединенных Наций по
населенным пунктам


Distr.

GENERAL
HSP/GC/19/11

18 December 2002
RUSSIAN

Original: ENGLISH



Девятнадцатая сессия*

Найроби, 5-9 мая 2003 года

Пункт 10 а) предварительной повестки дня**

Вопросы координации: сотрудничество между Программой
Организации Объединенных Наций по населенным
пунктам и Программой Организации Объединенных
Наций по окружающей среде


СОВМЕСТНЫЙ ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД ДИРЕКТОРА-ИСПОЛНИТЕЛЯ
ПРОГРАММЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ПО
НАСЕЛЕННЫМ ПУНКТАМ И ДИРЕКТОРА-ИСПОЛНИТЕЛЯ
ПРОГРАММЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
ПО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ


Резюме

Настоящий доклад подготовлен совместно Директором-исполнителем Программы Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (ООН-Хабитат) и Директором-исполнителем Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) в соответствии с резолюцией 40/199 Генеральной Ассамблеи от 17 декабря 1985 года о сотрудничестве между существовавшим тогда Центром Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (ЦООННП) (Хабитат) и ЮНЕП, а также просьбой, сформулированной Комиссией в ее резолюции 10/3 от 16 апреля 1987 года, и просьбой Совета управляющих ЮНЕП, отраженной в его решении 14/3 от 18 июня 1987 года, по тому же вопросу. В докладе освещены вопросы сотрудничества между ЦООННП (Хабитат) и ЮНЕП по четырем ранее определенным тематическим направлениям (глава I) и в контексте общесистемных усилий Организации Объединенных Наций (глава II), а также изложены перспективы сотрудничества в будущем (глава III).



Введение

1. В своей резолюции 32/162 от 19 декабря 1977 года, посвященной организационным мероприятиям по международному сотрудничеству в области населенных пунктов, Генеральная Ассамблея настоятельно призвала Директора-исполнителя ЦООННП (Хабитат) и Бюро Комиссии по населенным пунктам организовывать два раза в год встречи с Директором-исполнителем ЮНЕП и с Бюро его Совета управляющих "с целью совместного рассмотрения их соответствующих первоочередных задач и программ улучшения состояния населенных пунктов, а также с целью укрепления и расширения сотрудничества между этими двумя организациями". В своей резолюции 35/77 В от 5 декабря 1980 года Генеральная Ассамблея постановила, что совместные заседаниях двух бюро должны проводиться не два раза в год, а на ежегодной основе. Генеральной Ассамблеей 17 декабря 1985 года была принята резолюция 40/199, в которой она постановила прекратить практику совместных совещаний бюро.

2. Решение Генеральной Ассамблеи о прекращении проведения совместных совещаний было принято с учетом совместной рекомендации Комиссии по населенным пунктам и Совета управляющих ЮНЕП. Эта рекомендация была основана на резолюции 8/14 Комиссии от 8 мая 1985 года и решении 13/12 Совета управляющих ЮНЕП от 23 мая 1983 года, в которых оба руководящих органа прежде всего выразили удовлетворение продолжающимся сотрудничеством между секретариатами ЦООННП (Хабитат) и ЮНЕП, настоятельно рекомендовав активизировать это сотрудничество, и затем постановили включать в повестку дня своих будущих сессий пункт, посвященный сотрудничеству между ЦООННП (Хабитат) и ЮНЕП, и обсуждать этот вопрос на основе общего доклада о ходе работы двух директоров-исполнителей.

4. Настоящий доклад о сотрудничестве между ООН-Хабитат и ЮНЕП был подготовлен совместно секретариатами двух организаций во исполнение резолюции 40/199 Генеральной Ассамблеи и в соответствии с просьбами, сформулированными Комиссией в ее резолюции 8/14 и Советом управляющих ЮНЕП в его решении 13/12.

I. СОТРУДНИЧЕСТВО ПО ЧЕТЫРЕМ ТЕМАТИЧЕСКИМ НАПРАВЛЕНИЯМ

4. В данной главе приводится информация о совместных мероприятиях ЦООННП (Хабитат) и ЮНЕП по четырем тематическим направлениям, определенным на седьмом совместном совещании бюро.

А. Тематическое направление 1: Оценка экологических условий в населенных пунктах

1. Сотрудничество в подготовке экологических "досье" городов

5. В рамках совместной Программы устойчивого развития городов ООН-Хабитат/ЮНЕП оказывается поддержка разработке так называемых экологических "досье" в тех городах, которые готовятся стать участниками этой Программы. К подготовке "досье" привлекается широкий круг заинтересованных субъектов на местах, и в них включается информация не только о состоянии физических параметров окружающей среды, но и о его влиянии на социально-экономическое развитие, а также об имеющихся соглашениях в области рационального природопользования. Совсем недавно подобные экологические оценки были завершены в Котте (Шри-Ланка), Луге (Сенегал), Энугу (Нигерия), Байямо (Куба) и в Выборге, Киришах и Пскове (Российская Федерация). Кроме того, в поддержку инициатив, осуществляемых в контексте партнерства в рамках Союза городов, подготовлена компиляция экологической информации в Каро (Нигерия) и в четырех городах районного значения Мадагаскара. За отчетный период ряду городов, которые на протяжении длительного периода времени участвовали в реализации этой Программы, оказывалось содействие в разработке систем управления экологической информацией. Помимо этого, предпринимаются усилия по обеспечению более тесного сотрудничества по линии Программы устойчивого развития городов и проекта по бассейну реки Найроби в области управления экологической информацией.

2. Сотрудничество с ГРИД-Арендал

6. В рамках связанной с этой деятельностью инициативы расположенная в Арендале, Норвегия, Глобальная информационная база данных о ресурсах ЮНЕП (ГРИД-Арендал) сотрудничает с ООН-Хабитат в деле осуществления программы, которая предусматривает размещение в системе Интернет докладов о состоянии окружающей среды в городах, что призвано содействовать облегчению доступа к экологической информации, которая необходима для принятия рациональных решений и обеспечения осведомленности широкой общественности в городах.

В. Тематическое направление 2: Природоохранные аспекты политики, планирования


и управления в отношении как сельских, так и городских населенных пунктов

1. Сотрудничество в осуществлении ЮНЕП новых мероприятий,


касающихся окружающей среды в городах

7. В настоящее время ведется разработка новой политики ЮНЕП по вопросам городской окружающей среды, благодаря которой ЮНЕП будет более активно привлечена к деятельности в этой области. Эта политика позволит выявить возможности для усиления связей между мандатом ЮНЕП и глобальными кампаниями, проводимыми ООН-Хабитат, а также для расширения сопоставимых преимуществ обеих организаций в рамках реализации совместных инициатив. Помимо дальнейшего осуществления сотрудничества, о чем говорится ниже, ЮНЕП расширяет свои мероприятия в области окружающей среды городов, признавая тот факт, что стремительные темпы урбанизации в развивающихся странах оказывают значительное воздействие на состояние окружающей среды и здоровье человека и что такое воздействие чревато серьезными последствиями в национальном, региональном и глобальном масштабе, равно как и на местном уровне.

2. Сотрудничество в принятии мер по ликвидации последствий стихийных бедствий

8. ЮНЕП и ООН-Хабитат продолжают сотрудничать в организации работ в случае стихийных бедствий и ликвидации их последствий, в том числе путем принятия последующих мер по итогам предыдущих совместных миссий по проведению оценок. Двумя организациями была совместно разработана методика оценки уязвимости окружающей среды и населенных пунктов при наводнениях. Эта методика была использована применительно к бассейну озера Дунтинху в Китае, и в настоящее время проводится соответствующая оценка в Раджахи, Бангладеш. Кроме того, во взаимодействии с местными партнерами ООН-Хабитат и ЮНЕП совместно осуществляют проект Фонда глобальной окружающей среды (ФГОС) в области обеспечения готовности к стихийным бедствиям и снижения уровня уязвимости в низовьях бассейна реки Лимпопо в Мозамбике. Эта инициатива связана с усилиями по благоустройству трущоб и уменьшению уязвимости, которые предпринимаются в четырех подверженных наводнению городах (Мапуту, Чокве, Тете и Келимане) ООН-Хабитат в сотрудничестве с Программой развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) и Союзом городов. Кроме того, силами ЮНЕП и ООН-Хабитат была организована совместная миссия в Нигерию для оценки имеющихся в этой стране механизмов, предназначенных для организации работ в случае стихийных бедствий. В рамках последующей деятельности был предложен проект ЮНЕП по созданию в Нигерии системы, обеспечивающей принятие соответствующих мер при возникновении такого стихийного бедствия, как наводнение, в качестве совместной инициативы Национального агентства по чрезвычайным ситуациям, ООН Хабитат, ЮНЕП и ПРООН. В будущем ООН-Хабитат и ЮНЕП намереваются направлять, там где это возможно, совместные полевые миссии по оценке последствий стихийных бедствий и будут сотрудничать в принятии последующих мер.

3. Сотрудничество в осуществлении Программы устойчивого развития городов

9. В 1996 году начался новый этап осуществления сотрудничества между ЮНЕП и ООН Хабитат по природоохранным аспектам политики, планирования и управления в области населенных пунктов, когда эти два учреждения официально установили полномасштабные партнерские связи в рамках Программы устойчивого развития городов, как это было рекомендовано Советом управляющих в решении 18/15 от 26 мая 1995 года и Комиссией по населенным пунктам в резолюции 15/8 от 1 мая 1995 года. Сотрудничество между ООН-Хабитат и ЮНЕП значительно улучшилось после того, как они достигли договоренности о совместном покрытии в равных долях расходов по штатному персоналу расширенной Программы устойчивого развития городов. Эта договоренность оставалась в силе до конца 2000 года, когда были исчерпаны бюджетные ассигнования двух организаций по этой Программе. В 2001-2002 годах осуществление основных глобальных и административных мероприятий продолжалось при наличии весьма ограниченных внутренних ресурсов и целевых средств, поступающих по линии доноров. В то же время как ООН-Хабитат, так и ЮНЕП предпринимаются усилия для мобилизации новых источников финансирования на цели реализации нового совместного пятилетнего этапа деятельности (2002-2007 годы). ООН-Хабитат провела довольно успешную деятельность и в ближайшее время готовится к заключению новых долгосрочных соглашений в области финансирования. В то же время ЮНЕП удалось обеспечить финансирование для покрытия своего взноса. Таким образом, имеются довольно хорошие перспективы для осуществления этой совместной Программы ООН-Хабитат/ЮНЕП.

10. В масштабе городов и на национальном уровне Программа устойчивого развития городов стала одним из основных механизмов, используемых для оказания поддержки в осуществлении Повестки дня на XXI век и для реализации природоохранного компонента Повестки дня Хабитат, при этом она нацелена на достижение целей в области развития на рубеже тысячелетия и выполнение задач, поставленных на Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию. Программа, в выполнении которой участвуют более 20 партнерских учреждений в различных странах мира, является важным инструментом в деле содействия общесистемному сотрудничеству в интересах обеспечения устойчивого процесса урбанизации на городском, национальном, региональном и глобальном уровнях. Несмотря на проблемы с финансированием, участникам Программы удалось в 2001 и 2002 годах сохранить набранные темпы в работе, и в настоящее время в ее рамках оказывается содействие реализации городских демонстрационных проектов во все большем числе стран.

11. Проводимые в Африке, арабских государствах, азиатско-тихоокеанском регионе, Латинской Америке и Европе совместные демонстрационные мероприятия в настоящее время охватывают около 50 инициатив на городском и национальном уровнях. Эти мероприятия находятся на различных этапах цикла осуществления проектов в рамках Программы, и их число будет увеличиваться, поскольку проекты по многим участвующим городам пока еще находятся на стадии обоснования или разработки. В рамках демонстрационных проектов предусматривается, в частности, создание на местном уровне соответствующих возможностей для принятия и соблюдения глобальных принципов и норм, регулирующих процесс устойчивой урбанизации (включая соответствующие многосторонние природоохранные соглашения). Этот аспект мероприятий, осуществляемых по линии Программы устойчивого развития городов, отражает одно из партнерских обязательств, закрепленных в рамках Коалиции за устойчивую урбанизацию. Эта Программа также является механизмом, призванным обеспечить содействие со стороны ООН Хабитат в осуществлении проекта ЮНЕП по борьбе с загрязнением воздуха в мегаполисах Азии.

12. Глобальные и региональные мероприятия, проводимые в течение нынешнего двухгодичного периода, предусматривают публикацию ряда методических материалов по вопросам планирования природоохранной деятельности и управления природопользованием, проведение информационных и пропагандистских кампаний путем налаживания связей с местными партнерами и осуществление международных программ оказания поддержки. К числу основных мероприятий относится новая кампания по мобилизации ресурсов. Пятилетний план мероприятий второго этапа деятельности был согласован с основными донорами с учетом достигнутых успехов и извлеченных уроков в ходе первого этапа, а также исходя из новых задач и открывающихся возможностей, которые были выявлены в ходе ряда официальных оценок. Основное внимание в плане уделяется созданию потенциала для распространения передового опыта в национальном масштабе при поддержке со стороны региональных сетей экспертов, охватывающих различные города, международных программ и основных учреждений, область специализации которых - управление природопользованием в городах. В плане предусматривается осуществление сотрудничества с международными учреждениями, занимающимися аспектами развития городов и создания в них соответствующего потенциала, - сотрудничества по вопросам, касающимся стратегий, призванных обеспечить улучшение природоохранной инфраструктуры, в том числе в интересах бедных слоев городского населения. Этот план также включает компонент, предусматривающий изучение накопленного опыта и подготовку дополнительных инструментов для осуществления стратегий по улучшению положения бедных слоев населения и применения других глобальных нормативных положений. В целом этот план отражает долгосрочные усилия по консолидации соответствующих элементов и включению их в основное русло деятельности, - усилия, направленные на содействие созданию устойчивых возможностей в области экологического руководства на национальном уровне и устранению зависимости от программной поддержки на глобальном уровне.

4. Сотрудничество в рамках целевой группы по Балканам

13. По итогам оперативных оценок ЮНЕП/ООН-Хабитат, проведенных в ходе совместных миссий целевой группы, направленных в Косово в 1999 и 2000 годах, были разработаны и в настоящее время осуществляются три основные программы ООН-Хабитат. Здесь речь идет: во первых, об осуществляемых Управлением по жилищным и имущественным вопросам и Исковой комиссией мероприятиях по восстановлению утраченных прав владения жильем; во-вторых, о программе оказания кадастровой поддержки Косово, предусматривающей создание Косовского кадастрового агентства по линии Миссии Организации Объединенных Наций по делам временной администрации в Косово (ЮНМИК); и, в-третьих, о различных инициативах, осуществляемых в поддержку местных и создаваемых центральных органов, под общей эгидой Программы поддержки на муниципальном уровне.

5. Сотрудничество в рамках осуществления инициативы по регулированию


водных ресурсов в контексте африканских городов

14. Эта инициатива, которая с самого начала поддерживается ЮНЕП, благодаря мобилизации ресурсов получила дальнейшее развитие в этом регионе, чему способствует проведение кампаний по повышению информированности общественности, а также реализация пропагандистских и просветительских инициатив. За отчетный период Всемирный банк и ряд стран-доноров присоединились к усилиям по оказанию поддержки этой инициативе. Эта инициатива, имеющая ярко выраженную ориентацию на удовлетворение имеющихся потребностей, позволила создать гибкую структуру для осуществления регионального сотрудничества и межучрежденческого взаимодействия путем использования довольно скромных основных фондов для привлечения в семь участвующих стран (Гана, Замбия Кения, Кот-д'Ивуар, Сенегал, Эфиопия и Южная Африка) капиталовложений на общую сумму более 10 млн. долл. США.

15. Благодаря укреплению институциональных структур и потенциала людских ресурсов данная инициатива позволила создать благоприятные условия для новых инвестиций в сектор водоснабжения и санитарии. Так, к этой инициативе недавно присоединилась Объединенная Республика Танзания, а несколько других стран выразили искреннюю заинтересованность в том, чтобы последовать ее примеру. Несмотря на медленные темпы продвижения вперед на начальном этапе, в дальнейшем стала активно осуществляться кенийская программа по обеспечению городов водными ресурсами при сотрудничестве с городским советом Найроби и муниципальным советом Малинди. Начиная с момента создания в 1999 году проекта, касающегося бассейна реки Найроби, который осуществляется ЮНЕП, деятельность по его реализации тесно координировалась с усилиями в рамках инициативы ООН-Хабитат по обеспечению африканских городов водными ресурсами, наряду с обменом опытом и выводами, сделанными в ходе работы. В рамках проекта, касающегося бассейна реки Найроби, в настоящее время проводится работа по использованию успешных элементов этого сотрудничества для решения смежных городских экологических проблем, таких как удаление твердых отходов. В течение отчетного периода многие из городов, участвующих в инициативе, заручились дополнительным параллельным финансированием для оказания поддержки уже осуществляемым мероприятиям. Сотрудничество с ЮНЕП в этом контексте также включало в себя проведение совместных мероприятий с Координационным бюро разработанной ЮНЕП Глобальной программы действий по защите морской среды от загрязнения в результате осуществляемой на суше деятельности в интересах прибрежных городов, участвующих в инициативе.

6. Сотрудничество в рамках инициативы по поэтапному отказу от


использования бензина с содержанием свинца в странах Африки

16. В рамках глобальной инициативы по поощрению использования чистых видов топлива и средств передвижения в развивающихся странах, в которой ЮНЕП является ведущим партнером, ЮНЕП при поддержке ООН-Хабитат организовала семинар-практикум по вопросу о поэтапном отказе от использования свинца в бензине, который был проведен в июне 2002 года в комплексе Организации Объединенных Наций в Гигири, Найроби. Использование бензина с содержанием свинца имеет серьезные последствия для здоровья жителей городов и приводит к замедлению умственного развития детей. Несмотря на то, что большинство стран мира уже отказались от бензина с содержанием свинца, он по-прежнему широко используется в Африке. ЮНЕП, действуя в тесном сотрудничестве с Всемирным банком, правительством Соединенных Штатов Америки и Международной ассоциацией представителей нефтяной промышленности по охране окружающей среды (ИПИЕКА), оказала поддержку этому семинару-практикуму, на котором был разработан план действий по поэтапному отказу от использования бензина с содержанием свинца в странах Восточной Африки. Это мероприятие стало ключевым фактором для осуществляемого в последнее время перехода на более чистые виды топлива во многих городах Восточной Африки.

С. Тематическое направление 3: Экологически безопасные
и надлежащие технологии для населенных пунктов

17. Международный центр экотехнологий (МЦЭ), входящий в состав Отдела технологии, промышленности и экономики ЮНЕП, продолжал сотрудничать в осуществлении мероприятий по наращиванию потенциала в рамках Программы по устойчивому развитию городов, прежде всего в области передачи экологически безопасных технологий, оценки экологических рисков и оценки экотехнологий. В частности, Отдел разработки политики и права ЮНЕП и МЦЭ принимали участие в разработке и выпуске руководства по контролю за качеством воздуха в городах по итогам глобальных совещаний экспертов в Каире и Солт-Лейк-Сити. В сотрудничестве с Отделом разработки политики и права Программа устойчивого развития городов, обеспечивая ознакомление с накопленным ею опытом в области развития городов, традиционно вносит свой вклад в проведение глобальных программ учебной подготовки по вопросам права окружающей среды и природоохранной политики, организуемых ЮНЕП на двухгодичной основе, причем последний раз эта помощь была оказана в рамках пятой такой программы, состоявшейся в 2001 году. Следующая учебная программа будет организована в 2003 году.

D. Тематическое направление 4: Научные исследования, подготовка кадров и распространение информации по вопросам экологически обоснованного проектирования населенных пунктов и управления ими

18. Осуществляемая на совместной основе Программа устойчивого развития городов продолжала свою деятельность по проведению ряда мероприятий с целью оказания поддержки на уровне программной деятельности сети городов, созданной в ее рамках, на основе подготовки и публикации трех категорий материалов, которые направлены на удовлетворение выявленных приоритетных потребностей и предлагаются для непосредственного применения на уровне городов. Будучи основанной на обобщении глобального опыта, первая категория направлена на обеспечение процесса осуществления демонстрационных проектов необходимыми указаниями благодаря публикуемой в рамках Программы серии справочников, охватывающих такие элементы этого процесса, как подготовка городских досье, проведение городских консультаций, создание рабочих групп по конкретным природоохранным проблемам, выработка стратегии и создание организационных структур. Вторая категория предназначена для оказания тематической поддержки на основе использования полностью подготовленных, опубликованных и распространяемых в настоящее время четырех документов по соответствующим вопросам (контроль за качеством воздуха, информационные системы в области рационального природопользования, показатели для контроля за достигнутым прогрессом и рациональное природопользование с учетом гендерных требований). Третья категория ориентирована на удовлетворение потребностей в подготовке кадров и включает в себя вводные учебные материалы и учебные модули. Деятельность по этому направлению позволит мобилизовать уже имеющийся опыт и ноу-хау, снизить потребность в глобальной поддержке и использовать уроки, извлеченные из опыта оперативной деятельности по созданию необходимого потенциала на местном уровне. Кроме того, ООН-Хабитат и ЮНЕП обеспечивают при посредничестве созданной в рамках Программы сети городов функционирование информационной службы, занимающейся систематическим распространением имеющегося ноу-хау в области рационального использования городской среды, на основе издания соответствующих публикаций, подготовки видеопрограмм, организации выставок и создания тематических веб-сайтов.

II. СОТРУДНИЧЕСТВО В РАМКАХ ОБЩЕСИСТЕМНЫХ УСИЛИЙ

19. В данной главе содержится информация о сотрудничестве между ЦООННП (Хабитат) и ЮНЕП в отношении ряда предпринимаемых в масштабах всей системы Организации Объединенных Наций усилий, имеющих непосредственное отношение к деятельности и мероприятиям обеих организаций. Данная информация представлена лишь для справочных целей. Подробные сведения о фактическом осуществлении и последствиях любых из этих общесистемных усилий для дальнейшего сотрудничества между ООН-Хабитат и ЮНЕП содержатся в документах Комиссии по населенным пунктам и Совета управляющих ЮНЕП.

А. Сотрудничество в рамках Группы по рациональному природопользованию

20. Группа по рациональному природопользованию, идея создания которой была предложена Генеральным секретарем в его докладе об окружающей среде и населенных пунктах и поддержана Генеральной Ассамблеей в ее резолюции 53/242 от 28 июля 1999 года, представляет собой механизм, предназначенный для оказания поддержки ЮНЕП и ООН-Хабитат при выполнении ими своих соответствующих функций по межучрежденческому сотрудничеству на основе использования создаваемых на ограниченный период времени целевых групп по конкретным вопросам. ЮНЕП и ООН-Хабитат сотрудничают в создании необходимых условий для начала практической деятельности Группы по отдельным представляющим взаимный интерес вопросам, касающимся основных направлений деятельности в области охраны окружающей среды и развития населенных пунктов.

В. Сотрудничество с Международным советом по местным
инициативам в области окружающей среды

21. ООН-Хабитат и ЮНЕП оказали помощь в организации ряда мероприятий, проведенных в ходе совещания по вопросам местного самоуправления, организованного при содействии со стороны Международного совета по местным инициативам в области окружающей среды (ИКЛЕИ) во время Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию, внесли вклад в их осуществление и активно участвовали в них. Цель этого совещания заключалась в том, чтобы одобрить Декларацию о местном самоуправлении, адресованную Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию, и выразить идею относительно того, что "деятельность на местном уровне обеспечивает продвижение мира вперед", на основе взаимодействия с правительственными делегациями стран, представления и обсуждения примеров наиболее эффективных стратегий и достижений, выявления существующих преград и ознакомления с новыми инициативами и обязательствами по осуществлению партнерства. Предлагаемое совещание между руководством ИКЛЕИ, ООН-Хабитат и ЮНЕП пришлось отложить на более поздний срок, и с тех пор никакого прогресса в подготовке программы работы, предусмотренной меморандумом о договоренности между данными тремя органами, достигнуто не было. Между тем, уже достигнутые рабочие договоренности между ЮНЕП, ООН-Хабитат и ИКЛЕИ продолжают осуществляться в конкретных тематических областях, связанных с инициативами в области окружающей среды.

С. Сотрудничество в рамках Форума по вопросам городской окружающей
среды, Всемирного форума городов и Всемирной встречи на высшем
уровне по устойчивому развитию

22. Еще одним наглядным примером сотрудничества ЮНЕП и ООН-Хабитат являлся Форум по вопросам городской окружающей среды, учрежденный в 1994 году в качестве механизма разработки программ межсекторального сотрудничества по вопросам устойчивого развития городов и обмена ноу-хау между городами. В феврале 2001 года на своей восемнадцатой сессии Комиссия по населенным пунктам рекомендовала Международному форуму по проблеме нищеты в городах и Форуму по вопросам городской окружающей среды объединить их усилия в рамках общего Всемирного форума городов, который должен проводить свои совещания раз в два года. Первое совещание Всемирного форума городов было проведено в мае 2002 года в Найроби. Всемирный форум городов, как и Форум по вопросам городской окружающей среды до него, по прежнему предоставляет ООН-Хабитат и ЮНЕП прекрасные возможности для оказания поддержки глобальной сети, обеспечивающей связь между городами и их партнерами в рамках международных программ помощи в интересах выполнения их общего обязательства по улучшению социально-экономических условий жизни в городах, путем развития партнерских связей при решении вопросов, представляющих общий интерес, и на основе использования опыта планирования и управления развитием городов.

23. ЮНЕП оказала помощь ООН-Хабитат в проведении в рамках Всемирного форума городов второй серии диалогов, ориентированных на подготовку вклада ООН-Хабитат и партнеров по осуществлению Повестки дня Хабитат в работу Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию. Основным итогом этой совместной деятельности явилась разработка концепции устойчивой урбанизации и мер по ее реализации в рамках Коалиции за устойчивую урбанизацию, созданной для выполнения 11 обязательств по осуществлению Повестки дня на ХХI век на основе соответствующих партнерских инициатив. ЮНЕП входит в число ключевых партнеров по выполнению четырех из этих обязательств на основе соответствующих партнерских инициатив, а именно: "Местный потенциал - для глобальных повесток дня", "Демонстрационные проекты в области планирования и рационального использования окружающей среды на местном уровне", "Национальные возможности для расширения масштабов демонстрационных проектов в рамках местных повесток дня на ХХI век" и "Вода для азиатских городов".

24. Сотрудничество в рамках данного направления между ООН-Хабитат и ЮНЕП содействует укреплению этих партнерских связей и мобилизации других партнеров, таких как Учебный и научно-исследовательский институт Организации Объединенных Наций (ЮНИТАР), Международная организация труда (МОТ), ПРООН и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Эти и подобные им партнерские связи содействуют наращиванию местного потенциала благодаря проведению демонстрационных проектов и организации аналогичных мероприятий на их основе, подготовке кадров, выявлению и использованию наилучших видов практики и сотрудничеству между городами в соответствии с Повесткой дня на ХХI век, Повесткой дня Хабитат, целями в области развития на рубеже тысячелетия и выводами Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию.

III. ПЕРСПЕКТИВЫ НА БУДУЩЕЕ

25. ЮНЕП и ООН-Хабитат будут и далее прилагать усилия к достижению еще более масштабного сотрудничества и интеграции своей деятельности. Новая политика в области городской среды, проводимая ЮНЕП, и развивающиеся кампании ООН-Хабитат по рациональному руководству городами и обеспечению гарантий владения жильем помогут выявить конкретные области, в которых обе организации могут активизировать сотрудничество в течение ближайшего двухгодичного периода. В целях содействия активизации этих усилий будут созданы структуры и условия для развития и поддержания сотрудничества по конкретным направлениям деятельности. Одним из примеров этого могло бы быть создание объединенной группы по оперативной деятельности и координации для осуществления на совместной основе нового этапа Программы устойчивого развития городов.

26. На региональном уровне будут стимулироваться участие в деятельности друг друга и регулярный обмен информацией между региональными отделениями ЮНЕП и ООН-Хабитат в целях выявления тех областей, в которых те преимущества, которыми обладают эти организации, могли бы быть использованы наиболее эффективным образом. Кроме того, будет поощряться привлечение на взаимной основе к работе министерских форумов и других директивных механизмов на региональном и субрегиональном уровнях.

27. В течение прошедшего двухгодичного периода ООН-Хабитат и ЮНЕП сталкивались с серьезными финансовыми ограничениями в том, что касается их сотрудничества в рамках Программы устойчивого развития городов. В настоящее время имеются хорошие перспективы того, что их активные усилия по мобилизации ресурсов принесут свои плоды, а это позволит продолжить их успешное сотрудничество в вопросах рационального использования городской среды, начало которому положила в 1982 году совместная подготовка экологических руководящих принципов проектирования населенных пунктов и управления ими, и в полной мере реализовать продолжающие расширяться возможности Программы.

28. Осуществляемая на совместной основе Программа устойчивого развития городов ООН Хабитат/ЮНЕП позволяет объединить другие программы городского развития как в рамках демонстрационных проектов на городском уровне, так и в деятельности по разработке глобальных стандартов и норм. Благодаря этим катализирующим возможностям был достигнут существенный прорыв в обеспечении более эффективной интеграции и координации мероприятий системы Организации Объединенных Наций с деятельностью местных общин и местных органов власти. Подобная совместная работа позволила ООН-Хабитат и ЮНЕП занять заметное место на передней линии деятельности в контексте новой системы сотрудничества в целях развития в рамках Организации Объединенных Наций, в которой основное внимание уделяется не предоставлению готовых решений, а дальнейшему развитию коллективного ноу-хау. Именно в этом направлении усилия Организации Объединенных Наций принесут свои плоды, и именно здесь ООН-Хабитат и ЮНЕП обладают, по сравнению с другими, уникальным преимуществом, обусловленным наличием у них возможностей для согласования мероприятий на местном уровне с глобальной деятельностью по разработке стандартов и норм.

29. Управление городами, и в первую очередь мегаполисами, приобретает все большее значение для устойчивого развития на национальном, региональном и глобальном уровнях. Существует становящаяся все более очевидной необходимость в развитии местного потенциала для осуществления глобальных повесток дня в целях оказания содействия в принятии мер на местном уровне по реализации региональных и глобальных природоохранных конвенций и соглашений. Сотрудничество между ООН-Хабитат и ЮНЕП будет иметь большое значение в этой связи. Оно будет содействовать обеспечению поддержки на местном уровне в решении задач по таким приоритетным направлениям глобального характера, как изменение климата, защита морской среды от загрязнения в результате осуществляемой на суше деятельности, защита биологического разнообразия, рациональное использование трансграничных ресурсов и регулирование промышленных рисков.

30. В контексте деятельности Всемирного форума городов ЮНЕП и ООН-Хабитат будут и далее сотрудничать в рамках глобальной сети, которая обеспечивает связь не только между городами и международными программами, но и между другими сетями от местного до глобального уровня, а также между различными географическими районами. Являясь важным шагом вперед к налаживанию глобального партнерства в деле устойчивой урбанизации, Всемирный форум городов представляет собой ту инициативу, в рамках которой обе организации играют стимулирующую и катализирующую роль, мобилизуя все увеличивающееся число городов и программ международной поддержки и помогая им сосредоточить их коллективную энергию и ноу-хау на достижении конкретных результатов в улучшении жилой среды - и устойчивого развития - в населенных пунктах во всех частях планеты.

31. ЮНЕП находится на завершающем этапе своей деятельности по мобилизации средств, которая позволит ей присоединиться к Союзу городов, представляющему собой инициативу ООН Хабитат/Всемирного банка, которая направлена на оказание поддержки в реализации стратегий городского развития и благоустройстве трущоб в соответствии с целями в области развития на рубеже тысячелетия. Союз городов предоставит ЮНЕП и ООН-Хабитат дополнительные возможности для разработки совместных инициатив в сотрудничестве с другими партнерами, такими как Всемирный банк.

-----


* В своей резолюции 56/206 от 21 декабря 2001 года Генеральная Ассамблея преобразовала Комиссию по населенным пунктам в Совет управляющих Программы Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (ООН-Хабитат), являющейся вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи. Нынешнюю сессию было решено считать не первой, а девятнадцатой сессией Совета управляющих, с тем чтобы отразить преемственность и связь между Советом управляющих и Комиссией по населенным пунктам.



** HSP/GC/19/1.
K0263615 210303


Из соображений экономии настоящий документ напечатан в ограниченном количестве экземпляров. Просьба к делегатам приносить свои копии на заседания и не запрашивать дополнительных копий. Настоящий документ отпечатан на экологически чистой бумаге.





База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница