Ораторское искусство (притворись его знатоком)



Скачать 480.18 Kb.
страница1/3
Дата10.05.2016
Размер480.18 Kb.
  1   2   3

"Ораторское искусство (притворись его знатоком)"- Крис Стюард, Майкл Уилкинсон.



Крис Стюард, Майкл Уилкинсон

Ораторское искусство (притворись его знатоком)


Санкт-Петербург. Амфора/Эврика 2001 год.

Введение

В проведенном недавно опросе выступление с речью на публике возглавляло список худших неприятностей, которые могут произойти с человеком, включая даже собственные похороны.


Хотя выступления могут принимать разные формы, один фактор присутствует в них непременно. Большинство сказало бы, что это необходимость высказаться перед аудиторией. Однако тут же становится ясно, что все эти люди просто никогда не сидели в зале, когда перед ними выступает "мастер" (скорее, мастер блефа) в области ораторского искусства.
В действительности все намного проще. Как скажет вам любой оратор или более или менее опытный демагог, этот непременный фактор - просто животный страх. При этом не имеет значения ни повод для выступления, ни тема, которой оно посвящено: бедняга торчит на сцене перед вами лишь потому, что остальным хватило ума не ввязываться в это дело. Таким образом, эта книга послужит:

  1. Предупреждением для неопытного новичка, который может по неосторожности брякнуть "да" в ответ на предложение выступить перед публикой, не осознавая при этом, на что он соглашается.

  2. Руководством для того, кто по наивности или безрассудству взялся выступать и задается вопросом: "Что теперь?"

  3. Возможностью убедиться, что еще не все при этом потеряно.

  4. Утешением для тех, у кого нет выбора, то есть женихов, шаферов, полномочных представителей и прочих несчастных, которым никак не отвертеться от речей на публике.

  5. Помощником тому, кто желает овладеть искусством блефа.

  6. Книга принесет вам пользу независимо от того, первая у вас речь или сорок первая, обращаетесь вы к аудитории из двух или двухсот человек и хотите вы выступать или же вовсе нет.

Речь

О том, что такое речь, написано и сказано многими мастерами, поднаторевшими в искусстве публичных выступлений. Но помните, что эти люди относятся к своему занятию столь серьезно только из своекорыстных побуждений. Выступление на публике должно доставлять удовольствие - при правильном подходе к делу. Успех и превращение возможной катастрофы в триумф гарантированы, если вы со всем вниманием отнесетесь к следующим советам.



Подготовка

Целая армия так называемых знатоков, выступающих под личиной спичрайтеров и сценаристов, убедила очень многих людей в том, что подготовка и планирование речи - дело необычайно сложное. На то они и мастера блефа.


Первая вещь, которую вам следует усвоить, - это то, что все приготовления к речи есть, в сущности, очень простой процесс, состоящий из двух ступеней. Вам необходимо только:

  1. Определить тему выступления.
    Этот вопрос, конечно, могут решить и без вас. Предмет выступления может оказаться таким, с которым вы хорошо знакомы, - например, корпоративный менеджмент, - или же таким, о котором вы совершенно ничего не знаете, - например, тот же корпоративный менеджмент. Иными СЛОВАМИ, предмет не имеет значения. Взяв на вооружение несколько простых советов, вы будете иметь на руках все козыри, что позволит вам пребывать в полной уверенности, что немногие почерпнут из вашего выступления что-нибудь полезное для себя.

  2. Решить, что именно сказать по теме.
    Лучше всего, если вам случится узнать что-нибудь о предмете заранее, но если не случится, то не расстраивайтесь. Многие профессионалы живут красиво и безбедно, разглагольствуя на темы, о которых понятия не имеют. Политики и телевизионщики - лучшее тому подтверждение.

Такой подход к подготовке может кому-то показаться чересчур упрощенным. Если вам тоже так кажется, следуйте изложенным ниже советам, чтобы чувствовать себя в своей тарелке.

Методика

Мастерам блефа хорошо известно: ничто так не действует на публику, как внушительность, - в данном случае пачка листков, которые оратор энергично перелистывает на трибуне. Обзаведитесь крупным разлинованным блокнотом и начинайте новый лист, как только вам придет в голову какая-нибудь новая мысль. В этом случае:



  1. все ваши мысли можно тасовать до бесконечности, точно колоду карт, пока они не выстроятся в удовлетворяющей вас последовательности;

  2. если вы записали не имеющую отношения к делили просто бесполезную мысль (а таких появится немало), ее смело можно выбросить бет ущерба для селившегося текста;

  3. у любого случайного слушателя, оппонента или просто наблюдателя (не говоря уже о вас самом) возникнет впечатление, что вы уверенно двигаетесь к цели. При этом не важно, развернули вы тему полностью или просто наложили первое, что пришло в голову по каждому из пунктов.

Впоследствии время от времени можно перечитывать каждую страницу, прибавляя что-то новое. И в конце концов обнаружится, что вы нежданно-негаданно накопили достаточно материала, чтобы составить из него вполне законченную речь

Идея сообщения

Есть два широко распространенных заблуждения, о которых вам, возможно, уже доводилось читать или слышать. Первое заключается в том, что речи или обращения якобы должны проповедовать какую-нибудь идею, а второе - в том, что все сказанное вами должно иметь некоторое отношение к слушателям. Изучение реакции слушательских масс сводит на нет оба этих утверждения. Согласно недавнему опросу, проведенному на митинге политической партии, из двадцати трех присутствующих тринадцать человек спали, четверо заявили, что там было теплее, чем под сводами вокзала, а остальные просто заблудились. Легко попасться на удочку, поверив, что люди, которые выдвигают эти аргументы насчет идеи выступления, знают, что они делают. Проблема только в том, что, если вы им поверите, на подготовку к речи уйдет значительно больше времени, чем это необходимо.

Уже давно человечество пришло к заключению, что лучшие решения - это самые простые. Стало быть, и вам следует искать самые простые решения. Помните, что речи и обращения, не несущие никакой идейной нагрузки, требуют минимальной подготовки. Преимуществ при таком позитивном и непредвзятом подходе не счесть. Вот некоторые:


  • Выступление без необходимости делать идейные обобщения позволяет более творчески мыслить.

  • Вам никогда не придется извиняться за противоречия и разногласия в своей речи, если вы не делали никаких утверждений.

  • Написав универсальную добротную речь, не имеющую никаких идей или отношения к кому (чему) бы то ни было, вы сможете зачитывать ее много раз и по разным случаям, экономя все больше времени на подготовке.

Каждый оратор должен воспринять как комплимент следующее короткое высказывание Уинстона Черчилля, непревзойденного мастера блефа в ораторском искусстве:
"Наилучшим из всех ораторов будет тот, кто, перед тем как встать, еще не знает, что сказать; начав говорить, не понимает, что говорит; сев на место, не помнит, что говорил". Вот памятка всякому оратору, стремящемуся к совершенству. Теперь у вас есть конкретная цель.

Структура речи

Так уж заведено, что у речи или выступления должны быть начало, середина и конец. Казалось бы, это само собой разумеется, и тем не менее многие ораторы не делают никакого вступления и еще реже чем-нибудь заканчивают. Слушатели просыпаются только от шума аплодисментов. В этот момент истинные знатоки в аудитории начинают делиться впечатлением, насколько проникновенным и насыщенным идеями им показалось выступление. Если сосед подбивает вас на подобное обсуждение, не поддавайтесь, дабы не рисковать. Ваш сосед, возможно, и не спал.


Оратору следует сконцентрировать всю энергию на первой и последней фразах, ибо известно, что слушатели только их и воспринимают. В промежутке он с успехом может зачитывать результаты футбольных матчей последней недели, не обращая внимания на вспышки храпа в аудитории.
Опытный оратор знает, что вниманием аудитории можно завладеть в любой момент, произнеся бессмертные слова:
"...Итак, подводя итог вышесказанному..." или "...И в заключение..."
Обе фразы немедленно заставляют всех проснуться, и ими можно пользоваться сколько угодно раз в течение одного выступления.

Вступление к речи

Писать вступление - дело мудреное. Настрочив что-то вроде: "Доброе утро (или вечер), леди и джентльмены", вы можете просидеть целую вечность, пялясь на чистый листок бумаги.


Другое дело, если взять в руки свежую газету. Она пишется и издается вашими товарищами по перу, так называемыми журналистами, и охватывает суть предмета в первых двух-трех строчках статьи, побуждая читать до самого конца.
Малоопытные ораторы-любители могут узнать много полезного о том, КАК делать вступление к речи, порывшись несколько минут в местной и центральной прессе. Вот несколько случайных выдержек из разных газет, которые дают общее представление об этом:

"Вчера вечером пятеро заключенных готовились провести вторую ночь на крыше следственного изолятора Рисли".


"Дейли телеграф"

"Согласно последним сводкам, миллионы людей живут не по средствам и сидят по уши в долгах".


"Бэнкинг уикли"

"Стремительно растущий рынок кокаина подтверждает тот факт, что Британия (Германия, Дания...) становится общеевропейской штаб-квартирой распространения наркотиков, и к тому же изрядно обкуренной".


"Грониад"

"Были вынуждены бежать даже застигнутые в момент разгула вакханалии полицейские. Один свернул за угол со спущенными штанами, в то время как другие прятали свои лица от телекамер".


"Сан"

Конечно, начинать послеобеденную речь или деловую презентацию с любой из этих фраз - не лучший выход из положения. Но бывалый оратор умеет заинтересовать аудиторию, кратко набросав самую суть ситуации, и дать представление о содержании своего выступления.


Вводные фразы нужны только для того, чтобы удержать внимание слушателей в первые минуты речи. Дело в том, что для большинства людей характерен очень короткий период концентрации внимания, и по его истечении они начинают дремать.

Завершение речи

Самая большая ошибка - закончить выступление каким-нибудь жалким "благодарю за внимание" и сесть на место. Ораторы, знающие толк в деле, всегда заканчивают на драматической ноте. Они прекрасно сознают, что окончание речи - один из тех редких моментов, когда к ней можно привлечь хоть какое-то внимание публики.


Оптимистическая нота в конце важна всегда, особенно в тех случаях, когда ваша цель - довести до аудитории определенную точку зрения или побудить ее к определенному плану действий. Это может быть:

  1. поддержка вашего предложения;

  2. рекомендация плана действий;

  3. апелляция к кошельку.

Все ораторы знают, что с приближением конца речи нехитрая фраза тина "И вот, подводя итог сказанному, уважаемые леди и джентльмены" выведет аудиторию из оцепенения не хуже, чем щепоть нюхательных солей.
Остановившись на секунду, чтобы дать слушателям прийти в чувство, вы можете смело обрушить на их головы парочку ключевых пунктов вашей речи, которые вы желаете закрепить в их сознании. Публике всегда хочется знать, что конкретно это даст ей самой, и, помня об этом, вы победоносно заканчиваете перечислением выгод, которые может принести ей рекомендованный вами порядок действий или поддержка вашей идеи. Среди тех идей, которые могут склонить аудиторию в пользу предложенных вами рекомендаций и брошенных призывов, наиболее популярны следующие:

  1. Угроза того, что все повторится, если они не поймут этого с первого раза.

  2. Обещание легкой жизни. Этот довод действует неотразимо.

  3. Приобретение знаний. Знание чего-то такого, в чем сведущи очень немногие, является печатью гения или того, кто блефует.

  4. Деньги. Существует прямая пропорция между суммой, которая предлагается, и той, что будет собрана в поддержку идеи. В наиболее эзотерических, доступных лишь посвященным дебрях денежных отношений это известно как подкуп.

  5. Бар. Существуют два типа баров, на которые знаток ораторского искусства может сослаться: со свободным входом и с платным. Первые гораздо более притягательны.

Зная это, можно подтолкнуть слушателей вынести затруднительное для них решение, напомнив, что бар со свободным входом закрывается через десять минут. Но предупреждаем: не пользуйтесь этим приемом в двух случаях:

  1. Когда вы обращаетесь к "верблюдам" (см. "Типы ораторов").

  2. Когда вы обращаетесь к большой толпе, стоя в дверях бара.

Содержание

Вне зависимости от содержания, большинство речей представляет собой интерпретацию того или иного факта или положения и часто выражает личную точку зрения выступающего. В принципе речь не должна быть:



  1. исчерпывающей вопрос,

  2. истиной в последней инстанции.

Это дает вам идеальную возможность для блефа. Одно зернышко малоизвестной или не имеющей отношения к делу информации произведет гораздо большее впечатление и будет гораздо эффектнее способствовать вашей репутации, чем любые точные факты, причем в каком угодно количестве. Ведь если оратор сообщает что-то неожиданное, то он сразу предстает перед аудиторией как глубокий знаток данного вопроса.
Помните также, что сам факт вашего появления на сцене заставляет как минимум 70 процентов слушателей поверить в непререкаемость вашего авторитета.

Форма подачи сообщения

Придерживайтесь принципа ЧМОК (Читай Морали Очень Кратко), который можно также назвать принципом ГКЧП (Говори Короче, Четче, Проще) или ПДИ (Понятно Даже Идиоту). Вспомните преуспевающих политиков, неуклонно взбирающихся в гору: их речи часто просты до банальности. Если вы будете исходить из предпосылки, что ваша аудитория, вероятнее всего, состоит из людей простых, это сработает.


Однако простота - это еще не все. Поскольку опытные мастера блефа не считают необходимым досконально знать предмет, о котором ведут речь, то, естественно, имеет смысл использовать в речи как можно больше профессиональных жаргонизмов. Еще лучше - сочетать жаргон с массой непонятных четырех- и пятисложных слов. При этом слова вовсе не обязательно должны быть непосредственно связаны с предметом.
С другой стороны, когда вы переходите к тем моментам в вашей речи, которые вам и самому понятны, пользуйтесь только естественным, повседневным языком, на котором общаетесь с друзьями. В остальных же случаях ваша речь будет куда эффективнее и произведет гораздо большее впечатление на публику, если вы будете заменять короткие слова и выражения длинными.

Например:


Принимать активное участие - вместо "участвовать"
финансировать - платить
поставить на службу - использовать
демонстрировать - показывать
санкционировать - позволить
положить конец - оставить (бросить)
произвести - сделать достаточно
приблизительно - около
крупномасштабный - большой
в дополнение к этому - кроме того
тем не менее - но
однако - но

Но если вы все же чувствуете себя в данном вопросе уверенно и хотите быть поняты массами, то в этом случае поступайте наоборот.



Цитаты

Цитировать какую-нибудь знаменитость вроде Сэмюэла Джонсона (Сэмюэль Джонсон (1709-1784) - английский писатель и лексикограф. Наиболее известные работы - "Словарь английского языка" и "Жизнеописания наиболее выдающихся английских поэтов". - Здесь и далее примеч. переводчика.) или Жан-Поля Сартра удобно, но, скорее, только для начинающих. В аудитории всегда может найтись человек, знающий больше вас об авторе и лучше понимающий истинный смысл цитаты.


Целесообразнее цитировать какого-нибудь менее известного автора. Чем темнее лошадка, на которую ставишь, тем лучше. Это не только сведет до минимума риск того, что найдется всезнайка, тоже что-то слыхавший об авторе, но и позволит вам перевирать цитаты по своему усмотрению.

Повторы

Любые прорехи в сценарии легко прикрыть повторением уже сказанного, причем многократным. Это не только сэкономит массу времени и чернил, но и сделает более убедительным затронутый вами особо туманный вопрос. К тому же тем самым вы проявите заботу об окружающих: ведь большинство слушателей наверняка ничего не поняли" когда вы в первый раз высказали свою мысль, и следуют за вами на включенном в мозгу автопилоте.


Неплохой прием, часто используемый действительно искусными ораторами, - высказать в своем выступлении одну-единственную серьезную мысль, но повторять ее снова, и снова, и снова.

Анекдоты

Анекдоты или житейские истории можно использовать в качестве прослойки между большими кусками речи, когда вы не можете сказать ничего интересного или же вам вообще нечего сказать.


При этом вовсе не обязательно, чтобы ваши истории имели отношение к существу доклада. Просто старайтесь хоть как-нибудь привязать их к нему, а к месту или не к месту- неважно.
Если хотите увидеть эту тактику в действии, прослушайте все выступления какого-нибудь лектора или писателя во время его недельного турне. Вы услышите все те же самые полюбившиеся ему истории, повторяемые по радио и телевизору. И если они могут выезжать на этом, то кто помешает вам?

Заучивание речи

Идеалисты, стремящиеся к совершенству во всем, похоже, стараются создать как можно больше трудностей в жизни оратора. Мало им того, что вы проводите долгие часы в библиотеках и прожигаете жизнь за изготовлением карточек-шпаргалок, они еще хотят, чтобы вы заучивали наизусть самые важные отрывки. По-видимому, сами они, выступая, не могут прочитать то, что написали. Иначе какая еще может быть причина для зубрежки? Следует, впрочем, обратить внимание на то, что они призывают заучивать только самые важные части текста. А если в вашей речи нет ни важных идей, ни конкретных мыслей, то там не найдется и важных отрывков, которые понадобится заучивать. Вот вам еще время, сэкономленное с помощью и при поддержке нашего путеводителя по миру ораторского искусства.



Карточки

Это вовсе не то, что вы думали: не рекомендация отбросить всякую мысль о предстоящей речи и заняться составлением библиотечного каталога, раскладыванием пасьянсов и игрой в "очко" на раздевание. Это лишь способ напомнить себе, что нужно сказать. Может быть, это интересует вас меньше всего, но, чтобы пользоваться карточками, надо хотя бы приблизительно помнить:


а) слова, которыми вы намерены воспользоваться, и
б) примерный порядок их следования.
Очевидно, что лучше всего в данной ситуации - это сначала написать речь и затем зачитать ее по бумажке.
Зачем же в таком случае усложнять дело, используя еще какие-то карточки?
Но нельзя недооценивать знатоков - они уже придумали ответ на эти сомнения. Записывание речей слово за словом, считают они, занимает уйму времени, и в результате речь становится гипнотически усыпляющей. Проницательный ум задастся вопросом: "А разве цель оратора не в этом? " Конечно же, в этом, и примеры успешного достижения ее у всех на виду. Тут и политики, и известные приверженцы заранее предсказуемых речей -профсоюзные боссы, чье умение нагнетать парализующую скуку в аудитории поистине легендарно. Вы могли бы преуспеть не хуже, следуя примеру этих гуру.
Однако это не тот путь, который проповедуют опытные знатоки. Заведите карточки, настаивают они. На каждой карточке напишите несколько слов, которые послужат подсказкой, а в процессе выступления заполните промежутки между ними каким-нибудь наполнителем. Знатоки говорят, что такая хаотичность "делает вашу речь более натуральной.
Ясно, что чем длиннее речь, тем больше понадобится карточек. А чем больше карточек, тем больше риск. Вдобавок ко всем трудностям многие знатоки изобретают иероглифический код, который, по их утверждению, гораздо эффективнее обычной письменной речи.
Но для блефующих ораторов, которые могут заинтересоваться карточками как способом писать речи, мы приведем несколько ключевых слов и символов. Как вы можете заметить, каждый знак имеет как минимум две интерпретации - явную и скрытую. Первая - это то, что вы имеете в виду, составляя карточку. Вторая может прийти вам на ум в подходящий момент во время выступления.

Символ или Ключевое слово

   Интерпретация

?

1) Рассказать о финансовых аспектах.
2) Не забыть попросить у организатора
денег перед уходом.


!

1) Подчеркнуть этот тезис.
2) Достать новую биту для крикета.


*

1) Наиболее существенные фразы.
2) Обязательно посмотреть завтрашнюю
cерию "Ночных небес".


+

1) Позитивные моменты данного вопроса.
2) Если сложить все это вместе,
в сумме получится квадратный корень из нуля.

-

1) Негативные моменты данного вопроса.
2) В данный момент этот вопрос негативен.

?

1) Обратиться к аудитории с риторическим вопросом.
2) Что я здесь делаю?
3) Что бы это значило?
4) В котором часу открывается бар?

#

1) Связать этот кусок речи со следующим.
2) Где здесь пожарный выход?

-()-

1) Использовать аудиовизуальные средства.
2) О Господи, к чему бы тут это солнышко?
3) Пора сделать какой-нибудь красивый жест.
4) Проверить, насколько враждебно настроена аудитория. (Этот символ часто присутствует на карточках политиков.)

:)

1) Улыбнуться.
2) Не забыть рассказать о...

:(

1) Принять серьезный вид.
2) Эх, не видать мне гонорара!

S

1) Подвести итог сказанному.
2) Подчеркнуть, как это важно для слушателей.
3) Подтянуть брюки.
4) Подняться для аплодисментов.

ход

1) Обыграть этот ход.
2) Интересно, где тут выход?

***

1) Сделать паузу для достижения нужного эффекта.
2) Заглянуть в следующую карточку.

пр..

1) Представиться публике.
2) Предоставить слово следующему оратору.
3) Обязательно представиться этой женщине в первом ряду.

Если вы все еще верите, что карточки-шпаргалки - это решение всех проблем, то вас может заинтересовать еще одно вспомогательное средство. Знатоки своего дела, допустив какой-нибудь ляпсус, не спешат признать ошибку и блефуют до конца. Прекрасный ход - использовать цветные карточки. Пусть речи не становятся лучше благодаря этому, зато их сюрреалистически разукрашенные карточки можно выставлять в различных центрах современного искусства.
Теперь вместо коллекции карточек одного цвета, способной запутать кого угодно, у вас на руках набор картинок с цветными иероглифами, и вы имеете возможность запутаться в различных полутонах и нюансах. Это, как ни странно, дает массу потенциальных удобств:

  1. Показав кому-нибудь свои карточки, вы сможете убедить любого, что действительно собирались сказать нечто куда более глобальное, нежели то, что от вас услышали.

  2. Аудитория может быть введена в заблуждение, решив, что карточки нарисованы человеком, знающим толк в деле.

  3. После такого прилюдного признания на знатоке вроде бы появляется печать посвященного.

Освоив искусство подготовки карточек, способных привести в благоговейный трепет любого, вы сможете как бы невзначай забыть их на месте выступления: дальнейшие комплименты гарантированы.

Мораль здесь в том, что у каждого свой подход. Если вы желаете уморить аудиторию, зачитывая ей от начала до конца все, что у вас написалось, - что ж, Бог вам судья. С другой стороны, если вы хотите ослепить всех остроумием и находчивостью, то, вероятно, лучше всего посоветовать вам прикарманить чужие карточки.


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница