«органы чувств»



Скачать 320.64 Kb.
Дата03.05.2016
Размер320.64 Kb.



МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТАШКЕНТСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра гистологии и медицинской биологии
Предмет ______гистология___

ТЕМА: «ОРГАНЫ ЧУВСТВ»
Учебно-методическая разработка

(для преподавателей и студентов медицинских ВУЗов)

Ташкент – 2008



Методическая разработка

к практическому занятию № 16

Тема: «Органы чувств»




  1. Место проведения занятия, оснащение

– кафедра гистологии и медицинской биологии;

- гистологические препараты, микроскопы, компьютер, атласы, слайды.

  1. Продолжительность изучения темы – 4 часа.

  2. Цель занятия:

- знать гистогенез, строение и гистофизиологию органов зрения, обоняния, слуха, равновесия и вкуса;

- уметь определять под микроскопом на гистологических препаратах основные структуры периферических отделов анализаторов;

- иметь представление об ультраструктуре рецепторных клеток

- уметь идентицифировать рецепторные клетки на электроннограммах.


Задачи

Студент должен знать:

- строение органа зрения;

- строение внутреннего уха, кортиев орган, его клеточный состав;

- строение органа равновесия;

- строение органа вкуса, клеточный состав вкусовой луковицы.
Студент должен уметь:

Выполнить практические навыки: изучить микропрепараты роговицы, стенки глазного яблока, найти их основные структуры, слои роговицы и сетчатки; найти на микропрепарате улитку, стенки перепончатого канала, кортиев орган; на препаратах языка найти в листовидных сосочках вкусовые луковицы; описать все препараты и зарисовать их.




  1. Мотивация

Органы чувств (периферические анализаторы) обеспечивают восприятие раздражений из внешней и внутренней среды организма, трансформируют энергию раздражения в нервные импульсы, которые передаются по чувствительным нервам к центральным анализаторам в головной мозг (кору больших полушарий).

Анализаторы подразделяются на первично чувствующие (органы зрения и обоняния), у которых раздражение воспринимают нервные клетки, и вторично чувствующие, у которых раздражение воспринимают рецепторные эпителиальные клетки, передающие его далее афферентным нейронам.

Знание строения и гистофизиологии органов чувств необходимо для понимания их функций и патогенеза при заболеваниях, связанных с рецепцией, для правильной диагностики и лечения.


  1. Межпредметные и внутрипредметные связи.

Полученные на занятии знания могут быть использованы при изучении

всей частной гистологии, особенно нервной системы, нормальной и патологической физиологии, патологической анатомии, нервных болезней, психиатрии, терапии, хирургии, ЛОР болезней, офтальмологии и других дисциплин.


6. Содержание занятия

    1. Теоретическая часть

Рассматриваемые вопросы:

1. Классификация органов чувств.

Сенсорная система представлена центральными анализаторами и периферическими отделами – органами чувств.

Три типа органов чувств:


  1. рецепторные клетки нейроэктодермального происхождения, первичночувствующие (ораны зрения и обоняния);

  2. рецепторные клетки эпителиальные, вторичночувствующие (органы слуха, равновесия и вкуса);

  3. инкапсулированные и неинкапсулированные нервные окончания, это дендриты нейронов чувствительных ганглиев.

2. Орган зрения – периферическая часть зрительного анализатора, состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата.

2.1. Источники эмбрионального развития:

1) нервная трубка, передний мозговой пузырь, сетчатка и зрительный нерв, мышцы радужки и век, хрусталик;

2) кожная эктодерма, эпителий роговицы, коньюктивы, слезные железы;

3) мезенхимы, сосудистая оболочка, склера, их производные.



2.2. Общий план строения глазного яблока. Три оболочки:

1) наружная, фиброзная – склера, спереди переходит в роговицу;

2) средняя – сосудистая, ее производные: реснитчатое тело и радужная

оболочка;

3) внутренняя - сетчатка;

4) хрусталик;

5) стекловидное тело;

6) жидкость передней и задней камер глаза.



2.3 Основные функциональные аппараты:

1) рецепторный – сетчатка;

2) диоптрический (роговица, хрусталик, стекловидное тело, жидкость

камер глаза);

3) аккомодационный (радужка, хрусталик, ресничное тело);

4) вспомогательный (веки, ресницы, слезные железы, глазодвигательные

мышцы).

2.4 Склера – плотная соединительная ткань, параллельные пластинки из коллагеновых волокон, между которыми фибробласты и эластические волокна. Склера покрыта коньюнктивой (многослойный плоский неорогове-вающий эпителий и рыхлая соединительная ткань). Вокруг роговицы лимб с кровеносными сосудами. На границе с роговицей разветвленные полости – шлеммов канал, венозный синус, обеспечивают отток жидкости из передней камеры глаза.

2.5 Роговица – 5 слоев:

1) наружный эпителий многослойный плоский неороговевающий

переходит в эпителий коньюнктивы;

2) передняя пограничная (боуменова) мембрана, фибриллярное строение;

3) собственное вещество – плотная оформленная соединительная ткань из пластинок коллагеновых волокон, между ними фиброциты, кровеносных сосудов нет;

4) задняя пограничная мембрана (десцеметова) мембрана – фибриллярное строение;

5) задний эпителий – однослойный плоский (эндотелий).

Факторы, обеспечивающие прозрачность роговицы:



  1. очень ровная поверхность эпителия;

  2. отсутствие сосудов;

  3. низкое содержание воды, большое количество кератинсульфатов;

  4. упорядоченное расподожение коллагеновых волокон в

собственном веществе и пограничных мембранах.

2.6. Хрусталик образован хрусталиковыми волокнами (нет ядер, белок кристаллин). В центре хрусталиковые волокна образуют ядро хрусталика, на экваторе ростковая зона. Снаружи капсула – утолщенная базальная мембрана, под ней однослойный эпителий, образующий новые хрусталиковые волокна. Нет сосудов и нервных волокон. К капсуле прикреплена циннова связка.

2.7. Стекловидное тело. 99% воды и белок витреин, гиалуроновая кислота, единичные клетки (фиброциты, макрофаги, лимфоциты).

2.8. Сосудистая оболочка – 3 части: собственно сосудистая оболочка; цилиарное (реснитчатое) тело; радужка.

Функции: питание сетчатки, регуляция внутриглазного давления, поглощение избытка света, участие в аккомодации.



2.8.1. Собственно сосудистая оболочка – 4 слоя:

1) надсосудистая пластинка граничит со склерой, рыхлая соединительная ткань, много эластических волокон, меланоцитов;

2) сосудистая пластинка – артерии и вены в рыхлой соединительной ткани, много пигментных клеток, отдельные пучки гладко мышечных клеток;

3) сосудисто-капиллярная пластинка – многочисленные капилляры;

4) базальная мембрана Бруха – слой эластических волокон, фиброзный слой, базальная мембрана.

2.8.2. Ресничное тело – 2 части (внутренняя - цилиарная корона и наружная – цилиарное кольцо).

В основе цилиарного тела цилиарная мышца (гладко мышечные клетки), ее пучки лежат в 3-х направлениях: меридиональные, радиальные, циркулярные. На поверхности – цилиарные отростки, покрытые двухслой-ным кубическим эпителием. Многочисленные пигментные клетки среди мышечных пучков и на поверхности.



2.8.3. Радужка - 5 слоев:

1) передний эпителий однослойный плоский – продолжение заднего

эпителия роговицы,

2) наружный пограничный – рыхлая соединительная ткань с фибробластами

и меланоцитами,

3) сосудистый слой - рыхлая соединительная ткань, кровеносные сосуды,

меланоциты,

4) внутренний пограничный имеет такое же строение, как и второй слой,

5) внутренний эпителий - пигментный слой из двух слоев клеток.

Мышцы радужки нейрального происхождения: суживающая и расширяющая зрачок. В углу передней камеры глаза, у места прикрепления к склере и ресничному телу – гребенчатая связка, между трабекулами которой фонтановы пространства (отток жидкости в шлеммов канал).



2.9. Сетчатка. 2 части – зрительная (задняя) и слепая (передняя). Слепая часть – два пласта глиальных клеток покрывают цилиарное тело и радужку сзади; зрительная часть – слоистое строение.

2.9.1. Нейроны сетчатки: палочки и колбочки, фоторецепторные биполярные (ассоциативные) и ганглионарные клетки. Еще 2 вставочных нейрона: горизонтальные и амакриновые клетки (между биполярными и ганглиозными, между фоторецепторами и биполярными клетками). Между нейронами радиально расположены глиоциты: мюллеровы волокна.

2.9.2. Слои сетчатки:

1) пигментный - граничит с базальной пластинкой сосудистой оболочки,

отростки входят во 2-ой слой сетчатки между отростками фоторецептор-

ных клеток;

2) слой палочек и колбочек - содержит дендриты фоторецепторных клеток;

3) наружная глиальная мембрана образована отростками глиальных клеток-

волокон;

4) наружный зернистый слой (ядерный) – тела палочек и колбочек;

5) наружный сетчатый слой – аксоны фоторецепторов и дендриты биполяр-

ных нейронов образуют синапсы;

6) внутренний зернистый – тела биполярных, горизонтальных, амакриновых

нейронов и ядра глиальных клеток – волокон Мюллера; горизонтальные



клетки с многочисленными горизонтальными дендритами – образуют

синапсы с аксонами рецепторных клеток; аксоны идут горизонтально,

синапсы с аксонами палочек и колбочек (тормозные синапсы);

амакриновые клетки не имеют дендритов, синапсы на теле клетки, аксон

ветвится, образует синапсы с ганглионарными и биполярными клетками;

7) внутренний сетчатый слой – аксоны биполярных клеток и дендриты

гангиозных клеток;

8) ганглионарный слой – тела ганглионарных клеток;

9) слой нервных волокон – аксоны ганглионарных нейронов окружаются

глиальными клетками, проходят через сетчатку и образуют зрительный

нерв; слепое пятно;

10) внутренняя глиальная пограничная мембрана – основания и отростки

клеток волокон Мюллера.



2.9.3. Палочки и колбочки – ультраструктура:

Палочки: наружный и внутренний сегменты; наружный сегмент – диски из двойных мембран; содержит родопсин; диски обновляются; внутренний сегмент – митохондрии, ЭПС; связь наружного и внутреннего сегмента с помощью реснички; ядросодержащая часть и аксон.

Колбочки - отличия от палочек: наружные сегменты конической формы из полудисков, во внутреннем сегменте эллипсоидное включение, окруженное митохондриями, в полудисках зрительный пигмент йодопсин, мембраны наружного сегмента не обновляются; колбочки располагаются преимущественно в центре сетчатки (желтое пятно).

2.9.4. Механизм фоторецепции: распад родопсина и йодопсина на свету, изменение проницаемости мембран, возникновение нервного импульса.
3. Орган обоняния.

3.1. Локализация – обонятельная область в верхней и средней раковинах носовой полости и перегородке носа.

3.2. Источники развития: нервная пластинка и кожная эктодерма.

3.3. Строение: эпителиоподобный пласт на базальной мембране; 3 вида клеток: обонятельные (нейросенсорные), поддерживающие, базальные.

1) обонятельные клетки - дендрит имеет утолщение – булаву с 10 – 12 ресничками и микроворсинками, некоторые клетки имеют только микроворсинки; в булаве митохондрии и микротрубочки; комплекс Гольджи и гладкая ЭПС около ядра; аксон в обонятельной луковице;

2) поддерживающие клетки имеют микроворсинки, ЭПС, митохондрии, гранулы, вакуоли, комплекс Гольджи, пигмент;

3) базальные клетки с цитоплазматическими выростами, рибосомами, являются источником обновления рецепторных клеток.

В рыхлой соединительной ткани под обонятельной областью находятся

железы, они альвеолярно-трубчатые, мерокриновые. Регенерация за счет базальных клеток.



3.4. Гистофизиология органа обоняния, механизм восприятия запахов.

3.5. Возрастные изменения.
4. Орган вкуса.

4.1. Эмбриональное развитие. Источник – эпителий сосочков языка.

4.2. Вкусовые луковицы (почки) в эпителии по бокам сосочков языка.

Строение вкусовой луковицы: 40 – 60 клеток, клетки 3 типов: рецепторные, базальные, поддерживающие клетки. На вершине луковицы отверстие – пора, между рецепторными клетками находятся опорные, по форме клетки похожи на апельсиновые дольки:

1) Рецепторные клетки содержат митохондрии, гладкую ЭПС, микровор-синки, с базальной частью этих клеток образуют синапсы афферентные нервные волокна; вкусовое раздражение воспринимают рецепторы, передают через синапсы на нервные окончания и в центральный анализатор.

2) Опорные клетки – изоляция рецепторных клеток, секреция гликопротеидов.

3) Базальные клетки – обновление рецепторных и опорных клеток. изменения.
5. Орган слуха: наружное, среднее, внутреннее ухо.

5.1. Наружное ухо: раковина, наружный слуховой проход и барабанная перепонка.

1) раковина – эластический хрящ, покрыт кожей;

2) наружный слуховой проход – эластический хрящ переходит в костную

ткань, покрыт кожей со щетинистыми волосами, церуминозными железами

(сера) и сальными железами;

3) барабанная перепонка – 2 слоя коллагеновых волокон, между ними

фибробласты, снаружи тонкий эпидермис, внутри слизистая оболочка с

однослойным плоским эпителием, прикреплен молоточек.



5.2. Среднее ухо:

1) барабанная полость – однослойный плоский или кубический эпителий,

собственная пластинка сращена с надкостницей, имеются овальное и

круглое окна;

2) слуховые косточки: молоточек, наковальня и стремечко; снаружи –

однослойный плоский эпителий, стремечко закрывает овальное окно;

3) слуховая (евстахиева) труба – соединяет барабанную полость с

носоглоткой; костная стенка покрыта многорядным реснитчатым

эпителием и собственной пластинкой, в которой содержатся простые

слизистые железы и трубные миндалины.



5.3. Внутреннее ухо - в пирамиде височной кости, костный лабиринт, перепончатый лабиринт; в костном лабиринте полости: преддверие, улитка и полукружные каналы.

1) Перепончатый лабиринт содержит рецепторные зоны органов слуха и

равновесия; развитие – из эктодермы парные утолщения – плакоды;

слуховые пузырьки с эндолимфой дают вестибулярную часть и мешочек с

улитковым каналом.

2) Орган слуха в улитковом канале расположен по всей длине, на поперечном срезе форма треугольника, сверху полость – вестибулярная лестница, снизу – барабанная лестница.

3) Стенки улиткового канала: внутренняя – вестибулярная мембрана

(соединительнотканная пластинка, покрытая однослойным плоским

эпителием с двух сторон), наружная – спиральная связка с сосудистой

полоской (многорядный кубический эпителий с кровеносными

капиллярами); нижняя – базилярная мембрана из тонких коллагеновых

волокон, снизу однослойный плоский эпителий; базилярная мембрана

соединяет спиральную костную пластинку стержня улитки и спиральную

связку; на базилярной пластинке сверху базальная мембрана, на которой

лежит кортиев орган.

4) Кортиев орган – рецепторные и опорные клетки образуют ряды.



Рецепторные клетки; внутренние (грушевидные) клетки, 1 ряд, лежат на

внутренних фаланговых клетках, и наружные (цилиндрические) клетки –

несколько рядов (3 - 4) , на апикальной поверхности 30 – 60 волосков

(стереоцилии); стереоцилии прикреплены верхушкой к покровной

мембране, отходящей от лимба; к основанию рецепторных клеток

подходят дендриты биполярных нейронов спирального ганглия

(располагаются в стержне улитки).

Опорные клетки:

а) внутренние и наружные фаланговые клетки – тонкие пальцевидные отростки, окружающие рецепторные клетки;

б) внутренние и наружные клетки-столбы – соединены друг с другом, образуя туннель в форме треугольника, через который проходят дендриты чувствительных нейронов;

в) наружные пограничные клетки Гензена и Клаудиуса;

г) клетки Беттхера под клетками Клаудиуса;

5) Механизм восприятия звуков: колебания через наружный слуховой

проход передаются через слуховые косточки в перилимфу барабанной и

вестибулярной лестницы, далее вестибулярной и базилярной мембране,

потом к эндолимфе, смещение волосков, возбуждение к передним бипо-

лярным нейронам, в слуховые ядра, слуховая зона коры.



6. Орган равновесия: эллиптический пузырек (маточка) и сферический

пузырек (мешочек), 3 полукружных канала (ампулы). В маточке и

мешочке – рецепторные зоны в виде пятен (макулы), в ампуле рецептор-ные участки в виде гребешков (кристы).

6.1. Макула – чередование рецепторных и опорных клеток, над ними отоли-

товая мембрана с кристаллами углекислого кальция (отолиты), в нее

входят волоски рецепторных клеток, при смещении мембраны волоски

изгибаются, возбуждение передается на дендриты нейронов вестибуляр-

ного ганглия;

1) рецепторные клетки – грушевидные и цилиндрические, имеют на

поверхности 60 – 80 стереоцилий и 1 киноцилия (ресничка); у грушевид-ных клеток чашевидное нервное окончание, у цилиндрических – точечное;

2) опорные клетки с многочисленными микроворсинками, секретируют

комплекс отолитовых мембран.

Макула сферического мешочка воспринимает земное притяжение

(гравитацию) и вибрацию, макула маточки – гравитацию.

6.2. Гребешки (кристы) – принцип строения тот же, что и у макул, вместо

отолитовой мембраны желеобразный купол, в который погружены

киноцилии и стереоцилии рецепторных клеток.

Отклонение купола при вращении тела (угловое ускорение) вызывает импульс, передающийся чувствительным нейронам.


6.2. Аналитическая часть.

Решение ситуационных задач

1. При А-авитаминозе утрачивается сумеречное зрение, но сохраняется дневное. Какие фоторецепторы при этом не повреждаются и почему?


2. Какие цитологические особенности определяют цвет глаз? В клетках каких оболочек глаза они проявляются?
3. Какой анализатор повреждается у человека при травме затылочной области коры больших полушарий?
4. Имеется два гистологических препарата задней стенки глаза экспериментальных животных. На первом препарате гранулы пигмента содержатся в цитоплазме клеток пигментного слоя сетчатки, на втором – в их отростках. В каких условиях находились животные в момент забоя?
5. В эксперименте животному нанесена травма эпителия роговицы. Возможен ли процесс регенерации? Если возможен, то за счет каких клеток?
6. У человека повреждена слизистая оболочка, покрывающая верхнюю часть средней раковины носовой полости. Периферическая часть какого анализатора при этом разрушается?
7. У экспериментальных животных поражены рецепторные клетки слуховых гребешков ампул полукружных каналов перепончатого лабиринта. Как называются эти клетки? Какая функция нарушена?

8. У экспериментального животного в результате хронического воспалительного процесса поражен спиральный ганглий. Какие функциональные изменения отмечены у животного?

9. У человека поражены клетки спирального органа нижних отделов улитки. Восприятие каких звуков будет нарушено?

10. У человека поражены вкусовые почки на корне языка. Какие вкусовые ощущения будут нарушены?


6.3 Практическая часть.

6.3.1. Самостоятельное изучение микропрепаратов.
Препарат № 1. Роговица.

Окраска: гематоксилин-эозин.

При малом увеличении найти слои роговицы: передний эпителий, состоящий из нескольких слоев эпителиальных клеток; найти переднюю пограничную мембрану. Средний слой – самый широкий, состоит из плотной волокнистой соединительной ткани, лишенной кровеносных сосудов. Здесь видны плотно расположенные коллагеновые волокна и фибробласты, образующие параллельные цепочки. Четвертый слой – задняя пограничная мембрана, бесструктурная, гомогенно окрашенная полоска. Пятый слой – задний эпителий – однослойный плоский.

Зарисовать препарат при большом увеличении и сделать обозначения: 1) многослойный плоский неороговевающий эпителий; 2) наружная пограничная мембрана; 3) собственное вещество роговицы; 4) коллагеновые волокна; 5) фибробласты; 6) задняя пограничная мембрана; 7) задний эпителий

См. рис.1 и в атласе Алмазова И.В., Сутулова Л.С. рис.332.


Препарат № 2. Задняя стенка глаза.

Окраска: гематоксилин- эозин.

При малом увеличении можно различить три оболочки глазного яблока: наружная – склера, широкая розового цвета. образована плотной волокнистой соединительной тканью. Средняя оболочка – сосудистая. В ней различают 3 слоя. Наружный слой, граничащий со склерой состоит из коллагеновых и эластических волокон, средний – сосудистый, содержит многочисленные сосуды и третий слой – хориокапиллярный - содержит кровеносные капилляры и множество пигментных клеток. Этот слой граничит с пигментным слоем сетчатки, который имеет вид черной полоски. Второй слой – палочек и колбочек содержит наружные сегменты этих клеток. Третий слой – наружный зернистый, состоит из ядросодержащих частей фоторецепторных клеток. Следующий слой – наружный сетчатый, в котором расположены аксоны палочек и колбочек, а также дендриты биполярных клеток. Тела биполярных, амакриновых и горизонтальных нейронов образуют внутренний зернистый слой. Аксоны биполярных клеток и дендриты ганглиозных клеток составляют внутренний сетчатый слой. Ганглиозные клетки являются мультиполярными нейронами и образуют восьмой – ганглионарный слой сетчатки. Далее располагается слой нервных волокон, состоящий из аксонов ганглиозных клеток, которые формируют зрительный нерв.

В сетчатых слоях сетчатки видны кровеносные капилляры. На границе между вторым и третьим слоями сетчатки тонким слоем располагаются отростки глиальных клеток – Мюллеровых волокон, образуя наружную пограничную мембрану в виде тонкой полоски, еще один такой слой выстилает внутреннюю поверхность сетчатки, отграничивая ее от стекловидного тела – внутренняя пограничная мембрана.

Найти при малом увеличении три оболочки глазного яблока. При большом увеличении найти все слои сетчатки, зарисовать препарат и обозначить: 1) склера; 2) сосудистая оболочка; 3) сетчатка; 4) пигментный слой сетчатки; 5) слой палочек и колбочек; 6) наружный зернистый слой; 7) наружный сетчатый слой; 8) внутренний зернистый слой; 9) внутренний сетчатый слой; 10) ганглионарный слой; 11) слой нервных волокон.

См. рис.2 и в атласе Алмазова И.В., Сутулова Л.С. рис. 334, 335
Препарат № 3. Сагиттальный разрез улитки – Кортиев орган.

Окраска: гематоксилин-эозин.

На препарате при малом увеличении представлен вертикальный разрез улитки. Можно различить костный канал улитки и внутри него – перепончатый канал, имеющий форму треугольника. Его наружная стенка образована сосудистой полоской, лежащей на спиральной связке. Сосудистая полоска выстлана многорядным эпителием, в котором видны кровеносные капилляры. Верхнемедиальная стенка – тонкая соединительно-тканная мембрана (вестибулярная), покрытая изнутри однослойным плоским эпителием. Нижняя стенка – базилярная мембрана, прикрепленная с внутренней стороны к костному отростку стержня улитки (спиральная костная пластинка). Надкостница этой пластинки образует утолщение – лимб, в котором различают верхнюю вестибулярную губу и нижнюю – барабанную губу. В основании спиральной костной пластинки расположен спиральный ганглий (чувствительный), образованный биполярными нейронами. Их дендриты проходят через Кортиев туннель к базальной части рецепторных волосковых клеток, образуя с ними синапсы.

На базилярной мембране находится орган слуха – спиральный или кортиев орган. При большом увеличении рассмотреть его строение. Он представляет собой ленту из нескольких рядов клеток, спирально закрученную как винтовая лестница вокруг костного стержня улитки. Кортиев орган состоит из опорных и рецепторных клеток. Посередине находятся два ряда опорных клеток (наружные и внутренние клетки-столбы), образующих между собой канал треугольной формы – Кортиев туннель. Кнутри от него находится один ряд внутренних опорных (фаланговых) клеток, на которых лежит один ряд рецепторных волосковых клеток. Кнаружи от Кортиева туннеля расположены три-четыре ряда наружных опорных фаланговых клеток, на которых лежат наружные рецепторные волосковые клетки. Далее кнаружи располагается еще несколько рядов опорных клеток, которые уже не имеют на своей поверхности рецепторных клеток. Волоски рецепторных клеток погружены в желеобразную мембрану, покрывающую эти клетки на всем протяжении Кортиева органа. На препарате эта покровная мембрана имеет вид розовой полоски над клетками спирального органа. С одной стороны она прикреплена к вестибулярной губе лимба. Все клетки Кортиева органа являются эпителиальными.

На препарате найти три стенки перепончатого лабиринта, Кортиев туннель, а также рецепторные и опорные клетки спирального органа.

Зарисовать при большом увеличении перепончатый лабиринт (улитковый ход), Кортиев орган и обозначить:

1) стержень улитки, 2) перепончатый канал, 3) вестибулярная мембрана,

4) базилярная мембрана, 5) спиральная связка, 6) сосудистая полоска,

7) Кортиев орган, 8) Кортиев туннель, 9) внутренняя столбчатая клетка,

10) наружная столбчатая клетка, 11) внутренняя фаланговая клетка, 12) внут-ренняя волосковая клетка, 13) наружные фаланговые клетки, 14) наружные волосковые клетки, 15) наружные опорные клетки, 16) покровная мембрана, 17) спиральный ганглий, 18) вестибулярная лестница, 19) барабанная лестница, 20) лимб, 21) костный канал улитки, 22) красный костный мозг.

См. рис.3,4 и в атласе И.В.Алмазова, Л.С.Сутулова, рис.349.


Препарат № 4. Орган вкуса – вкусовые луковицы в листовидных

сосочках языка. Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении в эпителии боковой поверхности листовидных сосочков видны светлые, овальной формы вкусовые луковицы. При большом увеличении видно, что клетки вкусовых луковиц расположены очень плотно, имеют форму апельсиновых долек. Среди них различают опорные и рецепторные клетки, чередующиеся друг с другом. Все они являются эпителиальными. У опорных клеток ядра овальные, у рецепторных – вытянутые. На поверхности эпителия сосочка у вкусовых луковиц открываются очень маленькие отверстия – вкусовые поры. К основанию луковиц подходят дендриты чувствительных нервных клеток.

Найти на препарате листовидный сосочек, эпителий, собственную пластинку слизистой оболочки, вкусовую луковицу и в ней вкусовую пору, рассмотреть при большом увеличении вкусовые сенсорные и поддерживающие клетки.

См. рис.5 и в атласе И.В.Алмазова, Л.С.Сутулова, рис.362.


Изучение схем и электронных микрофотографий.
Рис.1 – 5 – препараты данного занятия.

Табл.1. Схема развития глазного яблока.

Рис.6. Схема строения глазного яблока в продольном разрезе. Показаны все

структуры глаза, их топография.

Рис.7. Демонстрирует расположение стромальных Мюллеровых клеток в

сетчатке и их взаимоотношения с нейронами.

Рис.8. Схема ультраструктуры фоторецепторных клеток – палочек и

колбочек.

Рис.9. Перепончатый лабиринт – схема расположения улитки и полукружных

каналов.


Рис.10. Часть барабанной перепонки в поперечном разрезе.

Рис.11. Схема строения перепончатого канала улитки и спирального

(Кортиева) органа.

Рис.12. Кортиев орган – схема. Детально представлены все клетки

спирального органа – рецепторные и опорные, их расположение.

Рис.13. Схема ультраструктуры волосковой рецепторной клетки спирального

органа. Показано ее взаимоотношение с опорной клеткой и нервными

окончаниями.

Рис.14. Поперечный срез через пятно эллиптического мешочка и

ампуллярный гребешок.

Рис.15. Орган равновесия. Схема строения макулы. На схеме показано

расположение рецепторных и опорных клеток, отолитовой мембраны.

Рис.16. Схема ультраструктуры клеток пятна эллиптического мешочка,

нервные окончания на их базальной поверхности.

Рис.17. Схема строения ампуллярного гребешка. Показано расположение

рецепторных и опорных клеток, желатинозного купола и нервных

окончаний.

Рис.18. Обонятельная область в эпителии носовой полости – схема,

демонстрирующая все типы клеток органа обоняния и Боуменову железу.

Рис.19. Электронная микроскопия обонятельной булавы рецепторной клетки.

Рис.20. Схема ультраструктуры вкусовой луковицы. Показаны все виды

клеток вкусовой луковицы и их синапсы с нервными окончаниями.


7. Формы контроля знаний, навыков и умений

- устный,

- письменный,

- решение ситуационных задач

- проверка работы с гистологическими препаратами,

- проверка правильности зарисовки препаратов.


8. Критерии оценки текущего контроля




Успеваемость в % и баллах

Оценка

Уровень знаний студента

I

96-100

Отлично


«5»

1. Ответ полный, логичный, со знаниями, выходящими за пределы программы. Практические навыки освоены полностью, способен творчески мыслить, оказать помощь другим.

2. Ответ полный, с привлечением данных различных учебных пособий, практические навыки освоены в полном объеме. Может подробно ответить на дополнительные вопросы, отстаивает свою точку зрения.

3. Ответ полный, богат дополнительными данными из других источников, обоснованный. Полностью освоил практические навыки, создал мультимедийный вариант занятия, активен.


II

91-95

1. Ответ полный, логичный, но в пределах программы,
материал знает, рассказывает уверенно. Практические навыки освоены в полном объеме, способен разъяснить.

2. Ответ полный, с данными из различных учебных пособий, но личного мнения по ним не имеет. Практические навыки освоены в полном объеме, способен разъяснить_____________________________

3. Ответ в объеме рекомендуемых учебных пособий, практические навыки освоены в полном объеме. На дополнительные вопросы полного ответа не дает, свое мнение отстоять не может.


III

86-90




1.Ответ полный, логичный, в объеме программы.
Практические навыки освоены в полном объеме. На дополнительные вопросы полного ответа нет.

2. Ответ полный, частично использованы дополнительные источники, имеются некоторые ошибки и неточности. Практические навыки освоены полностью.



3. Ответ полный, практические навыки освоены. На дополнительные вопросы ответы неполные, кругозор недостаточно широкий.

IV

81-85

Хорошо


«4»

1. Ответ в объеме программы, практические навыки освоены не полностью. Ответы на дополнительные вопросы с ошибками.______________________________

2. Ответ в объеме программы, практические навыки


выполнены полностью. Ответы на дополнительные
вопросы не полные, но с ошибками.

3. Ответ в объеме программы, практические навыки


выполнены полностью. Ответы на дополнительные
вопросы отсутствуют.

1. Ответ в пределах программы, практические навыки выполнены частично с недостатками. Ответ на допол-нительные вопросы фрагментарный, с ошибками.________

2. Ответ полный, практические навыки выполнены
частично, с недостатками. Ответы на дополнительные
вопросы фрагментарные, с ошибками.

3. Ответ правильный, но не полный. Практические


навыки выполнены полностью. На дополнительные
вопросы ответы не полные.

1. Ответ недостаточно полный, практические навыки в


недостаточном объеме. Ответы на дополнительные
вопросы с ошибками.

2. Ответ в объеме программы, практические навыки с


ошибками. Ответы на дополнительные вопросы
фрагментарные с ошибками.

3. Ответы в пределах программы, фрагментарные.


Практические навыки не в полном объеме, с ошибками.

На дополнительные вопросы ответов почти нет.

1. Ответ полный, практические навыки выполнены частично, на дополнительные вопросы не может ответить, кругозор узкий____________________________

2. Ответ составляет 70% от объема программы, практические навыки выполнены не полностью. На до-полнительные вопросы ответа почти нет, с ошибками____

3. Ответ составляет 60% от программы, практические навыки выполнены в полном объеме. На дополнительные вопросы отвечает фрагментарно, умеренно активен,



V


76-80

VI

71-75


VII

66-70

Удов-летворительно

«3»

VIII

61-65


1. Ответ составляет 60% от программы, практические навыки освоены. На дополнительные вопросы ответа нет.____________________________________________

2.Ответ составляет 60% от программы, практические навыки освоены . частично, с ошибками. На дополни-тельные вопросы отвечает с ошибками.______________

3. Ответ составляет 50% от программы, практические навыки выполнены не полностью. Ответов на дополнительные вопросы почти нет.


IX

55-60



1. Ответ составляет 50% от программы, практические навыки освоены на 50%, с ошибками. На дополнительные вопросы ответа почти нет,___________

2. Ответ составляет 50% от программы, практические навыки выполнены на 50%. Ответов на дополнительные вопросы нет, активность умеренная._____________________

3. Ответ составляет 40% от программы. Практические навыки выполнены в объеме 80%. На дополнительные вопросы ответов нет.

X

54 и ниже


Неудов-летвори-тельно

«2»


1. Ответ составляет 20-30% от программы, не имеет точного представления по теоретическим вопросам, практические навыки выполнены частично. На дополнительные вопросы ответов нет.___
2. Ответа по теме нет, практические навыки освоены. На дополнительные вопросы ответа нет.


9. Хронологическая карта занятия



Этапы занятия

Формы занятия

Продолжитель-ность в мин.

180

1

Вводное слово преподавателя




5

2

Обсуждение темы практического занятия, оценка исходных знаний студентов

Опрос, объяснение

30

3.

Подведение итогов обсуждения




5

4.

Предоставление студентам препаратов, электроннограмм, схем, рисунков и дача пояснений к ним




15

5.

Самостоятельная работа студентов по усвоению практических навыков

Изучение микропре-паратов, электронно-грамм, схем

60

6

Выяснение степени достижения цели занятия на основании освоенных теоретических знаний и по результатам практической работы , оценка деятельности группы.

Проверка результатов практической работы.

15

7.

Заключение преподавателя по данному занятию. Оценка знаний студентов по 100 балльной системе и ее оглашение. Дача задания на следующее занятие

Информация, вопросы для самостоятельной подготовки

5



10. Контрольные вопросы:

1. Источники развития глазного яблока.

2. Строение роговицы.

3. Строение сетчатки.

4. Цепь нейронов сетчатки.

5. Строение сосудистой оболочки.

6. Хрусталик, развитие, строение, функции.

7. Ультраструктура фоторецепторных клеток, отличия между палочками и

колбочками.

8. Развитие и морфо-функциональные особенности фоторецепторных клеток.

9. Строение радужной оболочки.

10. Строение и функции склеры.

11. Что такое слепое и желтое пятна сетчатки?

12. Чем образована стенка перепончатого лабиринта улитки?

13. Строение барабанной перепонки.

14. Строение кортиева органа, его функция.

15. Строение «слуховых» пятен, их функции.

16. Строение и функции слухового гребешка.

17. Механизм восприятия звуков.

18. Расскажите о трех функциональных аппаратах глаза.

19. Развитие и строение органа обоняния. Гистофизиология обоняния.

20. Как устроена вкусовая луковица? Расскажите об особенностях ее

клеточного состава.


  1. Рекомендуемая литература

Основная

1. Гистология /под ред.Ю.И.Афанасьева, Н.А.Юриной. М., Медицина,

1989.

2. Афанасьев Ю.И., Юрина Н.А. Гистология, М., 1989, 2004.



3. Зуфаров К.А. Гистология (узб.), Ташкент, 1991.

4. Zufarov K.A. Gistologiya. Toshkent. 2005.

5. Зуфаров К.А. и др. Гистологиядан амалий кулланма. Т., Медицина,

1976.


6. Алмазов И.В., Сутулов Л.С. Атлас по гистологии и эмбриологии. М.,

1978.


7. Елисеев В.Г. и др. Атлас микроскопического и ультрамикроскопи-

ческого строения клеток, тканей и органов. М., Медицина, 1970.

8. Практикум по гистологии, цитологии и эмбриологии. Под ред.

Н.А.Юриной, А.И.Радостиной. М., 1989.

9. Кацнельсон З.С., Рихтер И.Д. Практикум по гистологии. М., 1963.
Дополнительная


  1. Атлас-учебник по гистологии. Компьютерная программа под ред.С.Л.Кузнецова и др. М.. 1999.

  2. Гистология (введение в патологию) под ред.Улумбекова Э.Г., Челышева Ю.А. М., 1997.

  3. Гистология, цитология и эмбриология. Атлас (под ред.О.В.Волковой, Ю.К.Елецкого).

  4. Руководство по гистологии. Под ред. Р.К.Данилова, И.Л.Быкова и И.А.Одинцова. Т.1 и 2. С.-Петербург, 2001.

  5. Хэм А., Кормак Д. Гистология в 5 томах. Перевод с англ. М., 1982-1983.

  6. Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии. Под ред. проф.Ю.И.Афанасьева. М., 1990.

  7. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. Пер.с англ. – М.: Мир, 1990.

  8. Школьник-Яррос Е.Г., Калинина А.В. Нейроны сетчатки. – М.: Наука, 1986.

  9. Gartner L.P., Hiatt J.L. Color Atlas of Histology. – Baltimore. 1990.

  10. Stevens A., Love J.S. Human Histology, 2nd edit – L.e.a.: Mosby, 1997.

  11. New Directions in Vestibular Research. //Ann.NY Acad.Sci. – 1996.-V.781. – P.1-488.

  12. The Senses /Ed. by H.B.Barlow a. J.D.Mollon. – Cambridge Univ. Press., 1989.

  13. Образовательные ресурсы по гистологии в Интернете:

www.histol chuvashia. com.; don hist.from ru.com.; medmir.ru; histology narod.ru; www.rezko.ru;

http://medic.med.uth.tmc.edu/Lecture/Main/Griff5.htm;



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ:
«ОРГАНЫ ЧУВСТВ»

Для медико-педагогического

факультета (занятие № 16) и

стоматологического факультета

(занятие № 15)


Рис.1. Препарат № 1 Роговица глаза. Гематоксилин-эозин.

А – общий вид

1- передний эпителий, 2- передняя пограничная пластинка, 3- собственное вещество,

4- задняя пограничная пластинка, 5- задний эпителий



Рис.2. Препарат № 2. Задняя стенка глаза. Гематоксилин-эозин.

I – склера, 1 – коллагеновые волокна; II – сосудистая оболочка; III – сетчатка


Рис.3. Препарат № 3. Разрез через улитковый лабиринт – Кортиев орган.

Окраска: гематоксилин-эозин.

  1. костная стенка улитки, 2- вестибулярная лестница, 3- барабанная лестница,

4- улитковый ход, 5- вестибулярная мембрана, 6- сосудистая полоска, 7- спиральная

связка, 8- лимб, 9- базилярная пластинка, 10- стержень улитки, 11- спиральная костная

пластинка, 12- спиральный ганглий, 13- спиральный (кортиев) орган, 14- покровная

мембрана.




Рис.4. Препарат № 3. Улитковый ход (перепончатый канал улитки)

Рис.5. Препарат № 4. Вкусовые луковицы в листовидных сосочках языка.

Окраска: гематоксилин-эозин

1 – эпителий, 2 – соединительная ткань, 3 – вкусовая луковица, 4 – клетки вкусовой луковицы




Табл.1. Развитие глазного яблока.


Рис.6. Схема глаза в продольном разрезе
1 – наружная мышца, 2 – передняя цилиарная артерия, 3 - цилиарное тело, 4 - задняя камера,

5 – радужка, 6 - передняя камера, 7- шлеммов канал, 8- гребешковая связка, 9- склеральная шпора, 10- цилиарная мышца, 11- вортексная вена, 12- сетчатка, 13 - задние цилиарные артерии, 14- желтое пятно, 15- решетчатая пластинка склеры, 16- центральные сосуды сетчатки,

17- зрительный нерв, 18 - мягкая мозговая оболочка, 19- паутинная оболочка, 20 - твердая мозговая оболочка, 21- слой нервных клеток, 22 - пигментный слой, 23 – сосудистая оболочка,

24 – склера, 25 – роговица, 26 – хрусталик, 27 – стекловидное тело, 28 – канал Клоке.



Рис.7. Показана тесная связь Мюллеровых клеток с нервными элементами сет-чатки. Мюллеровы клетки (темные волокнистые) представляются структурно и функционально эквивалентными астроцитам, которые являются опорными клетками для нейронов.


Рис.8. СХЕМА УЛЬТРАСТРУКТУРЫ ФОТОРЕЦЕПТОРНЫХ КЛЕТОК:

А – палочки, Б – колбочки

I - наружный сегмент, IIсвязующий отдел, IIIвнутренний сегмент,

IVтело, Vцентральный отросток, VIзона синапса.

1 – плазмолемма, а – ее инвагинации, 2 – диски, 3 – реснички. 4 – митохонд-рии, 5 – комплекс Гольджи, 6 – зернис-тая ЭПС, 7 – ядро, 8 – синапс: б – пре-синаптическая, в – постсинаптическая части, 9 – микроворсинки радиального глиоцита, 10 – синаптический комплекс между глиоцитом и внутренним сегментом.




Рис.9 Перепончатый лабиринт.
Повторяет ход костного лабиринта, вокруг него имеется жидкость – перилимфа (14), внутри – эндолимфа. Овальное окно закрыто стремечком (5В), а круглое окно – вторичной барабанной перепонкой (13). В преддверии имеется два мешочка – эллиптический (utriculus) (16) и сферический (sacculus) (17). Перепончатые полукружные каналы (18) сходны по форме с костными и заканчиваются ампуллярными отделами (19).



Рис.10. Часть барабанной перепонки в поперечном разрезе.



Рис.11. Перепончатый канал и спиральный (кортиев) орган



Рис.12. КОРТИЕВ ОРГАН – схема.

Рис.13. СХЕМА СТРОЕНИЯ

ВОЛОСКОВОЙ КЛЕТКИ

СПИРАЛЬНОГО ОРГАНА

1 – фаланговая клетка,

2 – дендриты нейронов слухового

анализатора

3 – ядро волосковой клетки

4 – кутикула (пленка

гликопротеидной природы)

5 – стереоцилии

6 – митохондрии

7 – эфферентные нервныеволокна






Рис.14. Поперечный срез через пятно эллиптического мешочка и ампуллярный

гребешок

I – пятно, II – ампуллярный гребешок

1 – костная стенка и 2 – полость эллиптического мешочка, 3 – ампуллярная полость

4 – эпителий, 5 – поддерживающие эпителиоциты, 6 – волосковые сенсорные эпителиоциты,

7 – мембрана статоконий, 8 – статоконии, 9 – желатинозный купол, 10 – ганглий преддверного нерва, 11 – нервные волокна, 12 – нервные окончания, 13 – выстилающий эпителий.


Рис.15. Орган равновесия. Схема строения макулы.

4 – эпителий, 5 – поддерживающие клетки, 6 – волосковые клетки,

7 – мембрана статоконий, 8 – статоконии, 11 – нервные волокна,

12 – нервные окончания





Рис.16. Схема ультраструктуры клеток пятна эллиптического мешочка

I – грушевидная волосковая клетка

II – цилиндрическая волосковая клетка

1 – киноцилия. 2 – стереоцилия, 3 – кутикула, 4 – опорная клетка, 5 – нервное окончание

6 – эфферентное нервное окончание, 7 – афферентное нервное окончание, 8 – миелиновое

нервное волокно





Рис.17. Схема строения ампуллярного гребешка

1 – эпителий, 2 – поддерживающие клетки, 3 – сенсорные волосковые клетки, а – волоски,

4 – желатинозный купол, 5 – нервные волокна, 6 – нервные окончания


Рис.18. В слизистой оболочке обонятельной области видны три типа клеток и Боуменова железа: .А – базальные клетки, В – поддерживающие клетки
С – обонятельные клетки (цветные), D – Боуменова железа



Рис.19. Электронная микроскопия обонятельной булавы
а – дендрит, б – булава, в - реснички




Рис.20. Схема ультраструктуры вкусовой луковицы

1 – эпителий, 2 – соединительная ткань, 5 – вкусовая пора,

6 – микроворсинки, 7 – сенсорный эпителиоцит, 8 – опорная клетка,

9 – базальная клетка, 10 – нервное волокно, 11 – синаптическая

зона, 12 – десмосома, 13 – базальная мембрана, 14 – гемокапил-

ляры, а – мукопротеиды ,б – ЭПС в – комплекс Гольджи,



г – секреторные гранулы.



База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница