Опыт создания и ведения полной базы данных памятников архитектуры, истории и культуры Санкт-Петербурга с использованием электронной карты. Проблемы и решения



Скачать 131.85 Kb.
Дата02.05.2016
Размер131.85 Kb.
Опыт создания и ведения полной базы данных памятников архитектуры, истории и культуры Санкт-Петербурга с использованием электронной карты. Проблемы и решения
Пути создания больших, сложных баз данных неисповедимы. Наш путь к созданию полной базы данных Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) был протяженностью в четыре года и вел к базе данных через издание почти 900-страничного справочника «Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга, состоящие под государственной охраной», Санкт-Петербург, 2000 г.

В результате издательской деятельности сформировался выверенный актуализированный информационный материал в электронном виде для почти 6000 памятников, который был положен в основу создания единой компьютерной базы данных, в состав которой вошли как архитектурные объекты со структурированными описаниями, изображениями и планами зданий, так и мемориальные объекты и события, связанные с персонами, организациями и архитектурными сооружениями. Полнота и точность (актуальность) полученного информационного материала обеспечены огромным объемом работ, выполненным коллективом авторов – сотрудников научного отдела КГИОП под руководством Б.М. Кирикова.

Конвертировать хорошо структурированный текст с отлаженными именным и адресным указателями в базу данных – чисто технологическая проблема.

Однако параллельно созданию и уточнению атрибутов издательского списка памятников коллективом КГИОП был подготовлен аналогичный список памятников, который 10 июля 2001г. утвержден Министерством культуры РФ. По составу это очень близкие списки, но в текстовом описании значительного числа памятников есть расхождения. Для создания полноценной базы данных памятников было принято решение свести эти списки, сохранив все их особенности и различия, в одну базу. Такое решение позволяет с одной стороны работать с жестким юридически утвержденным списком памятников для реализации официальных запросов к базе данных, с другой стороны дает возможность продолжать исследовательскую работу по уточнению состава и описания памятников при подготовке следующей версии списка памятников как для очередного утверждения в Министерстве культуры РФ, так и для выпуска следующего издания Справочника, потребность в котором чрезвычайно высока.

Прием построения базы данных как побочного продукта выпуска справочного издания используется нами и для электронного представления вновь выявленных объектов историко-культурного наследия. ОАО «Альт-Софт» совместно с научным отделом КГИОП подготовило как издательство книгу "Список учетных зданий Санкт-Петербурга XVIII-XX в.в." Это издание дополняет книгу «Памятники», а соответствующая база данных расширяет базу данных «Памятников» и позволяет создать и вести интегрированную базу данных недвижимых объектов культурного наследия Санкт-Петербурга.

Иной ход к построению интегрированной базы данных мы использовали, когда по предложению КГИОП совместно с группой исследователей Санкт-Петербурга под руководством А.Д. Марголиса создавали «Топохрон» - каталог научной информации по историческим мемориальным адресам, существенно (на порядок) расширившим состав охраняемых мемориальных мест, связанных с историческими персонами Санкт-Петербурга – Петрограда - Ленинграда. Назначением этой работы было расширение круга учтенных мемориальных адресов, связанных с жизнью и деятельностью в нашем городе деятелей науки и культуры, общественно-политических, государственных и военных деятелей, а также деятельностью различных организаций и учреждений. «Топохрон» изначально создавался как база данных структурно согласованная с интегрированной базой данных историко-культурного наследия.

Теперь, когда интегрированная база передана и вводится в штатный режим эксплуатации службами КГИОП, одной из наших задач является поддержка ее вместе с научным отделом КГИОП в таком состоянии, чтобы все дальнейшие публикации являлись результатом генерации из базы данных с минимальными редакционными и корректорскими правками. Книга, превращенная в базу данных, породит много других книг и списков, которые могут отличаться набором, порядком отбора и отсортированностью по реквизитам, а также тематикой выбора материала из базы данных.

Формирование базы данных в любой прикладной области сопряжено с целым рядом проблем, от решения которых зависит ее жизнеспособность. Основные проблемы можно сформулировать следующим образом:



  • Адекватное структурирование предметной области

  • Удобный, интуитивно понятный интерфейс

  • Инструментальное нормативно-справочное обеспечение

  • Реализация произвольных пользовательских запросов в формате принятом в стандартном документообороте

  • Полнота и актуальность базы данных

Программно-информационный «Комплекс архитектуры, истории и археологии» (КАИСА), разработанный ОАО «Альт-Софт», поддерживает отношения между основными информационными объектами, составляющими историко-культурное наследие:



  • «Архитектурные, монументальные и археологические памятники»;

  • «Персоны»;

  • «Исторических события и организации».

Структурирование основных информационных объектов допускает расширение реквизитного состава. Все информационные объекты могут быть связаны с неограниченным набором графического изобразительного материала.

Интерфейс, реализованный на основе HTML, обеспечивает привычный книжный, постраничный просмотр содержимого полей-описаний информационных объектов из базы данных. Отношения между объектами при этом отображаются с помощью гипертекстовых ссылок. Редактирование полей-описаний и связей между объектами инициируется на имени поля - вызовом соответствующей формы для ввода и редактирования.

Все поля, которые могут быть использованы в поисковых и групповых операциях, снабжены справочным сопровождением. Справочники могут быть многоуровневыми, и пользователю предоставлена возможность самому пополнять их в процессе заполнения базы данных. Некоторые наиболее значимые справочники предлагаются для использования в первоначально заполненном виде. Это делается для унификации описаний информационных объектов с тем, чтобы в дальнейшем можно было связывать между собой различные базы данных. Таковы, например: географический справочник, типологический справочник, справочник технического состояния и некоторые другие.

Запросы к базе данных в КАИСА порождают учетные карточки, справки, списки в формате WORD-документов, которые гибко встраиваются в существующий документооборот.

При работе с информационными объектами, в описание которых входят топонимы и адресная привязка (объекты архитектуры, археологии, а также объекты монументального искусства), необходимым инструментом визуализации их пространственного расположения становится электронная карта. Она обеспечивает интерактивность и гео-информационный доступ к базе данных.

Функциональное назначение электронной карты:



  • Из раздела базы данных, соответствующего конкретному информационному объекту, предоставляется возможность попасть на фрагмент электронной карты в заданном масштабе с обозначением положения объекта на карте;

  • Меняя масштаб и перемещая видимую часть карты на экране компьютера, содержащую визуализированные объекты охраны и учета, реализована возможность выделять на карте подмножества информационных объектов и при переходе к базе данных отфильтровывать и группировать соответствующие им записи из базы.

Задачи, в которых целесообразно использовать гео-информационные системы ведения баз данных:

  • Формирование, уточнение и обоснование существующих охранных зон недвижимых памятников культурного наследия;

  • Помощь в решении кадастровых задач, связанных с разграничением прав собственности, аренды и т.п.

Адекватность структурного описания, поддерживаемого КАИСА, проверена в процессе выполнения совместно с Государственным институтом искусствознания МК РФ работ по гранту "Российская сеть культурного наследия" в рамках проекта "Краткое описание недвижимого памятника культуры: информационно-лингвистическое обеспечение". В рамках этой совместной работы ОАО «Альт-Софт» было поручено разработать структуры, создать технологию и образцы описания архитектурных, исторических и археологических памятников культуры и представить их в формате баз данных. Специалистами Института искусствознания под руководством Е. А. Шорбан в рамках того же проекта был, в частности, создан один из основных справочников - « Типологический справочник объектов недвижимости».

Современная картография размещения объектов охраны и исторических памятных мест тесно связана с проблемой адекватного описания современного и исторического адресного пространства. Смена имен топонимов, изменение их пространственных границ, наконец, изменение принципов и произвол в адресации архитектурных сооружений - вот далеко не полный перечень проблем, для решения которых необходимо создание общероссийского географического справочника, стратефицированного по историческим периодам с необходимыми картографическими материалами.

Частный случай создания и ведения справочника топонимов Санкт-Петербурга с помощью инструментального средства «КАИСА-Топоним» может быть использован в других регионах. В докладе мы поделимся опытом организации создания такого справочника.
Призывы к высоким инстанциям Министерства Культуры РФ осуществить разработку полного спектра нормативных документов для использования в информационных технологиях тщетны из-за недостаточного финансирования, отсутствия соответствующих научных разработок и других не менее веских причин.

Любой отраслевой, муниципальный или общероссийский справочник, тезаурус, словарь, входящий в состав нормативно-справочной информации (НСИ), должен быть обеспечен:



  • конкретной организацией-исполнителем, которая будет вести их «всю оставшуюся жизнь», отвечая за актуальность информации и пользовательский сервис;

  • программными средствами ведения и программными средствами использования с учетом необходимости проведения обновления версий программного обеспечения;

  • законодательно: отраслевыми и федеральными распоряжениями об обязательном использования их в информационных технологиях подведомственных учреждений при формировании баз данных, в документообороте, публикациях и т.п.;

  • согласованием хотя бы с англоязычной версией аналога, принятого мировым сообществом;

  • обязательством организации-исполнителя постоянно отслеживать практику использования НСИ в федеральных программах и регулярно проводить рабочие семинары для пользователей НСИ не только в просветительских целях, но и для определения направлений развития разрабатываемых справочных систем.

Без выполнения практически всех перечисленных принципов нормотворчество на нынешнем этапе массовой информатизации организаций культуры порождает больше проблем, чем решений. Вместо объединения пользователей, использующих единые информационные и программные инструментальные средства - ведутся локальные, самодостаточные разработки справочников и средств их ведения, которые не объединяют, а разобщают накапливаемые информационные ресурсы.
Попытка хоть отчасти следовать этим принципам, реализована нами в подходе к организации формирования справочника топонимов Санкт-Петербурга. Краткое описание исходных данных и организационной составляющей при его формировании предлагаем Вашему вниманию.

В настоящее время в различных организациях, службах и ведомствах Санкт-Петербурга для обозначения объектов городской среды (топонимов) в базах данных и документообороте используются многочисленные внутренние справочники топонимов или произвольные написания их наименований. Это постоянно приводит к путанице при попытках идентификации объектов городской среды в адресном пространстве города и пригородов.



На сегодня существуют три наиболее авторитетных справочника топонимов Санкт-Петербурга, каждый со своими преимуществами и недостатками.

  • Реестр названий городской среды (Реестр), утвержденный губернатором Санкт-Петербурга, существует в печатном варианте и обязателен для использования в документообороте официальных организаций всех уровней Санкт-Петербурга.

Его достоинства: полнота, выверенность грамматической формы, задание границ объектов городской среды, даты присвоения (восстановления) названий. К основным достоинствам следует отнести его поддержку на регулярной основе Петербургским Топонимическим обществом, которое осуществляет отслеживание изменений, организацию накопления и внесения поправок в Реестр. Он безупречен со стороны литературной, ежегодно члены топонимической комиссии во время полевых исследований уточняют и расширяют реально использующиеся топонимы, соотносят их с подробным планом города и ближайших пригородов.

Недостаток: отсутствует код-идентификатор топонима. При переименованиях топонима нет инвариантного указателя на географический объект. Справочник существует и ведется Топонимической комиссией исключительно в формате WORD-документа. Отсутствует электронный аналог Реестра в формате базы данных. Недостаточное распространение за пределами административных органов Санкт-Петербурга.


  • Справочник топонимов налоговой инспекции РФ используется всеми организациями и учреждениями всех форм собственности независимо от их отраслевой принадлежности на всей территории России в основном для ведения бухгалтерского учета.

Его достоинства: существует в электронном виде в формате базы данных, топонимы представлены в структуре дерева отношений, удобной для реализации поисковых операций; введены дополнительные информационные значения, которые можно использовать в различных приложениях, такие как административные районы, почтовые индексы и т.п. Справочник ежегодно обновляется. Важнейшим достоинством этого справочника являются общероссийские коды топонимов, без которых в дальнейшем будет невозможно обходиться в серьезных приложениях (кадастры, недвижимость и т.п.).

Недостаток: нарушение грамматических норм в литературном представлении топонимов и их сокращенных форм, а также ограниченные средства поиска.



  • В Петербурге существует еще один список – список топонимов Комитета по использованию земельных ресурсов (КЗР). Полная кадастровая адресация объектов недвижимости, построенная на базе этого списка, позволяет автоматизировать адресную привязку этих объектов к электронной карте региона, которую ведет и поддерживает КЗР. Нетрудно догадаться, что этот список далеко не полно совпадает с двумя предыдущими.

Объединение этих трех списков дает реальное объединение их преимуществ и через общий код-идентификатор делает доступными для сопоставления базы данных, ведущиеся в разных справочных адресных системах.

Отсутствие в России единого кодификатора топонимов превращает задачу стыковок баз данных различных организаций и ведомств по ключевым адресным полям в нетривиальную проблему, не имеющую формального решения. Полная стыковка возможна только при организационном обеспечении совмещения ядра общепризнанных топонимических списков, вводе кода-идентификатора топонима, согласованном их ведении и устранении расходящихся хвостов ведомственных справочников топонимов.

ОАО «Альт-Софт», столкнувшись с этой проблемой при создании базы данных памятников истории и культуры для КГИОП, предложил Топонимической комиссии при губернаторе Санкт-Петербурга инструмент для сведения этих трех топонимических списков в один. При этом единый список топонимов представляется в формате базы данных с отслеживанием и внесением истории изменений в базу данных топонимов, генерацией из нее текстового представления результирующего списка, ежегодно утверждаемого губернатором Петербурга. Наряду с кодом-идентификатором топонима в этом списке предусмотрено ведение всех переименований топонима, с учетом временных интервалов действия устаревших имен и изменением границ соответствующего им географического объекта. Все изменения, связанные с топонимами, сопровождаются ссылками на соответствующие документы-решения.

Для адресной привязки исторических событий, памятников истории и культуры (задачи КГИОП) такой инструмент оказывается чрезвычайно важен.

Бюро Топонимической комиссии приняло предложенное решение. Таким образом определилась организация, которая берет на себя обязательство, используя разработанные ОАО «Альт-Софт» инструментальные средства, вести единый справочник топонимов, ежегодно утверждать его у губернатора, согласовывать его со справочниками Государственной налоговой инспекции и Комитета по земельным ресурсам. ОАО «Альт-Софт» наряду с программным обеспечением ведения справочника топонимов, подготовило программный исполняемый модуль, который будет сопровождать утвержденный губернатором справочник топонимов в DBF–формате для использования его всеми организациями и учреждениями Санкт-Петербурга при формировании баз данных с адресными полями, а также в документообороте при использовании текстового редактора WORD.

Этот побочный для формирования базы данных КГИОП продукт оказался плодотворным и при привязке базы данных к ставшей доступной векторизованной электронной карте города. Выверенность сведенных к одному единому справочнику топонимов трех основных адресных списков региона позволила сравнительно легко привязаться к внутреннему адресному списку одной из электронных карт города.

Таким образом сформировался не только программно-информационный но и организационный подход к созданию и ведению единого справочника топонимов региона с историей переименований, разбиений-слияний (для населенных пунктов и улиц) и общероссийским кодом топонимов.
***

По мере внедрения новых информационных технологий в описание и учет памятников недвижимого наследия все отчетливее вырисовывается проблема адекватных инструментальных средств. Редактор WORD как единственное средство информатизации перестает удовлетворять растущие потребности специалистов органов охраны памятников. Технологии баз данных, мульти-медиа и интернет-технологии приходят во многие Научно-производственные центры по использованию и охране памятников истории и культуры России. Необходимо научно-практическое и методическое осмысление этих процессов. Следует изучить существующий опыт работающих технологически продвинутых комплексных информационных систем. Результатом анализа должны стать отраслевые рекомендации, разработка нормативно-справочной информации, последовательная политика информатизации региональных НПЦ и, как итог, формирование общероссийского каталога памятников истории и культуры.

В самых общих чертах общероссийский каталог памятников истории и культуры должен поддерживать отношения между объектами историко-культурного наследия (архитектурные и археологические объекты, персоны, организации, исторические события), иерархию вхождения объектов недвижимости друг в друга (ансамбли и комплексы), включать уникальный код объекта, осуществлять однозначную привязку к адресному пространству, к геодезическим координатам для картографического представления. Персоны должны быть снабжены краткими биографическими справками и иконографией.

Региональный список памятников истории и культуры в недалеком будущем будет утверждаться Министерством Культуры РФ не как линейный аннотированный перечень объектов с разделением по типам: архитектура, история, монументальное искусство и т.п., а как целостная база данных, описывающая объекты и отношения между ними на уровне, по крайней мере, учетных карточек с архитектурными, историческими и биографическими описаниями, снабженными изобразительными рядами, планами и картографией. Его задачей должна стать реализация комплексного представления памятников истории и культуры, их роли в историческом и художественном процессе, городской среде, жизни страны, города, исторических персон. Так, Зимний дворец - не только архитектурный шедевр Ф.-Б. Растрелли, но и парадная Императорская резиденция, место жизни и деятельности Государей и членов Фамилии, средоточие и олицетворение официальной жизни Империи, после Февральской революции - резиденция председателя Временного правительства и место последних заседаний его членов, наконец, место пребывания крупнейшего собрания произведений искусства и проч. Все эти аспекты взаимосвязаны. Изучение таких связей на основе понимания целостности исторической и культурной среды позволит приблизиться к пониманию феномена русской культуры Нового и Новейшего времени.

П.А. Гринфельд

Б.М. Кириков



Л.В. Петров
Санкт-Петербург 1 ноября 2001 г.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница